Когда кас рф вступил в силу – » » ( ) 08.03.2015 N 21- ( ) /

Содержание

Статья 186 КАС РФ. Вступление в законную силу решения суда

Статья 186 КАС РФ. Вступление в законную силу решения суда

Актуально на:

07 августа 2019 г.

Кодекс административного судопроизводства, N 21-ФЗ | ст. 186 КАС РФ

1. Решение суда вступает в законную силу по истечении срока, установленного настоящим Кодексом для апелляционного обжалования, если оно не было обжаловано.

2. В случае подачи апелляционной жалобы решение суда вступает в законную силу после рассмотрения судом этой жалобы, если обжалуемое решение суда не отменено. В случае отмены или изменения решения суда первой инстанции определением суда апелляционной инстанции и принятия нового решения оно вступает в законную силу немедленно.

Постоянная ссылка на документ

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

URL документа [скопировать]

<a href=""></a>

HTML-код ссылки для вставки на страницу сайта [скопировать]

[url=][/url]

BB-код ссылки для форумов и блогов [скопировать]

--

в виде обычного текста для соцсетей и пр. [скопировать]

Скачать документ в формате

Судебная практика по статье 186 КАС РФ:

  • Решение Верховного суда: Постановление N 5-АД17-12, Судебная коллегия по административным делам, надзор

    Согласно части 2 статьи 186 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае подачи апелляционной жалобы решение суда вступает в законную силу после рассмотрения судом этой жалобы, если обжалуемое решение суда не отменено...

  • Решение Верховного суда: Постановление N 31-АД16-20, Судебная коллегия по административным делам, надзор

    Апелляционным определением Верховного Суда Российской Федерации от 31.08.2016 № 31-АПГ16-5 решение Верховного Суда Чувашской Республики от 19 мая 2016 года оставлено без изменения. Согласно части 2 статьи 186 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае подачи апелляционной жалобы решение суда вступает в законную силу после рассмотрения судом этой жалобы, если обжалуемое решение суда не отменено...

  • Решение Верховного суда: Постановление N 31-АД16-14, Судебная коллегия по административным делам, надзор

    Обстоятельства, в связи с которыми суд пришел к выводу о необходимости признания акта или его части недействующими с того или иного времени, должны быть отражены в мотивировочной части решения. В силу части 2 статьи 186 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае подачи апелляционной жалобы решение суда вступает в законную силу после рассмотрения судом этой жалобы, если обжалуемое решение суда не отменено...

+Еще...

Изменения документа

Постоянная ссылка на документ

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

URL документа [скопировать]

<a href=""></a>

HTML-код ссылки для вставки на страницу сайта [скопировать]

[url=][/url]

BB-код ссылки для форумов и блогов [скопировать]

--

в виде обычного текста для соцсетей и пр. [скопировать]

Скачать документ в формате

Составить подборку

Анализ текста

Идет загрузка...

www.zakonrf.info

15 сентября 2015 года вступает в силу Кодекс административного судопроизводства

"Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации" от 08.03.2015 N 21-ФЗ

В соответствии с Федеральным законом от 08.03.2015 N 22-ФЗ данный документ вводится в действие с 15 сентября 2015 года, за исключением отдельных положений, вступающих в силу в иные сроки.

Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) регулируется порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом РФ, судами общей юрисдикции административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий, в том числе:

об оспаривании нормативных правовых актов;

об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих;

об оспаривании решений, действий (бездействия) некоммерческих организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, в том числе саморегулируемых организаций;

о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ;

о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, или права на исполнение судебного акта суда общей юрисдикции в разумный срок;

о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра;

о прекращении деятельности средств массовой информации;

о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц;

об установлении, продлении, досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене или дополнении ранее установленных поднадзорному лицу административных ограничений;

о госпитализации гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке;

о госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке;

иные административные дела о госпитализации гражданина в медицинскую организацию непсихиатрического профиля в недобровольном порядке.

Положения КАС РФ не распространяются на производство по делам об административных правонарушениях, а также на производство по делам об обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ.

54.xn--b1aew.xn--p1ai

Принят Кодекс административного судопроизводства РФ

15 сентября 2015 года вступит в силу большая часть положений Кодекса об административном судопроизводстве (далее - КАС). Одновременно будет прекращено действие ряда соответствующих глав действующего Гражданского процессуального кодекса (ГПК). Согласно ФЗ от 08.03.2015 N 22-ФЗ "О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" дела, не рассмотренные до 15 сентября 2015 года, подлежат рассмотрению и разрешению в новом порядке.

Следует сразу отметить, что КАС, несмотря на свое название, не имеет никакого отношения к производству по делам из административных правонарушений, которые по-прежнему регулируются Кодексом об административных правонарушениях (КоАП). Новый кодекс подробно регламентирует порядок рассмотрения так называемых «административных дел» в сфере административных и иных публичных правоотношений, основанных на властном подчинении одной стороны другой. До вступления КАС  в силу данные дела относились к подразделу III (дела, возникающие из публичных правоотношений), к отдельным главам подраздела IV (особое производство), а также к главе 22.1 подраздела II. 

КАС относится к судебным разбирательствам только в Верховном суде и судах общей юрисдикции, разбирательство по схожим категориям дел в арбитражных судах по-прежнему будет осуществляться по правилам АПК. 

Итак, в закрытый перечень входят производства по административным делам:

  • об оспаривании нормативных правовых актов;
  • об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными делам, рассматриваемым дисциплинарной коллегией Верховного Суда Российской Федерации;
  • о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;
  • об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости;
  • о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок;
  • о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, либо о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, либо о прекращении деятельности средств массовой информации;
  • о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении;
  • об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы;
  • о госпитализации гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке, о продлении срока госпитализации гражданина в недобровольном порядке или о психиатрическом освидетельствовании гражданина в недобровольном порядке;
  • о госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке;
  • о взыскании обязательных платежей и санкций.

При этом не подлежат рассмотрению в порядке, установленном КАС, дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные федеральным законом к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, арбитражных судов или подлежащие рассмотрению в ином судебном (процессуальном) порядке в Верховном Суде Российской Федерации, судах общей юрисдикции.

КАС во многом повторяет соответствующие положения ГПК (например, в части общих принципов судопроизводства). Однако, есть и ряд нововведений. К числу новелл законодательства, отличающих производство по КАС от производства по ГПК, можно отнести:

  1. Требование об обязательном наличии высшего юридического образования у представителя в административном процессе (статья 55). При этом обязанность действовать только через представителя не устанавливается. Споры о введении адвокатской или по крайней мере профессиональной юридической монополии ведутся уже не один год. Но требование об обязательном наличии юридического диплома у представителя при отсутствии требования о его обязательном участии в процессе – нонсенс. Не говоря уж о том, что сам факт наличия диплома не является гарантией качества осуществляемого представительства, поскольку в нашей стране отсутствует какая-либо система профессиональной аттестации юристов.
  2. Право участника процесса обратиться с заявлением об ускорении административного судопроизводства, если рассмотрение дела затягивается (статья 10).
  3. Установление так называемых мер предварительной защиты, в частности, в виде запрета на применение оспариваемого нормативного правового акта в отношении административного истца (статья 211). Фактически, это аналог обеспечительных мер по ГПК, однако в ГПК прямо не указана возможность приостановления действия оспариваемого НПА, хотя есть указание на «иные меры».
  4. Установление упрощенного (письменного) рассмотрения отдельных категорий административных дел. В этих случаях дело рассматривается без вызова сторон в сокращенные сроки (10 дней с момента вынесения определения о рассмотрении дела в упрощенном порядке). Решение по делу, рассмотренному в упрощенном порядке, может быть обжаловано в  течение 15 дней. 
  5. Закреплено право участвовать в процессе посредством видео-конференц-связи, а также возможность предоставления и получения документов  в электронной форме, в частности – право на подачу административного иска через Интернет. Также прямо указано на возможность представлять доказательства (аудио- и видеозаписи) на электронных носителях информации с условием указания на то, где, кем и когда они выполнены.
  6. Право суда лишить участника судебного разбирательства слова или иным образом ограничить его право на выступление в суде. Например, согласно статье 118 КАС, суд может «ограничить» участника процесса в выступлении, если последний говорит о вещах, не имеющих прямого отношения к делу. Решение вопроса об «относимости» той или иной информации к делу оставлено на усмотрение суда. На наш взгляд данная мера является чрезмерной. И ранее ГПК содержал положение об относимости доказательств. Попросту говоря, доказательства и доводы, не относящиеся к делу, просто не учитывались судом при принятии решения. Однако возможность ограничить участника процесса в праве на выступление можно привести к необоснованному ограничению его права на представление доказательств. 
  7. КАС, как и ГПК, содержит такое понятие как «консультация специалиста. Однако, как уже отмечается рядом юристов, в КАС прямо указано на то, что консультация специалиста не является доказательством по административному делу (статья 169). Не очень понятно, чем же тогда она является, если согласно тому же КАС доказательства - это полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, (статья 59). Представляется, что данное нововведение призвано обеспечить судье большую «свободу» в вопросе о том, принимать ли к сведению мнение специалиста.

В КАС за государственными органами (организациями, должностными лицами) сохранено бремя доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов (решений, действий (бездействия)). То есть истец по таким делам не обязан доказывать незаконность действий ответчика. Он должен указать нормативный правовой акт, которому, по его мнению, противоречат оспариваемые акты (решения, действия (бездействие)) и доказывать, что эти акты нарушают его права и интересы (либо права и интересы неопределенного круга лиц).  Также сохранено право суда выходить за пределы требований и доводов лиц, участвующих в деле. К сожалению, в КАС также «перекочевал» и ряд положений ГПК, явно требующих переработки. В частности, сохранен порядок, в соответствии с которым судья единолично решает вопрос о собственном отводе.

Следует отметить, что, как и в случае с большинством других российских законов последних лет, цель принятия КАС не очевидна. Как будет применяться новый Кодекс на практике и произойдут ли какие-то чувствительные для граждан перемены, покажет время. Кроме того, надо учитывать, что нынешняя редакция КАС не является окончательной, и в неё еще не раз будут вноситься правки, как это происходит с множеством принимаемых в последнее время законодательных актов.

advokatanet.ru

Вступает в силу Кодекс административного судопроизводства

15 сентября 2015 года вступает в силу Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации. Порядок административного судопроизводства, установленный в Кодексе, будет применяться в судах общей юрисдикции и Верховном Суде Российской Федерации по административным делам, возникающим из публичных правоотношений.
Прежде всего, необходимо отметить, что порядок административного судопроизводства, установленный в Кодексе, будет применяться только в судах общей юрисдикции и Верховном Суде Российской Федерации, что соответственно подразумевает прекращение применения аналогичных норм Гражданского процессуального кодекса РФ. Вместе с тем новые правила не затронут дела, возникающие из публичных правоотношений, подведомственные арбитражным судам, которые, как и до принятия Кодекса, будут рассматриваться в соответствии с порядком, установленным разделом III Арбитражного процессуального кодекса.
Согласно новому кодексу, суды будут рассматривать, и разрешать подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела, например:
1) об оспаривании нормативных правовых актов;
2) об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих;
3) об оспаривании решений, действий (бездействия) некоммерческих организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, в том числе саморегулируемых организаций;
4) об оспаривании решений, действий (бездействия) квалификационных коллегий судей;
5) об оспаривании решений, действий (бездействия) Высшей экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи и экзаменационных комиссий субъектов Российской Федерации по приему квалификационного экзамена на должность судьи;
6) о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;
7) о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции.
Суды в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства РФ, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела:
1) о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, а также о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра;
2) о прекращении деятельности средств массовой информации;
3) о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц;
4) о помещении иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащих депортации или передаче Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации, о реадмиссии,;
5) об установлении, о продлении, досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене или дополнении ранее установленных поднадзорному лицу административных ограничений;
6) о госпитализации гражданина в медицинские организации.
В процессуальное законодательство введено новое понятие – административное исковое заявление. Сейчас в Российском законодательстве имеются только заявления и исковые заявления.
Интересно то, что теперь для лиц, которые будут представителями в суде, будет установлено дополнительное требование – наличие у них высшего образования. До этого нововведения ни в ГПК РФ, ни в АПК РФ такого условия не было.
Но это условие будет действовать для определенных категорий дел, например для таких как: дела о признании нормативно правового акта или его части недействующими.
В новом Кодексе будут сокращены сроки принятия искового заявления к производству до трех дней с момента поступления в суд.
Также сокращены сроки принятия и рассмотрения искового заявления. Так с момента поступления заявления, суд в течении трех дней принимает его к производству. А общие срок рассмотрения административных дел в Военном суде – до трех месяцев, в судах общей юрисдикции – до двух месяцев.
В целом, характеризуя Кодекс административного судопроизводства, стоит отметить, что его положения во многом схожи с процессуальными правилами, закрепленными в гражданском процессуальном законодательстве. Некоторые нормы заимствованы из арбитражного процессуального кодекса. Но и ряд своих особенностей он имеет.
Окончательные же выводы об эффективности или неэффективности Кодекса можно будет сделать лишь тогда, когда в полной мере заработают предусмотренные правовые механизмы, предусмотренные новым Кодексом.

savitskaya.info

Вступление в силу Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации

15 сентября 2015 г. вступает в силу Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации («КАС РФ»).

КАС РФ определяет порядок рассмотрения Верховным судом и судами общей юрисдикции административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью реализации государственных или иных публичных полномочий, которые в настоящее время рассматриваются по правилам Гражданского процессуального кодекса РФ («Административные дела»).

В частности, по правилам КАС РФ будут рассматриваться дела об оспаривании нормативных правовых актов, об оспаривании решений и действий (бездействия) государственных органов (например, об оспаривании предписаний государственных инспекций труда), об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, не связанные с предпринимательской либо иной экономической деятельностью.

При этом КАС РФ не регулирует производство:

∙ по делам об административных правонарушениях и об оспаривании постановлений по делам об административных правонарушениях,

∙ по делам из публичных правоотношений, отнесенным к компетенции арбитражных судов (таких как налоговые споры с участием коммерческих организаций), ∙ по искам об обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ.

Большинство норм КАС РФ заимствованы из ГПК РФ. Однако КАС РФ ввел ряд новых положений. Обращаем внимание на наиболее важные из них:

1. Представителями в суде по административным делам могут быть только лица, имеющие высшее юридическое образование. При этом по некоторым категориям дел предусмотрено обязательное участие представителя в судебном процессе (например, при оспаривании нормативного правового акта).

2. Полномочия представителей на ведение дела в суде должны быть выражены в доверенности, при этом доверенность от организаций должна быть подписана руководителем и скреплена печатью .

3. В отличие от ГПК РФ установлена возможность подачи административного искового заявления и других документов по делу в электронном виде.

4. Установлены случаи, когда дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства. Например, если ходатайство о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного производства было заявлено административным истцом и административный ответчик не возражает против применения такого порядка рассмотрения дела.

 

Источник: Юридическая компания «Пепеляев Групп»

smao.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о