Комментарии к Статье 11.18 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ
Статья 11.18 КоАП РФ. Безбилетный проезд
Комментарий к статье 11.18 КоАП РФ:
1. Объектами данного правонарушения являются экономические отношения по поводу перевозки, возникающие между транспортной организацией и гражданами, финансовая безопасность этих организаций, которым причиняется существенный материальный ущерб.
Правила провоза пассажиров и багажа ныне регулируются Уставом автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, утвержденным Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ, Уставом железнодорожного транспорта, утвержденным Федеральным законом от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ, Федеральными авиационными правилами «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей» (РГ. 2007. 10 окт.).
2. Безбилетным проездом (полетом) является проезд или вообще без билета (билет не был приобретен либо был потерян, отдан кому-либо и т. д.), или по недействительному билету (например, проезд в пригородном поезде по единому билету, срок действия которого истек).
Данная статья предусматривает административную ответственность за безбилетный провоз детей в возрасте от 5 (в городском и пригородном сообщениях — от 7) до 16 лет. Проезд детей до 5-летнего возраста бесплатен, а по достижении 16 лет сам несовершеннолетний является лицом, совершающим безбилетный проезд.
3. Размер штрафа предусмотрен данной статьей в виде четко определенной суммы штрафа. При этом за безбилетный провоз детей, проезд которых подлежит частичной оплате, штраф назначается в уменьшенном размере. В любом из этих случаев размер установленного штрафа приблизительно увязывается законодателем с размером материального ущерба, причиняемого транспортной организации определенного вида безбилетным проездом (полетом) пассажира или провозом детей.
4. Административная ответственность за безбилетный проезд пассажиров в троллейбусе, трамвае, автобусе городского и пригородного сообщения, маршрутном такси и метрополитене устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
5. Ответственность несет лицо, совершившее рассматриваемое правонарушение как умышленно, так и по неосторожности.
6. К сожалению, законодатель не указал ни субъектов административной юрисдикции, к подведомственности которых должно быть отнесено рассмотрение соответствующих административных правонарушений, ни органов, должностные лица которых вправе составлять протоколы.
Если до принятия Федерального закона от 28 декабря 2009 г. N 380-ФЗ полномочия органов железнодорожного и иных видов федерального транспорта были обозначены в ряде статей гл. 23 Кодекса, то ныне в ст. 23.36 отсылки к ст. ст. 11.18 и 11.19 отсутствуют.
В связи с изложенным возникает вопрос о том, на какой правовой основе действуют контролеры-ревизоры на указанных в ст. ст. 11.18 и 11.19 видах транспорта.
Президент упразднил в КоАП штрафы за безбилетный проезд в электричках и поездах дальнего следования
Президент РФ Владимир Путин сегодня подписал закон, которым устанавливается новая система штрафов и наказаний за безбилетный проезд на железнодорожноим транспорте, сообщает пресс-служба Кремля.
Как отмечалось при обсуждении закона в Совете Федерации, поскольку в результате реформирования железнодорожного транспорта перевозки пассажиров стали осуществлять коммерческие перевозочные компании, механизм привлечения физических лиц за безбилетный проезд в поездах к административной ответственности прекратил свое действие. Для установления системы взыскания штрафа с пассажиров за безбилетный проезд, ответственность за это нарушение переведена из разряда административных в разряд гражданско-правовых отношений между перевозчиком и пользователем услуг железнодорожного транспорта.
Согласно новому закону, перевозчик наделяется полномочием по обеспечению контроля наличия и действительности проездных документов на железнодорожном транспорте при посадке в вагон, в пути следования и в пунктах контроля.
Документом определяется, какое физическое лицо является безбилетным, а также устанавливается обязанность последнего по приобретению билета с внесением платы за проезд, а также платы за оказание услуги по его оформлению. Однако если пассажир не приобрел билет, поскольку на железнодорожной станции отсутствует или не работает касса или платежные терминалы, он вправе приобрести его, не оплачивая дополнительно услугу по его оформлению.
За отказ от приобретения билета, а также от внесения платы за оказание услуги по его оформлению безбилетные пассажиры должны заплатить перевозчику штраф, размер которого зависит от категории поезда. В случае проезда в поездах пригородного сообщения предусматривается штраф в размере 50-кратной величины тарифа на его перевозку на расстояние 10 км, применяемого на участке для типа и класса вагона и категории поезда, в котором обнаружен безбилетник. За безбилетный проезд в поезде дальнего следования полагается штраф в размере 5-кратной величины тарифа на перевозку пассажира на расстояние 100 км, учитывая тип и класс вагона, места в вагоне и категорию поезда. При отказе от уплаты штрафа он может быть взыскан в судебном порядке.
Федеральный закон также признает утратившими силу нормы КоАП, регламентирующие административную ответственность за безбилетный проезд на железнодорожном транспорте.