Изменения в земельном законодательстве с 1 января 2019 года в россии: С 1 января 2019 года вступает в силу Федеральный закон «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Содержание

С 1 января 2019 года вступает в силу Федеральный закон «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Версия для слабовидящих

Изменяется правовое регулирование земельных участков, расположенных на территории садоводческих, огороднических, дачных  некоммерческих объединений, а также объектов недвижимости, возведенных на них.

Виды земельных участков

Установлены такие виды земельных участков, как огородный, садовый и дачный, исключается понятие «дачный земельный участок».

При этом такие виды разрешенного использования земельных участков, как «садовый земельный участок», «для садоводства», «для ведения садоводства», «дачный земельный участок», «для ведения дачного хозяйства» и «для дачного строительства», содержащиеся в Едином государственном реестре (ЕГРН) и (или) указанные в правоустанавливающих или иных документах, считаются равнозначными. Земельные участки, в отношении которых установлены такие виды разрешенного использования будут являться садовыми земельными участками

.  

 Однако данные положения не распространяются на земельные участки с видом разрешенного использования «садоводство», предназначенные для осуществления садоводства, представляющего собой вид сельскохозяйственного производства, связанного с выращиванием многолетних плодовых и ягодных культур, винограда и иных многолетних культур.

В отношении огородного земельного участка предусмотрена равнозначность ранее установленных видов разрешенного использования земельных участков как «огородный земельный участок», «для огородничества» и «для ведения огородничества», содержащиеся в ЕГРН и (или) указанные в правоустанавливающих или иных документах. Земельные участки, в отношении которых установлены такие виды разрешенного использования, являются огородными земельными участками.

Что можно строить на огородном и садовом участке?

На огородном земельном участке возможно размещение хозяйственных построек, не являющихся объектами недвижимости и предназначенных для хранения инвентаря и урожая сельскохозяйственных культур.

На садовом земельном участке предусмотрена возможность возведения жилого дома, садового дома (нежилого здания сезонного использования, предназначенного для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их временным пребыванием в таком здании), хозяйственных построек (сараи, бани, теплицы, навесы, погреба, колодцы и другие сооружения и постройки), гаражей.

При этом объекты недвижимости, сведения о которых внесены в ЕГРН до 1 января 2019 года, признаются жилыми домами, если они имеют назначение «жилое», «жилое строение», садовыми домами, если они имеют назначение «нежилое», сезонное или вспомогательное использование, предназначенные для отдыха и временного пребывания людей, не являющиеся хозяйственными постройками и гаражами.

Переоформление ранее выданных документов (изменения в части наименований указанных объектов) не требуется. Данная замена может осуществляться по желанию их правообладателей.

Отнесение объектов недвижимого имущества с назначением «жилое», «жилое строение», расположенных на садовых и дачных земельных участках, к категории жилых домов позволит правообладателям таких объектов получить прописку в таких объектах (осуществить регистрационный учет по месту жительства).

Пресс-служба

Управления Росреестра по Красноярскому краю:

тел.: (391) 2-226-767, (391)2-226-756

е-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

сайт: https://www.rosreestr.ru

Страница «ВКонтакте» http://vk.com/to24.rosreestr

 

 

Банк данных исполнительных производств

Служба по государственной охране объектов культурного наследия


Государственная система правовой информации

Законодательное собрание красноярского края

Федеральный портал государственных услуг

Портал государственных услуг Красноярского края

Очередь в детские сады

Красноярский край официальный портал

  Общенациональная ассоциация Территориальное общественное самоуправлени.

РОСРЕЕСТР
Федеральная
служба
государственной
регистрации

Дорожная инспекция ОНФ / Карта убитых дорог

Активный гражданин

Культурное наследие нашего города и края

 

 

                 Администрация города Канска Красноярского края

                 663600, Красноярский край, г. Канск, ул. Ленина, 4/1

Телефоны: (39161) 3-30-50, (39161) 3-47-59                            

e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.                                        

                            

 

Перерасчет земельного налога при снижении кадастровой стоимости \ Акты, образцы, формы, договоры \ КонсультантПлюс

  • Главная
  • Правовые ресурсы
  • Подборки материалов
  • Перерасчет земельного налога при снижении кадастровой стоимости

Подборка наиболее важных документов по запросу Перерасчет земельного налога при снижении кадастровой стоимости (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

  • Кадастровый учет и регистрация прав:
  • Административная ответственность кадастрового инженера
  • Аренда обременение
  • Виды кадастровых карт
  • Внесение изменений в ЕГРН
  • Внесение сведений о ранее учтенном земельном участке
  • Ещё. ..
  • Земельный налог:
  • 18210606032041000110
  • 18210606033101000110
  • 18210606033131000110
  • 18210606033132100110
  • 3021280
  • Ещё…

Судебная практика: Перерасчет земельного налога при снижении кадастровой стоимости

Зарегистрируйтесь и получите пробный доступ к системе КонсультантПлюс бесплатно на 2 дня

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2020 год: Статья 391 «Порядок определения налоговой базы» главы 31 «Земельный налог» НК РФ
(Юридическая компания «TAXOLOGY»)Физическое лицо владело земельным участком в 2013 — 2016 годах, уплачивало земельный налог исходя из кадастровой стоимости участка. В декабре 2016 года уполномоченным органом были утверждены новые результаты кадастровой оценки участка, подлежащие применению для целей расчета земельного налога с 01.01.2017, кадастровая стоимость принадлежащего физическому лицу участка была уменьшена. Физическое лицо полагало, что вправе пересчитать подлежащий уплате за 2014 — 2016 годы земельный налог исходя из новой кадастровой стоимости на основании положений Федерального закона от 03.08.2018 N 334-ФЗ. ВС РФ указал на отсутствие правовых оснований для пересчета земельного налога, так как новые правила перерасчета земельного налога для физических лиц согласно п. п. 2 и 6 ст. 3 Федерального закона от 03.08.2018 N 334-ФЗ вступают в силу с 1 января 2019 года и подлежат применению к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в Единый государственный реестр недвижимости по основаниям с 1 января 2019 года, обратной силы данный Закон не имеет.

Зарегистрируйтесь и получите пробный доступ к системе КонсультантПлюс бесплатно на 2 дня

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2019 год: Статья 391 «Порядок определения налоговой базы» главы 31 «Земельный налог» НК РФ
(Юридическая компания «TAXOLOGY»)Индивидуальный предприниматель обратился в суд с требованием о признании незаконным решения инспекции о перерасчете земельного налога по налоговому уведомлению за 2016 год. Индивидуальный предприниматель полагал, что земельный налог за 2016 год должен исчисляться по кадастровой стоимости, которая была установлена постановлением от 14.12.2015, так как данным актом она была снижена. По мнению налогоплательщика, указанные акты должны иметь обратную силу, так как улучшают положение налогоплательщика. Суд признал требования предпринимателя необоснованными. Постановление не содержит специальных норм, прямо предусматривающих его обратную силу для целей налогообложения земельным налогом, данным постановлением последствия, оговоренные в п. п. 3 и 4 ст. 5 НК РФ, не установлены, оснований для применения в целях налогообложения указанного нормативного правового акта с момента его официального опубликования не имеется. Таким образом, принимая во внимание, что налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год, опубликованное 16.12.2015 постановление подлежит применению при исчислении земельного налога с 01.01.2017.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Перерасчет земельного налога при снижении кадастровой стоимости

Зарегистрируйтесь и получите пробный доступ к системе КонсультантПлюс бесплатно на 2 дня

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Изменения налогового законодательства с 1 января 2021 года
(Лермонтов Ю. М.)
(«Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет», 2021, N 1)С 2021 г. возможен перерасчет земельного налога или налога на имущество физических лиц за предыдущие налоговые периоды, если он связан с уменьшением кадастровой стоимости объекта налогообложения. Соответствующие поправки внесены в п. 1.1 ст. 391 и п. 2 ст. 403 НК РФ. Например, если кадастровая стоимость снизилась в связи с внесением изменений в акт об утверждении результатов ее определения, исправления ошибки либо установления кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.

Нормативные акты: Перерасчет земельного налога при снижении кадастровой стоимости

Россия радикально меняет налоговый ландшафт для компаний-разработчиков программного обеспечения

Россия вступила в 2021 год с несколькими серьезными изменениями в налоговом законодательстве, заслуживающими особого внимания. В частности, Россия ввела льготный налоговый режим для местных компаний-разработчиков программного обеспечения, но отменила освобождение от налога на добавленную стоимость (НДС) для лицензий на использование программного обеспечения для подавляющего большинства поставщиков-нерезидентов.

Уникальный в России режим НДС на электронные услуги (ESS) в сделках между компаниями (B2B) может быть ослаблен с возможным введением дополнительного налога на цифровые услуги (DST). Правила места поставки для целей НДС для трансграничных услуг также могут быть пересмотрены в течение нескольких лет, что потребует согласования на пространстве Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

В этой статье кратко рассматриваются эти изменения и связанные с ними разработки, затрагивающие отрасли программного обеспечения и электронной коммерции.

Льготный налоговый режим для отечественных компаний-разработчиков программного обеспечения

Для российских ИТ-компаний и разработчиков электронного оборудования новые правила снизят налог на прибыль с 20% до 3%, а отчисления на социальное страхование с 14% до 7,6%.

Данный льготный режим осуществляется при соблюдении ряда условий, которые многие участники рынка могут не выполнить. Для применения пониженных ставок налога на прибыль и социальных отчислений российские компании должны одновременно выполнять следующие условия:

  • Аккредитация в качестве ИТ-организации: действующие правила аккредитации просты и не накладывают ограничений на иностранное участие в российской компании, претендующей на аккредитацию. Таким образом, российские дочерние компании иностранных компаний могли пользоваться льготным налоговым режимом. Аналогичные требования предъявляются к разработчикам электронного оборудования. Они должны быть включены в специальный реестр, который ведет Минпромторг России. Как и в случае с ИТ-компаниями, ограничений на иностранное участие в российских компаниях, подающих заявки на аккредитацию, нет.
  • Численность: должен быть штат не менее семи сотрудников.
  • Структура доходов: не менее 90% доходов компании должно быть получено от продажи программного обеспечения, разработанного этой компанией, предоставления сопутствующих услуг или проектирования и разработки электронного оборудования.

Доходы от предоставления доступа к рекламе и программному обеспечению онлайн-рынка не считаются доходом от соответствующей деятельности в области ИТ. Таким образом, льготный налоговый режим недоступен онлайн-агрегаторам, операторам поисковых систем, социальным сетям, стриминговым сервисам или многим распространителям программного обеспечения.

Чрезвычайно важно тщательно проанализировать целевую бизнес-модель, структуру доходов и предполагаемые линейки услуг/продуктов, чтобы вписаться в корзину квалифицированных услуг и оценить потенциальные слабые места.

После этих законодательных изменений резко увеличилось количество заявок на аккредитацию ИТ-организаций. В этом контексте любая реструктуризация, например, фактическое выделение собственной ИТ-функции в отдельное юридическое лицо, которое будет пользоваться льготным налоговым режимом, должна быть проверена в соответствии с установленными законом общими правилами предотвращения уклонения от уплаты налогов и соответствующими судебными решениями. доктрины (например, доктрины деловой цели и необоснованных налоговых льгот).

Отмена освобождения от НДС лицензий на программное обеспечение

Освобождение от НДС в 2008 году лицензий на программное обеспечение и базы данных будет существенно ограничено. Исключение будет распространяться только на ПО и базы данных, включенные в Национальный реестр ПО России, и не будет доступно для иностранных поставщиков ПО. Также освобождение не распространяется на предоставление доступа к рекламе и программному обеспечению онлайн-рынка.

Данное существенное изменение может негативно сказаться на прибыльности иностранных ИТ-компаний на российском рынке. В зависимости от обстоятельств может потребоваться пересмотр текущих цен и существующих контрактов на поставку программного обеспечения и сопутствующих услуг.

Отмененная льгота может оказать наибольшее влияние на продажи иностранного программного обеспечения клиентам, которые могут не возмещать «входной» НДС: физическим лицам и компаниям с освобожденной от НДС выручкой, например, предприятиям финансового сектора, малым и средним предприятиям (МСП), применяющих специальные налоговые режимы.

Сектор здравоохранения также пострадал. Многие иностранные поставщики лицензионного программного обеспечения (и его обновлений), устанавливаемого на медицинское оборудование, ввозимое в Россию без НДС, теперь должны взимать 20% НДС со своих лицензионных сборов. Однако можно зарегистрировать медицинское программное обеспечение в качестве медицинского устройства, которое потенциально может иметь статус освобожденного от НДС. В то же время еще предстоит выяснить, как регулятор и российские суды разрешат противоречие между ранее установленным законодательством освобождением от НДС медицинских изделий и правилом 2021 года, отменяющим освобождение от НДС лицензий на использование программного обеспечения.

Существующая льгота по НДС для лицензий на патенты и ноу-хау остается неизменной и по-прежнему доступна как российским, так и иностранным компаниям.

Единый режим НДС для ЭСС B2B и ожидаемые изменения

Начиная с 2019 года (режим НДС для ЭСС B2C вступил в силу в 2017 году) иностранные поставщики электронных услуг российским компаниям и индивидуальным предпринимателям должны зарегистрироваться для целей российского налогообложения, собирать, самостоятельно отчитываться и перечислять НДС в российских рублях в бюджет РФ. Порогов для этой обязательной налоговой регистрации нет. Технически, если иностранный поставщик имеет хотя бы одну незначительную сделку с компонентом ESS только с одним российским клиентом (включая российское аффилированное лицо поставщика), он должен быть поставлен на налоговый учет в России.

Соблюдение российского режима ЕСС является обременительным и предполагает инвестиции в значительную адаптацию систем планирования ресурсов предприятия и необходимые консультации по юридическим, налоговым и бухгалтерским вопросам, что в целом не способствует повышению эффективности бизнес-процессов группы.

В отличие от многих европейских юрисдикций, в России нет отдельной регистрации плательщика НДС. Иностранные организации, которые регистрируются в России для соблюдения режима НДС по ЕСС, также считаются зарегистрированными для других целей налогообложения. Для многих иностранных поставщиков такая регистрация и соблюдение требований требуют значительных дополнительных затрат и рисков. По этой же причине многие игроки рынка решили не «продавать» в Россию.

24 апреля 2019 г. ФНС России выпустила юридически необязывающую инструкцию, которая по сути «разрешила» параллельное использование «старых» правил ЭСС в сделках В2В с 1 января 2019 г. Формально, полагаясь Как новый режим, так и подход, изложенный в письме, сопряжены с дополнительными рисками для бизнеса, включая 10-процентный штраф с оборота за отсутствие необходимой регистрации. Некоторые российские клиенты даже отказываются приобретать ESS у незарегистрированных поставщиков ESS.

В целом новый режим привел к еще большим потрясениям в бизнесе и вряд ли способствовал улучшению инвестиционного климата в России.

Многие зарубежные бизнес-ассоциации сейчас активно обсуждают границы целевого регулирования В2В ЭСС с ФНС. Регулирующий орган предварительно согласился исключить внутрифирменные операции из режима. Ключевой открытый вопрос повестки дня заключается в том, согласится ли регулятор также ввести порог налоговой регистрации, основанный на значимом минимальном количестве российских «бизнес-клиентов» конкретного поставщика.

Пока неясно, насколько далеко готово пойти российское правительство, чтобы смягчить непопулярный режим ЕСС и в то же время обеспечить максимальные результаты сбора НДС в бюджет (в основном в отношении операций с российскими МСП, которые, возможно, никогда не подлежат проверке российскими налоговыми органами).

Нерезидентные ИТ/программные компании могут быть обязаны открывать представительства в России соответствие иностранных ИТ-компаний российскому законодательству и их присутствие в России». Ожидается, что законопроект будет опубликован в ближайшее время. Пока неясно, какие компании будут затронуты и будет ли достаточно «виртуального представительства» для предполагаемого соответствия (например, для получения официальных сообщений от российских регулирующих органов).

Последствия такой инициативы могут быть слишком далеко идущими и могут негативно сказаться на ИТ-компаниях-нерезидентах, ведущих бизнес в России. Взаимодействие с российским режимом НДС на ЕСС еще предстоит определить.

Также возможно, что, с точки зрения российского налогового законодательства, наличие местного представительства могло бы потенциально способствовать взысканию оборотных штрафов за непостановку на налоговый учет по режиму НДС по ЕСС.

В долгосрочной перспективе такая регистрация может также способствовать более тесной связи предприятий-нерезидентов с российской налоговой юрисдикцией, будь то в целях признания цифрового постоянного представительства или предоставления России более широких аудиторских и налоговых прав на основе правил быть развитым.

Воздействие такой инициативы должно быть тщательно оценено среди других факторов для целей структурирования в России.

Правила места поставки для трансграничных операций с услугами

В настоящее время российские правила места поставки для целей НДС не согласованы с правилами ЕС. За исключением некоторых ограниченных категорий услуг (включая ESS, разработку программного обеспечения, ИТ-консалтинг), местом предоставления трансграничных услуг по умолчанию считается юрисдикция резидентства поставщика.

Это несоответствие приводит к многочисленным спорам между договаривающимися сторонами в отношении российского НДС на трансграничные услуги с элементом ЕСС. Цены на последние могут не устанавливаться отдельно, и часто бывает трудно определить, следует ли их считать вспомогательными по отношению к другим услугам и следовать ли они по месту их предоставления. В законодательных правилах или нормативных указаниях нет четкого порога. Прецедентное право также ограничено по этим вопросам, что создает значительный уровень неопределенности для бизнеса.

Гармонизация правил места поставки с Директивой ЕС по НДС, возможно, могла бы решить проблему различного отношения к ESS и не ESS в договорах на смешанные услуги с российскими клиентами.

Недавно Минфин России объявил, что в своей опубликованной налоговой политике на 2021–2023 годы может пересмотреть правила места поставки по принципу страны проживания клиента. Россия является импортоориентированной юрисдикцией, в том числе в отношении услуг. Таким образом, в целом в результате возможных изменений он, скорее всего, получит больше поступлений НДС в свой федеральный бюджет.

Однако последствия таких радикальных изменений требуют тщательной оценки, основанной на результатах макроэкономического анализа и информации, полученной от различных государственных органов и бизнеса. Для некоторых секторов экономики, например финансового, банковского, МСП, образования и здравоохранения, может потребоваться разработка специальных правил. Большинство участников рынка в этих сегментах не являются плательщиками НДС: любой дополнительный невозмещаемый НДС может привести к неблагоприятным последствиям для таких предприятий.

Также целевое регулирование необходимо согласовать с наднациональными правилами места поставки в ЕАЭС, куда входят Россия, Казахстан, Киргизия, Армения и Беларусь. Недавно эти правила были скорректированы для соответствия российскому режиму НДС в отношении ЭСС B2B.

В целом любые изменения в договорной модели и ценообразовании трансграничных услуг с российскими заказчиками также должны быть перепроверены с точки зрения ЕАЭС.

Соответствующие законодательные инициативы

В ожидании глобального консенсуса по первому компоненту ОЭСР Россия рассматривает вопрос о введении налога на летнее время в дополнение к НДС на ЕСС; такое предложение Минфин уже озвучивал в 2019 году. Вероятные параметры потенциального ДСТ не разглашаются, и пока российский ДСТ остается лишь потенциальной перспективной разработкой.

Россия также уделяет пристальное внимание новым правилам ЕС по налогообложению НДС офшорных ритейлеров и торговых площадок в отношении трансграничных онлайн-продаж материальных товаров. Хотя в России пока нет соответствующего законопроекта об НДС, российские таможенные органы в настоящее время тестируют экспериментальный режим, позволяющий крупным зарубежным торговым площадкам взимать российские таможенные пошлины сверх розничных цен на товары. Если результаты эксперимента окажутся успешными, это может ускорить принятие требований ЕС по НДС для иностранных ритейлеров и торговых площадок.

Этот столбец не обязательно отражает мнение The Bureau of National Affairs, Inc. или его владельцев.

Арсений Сеидов является налоговым партнером Baker McKenzie в Москве. Он также возглавляет рабочую группу по налогообложению электронной коммерции в Ассоциации европейского бизнеса и рабочую группу по налогообложению цифровой экономики в Американской торговой палате в России, где также является членом совета директоров.

С автором можно связаться по адресу [email protected]

Изменение климата изменит Россию

13 января 2021 г.

Когда американские политики размышляют о траектории развития России, они, как правило, сосредотачиваются на лидерстве и продолжительности жизни президента Владимира Путина и характере его режима, на растущих авторитарных тенденциях Кремля внутри страны и отравлении оппозиционных деятелей, на Российский ядерный арсенал и кибервозможности, или о проецировании Россией власти за рубежом, от вмешательства в выборы до военных интервенций на Украине и в Сирии. Изменение климата редко попадает в шорт-лист. Тем не менее именно изменение климата, равно как и любой другой политик или набор политических мер, окажет сильнейшее влияние на стратегическое будущее России, изменяя ее политику, экономику и общество на десятилетия вперед.

Россия нагревается в 2,5 раза быстрее, чем остальной мир. В 2020 году в регионах по всей России наблюдались самые высокие температуры за всю историю наблюдений, что привело к лесным пожарам, охватившим площадь размером с Грецию и выбрасывающим в атмосферу на треть больше углекислого газа, чем в 2019 году (на российские леса приходится пятая часть всего мира). Внезапные наводнения в Сибири уничтожили целые деревни и вытеснили тысячи жителей. В 2020 году снежный покров был на рекордно низком уровне, а площадь арктического морского льда сократилась до второго наименьшего значения за более чем 40 лет.

Вечная мерзлота, покрывающая почти две трети территории России, быстро тает. Более резкие циклы замерзания-оттаивания в недрах разрушают городскую инфраструктуру в арктических городах России, где проживает более 2 миллионов человек, и представляют растущую опасность для 200 000 километров российских нефте- и газопроводов, не говоря уже о тысячах миль автомобильных и железных дорог.

линии, соединяющие одни из самых широких рек России. Таяние вечной мерзлоты недавно разрушило резервуар для хранения дизельного топлива недалеко от арктического города Норильска, вылив 21 000 тонн дизельного топлива в реку Амбарная и прилегающие недра. Это было связано со вспышками сибирской язвы и открытием обширных метановых кратеров. При нынешней скорости оттаивания — примерно 1 градус Цельсия в десятилетие — слой вечной мерзлоты в России полностью перестанет промерзать через три десятилетия. Это может привести к потенциально катастрофическим разовым выбросам углерода в атмосферу, что уже не будет проблемой только России. Согласно одному исследованию, от 30 до 9Сокращение приповерхностной вечной мерзлоты на 9 процентов приведет к выбросу в атмосферу дополнительно от 10 до 240 миллиардов тонн углерода и метана и к 2100 году потенциально поставит земной шар «на грань». Россия уже является четвертым по величине источником выбросов парниковых газов с учетом на 4,6 процента всех глобальных выбросов. Его выбросы на душу населения являются одними из самых высоких в мире: на 53% выше, чем в Китае, и на 79% выше, чем в Европейском союзе.

Ожидается, что резкие изменения глобальных погодных условий, ускоренные потеплением арктических вод и сокращением ледяного покрова, увеличат засухи в богатых южных сельскохозяйственных регионах России, включающих Ставрополь и Ростов. Это может создать риски для продовольственной безопасности и поставить под угрозу основной российский экспорт: пшеницу. Хотя изменение климата приведет к расширению пахотных земель в России в ее северных широтах, верхний слой почвы на севере, как правило, тоньше и кислее, чем в наиболее продуктивных южных регионах России, и не компенсирует потери. Фактически, в 2017 году площадь пахотных земель сократилась более чем наполовину и составила всего 120 000 акров. В июне этого года региональные власти в Стравополе, одном из крупнейших регионов России, занимающихся выращиванием пшеницы, прогнозировали значительное снижение урожая пшеницы на 40 процентов в 2020 году в результате засухи. Это также имеет глобальные последствия: Россия является ключевым звеном глобальных продовольственных цепочек, на ее долю приходится 20 процентов мирового экспорта пшеницы, поэтому изменение климата в российском сельскохозяйственном производстве будет иметь серьезные последствия далеко за пределами России и бюджетной казны. По мере того, как сельское хозяйство смещается на север, ученые обеспокоены тем, что возделывание богатых углеродом почв создаст отдельную петлю обратной связи по углероду и ускорит глобальное потепление.

Экономика изменения климата в России

Угроза российской экономике от изменения климата двояка. По данным Счетной палаты России, рост засух, наводнений, лесных пожаров, повреждений вечной мерзлоты и болезней может привести к снижению ВВП на 3 процента в год в следующем десятилетии. По словам заместителя министра по развитию Дальнего Востока и Арктики Александра Крутикова, только климатический ущерб зданиям и инфраструктуре может стоить России до 9 триллионов рублей (99 миллиардов долларов) к 2050 году.

Между тем, чрезмерная зависимость России от добычи углеводородов представляет собой очевидную уязвимость, поскольку мир смещается в сторону низкоуглеродных источников энергии и углеродной нейтральности. Природный газ и арктический сжиженный природный газ могут служить мостом для России в будущее с меньшим выбросом углерода, но ожидается, что мировой спрос на газ резко снизится к середине века. Федеральная политика России по принципу «сверху вниз» решительно отдает предпочтение управляемым государством промышленным нефтегазовым гигантам. Хотя Россия обладает огромным потенциалом в качестве источника возобновляемой энергии, доля возобновляемых источников энергии в энергетическом балансе России незначительна — менее 0,1 процента для ветра, солнца и геотермальной энергии — и нет четких планов по значительным инвестициям в их рост. Нынешние стратегические документы также не предусматривают значительного роста производства атомной и гидроэнергетики, которые в настоящее время составляют 36 процентов от общего объема производства электроэнергии в России, но согласно текущим планам к 2050 году их доля возрастет только до 43 процентов (чтобы ограничить глобальное потепление 1,5 градусами Цельсия, возобновляемые источники энергии должны к 2050 году будет производить 70-85 процентов мировой электроэнергии. )

Как реагирует российское правительство?

Климатическая политика России на федеральном и региональном уровнях находится в зачаточном состоянии, и ей препятствуют ограниченные бюджеты. Необходимость реагировать на большее количество экологических катастроф меньшими средствами становится все более серьезной причиной разногласий между региональными правительствами и Москвой. Ожидаемое увеличение числа экстремальных погодных явлений и деградации инфраструктуры требует упреждающего планирования и значительных долгосрочных инвестиций в модернизацию и повышение устойчивости инфраструктуры, управление лесным хозяйством и другие адаптивные меры, но региональные правительства хронически испытывают нехватку ресурсов и большие долги (некоторые регионы начали обанкротиться). Сокращение международного спроса на углеводороды приведет к дальнейшему ограничению федерального бюджета, поскольку материальные затраты на изменение климата начнут расти по параболе. Сокращению бюджета способствуют хроническая коррупция и неэффективное управление государственной службой — проблемы, которые, в отличие от изменения климата, занимают центральное место в сознании россиян с политической точки зрения. Вся эта динамика подпитывает очень публичную игру между региональной политической элитой, бизнесом и федеральными властями по поводу того, кто несет финансовую и моральную ответственность за управление последствиями изменения климата.

Сам Путин неоднозначно высказался о глобальном потеплении, впервые признав только в октябре 2019 года, что глобальное потепление является результатом деятельности человека, но всего через месяц поставил под сомнение перспективы глобального перехода к возобновляемым источникам энергии, заявив , «Когда продвигаются эти идеи о сокращении производства энергии до нуля или опоре только на солнечную или ветровую энергию, я думаю, что человечество может снова оказаться в пещерах просто потому, что оно ничего не потребляет».

Несмотря на то, что все больше официальных лиц выражает обеспокоенность экономическими последствиями изменения климата для России, преобладает точка зрения пассивной покорности или необоснованного оптимизма. Некоторые официальные лица признают реальность изменения климата, но утверждают, что Россия не в силах решить эту проблему, и поэтому Россия должна извлекать доход из своих богатейших углеводородных ресурсов, пока существует глобальный спрос. Другие считают, что Россия получит экономическую выгоду от более высоких температур за счет увеличения пахотных земель и более широкого использования Северного морского пути для коммерческого судоходства. — неподтвержденный устойчивый коммерческий интерес к арктическому судоходному маршруту.

Эта политическая амбивалентность воплощена в подходе России к Парижскому соглашению по климату. Россия подписала соглашение в 2019 году, явно осознавая угрозу, но поскольку она использовала в качестве точки отсчета 1990 год, год, когда страна еще была частью Советского Союза и выбросила почти 2,4 миллиарда тонн углерода, Россия может эффективно увеличить свои выбросы в течение следующего десятилетия и по-прежнему достичь своей цели по сокращению на 30 процентов. Согласно стратегическому документу Минэкономразвития, опубликованному в марте 2020 года, выбросы в России будут расти в течение следующего десятилетия9.0003

Законодательство, принятое в 2019 году в рамках ратификации Россией Парижского соглашения, должно было установить квоты на выбросы и цены на выбросы углерода, но лоббистские усилия влиятельного Российского союза промышленников и предпринимателей значительно размыли законопроект, что привело к более слабым положениям об отчетности по выбросам и отмене национальной системы торговли выбросами углерода и штрафов для загрязнителей.

Как реагирует российское общество?

Окружающая среда на первом месте для россиян. Согласно опросу, проведенному независимым Левада-центром в январе 2020 года, деградация окружающей среды была названа самой большой угрозой для человечества в двадцать первом веке (48 процентов), за ней следуют международный терроризм (42 процента) и войны (37 процентов). Из экологических проблем России респонденты назвали загрязнение воздуха наиболее важным за год, когда были установлены новые рекорды по количеству случаев опасного качества воздуха в России, отчасти из-за лесных пожаров и промышленного загрязнения.

Тем не менее, неотложность местных экологических проблем в России — от загрязнения воздуха до практики обращения с отходами и лесных пожаров — не привела к более широкому опасению глобального потепления или активности по изменению государственной политики. Опрос Ipsos, проведенный в апреле 2020 года, показал, что только 13 процентов россиян считают климат самой важной экологической проблемой, стоящей перед их страной, что значительно ниже среднемирового показателя в 37 процентов. Россияне также были относительно менее обеспокоены будущими источниками энергии и выбором и имели самый низкий общий уровень поддержки действий правительства по борьбе с изменением климата. Одним из факторов, способствующих этому кажущемуся противоречию, вероятно, является сужение российского гражданского пространства. Введение законов об «иностранных агентах» опустошило экологические неправительственные организации (НПО) в России и заглушило голоса, бьющие тревогу по поводу глобального потепления. Общественная поддержка экологических НПО в последние годы снизилась, несмотря на то, что все больше россиян готовы протестовать против местных экологических проблем.

Экономические реалии тоже вносят свою лепту. Годы вялого экономического роста, двойной шок от Covid-19 и низких цен на нефть, а также скупой подход к фискальным стимулам уменьшили благосостояние среднего россиянина. Кремль уделяет первоочередное внимание стимулированию экономики за счет форсирования своей углеводородной и промышленной модели. Для многих россиян, которые только сводят концы с концами в финансовом отношении, такие проблемы, как рост цен, безработица и неравенство, вытесняют беспокойство по поводу изменения климата.

Несмотря на более репрессивный политический климат, в последние годы наблюдается всплеск протестов, связанных с защитой окружающей среды. В апреле 2019 г.Тысячи людей вышли в арктическом районе Архангельска, чтобы выразить протест против строительства нового полигона для отходов московских аэростатов. Тем летом более 2000 человек вышли в уральском городе Екатеринбурге, чтобы выразить протест против строительства церкви в одном из немногих оставшихся зеленых насаждений города. Совсем недавно в Башторстане на Южном Урале в России вспыхнули протесты из-за планов местной компании добывать редкий известняковый холм, который местные жители считают священным.

В целом ландшафт экологического активизма в России более изменчив и децентрализован, чем на Западе, при этом неформальные группы протеста возникают вокруг конкретных местных проблем, а затем рассеиваются. Но хотя протесты носили локальный характер, не случайно российские арктические, сибирские и дальневосточные регионы, где будут сосредоточены последствия изменения климата, также несут на себе основную тяжесть хронической экономической отсталости. Важно отметить, что эти же регионы традиционно более независимо мыслят политически и меньше поддерживают инициативы, поддерживаемые Кремлем.

В Россию грядут внешние перемены

Хотя многие российские официальные лица будут продолжать подчеркивать экономические возможности изменения климата и преуменьшать его последствия для России, они все больше обеспокоены радикальными изменениями, вносимыми в климатическую политику основных экспортных рынков, особенно Европейского Союза с его амбициозными планами. к Новому зеленому соглашению и цели достижения углеродной нейтральности к 2050 году. План ЕС по введению налога на корректировку углеродных границ, который в базовом сценарии обойдется российским экспортерам в 33 миллиарда евро к 2030 году, заставил российские фирмы столкнуться с реальностью глобального переход к низкоуглеродному развитию и рост стоимости их выбросов. Тем временем Китай пообещал стать углеродно-нейтральным к 2060 году. Новая экономическая реальность набирает обороты: в декабре 2020 года заместитель министра финансов Владимир Колычев признал, что мировой пик спроса на нефть, возможно, прошел, и указал, что его министерство готовится к расширенному сокращению бюджета. доходов (примерно треть доходов федерального бюджета приходится на продажу нефти и газа).

Российское энергетическое и промышленное лобби по-прежнему влиятельно выступает против квот на выбросы углерода и является основной причиной стагнации внутренней климатической политики, но растущее число российских компаний, в том числе некоторые производители углеводородов, такие как «Новатэк», и более известные на международном рынке фирмы, такие как «Лукойл», опережая правительство в сокращении выбросов и решении вопросов устойчивого развития. Их подтолкнули международные финансовые учреждения и растущие требования инвесторов к экологическим, социальным и управленческим показателям (ESG). Некоторые из крупнейших российских компаний вкладывают значительные средства в улучшение своего рейтинга в области устойчивого развития, поскольку низкие баллы бьют по карману других. В 2020 году «Полюс», крупнейший производитель золота в России, и «Новатэк» получили рейтинг ESG «А», опередив многих конкурентов по отрасли.

Смена уже поступила

Изменение климата будет по-прежнему вызывать изменения в России, независимо от того, признают это ее лидеры или нет. Самый немедленный и значительный толчок к изменениям в России будет исходить извне, поскольку основные экспортные рынки энергии ускорят свою политику в области охраны окружающей среды. Это представляет собой экзистенциальную угрозу для российской экономической модели экспорта углеводородов и полезных ископаемых, угрозу, усугубленную годами слабого внутреннего роста и подавлением глобальной экономики пандемией. Но изменения также происходят изнутри, поскольку связанные с климатом экологические бедствия берут свое, а скудные государственные ресурсы не в состоянии справиться с растущей частотой и масштабами разрушения инфраструктуры, лесными пожарами, местным загрязнением и другими проблемами, связанными с климатом, что подпитывает протесты и увеличивает напряженность между губернаторами регионов и Москвой. Российская Арктика, в частности, станет примером того, как взаимодействуют изменение климата, региональная политическая динамика и экономические амбиции России, поскольку бизнесмены, региональные чиновники и федеральные министры, в том числе ключевые члены ближнего круга Кремля, борются за развитие государства. ресурсы, но отложить ответственность за финансирование восстановления после стихийных бедствий и устойчивости к изменению климата. Наши исследования и анализ должны определить, как изменение климата и климатическая политика — как внутри страны, так и за ее пределами — повлияют на будущее России, и как в ближайшем будущем Кремль и его экономика, основанная на экспорте ископаемого топлива, отреагируют — или не отреагируют.

Сайрус Ньюлин — научный сотрудник программы «Европа, Россия и Евразия» в Центре стратегических и международных исследований (CSIS) в Вашингтоне, округ Колумбия. Хизер А. Конли — старший вице-президент по Европе, Евразии и Арктике и директор программы CSIS для Европы, России и Евразии.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *