Федеральный закон от 26 марта 2022 г. N 70-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»
Принят Государственной Думой 23 марта 2022 года
Одобрен Советом Федерации 23 марта 2022 года
Внести в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 1; N 30, ст. 3029; 2003, N 27, ст. 2700, 2708, 2717; N 46, ст. 4434; N 50, ст. 4847; 2004, N 31, ст. 3229; N 34, ст. 3533; 2005, N 1, ст. 13, 45; N 13, ст. 1077; N 19, ст. 1752; N 27, ст.2719, 2721; N 30, ст. 3104, 3131; N 50, ст. 5247; 2006, N 17, ст. 1776; N 18, ст. 1907; N 31, ст. 3438; N 45, ст. 4641; N 52, ст. 5498; 2007, N 16, ст. 1825; N 30, ст. 3755; N 31, ст. 4007, 4008; N 41, ст. 4845; N 46, ст. 5553; 2008, N 20, ст. 2251; N 30, ст. 3604; N 49, ст. 5745; N 52, ст. 6235, 6236; 2009, N 7, ст. 777; N 23, ст. 2759; N 26, ст. 3120; N 29, ст. 3597, 3642; N 30, ст. 3739; N 48, ст. 5711, 5724; N 52, ст. 6412; 2010, N 1, ст. 1; N 21, ст. 2525; N 23, ст. 2790; N 27, ст. 3416; N 30, ст. 4002, 4006, 4007; N 31, ст. 4158, 4164, 4193, 4206, 4207, 4208; N 41, ст. 5192; 2011, N 1, ст. 10, 23; N 15, ст. 2039; N 17, ст. 2310; N 19, ст. 2715; N 23, ст. 3260; N 27, ст. 3873; N 29, ст. 4290; N 30, ст. 4585, 4590, 4598, 4600, 4601, 4605; N 46, ст. 6406; N 48, ст. 6728; N 49, ст. 7025, 7061; N 50, ст. 7342, 7345, 7346, 7351, 7355, 7362, 7366; 2012, N 6, ст. 621; N 10, ст. 1166; N 24, ст. 3069, 3082; N 29, ст. 3996; N 31, ст. 4320, 4330; N 47, ст. 6402, 6403; N 49, ст. 6757; N 53, ст. 7577, 7602; 2013, N 14, ст. 1666; N 19, ст. 2323, 2325; N 26, ст. 3207, 3208; N 27, ст. 3454, 3470; N 30, ст. 4025, 4029, 4030, 4031, 4032, 4034, 4036, 4040, 4044, 4082; N 31, ст. 4191; N 43, ст. 5445, 5452; N 44, ст. 5624, 5643; N 48, ст. 6161, 6165; N 49, ст. 6327; N 51, ст. 6683, 6685, 6695; N 52, ст. 6980, 6986, 7002; 2014, N 6, ст. 566; N 11, ст. 1096; N 14, ст. 1562; N 19, ст. 2302, 2306, 2310, 2324, 2326, 2327, 2335; N 26, ст.
3366, 3379; N 30, ст. 4211, 4218, 4228, 4256, 4259, 4264; N 42, ст. 5615; N 48, ст. 6636; N 52, ст. 7550, 7557; 2015, N 1, ст. 67, 74, 83, 85; N 10, ст. 1405, 1416; N 13, ст. 1811; N 21, ст. 2981; N 27, ст. 3945; N 29, ст. 4374, 4376, 4391; N 41, ст. 5629; N 44, ст. 6046; N 45, ст. 6205, 6208; N 48, ст. 6706, 6710; N 51, ст. 7250; 2016, N 1, ст. 11, 59, 63; N 10, ст. 1323; N 11, ст. 1481, 1491; N 18, ст. 2514; N 23, ст. 3285; N 26, ст. 3871, 3876, 3884, 3887; N 27, ст. 4160, 4164, 4183, 4197, 4205, 4206, 4223, 4238, 4249, 4251, 4259, 4286, 4291, 4305; N 28, ст. 4558; N 50, ст. 6975; 2017, N 1, ст. 12, 31; N 9, ст. 1278; N 11, ст. 1535; N 17, ст. 2457; N 22, ст. 3069; N 24, ст. 3487; N 30, ст. 4455; N 31, ст. 4738, 4812, 4814, 4815, 4827, 4828; N 47, ст. 6844, 6851; N 52, ст. 7919; 2018, N 1, ст. 21, 30, 35; N 7, ст. 973; N 30, ст. 4555; N 31, ст. 4825, 4851; N 41, ст. 6187; N 42, ст. 6378; N 45, ст. 6832; N 47, ст. 7125, 7128; N 53, ст. 8436, 8447; 2019, N 6, ст. 465; N 10, ст. 893; N 12, ст.
1216, 1218; N 25, ст. 3161; N 29, ст. 3847; N 30, ст. 4119, 4121, 4131; N 42, ст. 5803; N 44, ст. 6178, 6182; N 49, ст. 6964; N 51, ст. 7493, 7494, 7495; N 52, ст. 7811, 7819; 2020, N 14, ст. 2002, 2020, 2029; N 50, ст. 8055, 8065; 2021, N 1, ст. 50, 51, 70; N 9, ст. 1461, 1466; N 11, ст. 1701; N 15, ст. 2431; N 18, ст. 3046; N 24, ст. 4222, 4223; N 27, ст. 5060, 5111; N 52, ст. 8978, 8986; 2022, N 1, ст. 3, 37, 49; N 5, ст. 676; Российская газета, 2022, 9 марта, 11 марта) следующие изменения:
1) в статье 2.1:
а) часть 3 дополнить словами «, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 настоящей статьи»;
б) дополнить частями 4 и 5 следующего содержания:
«4. Юридическое лицо не подлежит административной ответственности за совершение административного правонарушения, за которое должностное лицо или иной работник данного юридического лица привлечены к административной ответственности либо его единоличный исполнительный орган, имеющий статус юридического лица, привлечен к административной ответственности, если таким юридическим лицом были приняты все предусмотренные законодательством Российской Федерации меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, за исключением случаев, предусмотренных частью 5 настоящей статьи.
5. Если за совершение административного правонарушения юридическому лицу назначено административное наказание в виде административного штрафа, который устанавливается в соответствии с пунктом 3 или 5 части 1 статьи 3.5 настоящего Кодекса, должностное лицо или иной работник данного юридического лица либо его единоличный исполнительный орган, имеющий статус юридического лица, не подлежат административной ответственности.»;
2) в части 3 статьи 3.4 слова «может быть заменено» заменить словами «подлежит замене»;
3) дополнить статьей 4.12 следующего содержания:
«Статья 4.12. Особенности назначения административного наказания в виде административного штрафа социально ориентированным некоммерческим организациям и являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям
1. При назначении административного наказания в виде административного штрафа социально ориентированным некоммерческим организациям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций — получателей поддержки, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, административный штраф назначается в размере, предусмотренном санкцией соответствующей статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях для лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
2. В случае, если санкцией статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено назначение административного наказания в виде административного штрафа лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, административный штраф социально ориентированным некоммерческим организациям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций — получателей поддержки, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, назначается в размере от половины минимального размера (минимальной величины) до половины максимального размера (максимальной величины) административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица, либо в размере половины размера административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица, если такая санкция предусматривает назначение административного штрафа в фиксированном размере.
3. Размер административного штрафа, назначаемого в соответствии с частью 2 настоящей статьи, не может составлять менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях для должностного лица.
4. Правила настоящей статьи не применяются при назначении административного наказания в виде административного штрафа за административные правонарушения, за совершение которых в соответствии со статьями раздела II настоящего Кодекса лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.»;
4) в статье 4.4:
а) часть 1 дополнить словами «, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи»;
б) часть 3 дополнить пунктом 3 следующего содержания:
«3) в пределах санкции, не предусматривающей назначение административного наказания в виде предупреждения или административного штрафа, если одной из указанных санкций не предусматривается назначение административного наказания в виде предупреждения или административного штрафа. «;
в) дополнить частями 5 и 6 следующего содержания:
«5. Если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения.
6. Если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статьи) раздела II настоящего Кодекса либо закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, при назначении административного наказания за совершение указанных административных правонарушений применяются правила назначения административного наказания, предусмотренные частями 2 — 4 настоящей статьи. «;
5) абзац четвертый части 3 статьи 23.1 после слов «юридическими лицами» дополнить словами «и их должностными лицами или иными работниками».
Президент Российской Федерации В. Путин
Новая редакция Кодекса РФ об Административных Правонарушениях с комментариями и изменениями на 2021-2022 год
Кодекс об административных правонарушениях (КоАП или ФЗ №195) представляет собой юридический документ, в котором перечислены правонарушения в определённых сферах общественных отношений. Эти сферы представлены в статье 1.2, а так же в структуре кодекса.
Кто несёт ответственность по нормам КоАП
Субъектами ФЗ №195 являются:
- физлица;
- юрлица;
- должностные лица.
В этом состоит принципиальное отличие административной ответственности от уголовной. В соответствии с номами уголовного права наказать можно только конкретного человека. По нормам административного права наказанию подлежат и организации.
В качестве должностных лиц к ответственности привлекаются конкретные люди, совершившие противоправные деяния при выполнении служебных обязанностей. В этом случае человек привлекается к ответственности как физлицо, но степень его вины усугубляется в связи со спецификой его положения.
В связи с большой значимостью понятия «должностное лицо», статья 2.4 КоАП РФ содержит подробное описание признаков этого субъекта. К таковым относятся:
- выполнение властных функций;
- властно-распорядительные полномочия в отношении людей, не находящихся в служебной зависимости от данного лица;
- выполнение хозяйственных работ, связанных с управленческими процессами.
При этом, как следует из статьи 2.6, иностранцы и люди без гражданства несут ответственность наравне с гражданами РФ.
Возраст ответственности по КоАП наступает с 16 лет. Это правило носит абсолютный характер и не содержит исключений.
Как и за что наказывают
Кодекс об административных правонарушениях часто сравнивают с Уголовным кодексом. Эти документы действительно имеют немало общих черт. Особенно это касается структуры. Оба кодекса делятся на две части. Первая посвящена общим положениям, в рамках которых раскрываются понятия административных правонарушений, ответственности и наказаний. Вторая часть содержит перечень правонарушений по отдельным категориям.
Наказания, предусмотренные КоАПом, описаны в статье 3.2. Лицо, уличённое в правонарушении, может понести наказание в виде:
- предупреждений;
- штрафов;
- лишения некоторых прав;
- конфискации орудий и средств совершения правонарушений;
- ареста;
- приостановления деятельности юрлица;
- запрета на посещение мероприятий или общественных мест;
- обязательных работ.
В особенной части ФЗ №195 содержится перечень административных правонарушений из сфер:
- защиты прав избирателей;
- предоставления государственных, муниципальных и образовательных услуг;
- защита прав на здоровье и санитарно-эпидемиологическую безопасность;
- охраны собственности;
- экологической безопасности;
- строительства и промышленности;
- сельскохозяйственного производства;
- передвижений на разных видах транспорта.
Таким образом, КоАП РФ со всеми правками в 2021-2022 годах предусматривает наказания за целый комплекс правонарушений. Аналогичные противоправные действия могут рассматриваться и в Уголовным кодексе. Однако в нём предусмотрена только ответственность за поступки, имеющие большую общественную опасность.
Функция Кодекса об административных правонарушениях
Само слово «функция» переводится с латинского языка как совершение или исполнение. В качестве термина это слово используется для обозначения взаимозависимости действий, когда изменения в одном объекте неизменно ведут за собой изменения в другом. Все законы выполняют одну и ту же функцию – обеспечивают такое состояние общества, при котором каждый человек может реализовать свои конституционные права.
Специфическая функция КоАП состоит в том, чтобы обеспечивать защиту прав, которые в той или иной степени связаны с управленческими, то есть административными действиями и решениями. Не зря в нормативах этого документа большое значение имеет рассмотрение дел, связанных с действиями таких субъектов, как должностные лица. За действия, связанные с реализацией управленческих решений чаще всего несут ответственность два субъекта – юридическое и должностное лицо.
Кодекс РФ об административных правонарушениях , несмотря на свою специфику, относится к законам, востребованным самыми широкими слоями населения. Он касается каждого гражданина России, государственных и муниципальных организаций, а так же любого предпринимателя.
Оглавление
Внесение изменений в положения, регулирующие ответственность за нарушения валютного законодательства Российской Федерации
От 31 июля 2020 г. Федеральный закон № 218-ФЗ «О внесении изменений в статьи 3.5 и 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» от 20.07.2020 вступили в силу и внесены изменения в положения, регулирующие ответственность за нарушения валютного законодательства.
В ряде случаев ответственность за нарушения валютного законодательства была смягчена (и даже отменена), а в ряде случаев введены дополнительные основания и санкции.
Для большей ясности приведенная ниже таблица содержит информацию обо всех типах ответственности, установленных для нарушений законодательства по регулированию валюты и управлению валютой:
Также стоит отметить, что новый закон включает следующие основания освобождения от ответственности за нарушения валютного законодательства:
- Резидент может быть освобожден от административной ответственности за незаконные валютные операции с зарубежным счетом (ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ) и несоблюдение требований по репатриации (ч. 4 ст. 15.25 КоАП РФ) при зачислении денежных средств на иностранный счет в обход российского счета, при условии, что если в течение 45 дней с момента зачисления денежных средств в иностранную gn счета они переводятся на счет в уполномоченном банке.
- Административная ответственность за несоблюдение требований о репатриации (ч. 4 ст. 15.25 КоАП РФ) отсутствует, если сумма обязательств не превышает 200 тыс. руб.
- Административная ответственность, установленная частями 4 — 4.3, 5, 5.2 и 5.3 статьи 15.25 КоАП РФ, применяется только по истечении сорока пяти дней после истечения срока исполнения соответствующего обязательства в случае его неисполнения в установленный срок.
Таким образом, такие поправки в целом можно оценить как положительные. Но, несмотря на вышеизложенное, размер ответственности за отдельные виды нарушений валютного законодательства остается достаточно высоким (от 75% до 100% от суммы сделки). В связи с этим валютным резидентам Российской Федерации по-прежнему необходимо соблюдать осторожность при совершении валютных операций, использовании зарубежных счетов, вступлении в правоотношения с валютными нерезидентами Российской Федерации.
Другие статьи по теме
Смотрите также статьи из выпуска
Налог на прибыль: раз написали, пора применять на практике
В ноябре 2018 года Министерством финансов Российской Федерации внесены изменения в Положение по бухгалтерскому учету «Учет налога на прибыль организаций» ПБУ 18/02, обязательные для ведения бухгалтерской отчетности за 2020 год, т. е. для ведения бухгалтерского учета с 1 января 2020 года.
17 ноября 2020 г. 2020
DAC 6 Директива: шестой шаг европейской эволюции раскрытия информации
Директива DAC6 является шестой в серии директив, разработанных для поощрения трансграничного обмена налоговой информацией в ЕС, и является частью шага 12 в проекте BEPS (проект ОЭСР по эрозии базы и перемещению прибыли).
Организации финансового рынка, кто вы?
С 2020 года валютные физические лица-резиденты Российской Федерации обязаны представлять в налоговые органы уведомления об открытии (закрытии, изменении реквизитов) счетов, открытых не только в иностранных банках, но и в других финансовых организациях.
17 ноября 2020 г.
Поправки к конвенциям об избежании двойного налогообложения. Процесс запущен
Не так давно приоритетом стало изменение условий международного налогообложения. Основная цель – предотвратить перекачивание доходов в низконалоговые или безналоговые юрисдикции за счет повышения ставки налога у источника в Российской Федерации.
17.11.2020
Через суд или нет, вот в чем вопросС 1 сентября 2020 г. Федеральным законом № 289-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части внесудебного банкротства граждан» от 31.07.2020.
17 ноября 2020 г.
Цифровые финансовые активы
31 июля был опубликован Федеральный закон № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Закон позволит перевести традиционные финансовые инструменты в цифровую форму и увеличить количество способов привлечения инвестиций.
17 ноября 2020 г.
Все, что вам нужно знать о правах человека в Украине
Назад в Украину Эта запись отчета охватывает события 2021 года и не включает наши последние исследования в Украине.
последние новости о правах человека в Украине смотрите здесь
Безнаказанность пыток оставалась повсеместным явлением. Насилие по признаку пола оставалось широко распространенным явлением, хотя новый закон устранил юридические препятствия для судебного преследования военнослужащих и сотрудников полиции за бытовое насилие. Гомофобные атаки со стороны групп, выступающих за дискриминацию и насилие, продолжались. Расследование нападений на журналистов и правозащитников шло медленно и часто неэффективно. Законопроект о службах безопасности предусматривал дополнительные полномочия по наблюдению без правовых гарантий. Продолжались репрессии против инакомыслящих и правозащитников в оккупированном Крыму. Нарушения международного гуманитарного права обеими сторонами на востоке Украины остались нерасследованными.
Фон
Экономика частично восстановилась после потерь 2020 года, вызванных пандемией Covid-19 и продолжающимся конфликтом на Донбассе. Обеспокоенность по поводу коррупции сохранилась: в Pandora Papers, утечке данных о секретных офшорных сделках, нынешний президент назван бывшим бенефициаром офшорных компаний вместе с 37 другими украинскими политиками.
Вакцинация против Covid-19 была широко и бесплатно доступна, но ее использование было низким, охватив лишь около пятой части взрослого населения на территории, контролируемой правительством.
В мае парламент принял поправки к Уголовному и Уголовно-процессуальному кодексам, чтобы привести их в соответствие с международным уголовным правом, расширив определение агрессии, преступлений против человечности и других конкретных военных преступлений, отменив их срок давности и предусмотрев универсальную юрисдикцию. Однако к концу года президент не подписал эти изменения в качестве закона, и Римский статут Международного уголовного суда остался нератифицированным.
Правительственные силы и поддерживаемые Россией вооруженные формирования на Донбассе неоднократно обменивались обвинениями в нарушении режима прекращения огня. Россия отказалась продлить мандат Специальной мониторинговой миссии ОБСЕ на двух контролируемых ею пограничных переходах и неоднократно концентрировала свои войска у границы с Украиной, что вызывало опасения по поводу российского вторжения. Территория Крыма осталась под российской оккупацией.
Пытки и другие виды жестокого обращения
Сообщалось о некотором прогрессе в судебном преследовании лиц, погибших во время протестов на Евромайдане в 2014 г., включая судебные процессы над несколькими титушки (агенты, работающие на полицию) и горстки бывших сотрудников милиции (некоторые заочно). Однако правосудие по-прежнему оставалось недостижимым для большинства жертв полицейских злоупотреблений во время этих событий.
Безнаказанность пыток и других видов жестокого обращения в целом оставалась повсеместной. Расследования более недавних обвинений оставались медленными и часто неэффективными. Генеральная прокуратура (ГП) сообщила о возбуждении 79 новых дел о предполагаемых пытках и 1918 предполагаемых злоупотреблений властью со стороны сотрудников правоохранительных органов с января по декабрь, в результате чего 51 лицу были предъявлены обвинения в совершении соответствующих преступлений.
В январе на Житомирщине двое молодых людей подверглись нападению со стороны толпы, обвинившей их в угоне автомобиля. На место прибыл сотрудник полиции, который присоединился к нападавшим, инсценировав казнь одной из жертв из своего пистолета. В июле прокуратура передала в суд обвинения в применении пыток в отношении сотрудника милиции и еще трех человек; другому полицейскому было предъявлено обвинение в даче ложных показаний.
В марте Генеральная прокуратура сообщила, что на сегодняшний день Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) вынес решения в пользу заявителей и против Украины по 115 делам об условиях содержания под стражей, равносильных пыткам или другим видам жестокого обращения, из которых 71 под наблюдением Комитета министров Совета Европы остались без внимания; 120 дел ожидали решения.
В мае по делу Дебелый и другие против Украины , ЕСПЧ установил, что милиция в Украине подвергла трех заявителей – Андрея Дебелого, Романа Королева и Александра Рафальского – бесчеловечному и унижающему достоинство обращению.
Гендерное насилие
Насилие и дискриминация по признаку пола, особенно в отношении женщин, и насилие в семье оставались широко распространенными. Службы поддержки пострадавших, а также законодательные и политические меры, направленные на борьбу с насилием в семье, хотя и улучшились в последние годы, по-прежнему недостаточны. Не было достигнуто никакого прогресса в ратификации Конвенции Совета Европы о борьбе и предупреждении насилия в отношении женщин и насилия в семье (Стамбульская конвенция).
С января по декабрь власти возбудили 2432 уголовных дела по фактам домашнего насилия, 2176 человек были признаны подозреваемыми в совершении уголовных преступлений и переданы в суд по 2136 делам. С января по июнь административные дела были возбуждены в отношении 54 890 человек за насилие в семье.
В июле был принят новый закон, устранивший юридические препятствия, фактически освободившие военнослужащих и сотрудников полиции от административного и уголовного преследования за насилие в семье; он также усилил положения, лежащие в основе приказов о чрезвычайной защите. Закон продлил до шести месяцев срок давности домашнего насилия как административного правонарушения и ввел новые наказания, включая принудительные работы и арест на срок до 10 суток.
Однако расследование утверждений лейтенанта Валерии Сикаль, которая в 2018 году стала первой украинской бывшей военнослужащей, сообщившей о сексуальных домогательствах со стороны командира Вооруженных Сил, было неэффективным и еще больше затянулось из-за его передачи в Государственное бюро расследований Хмельницкой области, где дальнейших следственных действий не проводилось.
Права ЛГБТИ
В законопроекте, внесенном в парламент в мае, предлагалось расширить определение преступлений на почве ненависти, чтобы охватить преступления, мотивированные сексуальной ориентацией и гендерной идентичностью. Однако гомофобные нападения со стороны групп, выступающих за дискриминацию и насилие, продолжались в течение всего года, и виновные редко привлекались к ответственности.
В марте четверо человек обмазали грязью дом культуры ОО «Сфера»; в августе фасад центра был изуродован гомофобными граффити.
Только в мае произошло не менее четырех таких нападений. 27 мая толпа разбила окно в помещении, где группа «КиевПрайд» организовала показ фильма, и бросила внутрь сигнальную ракету и газовый баллончик. Полиция возбудила уголовное дело по факту «хулиганства», но не смогла квалифицировать инцидент как преступление на почве ненависти.
29 мая толпа напала на общественный центр ЛГБТИ-группы «Инсайт» в Киеве. В тот же день в Одессе толпа сорвала и прервала феминистскую лекцию лидера Insight Елены Шевченко; в другом месте города семеро мужчин в масках и черном забросали камнями офис ЛГБТИ-ассоциации ЛИГА и повредили одну из ее камер видеонаблюдения. Полиция отказывалась возбуждать уголовное дело по обоим инцидентам до тех пор, пока активисты не подали жалобу на бездействие полиции.
Шестеро участников нападения на правозащитницу Виталину Коваль в 2018 году, когда ее облили красной краской, вызвав химические ожоги глаз, продолжали оставаться безнаказанными. В марте суд постановил, что срок давности по обвинению в «причинении легких телесных повреждений» в отношении двух нападавших женщин истек, и закрыл соответствующее производство. Параллельное расследование преступления на почве ненависти («нарушение равноправия граждан») ожидалось, но, по всей видимости, застопорилось. Четырем сообщникам-мужчинам не было предъявлено никаких обвинений.
Свобода слова
Средства массовой информации в целом были свободны и разнообразны, хотя несколько изданий подвергались выборочным преследованиям со стороны властей в связи с их предполагаемой пророссийской редакционной политикой и обвинялись Службой безопасности Украины (СБУ) в ведении «информационной войны» против Украина.
Совет национальной безопасности и обороны (совещательный государственный орган) ввел так называемые «персональные санкции» в отношении депутата Тараса Козака, которые касались его коммерческих активов, в том числе трех телеканалов, лишенных лицензии на вещание. Решение, одобренное президентом, вызвало критику за его внесудебный характер и произвольную направленность на предприятия СМИ, а также за применение в отношении гражданина Украины и его бизнеса в Украине закона, предназначенного для санкций за иностранные коммерческие организации.
В отношении бывшего узника совести журналиста Василия Муравицкого продолжается необоснованное уголовное дело. Риск тюремного заключения и физической расправы со стороны групп, выступающих за дискриминацию и насилие, вынудил его покинуть Украину.
В ноябре владелец независимой газеты Kyiv Post немедленно приостановил ее выпуск. Сотрудники объявили, что они были уволены за свою независимую журналистику. Комментаторы утверждали, что к его решению привело давление на владельца со стороны Администрации президента.
Расследование нападений, в том числе убийств, на журналистов и правозащитников шло медленно и часто неэффективно. Продолжались судебные слушания по громкому делу трех лиц, обвиняемых в установке заминированного автомобиля, в результате которого в июле 2016 года погиб белорусско-российско-украинский журналист Павел Шеремет (Pavel Sharamet). Комментаторы и журналисты выразили сомнения в достоверности расследования. Подсудимые отрицали обвинения, настаивая на том, что они политически мотивированы. В январе были опубликованы доказательства того, что убийство было спланировано белорусскими властями.
Известный белорусский эмигрант Виталий Шишов, глава Белорусского дома в Украине, найден повешенным в киевском парке утром 3 августа. Ранее он жаловался коллегам на слежку и угрозы расправы со стороны белорусских спецслужб. 1 Украинские власти расследовали его смерть как подозрительную, хотя по состоянию на конец года о результатах не сообщалось.
Свобода собраний
В то время как право на свободу мирных собраний, как правило, использовалось без каких-либо ограничений, ЛГБТИ-активисты и другие лица, ставшие жертвами агрессивных группировок, должны были полагаться на готовность властей защищать мирных демонстрантов во время и после их митингов.
8 марта в Киеве жестокие контрдемонстранты напали на участниц марша в честь Международного женского дня. После акции неизвестные толкали и оскорбляли активисток за права женщин, пытались отобрать у них плакаты. Активисты пожаловались в полицию, которая отказалась открывать дело до тех пор, пока не вмешаются адвокаты. По состоянию на конец года официальное расследование все еще продолжалось.
Ежегодные акции в поддержку прав ЛГБТИ прошли с июля по сентябрь в нескольких городах, в том числе в Кривом Роге, Одессе, Харькове и Киеве. Они прошли мирно под надежной защитой полиции, несмотря на сохраняющуюся атмосферу запугивания и гомофобных нападений, а также риск того, что лица, покидающие митинги, могут подвергнуться нападению. 30 июля ЛГБТИ-активисты провели прайд возле Офиса Президента в Киеве.
Дискриминация
В июле правительство утвердило национальную стратегию до 2030 года по борьбе с дискриминацией цыганской общины. Однако продолжающаяся пандемия Covid-19 оказала несоразмерное влияние на это сообщество, поскольку многие полагались на неформальную экономику в качестве нерегулярного заработка.
Прошлые нападения на рома не расследовались эффективно, в том числе уничтожение кемпинга и физическое насилие в отношении рома в парке Лысая гора в Киеве в августе 2018 года. В августе Генеральная прокуратура сообщила Amnesty International, что она отменила решение о прекращении расследования, но о дальнейшем прогрессе не сообщалось.
Право на неприкосновенность частной жизни
В первом чтении принят законопроект о реформе СБУ. Решая некоторые из давних проблем, вызывающих озабоченность, — например, отменив его следственную функцию к 2025 году, — законопроект подтвердил широкие полномочия агентства по аресту, задержанию и допросу лиц, а также применению смертоносной силы, не вводя новых и более эффективные механизмы подотчетности. Законопроект также предоставил СБУ дополнительные полномочия по наблюдению, включая перехват и хранение общедоступных и частных сообщений и информации от отдельных лиц и организаций без надлежащих правовых гарантий для предотвращения злоупотреблений и обеспечения права на неприкосновенность частной жизни. Он также предоставил право блокировать онлайн-ресурсы во внесудебном порядке в некоторых случаях.
Крым
Подавление инакомыслия
Власти де-факто продолжали подавлять свободу слова и любые проявления инакомыслия. Свободные СМИ подавлялись, а те, кто на них работал, подвергались жестоким репрессиям.
Внештатный корреспондент Владислав Есыпенко был арестован 10 марта Федеральной службой безопасности (ФСБ) России по подозрению в шпионаже и ношении боеприпасов. 18 марта российский государственный телеканал в Крыму транслировал его «признание» о том, что он поделился своими медиаматериалами с украинскими спецслужбами. Ему было отказано в доступе к независимому адвокату в течение 27 дней, до слушания в следственном изоляторе, на котором Владислав Есыпенко утверждал, что похитители подложили в его машину гранату и что он подвергался пыткам и другим видам жестокого обращения, чтобы извлечь его « исповедь» на видео.
По данным правозащитников, в Крыму полностью заблокирован доступ как минимум к 27 интернет-СМИ, а также доступ к сайтам организаций, произвольно запрещенных в России как «экстремистские». К ним относятся Меджлис (представительное собрание) крымскотатарского народа и Свидетелей Иеговы; любая ассоциация с ними была уголовным преступлением.
В апреле суд оштрафовал Бекира Мамутова, активиста и главного редактора крымскотатарской газеты Qirim за «злоупотребление свободой СМИ» по КоАП РФ. Он опубликовал доклад Генерального секретаря ООН за 2020 год о ситуации с правами человека в Крыму, в котором упоминается Меджлис, но не включено обязательное в соответствии с российским законодательством заявление о том, что эта организация считается в России «экстремистской».
Другие оставшиеся критические голоса в Крыму также были привлечены к ответственности и заключены в тюрьму. В сентябре Нариман Джеляль, крымскотатарский правозащитник и ранее самый высокопоставленный член запрещенного Меджлиса, оставшегося в Крыму, был произвольно задержан в связи с предполагаемым повреждением газопровода.
Крымскотатарские правозащитники и узники совести Эмир-Усеин Куку и Сервер Мустафаев остались за решеткой в России, как и десятки других жертв политически мотивированных преследований со стороны де-факто крымских властей – зачастую в бесчеловечных и унижающих достоинство условиях.
Насильственные исчезновения
Ни один случай насильственного исчезновения с 2014 года – начала российской оккупации территории – не расследован эффективно. Судьба и местонахождение насильственно исчезнувших остались неизвестными.
Донбасс
На территориях востока Украины, контролируемых пророссийскими вооруженными формированиями, продолжались репрессии против инакомыслия и ограничения деятельности гражданского общества. Мониторинговая миссия ООН по правам человека в Украине (МООНМУ) сообщила об отсутствии необходимых услуг и поддержки жертвам домашнего насилия, а также отметила личные риски, включая арест и судебное преследование, с которыми сталкиваются активистки, защищающие права женщин. МООНДУ также сообщила о произвольных арестах и длительном содержании под стражей без связи с внешним миром, а также о продолжающемся незаконном заключении женщин и мужчин властями де-факто. Ему было отказано в доступе в места содержания под стражей на неподконтрольных правительству территориях, несмотря на «распространенные и заслуживающие доверия заявления о пытках и жестоком обращении в ряде учреждений». МООНДУ также сообщила как минимум о девяти новых случаях произвольного ареста гражданских лиц сотрудниками СБУ.
Безнаказанность
Многочисленные ранее зарегистрированные нарушения международного гуманитарного права обеими сторонами конфликта остались нерасследованными.
Не было достигнуто никакого прогресса в восстановлении справедливости в отношении жертв насильственных исчезновений, пыток и незаконных задержаний со стороны СБУ на востоке Украины с 2014 по 2016 год, а практика использования секретных тюрем продолжала официально отрицаться. Ведущееся расследование так и не смогло установить ни одного предполагаемого преступника.
Право на здоровье
Сохраняющееся отсутствие независимой информации и доступа к территориям, контролируемым вооруженными формированиями на Донбассе, препятствовало попыткам борьбы с инфекциями Covid-19. Правительство Украины предоставило бесплатную вакцинацию для посетителей из-за линии конфликта, в том числе через центры вакцинации на контрольно-пропускных пунктах.