Комментарии к жилищному кодексу рф – Жилищный Кодекс РФ 2019 с Комментариями. Последняя действующая редакция ЖК РФ (ФЗ №188) с изменениями

Комментарии к ЖК РФ

Поиск по сайту

Налоговая судебная практика

  • Определение ВС РФ N 304-КГ15-12005 от 5 октября 2015 г.

    Таким образом, суды, руководствуясь положениями статей 346.11, 346.14, 346.15 Налогового кодекса РФ, пришли к выводу о наличии у инспекции правовых оснований для доначисления предпринимателю налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

  • Определение ВС РФ N 308-КГ15-19079 от 5 февраля 2016 г.

    Под перевалкой в целях статьи 164 Налогового кодекса РФ понимаются погрузка, выгрузка, слив, налив, маркировка, сортировка, упаковка, перемещение в границах морского, речного порта, технологическое накопление грузов, приведение грузов в транспортабельное состояние, их крепление и сепарация.

  • Определение ВС РФ N 309-КГ14-6449 от 16 декабря 2015 г.

    Основанием для доначисления названных налогов послужил вывод инспекции о неправомерном применении обществом специальных налоговых режимов в виде упрощенной системы налогообложения и единого налога на вмененный доход, поскольку, в нарушение подпункта 15 пункта 3 статьи 346.12 и пункта 2.2 статьи 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации, в проверяемом налоговом периоде среднесписочная численность работников общества составляла более 100 человек.

Указы и распоряжения Президента Российской Федерации

  • Указ Президента РФ от 04.07.2019 N 320

    «О внесении изменения в Указ Президента Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. N 967 «О мерах по укреплению кадрового потенциала Российской Федерации»

  • Указ Президента РФ от 03.07.2019 N 315

    «О Чрезвычайном и Полномочном После Российской Федерации в Южно-Африканской Республике»

  • Указ Президента РФ от 03.07.2019 N 310

    «Об освобождении от должности, назначении на должность и увольнении с военной службы в некоторых федеральных государственных органах»

Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации

Пленум ВС РФ

nalogcodex.ru

«Комментарий к Жилищному кодексу Российской Федерации от 29 декабря 2004

КОММЕНТАРИЙ
К ЖИЛИЩНОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОТ 29 ДЕКАБРЯ 2004 Г. N 188-ФЗ
(Постатейный)
В.В. ГЛАЗОВ
Глазов Василий Владимирович, специалист по гражданскому, жилищному праву. Автор ряда публикаций по вопросам жилищного, налогового права и экономической безопасности.

ВВЕДЕНИЕ
Среди прав человека и гражданина особое место занимает право на жилище, которое является неотъемлемым социальным благом, атрибутом цивилизации и цивилизованности. Право на жилище закреплено в п. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации. Там же содержится и ряд гарантий реализации этого права, в частности принцип невозможности произвольного лишения кого-либо принадлежащего ему жилья.
Механизм реализации права на жилище, закрепленного в Конституции Российской Федерации, сложен и многогранен. Он раскрывается и конкретизируется уже не в нормах Конституции, а в целом ряде нормативных правовых актов меньшей юридической силы, среди которых федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, акты органов местного самоуправления.
Основополагающим источником законодательства, регулирующего реализацию жилищных прав граждан, является Жилищный кодекс Российской Федерации (далее — ЖК РФ). По юридической силе он занимает второе место после Конституции и фактически является фундаментом всего жилищного законодательства Российской Федерации.
Кодифицированные законодательные акты, содержащие нормы о реализации права на жилье, появились в России после Октябрьской революции 1917 г. Это были первые жилищные кодексы РСФСР. Последний из них был принят в 1983 г. Появление таких законов обусловлено, прежде всего, активным развитием жилищного законодательства тех времен.
Жилищный вопрос, остро стоявший в Советском государстве (кстати, не решенный до сих пор), стимулировал власть к принятию решительных мер по обеспечению граждан жильем. Этот процесс необходимо было нормативно урегулировать, что и потребовало разработки кодифицированных законов.
Последний из жилищных кодексов РСФСР действовал с 1983 г. Именно его сменил на вахте правового регулирования жилищных вопросов новый Жилищный кодекс Российской Федерации, который вступил в силу с 1 марта 2005 г.
В середине 90-х годов прошлого столетия общество осознало, что нормы Жилищного кодекса РСФСР 1983 г. юридически, экономически, социально, да и морально устарели. Они уже не были способны обеспечить должное правовое регулирование столь значимой социальной сферы, как реализация прав на жилье и обеспечение граждан жилищем.
Это связано, прежде всего, со значительным расширением круга общественных отношений, складывающихся по поводу обеспечения жильем. Если ЖК РСФСР фактически устанавливал примат государственного, коллективного и общественного жилья над жильем, находящимся в частной, или, как тогда ее называли, в личной собственности граждан, с переходом к рыночной экономике и возрождением института частной собственности государственное и общественное жилье стало активно уступать дорогу жилью собственному.
Государственный жилищный фонд в процессе приватизации значительно «похудел». Если ранее подавляющему большинству граждан жилье предоставлялось внаем из государственного жилищного фонда за умеренную, «социально обоснованную» плату, то теперь даже Конституция в ст. 40 провозгласила, что государственное или муниципальное жилье предоставляется бесплатно или за умеренную плату малоимущим и иным социально незащищенным категориям граждан.
Эта норма окончательно «поставила крест» на перспективах практики обеспечения граждан государственным «наемным» жильем.
В ходе рыночных преобразований, происходивших в течение последних десяти лет XX века, механизм реализации права на жилище существенно видоизменился. К практике обеспечения жильем из государственного фонда добавились такие формы реализации этого права, как предоставление жилья из муниципальных жилищных фондов, наем жилых помещений, находящихся в частной собственности других граждан, наконец, приобретение жилья в частную собственность путем покупки уже существующих жилых помещений, либо путем строительства, которое, согласно Конституции, всячески поощряется государственными и местными властями, либо же путем инвестирования в строительство новых жилых домов.
Наконец, в условиях рыночной экономики жилье стало полноценным объектом гражданского оборота, т.е. свободно покупалось и продавалось гражданами, отчуждалось иными рыночными методами.
Эти обстоятельства довольно быстро нивелировали значение норм, содержащихся в ЖК РСФСР, а в некоторых случаях полностью парализовали их действие. Законодательство о жилье за какие-то несколько лет неисправимо состарилось и «насытилось» огромным количеством пробелов.
Законодатель отреагировал на старение норм ЖК РСФСР не сразу. Первой вехой жилищной реформы в законодательном аспекте стало принятие Федерального закона «Об основах федеральной жилищной политики», который принес в практику ряд новых, более соответствующих реалиям норм. Затем появился новый Гражданский кодекс Российской Федерации, урегулировавший гражданский оборот жилья, а также явивший российскому обществу понятие коммерческого найма жилого помещения, нормы о котором помещены в главе 35 этого документа.
Данные новеллы жилищного законодательства хоть и были социально востребованы и справедливо восприняты, но все же не произвели революции в жилищных отношениях. Необходим был основополагающий кодифицированный документ — новый жилищный кодекс.
Несмотря на острую потребность в его принятии, законодатель все же умышленно не спешил с его разработкой, понимая, что резкое изменение жилищных приоритетов на законодательном уровне может повлечь за собой социальный взрыв.
Но все же время пришло, и новый Жилищный кодекс увидел свет. Этот Федеральный закон был принят Государственной Думой Российской Федерации 22 декабря 2004 г., одобрен Советом Федерации 24 декабря 2004 г. и подписан Президентом Российской Федерации 29 декабря 2004 г. Официальное опубликование состоялось 12 января 2005 г. в «Российской газете».
ЖК РФ не сильно отличается по объему от своего предшественника. Новый Кодекс состоит из 165 статей, тогда как ЖК РСФСР содержал 158 статей. Но, несмотря на незначительную разницу в объеме, новый Кодекс содержит большое количество новых для жилищного законодательства норм.
Законодатель при разработке ЖК РФ, руководствуясь принципом кодификации, ввел в его состав нормы, регулирующие такие общественные отношения по поводу жилья, которые ранее регулировались самостоятельными законами. Это, однако, не значит, что принятие ЖК РФ означает утрату юридической силы всех без исключения законов, регулирующих жилищные отношения. Многие из них сохранят свое самостоятельное значение, многие будут приведены или уже приведены в соответствие с нормами Жилищного кодекса.
Нормы ЖК РФ систематизированы на восемь разделов и четырнадцать глав, в которых отражены основы правового регулирования таких жилищных институтов, как товарищество собственников жилья, жилищные и жилищно-строительные кооперативы, договор социального найма жилого помещения и т.д.

29 декабря 2004 года N 188-ФЗ

ЖИЛИЩНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Принят
Государственной Думой
22 декабря 2004 года
Одобрен
Советом Федерации
24 декабря 2004 года

Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Глава 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ.
ЖИЛИЩНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
Статья 1. Основные начала жилищного законодательства
Комментарий к статье 1
Статья 1 ЖК РФ закрепила целый ряд основных начал жилищного законодательства Российской Федерации. В юридическом смысле содержание комментируемой статьи составляют принципы жилищного законодательства, которыми должны руководствоваться субъекты жилищных отношений в своей деятельности. Основные начала также имеют существенное значение для развития жилищного законодательства в целом, ведь именно они определяют приоритеты, которым должны соответствовать все без исключения нормативные правовые акты, регулирующие жилищные отношения. Кроме того, ст. 1 закрепила ряд жилищных прав граждан, основанных на конституционных принципах.
Согласно комментируемой статье основными началами жилищного законодательства являются следующие принципы.
Граждане Российской Федерации, а также иные физические лица, пребывающие в Российской Федерации на законных основаниях, вправе по своему усмотрению распоряжаться принадлежащими им жилищными правами и осуществлять их своей волей и в своих интересах.
Данный принцип означает свободу реализации гражданами имеющихся у них жилищных прав, например, прав собственности на жилые помещения, прав найма, прав члена товарищества собственников жилья, прав члена жилищно-строительного кооператива и т.д. При этом реализация жилищных прав должна соответствовать законодательству Российской Федерации и укладываться в рамки правомерного поведения.
Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав на основе жилищного законодательства и (или) договора.
Содержание данного принципа раскрывается в свободе установления жилищных прав, т.е. граждане свободы совершать действия, с которыми закон связывает возникновение того или иного жилищного права. При этом такая же свобода предоставлена в отношении действий, влекущих в соответствии с законодательством изменение или прекращение жилищных прав граждан.
Жилищные права, как следует из приведенного принципа, могут приобретаться гражданами как на основании закона, так и на основании договора. Напомним, что договор может устанавливать неограниченное количество прав и обязанностей его участников. Единственным условием для этого является соответствие «договорных» прав и обязанностей нормам закона либо основным принципам законодательства.
Осуществление гражданами своих жилищных прав и исполнение ими своих обязанностей, вытекающих из жилищных отношений, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.
Данный принцип устанавливает границу реализации прав и обязанностей субъекта жилищных отношений — она проходит там, где начинается правомерная реализация прав и обязанностей других субъектов. Граждане, участвуя в жилищных отношениях, не должны предпринимать действий, а в определенных случаях не должны допускать бездействия, нарушающего права других граждан как в жилищной, так и других сферах деятельности.
Посредством данной нормы в жилищном законодательстве реализуется один из основных принципов демократического общества — взаимное уважение и соблюдение прав, свобод и интересов граждан, а также равенство граждан между собой.
Жилищные права граждан могут быть ограничены на основании федерального закона в исключительных случаях, а именно в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Данная норма ЖК РФ полностью заимствована из Конституции Российской Федерации и гарантирует реализацию жилищных прав граждан без каких-либо ограничений, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом. При этом ограничение жилищных прав, как следует из комментируемой нормы, допускается лишь на основании федерального закона. Следовательно, закон субъекта Российской Федерации не может содержать нормы, тем или иным образом ограничивающие права граждан в жилищной сфере.
Граждане имеют право свободного выбора жилого помещения в пределах Российской Федерации для своего проживания в качестве собственника, по договору найма (поднайма) либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Данный принцип жилищного законодательства устанавливает фактическую и юридическую свободу реализации гражданами своих жилищных прав. Фактическая свобода означает, что граждане вправе выбрать жилое помещение в любой местности на территории Российской Федерации.
Принцип фактической свободы выбора жилого помещения на территории Российской Федерации тесно связан с конституционным правом граждан на свободу передвижения и выбор места жительства на территории России.
Право граждан на свободу передвижения и выбор места жительства помимо Конституции регулируется Федеральным законом «О праве граждан на свободу передвижения и выбор места жительства в пределах Российской Федерации». Этот нормативный правовой акт закрепляет механизм правомерной реализации данного права граждан. В частности, в нем устанавливается обязанность граждан вставать на регистрационный учет по месту пребывания и месту жительства.
Таким образом, руководствуясь комментируемой нормой ЖК РФ, граждане вправе свободно выбирать для своего проживания любое жилое помещение в пределах Российской Федерации, но при этом обязаны соблюдать требование другого федерального закона и регистрироваться в органах внутренних дел по месту пребывания или по месту жительства.
Юридическая свобода заключается в том, что граждане вправе удовлетворять свою жилищную потребность посредством различных юридических оснований, т.е. вправе по своему усмотрению приобретать жилье в собственность, внаем, проживать в общежитиях, гостиницах, получать и использовать служебные жилые помещения, а также пользоваться жилыми помещениями на иных законных основаниях. Не допускается ограничение права выбора юридического основания для владения и пользования жильем, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом.
Гарантией реализации предыдущего принципа жилищного законодательства служит п. 5 комментируемой статьи, согласно которому ограничение права граждан на свободу выбора жилого помещения для проживания в пределах Российской Федерации допускается только на основании норм, содержащихся в самом ЖК РФ либо в ином федеральном законе. Этот принцип гарантирует, что право свободного выбора жилья не может быть ограничено иначе как на основании норм, имеющих высшую юридическую силу, а именно норм федеральных законов. Следовательно, ограничение указанного права не может возникать на основании норм законов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, а также положений актов различных органов исполнительной власти.
Принципы, сосредоточенные в комментируемой статье, обеспечивают правомерное использование гражданами своих жилищных прав. Закрепление данных принципов в ЖК РФ фактически подчеркивает его конституционный характер, уважение прав и свобод граждан. Посредством группы указанных принципов обеспечивается соответствие жилищного законодательства нормам Конституции Российской Федерации.
Ранее действовавший ЖК РСФСР нормы, закрепляющей основные начала жилищного законодательства, фактически не содержал. В той или иной мере аналогом ст. 1 ЖК РФ являлась ст. 10 ЖК РСФСР, в которой перечислялись основные жилищные права и обязанности граждан. Там, в частности, шла речь о невозможности выселения граждан из занимаемого жилого

www.lawmix.ru

«Комментарий к Жилищному кодексу Российской Федерации от 29 декабря 2004

КОММЕНТАРИЙ
К ЖИЛИЩНОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОТ 29 ДЕКАБРЯ 2004 Г. N 188-ФЗ
(Постатейный)
Издание второе,
переработанное и дополненное
В.В. ГЛАЗОВ
Глазов Василий Владимирович, специалист по гражданскому, жилищному праву. Автор ряда публикаций по вопросам жилищного, налогового права и экономической безопасности.
ВВЕДЕНИЕ
Среди прав человека и гражданина особое место занимает право на жилище, которое является неотъемлемым социальным благом, атрибутом цивилизации и цивилизованности. Право на жилище закреплено в ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации. Там же содержится и ряд гарантий реализации этого права, в частности принцип невозможности произвольного лишения кого-либо принадлежащего ему жилья.
Механизм реализации права на жилище, закрепленного в Конституции Российской Федерации, сложен и многогранен. Он раскрывается и конкретизируется уже не в нормах Конституции, а в целом ряде нормативных правовых актов меньшей юридической силы, среди которых федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, акты органов местного самоуправления.
Основополагающим источником законодательства, регулирующего реализацию жилищных прав граждан, является Жилищный кодекс Российской Федерации (далее — ЖК РФ). По юридической силе он занимает второе место после Конституции и фактически является фундаментом всего жилищного законодательства Российской Федерации.
Кодифицированные законодательные акты, содержащие нормы о реализации права на жилье, появились в России после Октябрьской революции 1917 г. Это были первые Жилищные кодексы РСФСР. Последний из них был принят в 1983 г. Появление таких законов обусловлено прежде всего активным развитием жилищного законодательства тех времен.
Жилищный вопрос, остро стоявший в Советском государстве (кстати, не решенный до сих пор), стимулировал власть к принятию решительных мер по обеспечению граждан жильем. Этот процесс необходимо было нормативно урегулировать, что и потребовало разработки кодифицированных законов.
Последний из Жилищных кодексов РСФСР действовал с 1983 г. Именно его сменил на вахте правового регулирования жилищных вопросов новый Жилищный кодекс Российской Федерации, который вступил в силу с 1 марта 2005 г.
В середине 90-х годов прошлого столетия общество осознало, что нормы Жилищного кодекса РСФСР 1983 г. юридически, экономически, социально, да и морально устарели. Они уже не были способны обеспечить должное правовое регулирование столь значимой социальной сферы, как реализация прав на жилье и обеспечение граждан жилищем.
Это связано прежде всего со значительным расширением круга общественных отношений, складывающихся по поводу обеспечения жильем. Если ЖК РСФСР фактически устанавливал примат государственного, коллективного и общественного жилья над жильем, находящимся в частной, или, как тогда ее называли, в личной собственности граждан. С переходом к рыночной экономике и возрождением института частной собственности государственное и общественное жилье стало активно уступать дорогу жилью собственному.
Государственный жилищный фонд в процессе приватизации значительно «похудел». Если ранее подавляющему большинству граждан жилье предоставлялось внаем из государственного жилищного фонда за умеренную, «социально обоснованную» плату, то теперь даже Конституция в ст. 40 провозгласила, что государственное или муниципальное жилье предоставляется бесплатно или за умеренную плату малоимущим и иным социально незащищенным категориям граждан.
Эта норма окончательно «поставила крест» на перспективах практики обеспечения граждан государственным «наемным» жильем.
В ходе рыночных преобразований, происходивших в течение последних десяти лет XX века, механизм реализации права на жилище существенно видоизменился. К практике обеспечения жильем из государственного фонда добавились такие формы реализации этого права, как предоставление жилья из муниципальных жилищных фондов, наем жилых помещений, находящихся в частной собственности других граждан, наконец, приобретение жилья в частную собственность путем покупки уже существующих жилых помещений, либо путем строительства, которое, согласно Конституции, всячески поощряется государственными и местными властями, или же путем инвестирования в строительство новых жилых домов.
Наконец, в условиях рыночной экономики жилье стало полноценным объектом гражданского оборота, т.е. свободно покупалось и продавалось гражданами, отчуждалось иными рыночными методами.
Эти обстоятельства довольно быстро нивелировали значение норм, содержащихся в ЖК РСФСР, а в некоторых случаях полностью парализовали их действие. Законодательство о жилье за какие-то несколько лет неисправимо состарилось и «насытилось» огромным количеством пробелов.
Законодатель отреагировал на старение норм ЖК РСФСР не сразу. Первой вехой жилищной реформы в законодательном аспекте стало принятие Федерального закона «Об основах федеральной жилищной политики», который принес в практику ряд новых, более соответствующих реалиям норм. Затем появился новый Гражданский кодекс Российской Федерации, урегулировавший гражданский оборот жилья, а также явивший российскому обществу понятие коммерческого найма жилого помещения, нормы о котором помещены в главе 35 этого документа.
Данные новеллы жилищного законодательства хоть и были социально востребованы и справедливо восприняты, но все же не произвели революции в жилищных отношениях. Необходим был основополагающий кодифицированный документ — новый Жилищный кодекс.
Несмотря на острую потребность в его принятии, законодатель все же умышленно не спешил с его разработкой, понимая, что резкое изменение жилищных приоритетов на законодательном уровне может повлечь за собой социальный взрыв.
Но все же время пришло, и новый Жилищный кодекс увидел свет. Этот Федеральный закон был принят Государственной Думой Российской Федерации 22 декабря 2004 г., одобрен Советом Федерации 24 декабря 2004 г. и подписан Президентом Российской Федерации 29 декабря 2004 г. Официальное опубликование состоялось 12 января 2005 г. в «Российской газете».
ЖК РФ не сильно отличается по объему от своего предшественника. Новый Кодекс состоит из 165 статей, тогда как ЖК РСФСР содержал 158 статей. Но несмотря на незначительную разницу в объеме, новый Кодекс содержит большое количество новых для жилищного законодательства норм.
Законодатель при разработке ЖК РФ, руководствуясь принципом кодификации, ввел в его состав нормы, регулирующие такие общественные отношения по поводу жилья, которые ранее регулировались самостоятельными законами. Это, однако, не значит, что принятие ЖК РФ означает утрату юридической силы всех без исключения законов, регулирующих жилищные отношения. Многие из них сохранят свое самостоятельное значение, многие будут приведены или уже приведены в соответствие с нормами Жилищного кодекса.
Нормы ЖК РФ систематизированы на восемь разделов и четырнадцать глав, в которых отражены основы правового регулирования таких жилищных институтов, как товарищество собственников жилья, жилищные и жилищно-строительные кооперативы, договор социального найма жилого помещения и т.д.
ЖК РФ вступил в силу 1 марта 2005 г. С этой без преувеличения исторически важной даты началось развитие и становление жилищного законодательства России, качественно нового и отвечающего условиям рыночной экономики, а также современным социальным реалиям. ЖК стал первым краеугольным камнем в фундаменте этой законодательной отрасли, он заложил «генеральную линию» новой государственной политики в жилищной сфере.
ЖК РФ имеет существенное значение не только с юридической точки зрения; его нормы дают старт реформированию всей сложнейшей и социально значимой системе общественных отношений, складывающихся вокруг этого близкого каждому понятия — «жилье».
В процессе применения норм ЖК РФ, которые действуют уже без малого два года, безусловно, выявляются и пробелы, и не всегда «корректные» способы регулирования, но именно реальное применение правовой нормы позволяет дать ей наиболее адекватную юридическую и практическую оценку. Именно поэтому в последующие годы в ЖК РФ будут вноситься изменения и дополнения, обусловленные практикой. И через некоторое время Россия получит отработанный, практически и юридически выверенный кодифицированный документ.
Следует добавить, что за прошедшие два года в Кодекс уже пять раз вносились изменения и дополнения. Впервые текст ЖК РФ был изменен Федеральным законом от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ. Изменения коснулись двух статей Кодекса и были обусловлены не столько жилищными правоотношениями, сколько совершенствованием системы разграничения полномочий между федеральными органами, органами субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
В следующий раз отдельные нормы ЖК РФ претерпели изменения уже в декабре 2006 г. Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ, помимо поправок в Градостроительный кодекс Российской Федерации, внесены изменения и дополнения в две статьи ЖК.
Наконец, Федеральными законами от 29 декабря 2006 г. N 250-ФЗ, N 251-ФЗ и N 258-ФЗ изменен и дополнен еще ряд статей ЖК РФ.
Не стоит забывать, что в настоящее время Президентом и Правительством Российской Федерации активно претворяются в жизнь национальные проекты, одним из которых является проект, направленный на обеспечение граждан доступным жильем. Разработка национального проекта этой направленности недвусмысленно дает понять, что жилье для граждан России — это национальный приоритет, и органы государственной власти будут в дальнейшем уделять особое внимание жилищной сфере. На этом фоне задача обеспечения юридической и практической эффективности норм ЖК РФ также приобретает приоритетный характер.
29 декабря 2004 года N 188-ФЗ

ЖИЛИЩНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Принят
Государственной Думой
22 декабря 2004 года
Одобрен
Советом Федерации
24 декабря 2004 года
(в ред. Федеральных законов от 31.12.2005 N 199-ФЗ,
от 18.12.2006 N 232-ФЗ, от 29.12.2006 N 250-ФЗ,
от 29.12.2006 N 251-ФЗ, с изм., внесенными
Федеральным законом от 29.12.2006 N 258-ФЗ)
Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Глава 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ.
ЖИЛИЩНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
Статья 1. Основные начала жилищного законодательства
Комментарий к статье 1
Статья 1 ЖК РФ закрепила целый ряд основных начал жилищного законодательства Российской Федерации. В юридическом смысле содержание комментируемой статьи составляют принципы жилищного законодательства, которыми должны руководствоваться субъекты жилищных отношений в своей деятельности. Основные начала также имеют существенное значение для развития жилищного законодательства в целом, ведь именно они определяют приоритеты, которым должны соответствовать все без исключения нормативные правовые акты, регулирующие жилищные отношения. Кроме того, ст. 1 закрепила ряд жилищных прав граждан, основанных на конституционных принципах.
Согласно комментируемой статье основными началами жилищного законодательства являются следующие принципы.
Граждане Российской Федерации, а также иные физические лица, пребывающие в Российской Федерации на законных основаниях, вправе по своему усмотрению распоряжаться принадлежащими им жилищными правами и осуществлять их своей волей и в своих интересах.
Данный принцип означает свободу реализации гражданами имеющихся у них жилищных прав, например, прав собственности на жилые помещения, прав найма, прав члена товарищества собственников жилья, прав члена жилищно-строительного кооператива и т.д. При этом реализация жилищных прав должна соответствовать законодательству Российской Федерации и укладываться в рамки правомерного поведения.
Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав на основе жилищного законодательства и (или) договора.
Содержание данного принципа раскрывается в свободе установления жилищных прав, т.е. граждане свободны совершать действия, с которыми закон связывает возникновение того или иного жилищного права. При этом такая же свобода предоставлена в отношении действий, влекущих в соответствии с законодательством изменение или прекращение жилищных прав граждан.
Жилищные права, как следует из приведенного принципа, могут приобретаться гражданами как на основании закона, так и на основании договора. Напомним, что договор может устанавливать неограниченное количество прав и обязанностей его участников. Единственным условием для этого является соответствие «договорных» прав и обязанностей нормам закона либо основным принципам законодательства.
Осуществление гражданами своих жилищных прав и исполнение ими своих обязанностей, вытекающих из жилищных отношений, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.
Данный принцип устанавливает границу реализации прав и обязанностей субъекта жилищных отношений — она проходит там, где начинается правомерная реализация прав и обязанностей других субъектов. Граждане, участвуя в жилищных отношениях, не должны предпринимать действий, а в определенных случаях не должны допускать бездействия, нарушающего права других граждан как в жилищной, так и других сферах деятельности.
Посредством данной нормы в жилищном законодательстве реализуется один из основных принципов демократического общества — взаимное уважение и соблюдение прав, свобод и интересов граждан, а также равенство граждан между собой.
Жилищные права граждан могут быть ограничены на основании федерального закона в исключительных случаях, а именно в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Данная норма ЖК РФ полностью заимствована из Конституции Российской Федерации и гарантирует реализацию жилищных прав граждан без каких-либо ограничений, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом. При этом ограничение жилищных прав, как следует из комментируемой нормы, допускается лишь на основании федерального закона. Следовательно, закон субъекта Российской Федерации не может содержать нормы, тем или иным образом ограничивающие права граждан в жилищной сфере.
Граждане имеют право свободного выбора жилого помещения в пределах Российской Федерации для своего проживания в качестве собственника, по договору найма (поднайма) либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Данный принцип жилищного законодательства устанавливает фактическую и юридическую свободу реализации гражданами своих жилищных прав. Фактическая свобода означает, что граждане вправе выбрать жилое помещение в любой местности на территории Российской Федерации.
Принцип фактической свободы выбора жилого помещения на территории Российской Федерации тесно связан с конституционным правом граждан на свободу передвижения и выбор

www.lawmix.ru

«Комментарий к Жилищному кодексу Российской Федерации» (постатейный) (под

КОММЕНТАРИЙ
К ЖИЛИЩНОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(Постатейный)
Материал подготовлен с использованием правовых актов
по состоянию на 1 февраля 2006 года
Под общей редакцией
заместителя Председателя Верховного Суда
Российской Федерации, доктора юридических наук, профессора,
заслуженного юриста Российской Федерации
В.М. ЖУЙКОВА
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ
Жуйков Виктор Мартенианович — заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации — Введение.
Шешко Галина Федоровна — советник президента Ассоциации строителей России, член рабочей группы по подготовке Жилищного кодекса Российской Федерации, разработчик нормативных правовых актов федерального уровня, заслуженный юрист Российской Федерации — раздел I, раздел III, раздел IV.
Филимонов Сергей Леонидович — заведующий кафедрой «Правовое регулирование строительства и ЖКК» Государственной академии повышения квалификации и переподготовки кадров для строительства и жилищно-коммунального комплекса России, член Общественного Совета по жилищной политике при Министре регионального развития Российской Федерации, член Координационного совета при Правительстве Москвы по развитию самоуправления в жилищной сфере, разработчик нормативных правовых актов федерального уровня, кандидат юридических наук, доцент — раздел II, раздел V, раздел VI, раздел VII, раздел VIII.
ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ
1. Нормативные правовые акты
АПК РФ — Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 с последними изменениями, внесенными Федеральным законом от 31.12.2005 N 25-ФЗ (СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3012; РГ. 2005. N 297)
Бюджетный кодекс РФ — Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 с последними изменениями, внесенными Федеральным законом от 09.05.2005 N 49-ФЗ (СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3823; 2005. N 19. Ст. 1756)
ГК РФ — Гражданский кодекс Российской Федерации
часть первая от 30.11.1994 с последними изменениями, внесенными Федеральным законом от 21.07.2005 N 109-ФЗ (СЗ РФ. 1994. N 32. Ст. 3301; 2005. N 30 (ч. II). Ст. 3120)
часть вторая от 26.01.1996 с последними изменениями, внесенными Федеральным законом от 18.07.2005 N 89-ФЗ (СЗ РФ. 1996. N 5. Ст. 410; 2005. N 30 (ч. I). Ст. 3100)
часть третья от 26.11.2001 с последними изменениями, внесенными Федеральным законом от 02.12.2004 N 146-ФЗ (СЗ РФ. 2001. N 49. Ст. 4552; 2004. N 49. Ст. 4835)
ГК РСФСР — Гражданский кодекс РСФСР от 11.06.1964 (Ведомости РСФСР. 1964. N 24. Ст. 407)
Градостроительный кодекс РФ — Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 с последними изменениями, внесенными Федеральным законом от 31.12.2005 N 210-ФЗ (СЗ РФ. 2005. N 1 (ч. I). Ст. 16; РГ. 2005. N 297)
ГПК РФ — Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 с последними изменениями, внесенными Федеральным законом от 27.12.2005 N 197-ФЗ (СЗ РФ. 2002. N 46. Ст. 4532; РГ. 2005. N 296)
ЖК РСФСР — Жилищный кодекс РСФСР от 26.06.1983 (утратил силу с 01.03.2005 в связи с принятием Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ)
ЖК РФ — Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 с последними изменениями, внесенными Федеральным законом от 31.12.2005 N 199-ФЗ (СЗ РФ. 2005. N 1 (ч. I). Ст. 14; РГ. 2005. N 297)
ЗК РФ — Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 с последними изменениями, внесенными Федеральным законом от 31.12.2005 N 206-ФЗ (СЗ РФ. 2001. N 44. Ст. 4147; РГ. 2005. N 297)
КоАП РФ — Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 с последними изменениями, внесенными Федеральным законом от 31.12.2005 N 199-ФЗ (СЗ РФ. 2002. N 1 (ч. I). Ст. 1; РГ. 2005. N 297)
НК РФ — Налоговый кодекс Российской Федерации
часть первая от 31.07.1998 с последними изменениями, внесенными Федеральным законом от 04.11.2005 N 137-ФЗ (СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3824; 2005. N 45. Ст. 4585)
часть вторая от 05.08.2000 с последними изменениями, внесенными Федеральным законом от 06.12.2005 N 158-ФЗ (СЗ РФ. 2000. N 32. Ст. 3340; 2005. N 50. Ст. 5249)
СК РФ — Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 с последними изменениями, внесенными Федеральным законом от 28.12.2004 N 185-ФЗ (СЗ РФ. 1996. N 1. Ст. 16; 2005. N 1 (ч. I). Ст. 11)
Трудовой кодекс РФ — Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 с последними изменениями, внесенными Федеральным законом от 09.05.2005 N 45-ФЗ (СЗ РФ. 2002. N 1 (ч. I). Ст. 3; 2005. N 19. Ст. 1752)
УК РФ — Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 с последними изменениями, внесенными Федеральным законом от 19.12.2005 N 161-ФЗ (СЗ РФ. 1996. N 25. Ст. 2954; 2005. N 52 (ч. I). Ст. 5574)
Закон о введении в действие Жилищного кодекса РФ — Федеральный закон от 29.12.2004 N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» с последними изменениями, внесенными Федеральным законом от 26.12.2005 N 184-ФЗ (СЗ РФ. 2005. N 1 (ч. I). Ст. 15; 2005. N 52 (ч. I). Ст. 5597)
Закон о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним — Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» с последними изменениями, внесенными Федеральным законом от 31.12.2005 N 206-ФЗ (СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3594; РГ. 2005. N 297)
Закон о приватизации жилых помещений — Закон РФ от 04.07.1991 N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» с последними изменениями, внесенными Федеральным законом от 29.12.2004 N 189-ФЗ (Ведомости РСФСР. 1991. N 28. Ст. 959; СЗ РФ. 2005. N 1 (ч. I). Ст. 15)
Закон о ТСЖ, или Закон о товариществах собственников жилья — Федеральный закон от 15.06.1996 N 72-ФЗ «О товариществах собственников жилья» (утратил силу с 01.03.2005 в связи с принятием Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ)
Закон об основах социального обслуживания — Федеральный закон от 10.12.1995 N 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» с последними изменениями, внесенными Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ (СЗ РФ. 1995. N 50. Ст. 4872; 2004. N 35. Ст. 3607)
Закон об основах федеральной жилищной политики — Закон РФ от 24.12.1992 N 4218-1 «Об основах федеральной жилищной политики» (утратил силу с 01.03.2005 в связи с принятием Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ)
Правила пользования жилыми помещениями — Правила пользования жилыми помещениями, утв. Постановлением Правительства РФ от 21.01.2006 N 25 «Об утверждении Правил пользования жилыми помещениями» («Российская газета». 27.01.2006. N 16)
Типовой договор социального найма — Типовой договор социального найма жилого помещения, утв. Постановлением Правительства РФ от 21.05.2005 N 315 (СЗ РФ. 2005. N 22. Ст. 2126)
2. Постановления Пленумов Верховного Суда РФ
и Высшего Арбитражного Суда РФ
Постановление Пленума ВС РСФСР N 5 — Постановление Пленума Верховного Суда РСФСР от 26.12.1984 N 5 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РСФСР» с последними изменениями, внесенными Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 10.10.2001 N 11 (БВС РСФСР. 1985. N 3; БВС РФ. 2001. N 12)
Постановление Пленума ВС СССР N 2 — Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 03.04.1987 N 2 «О практике применения судами жилищного законодательства» с последними изменениями, внесенными Постановлением Пленума Верховного Суда СССР от 30.11.1990 N 14 (БВС СССР. 1987. N 3; Сборник постановлений Пленумов Верховных судов СССР и РСФСР (РФ) по гражданским делам, 1994)
Постановление Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 6/8 — Постановление Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996 N 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» (Вестник ВАС РФ. 1996. N 9)
3. Официальные издания
БВС (СССР, РСФСР, РФ) — Бюллетень Верховного Суда (СССР, РСФСР, РФ)
Ведомости (РСФСР, РФ) — Ведомости Верховного Совета (РСФСР), Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета (РСФСР, РФ)
РГ — «Российская газета»
САПП РФ — Собрание актов Президента и Правительства РФ
СЗ РФ — Собрание законодательства Российской Федерации
СП (СССР, РСФСР, РФ) — Собрание постановлений Совета Министров (Правительства)
4. Прочие сокращения
ЖК — жилищный кооператив
ЖКУ — жилищно-коммунальные услуги
ЖСК — жилищно-строительный кооператив
КО — коммунальное обслуживание
КУ — коммунальные услуги
ОО — обслуживающая организация
РСО — ресурсоснабжающая организация
СПК — специализированный потребительский кооператив
ТСЖ — товарищество собственников жилья
абз. — абзац
гл. — глава (ы)
ст. — статья (и)
п., пп. — пункт, пункты
подп. — подпункт
разд. — раздел
ч. — часть (и)
ВВЕДЕНИЕ
С 1 марта 2005 г. введен в действие Жилищный кодекс РФ (далее — ЖК) и утратил силу (вместе с рядом других законов, регулировавших жилищные отношения) Жилищный кодекс РСФСР, действовавший с 1 января 1984 г.
Представляется, что ЖК значительно ухудшает положение граждан и во многом не отвечает требованиям ст. 7 и ч. 2 ст. 55 Конституции РФ о том, что Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
Так, ранее переход права собственности на жилой дом или квартиру к другому лицу не являлся основанием для прекращения права пользования жилым помещением членами семьи прежнего собственника (п. 2 ст. 292 Гражданского кодекса РФ в редакции, действовавшей до 1 января 2005 г.), а прекращение семейных отношений с собственником жилого помещения (например, расторжение с ним брака) само по себе не давало оснований для выселения из этого помещения бывшего члена семьи собственника (ст. 127 ЖК РСФСР).
Федеральным законом от 30 декабря 2004 г. N 213-ФЗ в ст. 292 ГК РФ внесены изменения, которыми установлено диаметрально противоположное правило, значительно ухудшившее положение членов семьи собственника (переход права собственности на жилой дом или квартиру к другому лицу является основанием для прекращения права пользования жилым помещением членами семьи прежнего собственника), а ст. 31 ЖК предусмотрено, что в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется.
ЖК предоставляет субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям широкие возможности изъятия жилых помещений у их собственников для «государственных или муниципальных нужд» и устанавливает весьма слабые гарантии прав этих собственников (ст. 32).
Так, ЖК не дает определение понятия «государственные или муниципальные нужды», что на практике может привести (в случае отсутствия должного судебного контроля при рассмотрении судами дел по спорам, связанным с изъятием жилых помещений) к злоупотреблениям со стороны органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления (их изъятию в угоду лишь частным интересам отдельных лиц и т.п.).
Выкупная цена изымаемых жилых помещений, которая должна выплачиваться их собственникам, в реальности далеко не всегда может позволить им приобрести новые жилые помещения, необходимые для проживания.
Таким образом, указанные положения ЖК, по сути, создают собственникам жилых помещений под видом «государственных или муниципальных нужд» угрозу произвольного лишения их права собственности и выселения из этих помещений без достаточной компенсации, позволяющей им приобрести другие жилые помещения, а следовательно, и вообще лишения возможности иметь жилище.
ЖК также ухудшил положение граждан, занимающих жилые помещения по договорам социального найма.
В первую очередь это касается права указанных граждан на приватизацию таких помещений, которые им были предоставлены Законом РФ от 04.07.1991 N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации». С 1 марта 2005 г. это право отменено частично (в отношении жилых помещений, предоставленных после этой даты), а с 1 января 2007 г. оно отменяется полностью (ст. 2, 12 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»).
ЖК (ст. 59), по сравнению с ЖК РСФСР (ст. 46) и действовавшим ранее Законом РФ от 24.12.1992 N 4218-1 «Об основах федеральной жилищной политики» (ст. 16), значительно сузил права граждан, занимающих по договорам социального найма жилые помещения в коммунальных квартирах, на предоставление им освободившихся в этих квартирах комнат.
ЖК, регулируя права нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и проживающих с ними граждан на обмен этих помещений (ст. 72) и на изменение договоров (ст. 82), не предусмотрел права члена семьи нанимателя на обмен приходящейся на него доли жилой площади (на так называемый «семейный обмен») и права на изменение договора найма жилого помещения, состоящего из нескольких изолированных комнат, путем заключения вместо единого договора нескольких договоров найма (на «раздел жилого помещения»), которые у них были в соответствии со ст. 70 и 86 ЖК РСФСР.
Это дает основания утверждать, что ЖК лишил этих граждан указанных прав.
ЖК уменьшил объем прав граждан при выселении их из жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, в связи со сносом дома и по другим основаниям, указанным в ст. 85.
ЖК РСФСР устанавливал, что в таких случаях выселяемым предоставляются благоустроенные жилые помещения, которые, в частности, должны быть по размеру не менее размера, устанавливаемого для предоставления жилых помещений в порядке улучшения жилищных условий (ст. 40, 41, 96).
Это влекло улучшение жилищных условий граждан, проживавших до выселения в жилых помещениях, которые по размерам были меньше установленных норм, и являлось для них весомой компенсацией за переносимые ими неудобства.
Теперь же, согласно ст. 89 ЖК, жилое помещение, которое предоставляется гражданам при выселении, должно быть «равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению».
Таким образом, права на одновременное с выселением улучшение жилищных условий нуждающиеся в этом граждане лишились.
ЖК подтвердил (с некоторыми уточнениями) положение ч. 6 ст. 15 Закона РФ «Об основах федеральной жилищной политики», которого по принципиальным соображениям не было в ЖК РСФСР, о выселении граждан с предоставлением другого жилого помещения по нормам общежития в случаях, если они в течение более шести месяцев не оплачивают жилье и коммунальные услуги

‘Аренда недвижимости. Анализ арбитражной практики разрешения споров (практическое пособие по применению гражданского и земельного законодательства РФ)’ (Ашихмин И.М.) (‘Рофэр’, 2006)  »

www.lawmix.ru

«Комментарий к новому Жилищному кодексу Российской Федерации» (постатейный)

КОММЕНТАРИЙ
К НОВОМУ ЖИЛИЩНОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
А.А. ТИТОВ
Титов А.А., специалист по жилищному законодательству, кандидат юридических наук, доцент; Государственный советник Российской Федерации 2-го класса. Заведующий кафедрой гражданско-правовых дисциплин ИГУМО. Автор многих публикаций по жилищному законодательству, в том числе «Комментария к жилищному законодательству Российской Федерации» и «Комментария к Жилищному кодексу РСФСР» (1999 — 2004 гг.).
ВСТУПИТЕЛЬНАЯ СТАТЬЯ
С 1 марта 2005 г. вступил в действие новый Жилищный кодекс Российской Федерации. С принятием нового Кодекса полностью или частично прекращено действие Жилищного кодекса РСФСР (1983 г.) и некоторых основных законов жилищного законодательства, в том числе Законов РФ от 4 июля 1991 г. N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» и от 24 декабря 1992 г. N 4218-1 «Об основах федеральной жилищной политики». Конкретный порядок применения указанных правовых актов определен Федеральным законом от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации».
Как известно, подготовка проекта Жилищного кодекса РФ началась давно. Однако реальные шаги в этом направлении были предприняты только в 2004 г. Он был принят в рамках пакета 27 федеральных законов по формированию рынка доступного жилья. Доступное жилье — реальность или очередной миф? Это покажет время. Однако ясно, что для реализации данной задачи в первую очередь необходима правовая база. Принятие Кодекса следует рассматривать как прогрессивное явление, поскольку старое жилищное законодательство не отвечало нынешним условиям развития государства и общества и, следовательно, служило тормозом в формировании новых жилищных отношений.
К сожалению, не все положения нового Кодекса проработаны в достаточной степени: имеются определенные погрешности, в частности, неясен смысл некоторых статей. Однако в целом следует отметить огромную работу, проведенную в короткие сроки разработчиками данного Кодекса и других законов, которые послужили основой для кардинального обновления жилищного законодательства.
I. Основные тенденции развития жилищного законодательства,
формирования рынка жилья
Повышение качества и доступности жилья на сегодняшний день — первостепенная задача. С начала рыночной реформы резко упали объемы жилищного строительства, значительно снизились доходы большей части населения страны. При этом на основании нового законодательства очередникам на получение социального жилья выделялась только часть вновь построенных жилых помещений. Хроническое недофинансирование содержания и ремонта (в том числе капитального) жилищного фонда создавало угрозу выбытия значительного объема жилищного фонда и даже отказа от нового жилищного строительства. Основные средства были направлены на «латание дыр», т.е. на содержание и ремонт имеющегося жилья.
Три основные задачи жилищной реформы следующие:
— изменение финансового механизма улучшения жилищных условий граждан, решение этого вопроса в основном за счет собственных доходов и заемных (кредитных) средств;
— разрушение монополизма на рынках строительства, который ведет к резкому росту стоимости жилья;
— обеспечение гарантий права собственности добросовестных приобретателей жилых помещений.
Безусловно, для решения указанных выше задач требуется законодательная база, в которой нашли бы отражение происшедшие в стране за последние 15 лет изменения. В короткие сроки был разработан и принят ряд основных федеральных законов, основная цель которых — формирование рынка доступного жилья.
В 2004 г. в качестве законодательной инициативы в Государственную Думу был внесен так называемый «пакет 27 законов». В их числе проекты:
1. Жилищного кодекса Российской Федерации;
2. Градостроительного кодекса Российской Федерации;
Федеральных законов:
3. О внесении изменений в часть первую статьи 446 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации;
4. О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации;
5. О внесении изменений в Федеральный закон «Об ипотеке (залоге недвижимости)»;
6. О кредитных историях;
7. О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О кредитных историях»;
8. О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации»;
9. О внесении изменений в Федеральный закон «Об ипотечных ценных бумагах»;
10. О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об ипотечных ценных бумагах»;
11. О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»;
12. О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»;
13. О внесении изменений в статью 4 Закона Российской Федерации «О государственной пошлине»;
14. О внесении изменения в статью 146 части второй Налогового кодекса Российской Федерации;
15. О внесении изменения в статью 284 части второй Налогового кодекса Российской Федерации;
16. О внесении изменений в статьи 220 и 224 части второй Налогового кодекса Российской Федерации;
17. О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации;
18. О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации;
19. О внесении изменений в статью 8 Закона Российской Федерации «О плате за землю»;
20. О внесении изменения в статью 60 Бюджетного кодекса Российской Федерации;
21. О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации;
22. Об инвестиционных соглашениях в сфере коммунального обслуживания;
23. О внесении изменений в статью 256 Налогового кодекса Российской Федерации;
24. Об общих принципах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса;
25. О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об общих принципах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса»;
26. О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части защиты прав и законных интересов граждан, вкладывающих денежные средства в строительство жилья;
27. О жилищно-накопительных кооперативах и их деятельности по привлечению и использованию накоплений граждан.
Многие из указанных Законов приняты практически одновременно с Жилищным кодексом РФ.
Вместе с тем следует отметить, что законодательная работа, конечно, не ограничивалась указанными 27 законами. Их принятие в свою очередь повлекло внесение поправок в другие законы. Необходимо также иметь в виду, что соответствующие законы должны быть приняты не только на федеральном, но и на региональном уровнях. Поэтому можно говорить о создании принципиально новой правовой базы для регулирования жилищных отношений. Для общей ориентации относительно законотворческой (законодательной) работы рассмотрим некоторые из них.
Гражданский кодекс РФ, в том числе ст. 130, не относил незавершенное строительство к объектам недвижимого имущества. Следовательно, данные объекты не подлежали государственной регистрации и не использовались в гражданском обороте, например, для ипотеки. Теперь незавершенное строительство, зарегистрированное в учреждении юстиции как недвижимость, может быть предметом ипотеки. Для этого были внесены изменения (дополнения) в ст. 130 Гражданского кодекса РФ, Федеральные законы от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и от 16 июля 1998 г. N 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)».
Пункт 2 ст. 292 Гражданского кодекса РФ, в котором защищались интересы бывших членов семьи собственников (они сохраняли право пользования жилым помещением при переходе права собственности к другому лицу), в этой части уже не действует. Кроме того, в п. 4 этой же статьи сняты ограничения на сделки с жилыми помещениями, в которых проживают несовершеннолетние (ранее требовалось обязательное согласие органа опеки и попечительства). Теперь такое согласие на сделку требуется лишь в случаях, когда родители ограничены или лишены родительских прав.
В Федеральном законе «Об ипотеке (залоге недвижимости)» в целом упрощен порядок использования недвижимости, в том числе жилья для ипотеки. Например, исключена нотариальная форма ипотечного договора, предметом залога может быть незавершенное строительство, не требуется указания места жительства гражданина (необходимы только паспортные данные) и др. Вместе с тем в случае невыполнения обязательств со стороны должника (залогодателя) он вместе со всеми проживающими лицами подлежит выселению из жилого помещения. При этом резко сужается участие органов опеки и попечительства в деле защиты прав несовершеннолетних граждан.
Даже приведенные примеры свидетельствуют о том, что изменения, внесенные в законодательство, прежде всего обеспечивают интересы собственников жилья (ими являются не только граждане, но и другие лица), а также банков и других кредитных учреждений (для них существенно снижены риски невозврата кредитов (заемных средств)). Здесь беспокоит создание правовой базы для возможного лишения жилья граждан, в том числе несовершеннолетних, которые в лучшем случае могут быть переселены в специальные временные фонды, формирование которых было возложено на субъекты РФ.
II. Новое жилищное законодательство и другие акты,
содержащие нормы жилищного права
Жилищный кодекс РФ является базовым в системе актов жилищного законодательства. Другие нормативные правовые акты, содержащие нормы жилищного права, не должны противоречить нормам Жилищного кодекса, принимаются в соответствии с нормами Жилищного кодекса и в их развитие. В частности, это нашло отражение в ст. 5 Жилищного кодекса РФ, которая посвящена именно жилищному законодательству.
Из теории права известно, что все российское право подразделяется на отдельные отрасли права и соответственно — на отрасли законодательства. В основе этого разграничения лежат предмет и метод (методы) правового регулирования тех или иных общественных отношений. Не следует смешивать понятия «жилищное законодательство» и «жилищное право». Жилищное законодательство включает в себя Жилищный кодекс РФ, другие акты жилищного законодательства, которые принимаются специально для регулирования жилищных отношений. Жилищное право как отрасль права можно представить как совокупность (систему) всех правовых норм, регулирующих жилищные отношения.
Нормы жилищного права (жилищные нормы) содержатся не только в актах жилищного законодательства, но и в других правовых актах, например в Конституции РФ (ст. 25, 27 и 40), Гражданском кодексе РФ (гл. 18 и 35), в Законе РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации». Поэтому жилищное право, которое включает нормы жилищного законодательства и других актов, содержащих жилищные нормы, по своему составу (набору) правовых норм преобладает над жилищным законодательством.
Вместе с тем жилищное законодательство — это основной правовой массив данной отрасли законодательства, нормами которого регулируются жилищные отношения. К сожалению, сказанное выше не учтено в ст. 5 Жилищного кодекса РФ, которая называется «Жилищное законодательство». На наш взгляд, следовало бы назвать указанную статью «Жилищное законодательство и иные акты, содержащие нормы жилищного права», как, например, это сделано в ст. 3 Гражданского кодекса РФ («Гражданское законодательство и иные акты, содержащие нормы гражданского права») или в ст. 5 Трудового кодекса РФ («Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права»).
Автору данного Комментария не хотелось бы вступать в дискуссию о месте жилищного права (как отрасли права) в системе российских отраслей права, поскольку это отдельная тема и в основном теоретического характера. Однако в ряде публикаций говорится о том, что жилищное право — комплексная отрасль права, которая содержит нормы гражданского, административного и других отраслей права . На наш взгляд, такие суждения вообще противоречат теории права и не отражают действительность, поскольку отдельная отрасль права не может состоять из норм других отраслей права (другой отраслевой принадлежности). Некоторые авторы традиционно относят жилищное право к подотрасли гражданского права и даже считают, что жилищные отношения как бы самостоятельно не существуют. В этих изданиях отмечено, что «жилищное законодательство относится к числу комплексных правовых образований, включающих в свой состав нормы различной отраслевой принадлежности» . При этом авторы подобных утверждений не учитывают, что жилищное законодательство 20 лет назад выделилось в самостоятельную отрасль и отдельно упоминается в ст. 72 Конституции РФ.
———————————
Седугин П.И. Жилищное право: Учебник для вузов. М.: Норма, 2003. С. 50.
Толстой Ю.К. Жилищное право: Учеб. пособие. М.: Пост-Фактум, 1996. С. 10; Гражданское право: Учебник. Т. 2 / Под ред. А.П. Сергеева и Ю.К. Толстого. М.: Проспект, 2001. С. 207 — 293.
В отличие от гражданского законодательства, которое находится только в ведении Российской Федерации, жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Поэтому соответствующие правовые акты принимаются как на федеральном, так и региональном уровнях. Даже с этой точки зрения нет необходимости искусственно увязывать гражданское и жилищное право, не считая последнее самостоятельной отраслью права. На наш взгляд, одновременно с принятием нового Жилищного кодекса РФ следовало бы исключить из ст. 672 Гражданского кодекса РФ п. 3, поскольку он устанавливает определенную зависимость Жилищного кодекса от Гражданского.
III. Право граждан на жилище и другие
конституционные гарантии, касающиеся жилища
Жилищный кодекс РФ, как следует из его ст. 4, регулирует жилищные отношения с участием многих субъектов. Однако ясно, что центральное место в нем занимает гражданин (человек). Только гражданину нужно для проживания жилище, и указанное право закреплено в ст. 40 Конституции РФ. Это право согласно ч. 2 ст. 17 Конституции РФ, как и другие права и свободы, неотчуждаемо и принадлежит каждому от рожденья, т.е. его нельзя передать другому лицу или отказаться от него. Такие права называют естественными, в частности, в некоторых источниках право на жилище относят к социально-экономическим правам.
Нужно отметить, что в юридической литературе по вопросу, что означает право на жилище, нет единого мнения. В этой связи существует проблема доктринального определения

‘Комментарий к Федеральному закону Российской Федерации ‘О финансовой аренде (лизинге)’ (постатейный) (Борисов А.Н.) (‘Юстицинформ’, 2005)  »

www.lawmix.ru

Комментарии к Статье 7 Жилищного кодекcа РФ

Статья 7 ЖК РФ. Применение жилищного законодательства по аналогии

Комментарий к статье 7 ЖК РФ:

Жилищное законодательство, каким бы широким и детальным оно ни было, не может охватить своим регулированием все случаи, возникающие в конкретной ситуации. Может случиться так, что в действующем жилищном законодательстве не окажется прямой нормы, регулирующей конкретное отношение. Имеются в виду случаи так называемого пробела в праве, который не может быть восполнен ни условиями заключенного договора, ни обычаями. В таких случаях для восполнения пробела в праве прибегают к применению законодательства по аналогии.

ЖК различает аналогию закона и аналогию права. И та и другая применяются в одних и тех же случаях — когда определенное отношение прямо не урегулировано актами жилищного законодательства или соглашением участников жилищных отношений. Однако в такой ситуации для урегулирования отношения вначале необходимо обратиться к аналогии закона, а при недостижении результата с ее помощью используют аналогию права.

Аналогия закона выражается в том, что к жилищным отношениям, не урегулированным жилищным законодательством или соглашением участников таких отношений, а также при отсутствии норм гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих такие отношения, к ним, если это не противоречит их существу, применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения (п. 1 коммент. ст.).

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:

Таким образом, аналогия закона допустима при наличии следующих условий.

Во-первых, существуют жилищные отношения, не урегулированные жилищным законодательством, т.е. отношения, входящие в предмет жилищного законодательства (см. коммент. к ст. 4), но правил, регламентирующих такие отношения, законодательство не содержит.

Во-вторых, такие отношения не регламентированы и соглашением сторон (которое не противоречит законодательству).

В-третьих, существует закон или иной правовой акт, которым регулируются сходные жилищные отношения.

В-четвертых, применение указанного сходного закона (или правового акта) к данному неурегулированному жилищному отношению не противоречит существу такого отношения.

Если, например, наниматель жилого помещения по договору социального найма вселяет в нанимаемое помещение своего супруга «без права на жилую площадь», то к таким отношениям применяются нормы, регламентирующие вселение и проживание временных жильцов (см.: Постатейный комментарий к Жилищному кодексу Российской Федерации / Под ред. П.В. Крашенинникова. М., 2005. С. 48).

Аналогия права выражается в том, что права и обязанности участников жилищных отношений, при невозможности использования аналогии закона, определяются исходя из общих начал и смысла жилищного законодательства, а также требований добросовестности, гуманности, разумности и справедливости (п. 2 коммент. ст.).

Общие начала жилищного законодательства по существу сформулированы в статье 1 ЖК РФ.

Смысл жилищного законодательства воплощен не только в его общих началах, но и в иных особенностях этого нормативного правового массива, в предметах (отношениях, складывающихся в жилищной сфере) и методах (равенства, власти и подчинения) регулирования соответствующих отраслей права (частного и публичного) (см. комментарий к п. 1 ст. 4 ЖК).

Критерии добросовестности, гуманности, разумности, справедливости являются оценочными. Они используются для оценки найденного исходя из общих начал и смысла жилищного законодательства, решения при применении аналогии права.

www.jilkod.ru

Комментарии к Статье 16 Жилищного кодекcа РФ

Статья 16 ЖК РФ. Виды жилых помещений

Комментарий к статье 16 ЖК РФ:

1. Значение коммент. ст. состоит в закреплении полного перечня видов жилых помещений. В приведенном перечне каждый предшествующий вид относится к последующему как целое и его часть, т.е. комната может быть частью квартиры или дома, квартира — частью жилого дома. Таким образом, не могут быть объектами жилищных прав помещения в производственных зданиях, бараках и строениях некапитального типа. При этом, однако, в ЖК РФ закрепляются виды жилых помещений специализированного жилищного фонда, которые предназначены для ограниченного использования в установленных законом случаях (ст. 92 ЖК РФ).

2. В частях 2, 3, 4 коммент. ст. приводятся определения каждого из видов жилых помещений, которые с учетом положений ст. 15 ЖК РФ позволяют отграничить их от иных объектов гражданских прав. Прежде всего жилое помещение представляет собой индивидуально-определенную вещь, поскольку речь идет об определенном недвижимом имуществе. Данная вещь (за исключением комнаты) относится к категории сложных вещей, включающих в себя комнаты и некоторые другие помещения, которые имеют обязательное функциональное назначение, т.е. пригодны для постоянного проживания граждан и удовлетворения бытовых и иных нужд, связанных с проживанием в них. Помещения вспомогательного использования (беседки, гаражи, сараи, погреба и т.п.), обособленные от жилого дома, квартиры, не относятся к жилым помещениям.

Комната может выступать в качестве самостоятельного объекта жилищных прав только тогда, если она является изолированной, хотя об этом свойстве данного вида жилого помещения в коммент. ст. не упоминается.

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:

Нередко жилые помещения (квартиры, комнаты) расположены в строениях смешанного типа, в которых имеются также и помещения, используемые под лечебные учреждения, офисы, магазины и т.п. По всей видимости, отнесение таких зданий к категории жилых (многоквартирных) домов зависит в том числе и от того, какая доля в них занята жилыми помещениями; как предлагается в юридической литературе, эта доля должна составлять не менее половины общей площади строения.

www.jilkod.ru

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *