Коап рф 11 глава – 11. /

Комментарии к Статье 11.3 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

Статья 11.3 КоАП РФ. Действия, угрожающие безопасности полетов

Комментарий к статье 11.3 КоАП РФ:

1. Комментируемая статья содержит шесть составов административных правонарушений, имеющих общий объект, — общественные отношения в сфере обеспечения авиационной безопасности в части безопасности полетов воздушных судов гражданской, государственной или экспериментальной авиации. Статья действует в редакции Федерального закона от 21 декабря 2009 г. N 336-ФЗ, изменившего формулировки уже имевшихся составов правонарушений (ч. ч. 1, 2, 6) и установившего ответственность за новое правонарушение (ч. 5).

2. Правовое регулирование авиационной безопасности применительно к безопасности воздушного движения включает в себя положения ВК РФ (ст. ст. 40 — 51), а также федеральные авиационные правила, в частности «Размещение маркировочных знаков и устройств на зданиях, сооружениях, линиях связи, линиях электропередачи, радиотехническом оборудовании и других объектах, устанавливаемых в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов», утвержденные Приказом Федеральной аэронавигационной службы от 28 ноября 2007 г. N 119, и Федеральные авиационные правила полетов в воздушном пространстве Российской Федерации, утвержденные совместным Приказом Минобороны России, Минтранса России и Росавиакосмоса от 31 марта 2002 г. N 136/42/51. Требования к обустройству и поддержанию в рабочем состоянии аэродромов содержатся в Руководстве по эксплуатации гражданских аэродромов Российской Федерации (РЭГА РФ-94), утвержденном Приказом Департамента воздушного транспорта Минтранса России от 19 сентября 1994 г. N ДВ-98 (с изм.).

3. Правонарушения, ответственность за которые установлена в комментируемой статье, характеризуются общими местами их совершения, которыми являются район, т.е. часть воздушного пространства установленных размеров, предназначенная для организации и выполнения полетов, и территория аэродрома, аэропорта, вертодрома или посадочной площадки, а также полосы воздушных подходов к ним. Полоса воздушных подходов представляет собой воздушное пространство над участками земной (водной) поверхности в установленных границах, примыкающих к концам летной полосы и расположенных в направлении продолжения ее оси, в которых воздушные суда производят набор высоты после взлета и снижение при заходе на посадку.

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:

Аэродром — это участок земли или акватория с расположенными на нем зданиями, сооружениями и оборудованием, предназначенный для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов. Аэропорт представляет собой комплекс сооружений, включающий в себя аэродром, аэровокзал, другие сооружения, предназначенный для приема и отправки воздушных судов, обслуживания воздушных перевозок и имеющий для этого необходимые оборудование, авиационный персонал и других работников. Под вертодромом понимается участок земли или определенный участок поверхности сооружения, предназначенный полностью или частично для взлета, посадки, руления и стоянки вертолетов. Посадочная площадка — это участок земли, льда, поверхности сооружения, в том числе поверхности плавучего сооружения, либо акватория, предназначенные для взлета, посадки или для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов. Требования ко всем перечисленным объектам, используемым для воздушного движения, устанавливаются федеральными авиационными правилами (ст. 40 ВК РФ).

4. Предметами правонарушения, ответственность за которые установлена в ч. 1 комментируемой статьи, являются размещенные в районах аэродрома, вертодрома или посадочной площадки знаки и устройства, сходные с маркировочными знаками и устройствами, принятыми для опознавания названных объектов. Эти объекты оборудуются дневными и ночными маркировочными знаками и устройствами (маркировка покрытия, световые ориентиры и т.п.), служащими для их опознавания и помогающими пилотам воздушных судов в ориентировании. Это правонарушение в части, касающейся аэродромов, представляет собой нарушение ч. 2 ст. 51 ВК РФ, запрещающей размещение в их районе маркировочных знаков и устройств, сходных с принятыми для опознавания.

Пиротехнические изделия, которые являются предметами правонарушения, содержащегося в ч. 2 комментируемой статьи, — это устройства, используемые для достижения определенных эффектов (светового, цветового, шумового) с помощью горения (взрыва) пиротехнического состава (смеси горючих веществ и окислителя). Пиротехнические изделия — как гражданские, так и военные — являются пожароопасными и (или) взрывоопасными предметами (петарды, салюты, ракеты и др.), использование которых без разрешения администрации аэропорта, аэродрома, вертодрома или посадочной площадки может создать непосредственную опасность для воздушного движения.

Правонарушение, предусмотренное в ч. 3 данной статьи, состоит в повреждении, т.е. существенном изменении, исключающем использование по назначению без ремонта оборудования аэродрома, вертодрома или посадочной площадки, а также аэродромных знаков либо воздушного судна. Оборудование аэродрома, вертодрома и посадочной площадки включает в себя различные радиотехнические и светотехнические устройства, в том числе посадочные огни и радиомаяки. Аэродромные знаки используются прежде всего для маркировки аэродромов (маркировочные знаки осевой линии, места ожидания воздушного судна перед выруливанием на взлетно-посадочную полосу, X-образный знак остановки воздушного судна, знаки для обозначения опасных мест, запрещающие знаки, щиты-ориентиры и т.д.). Воздушное судно — это летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от поверхности земли или воды (ч. 1 ст. 32 ВК РФ).

Проход или проезд по территории аэропорта или аэродрома либо объекта радио- или светообеспечения полетов, ответственность за которые содержится в ч. 4 комментируемой статьи, представляют собой нарушение требований Федеральных авиационных правил «Требования авиационной безопасности к аэропортам», утвержденных Приказом Минтранса России от 28 ноября 2005 г. N 142 (с изм.), которые содержат целый ряд положений по организации и обеспечению пропускного и внутриобъектного режима в аэропорту, а также по охране воздушных судов и объектов аэропорта (разд. III и IV).

В ч. 5 данной статьи установлена ответственность за нарушение порядка организации движения специального транспорта и средств механизации на аэродроме. Названные транспортные средства предназначены для обеспечения деятельности аэродрома, включая содержание летного поля, и включают в себя машины сопровождения, автобусы для доставки летного состава и пассажиров, транспортные средства, используемые для доставки багажа, грузов, почты, маркировочные, аэродромные уборочные, поливомоечные машины, снегоочистители, автогрейдеры, бульдозеры и другие.

В ч. 6 этой же статьи установлена ответственность за невыполнение правил размещения на зданиях, сооружениях, линиях связи и других объектах дневных и ночных маркировочных знаков и устройств. Такие знаки и устройства, организация и порядок размещения которых регламентируются соответствующими Федеральными авиационными правилами, устанавливаются в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов. Их установка является обязанностью собственников указанных зданий и сооружений и производится ими за свой счет (ч. 1 ст. 51 ВК РФ).

5. С объективной стороны правонарушения, содержащиеся в данной статье, совершаются преимущественно путем действий (ч. ч. 1 — 4). Нарушение порядка организации движения специального транспорта и средств механизации на аэродроме (ч. 5) может быть совершено как действием, так и бездействием. Невыполнение правил размещения маркировочных знаков и устройств представляет собой нарушение установленной федеральным законом обязанности, т.е. административно наказуемое бездействие. Все составы правонарушений сформулированы как формальные.

6. С субъективной стороны правонарушения характеризуются умышленной виной.

7. Субъектами правонарушений, ответственность за которые содержится в ч. ч. 1, 2, и 6 комментируемой статьи, могут быть граждане с 16 лет, должностные и юридические лица. По ч. ч. 3 — 5 этой же статьи ответственность несут граждане, достигшие 16-летнего возраста.

8. Дела об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена ч. ч. 1, 3 — 6 данной статьи, рассматривают должностные лица органов, уполномоченных в области авиации (ст. 23.42). Дела о правонарушениях, предусмотренных ч. 2 этой статьи, рассматривают судьи (ч. 1 ст. 23.1).

Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица органов, уполномоченных в области авиации (ч. 1 и п. 50 ч. 2 ст. 28.3). Протоколы о правонарушениях, предусмотренных ч. ч. 1 — 4 комментируемой статьи, также составляют должностные лица органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3).

www.kodap.ru

Комментарии к Статье 11.3.1 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

Статья 11.3.1 КоАП РФ. Нарушение требований авиационной безопасности

Комментарий к статье 11.3.1 КоАП РФ:

1. Комментируемая статья введена Федеральным законом от 21 декабря 2009 г. N 336-ФЗ и содержит четыре состава административных правонарушений, из которых содержащийся в ч. 1 является общим, а сформулированные в ч. ч. 2 — 4 — специальными. Объектами правонарушений являются общественные отношения в сфере обеспечения авиационной безопасности, которая определяется как состояние защищенности авиации от незаконного вмешательства в деятельность в этой области (ч. 1 ст. 83 ВК РФ). Незаконное вмешательство представляет собой противоправные действия (бездействие), угрожающие безопасной деятельности в области авиации, повлекшие за собой несчастные случаи с людьми, материальный ущерб, захват или угон воздушного судна либо создавшие угрозу наступления таких последствий (ч. 3 ст. 83 ВК РФ).

2. Правовое регулирование в рассматриваемой сфере включает в себя нормы ВК РФ (ст. ст. 83 — 85.1), Положение о Федеральной системе обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 30 июля 1994 г. N 897 (с изм. и доп.), Правила проведения предполетного и послеполетного досмотра, утвержденные Приказом Минтранса России от 25 июля 2007 г. N 104, Федеральные авиационные правила «Требования авиационной безопасности к аэропортам», утвержденные Приказом Минтранса России от 28 ноября 2005 г. N 142 (с изм.).

3. Федеральная система обеспечения защиты гражданской авиации от актов незаконного вмешательства представляет собой совокупность правовых и организационных мер, направленных на предотвращение и пресечение противоправных действий в отношении гражданской авиации, задачей которой является обеспечение безопасности жизни и здоровья пассажиров, членов экипажей воздушных судов, наземного персонала авиапредприятий, охраны воздушных судов и средств аэропорта (п. п. 1, 2 Положения). К мерам по защите от актов незаконного вмешательства относятся: предотвращение доступа посторонних лиц и транспортных средств в контролируемую зону аэропорта или аэродрома; охрана воздушных судов на стоянках в целях исключения возможности проникновения на эти суда посторонних лиц; исключение возможности незаконного провоза на воздушном судне оружия, боеприпасов, взрывчатых, радиоактивных, отравляющих, легковоспламеняющихся веществ и других опасных предметов и введение особых мер предосторожности при разрешении их провоза; предполетный и послеполетный досмотры; иные меры противодействия актам незаконного вмешательства (ч. 2 ст. 84 ВК РФ).

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:

Авиационная безопасность обеспечивается службами авиационной безопасности аэродромов или аэропортов, подразделениями ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта, органами внутренних дел, службами авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий), а также уполномоченными органами, наделенными этим правом федеральным законом (ч. 2 ст. 83 ВК РФ).

4. В ч. 1 комментируемой статьи установлена ответственность за общий состав административного правонарушения, посягающего на авиационную безопасность, а именно за невыполнение либо нарушение ее норм, правил или процедур, за исключением нарушений, ответственность за которые содержится в ч. ч. 2 — 4 этой же статьи. Нормы, правила и процедуры по авиационной безопасности установлены в приложении к Положению о Федеральной системе обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства и конкретизируют положения ч. 2 ст. 84 ВК РФ. Предусматриваются, в частности, установка ограждений по всему периметру с предупредительными аншлагами, запрещающими проникновение в контролируемые зоны (территория аэропорта, рабочие сектора курсовых и глиссадных радиомаяков, объекты управления воздушным движением, радио- и светотехническое оборудование аэродромов, объекты авиатопливообеспечения и др.), введение пропускного режима, оборудование контрольно-пропускных пунктов воротами, шлагбаумами и т.п., патрулирование территории аэропорта нарядами службы авиационной безопасности, постоянная охрана воздушных судов той же службой, включение в технические задания на разрабатываемые воздушные суда требований по оборудованию предметами и устройствами, предупреждающими акты незаконного вмешательства либо способствующими их пресечению, разработка согласованных планов действий с учетом складывающейся обстановки для противодействия таким актам. Особое место среди норм, правил и процедур занимает регламентация досмотра членов экипажей, обслуживающего персонала, пассажиров, ручной клади, багажа, почты, грузов и бортовых запасов, включая применение технических средств.

С объективной стороны рассматриваемое правонарушение может быть совершено как действием, так и бездействием. Состав правонарушения сформулирован как формальный.

С субъективной стороны правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности. Субъектами правонарушения могут быть должностные лица и юридические лица, не соблюдающие нормы, правила и процедуры по авиационной безопасности.

5. Составы правонарушений, содержащиеся в ч. ч. 2 — 4 комментируемой статьи, являются специальными по отношению к составу правонарушения, предусмотренному в ч. 1 этой же статьи.

Правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 2, заключается в непринятии мер по содержанию ограждений контролируемой территории или зоны ограниченного доступа либо наземных сооружений аэропорта, аэродрома или вертодрома. О понятиях «аэропорт», «аэродром» и «вертодром» см. п. 3 комментария к ст. 11.3 настоящего Кодекса.

С объективной стороны правонарушение представляет собой административно наказуемое бездействие и заключается в невыполнении возложенных на субъектов правонарушения — должностных и юридических лиц — обязанностей. Состав правонарушения сформулирован как формальный. С субъективной стороны правонарушение совершается и умышленно, и по неосторожности.

6. В ч. 3 комментируемой статьи предусмотрена ответственность за непринятие мер по недопущению проникновения на борт воздушного судна лиц, ручной клади или багажа, груза, почты, бортовых запасов, не прошедших досмотра, либо предметов или веществ, запрещенных к провозу воздушными судами.

Предполетный досмотр пассажиров и багажа (включая вещи, находящиеся при пассажирах), членов экипажей воздушных судов, авиационного персонала, бортовых запасов воздушного судна, грузов и почты производится в целях обеспечения авиационной безопасности, охраны жизни и здоровья пассажиров, членов экипажей воздушных судов и авиационного персонала гражданской авиации, предотвращения возможных попыток захвата (угона) воздушных судов и других актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации, а также незаконного провоза оружия, боеприпасов, взрывчатых, отравляющих, легковоспламеняющихся и других опасных веществ и предметов, запрещенных к перевозке на воздушном транспорте по условиям авиационной безопасности.

Основными задачами проведения предполетного досмотра являются своевременное выявление, предупреждение и пресечение попыток проникновения на борт воздушных судов лиц с оружием и другими опасными предметами и веществами, которые могут быть использованы для нанесения ущерба здоровью пассажиров, членов экипажа воздушного судна, создания угрозы безопасности полета воздушного судна или могут явиться причиной иного чрезвычайного (авиационного) происшествия, а также предотвращения незаконного провоза опасных предметов и веществ, запрещенных к перевозке на воздушном транспорте, и иных предметов и веществ, запрещенных или ограниченных к свободному обороту на территории России (п. п. 4, 5 Правил проведения предполетного и послеполетного досмотра). Перечень основных опасных веществ и предметов, запрещенных (разрешенных с соблюдением требуемых условий) к перевозке на борту воздушного судна членами экипажа и пассажирами в зарегистрированном багаже и вещах, находящихся при пассажирах, составляет приложение N 1 к названным Правилам.

С объективной стороны рассматриваемое правонарушение представляет собой бездействие. Состав сформулирован как формальный с альтернативными признаками предмета правонарушения. Субъектами правонарушения могут быть должностные и юридические лица. Совершается это правонарушение как умышленно, так и по неосторожности.

7. Ответственность также установлена за доставку либо содействие в доставке на борт воздушного судна лиц, ручной клади или багажа, груза, почты, бортовых запасов, не прошедших досмотра, либо предметов или веществ, запрещенных к перевозке воздушными судами (ч. 4 комментируемой статьи). С объективной стороны правонарушение совершается действиями. Состав правонарушения также сформулирован как формальный с альтернативными признаками предмета правонарушения.

С субъективной стороны правонарушение характеризуется умышленной виной. Субъектами правонарушения могут быть граждане, достигшие 16-летнего возраста, и должностные лица.

8. Дела об административных правонарушениях по данной статье рассматривают должностные лица органов, уполномоченных в области авиации (ст. 23.42). Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица тех же органов (ч. 1 ст. 28.3).

www.kodap.ru

Комментарии к Статье 11.26 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

Статья 11.26 КоАП РФ. Незаконное использование зарегистрированных в других государствах автотранспортных средств для перевозок грузов и (или) пассажиров

Комментарий к статье 11.26 КоАП РФ:

1. Цель данной статьи — обеспечить проведение единой государственной внешнеторговой политики в сфере международных автомобильных перевозок, защиты экономических интересов России, создания условий для эффективной интеграции российских перевозчиков в мировой рынок транспортных услуг.

2. Согласно ст. 7 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 127-ФЗ «О государственном контроле за международными автомобильными перевозками и об ответственности за нарушение порядка их выполнения» (с изм. и доп.) запрещаются перевозки грузов и пассажиров транспортными средствами, принадлежащими иностранным перевозчикам, в том числе временно ввезенными на территорию Российской Федерации, между пунктами, расположенными на территории России.

3. Часть 1 комментируемой статьи формулирует состав административного правонарушения исходя из норм ст. 7 упомянутого выше Закона. Объективной стороной этого правонарушения является нарушение правил внутреннего перевозочного процесса по территории России, состоящее в использовании для этого процесса конкретного автотранспортного средства, принадлежащего иностранному перевозчику или находящегося в его владении.

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:

Субъектом данного правонарушения может быть водитель транспортного средства, предоставленного ему иностранным перевозчиком; руководитель, уполномоченное должностное лицо зарегистрированного на территории России юридического лица в качестве грузоотправителя, грузополучателя, посредника в перевозках; граждане, выступающие в таком же качестве. Как правило, такие правонарушения имеют умышленный характер и преследуют цель извлечения незаконной прибыли.

4. Часть 2 комментируемой статьи устанавливает состав административного правонарушения, заключающегося в осуществлении международной автомобильной перевозки грузов и пассажиров без соответствующего разрешения на зарегистрированном в другом государстве грузовом автотранспортном средстве или автобусе. При этом имеется в виду два вида перевозок: 1) с территории Российской Федерации на территорию иностранного государства; 2) на территорию Российской Федерации с территории иностранного государства, если в этом государстве данное автотранспортное средство не зарегистрировано. В обоих случаях закон (см. п. 1 комментария) требует наличия разрешения.

5. Согласно ст. 1 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 127-ФЗ разрешение — это документ, предоставляющий право на проезд транспортного средства по территории иностранного государства. Разрешения могут быть разовыми, многократными, специальными, многосторонними. В договорной практике применяются термины «российское разрешение» и «иностранное разрешение». Порядок выдачи российских разрешений определяется Правительством РФ, если иное не предусмотрено международным договором РФ.

6. Правительством РФ (Постановление от 16 октября 2001 г. N 730) утверждено Положение о допуске российских перевозчиков к осуществлению международных автомобильных перевозок. Условиями допуска юридических лиц и предпринимателей к указанным перевозкам являются: наличие лицензии на перевозку пассажиров и грузов; наличие транспортных средств, соответствующих международным техническим стандартам и другим международным документам; соответствие ответственных специалистов, назначенных российским перевозчиком, квалификационным требованиям по организации перевозок автотранспортом в международном сообщении; устойчивое финансовое положение перевозчика; обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Решение о допуске к перевозкам принимается органом Ространснадзора по форме, утвержденной Приказом Минтранса России от 16 ноября 2001 г. N 166 (зарегистрирован в Минюсте России 11 января 2002 г.). В подтверждение решения о допуске выдается удостоверение допуска сроком на 1 год или на 5 лет в зависимости от наличия опыта международных перевозок. Удостоверение является основанием для выдачи российскому перевозчику разрешения компетентного органа иностранного государства на проезд конкретных транспортных средств по территории этого государства, а также одним из обязательных документов для допуска к процедуре международной автомобильной перевозки в соответствии с Таможенной конвенцией о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (1975 г.).

7. Субъектом административного правонарушения по ч. 2 комментируемой статьи является водитель конкретного грузового автотранспортного средства или автобуса, не имеющий соответствующего разрешительного документа, а именно специальной карточки допуска к международным автомобильным перевозкам, выдаваемой перевозчику на каждое транспортное средство вместе с упомянутым выше удостоверением. Субъективная сторона, как правило, — умышленная вина.

8. Рассмотрение дел по указанной статье осуществляется должностными лицами органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере транспорта (п. 1 ч. 2 ст. 23.36).

Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами указанного органа (ч. 1 ст. 28.3), а также органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3).

9. В соответствии со ст. 11 упомянутого выше Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 127-ФЗ (в ред. Федерального закона от 23 декабря 2010 г. N 394-ФЗ) должностные лица транспортного контроля и надзора осуществляют контроль на территории России в специально обозначенных дорожными знаками стационарных и передвижных контрольных пунктах. Выезд с территории РФ транспортного средства, на котором совершено правонарушение, предусмотренное данным Законом, осуществляется с разрешения таможенного органа после представления водителем документа, подтверждающего оплату административного штрафа, если жалоба, протест на постановление о назначении административного наказания остались без удовлетворения.

www.kodap.ru

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *