Как получить землю от государства бесплатно в башкирии 2019: Как получить бесплатный земельный участок в Башкортостане в 2022 году

Какие новшества ожидают россиян в оформлении садовых участков?

Две серьезные новации вступили в силу буквально недавно – в июле.

Продление бесплатной приватизации земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности 

В июле этого года до 1 марта 2031 года продлен срок бесплатной приватизации садовых и огородных участков. Ранее этот срок был установлен до 1 марта 2022 года.

В Росреестр часто обращаются граждане, которые владеют, например, дачным домиком и земельным участком еще с советских времен, но никаких документов, кроме как членской книжки садовода, не имеют. Как показывает практика, многие, у кого нет никаких правоустанавливающих документов на землю, переживали по поводу завершения срока бесплатного получения участков в собственность. Продление же приватизации до 2031 года поможет им бесплатно, без торгов, получить землю, которую зачастую они возделывают не один десяток лет, в собственность и уже полноправно ей распоряжаться в дальнейшем.

Воспользоваться этим правом, а именно приобрести участок без торгов, могут члены садоводческих и огороднических некоммерческих товариществ. Это правило распространяется на товарищества, созданные до 1 января 2019 года. Земельный участок можно приобрести в собственность не только без проведения торгов, но и бесплатно.
Заявления и все сопутствующие документы на приватизацию участков необходимо подавать в территориальное подразделение Министерства земельных и имущественных отношений РБ. 
После принятия положительного решения о бесплатном предоставлении участка данный орган самостоятельно направляет документы в Росреестр для государственной регистрации права. В данном случае гражданину не придется платить госпошлину.

Продление и расширение действия «дачной амнистии»

С 1 июля продлено до 1 марта 2031 года и расширено действие «Дачной амнистии». Теперь новый закон позволяет оформить права на жилые дома, а также получить бесплатно в собственность земельные участки под ними. Воспользоваться такой возможностью можно будет даже в том случае, если у заявителя отсутствуют правоустанавливающие документы на дом и участок.

По условиям «Дачной амнистии 2.0» необходимо, чтобы жилой дом был построен до 14 мая 1998 года (до вступления в силу Градостроительного кодекса РФ) и располагался в границах населенного пункта на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Для того, чтобы воспользоваться законом о «Дачной амнистии 2.0», нужно обратиться в Министерство земельных и имущественных отношений РБ и подать заявление о предоставлении участка под существующим домом и приложить любой документ, подтверждающий факт владения этим домом. Например, документ, подтверждающий подключение жилого дома к сетям инженерно-технического обеспечения или подтверждающий осуществление оплаты коммунальных услуг; выписку из похозяйственной книги или из иного документа, в которой содержится информация о жилом доме и его принадлежности заявителю; документ, подтверждающий регистрацию заявителя по месту жительства в жилом доме до 14 мая 1998 года и ряд других. К заявлению о предоставлении земельного участка также прилагается технический план жилого дома, в случае если дом не поставлен на государственный кадастровый учет.
Специалисты министерства проверят поступившие документы и, в случае соблюдения всех условий, самостоятельно направят документы в Росреестр для дальнейшей регистрации прав. 

Сроки проведения кадастровых работ и регистрации права собственности «бытовой» недвижимости сокращены

С мая 2022 года до 3 рабочих дней сокращены сроки выполнения кадастровых работ в отношении земельных участков, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, строительства гаражей для собственных нужд или индивидуального жилищного строительства, а также расположенных на таких земельных участках зданий. Также на такие объекты теперь за три дня зарегистрируют право собственности. Ранее на такие процедуры уходило до десяти рабочих дней.

Фермеры могут жить в домах, построенных на землях сельхозназначения

С марта 2022 года вступил в силу закон, позволяющий фермерам строить жилые дома для своих семей на используемых ими сельхозземлях. Количество этажей в фермерском доме должно быть не более трех, его общая площадь составлять не более 500 квадратных метров, а площадь застройки под ним – не превышать 0,25% от площади земельного участка.

Социальная газификация продолжается

В этом году продолжается активный процесс социальной газификации — бесплатное подведение газа к земельным участкам жителей регионов РФ.

Бесплатно газифицироваться смогут только те участки, дома на которых поставлены на кадастровый учет и права зарегистрированы. То есть, если у владельцев имеются документы, подтверждающие право собственности на земельный участок и индивидуальный жилой дом, то они смогут воспользоваться этой программой.

Если у владельца недвижимости соответствующих документов нет, то для участия в программе ему необходимо сначала оформить право собственности на земельный участок и дом, и уже после этого подать заявку на подведение газовой трубы.

Узнать, оформлены ли права, можно в выписке из Единого госреестра недвижимости, либо в бесплатных электронных сервисах Росреестра, например, на «Публичной кадастровой карте». Найти конкретный объект на ней проще всего по адресу. Если в окне описания объекта стоит отметка «Без координат границ» или площадь указана как декларированная, значит, границы участка не установлены.

Необходимыми документами для кадастрового учета земельного участка является межевой план, для осуществления кадастрового учета дома – технический план. Эти документы готовят кадастровые инженеры. Собственникам необходимо выбрать кадастрового инженера и заключить с ним договор подряда на проведение работ. Чтобы зарегистрировать право на объект, потребуется также правоустанавливающий документ на землю – постановление или акт о выделении участка, свидетельство на наследстве, договор купли-продажи и т.д.

Подать документы можно лично в офисах МФЦ или онлайн с помощью Личного кабинета на сайте Росреестра.

Мила Михайловская.

НАТО признало упавшую в Польше ракету украинской

Версия // Конфликт // НАТО признало упавшую в Польше ракету украинской

НАТО признало упавшую в Польше ракету украинской

В разделе

Военные действия на Украине впервые «перекинулись» на территорию НАТО: вечером 15 ноября польские СМИ сообщили о гибели двух человек в результате ракетного удара по деревне Пшеводув на востоке страны. Поляки настаивали: ракета российская. В МИД Польши был вызван посол России Сергей Андреев, от которого потребовали «немедленных подробных объяснений». Версию Варшавы с ходу поддержали и в Киеве.

Сюжет: Украинский кризис, Международные конфликты

В Минобороны РФ отвергли причастность к инциденту, заверив, что опубликованные фотографии обломков с места происшествия

«не имеют никакого отношения к российским средствам поражения». После изучения места ЧП, обломков снаряда и его траектории в НАТО заключили, что он и правда прилетел не из России. Первым об этом сообщил президент США Джо Байден, назвавший версию о российской атаке маловероятной. Трагедия, по его словам, произошла вследствие работы украинской системы противовоздушной обороны. В Кремле позицию Вашингтона назвали более профессиональной в сравнении с «истеричной оголтело-русофобской реакцией» некоторых европейских стран.

Президент Польши Анджей Дуда и генсек НАТО Йенс Столтенберг вскоре тоже признали, что ракета, вероятнее всего, была выпущена силами ПВО Украины. «Нет никаких знаков, что это преднамеренная атака. И нет знаков, что Россия готовит военные действия против НАТО», – сказал Столтенберг по итогам экстренных консультаций послов стран – членов альянса. Однако из Польши вместо извинений звучали оправдания: мол, несмотря на то что ракета украинская, запустили её украинцы, а первыми каким-то чудом отследили её американцы, сделав себе пиар, – вина всё равно на России.

И даже когда ложь стала всем очевидной, официальные лица Украины продолжали обвинять Россию и требовать расследования. Украинский президент Владимир Зеленский, вопреки заявлениям Байдена и Дуды, продолжил настаивать на том, что Украина не имеет отношения к ракетному инциденту в Польше. Секретарь Совета национальной безопасности и обороны Алексей Данилов добавил, что у Киева есть «доказательства российского следа» и он готов передать их западным партнёрам. В НАТО такую позицию назвали смешной и подрывающей доверие Запада. «Украину никто не обвиняет, но она откровенно лжёт. Это ещё более разрушительно, чем ракета»

, – заявил дипломат одной из стран альянса в беседе с Financial Times.

Игорь Коротченко, военный эксперт

Игорь Коротченко, военный эксперт

– Судя по данным российских и западных источников, скорее всего это были украинские зенитные управляемые ракеты комплекса С-300, которые были использованы для попыток противодействовать российским ударам. Учитывая, что С-300 на Украине уже более 30 лет, это ещё оставшееся советское наследие, очевидно, что техническое освидетельствование и контроль не проводились давно, это и могло привести к инциденту, претензии за который стоит предъявлять Украине.

Максим Жаров, политолог

Максим Жаров, политолог

– Думаю, что все эти события стоит рассматривать как некие учения, тренировку англосакского deep state («глубинного государства») по формированию casus belli для войны НАТО с Россией.

Целью этих тренировок была отладка взаимодействия между союзниками внутри НАТО. В это время в Киеве находился директор ЦРУ Уильям Бернс, поэтому все реплики Зеленского я предлагаю считать согласованными с американцами.

Владимир Корнилов, политолог

Владимир Корнилов, политолог

– Надо быть совсем дураком, чтобы на фоне очевидных фактов продолжать лгать на голубом глазу. Сейчас Зеленский оказался в шокирующей реальности. Он привык, что можно распространять любую ложь о России и «военных преступлениях», ретранслируя это на Запад без всякой критической оценки. Но сейчас ставки слишком высоки, и мир уже не готов так рисковать, иначе это обернётся ядерной войной.

Комментарии 0

Еще на сайте

Джо Байден заявил о сомнениях относительно причастности России к упавшей в Польше ракете Байден подчеркнул, что согласно предварительной информации, вероятность того, что ракета, упавшая на территории Польши, была запущена из России, крайне низка.

651 0

Charles Steinwedel, Threads of Empire

1Это долгожданная и крайне необходимая книга. Хотя сейчас у нас есть огромное количество англоязычных работ, исследующих историю Волго-Уральского региона, они фактически концентрировались на татарах Среднего Поволжья с конца восемнадцатого до начала двадцатого веков, оставляя башкир и Урал либо проигнорированными. или беглое обращение. Это означает, что если ученые хорошо пообщались с изданиями из Татарстана, то очень богатая литература из Башкортостана в основном осталась для интеграции в англоязычную науку. Кроме того, поскольку основное внимание в последних работах уделяется исламу, мусульманским общинам и их взаимодействию с государством, эта книга служит важным предупреждением и исправлением тенденции сводить многочисленные обоснования человеческого поведения исключительно к религии. По словам Штейнведеля, история башкир — это «история постоянных многополярных переговоров об именах и идентичности людей, их статусе и их территории». [6] Кроме того, в конце всех семи глав, эквивалентных его периодизации, автор дает нам широкие сравнительные ракурсы, а также в общем заключении, которое обогащает наше понимание Российской империи с точки зрения ее внутреннего разнообразия и ее места в мире. история империй.

2Штайнведель ткет историю Башкирии с центральным мотивом верности, выявляя красочные нити, связывающие людей с волей государя : сословное положение, сила, религиозное вероисповедание, национальность. В период с 1552 по 1730 год Московская Русь следовала общеевразийскому образцу в различении оседлых подданных от кочевых и полукочевых. В то время как на Среднем Поволжье Москва работала над внедрением московской социальной и политической системы, в Башкирии она адаптировала образцы, которые долгое время регулировали политическую жизнь в степи. Москвич присоединил регион по сделке, по которой государство признавало башкирское наследственное землевладение и награждало туземную элиту престижными титулами в обмен на уплату башкирскими племенами ясака. Спокойствие было нарушено, когда башкиры взялись за оружие, чтобы заставить Москву соблюдать свою часть соглашения. К началу XVIII века башкиры превратились в привилегированную сословную группу, юридически обособленную от своих соседей. Однако Петр Великий отвергал евразийскую степную модель суверенитета. Западный абсолютизм, подкрепленный силой, стал сущностью имперской власти в Башкирии, требуя от подданных гораздо более интенсивной и стойкой лояльности. Сопротивление башкир было беспощадно подавлено, за чем последовал передел земель повстанцев в пользу проявивших свою лояльность. Между тем оренбургские воеводы были прагматично привержены веротерпимости, старались уважать обычаи и практиковать среди казахов справедливость и умеренность. Они также сделали Каргалу, пригород Оренбурга, центром региональной торговли и влияния империи в Средней Азии. Однако бегство мусульман на восток от ужесточившихся преследований в Казани, а также усиление бремени и отмена привилегий среди башкир привели к эскалации напряженности, что привело к восстанию муллы Батырши в 1755 г. Пугачевское восстание 1773–1775 гг. слабые связи с местной элитой. Екатерина II была вынуждена инициировать изменения, основанные на идеях Просвещения, кооптируя нерусские элиты и вписывая их в сословную иерархию империи, поддерживая ислам и создавая рациональную, систематическую администрацию. Наиболее яркими воплощениями были Оренбургское мусульманское духовное собрание и кантональная система. Преобразовав башкир в военизированную сословную группу, последние также способствовали созданию к середине XIX века в регионе немногочисленной, но влиятельной мусульманской элиты. Между тем при Николае I вмешательство имперского государства по уменьшению башкирских особенностей было самым решительным и далеко идущим, превратив башкир из пограничников в рабочих в лесу и из полукочевых скотоводов в крестьян, выращивающих зерновые. В результате Башкирия превратилась в относительно спокойный регион.

3В то время как Великие реформы Александра II достигли Башкирии с их универсалистской направленностью и упором на участие, местное общество, определяемое правовым статусом, менялось нелегко. Башкиры стали «вольными сельскими жителями», обладающими всеми правами, разрешенными русским крестьянам в 1861 году, но сохраняющими при этом право общинной собственности на свои земли. Военизированность управления уменьшилась с отделением Уфимской губернии от Оренбургской губернии и упразднением кантональной системы в том же 1865 г. и, наконец, в 1881 г. исчезло само Оренбургское генерал-губернаторство. И все же элита бывших башкирских кантонов приравнивалась к русскому дворянству в целом; Сами имперские чиновники ценили их как посредников с местным населением в продвижении реформ. Тем не менее, чтобы быть действительно лояльными подданными царя, теперь не только элиты, но и гораздо более низкие слои социальной иерархии должны были участвовать в общем гражданском порядке, изучая русский язык. Между тем последний генерал-губернатор Н. А. Крыжановский пытался усилить «русский элемент» края, ограничив количество земли, которую могли оставить башкиры, и передав приобретенные земли земледельческим переселенцам. Злоупотребление башкирской землей сместило Крыжановского, но башкиры продолжали обеднеть, теряя свои наследственные земли, а животноводство быстро сокращалось. Политика Александра III представляла собой восстановление порядка путем укрепления и централизации власти в руках русскоязычных и Русской православной церкви, которые столкнулись с серьезными проблемами в Башкирии. Сами уфимские воеводы продолжали опираться на представителей мусульманского дворянского сословия, интересы которых во многом пересекались с интересами имперского государства. Губернское земство становилось все более левым, стремясь ограничить авторитет церкви в образовании большим вниманием к народным языкам и практическим навыкам. Точно так же мусульманские элиты стремились установить более прямые и значимые связи со своими единоверцами, заставляя верующих по-новому понимать и действовать в соответствии с принципами ислама. Таким образом, имперская дилемма усугубилась: как примирить давнее примирение разногласий с неотложной необходимостью национальной интеграции?

4 После 1905 г. империя распалась на империю национальностей. Крайне правые русские националисты последовательно использовали язык национальности для описания угроз государству, ворча на нехватку русских на должностях в местных органах власти. Категоризация по национальному признаку вошла в местную политику, в частности, через политическую мобилизацию для выборов в Государственную Думу, и стала критерием лояльности правительства, что сделало даже мусульман сомнительной национальностью наряду с евреями и поляками. В столыпинскую эпоху официальные лица видели в исламе религиозно-национальную силу, угрожающую безопасности и единству империи. На фоне его аграрной реформы все крестьяне теперь имели право владеть землей как наследственной собственностью, что подрывало то, что делало башкир наиболее самобытным; даже русским разрешалось регистрироваться в башкирских общинах. Это давнее лишение вынудило некоторых мусульманских интеллектуалов идентифицировать башкир как нацию, имеющую особые связи со своей землей. Между тем Уфимское земство в своей просветительской деятельности поддерживало своего рода просветительский универсализм как критерий политической включенности — третий путь, отличный либо от пути министерства просвещения, настаивавшего на центральном месте русского языка, либо от пути Православной церкви, все еще признававшей полезность нерусских языков для распространения православия. Во время Великой войны именно национальные организации, такие как польские, еврейские, латышские, мусульманские и русские, занимали сферу социального обеспечения, которую государство не могло обеспечить. В частности, земство, местное управление образования и церковь, в противном случае конфликтующие друг с другом, начали артикулировать аналогичный язык патриотизма без царя как высшего объекта лояльности. Народы Башкирии, похоже, были готовы к отречению Николая II 19 февраля.17.

5Охватывая три с половиной столетия, Штайнведель раскрывает то, что иначе было бы нелегко уловить. Одним из наиболее значительных его достижений является тщательное и рациональное отслеживание отклонений в правовом статусе башкир. По крайней мере, с царствования Петра Великого и до конца царского режима их исключительное право наследственных земельных владений оставалось настолько привлекательным, что менее привилегированные подданные царя мигрировали в Башкирию в поисках большей земли и пытались стать башкирами даже через браки. В целях сбора налогов царские правовые акты относили к 9 категории0011 припущенники — впущенные в башкирскую землю — в тептярей, мещеряков, бобылей по их землевладению. Начиная с указа 1736 г., правительство колебалось между запрещением башкирской продажи земли и разрешением и даже поощрением земельных сделок, в зависимости от необходимости либо защиты башкирских особенностей из соображений безопасности, либо усиления русского землевладельческого населения. В результате в начале ХХ века разочарование в башкирском статусе составило припущенники уходят от идентификации с башкирами, называя себя марийцами, мещеряками и тептярями [211‑212]. Другим значительным достижением Штейнведеля является его постоянное внимание к мусульманским знатным родам, таким как Тевкелевы, Ахтямовы, Султановы, Сыртлановы и Уметбаевы. Их метаморфоз из царских слуг, таких как переводчики и армейские офицеры, в представителей гражданского общества, таких как депутаты земств и Государственной думы, наглядно демонстрирует трансформацию имперского управления России с региональными особенностями. Кроме того, обращение к отдельным лицам также позволяет пролить свет на важную роль, которую играло смешение частного и служебного в принятии царских решений. Когда Крыжановский и уфимский губернатор Сергей Ушаков попытались ужесточить свою мусульманскую политику в 1870-е годы (последний даже предлагал закрыть Духовное собрание), министр внутренних дел Александр Тимашев, имеющий глубокие корни в Оренбургской области, дал им отпор; Автор поясняет, что «тот факт, что тетя муфтия Тевкелева сбежала с родственником Тимашева и обратилась в христианство, похоже, не помешал этим двум мужчинам работать вместе». [134] Короче говоря, 9 штейнведелей0011 longue durée энтерпрайз убедительно показывает, как регион был сформирован путем изменения моделей обмена между царями и их подданными с использованием языка лояльности в качестве их общей валюты.

6 Тем не менее, можно задаться вопросом, существуют ли другие способы периодизации. Было ли государство единственным формирователем региональной истории ? Можно ли уловить социальные, культурные, экономические и экологические измерения преемственности и изменений, которые могут ускользнуть от взора государства ? Возможно, 9 Агнес Нилюфер Кефели0011 Обращение в мусульманство в имперской России может стать ведущим в изучении башкирских интерпретаций окружающего мира через шаяра s (родословных), фольклора, мистических историй и священных мест, а также в этнографии повседневных контактов между финно- Угорские народы и башкирские общины. Земельные споры были не только историей экономики, но и сложным пересечением башкирских обычаев, исламской юридической практики и имперского права. Как изменения в экологии земель и лесов за три столетия повлияли на межэтнические контакты, в том числе споры о ресурсах ? Кроме того, фокус анализа автора перемещается на Уфимскую губернию в связи с ее отделением от Оренбургской губернии в 1865 г. и прекращением Оренбургского генерал-губернаторства в 1881 г., поскольку Уфимская губерния была «самой густонаселенной из двух губерний и губернии с наиболее неспокойным населением». истории в начале ХХ века [10]». Это не означает, однако, что Оренбургская губерния утратила свое историческое значение форпоста в степь и за ее пределы, превратившись в застойную бесцветную область. Уфа, Стерлибаш Уфимской области, Каргала, Оренбург и Троицк Оренбургской области, если назвать наиболее важные, оставались яркими центрами исламского образования, с казахской и киргизской молодежью, стремящейся не только к религиозным, но и современным знаниям, с татарскими и башкирскими муллами и учителя уходят в степь. После 1905 Оренбург стал столицей татарской печатной культуры наряду с Казанью. Если в Уфу революция 1905 года пришла по железной дороге [203], что принесло Башкирии открытие в 1906 году Оренбургско-Ташкентской железной дороги? Как изменились ритмы хозяйства и мобильности местного населения, особенно после голода того же года ? Наконец, после октября 1917 года, когда татарская национальная интеллигенция избрала Уфу местом своей автономии, а Духовное собрание было преобразовано в один из ее отделов, их башкирские и казахские коллеги выбрали Оренбург как цитадель своей деятельности. Все эти прочные связи за формальными административными границами, кажется, требуют других вопросов и временных рамок исследований. При этом нельзя отрицать, что книга Чарльза Штайнведеля станет важной вехой в истории Южного Урала на десятилетия вперед.

Традиционные пути сообщения башкир в раннем средневековье

Реферат

В статье впервые описаны традиционные пути передвижения башкир по Южному Уралу и сопредельным землям, показана их связь с трансконтинентальными путями на Кавказ, в Среднюю и Западную Азию, поставлена ​​проблема взаимосвязи дорог и этногенеза Башкиры. Приводятся причины разделения башкирской земли на четыре дороги (Казанскую, Осинскую, Ногайскую и Сибирскую) во время их пребывания в составе Золотой Орды, а позднее в составе Русского государства. Это деление имеет очень древнее происхождение и связано с традиционным мировоззрением народа, а также с географическими особенностями ландшафта Южного Урала, где сформировались башкиры как этническая группа.

Четыре дороги по башкирской земле можно интерпретировать через древнее представление башкир о четырехгранном строении Мира, ориентированном на четыре стороны света. Это представление о древних предках совпало с особенностями Уральских гор, протянувшихся меридионально с севера на юг и являющихся водоразделом. Башкиры очень рано поняли этот факт и использовали его при прокладке путей между южными и северными границами своей земли. Так образовались древние дороги «Куныр Буга» (Бурый Бык) и «Канифская дорога». По мере расширения связей башкир с соседями эти дороги соединились с трансконтинентальными путями, которые вели на Кавказ и в Среднюю Азию. После этого на башкирскую землю были доставлены как материальные, так и духовные ценности.

Ключевые слова: башкирскиетрадициидорогиУралтопонимысвязи

Введение

Известно, что до конца XVIII века территория Башкортостана делилась на четыре административно-территориальных района – дороги, о существовании которых упоминается в башкирском фольклоре и в исторических источниках, относящихся к средневековью. Эти дороги вели в Среднюю Азию, на Кавказ, в Иран, Ирак и Турцию, с которыми башкиры с незапамятных времен имели устойчивые общественно-политические и торговые связи.

Постановка проблемы

Предложенная авторами тема традиционных башкирских путей сообщения остается малоизученной на сегодняшний день, и изучение данной проблемы является актуальным. Авторы рассматривают, какие традиционные пути сообщения башкир Средневековья известны из литературных и фольклорных источников, где они пролегали и какую функцию выполняли.

Исследовательские вопросы

Тема статьи – древние башкирские дороги, связывающие их с другими народами.

Цель исследования

На основе литературных данных авторами показано наличие древних башкирских дорог, связанных с трансконтинентальными путями, идущими как в сторону Кавказа, так и в Среднюю Азию, что позволяло расширять связи людей с соседями и проникать как в материальные, так и в культурные ценности.

Методы исследования

В основе изучения темы лежит комплексный метод, включающий историко-типологический и культурологический подходы. Историко-типологический метод используется для изучения исторических источников применительно к древним дорогам башкир. Культурологический метод используется для выявления примеров дороги из башкирской народной поэзии.

Находки

Дороги – одна из фундаментальных основ любой культуры. Общеизвестно, что пути сообщения как средство сообщения играют важную роль в формировании этноса. Разветвленная сеть дорог, система линий, сообщавшихся с центрами, где эти линии пересекались, использовались для перевозки различных материальных ценностей в виде товаров, формировали культурные связи, объединяли различные племена в единое целое — в народ, в государства и дала толчок развитию общества. В качестве примера можно привести известную дорогу «из варяг в греки», сыгравшую огромную роль в жизни общности восточнославянских племен и в становлении Древнерусского государства. Следует упомянуть и о Великом Шелковом пути, так как он сыграл большую роль в подъеме экономики и культуры народов и государств, расположенных вдоль этого пути, сближающего Восток и Запад, а также в формировании представлений о единстве Старого Света.

Ученые уже доказали, что башкирский этнос формировался на Южном Урале и прилегающих землях, так как для этой территории зафиксированы самые первые сведения о башкирском народе. Как и сегодня, их называли «башкорт». арабские путешественники Ибн Даст, Ахмед Ибн Фадлан, Абу Заид ал-Балхи, посетившие Южный Урал в IX–X вв. н.э., знали башкир как южноуральский народ. Ибн Даст характеризует башкир как «самостоятельный народ, занимающий территорию по обеим сторонам Уральского хребта между Волгой, Камой и верхним течением реки Яик (Ибн-Фадлан, 1939). Ибн Фадлан и Абу Заид ал-Балхи, путешествовавшие по башкирским землям, зафиксировали башкир как народ, издавна живший на Южном Урале (цит. по: Ибн-Фадлан, 1939; Руденко, 1955).

Наличие закрепленной этнической территории и самоназвания указывало на то, что в то время башкиры имели единую идентичность как этническая общность. Гуревич (1990), признанный во всем мире российский историк-медиевист, писал: «Момент признания обществом своего происхождения всегда является важным этапом в его развитии и показателем зрелости существующих отношений» (с.

102).

Наукой давно установлено, что слово «Урал» первоначально использовалось для обозначения территории Южного Урала, так башкиры называли свои горы. В свое время Шишонко (1887), исследователь XIX века, был прав, говоря, что название «Урал» было заимствовано у башкир, которые использовали его для обозначения водораздела в нынешнем районе Златоустовских заводов и где-то на юг и где-то на север. Эту часть хребта русские поначалу тоже называли Уралом (например, в Книге к Большому Чертежу сказано, что река Белая вытекала из Уральских гор). До сих пор простонародье относит Урал только к этой части хребта (Шишонко, 1887). Появившиеся здесь русские люди до XVIII века называли Уральские горы «Каменными» и «Каменным поясом». Слово «Урал» по отношению к горному хребту, протянувшемуся от Северного Ледовитого океана до Мугоджарских гор, впервые употребил русский историк и государственный деятель Татищев (1907), и благодаря ему горы стали называть Уралом. Татищев (1907) заимствовал это название у башкир, коренных жителей южно-уральской части этой горной страны. С древних времен башкиры называли свои родные горы «Урал», а родную страну – «Уральский Иле» («земля Урала»).

Согласно русским историческим источникам, после присоединения Башкирии к России по обе стороны Южного Урала жили только башкиры. Постепенно регион осваивали пришедшие сюда русские, татары, марийцы, мордва, удмурты, чуваши и представители других народов, каждый из которых имеет разное время проживания в этой местности. Ныне «Южный Урал» — крупный многонациональный регион, включающий в себя Республику Башкортостан и часть земель, прилегающих к Челябинской, Оренбургской, Свердловской областям и Пермскому краю, но ни один из них, кроме башкир, не имеет мифологии с многообразием и глубокое отражение южноуральской действительности. Все народы, кроме башкир, появились на территории Южного Урала позже, пройдя стадию мифотворчества в других регионах. Вот почему у этих народов нет древних народных произведений, связанных с территорией Южного Урала и объясняющих возникновение Уральских гор и его природных богатств.

Древность проживания башкир на Южном Урале подтверждается топонимами, которые специалисты называют профилем земли. Исследователи установили, что наиболее древней частью топонимов Южного Урала является башкирский слой. У башкир сохранились многочисленные топонимические легенды мифологического содержания. Эту особенность башкирской земли отмечали многие дореволюционные путешественники, побывавшие в Башкирии. В 1857 г. М.Л. Михайлов, писатель-революционер, сообщил Шелгунову (1961) в своем письме: «Оренбургская губерния полна башкирских легенд. Нет реки, нет горы, о которой не было бы легенды и песни». Его слова подтверждает Юматов (1961): «У башкир есть своя особая традиция, связанная с любым примечательным местом». Специалистами установлено, что топонимы, как и названия мест обитания человека, тесно связаны с мифологическим мышлением, а именно с неймингом. Древние люди, придя на новое место и освоив его, дали ему имя и таким образом создали эту местность, окультурили ее и приспособили к своей жизни. Таким образом, вся территория Южного Урала окультурена башкирами, то есть отмечена их топонимами и легендами.

Можно отметить, что ни у одного из народов, проживающих на Южном Урале, кроме башкир, нет такой многогранной основы своего отношения к Уралу, подкрепленной всей их духовной и материальной культурой. Не будет преувеличением сказать, что идейно-тематическую основу всего башкирского фольклора составляют сказания, описывающие историю освоения земель Южного Урала и окрестностей башкирами как своей родины и воспевающие красоту своей родины. земельные участки. Природа, описанная в башкирском фольклоре, легко узнаваема. Это природа родины, Южного Урала. При этом фундаментальное произведение башкирского фольклора, посвященное времени зарождения жизни на земле, то есть состоящее из космогонических мифов, называется «Урал-батыр». Известно, что временами создавались мифы, рассказать о том, как возник тот или иной предмет, означало создать этот предмет. Поэтому в эпосе «Урал-батыр», повествующем о сотворении мира, где изначально жили предки башкир, сказители как бы создают и Уральские горы, давшие ему имя, и горную землю, где поселились башкиры; а после смерти Урал-батыра его там и похоронили, и предки башкир думали, что части его тела превратились в природные богатства Уральских гор, а сами горы названы в честь исконного предка башкир. В начале ХХ века в традиционной культуре башкиры называли себя «детьми Урала», имея в виду, что они произошли от своего прапредка-уральца. Ту же мысль мы обнаруживаем в башкирском шежере. В частности, у шериан племени бурзян одним из древнейших предков является Урал.

Кузеев (1993), известный российский историк, специалист по этногенезу башкир, член-корреспондент РАН, писал о месте и роли Урала и сопредельных земель в жизни башкирского народа,

какими бы терминами ни обозначали коренное население республики и региона в целом, общественность осознает, что башкиры живут на своей исторической родине. Следует также отметить, что восприятие этого факта обыденным сознанием представителей башкирского этноса необычайно глубоко; оно отражено во всех пластах богатой традиционной духовной культуры башкир. Эта тенденция развития башкирской нации будет устойчивой. (стр. 132)

Можно добавить, что, говоря о прародине, Кузеев (1993) имел в виду Южный Урал и прилегающие к нему земли, где сформировались башкиры как этнос и где они проживают до сих пор.

Крупный специалист в области кочевых цивилизаций С. Плетнева также датировала глубокой древностью формирование башкирского народа и его высокоразвитой культуры на Южном Урале и сопредельных землях. По ее мнению, башкиры, сформировавшиеся на этих землях очень рано, никогда не покидали эти земли, несмотря ни на какие исторические катаклизмы и политическое подчинение их разным государствам, а продолжали здесь обитать, и это обеспечивало их устойчивое и поступательное развитие вплоть до в данный момент. По мнению С.А. Плетневой, только укорененностью башкир в одном месте (на Урале – авт.) можно объяснить удивительную живучесть и силу их многовековой культурной традиции (цит. по: Могильников, 19).81).

Из истории башкирского народа известно, что ко времени присоединения башкир к Российскому государству башкирская земля была разделена на четыре «дороги» (Казанскую, Осинскую, Ногайскую и Сибирскую). Это деление существовало и в период, когда башкиры входили в состав Золотой Орды, и поэтому некоторые исследователи считают, что оно было введено татаро-монгольской властью. Однако на основе башкирского фольклора и этнографических материалов можно констатировать, что разделение башкирской земли на четыре «дороги» было введено не татаро-монгольскими захватчиками, а было «изобретением» башкирского общества (Аминев, 2003). Названия этих четырех дорог (Казанской, Осинской, Ногайской, Сибирской), являющихся административными единицами, одновременно обозначали дороги как коммуникационные сети, пролегавшие по этим четырем направлениям. Незначительно изменившись, эти пути практически сохранились до настоящего времени. Так, маршруты Уфа — Оренбург, Уфа — Казань, Уфа — Пермь, Уфа — Челябинск, Уфа — Екатеринбург, Бирск — Караидель — Тастуба — Дуван — Месягутово — Челябинск, Стерлитамак — Белорецк проходят по местам прокладки дорог. далекими предками башкир.

О дорогах из Средней Азии в Россию, проходящих через башкирские земли на Южном Урале и в Приуралье, Панков (1927) писал, что они могли существовать в более ранние эпохи и применялись с VIII по XIV вв., т. е. в Хазарская, Аббасидская, монголо-тюркская эпохи. Возможно, дороги использовались еще раньше, так как по одним и тем же проторенным караванным путям двигались и бывшие хозяева евразийских степей – скифы, гунны, авары, огузы, печенеги, половцы и др. После присоединения башкир к России русские отправились на восток (Сибирь, Среднюю Азию) через башкирские земли по вычищенным в древности дорогам. В частности, башкиры сообщили русским властям о дороге, идущей из устья реки Сакмары в Бухару через Мугоджарские горы (Аполлова, 19).60). Башкирские дороги входили в состав трансконтинентальных дорог, протянувшихся по обширным территориям Евразии. Изучение их истории поможет нам в полной мере понять расселение многочисленных башкирских родов и процесс их этногенеза.

Мы предполагаем, что большую роль в формировании башкирского народа сыграли главные дороги, протянувшиеся через Южный Урал в направлении Восток-Запад и Юг-Север.

Уральские горы хоть и не такие высокие и не непреодолимые, но пройти их достаточно сложно. Поэтому дороги, проходящие через хребты Уральских гор и пролегающие в горах, прокладываются с учетом особенностей местного рельефа. На наш взгляд, этим объясняется расположение некоторых башкирских родов и племен и связь между ними. Например, башкиры рода Табын живут в Учалинском районе Башкортостана. Они также живут по ту сторону Уральских гор в Гафуринском районе Башкортостана. В Учалинском районе есть несколько топонимов «Капка» (Ворота), через которые проходит местная дорога на западную сторону Уральских гор. Поэтому можно предположить, что табынцы Гафуринского района переселились с восточной стороны Уральских гор на территорию своего проживания через «Капку».

Наличие дороги со стороны Челябинской области в сторону Казани также можно объяснить размещением башкирских племен на северо-западе Башкортостана (Аскинский, Татышлинский и прилегающие районы) и в соседней Республике Татарстан (бывш. уезд Уфимской губернии).

Большое племя бурзян живет в Зауралье, Самарской и Саратовской областях России. Если соединить пунктиром места его расселения, то получится тонкая дорожная полоса, часть которой сейчас является трассой государственного значения, а часть – проселком для местных нужд. После Саратова эта дорога идет в сторону Волгограда и далее на Кавказ, и башкиры издревле использовали эту дорогу для связи с Кавказским краем. В 1707 году, во время одного из восстаний, по этой дороге к турецкому султану и крымскому хану отправились башкирские послы во главе с Мурадом. На обратном пути из Турции они заключили договор с чеченцами и другими горскими народами и осадили Терскую крепость (Соловьев, 1993). Как свидетельствуют различные источники, Южный Урал и Приуралье издавна были связаны с Кавказом и Причерноморьем, по крайней мере, с начала I тыс. до н.э. или даже раньше. По данным челябинского археолога Григорьева (1999), через Кавказ пролегал ближайший путь из Передней Азии на Южный Урал, по которому переселенцы прошли на Южный Урал и основали известные Синташту и Аркаим. Отсюда систематически отправлялись в Прикамье бронзовые и железные изделия, оружие, фаянсовая и бронзовая посуда, различные виды украшений: височные подвески, бусы, фибулы и пояса (Гольдина, Гольдина, 2010; Голдина, 2012).

По мнению Чичко (2015), различные предметы сасанидского периода, обнаруженные археологами на Южном Урале и сопредельных территориях, указывают на связь населения этих земель с населением Кавказа и Передней Азии.

Дорога, названная башкирами «Куныр буга йулы» (дорога бурого быка), проложена с учетом особенностей местного уральского рельефа. Другое его название – «Карауан йулы» («караванный путь»). Все наши информанты подчеркивали, что дорога «Куныр-Буга» проходит по водораздельному хребту Урала, и путники, движущиеся по этой дороге, не сталкиваются с крупными водными преградами. Видимо, об Урале как о водоразделе люди узнали давно и успешно пользовались этой дорогой. По данным наших информаторов, дорога «Куныр-Буга» проходит через Баймакский, Абзелиловский, Белорецкий и Учалинский районы Республики Башкортостан и далее через Челябинскую область, пересекаясь с дорогой у города Сатка, ведущей на запад и восток. Название Сатка переводится с башкирского на русский как перекресток.

На этой дороге русские власти построили Верхнеяицкую крепость (ныне город Верхнеуральск Челябинской области). Там был перекресток значимых для башкирских родов дорог, о котором российские власти не знали, пока им об этом не сообщил башкирский Баим Тархан. Дорога тянулась до нынешнего города Екатеринбурга и далее до города Нижнего Тагила.

Таким образом, дорога «Куныр-Буга», протянувшаяся с юга на север, связывала южных башкир с северными и имела для башкир большое стратегическое значение, что описано в башкирском фольклоре. Например, в эпосе «Куныр буга» говорится, что северные башкиры пришли на помощь южным по этой дороге, когда на них напали враги. Поэтому эту дорогу иногда называли «Иау Иулы», что означает «военная дорога». У дороги «Куныр Буга» (Баймакский район Башкортостана) расположен крупный башкирский аул Темияс. Рядом с этим местом находится высокая гора, которую местные жители называют «Рапат», что в переводе с арабского означает «место, где караваны останавливаются на отдых». Если принять во внимание тот факт, что караванная дорога «Куньяр-Буга» проходит недалеко от села Темиас, то вполне возможно, что путешественники останавливались здесь на отдых. По-видимому, расположение Темиаса объясняет тот факт, что до Октябрьской революции сюда съезжались купцы со всей Республики Башкортостан и других отдаленных районов. Сейчас часть этой дороги занимает дорога от Баймака до Белорецка.

На наш взгляд, название города Челябинск также связано с особенностями дороги. Башкиры называют этот город «Силиабе», что в переводе с иранского означает «треугольный перекресток, треугольник». До основания города русскими властями здесь была одноименная башкирская слобода. Он располагался на перекрестке дорог, и дороги шли в разные стороны (на Дальний Восток, в Восточную Сибирь, Казахстан и Среднюю Азию). Поэтому российские власти сочли поселок удобным для торговли со странами Азии.

Дорога из Уфы в Оренбург проходит через Стерлитамак, расположенный на берегу реки Ашкадар. Название реки в переводе с иранских языков имеет несколько значений: 1) лошадь, на которой едет общественный вестник; 2) почтовая лошадь, 3) народный гонец, делегат, гонец; 4) наездник, меняющий лошадь на каждой остановке, чтобы быстрее доставить сообщение; 5) пеший посыльный, который пересылает сообщение следующему посыльному на станции для ускорения доставки; 6) переправа через реку (Миллер, 1950). Таким образом, во всех вышеперечисленных случаях название реки Ашкадар ассоциируется с местом, где можно сменить лошадь и отдохнуть. По-видимому, в районе, где расположен город Стерлитамак, когда-то было место, где путешественники могли покормить лошадь, переодеть ее и продолжить путь.

У юго-восточных башкир сохранились предания о «Дороге Канифы» («Канифа иулы»). По преданиям, эта дорога не имеет водных преград, как дорога «Куныр Буга». Дорога начинается в Абзелиловском районе, проходит на юг через Баймакский и Хайбуллинский районы Оренбургской области, доходит до брода реки Урал (Яйык) у города Орск и соединяется с караванным путем, идущим через Казахстан в Среднюю Азию. Башкиры Оренбуржья называли свой участок дороги «Мысыр йулы», что означает «Дорога в Египет» или «Египетская дорога». Местные жители назвали брод через реку Губерлю «Мысыр кисекэ» (Брод в египетскую сторону).

Заключение

Исследование показало, что башкирская земля издавна делилась на четыре «дороги», называемые дорогами Казанской, Осинской, Ногайской и Сибирской. Кроме того, люди помнят названия некоторых местных старинных дорог, таких как «Куныр буга йулы», «Канифская дорога» или «Дорога в Египет» или более поздние названия – «Дорога Екатерины/Дорога царицы/Дорога каторжников». Жители башкирской земли поддерживали хозяйственные и культурные связи с людьми разных народов, о чем свидетельствуют многочисленные находки на Южном Урале, а именно различные изделия, произведенные на Кавказе, на Западном Востоке и на Ближнем Востоке.

Каталожные номера

  1. Аминев З.Г. (2003). О понятии «биш иль» (пять стран) в эпосе «Урал-батыр». В эпосе «Урал-батыр» и мифологии (с. 73–75). Уфа: Гилем.
  2. Аполлова Н.Г. (1960). Экономические и политические связи Казахстана и России в 18-начале 19 вв. Москва: Изд-во АН СССР.
  3. Чичко Г.В. (2015). Уральская альтернатива Волжскому торговому пути: зарождение и время функционирования. В «Этнических взаимодействиях на Южном Урале» (стр. 287–29).1). Челябинск: Чел.ГУ.
  4. Голдина, Е. В., и Голдина, Р. Д. (2010). «Дальний импорт» Прикамья – своеобразное проявление взаимодействия народов Евразии (8 век до н.э. – 9 век н.э.). В Э.В. Гольдина (ред.), Бусы могильников неволинской культуры (конец IV–IX вв. н.э.) (с. 156–247). Ижевск.
  5. Гольдина Р. Д. (2012). Зарождение «дальнего импорта» на Урале. Известия Коми научного центра УрО РАН, 2(10), 108–119.
  6. Григорьев С.А. (1999). Древние индоевропейцы. Опыт исторической реконструкции. Челябинск.
  7. Гуревич А.Ю. (1990). О генезисе феодального государства. Журнал древней истории, 1, 101–106.
  8. Ибн-Фадлан, А. (1939). Путешествие Ибн-Фадлана на Волгу. Москва; Ленинград: Изд-во АН СССР.
  9. Кузеев Р.Г. (1993). Национальные движения в прошлом и логика их современного развития. Россия и Восток: проблемы взаимодействия. Часть 1. Москва.
  10. Миллер, Б.В. (1950). Персидско-русский словарь. Москва: Государственное издательство иностранных и отечественных словарей.
  11. Могильников В.А. (1981). Степи Евразии в средние века. Москва: Наука.
  12. Панков А. В. (1927). К истории торговли между Средней Азией и Россией в XVI–XVII вв. В.В. Бартольд. Туркестанские друзья, ученики и поклонники. Ташкент.
  13. Руденко С.И. (1955). Башкиры. Историко-этнографические очерки. Москва; Ленинград.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *