Гл. 23 КОАП РФ. СУДЬИ, ОРГАНЫ, ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА, УПОЛНОМОЧЕННЫЕ РАССМАТРИВАТЬ ДЕЛА ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
[ действующая редакция ]
Статья 23.1. Судьи |
Статья 23.2. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав |
Статья 23.3. Органы внутренних дел (полиция) |
Статья 23.4. Органы и учреждения уголовно-исполнительной системы |
Статья 23.5. Налоговые органы |
Статья 23.6. Утратила силу. — Федеральный закон от 30.06.2003 N 86-ФЗ. |
Статья 23.7. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере |
Статья 23. |
Статья 23.8. Таможенные органы |
Статья 23.9. Органы экспортного контроля |
Статья 23.10. Пограничные органы |
Статья 23.11. Военные комиссариаты |
Статья 23.12. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права |
Статья 23.13. Органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор |
Статья 23. |
Статья 23.14. Органы, осуществляющие федеральный государственный ветеринарный надзор |
Статья 23.14.1. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственный контроль (надзор) в сфере обращения лекарственных средств для ветеринарного применения |
Статья 23.15. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный карантинный фитосанитарный надзор, государственный надзор в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами и государственный земельный надзор (в отношении использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения) |
Статьи 23.16 — 23.19. Утратили силу. — Федеральный закон от 28.12.2009 N 380-ФЗ. |
Статья 23.20. Утратила силу. — Федеральный закон от 14.10.2014 N 307-ФЗ. |
Статья 23.21. Органы, осуществляющие государственный земельный надзор |
Статья 23.22. Органы, осуществляющие государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр |
Статья 23.22.1. Утратила силу. — Федеральный закон от 14.10.2014 N 307-ФЗ. |
Статья 23.23. Органы, осуществляющие государственный надзор в области использования и охраны водных объектов |
Статья 23.23.1. Утратила силу. — Федеральный закон от 14.10.2014 N 307-ФЗ. |
Статья 23.24. Органы, осуществляющие федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) |
Статья 23. |
Статья 23.25. Органы, осуществляющие государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий |
Статья 23.26. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие федеральный государственный надзор в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания |
Статья 23.27. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный контроль (надзор) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов |
Статья 23.28. Федеральный орган исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях |
Статья 23. |
Статья 23.30. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный энергетический надзор |
Статья 23.31. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности, федеральный государственный надзор в области безопасности гидротехнических сооружений, государственный горный надзор |
Статья 23.32. Утратила силу. — Федеральный закон от 14.10.2014 N 307-ФЗ. |
Статья 23.33. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный надзор в области использования атомной энергии |
Статья 23.34. Органы, осуществляющие федеральный государственный пожарный надзор |
Статья 23. |
Статья 23.36. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный транспортный надзор |
Статья 23.36.1. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие региональный государственный контроль в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси |
Статья 23.36.2. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный контроль в сфере перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом |
Статьи 23.37 — 23.39. Утратили силу. — Федеральный закон от 28. |
Статья 23.40. Органы государственной инспекции по маломерным судам |
Статья 23.41. Утратила силу. — Федеральный закон от 28.12.2009 N 380-ФЗ. |
Статья 23.42. Органы, уполномоченные в области авиации |
Статья 23.43. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственный контроль (надзор) в области использования воздушного пространства |
Статья 23.44. Органы, осуществляющие функции по контролю и надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций |
Статья 23.45. Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контроль за обеспечением защиты государственной тайны |
Статья 23. |
Статья 23.47. Утратила силу с 1 сентября 2013 года. — Федеральный закон от 23.07.2013 N 249-ФЗ. |
Статья 23.48. Федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы |
Статья 23.49. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей |
Статья 23.50. Органы, осуществляющие государственный контроль (надзор) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции |
Статья 23.51. Органы, осуществляющие государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов) |
Статья 23. |
Статья 23.53. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий официальный статистический учет и контроль в сфере официального статистического учета |
Статья 23.54. Утратила силу. — Федеральный закон от 14.10.2014 N 307-ФЗ. |
Статья 23.55. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие региональный государственный жилищный надзор |
Статья 23.56. Органы, осуществляющие государственный строительный надзор |
Статья 23.57. Органы, осуществляющие государственный надзор за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия |
Статья 23. |
Статья 23.59. Органы, осуществляющие государственный контроль (надзор) в сфере естественных монополий |
Статья 23.60. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области валютного контроля |
Статья 23.61. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей |
Статья 23.62. Органы, осуществляющие контроль за исполнением законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма |
Статья 23.63. Утратила силу. — Федеральный закон от 03. |
Статья 23.64. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие региональный государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости |
Статья 23.65. Утратила силу с 1 сентября 2013 года. — Федеральный закон от 23.07.2013 N 249-ФЗ. |
Статья 23.66. Контрольные органы в сфере закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок |
Статья 23.67. Утратила силу. — Федеральный закон от 03.07.2016 N 305-ФЗ. |
Статья 23.68. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечению установленного порядка деятельности судов |
Статья 23. |
Статья 23.70. Утратила силу. — Федеральный закон от 14.10.2014 N 307-ФЗ. |
Статья 23.71. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного контроля за деятельностью саморегулируемых организаций в области энергетического обследования |
Статьи 23.72 — 23.73. Утратили силу с 1 сентября 2013 года. — Федеральный закон от 23.07.2013 N 249-ФЗ. |
Статья 23.74. Банк России |
Статья 23. |
Статья 23.76. Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие государственный надзор в области уничтожения химического оружия |
Статья 23.77. Военная автомобильная инспекция |
Статья 23.78. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на выполнение функций по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации |
Статья 23.79. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга |
Статья 23.79.1. Утратила силу с 1 января 2018 года. — Федеральный закон от 31.12.2014 N 514-ФЗ. |
Статья 23. |
Статья 23.80. Федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций |
Статья 23.81. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения |
Статья 23.82. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере государственного оборонного заказа |
Статья 23.83. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц |
Статья 23.84. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по государственному контролю за обеспечением безопасности донорской крови и ее компонентов |
Статья 23. |
Статья 23.86. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю (надзору) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих |
Статья 23.87. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения |
Статья 23.88. Органы военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации |
Статья 23.89. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие региональный государственный контроль (надзор) в сфере социального обслуживания |
Статья 23.90. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обеспечения безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации |
Статья 23. |
Статья 23.92. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный контроль (надзор) за деятельностью юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, включенных в государственный реестр |
Статья 23.93. Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по контролю (надзору) в сфере обращения товаров, подлежащих маркировке средствами идентификации, с использованием государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации |
Статья 23. |
Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 — для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 — для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области
Глава 23 КоАП РФ Судьи, органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях
- Статья 23.1. Судьи
- Статья 23.2. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав
- Статья 23.3. Органы внутренних дел (полиция)
- Статья 23.4. Органы и учреждения уголовно-исполнительной системы
- Статья 23.5. Налоговые органы
-
Статья 23.
6. Утратила силу. — Федеральный закон от 30.06.2003 №86-ФЗ.
- Статья 23.7. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере
- Статья 23.7.1. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере
- Статья 23.8. Таможенные органы
- Статья 23.9. Органы экспортного контроля
- Статья 23.10. Пограничные органы
- Статья 23.11. Военные комиссариаты
- Статья 23.12. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права
-
Статья 23.
13. Органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор
- Статья 23.13.1. Органы, осуществляющие контроль за выпуском генно-инженерно-модифицированных организмов в окружающую среду
- Статья 23.14. Органы, осуществляющие федеральный государственный ветеринарный надзор
- Статья 23.14.1. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственный контроль (надзор) в сфере обращения лекарственных средств для ветеринарного применения
- Статья 23.15. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный карантинный фитосанитарный надзор, государственный надзор в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами и государственный земельный надзор (в отношении использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения)
-
Статья 23.
16 — 23.19. Утратили силу. — Федеральный закон от 28.12.2009 №380-ФЗ.
- Статья 23.20. Утратила силу. — Федеральный закон от 14.10.2014 №307-ФЗ.
- Статья 23.21. Органы, осуществляющие государственный земельный надзор
- Статья 23.22. Органы, осуществляющие государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр
- Статья 23.22.1. Утратила силу. — Федеральный закон от 14.10.2014 №307-ФЗ.
- Статья 23.23. Органы, осуществляющие государственный надзор в области использования и охраны водных объектов
- Статья 23.23.1. Утратила силу. — Федеральный закон от 14.10.2014 №307-ФЗ.
- Статья 23.24. Органы, осуществляющие федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану)
-
Статья 23.
24.1. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану)
- Статья 23.25. Органы, осуществляющие государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий
- Статья 23.26. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие федеральный государственный надзор в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания
- Статья 23.27. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный контроль (надзор) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов
- Статья 23.28. Федеральный орган исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях
- Статья 23.29. Органы, осуществляющие государственный экологический надзор
-
Статья 23.
30. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный энергетический надзор
- Статья 23.31. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности, федеральный государственный надзор в области безопасности гидротехнических сооружений, государственный горный надзор
- Статья 23.32. Утратила силу. — Федеральный закон от 14.10.2014 №307-ФЗ.
- Статья 23.33. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный надзор в области использования атомной энергии
- Статья 23.34. Органы, осуществляющие федеральный государственный пожарный надзор
- Статья 23.35. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие региональный государственный надзор в области технического состояния самоходных машин и других видов техники
-
Статья 23.
36. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный транспортный надзор
- Статья 23.36.1. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие региональный государственный контроль в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси
- Статья 23.36.2. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный контроль в сфере перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом
- Статья 23.37 — 23.39. Утратили силу. — Федеральный закон от 28.12.2009 №380-ФЗ.
- Статья 23.40. Органы государственной инспекции по маломерным судам
- Статья 23.41. Утратила силу. — Федеральный закон от 28.12.2009 №380-ФЗ.
- Статья 23.42. Органы, уполномоченные в области авиации
-
Статья 23.
43. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственный контроль (надзор) в области использования воздушного пространства
- Статья 23.44. Органы, осуществляющие функции по контролю и надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
- Статья 23.45. Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контроль за обеспечением защиты государственной тайны
- Статья 23.46. Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие государственный контроль в области обращения и защиты информации
- Статья 23.47. Утратила силу с 1 сентября 2013 года. — Федеральный закон от 23.07.2013 №249-ФЗ.
- Статья 23.48. Федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы
- Статья 23.49. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей
-
Статья 23.
50. Органы, осуществляющие государственный контроль (надзор) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции
- Статья 23.51. Органы, осуществляющие государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов)
- Статья 23.52. Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие государственный контроль (надзор) за соблюдением обязательных требований к продукции и (или) федеральный государственный метрологический надзор
- Статья 23.53. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий официальный статистический учет и контроль в сфере официального статистического учета
- Статья 23.54. Утратила силу. — Федеральный закон от 14.10.2014 №307-ФЗ.
- Статья 23.55. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие региональный государственный жилищный надзор
-
Статья 23.
56. Органы, осуществляющие государственный строительный надзор
- Статья 23.57. Органы, осуществляющие государственный надзор за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия
- Статья 23.58. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный надзор в области геодезии и картографии
- Статья 23.59. Органы, осуществляющие государственный контроль (надзор) в сфере естественных монополий
- Статья 23.60. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области валютного контроля
- Статья 23.61. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
- Статья 23.62. Органы, осуществляющие контроль за исполнением законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма
-
Статья 23.
63. Утратила силу. — Федеральный закон от 03.07.2016 №305-ФЗ.
- Статья 23.64. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие региональный государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости
- Статья 23.65. Утратила силу с 1 сентября 2013 года. — Федеральный закон от 23.07.2013 №249-ФЗ.
- Статья 23.66. Контрольные органы в сфере закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок
- Статья 23.67. Утратила силу. — Федеральный закон от 03.07.2016 №305-ФЗ.
- Статья 23.68. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечению установленного порядка деятельности судов
-
Статья 23.
69. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства
- Статья 23.70. Утратила силу. — Федеральный закон от 14.10.2014 №307-ФЗ.
- Статья 23.71. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного контроля за деятельностью саморегулируемых организаций в области энергетического обследования
- Статья 23.72 — 23.73. Утратили силу с 1 сентября 2013 года. — Федеральный закон от 23.07.2013 №249-ФЗ.
- Статья 23.74. Банк России
-
Статья 23.75.
Утратила силу с 1 сентября 2013 года. — Федеральный закон от 23.
07.2013 №249-ФЗ.
- Статья 23.76. Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие государственный надзор в области уничтожения химического оружия
- Статья 23.77. Военная автомобильная инспекция
- Статья 23.78. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на выполнение функций по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации
- Статья 23.79. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга
- Статья 23.79.1. Утратила силу с 1 января 2018 года. — Федеральный закон от 31.12.2014 №514-ФЗ.
- Статья 23.79.2. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
- Статья 23.80. Федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций
-
Статья 23.
81. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения
- Статья 23.82. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере государственного оборонного заказа
- Статья 23.83. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц
- Статья 23.84. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по государственному контролю за обеспечением безопасности донорской крови и ее компонентов
- Статья 23.85. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации
- Статья 23.86. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю (надзору) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих
-
Статья 23.
87. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения
- Статья 23.88. Органы военной полиции вооруженных сил Российской Федерации
- Статья 23.89. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие региональный государственный контроль (надзор) в сфере социального обслуживания
-
Статья 1.3.1 КоАП РФ
Предметы ведения субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях
4. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах компетенции, установленной главой 23 КоАП РФ, уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ. Открыть статью
-
Статья 22.
1 КоАП РФ Судьи и органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях
1. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, рассматриваются в пределах компетенции, установленной главой 23 КоАП РФ: Открыть статью
-
Статья 22.2 КоАП РФ
Полномочия должностных лиц
1. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, рассматривают в пределах своих полномочий должностные лица, указанные в главе 23 КоАП РФ. Открыть статью
-
Статья 22.3 КоАП РФ
Подведомственность дел об административных правонарушениях в случае упразднения, реорганизации или переименования органов (должностей должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях
1. В случае упразднения указанных в главе 23 КоАП РФ или в законе субъекта Российской Федерации органа, учреждения, их структурных подразделений или территориальных органов, должности должностного лица до внесения в КоАП РФ или в закон субъекта Российской Федерации соответствующих изменений и дополнений подведомственные им дела об административных правонарушениях рассматривают судьи.
Открыть статью
-
Статья 28.3 КоАП РФ
Должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях
1. Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 КоАП РФ, в пределах компетенции соответствующего органа. Открыть статью
X
Сайт использует cookie для персонализации сервисов и сбора статистики посещений. Продолжая использовать наш сайт, Вы выражаете согласие с условиями обработки персональных данных.
Принять
Does the Law Matter?: Coup Edition
На юридическом факультете мой профессор собственности отважно пытался вывести нас из нашего 9-часового оцепенения провокационным вопросом: имеет ли значение закон? Его точка зрения, насколько я помню, заключалась в том, что правовые нормы обычно являются лишь отражением социальных обычаев и норм. Нормы могут охранять права собственности и без закона; и наоборот, если закон не поддерживается социальными нормами, его будет недостаточно.
Я думал об этом недавно, после того как опубликовал в Твиттере ветку, посвященную проекту распоряжения неизвестного происхождения, полученному специальным комитетом Палаты представителей по расследованию нападения на Капитолий Соединенных Штатов 6 января. Приказ, который так и не был выполнен, предусматривал конфискацию машин для голосования в соответствии с Законом о международных чрезвычайных экономических полномочиях (IEEPA). Моя ветка объяснила, почему IEEPA не санкционировал бы такое действие.
Тема получила свою долю «лайков» и ретвитов, а также ряд едких ответов, сосредоточенных вокруг одной и той же темы. Некоторые примеры:
- Потому что перевороты всегда подчиняются законам. #butterknifetogunfight
- В каком мире ты живешь? [так в оригинале]
- Как говорит @sarahkendzior, конечно, это противозаконно.
Вот почему это называется ПЕРЕВОРОТ! То, что написано на клочке бумаги, не остановит переворот. Как только он захватит машины, убьет своих противников и объявит военное положение, он издает/применяет любой новый закон, который захочет.
- Потрясающе наивный. Те, кто намеревается незаконно захватить власть, вряд ли будут сдерживаться юридическими формальностями. . . .
- Вы же понимаете, что весь смысл переворота в том, что он не обязательно должен быть законным? Тот факт, что это все еще линза [sic], которую мы рассматриваем, означает, что мы чертовски облажались.
Короче говоря: любой, кто думает, что закон помешает Трампу и его сторонникам подорвать нашу демократию, не только безнадежно заблуждается, но и является живым доказательством того, почему мы обречены на поражение в борьбе.
Моей первой реакцией было раздражение из-за намеренного неправильного толкования моих слов. Я понимаю, что военные перевороты по определению незаконны. Я никогда не утверждал, что законы предотвращают беззаконие или что ограниченность сферы действия IEEPA означает, что мы защищены от захвата президентской власти. Моя точка зрения была просто в том, что IEEPA не санкционирует такой захват власти, и, кроме того, никакие существующие чрезвычайные полномочия не санкционируют отмену выборов, несмотря на их широкий охват и значительный потенциал для злоупотреблений.
Однако, поразмыслив, я понял, что в основе этих комментариев лежит законный вопрос, и он заслуживает содержательного ответа. Зачем мне думать и писать о чрезвычайных полномочиях, которые, в конце концов, являются законными полномочиями, если президент и его сторонники не считают себя связанными законом? В борьбе за предотвращение подрыва нашей демократии имеет ли значение закон?
По крайней мере, сейчас я считаю, что да. Я не оспариваю, что Трамп сделал бы все, что в его силах, чтобы удержать Белый дом, будь то законным или незаконным. Но есть причина, по которой кто-то потрудился разработать исполнительный приказ со ссылкой на IEEPA. Как минимум, автор считал, что для такого действия потребуется юридическая «показуха». Этого достаточно, чтобы сорвать повязку с окна.
Но я бы пошел дальше. Те, кто утверждают, что законы не могут запретить потенциальному автократу конфисковывать машины для голосования, игнорируют тот факт, что Трамп на самом деле не конфисковывал машины для голосования. Если бы существовал закон, который действительно санкционировал такой захват, кто-нибудь всерьез сомневается, что Трамп им воспользовался бы? Закон имел значение не потому, что Трамп уважает верховенство закона (он не уважает), а потому, что он, по-видимому, повлиял на его расчеты — или расчеты окружающих — того, что он мог и не мог сойти с рук.
Часть этого исчисления связана с судами. Я отметил в своем твиттере, что даже судьи, назначенные Трампом, были бы вынуждены отменить такое вопиющее злоупотребление IEEPA. Мои критики в Твиттере были настроены скептически. Как я мог быть таким наивным? Судьи Трампа поддержат все, что Трамп сделает, и этот конкретный Верховный суд никоим образом не будет стоять на пути организованного Трампом переворота против демократии. В качестве альтернативы, если Суд действительно попытается заблокировать его, он устроит военный переворот.
На самом деле, нам не нужно размышлять о том, благословит ли сегодняшняя все более консервативная судебная система рефлекторно захват власти Трампом. Трамп и его сторонники подали более 60 исков, чтобы оспорить результаты выборов 2020 года. Все, кроме одного, были отклонены; среди 86 судей, отклонивших иски, было 38, назначенных президентами-республиканцами, в том числе восемь, назначенных Трампом. Претенденты просили Верховный суд отменить эти решения, и суд, в который входят шесть консервативных судей, трое из которых были назначены Трампом, неоднократно отказывался.
Я с болью осознаю, что скамья становится все более консервативной и, что еще хуже, более политической. Назначенные Трампом на скамейку запасных, в частности, были выбраны в основном за их (ожидаемую) лояльность президенту. Но категоричное заявление о том, что закон не имеет значения для консервативных судей, и что консервативный суд всегда вынесет решение в пользу консервативных политиков, будет нереальным, если заявить, что закон требует. Здесь это могло произойти, но не произошло.
Другого не произошло: переворот. Один из моих недоброжелателей отверг идею о том, что закон как-то связан с этим результатом, утверждая, что «переворот Трампа провалился, потому что у него не было достаточной поддержки среди других власть имущих». Я согласен с тем, что переворот мог бы произойти, если бы ключевые правительственные чиновники, в том числе Майк Пенс и высшее военное руководство, не отказались участвовать в нем. Но что мотивировало этих чиновников? Просто личная неприязнь к Дональду Трампу? Безусловно, некоторые из них ранее поддерживали административную политику, которую суды сочли незаконной. Но когда дело дошло до выживания нашей демократии, они не пожелали разрушить Конституцию и полностью отказаться от верховенства закона. В этом ключевом вопросе закон имел для них значение, даже если он не имел значения для Трампа.
На каком-то уровне мои критиканы в Твиттере все это понимают. Я не мог не заметить, что некоторые из них написали в Твиттере в поддержку Закона об избирательных правах. Если бы закон не имел значения — если бы чиновники, настроенные на подавление избирателей, делали бы все, что хотят, независимо от закона; если кто-то на «их стороне» политического раскола поддержит и поможет их незаконным усилиям; если бы суды отменили любой закон, направленный на их прекращение, не было бы смысла принимать закон о защите прав избирателей.
Чтобы было ясно, верховенство закона находится под угрозой. Во всех секторах нашей демократии растущая доля игроков не заботится о том, что законно. Политические левые не застрахованы от этого явления, но до сих пор это в значительной степени болезнь правых, поражающая чиновников во всех ветвях и на всех уровнях правительства, а также более широкое американское население. В какой-то момент мы можем достичь переломного момента, когда закон утратит свою способность ограничивать политические действия. Мы еще не там, но мы приближаемся пугающе близко.
Именно поэтому сторонников демократии должно волновать то, что говорит закон. Если мы пожимаем плечами на такие вопросы, как, разрешают ли чрезвычайные полномочия подрыв демократии или нет, то как мы можем ожидать, что те, кто находится у власти и сталкивается с массовым политическим давлением, будут игнорировать закон — такие люди, как генерал Марк Милли? , или судью Стефаноса Бибаса, или представителя Лиз Чейни — преодолеть это давление и отстоять Конституцию?
Конечно, закон не только вещь, которая имеет значение — ни в коем случае не в воображении. Сохранение нашей демократии потребует политической активности, громких и смелых высказываний, голосования так, как будто наша демократия зависит от этого (так оно и есть), выхода на улицы в знак протеста, когда демократию подрывают. Но одна из вещей, которая больше всего подрывает демократию, — это пренебрежение верховенством закона. Такое поведение должно быть одной из причин, вынуждающих людей выйти на улицу, а не чем-то, на что мы обращаем пресыщенный взгляд, гордясь своей приземленностью.
Мы не можем позволить взгляду Трампа на закон определять, имеет ли значение закон. Это делает его работу за него. Мы переживаем чрезвычайно сложный исторический момент, и если мы не решим бороться за верховенство закона, мы можем потерять нашу демократию. Представление о том, что мы можем позволить себе уступить это место,… ну… поразительно наивно.
ИЗОБРАЖЕНИЕ: Статуя у здания Верховного суда США 26 января 2022 года в Вашингтоне, округ Колумбия. (Фото OLIVIER DOULIERY/AFP) (Фото OLIVIER DOULIERY/AFP через Getty Images)Рубрики:
Демократия, Дональд Трамп, Чрезвычайные полномочия, Закон о международных чрезвычайных экономических полномочиях, Верховенство закона, Платформы социальных сетей демократия во всем мире
Шокирующее зрелище захвата Капитолия толпой американцев вызвало предположения о том, является ли это переворотом, восстанием, бунтом или бандитизмом. В этом случае мы можем кое-чему научиться у других стран.
Бывший эксперт Brookings
Латинская Америка имеет историю автоголпов, или «самопереворотов». Это термин для обозначения усилий действующих руководителей по усилению или сохранению власти путем отмены результатов выборов или неконституционного ослабления власти других ветвей власти. Меры Трампа по отмене выборов с 3 ноября представляют собой «переворот», поскольку они связаны с незаконной узурпацией государственной власти, даже если это не связано с применением силы. Тем не менее, это «самостоятельный» переворот, поскольку его совершает глава правительства, а не военные или другие лица против этого исполнительного директора.
Прошлые примеры включают президента Перу Альберто Фухимори, который распустил конгресс и ограничил независимость судебной власти в 1992 году. Президент Гватемалы Хорхе Серрано Элиас получил отпор со стороны военной и экономической элиты после того, как он распустил конгресс и судебную власть в 1993 году. Подробнее Недавно президент Боливии Эво Моралес бежал из страны после того, как попытался заявить, вопреки выводам международных наблюдателей, что он выиграл выборы на четвертый срок.
Поведение Трампа представляет собой самостоятельный переворот, поскольку он стремился подорвать честность выборов 3 ноября и пытался отменить результаты выборов. Он призвал избирателей голосовать дважды незаконно; он стремился лишить избирательных прав избирателей; он пытался заставить чиновников изменить результаты голосования. 6 января Трамп недвусмысленно призвал толпу «спуститься к Капитолию», «потребовать, чтобы Конгресс поступил правильно», «проявить силу» и «вернуть нашу страну».
Усилия Трампа провалились. Однако они раскрывают пустоту американской исключительности. Конечно, Соединенные Штаты никогда не были застрахованы от исторических взлетов и падений великих держав, и их поддержка антидемократических лидеров за рубежом противоречит их громкой глобальной защите демократии.
События показывают хрупкость институтов Америки и ее демократии, а также ее уязвимость перед политическим насилием и угрозами. Неспособность федеральных сил безопасности, таких как полиция Капитолия, защитить 535 законодателей страны была шокирующей. (По иронии судьбы столичной полиции крошечного округа Колумбия пришлось помогать спасать тех самых законодателей, которые отказывают демократическому представительству в этом округе.)
Родственные книги
Хрупкость демократии знакома избирательным автократиям и новым демократиям. Американская демократия не является неуязвимой для вызовов. Как сказала бывший агент ЦРУ представитель Эбигейл Спанбергер (D-VA) 6 января: «Это то, что мы видим в несостоятельных странах… Это то, что ведет к смерти демократии».
Самостоятельный переворот, разворачивающийся в последние недели, ослабляет способность Америки продвигать идеи демократии, прав человека и инклюзивности за рубежом. Продвижение демократии в США, долгое время считавшееся некоторыми на Глобальном Юге лицемерным, теперь кажется смехотворным и потребует времени и переделки, чтобы завоевать доверие. Устойчивость американской демократии проявляется в избрании того, кто провозглашает единство и стабильность. Однако республиканцы получили места в Палате представителей США при усилении поддержки со стороны латиноамериканцев и чернокожих. Неприятие результатов выборов многими американцами, в том числе десятками республиканских членов Конгресса, усугубляет кризис правды, преобладание «фейковых новостей» и недоверие к информации и, следовательно, к избирательным процессам.
В Америке сохраняется сильное меньшинство сторонников Трампа, которое придерживается идей, мало основанных на реальности. Это снижает вероятность того, что победа Джо Байдена может означать обращение вспять недавней волны популизма и авторитаризма. В период с 1994 по 2019 год количество популистских режимов во всем мире подскочило с 7 до 20. С 1994 года по миру прокатилась «третья волна» авторитаризма, поскольку демократические черты во многих странах размылись. Число более свободных «либеральных демократий», согласно авторитетному набору данных V-Dem, сократилось на 18% в период с 2012 по 2019 год..
Самостоятельный переворот Америки в 2021 году только усугубит этот кризис демократии.
Самостоятельный переворот Америки в 2021 году только усугубит этот кризис демократии. Это сигнализирует о том, что бороться с результатами выборов можно где угодно — и, возможно, легко. Это наглядно показывает, что большое количество людей с радостью отказывается от демократических институтов и процессов даже в самой старой и самой могущественной демократии в мире.
Избранному президенту Байдену будет трудно провести обещанный им «Саммит демократий», если только он не сформулирует это как острую необходимость поддержать демократию здесь и в других местах. Лидерству США потребуются десятилетия, чтобы оправиться от этих событий.
Приказ Хаоса
Руководство по преодолению последствий окончания эпохи после холодной войны. Прочитать весь контент Order from Chaos »
TechTank
По залам: Что означают промежуточные выборы для технологической политики?
Никол Тернер Ли, Кэмерон Ф.