Изменить вид разрешенного использования земельного участка 2019: Изменение вида разрешенного использования земли в 2019

Содержание

Изменение вида разрешенного использования земли в 2019

Каждый участок на территории Москвы и Московской области, в отношении которого распространяется градостроительный регламент, имеет свой вид разрешенного использования (ВРИ). Это одна из ключевых характеристик недвижимости, которая описывает, каким именно образом можно использовать землю. Процедура изменения вида разрешенного использования земельного участка в 2019 году регулируется статьями Градостроительного кодекса РФ, Земельным кодексом РФ, № 172-ФЗ от 21 декабря 2004 г., Законом города Москвы от 19 декабря 2007 г. № 48 «О землепользовании в городе Москве» и другими законодательными актами.

 

АНДРЕЙ ОЛИНСКИЙ, ВЕДУЩИЙ ЮРИСТ КОМПАНИИ SMART CHOICE

Главный фактор успеха процедуры изменения вида разрешенного использования земельного участка в 2019 году — предварительный анализ документации. Специалист должен проанализировать бумаги на участок и градостроительную документацию, чтобы определить возможность смены ВРИ.

В некоторых случаях новое целевое использование участка просто невозможно — например, если владелец захочет построить многоквартирный дом на участке СНГ. В других вместо смены ВРИ нужно изменить территориальную зону и внести изменения в ПЗЗ. Чтобы не терять время и силы, пытаясь осуществить запрещенную по закону процедуру, лучше сразу обратиться к опытным юристам. У нас в Smart Choice анализ всей документации производится уже на первой консультации. Сразу же юрист описывает клиенту и перспективы смены ВРИ и альтернативные способы сменить целевое назначение.

Что будет, если земля используется не по назначению?

Для людей, которые используют землю не в соответствии с ее назначением, предусмотрена административная ответственность. Так, может быть назначен штраф — до 1,5% кадастровой стоимости. Притом минимальная сумма 10 тыс. р. для физических лиц и 100 тыс. р. для предпринимателей.

Важно отметить, что наказание предусмотрено даже в том случае, если земля не используется в соответствии с прописанными в документах требованиями.

Например, если у вас земля сельскохозяйственного назначения, и вы выращиваете на ней с/х культуры в течение 3 лет, то на вас также могут наложить штраф. Причем минимум тут еще больше: 20 тыс. р. для физических лиц и 400 тыс. р. для юридических.

Кстати, если на земле возведены незаконные постройки (самострои), не соответствующие целевому использованию, то за них тоже придется заплатить штраф, а при невозможности узаконить — снести за свой счет. Крайняя мера наказания граждан за нецелевое использование земли — отчуждение участка.

Как определить доступные для участка варианты?

Чтобы понять, возможна ли процедура изменения вида разрешенного использования вашего земельного участка в 2019 году, для начала нужно определить, какие ВРИ присвоены ему в настоящий момент. Для этого можно:

  1. Запросить выписку из ЕГРН онлайн или в МФЦ.
  2. Обратиться за справкой в Росреестр.
  3. Загрузить Публичную кадастровую карту, найти на ней надел по кадастровому номеру и получить информацию.

Чтобы разобраться, какие опции для смены ВРИ у вас есть, также нужно проанализировать градостроительную документацию. Для этого подвергаются анализу правила землепользования и застройки (ПЗЗ) и определяется территориальная зона, к которой относится надел.

Для определения территориальной зоны есть несколько способов. Можно подать официальный запрос в Росреест или найти ее самостоятельно. Чтобы выяснить номер зоны и сопутствующую информацию, потребуется:

  1. Найти номер зоны на той же публичной кадастровой карте (для этого сбоку в меню выбираем «Территориальные зоны»).

  1. Найти градостроительный план города. На нем разными цветами отмечены территориальные зоны. Вот пример для Бабушкинского района Северо-Восточного административного округа Москвы: можно щелкнуть на цифру, обозначающую зону, и узнать ее номер, наименование, индекс.

  1. После того, как определили номер, находим в ПЗЗ, какие виды разрешенного использования есть для этой зоны.

В ПЗЗ виды разрешенного использования также могут быть приведены без расшифровки — только кодами. В этом случае нужно расшифровать коды самостоятельно, обратившись к классификатору ВРИ.

Какие бывают виды разрешенного использования?

Если для получения нужного назначения для земли вам все же требуется изменить вид разрешенного использования земельного участка в 2019 году, то для начала стоит разобраться с тем, какие ВРИ бывают у участков. Дело в том, что процедура смены или получения нового вида разрешенного использования напрямую зависит от того, какой из них вам нужен: основной, вспомогательный или условно разрешенный.

Вид разрешенного использования землиОсновнойВспомогательныйУсловно разрешенный
ХарактеристикаУстанавливаются в соответствии с Классификатором видов разрешенного использования, принятым Минэкономразвития 1. 09.2014 (приказ №540). Всего выделяют 113 основных ВРИ, разделенных на 13 категорий.Являются дополнительными к основным ВРИ и осуществляются только совместно с ними. Они необходимы для успешного функционирования основных ВРИ. Сюда относят автостоянки, гаражи, общественные туалеты, объекты коммунального хозяйства и др.Они совпадают с основными, но являются нецелевыми для конкретной территориальной области, поэтому их применение требует получения дополнительных согласований.
Как выполнить изменение ВРИ земельного участка в 2019 году?Обратиться в МФЦ или воспользоваться порталом мэра Москвы для подачи документов в электронном виде.Обратиться в МФЦ или воспользоваться порталом мэра Москвы для подачи документов в электронном виде.Обратиться в комиссию по земельным вопросам, которая функционирует при администрации города. Обязательная часть изменения ВРИ земельного участка в 2019 году — проведение публичных слушаний.
Сколько времени займет процедура?До 45 дней.До 45 дней.До 60 дней.

АНДРЕЙ ОЛИНСКИЙ, ВЕДУЩИЙ ЮРИСТ КОМПАНИИ SMART CHOICE

Важно помнить, что на территории Москвы и Московской области изменение вида разрешенного использования земельного участка в 2019 году — платная услуга. Расчет осуществляется исходя из разницы в кадастровой стоимости земли до и после изменения. После одобрения процедуры владельцу земли отправляется счет. Если он не будет оплачен, то решение ДГИ будет аннулировано, изменения снимутся с кадастрового учета, при этом земельному наделу вернут прежний ВРИ.

Когда может потребоваться изменение вида разрешенного использования земельного участка в 2019 году?

Основная цель — изменить целевое назначение земли и получить возможность более эффективно использовать участок. Например, если в собственности у компании есть большой участок под ИЖС, а необходимо возвести многоэтажный дом, то самым очевидным решением будет сменить ВРИ. Также владелец земли может захотеть вести на ней деятельность, не предусмотренную текущим целевым назначением. Так, чтобы производить хозпродукцию в черте города для продажи, нужно иметь участок, выделенный под ЛПХ.

Еще одна причина для смены вида разрешенного использования в 2019 — повышение стоимости участка. Наделы с ВРИ ИЖС будут стоить дороже, чем СНТ, поскольку позволят построить и зарегистрировать для постоянного проживания дом, взять кредит, использовать для строительства материнский капитал и т.д.

АНДРЕЙ ОЛИНСКИЙ, ВЕДУЩИЙ ЮРИСТ КОМПАНИИ SMART CHOICE

Смена вида разрешенного использования в 2019 году может стать способом снизить земельный налог. Дело в том, что кадастровая стоимость земли (по которой и рассчитывается ставка) определяется на основе нескольких составляющих, в том числе территориальной зоны и ВРИ. Также в зависимости от назначения участка определяется максимальная налоговая ставка. В Москве для земель под ЛПХ или СНТ она составляет 0,025%, для ИЖС — 0,1%, для размещения коммерческих объектов — 1,5%.

Приведу случай из практики. При проведении государственной кадастровой оценки участок был отнесен к ВРИ «земли под индивидуальное жилое строительство». Смена ВРИ на «земли для личного подсобного хозяйства» позволила сэкономить на налогах значительную сумму, существенно снизив кадастровую стоимость.

Пошаговая инструкция по изменению вида разрешенного использования земельного участка в 2019 году

    Последовательность действий для смены ВРИ напрямую зависит от того, нужно ли вам получить основной, вспомогательный или условно разрешенный вид использования. В целом схема выглядит так:

  1. Основной и вспомогательный ВРИ.

По закону, выбрать основной и вспомогательный виды разрешенного использования из доступных для участка собственник может самостоятельно. Для этого достаточно обратиться с заявлением (в Москве вопрос решается в электронном формате через сайт мэра города, а за процедуру отвечает Департамент городского имущества). В Московской области нужно будет прийти в МФЦ или зайти на региональный портал госуслуг.

Чтобы изменить вид разрешенного использования земельного участка в 2019 году, потребуется приложить:

  • копию паспорта, выписку из ЕГРИП или ЕГРЮЛ;
  • правоустанавливающие документы на землю.

 Также нужно будет заполнить заявление. В нем указывается текущий, желаемый ВРИ, причины для смены, все данные об участке.

В Москве остальные документы получаются методом межведомственного взаимодействия. В других муниципальных образованиях может потребоваться предоставить выписку из ЕГРН и заключение управления архитектуры и градостроительства о наличии или отсутствии ограничений оборотоспособности и ограничений в образовании и использовании земельного участка.

Срок рассмотрения заявлений — от 15 до 45 дней. В результате оказания услуги заявитель получит распоряжение о смене ВРИ или отказ. В дальнейшем собственнику нужно будет обратиться в Росреестр, чтобы подтвердить изменение видов разрешенного использования и получить новые документы на землю.

  1. Условно разрешенный ВРИ.

Поскольку он некоторым образом нарушает правила землепользования и застройки, для получения условно разрешенного ВРИ необходимо проведение слушаний (ст. 39 ГрК РФ). Первым шагом станет обращение с заявлением в администрацию. Нужно четко и аргументированно изложить свою позицию — зачем требуется смена ВРИ. Далее документы передаются комиссии, которая составляет проект и выносит его на публичные слушания. Информация о них публикуется в СМИ, в том числе на интернет-ресурсах. Все заинтересованные стороны могут высказаться о проекте. Если разрешение на условно разрешенный вид использования может как-то повлиять на окружающую среду, приглашаются все стороны, которые могут пострадать от негативного воздействия.

По итогам публичных слушаний комиссия составляет заключение и рекомендации, которые передаются главе местной администрации. В течение 3 дней должностные лица принимают решение о возможности предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования.

Почему могут отказать в изменении вида разрешенного использования земельного участка в 2019 году?

Самые распространенные причины отказа связаны с неправильной подготовкой документов — например, ошибками в заполнении заявления, отсутствием прав на смену ВРИ и т.д. Кроме того, администрация может отказать, если:

  • недвижимость является объектом судебных разбирательств;
  • выбранный собственником ВРИ не соответствует ПЗЗ;
  • границы участка не установлены в соответствии с законодательством;
  • на земле расположен самострой, и об этом факте есть сведения у государственной инспекции по контролю за использованием недвижимости;
  • земельный участок используется не по назначению и внесен в перечень соответствующих объектов (№819-ПП Правительства Москвы).

Как избежать отказа в смене ВРИ?

Чтобы не тратить время на то, чтобы несколько раз собирать документы и обращаться в инстанции, лучше всего будет заручиться поддержкой опытных юристов — например, обратиться в нашу компанию. Если вы все же решите сменить вид разрешенного использования самостоятельно, то вот советы, которые помогут избежать ошибок.

  • Проанализируйте ПЗЗ, чтобы определиться, есть ли для территориальной зоны, на которой расположен участок, возможность присвоения нужного вам основного, вспомогательного или условно разрешенного ВРИ. Если нет, то придется вносить изменения в ПЗЗ или отказаться от идеи нужного вам целевого использования земли.
  • Определитесь, получится ли у вас сменить ВРИ по упрощенной схеме (для основного и вспомогательного ВРИ) или потребуется проведение общественных слушаний.
  • Подготовьте пакет документов. Уточните, какие требуются для процедуры, на сайте муниципального образования. При заполнении заявления убедитесь, что вы точно сформулировали причины для смены ВРИ.
  • Подайте документы и дожидайтесь решения.
  • Если это требуется, оплатите пошлину за изменение ВРИ. Помните, что сделать это нужно в течение 30 дней после внесения изменений в Государственный кадастр недвижимости, иначе решение будет отменено.

Если у вас остались вопросы по изменению вида разрешенного использования, на них с удовольствием ответят наши юристы. Запишитесь на консультацию через форму обратной связи или по телефону +7 (495) 999-03-93!    

Изменение вида разрешенного использования земельного участка в 2019 году

Когда нужно изменить вид разрешенного использования

Прежде чем начинать процедуру изменения вида разрешенного использования земельного участка (далее — ВРИ), проверьте, точно ли это необходимо. Дело в том, что в рамках вида разрешенного использования могут допускаться разные варианты застройки, разные виды деятельности.

Все возможные ВРИ перечислены в Классификаторе, утвержденном приказом Минэкономразвития от 01.09.2014 № 540 (далее — Классификатор). Они привязаны к категории земли, а также зависят от особенностей территориального зонирования.

В Классификаторе подробно описан каждый ВРИ, поэтому следует внимательно изучить расшифровку вида своего земельного участка. Возможно, он уже допускает ту деятельность, которую вы собираетесь на нем вести.

Например, ваш участок имеет ВРИ «для ведения личного подсобного хозяйства» и вы планируете построить на нем дом. Если посмотреть расшифровку в Классификаторе (код 2.2), то мы увидим, что данный вид подразумевает в том числе постройку жилого дома до трех этажей, то есть менять ВРИ в данном случае не нужно.

Кроме того, следует учесть, что разрешенное использование, установленное до утверждения Классификатора, является действительным независимо от того, соответствует ли оно Классификатору (ч. 11–13 ст. 34 закона «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ…» от 23.06.2014 № 171-ФЗ). До 01.01.2020 органы местного самоуправления должны привести действующие правила землепользования и застройки в соответствие с Классификатором. По заявлению владельца участка органы власти должны принять решение об установлении такого соответствия без проведения дополнительных процедур.

Когда ВРИ можно изменить

Если вы все же пришли к выводу о необходимости смены ВРИ, следует проанализировать, допускается ли это характеристиками данного земельного участка, прежде всего его категорией (см. пп. 1, 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ, далее — ЗК РФ).

Изменение видов разрешенного использования участков, относящихся к землям населенных пунктов, осуществляется на основании норм Градостроительного кодекса РФ (далее — ГрК РФ), а также правил землепользования и застройки соответствующего муниципального образования, градостроительного регламента и технических регламентов, то есть имеет вполне определенную установленную процедуру.

Что же касается иных категорий земель, то изменение ВРИ земельного участка должно осуществляться в порядке, предусмотренном специальным законодательством (п. 2 ст. 7 ЗК РФ), которое, однако, на сегодняшний день соответствующих норм не содержит.

Так, в отношении земель сельхозназначения порядок изменения ВРИ должен быть установлен законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24.07.2002 № 101-ФЗ. Однако этот закон не содержит таких норм, что является пробелом в законодательстве. Изменить ВРИ земельного участка из сельскохозяйственных угодий не получится без перевода участка в другую категорию, что возможно, например, при изменении границ населенного пункта (постановление 18-го ААС от 25. 01.2019 по делу № А07-1720/2018). Для иных земель сельхозназначения ВРИ может быть изменен в соответствии с градостроительным регламентом (см. письмо Минэкономразвития РФ от 08.07.2008 № Д08-1995).

Далее подробно рассмотрим только порядок изменения разрешенного использования земельных участков, принадлежащих к категории земель населенных пунктов.

Какой пакет документов надо изучить, прежде чем менять ВРИ

Перед изменением вида разрешенного использования земельного участка изучите градостроительный регламент и правила землепользования и застройки муниципального образования. Дело в том, что в рамках населенного пункта определены территориальные зоны. Каждый участок, соответственно, имеет подходящие для него ВРИ (п. 2.1 ст. 37 ГрК РФ).

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Их делят:

  • на основные, то есть максимально подходящие для данного участка с учетом особенностей застройки;
  • вспомогательные, которые не имеют самостоятельного значения, а используются только совместно с основными;
  • условно разрешенные, которые допустимы (п. 1 ст. 37 ГрК РФ).

Обратите внимание! Изменение ВРИ возможно только в тех пределах, которые установлены правилами землепользования и застройки муниципального образования.

Чтобы иметь полную информацию об установленных для вашего участка видах разрешенного использования, полезно будет получить сведения из Информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД). Сведения содержат полную информацию о развитии территорий, об их застройке, земельных участках, объектах капитального строительства, в том числе видах разрешенного использования.

Как изменить вид разрешенного использования земельного участка, расскажем далее.

Порядок изменения ВРИ на другой основной или добавления вспомогательного

Для того чтобы изменить ВРИ на другой, предусмотренный для данной территориальной зоны в качестве основного или вспомогательного, владельцу не нужно проходить сложные процедуры (п. 4 ст. 37 ГрК РФ). Достаточно подать заявление об этом в орган регистрации прав (п. 3 ст. 13 закона «О госрегистрации недвижимости» от 13.07.2015 № 218-ФЗ, письмо Минэкономразвития РФ от 20.02.2017 № ОГ-Д23-1752 и).

Отказ регистрирующего органа по мотивам отсутствия разрешения уполномоченного органа на изменение ВРИ является незаконным (см. п. 1 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка, утвержденного Президиумом Верховного суда РФ 14.11.2018, далее — Обзор).

Куда обращаться, чтобы поменять ВРИ на условно разрешенный

Если вы хотите изменить ВРИ на условно разрешенный, что значительно расширяет возможности использования участка, то приготовьтесь к серьезной и длительной процедуре.

В общих чертах порядок определения такого вида установлен ст. 39 ГрК РФ, но может дополняться местными правилами землепользования и застройки.

Процедуру можно разделить на несколько этапов:

  1. В первую очередь заинтересованному лицу необходимо направить соответствующее заявление о смене ВРИ в комиссию.
  2. Следующим обязательным этапом порядка изменения вида разрешенного использования земельного участка являются общественные обсуждения или публичные слушания. Подробнее о них читайте в самостоятельном разделе ниже.
  3. Получив заключение от организатора обсуждений, комиссия составляет письменные рекомендации о целесообразности/нецелесообразности смены ВРИ и направляет их в местную администрацию.
  4. Местная администрация в течение 3 дней выносит решение об изменении ВРИ или отказе в изменении ВРИ с обязательной мотивировкой. Оно также подлежит публикации.

 

Общественные обсуждения или публичные слушания как обязательный этап изменения ВРИ

Смена вида разрешенного использования земельного участка невозможна без проведения общественных обсуждений или публичных слушаний (п. 4 ст. 39 ГрК РФ).

Их назначает комиссия после приема заявления землевладельца и составления проекта решения. При обсуждениях обязательно должно быть учтено мнение владельцев соседних участков, для чего их заранее уведомляют о проведении обсуждений. Кроме того, должны быть привлечены также любые владельцы участков, которым может быть причинен вред в связи с изменением ВРИ. Все участники вправе высказывать свои замечания, предложения по обсуждаемому вопросу.

Обсуждения должны длиться не больше 1 месяца (точный срок устанавливается в местных нормативных актах, п. 7 ст. 39 ГрК РФ). По их результатам выносится заключение, которое подлежит обязательной публикации в официальных источниках (на сайте).

Если местной администрацией принимается решение о смене ВРИ на условно разрешенный без обсуждений или слушаний, то оно является незаконным (см. п. 4 Обзора).

В то же время, несмотря на важность общественных обсуждений, их результаты носят для местной администрации только рекомендательный характер. В каждом случае администрация должна принимать самостоятельное независимое решение, учитывая заключение, но не основываясь на нем.

Ситуация

Общество — владелец земельного участка обратилось в комиссию с заявлением об установлении условно разрешенного ВРИ «для строительства комбината бытового обслуживания». Местная администрация вынесла постановление об отказе, основываясь на отрицательном заключении общественных обсуждений. Общество обжаловало этот отказ в арбитражный суд.

Суд поддержал истца, указав, что все возражения жителей близлежащих домов были связаны со строительством химчистки и прачечной, а не приемных пунктов для этих целей, как предполагает проект строительства истца. Кроме того, администрация не должна основываться на результатах слушаний, которые носят только рекомендательный характер. Апелляционная инстанция поддержала такое решение (см. постановление 1-го ААС от 19.06.2018 по делу № А43-34438/2017).

Когда могут отказать в смене ВРИ

Отказ в смене разрешенного использования земельного участка — нередкая ситуация, что подтверждается сложившейся богатой судебной практикой по оспариванию решений местных администраций. В изменении вида точно откажут в следующих случаях:

Выбранный заявителем новый ВРИ не может быть установлен из-за несоблюдения требований к минимальному/максимальному размеру земельного участка

Так, предпринимателю отказали в изменении вида с «индивидуальное жилищное строительство» на «магазины товаров первой необходимости площадью до 150 м» в связи с тем, что согласно градостроительному регламенту площадь участка для таких объектов должна быть не менее 1000 кв. м, в то время как его участок был всего 625 кв. м (см. п. 9 Обзора).

Заявителем является лицо, не имеющее права менять ВРИ

Исходя из толкования норм, безусловным правом обратиться с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка обладает собственник, а также любой иной законный владелец земельного участка, например арендатор. Однако арендатор может быть лишен такого права, если изначально участок был предоставлен ему на праве аренды с условием определенного целевого использования (см. , например, п. 3 Обзора).

Выбранный ВРИ противоречит имеющимся установленным ограничениям в пользовании земельным участком

Так, предпринимателю было отказано в установлении вида «обслуживание автотранспорта — мастерские автосервиса, станции технического обслуживания, автомобильные мойки» в связи с тем, что участок находится в водоохранной зоне реки Иж, что само по себе уже исключает подобную деятельность на участке (см. постановление 17-го ААС от 04.12.2017 № 17АП-13866/2017-АК).

В любом случае отказ органа местного самоуправления в изменении ВРИ можно обжаловать в судебном порядке (п. 12 ст. 39 ГрК РФ).

***

Итак, мы подробно рассмотрели, как поменять вид разрешенного использования земельного участка. Ответ на этот вопрос зависит от категории земли, а также местных правил землепользования и застройки и градостроительного регламента.

Как поменять категорию земельного участка в 2020 году: пошаговая инструкция

Поделиться Подписаться 18065

2020-03-13

Перед тем, как изменить категорию земли, собственник должен определить к какой категории относится надел. Представленный материал помоет узнать, какие категории есть, как проходит процедура изменения статуса, какие документы нужны, когда могут отказать.

Если субъект выступает владельцем земельного участка, важно определить ее категорию. Согласно законодательству это может быть земля, предназначенная для сельскохозяйственных работ, участок социального назначения, для промышленных работ или земля, предназначенная для населенных пунктов. 

Изменить категорию земельного участка можно не всегда, согласно закону этим правом наделены две категории – для населенных пунктов и сельскохозяйственного значения. Здесь можно возвести дом, другие постройки, беспрепятственно подключить нужные коммуникации, обустроить комфортабельную жизнь.  

Если субъект запланировал индивидуальное строительство, нужно получить вид разрешенного использования. 

Категории земельных участков

Использовать земельный фонд без получения разрешения – незаконные действия. В российском законодательстве категории определяются в зависимости от использования, предназначения.

Выделяют такие категории земельных участков:

 

  1. ИЖС.
  2. С/х земля.
  3. Промышленная.
  4. Охранная зона.
  5. Лесное хозяйство.

 

Также выделяют участки, необходимые для обеспечения безопасности, строительства дорог, транспорта, космической деятельности. Есть ЗУ запаса. 

Особенности и порядок проведения процедуры

Смена категории земельного участка проводится после получения на это разрешения органов местного управления. Если субъекта интересует надел под сельское хозяйство, нужно обращаться в исполнительные органы Российской Федерации.

Все действия, выполненные как со стороны субъекта, так и со стороны государственных органов согласованы с действующим законодательством, Земельным Кодексом РФ, Конституцией. 

Как поменять категорию земли – инструкция:

 

  1. Подготовить нужный пакет документов.
  2. Подать обращение в уполномоченный орган.
  3. Ожидать ответа от представителей государственной структуры.

 

Обращение субъекта рассматривается специальной комиссией, независимо от решения лицо, подавшее обращение уведомляется. Если решение положительное, в кадастровую документацию вносятся изменения. 

Примите во внимание: земельный участок должен иметь четко определенные границы, если их нет, перед подачей обращения нужно пригласить специалиста по землеустройству для проведения межевания.

Внимание! Первый шаг — ван нужно заказать выписку из ЕГРН на земельный участок для определения границ и категории, на официальном сайте: rosreestor.info (можно в электронном виде)

Для того чтобы решение комиссии было положительным, важно подать все документы, подготовить основания для изменения категории земли. Все основания должны быть задокументированы. 

Кто может изменять?

Все действия, как со стороны заявителя, так и со стороны государственных органов обосновываются законом, производятся в рамках закона, на основании принятых постановлений.

Можно ли изменить категорию земли определяет комиссия, внести изменения имеют право:

 

  1. Владельцы ЗУ при предъявлении документов, подтверждающих право собственности (Справка из ЕГРН).
  2. Уполномоченные лица органов местного самоуправления.
  3. Хозяева построек, расположенных на земельном наделе.

 

Правом обладают пользователи подземными недрами, во внимание берется конкретная территория. 

Куда обращаться?

Установление категории земельного участка производится самостоятельно либо при помощи кадастрового инженера. Эксперты рекомендуют воспользоваться услугами специалиста по землеустройству, он подготовит заявление на изменение вида разрешенного использования, приложит к обращению копию документа градостроительного зонирования.  

Собранный пакет документов направляется в кадастровую палату. Здесь при положительном решении вид разрешенного использования меняется. 

Если субъект решил принять личное участие в сборе, подготовке, подачи документов, он должен являться собственником, иметь подтверждающие документы (Выпсика из ЕГРН заменяет право собственности с 1 января 2017 года). В этом случае документация подается в МФЦ. 

Какие документы нужны?

Порядок изменения категории земельного участка начинается из подготовки документации, перечень бумаг регламентируется законом.

Какие документы нужны:

 

  1. Паспорт (оригинал, копия).
  2. Выписка из ЕГРН (подтверждающая право собственности ЗУ).

 

Если надел имеет нескольких собственников, необходимо получить согласие каждого. В ряде случаев может потребоваться разрешение экологической службы, проводящей экспертизу.  

После подачи документации, комиссия может рассматривать ходатайство на протяжении двух месяцев. 

Стоимость перевода

Можно ли поменять категорию земли без вложения денежных средств – нет. Стоимость перевода (изменение ВРИ) – бесплатно. На землю назначается налог, изменился статус надела – изменилась сумма налога. 

Нужно заплатить за изменение кадастровой стоимости ЗУ, сумма может составлять 30% от стоимости надела.  

Сроки

Специальная комиссия будет рассматривать заявление на протяжении двух месяцев. За этот период документы будут направлены в различные органы:

 

  1. Регистрация ходатайства – один день.
  2. Уведомление органа кадастрового учета – пять дней при одобрении изменения категории.
  3. Отправка уведомления заявителю – две недели.

 

Если участок земли находится в ведении субъекта Российской Федерации, к двухмесячному сроку добавляется еще один месяц.  

Могут отказать в изменении статуса?

Если в документах на участок не прописана категория земли – это составит проблему. Для продвижения дела нужно отдельно запросить информацию о категории ЗУ. Для того чтобы это сделать, нужно иметь кадастровый номер, знать площадь надела (эту информацию выдает БТИ). 

Если в будущем на территории участка планируется возведение построек, нужно предоставить схему их расположения. 

Не всегда удается изменить статус земли, есть ситуации, когда заявитель может получить отказ:

 

  1. Нет всей необходимой документации.
  2. Федеральный Закон не позволяет внести изменения.
  3. Субъект не получил все нужные согласования.
  4. В документации допущена ошибка.
  5. Экологическая экспертиза после проведения проверки дала отказ.

 

Есть земли, которые можно использовать в определенной сфере – такое положение содержится в законе. Если надел относится к этой сфере, заявитель получит отказ в изменении статуса участка.  

Получив отказ, ознакомьтесь с причиной, возможно, она кроется в недостающем документе. Собрав полный пакет, ходатайство подается повторно.  




Заказать выписку из ЕГРНВыписка из ЕГРН

Изменение разрешенного использования земельного участка / Госуслуги Москвы

45 рабочих дней

Срок предоставления государственной услуги исчисляется со дня, следующего за днем регистрации запроса.
В общий срок предоставления государственной услуги не включается срок, на который приостанавливается предоставление государственной услуги.
Сроки и основания приостановления
30 рабочих дней
— Внесение изменений в сведения государственного кадастра недвижимости в части изменения установленного вида разрешенного использования земельного участка на вид разрешенного использования, предусмотренный градостроительным планом земельного участка (в случае изменения вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности физических и юридических лиц, на другой вид такого использования, предусматривающий строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства)
— Внесение заявителем, являющимся собственником земельного участка, платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, за исключением случаев, установленных федеральным законодательством и законодательством города Москвы (для случаев изменения вида разрешенного использования земельного участка на другой вид такого использования, предусматривающий строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства)

20 рабочих дней
Направление в Государственную инспекцию по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы для проведения проверки использования земельного участка, находящегося в собственности города Москвы, и земельного участка, находящихся на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, информации о выявленных признаках незаконного (нецелевого) использования земельных участков (использование земельных участков для проведения работ по строительству (реконструкции) без оформленных в установленном порядке документов (документов, являющихся основанием для использования земельного участка и (или) разрешения на строительство), в том числе размещение на участке строительной техники, оборудования, строительных лесов, организация подъездных путей, разрытие траншей, подключение к сетям (отключение от сетей), ограждение земельного участка, разрытие земельного участка глубиной более 1 метра, возведение фундамента, цокольных этажей, пристроек, надстроек, подземных конструкций, возведение опор, стен, перекрытий или иных строительных элементов, демонтаж опор, стен, перекрытий или иных строительных элементов, а также при наличии факта проведения работ по строительству (реконструкции) объекта капитального строительства на основании разрешения на строительство, но с нарушением градостроительных требований в виде превышения технико-экономических параметров, указанных в разрешении на строительство) в случае выявления таких признаков незаконного (нецелевого) использования земельных участков в процессе предоставления государственной услуги, а также о выявленных признаках незаконно размещенных объектов недвижимости на земельном участке, находящемся в собственности города Москвы, и земельном участке, находящемся на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена

Вы можете отправить сообщение в органы исполнительной власти города Москвы в рамках досудебного обжалования.

Контроль за исполнением административных регламентов предоставления государственных услуг города Москвы осуществляет Главное контрольное управление города Москвы: + 7(495)633-63-99.
Досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) Департамента и его должностных лиц

1. Заявитель имеет право подать в досудебном (внесудебном) порядке жалобу на решение и (или) действие (бездействие) Департамента и его должностных лиц при предоставлении государственной услуги.
2. Подача и рассмотрение жалоб осуществляется в порядке, установленном главой 2.1 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», Положением об особенностях подачи и рассмотрения жалоб на нарушение порядка предоставления государственных услуг города Москвы, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 15 ноября 2011 г. N 546-ПП «О предоставлении государственных и муниципальных услуг в городе Москве», Административным регламентом предоставления услуги.
3. Заявители могут обратиться с жалобами в случаях:
3.1. Нарушения срока регистрации запроса (заявления) и иных документов, необходимых для предоставления государственных услуг, а также порядка оформления и выдачи расписки в получении запроса и иных документов (информации) от заявителя.
3.2. Требования от заявителя:
3.2.1. Документов, представление которых заявителем для предоставления государственной услуги не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы, в том числе документов, получаемых с использованием межведомственного информационного взаимодействия.
3.2.2. Обращения за предоставлением услуг, не включенных в утвержденный Правительством Москвы перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных услуг.
3.2.3. Внесения платы за предоставление государственной услуги, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.
3.3. Нарушения срока предоставления государственной услуги.
3.4. Отказа заявителю:
3.4.1. В приеме документов, представление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы для предоставления государственной услуги, по основаниям, не предусмотренным нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.
3.4.2. В предоставлении государственной услуги по основаниям, не предусмотренным нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.
3.4.3. В исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо в случае нарушения установленного срока таких исправлений.
3.5. Иных нарушений порядка предоставления государственной услуги, установленного нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.
4. Жалобы на решения (действия, бездействие) должностных лиц, государственных гражданских служащих Департамента и работников Государственного казенного учреждения города Москвы «Московский центр недвижимости» рассматриваются руководителем Департамента или уполномоченным заместителем руководителя Департамента.
Жалобы на решен

Порядок изменения вида разрешенного использования любого земельного участка в 2021 году

С целью понимания конкретных возможностей применения наделов владелец или арендатор должен учитывать классификацию видов допустимого применения участков (ВРИ).

В материале рассмотрим особенности изменения вида разрешенного использования земельного участка в 2021 году, специфику, требуемые справки и законодательную базу вопроса.

Что нужно знать

Прежде чем приобретать или арендовать землю в долгосрочной перспективе, вам необходимо определиться, с какой целью вы ее будете использовать.

И только после этого приступать к поиску необходимого участка. Каждый владелец земли должен быть ознакомлен с допустимым использованием земли. Данный нюанс важен с точки зрения соблюдения законодательства.

Ведь, например, если у вас в собственности участок, предназначенный для постройки частного дома, вы не сможете построить на нем магазин или заниматься промышленной деятельностью.

Основные понятия

Земельный участокКусок земли с четко определенными границами, который имеет определенное целевое назначение
Допустимый вид эксплуатации земельного участкаКонкретная цель, с которой законодательно разрешено применять данный надел. Установление категории и вида допустимого использования применяется для указания постоянного метода эксплуатации участка
Сельскохозяйственные землиУчастки, состав грунта которых позволяет выращивать сельскохозяйственные культуры, и которые допускается использовать только с целью выращивания культур. На таких наделах запрещено строительство частных домов или занятие промышленной деятельностью

Какие они бывают

На основании Земельного Кодекса РФ разграничивается семь категорий земель, каждая из которых характеризуется определенным целевым назначением.

А арендаторы и собственники наделяются вследств

Порядок изменения вида разрешенного использования земельного участка 2020

Изменение вида разрешенного использования земельного участка

Важность вопросов, касающихся изменения текущей категории возможного использования, постоянно возрастает. Это обусловлено главным образом усиливающимся дефицитом территории под жилую застройку. Достаточно часто необходимость внести корректировки возникает и у собственников с/х угодий. Существующие виды разрешенного использования земельных участков, перечень которых перечислен в нормативных актах, не все предусматривают возможность застройки. Например, можно рассмотреть следующие категории:

  • Переводом выделенной территории в другую категорию на основании соответствующего ФЗ. В этом случае земельный участок может получить любой вид допустимого использования. Однако этот вариант сопряжен со сложностями. В частности, необходимо соблюсти ряд обязательных процедур и учесть многие законодательные требования.
  • Без перевода в соответствии со ст. 37-38 Градостроительного кодекса и ст. 4.1 ФЗ, вводящего его в действие. Данный вариант считается не таким сложным и продолжительным, как предыдущий.

Расчет суммы земельного налога при изменении вида разрешенного использования земельного участка в течение года

Представленная в комментируемом документе позиция ВС РФ не противоречит ранее высказанному ВАС мнению. И ВС РФ, и ВАС исходили из того, что ситуация неоднозначная, не урегулированная положениями гл. 31 НК РФ. Все сомнения и неясности законодательства, как известно, должны толковаться в пользу налогоплательщика (п. 7 ст. 3 НК РФ). Именно поэтому в первом случае было указано, что раз закон не запрещает рассчитывать сумму налога с учетом измененного вида разрешенного использования, организация была вправе выбрать этот более выгодный для нее порядок расчета.

Таким образом, во всех остальных случаях в 2015 году гл. 31 НК РФ запрещает учитывать при расчете налога произошедшее в течение года изменение кадастровой стоимости земельного участка, в том числе в связи с изменением вида его разрешенного использования. Поэтому сумму налога за 2015 год необходимо определять без учета изменения кадастровой стоимости.

Порядок изменения вида использования земельного участка

Общего закона, согласно которому за изменение ВРИ взимается госпошлина в установленном размере – нет. Однако, на местном уровне вполне могут издаваться постановления, по которым за изменение ВРИ может взиматься в пользу бюджета субъекта федерации установленная сумма. Уточнить этот вопрос следует там же, куда и подается заявление вместе с приложениями к нему.

Если в обозначенный срок правообладатель не получил официального уведомления, он вправе лично обратиться в Росреестр с соответствующим заявлением о внесении изменений (ст. 33 ФЗ №218). В этом случае Росреестр направляет в течение 3 дней с момента получения заявления запрос в местные органы государственной власти и самоуправления для получения информации, а в течение 5 дней уведомление о внесении изменений направляется заявителю.

Порядок изменения вида разрешенного использования земельного участка

Заявление о внесении уточнений в сведения о недвижимом имуществе в Кадастровую плату можно послать через интернет-портал этой организации. На документе должна стоять электронная цифровая подпись. К заявлению необходимо приложить план межевания в XML-формате.

Собственник земельного участка при возникновении желания изменения вида разрешенного использования земли, может обратиться с заявлением в местную администрацию. Ходатайство потребуется подкрепить пакетом документов, перечень которых можно уточнить в земельном комитете.

Регламент изменения вида разрешенного использования земельного участка

На рассмотрение заявления об изменении ВРИ уполномоченным органам предоставляется пять дней. За этот срок глава администрации примет решение об его удовлетворении или откажет вам в просьбе. Все зависит от материалов, представленных ему комиссией, и ее рекомендации.

Итоги публичных слушаний могут повлиять на принятие уполномоченными органами решения по поданному вами заявлению и послужить основанием для отказа. В большинстве случает отказ заявители получают в случае выявления нарушений нормативных актов. Или если изменения ВРИ земель способны привести к несоблюдению регламентов земельного или градостроительного законодательства.

Порядок изменения вида разрешенного использования земли

Сроки рассмотрения заявления и ознакомления с представленными документами в разных случаях могут отличаться, но согласно закону они не должны превышать 60 дней с момента подачи. Окончательно решение о возможности изменения назначения участка принимает руководитель администрации. Получить такое решение (или отказ) собственник может самостоятельно, представив документ, подтверждающий личность, или доверенность. Отказ, как и решение на изменение, должен быть оформлен в письменном виде, и может быть приобщен к делу в случае, если податель не согласен с решением администрации.

Как видите, процесс изменения ВРИ отнимает не менее двух месяцев, поэтому многие собственники стараются ускорить процесс. Сделать это сложно, но нет ничего невозможного. В первую очередь, можно ускорить процесс приемки документов и отправки по инстанциям – для этого надо тщательно собрать их по списку, и лучше сделать это с первого раза. При заполнении заявления также надо быть внимательным, а поводом для отказа в приеме может стать любое несоответствие в представленных сведениях (не допускаются опечатки, исправления, неправильные даты). Перед подачей документов лучше проконсультироваться с земельным юристом, который проверит документы и даст действенные рекомендации относительно того, как ускорить процесс.

Порядок изменения вида разрешенного использования земельного участка

  • Наименование органа местной власти, куда подают документы.
  • Сведения о владельце участка: полностью ФИО, постоянный адрес проживания.
  • Сжатые сведения об участке земли, с указанием категории и сведения о правообладании наделом.
  • Просьба об изменении кадастровых записей на участок и смену вида использования.
  • Пояснения, что разрешение соседей получено.
  • Число и дата составления. Подпись владельца участка.

Хотя как покажется, текст декларации схож с заявлением, но это совсем другой документ: заявление содержит просьбу, когда как декларация подается как уже полученное разрешение, то есть продолжение заявления на постановку на кадастровый учет нового вида участка.

Снижение кадастровой стоимости земельного участка путем смены вида разрешенного использования

Фактическим использованием здания (строения, сооружения) и нежилого помещения, предусматривающих размещение объектов, указанных в п. 1.3 Порядка, признается использование не менее 20% общей площади указанного здания (строения, сооружения), нежилого помещения для размещения офисов и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания (п. 1.5 Порядка).

Одним из важнейших факторов, которые определяют размер кадастровой стоимости участка земли, является вид его разрешенного использования (далее – ВРИ). Также непосредственно от ВРИ зависят возможности использования, находящегося в собственности или аренде участка. Например, какую хозяйственную деятельность можно вести, какие здание и постройки разрешено возводить на его территории.

Классификатор видов разрешенного использования земельных участков (ВРИ)

  • Участки должны иметь общую границу, то есть быть смежными. Каждая территория должна иметь план с уточнением границ и быть зарегистрированной в кадастре.
  • Земля должна соответствовать нормативам по максимально допустимой площади.
  • Участки должны находиться в одном кадастровом квартале, иметь одинаковую категорию земли и ВРИ.
  • Необходимо согласие собственников на объединение земель.

Четкой трактовки разрешенного использования земли в законе не приводится. Поэтому понятие выводится из анализа имеющихся законодательных положений. Разрешенное использование земельного участка – это характеристика земли, основанная на зонировании территории с целями назначения. Иными словами, вид разрешенного использования устанавливает функциональное назначение территории. Например, для строительства высотных домов.

Виды разрешенного использования земельного участка — классификатор в 2020 году

Классификаторы обычно не принимаются сами непосредственно в качестве отдельного документа, в российской законодательной практике они проходят стадию утверждения. Так и обсуждаемый классификатор утвержден приказом Минэкономразвития от 01.09.2014г. С момента утверждения документа в него уже вносились изменения, были внесены новые виды.

Согласно ст. 37 ГрК РФ ВРИ у каждого участка могут быть основные и условно разрешенные. Если ВРИ включен в список основных, для его получения потребуется только заявление и декларация, подаваемые в Росреестр. Также могут быть у участка и вспомогательные ВРИ. Вспомогательный ВРИ устанавливается в дополнение к основным и осуществляется совместно с ними. Его сменить также просто.

Классификатор видов разрешенного использования земельных участков

  • владелец, желающий приобрести разрешение для использования ЗУ, подпадающего под указанную категорию, должен направить запрос в письменном виде в адрес местной администрации;
  • затем проходят публичные слушания касательно данного вопроса с подготовкой аргументированного заключения;
  • при положительном ответе для владельца ЗУ подготавливают письменные рекомендации для использования его участка.

В отдельных случаях для нарушителя избирают и иные методы воздействия – повышение ставки налога до 1,3 % (по сравнению с положенными 0,3 %). Судебным решением некоторых нарушителей также лишают прав на землю. Определение меры наказания зависит от того, насколько тяжким является нарушение.

Бирючекосинский сельсовет

4. Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования при условии соблюдения требований технических регламентов и с учетом предельных параметров планируемого развития территории, установленных проектом планировки соответствующей территории.

5. Решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется, на другой вид такого использования, принимаются в соответствии с федеральными законами.