Кодекс профессиональной этики нотариусов в российской федерации: «Кодекс профессиональной этики нотариусов в Российской Федерации» (утв. Минюстом России 12.08.2019, 19.01.2016) (ред. от 23.04.2019) \ КонсультантПлюс

ВС напомнил правила регулирования «корпоративных» кодексов

18 января 2021

Судебная практикаАдминистративное судопроизводство

24 декабря 2020 г. Верховный Суд РФ отказал в удовлетворении административного иска о признании недействующим Кодекса профессиональной этики нотариусов в Российской Федерации, поданного в Судебную коллегию по административным делам 28 октября. Административный истец – нотариус Глеб Акимов просил признать незаконными положения ст. 6.1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, а именно порядок принятия Кодекса и закрепления в нем требований к профессиональной этике нотариуса.

Отметим, что данный Кодекс как нормативный акт – источник регулирования правоотношений с участием нотариусов – был предусмотрен Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. № 457-ФЗ, которым были внесены изменения в Основы законодательства РФ о нотариате. В ст. 6.1 Основ определено, что Кодекспрофессиональной этики нотариусов устанавливает требования к профессиональной этике нотариуса, занимающегося частной практикой, а также основания возникновения дисциплинарной ответственности, порядок привлечения к ней и виды взысканий.

Кодекс был принят Собранием представителей нотариальных палат субъектов Федерации 16 ноября 2015 г. и утвержден Минюстом России 19 января 2016 г.

Как следует из преамбулы, Кодекс профессиональной этики нотариусов принят в целях повышения доверия государства и общества к деятельности нотариуса. Им установлены нормы профессионального поведения нотариуса, основанные на положениях законодательства РФ и международных стандартах нотариата.

Кодекс начал действовать с 1 января 2016 г.; практика его применения сопровождалась рядом спорных вопросов, часть из которых – отсутствие закрепления Кодекса в форме федерального закона, отсутствие его официального опубликования, наделение нотариального сообщества рядом контрольных полномочий – были отражены в упомянутом административном иске.

Чем мотивировал Верховный Суд свое решение, пока неясно. Отметим, что попытки оспаривания норм Кодекса по перечисленным основаниям предпринимались и ранее. В частности, был ряд обращений в Конституционный Суд РФ, касающихся положений ст. 6.1 Основ законодательства о нотариате.

Определениями КС от 2 октября 2019 г. № 2969-О и от 24 апреля 2018 г. № 1107-О оспариваемые положения, регулирующие вопросы установления требований к профессиональной этике нотариусаи привлечения его к дисциплинарной ответственности за их нарушение, признаны конституционными. КС констатировал, что оспариваемая статья направлена на обеспечение соблюдения нотариусом, занимающимся частной практикой, норм профессионального поведения, определяемых публичным характером нотариальной деятельности, и не может рассматриваться как нарушающая конституционные права граждан. Ограничения, определяемые Кодексом, квалифицированы Судом как установление гарантии прав участников соответствующих правоотношений, а необходимые признаки нормативности, в частности опубликование нормативного акта, считаются соблюденными, так как Кодекс был размещен на сайте Федеральной нотариальной палаты РФ.

Конституционный Суд отдельно указал, что отсутствие госрегулирования вопросов, отраженных в Кодексепрофессиональной этики нотариусов, вызвано необходимостью соблюдения принципов независимости и самоуправления нотариата, что предполагаетболее полное и четкое регулирование вопросов привлечения нотариусов к дисциплинарной ответственности самим профессиональным сообществом.

Наделение нотариальных палат контрольными полномочиями в отношении нотариусов, занимающихся частной практикой, КС также расценил как правомерное1. Оценка, данная Судом Кодексу профессиональной этики нотариусов, коррелирует с оценкой института адвокатуры и Кодекса профессиональной этики адвоката

2.

Кодекс этики нотариусов, как любой другой нормативный правовой акт ограниченного круга действия, исходя из его правовой природы, не нуждается в утверждении со стороны государства в том числе потому, что нотариусы, как и адвокаты, ни с кем в трудовых отношениях не состоят. Дисциплинарная ответственность нотариуса или адвоката определена самим профессиональным сообществом в порядке саморегулирования – с учетом общеправовых принципов ответственности, установленных российским правом. Обратное нужно аргументированно доказывать в судебном порядке, и это не является процедурным вопросом принятия нормативного акта: отсутствие «обязательного» родословного признака сопричастности публичной власти к его «рождению» в данном случае пороком не является.

В качестве еще одной иллюстрации критериев оценки «корпоративных» правовых актов можно привести пример с обжалованием Приказа ФСИН России от 11 января 2012 г. № 5 «Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих уголовно-исполнительной системы». Верховный Суд не нашел оснований для удовлетворения административного искового заявления в связи с тем, что данный Кодекс является правовым актом ведомства, устанавливающим нормы служебной и профессиональной этики сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих УИС, и поэтому в госрегистрации не нуждался. Судебной инстанцией оценена особая правовая природа норм Кодекса, их действие «по кругу лиц». Формирование профессиональной культуры нормами Кодекса, как следует из правовой позиции ВС, носит внутриведомственный характер. Следовательно, указанный акт не подлежит госрегистрации и опубликованию в порядке, установленном для нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти

3.

При наличии приведенных правовых позиций КС и ВС доводы иска о незаконности Кодекса профессиональной этики нотариусов выглядят малоубедительными.

Примечательно, что из административного иска не усматривается конкретный правовой интерес, который истец защищает таким способом. Если предположить, что он подвергался некому дисциплинарному взысканию, то должен был его обжаловать, иначе административный иск о признании нелегитимным Кодекса представляется неприемлемым.

Довод об обязании Минюста «принять новый акт», полагаем, является не чем иным, как понуждением органа исполнительной власти к нормотворческой деятельности и нарушением норм ст. 10 Конституции РФ о разделении властей. Такое требование однозначно незаконно. Обращает на себя внимание также отсутствие какой-либо конкретики указанного «нового акта».

В заключение отметим, что, на наш взгляд, гораздо более перспективной, предметной и интересной была бы полемика о противоречии норм «корпоративного» кодекса основным правовым презумпциям, бремени доказывания, преюдиции и иным общеюридическим институтам.


1 Постановление КС РФ от 19 мая 1998 г. № 15-П; определения от 8 декабря 2011 г. № 1714-О-О и от 2 октября 2019 г. № 2598-О.

2 Постановления КС РФ от 19 мая 1998г. № 15-П; от 23 декабря 1999г. № 18-П; от 18 июля 2019 г. № 29-П; определения от 17 июня 2013г. № 907-О; от 21 марта 2015г. № 1089-О; от 27 марта 2018 г. № 627-О; от 2 октября 2019 г. № 2658-О и от 26 января 2017 г. № 211-О.

3 Решение Судебной коллегии по административным делам ВС РФ от 27 октября 2020 г. № АКПИ20-569 об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим ПриказаФедеральной службы исполнения наказаний от 11 января 2012 г. № 5 «Об утверждении Кодекса этики служебного поведения сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих уголовно-исполнительной системы».

18 января 2021

Судебная практикаАдминистративное судопроизводство

Статья 6.1. Кодекс профессиональной этики нотариусов в Российской Федерации

Статья 6. 1. Кодекс профессиональной этики нотариусов в Российской Федерации

Комментарий к статье 6.1

1. Комментируемая статья предусматривает принятие Кодекса профессиональной этики нотариусов в Российской Федерации, в рамках которого детализируются:
— требования к профессиональной этике нотариуса и лица, его замещающего;

— основания возникновения дисциплинарной ответственности нотариуса;
— порядок привлечения нотариуса к дисциплинарной ответственности;
— меры дисциплинарной ответственности нотариуса, занимающегося частной практикой, и лица, его замещающего.
В настоящее время действует Кодекс профессиональной этики нотариусов в Российской Федерации, утв. Минюстом России 12 августа 2019 г. Ранее существовал Профессиональный кодекс нотариусов Российской Федерации, принятый Собранием представителей нотариальных палат субъектов РФ 18 апреля 2001 г.
Кодексом профессиональной этики устанавливаются нормы профессионального поведения, основанные на положениях законодательства Российской Федерации, международных стандартах латинского нотариата, обязательность соблюдения которых определяется статусом нотариуса, поскольку нотариат Российской Федерации относится к нотариату латинского типа и является членом Международного союза нотариата.

Таким образом, до сих пор актуально утверждение А.А. Малиновского, подчеркнувшего, что этический кодекс представляет важнейший нормативный акт, регламентирующий профессиональную деятельность наряду с действующим законодательством. Его знание и соблюдение — это условие профессионального успеха для каждого специалиста и настойчивое требование общества ко всем представителям социально значительных профессий <19>.
———————————
<19> См.: Малиновский А.А. Кодекс профессиональной этики: понятие и юридическое значение // Журнал российского права. 2008. N 4. С. 44.

Аналогичные кодексы профессиональной этики существуют в различных сферах деятельности. Например, приняты Кодекс профессиональной этики адвоката и Кодекс судейской этики.
В то же время следует отметить и критику положений действующего ныне Кодекса профессиональной этики нотариусов. Как отмечают В. Бочковенко, Т. Калиниченко, принятый Собранием представителей нотариальных палат субъектов РФ Кодекс профессиональной этики нотариусов в Российской Федерации вызвал много вопросов.

Судя по его содержанию, Кодекс является не чем иным, как новой версией Профессионального кодекса нотариусов Российской Федерации, принятого в 2001 году. По сути, нотариусы получили тот же Профессиональный кодекс, но с другим названием. В этой связи возникает вопрос о равнозначности этих документов. Правовой основой Кодекса профессиональной этики нотариусов в Российской Федерации является комментируемая статья настоящих Основ. Однако принятый Кодекс выходит за рамки правового регулирования, определенного в настоящей статье, поскольку к нарушениям этических норм и дисциплинарным проступкам отнесены практически все нарушения, которые могут возникнуть в профессиональной деятельности нотариуса, в том числе при совершении нотариальных действий, т.е. вопросы судебного контроля <20>.
———————————
<20> См.: Бочковенко В., Калиниченко Т. Еще раз о Кодексе профессиональной этики нотариусов в Российской Федерации // Федеральная нотариальная палата: сайт. URL: https://notariat. ru/ru-ru/publishing-center/author/esche-raz-o-kodekse-professionalnoj-etiki-notariusov-v-rossijskoj-federatsii/ (дата обращения: 15.01.2020).

Согласимся с уважаемыми авторами в том, что нарушения нотариусом требований любых отраслей законодательства не должны являться предметом регулирования Кодекса профессиональной этики нотариусов, поскольку они уже урегулированы законами РФ и ответственность за нарушение соответствующих норм должна быть предусмотрена законами Российской Федерации.
2. В соответствии с ч. 2 комментируемой статьи дисциплинарная ответственность нотариуса возможна только за виновные действия, приведшие к нарушению требований, установленных Кодексом профессиональной этики.
В рамках гл. 10 Кодекса предусмотрено, что именно является дисциплинарными проступками нотариуса. В частности, это:
— нарушение правил совершения нотариальных действий, предусмотренных комментируемым Законом, и Регламента совершения нотариусами нотариальных действий;
— организация работы с нарушением требований законодательства, нормативных правовых актов Минюста, актов ФНП;
— нарушения Правил нотариального делопроизводства, носящие систематический характер, повлекшие нарушение прав граждан или юридических лиц;
— неисполнение решений органов нотариальной палаты;
— нарушение тайны совершения нотариального действия;
— неинформирование лиц, обратившихся за совершением нотариального действия, о размере нотариального тарифа, стоимости услуг правового и технического характера, а также о льготах, предусмотренных законодательством или решениями нотариальных палат;
— занятие предпринимательской и другой оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной или иной творческой деятельности;
— оказание посреднических услуг при заключении договоров и др.
За совершение нотариусом дисциплинарного проступка может быть наложено только одно дисциплинарное взыскание, которое является мерой дисциплинарной ответственности.
Мерами дисциплинарной ответственности нотариуса являются:
— замечание;
— выговор;
— строгий выговор.
В то же время согласно ст. 12 комментируемого Закона за неоднократное совершение дисциплинарных проступков нотариус, занимающийся частной практикой, по ходатайству нотариальной палаты освобождается от полномочий на основании решения суда о лишении его права нотариальной деятельности.
3. Частью 3 комментируемой статьи определен порядок принятия Кодекса профессиональной этики нотариусов. Кодекс принимается собранием представителей нотариальных палат и по принятии утверждается федеральным органом юстиции, то есть Минюстом.
4. В соответствии с ч. 4 комментируемой статьи решение о привлечении нотариуса, занимающегося частной практикой, и лица, его замещающего, к дисциплинарной ответственности принимается нотариальной палатой субъекта РФ и может быть обжаловано в суд.
Как следует из гл. 12 Кодекса профессиональной этики нотариусов, рассмотрение дела о дисциплинарной ответственности нотариуса производится в условиях, гарантирующих объективное, открытое, независимое и всестороннее исследование всех его обстоятельств с соблюдением права на защиту и презумпцию невиновности нотариуса. При рассмотрении дела о дисциплинарной ответственности принимаются меры для охраны сведений, тайна сохранения которых предусмотрена федеральным законом.
Участниками дисциплинарного производства являются граждане, юридические лица, нотариус, направившие обращение, должностные лица и органы, от имени которых направлено обращение или внесено представление, частное определение, нотариус, в отношении которого направлено (внесено) обращение (представление), а также представители перечисленных лиц и органов. Участником дисциплинарного производства в отношении замещающего нотариуса лица является также соответствующий нотариус. Палата вправе привлечь к участию в дисциплинарном производстве территориальный орган юстиции.
В случае прекращения полномочий замещающего нотариуса лица и при наличии оснований для привлечения его к дисциплинарной ответственности дисциплинарное производство приостанавливается и возобновляется в случае возникновения у лица полномочий по замещению любого нотариуса в течение 3 лет.
Решение по дисциплинарному делу принимается Правлением нотариальной палаты посредством голосования. Порядок принятия соответствующего решения Правлением нотариальной палаты устанавливается локальными актами нотариальной палаты.
Правление нотариальной палаты вправе принять по дисциплинарному производству следующее решение:
— о наличии в действиях (бездействии) нотариуса дисциплинарного проступка и назначении ему меры дисциплинарной ответственности. Правление нотариальной палаты применяет меру дисциплинарной ответственности, учитывая характер, тяжесть и последствия совершения дисциплинарного проступка, а также личность нотариуса;
— об отсутствии в действиях (бездействии) нотариуса дисциплинарного проступка;
— о прекращении дисциплинарного производства вследствие состоявшегося ранее решения Правления нотариальной палаты по дисциплинарному производству по тому же предмету и основанию;
— о прекращении дисциплинарного производства вследствие отзыва обращения;
— о направлении дисциплинарного производства в Комиссию для нового разбирательства;
— о прекращении дисциплинарного производства вследствие истечения сроков применения мер дисциплинарной ответственности;
— о прекращении дисциплинарного производства вследствие малозначительности совершенного нотариусом проступка с указанием нотариусу на допущенное нарушение;
— о прекращении дисциплинарного производства вследствие отсутствия допустимого основания для возбуждения дисциплинарного производства;
— о прекращении дисциплинарного производства вследствие прекращения полномочий нотариуса.
В ряде случаев нотариуса могут привлечь к дисциплинарной ответственности и без возбуждения дисциплинарного производства.
При поступлении в нотариальную палату вступившего в законную силу решения суда о признании незаконным или неправильно совершенным по вине нотариуса нотариального действия или отказа в совершении нотариального действия Правление нотариальной палаты вправе без возбуждения дисциплинарного производства в течение двух месяцев с даты поступления такого судебного акта в нотариальную палату принять решение о привлечении нотариуса к дисциплинарной ответственности или принять решение о направлении в суд иска о лишении нотариуса права нотариальной деятельности.
При рассмотрении фактов, установленных в ходе проверок организации работы нотариуса, Правление нотариальной палаты вправе без возбуждения дисциплинарного производства принять решение о привлечении нотариуса к дисциплинарной ответственности. При необходимости организации дополнительной проверки фактов, установленных в ходе проверок организации работы нотариуса, Правление нотариальной палаты может принять решение о возбуждении дисциплинарного производства и направить материалы на разбирательство в Комиссию.

Цифровой аспект применения этических норм

Аннотация

Рост цифровой экономики влечет за собой механизацию и алгоритмизацию процесса оказания услуг, обеспечения и защиты прав граждан и юридических лиц. Этот процесс меняет подходы к правовому регулированию публичных функций. Также трансформируются требования к представителям власти и иным органам, осуществляющим эти публичные функции, особенно в отношении так называемых «свободных профессий» (адвокатуры и нотариуса). Эти подходы направлены на защиту интересов всех участников этого процесса в условиях механизации процедур с использованием интернет-среды. Вопросы безопасности касаются не только технической стороны связи и скорости получения запрашиваемой информации и контроля за безопасностью общественной жизни. Эти вопросы также связаны с возможностями круглосуточного наблюдения за исполнением государственных услуг, а также влекут за собой возможность круглосуточного наблюдения за личной жизнью представителей правоохранительных и правозащитных профессий (что приводит к вопрос о допустимом пределе). А это, в свою очередь, может привести к чрезмерному давлению на эти государственные и окологосударственные органы с использованием электронных методов поиска и фиксации доказательств. При этом целью цифровизации является экономия времени при получении госуслуг, сокращение очередей и т. д. и, как следствие, превращение исполнителей госуслуг (функций) в заложников цифровых возможностей граждан-потребителей, где один из способов – обвинить их в неэтичном поведении или непрофессиональном выполнении своих обязанностей.

Ключевые слова: Нотариус органы внутренних дел кодекс этики

Введение

К некоторым видам профессиональной деятельности общество предъявляет повышенные моральные требования. Преимущественно это такие профессиональные сферы, в которых сам трудовой процесс требует координации действий всех его участников, активность в которых связана с правом распоряжения жизнью людей. В связи с этим речь идет не только о надлежащем выполнении своих профессиональных обязанностей, но прежде всего об уровне нравственности.

Постановка проблемы

В то же время современный цифровой этап развития нашего общества, перевод отношений в цифровую форму, предпочтительное использование средств телекоммуникаций не только в быту, но и с органами власти, влечет за собой трансформацию требований к представителям власти и иных органов которые осуществляют государственные функции, особенно для так называемых «свободных профессий» (адвокаты и нотариусы).

Таким образом, цифровая форма, с одной стороны, обеспечивает связь и скорость получения запрашиваемой информации, контроль за безопасностью общественной жизни, формирование доказательной базы, а с другой стороны, круглосуточный контроль за соблюдением сроков и не только общественной безопасности, но и личной жизни представителей правоохранительных органов и адвокатуры (что приводит к вопросу о пределе допустимости). Это также приводит к чрезмерному давлению на эти государственные и окологосударственные органы с использованием электронных методов поиска и фиксации доказательств (функция записи теперь доступна на всех телефонах, чем пользуются «недобросовестные» потребители) и т. д.

При этом целью цифровизации является экономия времени при получении государственных услуг, сокращение очередей и т. д., и, как следствие, делает исполнителей государственных услуг (функций) заложниками цифровых возможностей граждан-потребителей, где одним из методов является обвинение их в неэтичном поведении или непрофессиональном выполнении своих обязанностей. Это в очередной раз вынуждает профессиональные сообщества реформировать этические кодексы с учетом вызовов времени (прежде всего степени открытости личности, степени прозрачности профессиональной деятельности и т. д.).

Исследовательские вопросы

Предметом исследования являются регуляторы внутренних отношений отдельных организаций и учреждений, уполномоченных на выполнение государственных функций, с учетом использования цифровых технологий.

Цель исследования

Исследование направлено на анализ внутрикорпоративных (этических) способов управления цифровой публичной сферой, которые вырабатываются на стыке публичных и частных интересов на основе принципов корпоративной этики.

Методы исследования

Методология исследования представлена ​​общенаучными и научными методами, такими как анализ, дедуктивный, диалектический, логический, формально-юридический методы.

Находки

Итак, профессиональная деятельность представителей профессий, которых мы взяли в качестве примера: нотариусы, адвокаты, полиция (органы внутренних дел), не поддается предварительной регламентации, не в полной мере укладывается в рамки должностных инструкций. Специфика работы этих профессиональных групп осложняется взаимодействием с людьми – объектами деятельности. И здесь моральная ответственность имеет решающее значение.

Институт свободных профессий занимает промежуточное положение между государством и его исполнительными органами, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами, с другой. Данный вид деятельности носит публично-правовой характер или осуществляется в рамках реализации государственных функций. Близость к государству и общественным службам символизируют такие профессии, как нотариус и юрист, осуществляющие публично-правовую деятельность.

Всех представителей свободных профессий объединяет то, что, консультируя, помогая и представляя интересы граждан, они оказывают важные услуги населению, действуя самостоятельно, компетентно, не будучи связанными указаниями третьих лиц.

Соблюдение этических правил и ограничений является обязательным в связи со статусом нотариуса и адвоката, характером и объемом информации, получаемой ими от физических лиц, в связи с доверительным характером взаимоотношений с лицами, обратившимися к ним за юридической помощью. Это касается и всех других сторон жизни лиц, осуществляющих нотариальную или адвокатскую деятельность.

В Конституции РФ право на юридическую помощь закреплено в ст. 48, в соответствии с которым предполагается, что заинтересованные лица могут обращаться за квалифицированной юридической помощью, которая оказывается на платной или безвозмездной основе специальными субъектами – адвокатами.

Не менее важную роль в обеспечении и защите прав и свобод гражданина (Муртазина, 2018) играет система нотариусов (государственных органов, совершающих нотариальные действия, частных нотариусов). Согласно п. 1 ст. 1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате (Щенникова, 2015) (далее – Основы)

Нотариус в Российской Федерации призван обеспечивать защиту прав в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Конституциями Республик Российской Федерации, настоящими Основами, законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариальными действиями нотариальных действий, предусмотренных законодательными актами от имени Российской Федерации . (стр. 36)

Выполнение вышеуказанных функций во многом связано с непосредственным закреплением нравственных начал в законодательстве о нотариате и адвокатуре.

Следует отметить, что нравственно-правовые основы и традиции нотариальной профессии складывались по мере развития института нотариата и закреплялись в специальных актах, принимаемых самим нотариальным сообществом, например, профессиональных кодексах и заповедях. В частности, современные принципы нотариальной этики базируются на Европейском кодексе нотариальной этики (Code Europeen de Déontologie Notariale), вступившем в силу в 1995, который призван совместить нормы нотариальной этики с потребностями гражданского оборота.

На территории Российской Федерации в настоящее время действует Кодекс профессиональной этики нотариусов (Соболева, 2016), который является документом прямого действия и обязательным для всех нотариусов, и в отличие от Кодекса профессиональной этики адвокатов (Пилипенко , 2016), утверждаемый не обществом, а государственным органом. Морально-этические принципы нотариальной деятельности должны включать в себя принципы долга, личной ответственности нотариуса, свободы, совести, нравственности и др., а также принцип нравственности. Проявление и реализация последних в нотариальной деятельности непосредственно связаны с правосознанием и реализацией норм права в повседневной деятельности нотариусов в рамках оказания квалифицированной юридической помощи гражданам в сфере гражданско-правовых отношений.

Таким образом, настоящие Основы декларируют единство задач, принципов, содержания и порядка осуществления нотариальных действий, совершаемых частными нотариусами и нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах. Часть этих норм направлена ​​на обеспечение нравственных начал в деятельности нотариусов, направленных на защиту гражданина, который должен быть убежден в том, что вверенный ему нотариус не будет разглашен. И эти доверительные отношения между нотариусом и частным лицом никогда не должны нарушаться.

Но главными принципами работы нотариуса являются законность, бесспорность и беспристрастность. Если у нотариуса есть хоть малейшее сомнение в том, что обратившееся к нему лицо действует недобросовестно, пытается обмануть контрагента или заблуждается в своих намерениях, то нотариус обязан отказаться от совершения нотариального действия.

Закон об адвокатуре также содержит нормы о морально-этических аспектах ее деятельности. В частности, в качестве обязанности адвоката в п. 1 ст. 7 Закона об адвокатуре (Степашина, 2008 г.) предусматривает честно, разумно и добросовестно отстаивать права и законные интересы доверителя всеми способами, не запрещенными законодательством Российской Федерации. Согласно пункту 2 части 2 статьи 17 Закона (РФ, 2001 г.) статус адвоката может быть прекращен в случае нарушения адвокатом норм кодекса профессиональной этики адвоката. Так, Кодекс профессиональной этики адвоката, принятый Всероссийским съездом адвокатов в 2003 г., прямо обязывает защитника выполнять определенные требования: защитник, принявший по назначению или по соглашению поручение защитник по уголовному делу не вправе отказать в защите, за исключением случаев, предусмотренных законом, и обязан выполнять обязанности защитника, в том числе, в случае необходимости, подготовку и подачу кассационной жалобы на приговор суда в отношении своего клиента ; адвокат, принявший охранный ордер на стадии предварительного следствия в порядке назначения или по соглашению, не вправе без уважительных причин отказаться от защиты в суде первой инстанции.

Что касается профессиональной деятельности, связанной с социальными сетями и блогосферой, то необходимо еще раз напомнить следующее. К сожалению, сетевая активность граждан, в том числе и в нашей стране, является неотъемлемой частью жизни, связанной с получением государственных услуг или непосредственным выполнением возложенных трудовых обязанностей. Кроме того, государственные и муниципальные организации и учреждения должны иметь официальный сайт, на котором они должны размещать новости, а также оказывать государственные услуги, если это возможно. Поскольку адвокат априори является юрисконсультом любого лица, которое может быть затронуто подобной размещенной информацией, призывать к полному отказу от использования социальных сетей нельзя.

В профессиональном плане такие коммуникативные возможности должны способствовать профессиональному росту специалиста; в частности, информация о конференциях, семинарах и круглых столах публикуется исключительно в социальной сети. Кроме того, интернет-пространство позволяет расширить круг лиц, которые могут получить квалифицированную юридическую помощь, например – по скайпу. С другой стороны, Интернет используется и для поиска потенциальных клиентов самими адвокатами путем размещения информации о его статусе, о специализации его деятельности, общих положениях материального и процессуального законодательства по профильным направлениям и т. д.

Итак, цифровизация позволяет приблизить производителя (представителя государства) услуг к их потребителю. Сократилась дистанция между государством (органами, организациями и учреждениями, реализующими возложенные на них государственные услуги) и гражданином (получателями услуг).

Однако интернет-среда таит в себе опасность, и прежде всего для представителей этих профессий, имеющих свои страницы в Интернете или в социальной сети. Профессиональные сообщества стремятся защитить себя и потребителей услуг путем реформирования этических норм, однако сложность такого регулирования связана с давней дискуссией об отнесении социальных сетей к сфере профессиональной деятельности.

Итак, если принять во внимание, что оказание услуг нотариусами может быть ограничено местом (нотариальной конторой) и временем работы этой конторы, хотя и за некоторыми исключениями (в том числе прежде всего устной консультацией), то деятельность нотариуса Юрист менее восприимчив к таким рамкам. Можно сказать, что работа юриста круглосуточная. Кстати, к круглосуточному графику можно отнести и работу представителей органов внутренних дел по обеспечению правопорядка.

Однако сама суть деятельности представителей этих трех профессий различается: если нотариус и полицейский осуществляют свои функции путем непосредственного контакта (и тогда имеют значение способ и место профессиональной деятельности), то адвокат может реализовать свои задачи удаленно, в том числе с использованием сети Интернет. В связи с этим, если для нотариусов и полиции Интернет выступает только как источник информирования граждан о получении государственных услуг, то для юристов он может использоваться для осуществления профессиональной деятельности.

Как уже было сказано, этическая сторона профессиональной деятельности адвокатов регулируется указанным Законом об адвокатуре и Кодексом профессиональной этики адвоката, а также, в контексте нашей статьи, Международными принципами поведения юристов в социальных сетях, опубликованных на сайте ФПА (Рожкова, Касьянова, 2016). В последнем из этих актов были выделены шесть основополагающих принципов: независимость, честность, ответственность, конфиденциальность, поддержание общественного доверия, определенная линия поведения. В частности, в разделе о конфиденциальности подчеркивается, что «социальные сети не являются площадкой, пригодной для работы с данными клиентов и другой конфиденциальной информацией, если только они не будут абсолютно уверены, что смогут защитить свои данные в соответствии с профессиональными, моральными и юридическими обязательствами. А раздел «Поддержание общественного доверия» начинается с указания на то, что «практикующим юристам рекомендуется одинаково контролировать свое поведение в сети и вне ее». Конечно, призывать к полному отказу от использования социальных сетей бессмысленно и неправильно. Коммуникативные возможности должны способствовать профессиональному росту юриста, но не должны подрывать его авторитет и авторитет всего сообщества.

В отношении представителей органов внутренних дел (в частности полиции) основные принципы этического поведения заложены в самом Федеральном законе «О полиции» (Аврутин и др. , 2011): «сотрудник органов внутренних дел органы должны быть постоянно готовы прийти на помощь тем, кто бескорыстно в ней нуждается…» (с. 107). Этимологически представляется, что «постоянная готовность к исполнению своих прямых обязанностей» равносильна положению Кодекса адвоката о «сохранении при любых обстоятельствах чести и достоинства, присущих адвокатуре».

Федеральный закон «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации…» (Маюров, Константинов, 2013) также содержит требования к служебному поведению сотрудника, устанавливающие правила непосредственно процессуальных действий («при ​​производстве обыска в жилом помещении изъятие в целях предотвращения небрежного обращения с предметами и личными вещами, имеющими значение или ценность для граждан…») и заканчивая требованиями к внешнему виду («…работнику не рекомендуется отращивать бороду или длинные бакенбарды, брить голову, носить украшения, кроме обручального кольца»).

Заключение

Таким образом, дифференцировать данные виды деятельности по степени использования интернет-среды (социальных сетей и блогосферы) для непосредственного выполнения профессиональных обязанностей можно следующим образом:

  • сотрудники полиции – используют сеть Интернет для сбора информации по результатам следственных действий;

  • нотариусы — используют Интернет для обмена запросами и документами с отдельными организациями и учреждениями через специально созданные программы. Блогосфера не используется;

  • адвокатская деятельность – возможно использование блогосферы для консультирования, формирования клиентской базы и т.д.

По степени влияния содержания социальных страниц на этические требования к профессиональной деятельности, то все эти профессии, как и другие, представители государства (судьи, прокуроры и т.д.), напрямую зависят от содержания социальные страницы, так как информация, размещенная в сети, даже при ограниченном режиме доступа, это уже размещенная информация. И этот факт не позволяет нам требовать соблюдения правил о защите неприкосновенности частной жизни (пункт 2 статьи 1 статьи 152.2 Гражданского кодекса Российской Федерации (РФ, 2001 г.)). Хотя время личной жизни в этических нормах рассматривается неоднозначно: как непосредственно частная жизнь или как часть времени профессиональной деятельности.

Однако, исходя из пункта 1 статьи 4 Кодекса адвоката, требования к поведению адвоката распространяются не только на сферу его профессиональной деятельности, но и на повседневную жизнь: «Адвокат должен при любых обстоятельствах сохранять честь и достоинство, присущие его профессии». Автор, к сожалению, также стоит на точке зрения, что данные и связанные с ними профессии подлежат круглосуточному режиму соблюдения морально-этических требований в современных цифровых условиях.

Этот оттенок сожаления у автора как раз и есть технологический уклад современного общества, когда возможности видеозаписи не обеспечивают в полной мере конфиденциальность частной жизни. Ведь, например, даже положения пунктов 2, пункта 1 статьи 152.1 ГК РФ никому не позволяют «прятаться» от камер и камер в общественных местах. И если лет 15 назад технологии и законодательство предоставляли эту тайну, то в нынешнее десятилетие технологий этого сделать нельзя, и приходится применять ко всем представителям государства, реализующим государственные услуги, положение указанного пункта 1 статьи 4 КоАП: «при любых обстоятельствах сохранять честь и достоинство, присущие его профессии», хоть дома, хоть с друзьями, хоть в нерабочее время.

Также оттенок сожаления вызывает следующее. Цифровизация общества задумана как способ сокращения времени, затрачиваемого на поиск и приобретение товаров первой и не только необходимости, как способ сокращения времени на получение государственных услуг, не требующих физического присутствия, при этом цифровизация усугубляет ситуацию люди. .. Однако вместо поиска необходимых товаров и услуг пользователи тратят время на обсуждение недостатков еще не полученной продукции; Вместо поиска информации о порядке получения услуг они тратят время на обсуждение недостатков процесса еще не полученных услуг, вместо возможности предотвратить преступление; они тратят время на отслеживание новостей о чужой частной жизни… В будущем одним из результатов цифровизации в контексте нашей темы станет полная прозрачность персональных данных в виртуальном пространстве. И, к сожалению, Интернет, задуманный для того, чтобы сводить далеких людей, наоборот, разъединяет тех, кто рядом.

Ссылки

  • Аврутин Ю.А. Е., Булавин С.П., Соловей Ю. П. и Черников В.В. (2011). Комментарий к Федеральному закону о полиции. проспект.
  • Маюров, Н. П., и Константинов, Г. Л. (2013). Законодательство о службе в органах внутренних дел Российской Федерации: теория и практика. Пробелы в российском законодательстве. Юридический журнал, 2.
  • Муртазина А. А. (2018). Этические требования к профессиональной деятельности нотариуса: теория и практика. Аллея Науки, 8(5), 990-993.
  • Пилипенко Ю.В. С. (2016). Научно-практический комментарий к Кодексу профессиональной этики юриста (постатейный).
  • РФ (2001). Гражданский кодекс Российской Федерации: Часть первая: (Извлечение) Федеральный закон. 51-ФЗ от 30 ноября. Закон 1994 г., (8), 3–23.
  • Рожкова А. А., Касьянова М. Н. (2016). Этика в сети: адвокация и Интернет. Судебная власть и уголовный процесс, 4.
  • Щенникова Л. В. (2015). Основы законодательства Российской Федерации о нотариате: перспективы в свете сравнительно-правового анализа. Нотариальный вестник, 10, 34-41.
  • Соболева Л.Н. (2016). Кодекс профессиональной этики нотариуса Российской Федерации. Экономика и общество, 11-2, 65-67.
  • Степашина М.С. (2008). Комментарий к Федеральному закону от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ «Об адвокатуре и адвокатуре в Российской Федерации». СПС Консультант Плюс.

Информация об авторских правах


Эта работа находится под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Об этой статье

Государственный секретарь штата Северная Каролина Нотариус Электронный нотариус

eNotary=Безбумажные транзакции

Электронное нотариальное заверение – это процесс нанесения электронной нотариальной подписи и печати на электронный документ в полностью электронные и безбумажные сделки. Несмотря на то, что используется ряд технологических инструментов, процесс сохраняет традиционные гарантии, требующие электронного нотариуса и подписывающая сторона должна находиться в том же физическом месте, а личность подписывающей стороны должна быть проверена электронным нотариусом.

Найти электронного нотариуса

Чтобы найти зарегистрированных нотариусов рядом с вами, введите местоположение и нажмите «Поиск»:

Город

Состояние Аляска Алабама Арканзас Аризона Калифорния Колорадо Коннектикут Округ Колумбия Делавэр Флорида Джорджия Гавайи Айова Айдахо Иллинойс Индиана Канзас Кентукки Луизиана Массачусетс Мэриленд Мэн Мичиган Миннесота Миссури Миссисипи Монтана Северная Каролина Северная Дакота Небраска Нью-Гэмпшир Нью-Джерси Нью-Мексико Невада Нью-Йорк Огайо Оклахома Орегон Пенсильвания Род-Айленд Южная Каролина Южная Дакота Теннесси Техас Юта Вирджиния Вермонт Вашингтон Висконсин Западная Вирджиния Вайоминг Коренные племена за пределами страны

Почтовый индекс

Обзор электронного нотариуса

Стать электронным нотариусом

Электронная нотариальная регистрация

Поставщики электронных нотариальных решений

Нотариус/нотариус и ресурсы электронной коммерции

Электронное закрытие ипотеки

Электронная запись

Пилотная программа электронной коммерции

Устав

Административный кодекс

Департамент государственной нотариальной конторы штата Северная Каролина регулирует и определяет политику государственной нотариальной конторы Северной Каролины; он обучает, тестирует, квалифицирует и уполномочивает нотариусов. Государственные нотариусы Северной Каролины облегчают торговлю, совершая следующие нотариальные действия:

  • Подтверждение подписи
  • Приносить клятвы и утверждения
  • Проверить или подтвердить подписи.

Департаменты Государственного секретаря и муниципальные колледжи реализуют Программу обучения государственных нотариусов, чтобы нотариусы соблюдали закон и предоставляли качественные нотариальные услуги. Государственный секретарь обучает инструкторов нотариусов, которые преподают в местных колледжах. Программа знакомит нотариусов с юридическими, этическими и процессуальными требованиями к нотариальным действиям. Северная Каролина, первый штат, сделавший это, начала обучение нотариусу в 1983; несколько других штатов официально обучают нотариусов. Северная Каролина остается в авангарде образования, тестирования, регулирования и практики государственных нотариусов.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *