Как взять лесной участок в аренду: Аренда лесных участков и ее особенности

Как взять лес в аренду?

Юлия Меркулова
Автор статьи
Практикующий юрист с 2012 года

Если очень хочется, можно стать владельцем не только личного водоема, но и лесного массива.

Выкупить его из федерального фонда вам вряд ли удастся, но арендовать на 49 лет и более — вполне вероятный сценарий.

Регулятором правоотношений между государственным или муниципальным собственником леса и потенциальным арендатором выступает Лесной кодекс РФ (далее — ЛК РФ). Он разрешает арендовать такие наделы и физическим, и юридическим лицам при условии, что это необходимо для выращивания, переработки и заготовки ресурсов, сельскохозяйственной, научно-образовательной или туристско-рекреационной деятельности, строительства линейных и водных объектов и для религиозных нужд.

Если ваши цели не противоречат положениям ЛК РФ, давайте разберемся, как правильно заключить договор аренды.

Требования к аренде лесного участка в 2018 году

Выбор надела для аренды осуществляет не арендатор, а собственник массива — исполнительные органы власти федерального или муниципального образования. Именно они организуют аукцион и предоставляют право всем желающим принять в нем участие.

Читайте также

Аренда земельного участка на 49 лет

Без проведения аукциона взять в аренду лес можно в рамках соглашения о ведении охотничьего хозяйства, геологических работ, строительства водных и линейных объектов, программы освоения лесов и заготовки лесных ресурсов

Чтобы стать арендатором, необходимо предложить наиболее высокую плату среди участников аукциона. Вас зарегистрируют в качестве участника, если вы своевременно подадите заявку и внесете задаток.

Аукцион проводится в электронном формате в сети интернет. О дате, площадке и правилах проведения торгов собственник лесного массива сообщает путем подачи электронного объявления на своем сайте минимум за 30 дней до начала аукциона. В случае победы вам предоставляется исключительное право на подписание договора аренды.

Обратите внимание!

Если соглашение заключено на срок более 10 лет, в течение которых вы исправно вносите плату, не нарушаете положения договора и нормы ЛК РФ и не меняете цель его использования, вам предоставляется приоритетное право на заключение нового документа без участия в аукционе.

Читайте также

Земли сельскохозяйственного назначения

Максимальный срок аренды лесного участка в рамках договора — 49 лет

Порядок оформления договора аренды леса

Получая аккредитацию для участия в электронном аукционе на право арендовать участок леса, вы автоматически соглашаетесь с условиями договора, которые предлагает собственник. Изменить пункты соглашения нельзя ни по собственной инициативе, ни даже по обоюдному согласию сторон.

Победитель и организатор торгов обязаны подписать документ не ранее 10 дней и не позднее 20 дней после официального извещения о результатах аукциона

Типовой вариант договора утвержден Постановлением Правительства РФ. Если организатор аукциона предлагает свой вариант, в текст соглашения в обязательном порядке включаются положения о цене (арендной плате) и периоде действия.

Начать пользоваться лесным участком вы сможете только после государственной регистрации договора в Росреестре. Подобную обязанность предусматривает ГК РФ для всех видов подобных соглашений сроком от 12 месяцев.

Стоимость аренды леса

Участвуя в аукционе, вы самостоятельно определяете конечную цену аренды. Участники аукциона отталкиваются от минимальной установленной организатором торгов стоимости и повышают ее, пошагово увеличивая ставки.

ЛК РФ для определения минимальной арендной платы использует такие показатели, как ставка платы за единицу площади или единицу объема лесных ресурсов, если арендатор планирует производить вырубку деревьев. Размер ставки определяется органами исполнительной власти, начиная с муниципалитетов, заканчивая Правительством РФ, в зависимости от объекта аренды.

Договор не может быть заключен по цене равной или меньшей начальной

Аренда леса под вырубку

Если вы планируете осуществлять заготовку ресурсов, дополнительно к договору аренды необходимо получить разрешение на вырубку. Разрешение (лесорубочный билет, ордер) предоставляется в случае отсутствия прямого запрета на добычу леса на арендуемом вами участке.

Добыча производится при условии возмещения стоимости компенсационного озеленения в обмен на уничтоженные деревья. Расчет стоимости и порядок выдачи разрешения определяет уполномоченный орган исполнительной власти муниципалитета.

Если валка на арендованном вами участке завершена, вы обязаны очистить его от остатков порубочной деятельности и исполнить иные нормы правил заготовки древесины, санитарной и пожарной безопасности.

Резюме

Лесные участки можно и нужно брать в аренду, если цели вашей планируемой деятельности в отношении лесного массива не противоречат ЛК РФ.

Чтобы получить права на надел, необходимо выиграть конкурс или воспользоваться рядом исключений, которые предусматривает ЛК РФ.

Аренда предусматривает исключительно возмездное пользование лесным фондом.

Арендовать надел возможно на срок не менее 1 года и не более 49 лет.

Арендуя участок, вы обязуетесь предпринимать санитарные, противопожарные и восстановительные меры по сохранению ценности лесного фонда.

В случае добросовестного использования надела следующий договор можно заключить без проведения аукциона.

Людмила Разумова
Редактор
Практикующий юрист с 2006 года

ВС подтвердил возможность сдачи лесного участка в аренду разным арендаторам одновременно

По мнению одного эксперта «АГ», в рассматриваемом случае Экономколлегия ВС РФ отступила от буквы закона, который действительно прямо запрещает предоставлять лесные участки в аренду, если они уже предоставлены кому-то другому, но поступила в соответствии с его духом. Другой полагает, что определение Суда ярко демонстрирует то, что чиновники, заключающие арендные договоры, не всегда понимают, что они делают.

Верховный Суд вынес Определение № 307-ЭС22-408 по делу № А13-17361/2020, в котором напомнил о том, что Лесной кодекс не запрещает предоставление одного лесного участка разным лесопользователям для осуществления различных видов деятельности.

В июне 2009 г. Департамент лесного комплекса Вологодской области по итогам аукциона предоставил в аренду закрепленный за местным лесничеством земельный участок площадью 84 га ИП Нине Туровой для заготовки древесины. В августе 2015 г. права и обязанности по договору были переданы ООО «Город ВО», а спустя два с половиной года они перешли к ИП Александру Тихомирову, оба перехода были зарегистрированы в региональном Управлении Росреестра.

В феврале 2018 г. в ЕГРН было зарегистрировано право собственности РФ в отношении этого лесного участка, принадлежащего к категории земель лесного фонда, а в сентябре 2020 г. по итогам аукциона участок был предоставлен в аренду предпринимателю Сергею Андрианову для заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений (березовой чаги). Спустя месяц Департамент лесного комплекса Вологодской области направил в областное Управление Росреестра заявление о госрегистрации договора аренды земельного участка, заключенного с Сергеем Андриановым, однако госрегистрация договора была приостановлена со ссылкой на то, что спорный участок ранее был предоставлен в аренду ИП Александру Тихомирову.

Департамент оспорил действие регионального Управления Росреестра, но суд отказал в удовлетворении иска. Он пришел к выводу, что спорный земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если он предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненно наследуемого владения или аренды. В рассматриваемом случае, подчеркнул суд, заявление о проведении аукциона было подано в отношении спорного лесного участка, который уже был предоставлен другому лицу, тем самым Департамент лесного комплекса нарушил процедуру предоставления лесного участка путем заключения договора о сдаче в аренду одного и того же участка разным лицам, а значит оспариваемое решение Управления Росреестра о приостановлении госрегистрации договора аренды является законным.

Апелляция и кассация поддержали решение первой инстанции. При этом окружной суд отклонил ссылку Департамента на подп.

«б» п. 3.1 Типовых форм договоров аренды лесного участка, которым предусмотрена возможность предоставления арендованных лесных участков или их частей третьим лицам для иных видов использования лесов, предусмотренных лесохозяйственным регламентом лесничества (лесопарка), за исключением случаев, когда одновременное многоцелевое использование лесного участка невозможно. Кассация сочла, что эта норма противоречит положениям Лесного кодекса, обладающим большей юридической силой.

В кассационной жалобе в Верховный Суд Департамент лесного комплекса сослался на существенные нарушения нижестоящими судами норм материального права, и Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ согласилась с его доводами. Так, Экономколлегия напомнила, что лесное законодательство имеет приоритет в отношениях, связанных с оборотом лесных участков, а правоотношения сторон в рамках договора аренды лесного участка регулируются ГК РФ, если специальными положениями Лесного кодекса или федерального закона, регулирующего лесные отношения, не установлены особенности (в частности, по предоставлению лесного участка в аренду).

В той части, в которой эти отношения не урегулированы Лесным кодексом, ГК РФ или иным специальным законом, применяется Земельный кодекс. При этом Лесной кодекс не запрещает предоставление лесных участков разным лесопользователям для осуществления различных видов деятельности.

ВС также пояснил, что ограничение как по виду лесопользования, так и по числу лесопользователей возникает только лишь тогда, когда одновременное многоцелевое леспользование одним земельным участком невозможно. В свою очередь, п. 1 ч. 6 ст. 78 Лесного кодекса носит процедурный характер и подлежит истолкованию таким образом: решение об отказе в проведении аукциона возможно, если заявление о проведении аукциона подано в отношении лесного участка, который уже предоставлен другому гражданину или юрлицу для того же вида деятельности либо для случаев, когда одновременное многоцелевое использование лесного участка невозможно.

В рассматриваемом деле, подчеркнул Верховный Суд, кассатор указывал, что нормативное регулирование лесничества, за которым числился спорный земельный участок, допускало одновременную заготовку древесины и заготовку пищевых лесных ресурсов, а также сбор лекарственных растений (березовой чаги). При этом арендодатель вправе предоставлять арендованный лесной участок или его часть третьим лицам для иных видов использования лесов, предусмотренных лесохозяйственным регламентом лесничества (лесопарка), за исключением случаев, когда одновременное многоцелевое использование лесного участка невозможно, а также выдавать разрешение на выполнение работ по геологическому изучению недр. Такое право соответствует условиям типовых форм договоров аренды лесного участка, а также положениям Лесного кодекса. Таким образом, ВС отменил судебные акты нижестоящих судов и вернул дело на новое рассмотрение в первую инстанцию.

Партнер юридической фирмы INTELLECT Александр Латыев полагает, что Экономколлегия ВС РФ отступила от буквы закона, который действительно прямо запрещает предоставлять лесные участки в аренду, если они уже предоставлены кому-то другому, но поступила в соответствии с его духом. «Во всяком случае попытки Коллегии формально обосновать свое правильное по существу решение в конце определения через обращение к тексту типового договора аренды со ссылкой на то, что нормативный акт об его утверждении не оспорен, выглядят совсем неубедительно», – считает он.

По словам эксперта, в этом довольно частном вопросе можно наблюдать отражение давней дискуссии о двух подходах к пониманию аренды – обязательственном и вещном. «Долгое время в нашей стране господствующим был (да и остается в законе – в том числе и в ГК РФ – сейчас) именно вещный подход, который предполагает передачу арендатору не только в пользование, но и во владение всего объекта целиком. Соответственно, наличие одного арендатора в таком понимании исключает появление другого. Именно из этого представления, видимо, исходит и п. 1 ч. 6 ст. 78 ЛК РФ, на который ссылались нижестоящие суды, отказывая в регистрации второго договора аренды, а фактически объявляя его недействительным из-за того, что аукцион на заключение такого договора проводить было нельзя», – заметил Александр Латыев.

В отношении недвижимости, по мнению эксперта, обязательственный подход зачастую оказывается более адекватным, поскольку один и тот же объект недвижимости может быть использован одновременно несколькими лицами в разных целях без создания помех друг другу.

«Возьмем здание: с одной стороны, квадратный метр в его холле может быть использован банком под размещение банкомата, на фасаде рекламная компания повесит баннер, а на крыше сотовый оператор разместит антенну – нет никаких препятствий заключить три договора аренды, они никак не помешают друг другу, и все здание никому из них в аренду не нужно. С земельными участками та же история: ничто не мешает использовать их разным лицам для разных целей. Особенно справедливо это в отношении лесных участков, в силу закона находящихся в исключительной федеральной собственности: никакого арендатора с вещной позицией, исключающей третьих лиц на таких участках, даже помыслить нельзя. Возможность таких договоров аренды в общегражданском обороте давным-давно уже признана судебной практикой», – полагает Александр Латыев.

«Допуская возможность заключения нескольких договоров в отношении одного и того же лесного участка, но с разными видами использования этого участка, Экономколлегия поступила верно. Другое дело, что те, кто правил Лесной кодекс в 2017 г. (когда появилась ч. 2 ст. 78 в нынешней редакции), закрепили в нем явно устаревшие и не адекватные ситуации подходы, видимо, необоснованно предполагая, что общие цивилистические дискуссии (в том числе об аренде) к их специфической области не относятся», – заключил эксперт.

Адвокат АП Санкт-Петербурга Антон Лебедев полагает, что определение ВС ярко демонстрирует то, что чиновники, заключающие арендные договоры, не всегда понимают, что они делают. «Речь идет о предоставлении возможности заключить договор на аукционе двум разным субъектам для двух разных целей. Получается, рассматриваемый спор возник касательно возможности “собирать березовую чагу и пилить лес одновременно”, признанной ВС РФ. Верховный Суд также указал нижестоящим судам, что пора прекратить использовать Постановление Президиума ВАС РФ от 27 июля 2010 г. № 2111/10, поскольку в нем идет речь о старой версии Лесного кодекса», – отметил он.

Как создать лесной участок в Excel?

Лесные сюжеты — отличный способ передать множество информации в одной картинке. Лесные участки стали признанным и хорошо понятным методом одновременного отображения нескольких оценок, независимо от того, используются ли они для демонстрации различных результатов в одном исследовании или совокупных знаний по всему предмету. В этой статье исследуются расширенные возможности использования лесного участка с целью демонстрации универсальности Excel в создании как простых, так и сложных лесных участков. Лесные участки широко используются для отображения результатов метаанализа. К сожалению, в Excel нет обычного варианта графического графика леса. В метаанализе лесная диаграмма используется для отображения результатов многих исследований на одном рисунке.

 

По оси x отложен интерес к исследованию (часто это отношение шансов, величина эффекта или средняя разница), а по оси y представлены результаты каждого конкретного исследования. Такой стиль отображения позволяет легко увидеть результаты нескольких исследований одновременно.

В следующем пошаговом примере показано, как создать график леса в Excel.

Шаг 1: Введите данные: Сначала мы введем данные каждого исследования в следующем формате.

 

Шаг 2. Создайте столбчатую диаграмму с кластерами: Затем выделите ячейки в диапазоне A2:B9 . Перейдите на вкладку «Вставка» на верхней ленте, затем выберите параметр 2-D сгруппированных столбцов в разделе «Диаграммы».

 

Появится показанная ниже горизонтальная гистограмма :

 

Шаг 3: Добавьте точки диаграммы рассеивания: диаграмма рассеяния указывает на график:

 

После этого щелкните правой кнопкой мыши в любом месте графика и выберите Данные.

 

Шаг 4. Добавление серии: Чтобы добавить новую серию , нажмите Добавить в появившемся окне выбора источника данных.

 

Затем оставьте поле Series Name пустым и нажмите OK. Это приведет к добавлению на график одного столбца

 

Шаг 5: Изменить тип диаграммы: Затем щелкните правой кнопкой мыши одиночную оранжевую полосу и выберите Изменить тип диаграммы серии в появившемся меню. Измените Series2 на диаграмму рассеяния в новом появившемся окне:

 

Когда вы нажмете OK, на диаграмме будет показана одна точка диаграммы рассеяния .

 

Шаг 6: Обновление серии: После этого щелкните правой кнопкой мыши одиночное оранжевое пятно и выберите Данные .

 

Щелкните Series2 , а затем Изменить в появившемся окне.

 

Для значений x используйте диапазон ячеек, содержащий Отношение шансов, , а для значений y используйте диапазон ячеек, содержащий точек . Затем нажмите кнопку ОК. точек диаграммы рассеяния , перечисленных ниже, будут включены в график.

 

Шаг 7. Удалите столбцы: Затем щелкните правой кнопкой мыши любой из столбцов графика и измените цвет заливки на 9.0011 Нет заполнения.

 

Затем справа дважды щелкните ось Y и установите границы оси на минимум 0 и максимум 8.

 

щелкните и сотрите ось Y . Следующий сюжет останется.

 

Шаг 8. Добавьте планки погрешностей: Для Нижний график возьмите отношение шансов Нижний 95% ДИ.

 

Для Верхний график возьмите Верхний 95% ДИ — отношение шансов.

 

Шаг 9. Добавьте планки погрешностей: Затем в правом верхнем углу графика щелкните маленький зеленый значок + знак . Установите флажок рядом с Error Bars в меню выбора. Затем в любой из точек щелкните одну из полос вертикальных ошибок и выберите удалить, чтобы удалить вертикальные полосы ошибок.

 

Затем под выбором рядом с Error Bars выберите Дополнительные параметры . На правой панели введите пользовательские планки погрешностей, которые будут использоваться для верхней и нижней границ доверительных интервалов:

 

Шаг 10. Окончательный график: В качестве результата . Как видите, схема напоминает лесной участок :

 

Лесное хозяйство Аренда Российской Федерации

Реферат

В статье исследуются вопросы аренды и аренды в сфере лесного хозяйства Российской Федерации. Приведены статистические данные и сравнительный анализ крупнейших стран-производителей лесной продукции, в том числе России, который показал неразвитость производства продукции глубокой переработки леса в нашей стране, несмотря на большие площади лесных массивов. В результате из страны в больших количествах вывозится необработанный круглый лес, а затем ввозится продукция глубокого леса, продукцию которой государство не может получить от российских лесопромышленных компаний. В статье подробно рассматриваются понятия абсолютной и дифференциальной ренты. На примере участков пшеницы показано возникновение дифференциальной ренты 1 и дифференциальной ренты 2. Подробно рассмотрены земельные ренты в сравнении с лесными рентами, в результате чего выявлено противоречие о невозможности выполнения всех условий ренты в лесном хозяйстве по к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Сделан вывод о том, что государство нерационально распределяет лесную ренту, оставляя ее лесопромышленным предприятиям из-за договора аренды, который не предусматривал строительство заводов глубокой переработки, а только заготовку леса. Низкая экономическая эффективность сложившегося в России лесного хозяйства требует пересмотра модели лесопользования.

Ключевые слова: Лесное хозяйство, рента, дифференциальная рента, глубокая переработка лесных ресурсов, лесопользование

Введение

Вопросам эффективного лесопользования и арендных отношений в лесном хозяйстве посвящено значительное количество научной литературы и исследований. Так, Петрунин (2019) отмечает, что аренда лесных участков не дала ожидаемого эффекта из-за отсутствия оперативных данных о количественных и качественных характеристиках леса, транспортной труднодоступности и низкой инвестиционной привлекательности лесной отрасли. В качестве решения проблемы Петрунин (2019 г.) предлагает создать новую экономическую модель и федеральную государственную корпорацию, которая решала бы все вопросы, связанные с эффективным лесопользованием.

Зулькарнай (2012, 2015) причины отсутствия глубокой переработки лесов усматривает в созданных государством институционально-экономических (налоговых) условиях, которые ошибочно обеспечивают высокую рентабельность лесозаготовок. Одним из необходимых условий стимулирования предпринимателей к производству продукции глубокой переработки леса является повышение арендной платы с 40-140 рублей за 1 куб. м. До 1000 руб. и создание органов регулирования лесного хозяйства.

Большаков и др. (2020) предлагают ввести на законодательном уровне сквозное эколого-экономическое лесопользование. Такое новшество обеспечит создание качественных лесов и высокий оборот лесозаготовок, что в будущем принесет экономический рост на основе возобновляемого сырья.

Постановка задачи

Сегодня Россия является мировым лидером по запасам леса, а лес является одной из важнейших статей экспорта. Леса занимают почти половину территории страны. Но по статистике каждый год в больших количествах вывозится «кругляк» — необработанный лес, спил необработанного ствола дерева, а на продукты глубокой переработки лесной древесины (целлюлоза, бумага, картон и т.д.) приходится очень низкий процент экспорта. В нашем исследовании мы выявим проблемы эффективного лесопользования и причины неразвитости этой отрасли в России при наличии достаточных ресурсов.

Исследовательские вопросы

Какие меры должно предпринять государство для развития глубокой переработки леса в стране?

Цель исследования

Цель исследования — оценить влияние арендных отношений на лесное хозяйство России. Задачи для достижения цели заключаются в синтезе материалов, полученных в результате анализа лесохозяйственной деятельности и анализа бюджетной эффективности договоров.

Методы исследования

Для решения поставленных задач в исследовании использовались методы анализа и синтеза, с помощью которых была собрана необходимая информация для выявления причин неразвитости глубокой переработки леса в стране.

Леса России имеют большое хозяйственное значение: они являются сырьем для лесной и деревообрабатывающей промышленности; строительные материалы и топливо. Несмотря на то, что Россия является лидером в мире по площади лесов, по производству и экспорту продукции глубокой переработки лесных ресурсов, она занимает последнее место в рейтингах крупнейших стран-экспортеров лесной продукции. По таблице 1 мы видим, что Россия экспортирует больше всего делового круглого леса, превосходя другие страны в несколько раз, а экспорт продукции глубокой переработки лесных ресурсов (таблица 2) показывает самый низкий процент (Юсупова, 2021).

Обладая высоким потенциалом и большими лесными запасами, Россия не смогла получить от лесопромышленных предприятий (далее — ЛК) продукцию глубокой переработки лесных ресурсов

Таблица 1 – Экспорт делового круглого леса за 2019 год Посмотреть полный размер > Таблица 2 – Список крупнейших стран-экспортеров лесной продукции Посмотреть полный размер >

США, у которых площадь лесов составляет 304 млн га, или Германия, у которой всего 11,4 млн га леса, экспортируют продукцию глубокой переработки леса, в несколько раз превышающую российские показатели. Для сравнения отметим, что в России леса занимают 8090,1 млн га земли. Также важно отметить тот факт, что в России преобладают перестроечные леса, состоящие в основном из сухих и больных деревьев, не вырубленных и приводящих к повышенной пожароопасности и экологическим проблемам.

Как указано в Лесном кодексе Российской Федерации — лес находится в полной собственности государства и все отношения, возникающие в этой сфере, должны основываться на плате за пользование лесами (Лесной кодекс Российской Федерации, 2021). В России, как и в Канаде, в лесном хозяйстве используется аренда. Это означает, что предприниматели арендуют лес у государства на несколько лет и используют его по назначению. В странах с развитой глубокой лесопереработкой, например в США и Финляндии, существует, кроме государственной, и частная форма собственности на лес. Суть частной формы собственности на лес заключается в том, что лес выращивается и передается из поколения в поколение. Лесовладельцы получают доход от лесохозяйственной деятельности и заинтересованы в ее возобновлении, а государство получает доходы от налогов (Шестакович, Теляшева, 2017).

Поскольку собственником леса в России является государство, оно должно брать полную плату за пользование лесом, чтобы оставались резервы на содержание и финансирование лесного хозяйства. Платежи собственнику лесных участков за их использование называются рентой.

Исследователи разного времени в работах обращались к проблеме ренты. Английский экономист Д. Рикардо разъяснял, что рента есть разница между установившейся рыночной ценой земли и затратами на ее производство, включая прибыль на капитал. Предприниматель, арендуя земельный участок, предлагает организовать производство с целью получения прибыли. Но полностью удержать прибыль он не может. Некоторые предприниматели должны отдавать собственнику земли в качестве платы за пользование землей. Эта часть прибыли принимает экономическую форму ренты. К. Маркс, которому принадлежит открытие механизма формирования источника платы за землю независимо от ее природных свойств, в области трудовой теории стоимости выделил абсолютную ренту — доход, который землевладелец получает со всех наделов независимо от их плодовитость (Ricardo, 2021). С наихудших земель арендаторы уплачивают абсолютную ренту, а на участках среднего и наилучшего плодородия образуется дифференциальная рента — доход собственника земли, возникающий за счет владения лучшими участками.

Рассмотрим формирование дифференциальной ренты на примере участка с пшеницей. Представим, что один предприниматель арендует у государства 4 участка земли и выращивает на них пшеницу (рис. 1).

Рисунок 1: Пример возникновения дифференциальной ренты Посмотреть полный размер >

Предположим, что размер абсолютной ренты, определяемый аукционом, равен 7 ц, нормальную прибыль у предпринимателя составляет 10 ц. Итак, предприниматель получает доход со всех участков свыше 17 ц пшеницы. Такая сверхприбыль называется дифференциальной рентой 1 и ее забирает себе собственник земли, в нашем случае – государство. Таким образом, дифференциальная рента 1 с первого участка по графику составит 2 ц, со второго – 4 ц, с третьего участка – 5 ц, а с 4 участка – 7 ц. Затем предприниматель на 4-й участок внес удобрения, за счет чего урожайность выросла до 31 ц пшеницы. В этом случае мы наблюдаем образование дифференциальной ренты 2 – дохода, связанного с дополнительными капиталовложениями, за счет которых искусственно повышается плодородие почвы. Полученную в таком случае сверхприбыль забирает себе та сторона, которая вносила удобрения. В нашем случае эта прибыль останется у предпринимателя, который заработает 7 ц.

Таким образом, арендные отношения хорошо подходят для земельных участков. Но в случае с лесными угодьями мы видим, что ЛПК удерживает ренту, которая по праву принадлежит государству. Подробно эта тема раскрыта в книге И.Ю. Зулкарная (Zulkarnai, 2012, 2015).

Кроме того, в статье 607 ГК РФ указано, что в аренду передаются земельные участки, обособленные природные объекты и имущественные комплексы, которые не потеряют своего первоначального вида в процессе их использования. В случае с земельными участками они будут возвращены владельцу, не потеряв своих природных свойств. Арендовав лесной участок, предприниматель не сможет вернуть его государству в первозданном виде, так как лес до окончания срока договора не успеет вырасти до первоначальных размеров. Или люди должны прожить более ста лет, чтобы были соблюдены условия, которые указаны в ГК РФ. Очевидно, что это невозможно, так как у людей ограничен трудоспособный возраст. Таким образом, мы видим противоречие и несоблюдение условий, указанных в ГК РФ (ГК РФ, 1994).

Также стоит обратить внимание на статью 79 Лесного кодекса РФ, в которой указано, что аукцион считается несостоявшимся, если участников менее двух. Однако единственный участник торгов должен заключить договор купли-продажи или аренды леса по минимальной начальной цене. Содержание данной статьи приводит к чистым потерям лесного дохода государством из-за предоставления лесных участков по минимальным ценам.

Так, по данным Рослесхоза, поступления в федеральный бюджет за пользование лесами в 2019 г.составили 36,5 млрд руб., а расходы федерального бюджета на лесное хозяйство составили почти 43 млрд руб. (Экономика и финансы, 2021). Таким образом, для федерального бюджета лесное хозяйство убыточно. На это есть несколько причин.

Во-первых, Лесной кодекс РФ 2006 года имеет множество недостатков, из-за которых в стране не развивается глубокая переработка лесных ресурсов.

Во-вторых, большое количество приоритетных инвестиционных проектов в сфере освоения лесов с понижающим коэффициентом 0,5. ЛПК, получившие лесные участки по низкой цене, не спешат производить продукцию глубокой переработки леса, так как такое производство требует внушительных финансовых вложений. Продавая круглый необработанный лес, компании получают огромную прибыль, оставляя себе лесную ренту (Грияев, 2012).

В-третьих, недостаточная контрольно-ревизионная деятельность со стороны государства (Байрушина, 2018).

Делая общий вывод о состоянии лесной отрасли России, отметим, что с момента принятия Лесного кодекса в 2006 году и существования арендных отношений мы наблюдаем ухудшение качества лесов, что приводит к снижению в экономическом и экологическом потенциале. Аренда в лесном хозяйстве не принесла желаемого результата ни для страны, ни для общества в целом.

Находки

Проанализировав арендные отношения в лесном хозяйстве, мы выявили причины, по которым производство продукции глубокой переработки леса в стране крайне низкое.

Во-первых, лесопромышленники платят крайне низкую цену за пользование лесом, присваивая при этом лесную ренту, которая должна идти на пользу обществу и государству. Компании не заинтересованы в глубокой переработке леса.

Во-вторых, из-за отсутствия конкурса на право собственности на лес не может быть определена рыночная цена, и лесные участки переходят к компаниям за очень низкую плату.

В-третьих, поскольку аренда носит только лесозаготовительный характер, это не позволяет лесопромышленным предприятиям запустить процесс производства продукции глубокого леса.

Таким образом, в результате анализа мы пришли к выводу, что для государства и общества такие операции в лесном хозяйстве можно назвать малоэффективными.

Выход из этой ситуации может предложить государство, продавая лес «под корень» по текущим рыночным ценам, что даст стимул ЛПК перейти на глубокую переработку леса для получения прибыли за счет высокой добавленной стоимости.

Как отказ от аренды лесных участков и сворачивание государственной продажи леса «в корень» подтолкнет лесопромышленные компании к выпуску продукции глубокой переработки леса?

Местные предприниматели, жители лесных массивов страны, занимающиеся лесным хозяйством (изготовление досок, пиломатериалов и т. п.) и приобретающие лес по рыночной цене, например, через аукцион у лесопромышленных предприятий за тысячу рублей 1 куб. метр. м леса, в дальнейшем вынуждены перерабатывать древесину с хорошей прибылью. У них нет таких привилегий в ценах, как у ТК и местных предпринимателей, создающих дополнительные рабочие места для населения, производящих и реализующих лесопродукцию с высокой добавленной стоимостью. При этом поступления в федеральный бюджет увеличиваются за счет налоговых поступлений

А в случае с лесопромышленными предприятиями мы наблюдаем обратную картину: арендуя лес у государства по минимальной цене и затем продавая его по рыночным ценам, рентабельность только от лесозаготовительной деятельности у них составляет около 230%. Очевидно, что при переходе на глубокую переработку леса рентабельность упадет, так как процесс перехода на производство продукции глубокой переработки леса требует миллиардных инвестиций (Зулкарнай, 2012).

Если государство начнет продавать лес лесопромышленникам «под корень», то у предприятий появится стимул к глубокой переработке леса для получения максимальной прибыли, а государственный бюджет увеличится за счет налоговых поступлений.

Заключение

Государство как собственник лесного фонда заинтересовано в создании условий, при которых освоение лесов было бы эффективным и многоцелевым, так как это позволяло бы получать дополнительный доход с каждого участка леса. Понимание слабых сторон, сдерживающих развитие глубокой переработки леса, даст возможность разработать и реализовать необходимые меры, стимулирующие лесопромышленные предприятия к производству продукции с высокой добавленной стоимостью (Красносельская и др., 2019).).

Предлагаемая мера — продажа леса «под корень», далеко не единственная, которая могла бы регулировать отношения между лесопромышленниками и государством. О мерах по совершенствованию лесоустройства и внедрении эффективных средств в лесную отрасль будет рассказано в последующих публикациях.

Каталожные номера

  • Байрушина Ф. Ф. (2018). О мониторинге социально-экономического развития в целях обеспечения экономической безопасности региона. Материалы научной конференции, Сумгаит. Азербайджан, 234-237.

  • Большаков, Н. М., Жиделева, В. В., Гурьева, Л. А., и Рауш, Е. А. (2020). Эколого-экономическая рента: трансверсальный подход к проблемам экономического роста (к концепции новой редакции Лесного кодекса Российской Федерации). Вестник КРАЗ иУ. Серия: Теория и практика управления, 25, 50-60.

  • Гражданского кодекса Российской Федерации. (1994). Российская Федерация.

  • Экономика и финансы. (2021, 24 марта). В Федеральном агентстве лесного хозяйства. http://rosleshoz.gov.ru/activity/economy_and_finance/stat

  • Лесной кодекс Российской Федерации. (2021, 20 марта). В Консультант.ру. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_64299/

  • Грияев М. Д. (2012). Проблемы лесопользования в Российской Федерации. Лесной вестник, 6, 181-187.

  • Красносельская Д.Х., Хамзина Д.Р., Головихнин С.М., Ноговицина О.В., Сарапулова А.В., Аришина Е.С. (2019). Определение накопления капитала в регионе с помощью инструмента бенчмаркинга. Эспасиос, 35, 18-24.

  • Петрунин Н. А. (2019). Развитие арендных отношений в лесном секторе экономики Российской Федерации и их влияние на рентабельность лесной отрасли. Труды Санкт-Петербургского научно-исследовательского лесотехнического института, 1, 68-80.

  • Рикардо, Д. (2021, 23 марта). В Википедии. https://ru.wikipedia.org/wiki/Рикардо_Давид

  • Шестакович А.Г., Теляшева Е.А. (2017). Промежуточные институты реформы лесного хозяйства. Вестник Башкирского университета, 4, 1042-1046.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *