Гк рф статья 23 предпринимательская деятельность: Прокурор разъясняет — Прокуратура Владимирской области

Содержание

Статья 23 ГК РФ и комментарии к ней

1. Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
2. Пункт утратил силу с 1 марта 2013 года — Федеральный закон от 30 декабря 2012 года N 302-ФЗ.

3. К предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила настоящего Кодекса, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения.

4. Гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица с нарушением требований пункта 1 настоящей статьи, не вправе ссылаться в отношении заключенных им при этом сделок на то, что он не является предпринимателем. Суд может применить к таким сделкам правила настоящего Кодекса об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

5. Граждане вправе заниматься производственной или иной хозяйственной деятельностью в области сельского хозяйства без образования юридического лица на основе соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства, заключенного в соответствии с законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.

Главой крестьянского (фермерского) хозяйства может быть гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя.

Комментарий к статье 23 ГК РФ

1. В комментируемой статье отражена специфика правового статуса граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (ст. ст. 1, 2 ГК). Такой гражданин именуется индивидуальным предпринимателем. Он выступает в гражданском обороте от своего собственного имени и отвечает по долгам от предпринимательской деятельности всем своим имуществом (ст. 24 ГК).

В комментируемой статье нет указания на возраст, позволяющий гражданину заниматься предпринимательской деятельностью. Поэтому начинать предпринимательскую деятельность гражданин может по достижении возраста, установленного ст. 21 ГК, т.е. при наступлении полной дееспособности, либо ранее — в случае эмансипации, предусмотренной ст. 27 ГК.

Предпринимательская деятельность гражданина подлежит государственной регистрации. Право заниматься предпринимательской деятельностью возникает с момента государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя. Государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется соответствующим регистрирующим органом по месту его жительства.

Порядок регистрации определяется Законом о государственной регистрации и Федеральным законом от 23.12.2003 N 185-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования процедуры государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» <1>, которым введены в действие изменения в НК в части осуществления постановки на учет (см. Постановление Правительства РФ от 26.02.2004 N 110 (в ред. 30.12.2005) <2> и письмо МНС России от 29. 12.2003 N ММ-6-09/1384 <3>). Государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется соответствующим регистрирующим органом по месту его жительства.

———————————
<1> СЗ РФ. 2003. N 52 (ч. 1). Ст. 5037.
<2> СЗ РФ. 2004. N 10. Ст. 864; 2005. N 51. Ст. 5546; 2006. N 3. Ст. 297.
<3> Налогообложение. 2004. N 1.

К предпринимательской деятельности индивидуальных предпринимателей согласно п. 3 комментируемой статьи соответственно применяются правила ГК, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями.

Употребленный в п. 3 термин «соответственно» означает, что к деятельности индивидуальных предпринимателей применимы все нормы, регулирующие коммерческую деятельность юридических лиц, кроме тех, которые обусловлены существом правоотношения, спецификой того или иного юридического лица, а также в случаях, когда применительно к индивидуальным предпринимателям законом, иным правовым актом не предусмотрено иное решение вопроса. Например, к индивидуальным предпринимателям неприменимы нормы о ликвидации юридических лиц. ВАС РФ в информационном письме от 13.01.2000 N 50 <1> разъяснил, что нормы ГК о ликвидации юридических лиц неприменимы к индивидуальным предпринимателям в силу особенностей их правового положения. Кроме того, законодательством (Закон РСФСР «О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и порядке их регистрации», Положение о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности) установлено, что деятельность индивидуальных предпринимателей прекращается в случае аннулирования свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя.

———————————
<1> ВВАС РФ. 2000. N 3.

Предприниматель, так же как и юридическое лицо, вправе осуществлять любые виды деятельности, кроме тех, которые запрещены законом.

2. Согласно п. 4 комментируемой статьи отсутствие государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя не создает для него права ссылаться на невозможность применения к нему норм о сделках, опосредующих предпринимательскую деятельность, если по существу такая сделка носит предпринимательский характер. Данная норма охраняет интересы контрагентов такого гражданина. Применительно к обязательствам в области предпринимательской деятельности ГК содержит ряд правил, которые предъявляют более жесткие требования к отношениям, связанным с предпринимательской деятельностью, чем к иным отношениям. Специфика предпринимательской деятельности отражена, в частности, в ст. 184, 310, 315, 322, 400, 401, 426, 428 ГК.

Вопрос о возможности применения к сделкам, заключенным гражданином, не зарегистрировавшим себя в качестве индивидуального предпринимателя, правил ГК об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, решается судом.

В соответствии со ст. 27 АПК к подведомственности арбитражных судов отнесены как споры с участием индивидуальных предпринимателей, так и в случаях, предусмотренных непосредственно АПК и федеральными законами, споры с участием граждан, не зарегистрированных в качестве предпринимателей, но осуществляющих предпринимательскую деятельность. В этой связи требуется уточнение позиции ВАС РФ и ВС РФ, высказанной в Постановлении Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 6/8, согласно которому все споры с участием таких граждан отнесены к ведению судов общей юрисдикции.

При разрешении таких споров могут быть применены положения ГК об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (п. 4 комментируемой статьи).

3. В соответствии с ГК индивидуальный предприниматель вправе заключать трудовые соглашения, т.е. использовать наемный труд при осуществлении предпринимательской деятельности. Ранее действовавшее законодательство содержало прямой запрет такого рода отношений между гражданином-предпринимателем и другими гражданами. Их отношения могли строиться только на условиях гражданско-правового договора подряда.

Право индивидуального предпринимателя нанимать работников на условиях трудовых договоров вытекает из нормы п. 3 ст. 25 ГК.

4. Пункт 2 ст. 23 ГК внес существенные изменения в правовой статус крестьянского (фермерского) хозяйства. В соответствии с Законом РСФСР от 22.11.1990 N 348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» <1> крестьянское хозяйство после регистрации приобретало статус юридического лица. По ГК крестьянское хозяйство осуществляет свою деятельность без образования юридического лица. С 1 января 1995 г. крестьянские хозяйства не могут быть созданы со статусом юридического лица. Среди юридических лиц, которым посвящена гл. 4 ГК, они не значатся.

———————————
<1> Ведомости РСФСР. 1990. N 26. Ст. 324; СЗ РФ. 2003. N 24. Ст. 2249. Утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ.

В качестве предпринимателя в ГК назван глава крестьянского хозяйства, так как он совершает сделки по распоряжению имуществом хозяйства, представляет его интересы во взаимоотношениях с другими предпринимателями, государственными и муниципальными органами, общественными организациями. Однако государственной регистрации подлежит крестьянское (фермерское) хозяйство, а не его глава. В учредительных документах должны быть названы все члены крестьянского (фермерского) хозяйства, в том числе и его глава. Крестьянское хозяйство — совокупный предприниматель, имущество которого принадлежит его членам на праве общей совместной собственности, если законом и договором между ними не установлено иное (ст. 257 ГК). К предпринимательской деятельности фермерского хозяйства, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила гражданского законодательства, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из федерального закона, иных нормативных правовых актов РФ или существа правовых отношений.

Крестьянским (фермерским) хозяйствам, созданным до введения в действие части первой ГК, необходимо было решить вопрос об организационно-правовых формах, в которых они продолжат свою деятельность. Возможны были два варианта решения: 1) крестьянское хозяйство переходит на статус индивидуального предпринимателя; 2) крестьянское хозяйство преобразуется в одну из организационно-правовых форм коммерческих организаций, которые предусмотрены гл. 4 ГК, т.е. в хозяйственное товарищество или производственный кооператив (см. коммент. к ст. 259). Статья 7 Вводного закона предусматривает необходимость регистрации изменений правового статуса крестьянских хозяйств в связи с его приведением в соответствие с нормами части первой ГК. Очевидно, что такие преобразования должны быть произведены до 1 января 2010 г., так как Законом о фермерском хозяйстве предусматривается, что крестьянские (фермерские) хозяйства, которые созданы как юридические лица в соответствии с Законом РСФСР от 22.11.1990 N 348-1, вправе сохранить статус юридического лица на период до 1 января 2010 г.

На такие крестьянские (фермерские) хозяйства нормы Закона о фермерском хозяйстве, а также нормы иных нормативных правовых актов РФ, регулирующих деятельность крестьянских (фермерских) хозяйств, распространяются постольку, поскольку иное не вытекает из федерального закона, иных нормативных правовых актов РФ или существа правоотношения.

Другой комментарий к статье 23 Гражданского Кодекса РФ

1. Понятие предпринимательской деятельности содержится в ст. 2 ГК РФ. Ею признается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Заниматься указанной деятельностью гражданин вправе с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Такая регистрация осуществляется по правилам, установленным Законом о регистрации юридических лиц. В ст. 1 этого Закона дается понятие государственной регистрации, которое содержит следующие признаки:

1) это государственный акт, осуществляемый налоговыми органами;

2) это акт, имеющий правообразующее значение — с момента регистрации гражданин приобретает статус индивидуального предпринимателя;

3) это акт публичный, т.е. государственная регистрация осуществляется посредством внесения соответствующих сведений в государственный реестр, который открыт для получения информации об индивидуальных предпринимателях третьими лицами <1>.

———————————
<1> Более подробно см.: Комментарий к Федеральному закону «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» / Под ред. Б. М. Гонгало, П.В. Крашенинникова. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Статут, 2006. С. 32 — 33, 37 — 39, 42 — 56.

Непосредственно о государственной регистрации индивидуальных предпринимателей говорится в ст. ст. 22.1 — 22.3, входящих в гл. VII.1 указанного Закона. В основном здесь сосредоточены нормы юридико-технического характера (нормы о том, какие документы должны представляться в регистрирующий орган при государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя; нормы, определяющие порядок внесения изменений в сведения об индивидуальном предпринимателе, содержащиеся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (ЕГРП), и порядок государственной регистрации при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя). На соответствующие отношения распространены некоторые нормы этого же Закона о регистрации юридических лиц (о порядке представления документов в регистрирующий орган, о сроках регистрации).

2. Предпринимательскую деятельность без образования юридического лица осуществляет также крестьянское (фермерское) хозяйство. Его правовое положение определяется ГК РФ (ст. ст. 23, 257 и др.), а также Федеральным законом от 11 июня 2003 г. N 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» <1> (далее — Закон о фермерском хозяйстве).

———————————
<1> Собрание законодательства РФ. 2003. N 24. Ст. 2249.

В соответствии со ст. 1 указанного Закона крестьянское (фермерское) хозяйство представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии.

Право на создание фермерского хозяйства имеют только полностью дееспособные граждане. Членами фермерского хозяйства могут быть:

1) супруги, их родители, дети, братья, сестры, внуки, а также дедушки и бабушки каждого из супругов, но не более чем из трех семей. Дети, внуки, братья и сестры членов фермерского хозяйства могут быть приняты в члены фермерского хозяйства по достижении ими возраста 16 лет;

2) граждане, не состоящие в родстве с главой фермерского хозяйства. Максимальное число таких граждан не может превышать пяти человек.

Главой фермерского хозяйства является один из его членов по соглашению членов хозяйства. Если фермерское хозяйство создано одним гражданином, он является главой фермерского хозяйства.

Нормы права о государственной регистрации субъекта, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, когда речь идет о фермерском хозяйстве, противоречивы. В п. 2 комментируемой статьи ГК РФ говорится о государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства. Но в результате такой регистрации статус индивидуального предпринимателя получает глава фермерского хозяйства. В силу ст. 5 Закона о фермерском хозяйстве фермерское хозяйство считается созданным со дня его государственной регистрации. Однако Постановлением Правительства РФ от 16 октября 2003 г. N 630 <1> предусмотрено, что государственная регистрация крестьянских (фермерских) хозяйств осуществляется в порядке, установленном для государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей.

———————————
<1> Постановление Правительства РФ от 16 октября 2003 г. N 630 «О Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, Правилах хранения в Единых государственных реестрах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей документов (сведений) и передачи их на постоянное хранение в государственные архивы, а также о внесении изменений и дополнений в Постановления Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 г. N 438 и 439» // Собрание законодательства РФ. 2003. N 43. Ст. 4238.

3. Распространение на предпринимательскую деятельность граждан, осуществляемую без образования юридического лица, правил гражданского законодательства <1>, регулирующих деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями <2>, обусловлено, в частности, действием принципа нормативной экономии.

———————————
<1> Хотя в п. 3 комментируемой статьи ГК РФ говорится о распространении на индивидуальных предпринимателей только тех норм о коммерческих организациях, которые содержатся в Кодексе, очевидно, что и правила, сформулированные в других федеральных законах, а также в иных правовых актах о деятельности коммерческих организаций, могут применяться к предпринимательской деятельности граждан.
<2> Коммерческими организациями являются юридические лица, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Они могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных предприятий (ст. 50 ГК).

Можно было создать систему норм, регламентирующих деятельность граждан, являющихся индивидуальными предпринимателями. Но исходя из сути предпринимательской деятельности, учитывая необходимость ее осуществления всеми субъектами по единым правилам, а также в целях нормативной экономии в гражданском законодательстве сформирован достаточно обширный массив норм о предпринимательской деятельности коммерческих организаций и указано (в п. 3 ст. 23 ГК), что соответствующие правила применяются к деятельности индивидуальных предпринимателей (например, нормы о профессиональном хранителе (п. 2 ст. 886 ГК), о запрете дарения между коммерческими организациями (ст. 575 ГК) и т.д.). Вместе с тем в законе встречается иной по форме подход, не меняющий сути. Так, в ст. 1015 Кодекса предусмотрено, что доверительным управляющим может быть индивидуальный предприниматель или коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия. Устанавливаются также единые правила, применяемые к субъектам, осуществляющим предпринимательскую деятельность, без указания того, что ими могут быть коммерческие организации и индивидуальные предприниматели (например, ст. 310, п. 3 ст. 401 ГК).

Такое разнообразие в форме подачи нормативного материала не носит сущностного характера и ни в коей мере не колеблет общего правила, сформулированного в п. 3 ст. 23 ГК РФ.

Вместе с тем иное может следовать из закона, иных правовых актов или существа правоотношения (100-процентное уравнивание индивидуального предпринимателя и коммерческой организации нецелесообразно, да и невозможно, исходя из соображений экономического характера, учитывая социально-политические факторы и пр. ). Например, как отмечалось, в законодательстве содержатся нормы о регистрации юридических лиц, но имеются специальные правила регистрации индивидуальных предпринимателей.

4. Гражданин, являющийся индивидуальным предпринимателем, вступает в гражданские правоотношения не только в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, например заключает договоры, направленные на удовлетворение потребностей своей семьи в жилище, питании, одежде и пр. Понятно, что такого рода отношения регулируются нормами, регламентирующими деятельность физических лиц (не являющихся индивидуальными предпринимателями), и нормы о коммерческих организациях при этом не действуют.

5. Гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность не имея статуса индивидуального предпринимателя (не прошедший государственную регистрацию), совершает правонарушение. На этот случай закон устанавливает неблагоприятные последствия для такого гражданина: во-первых, он лишается права в отношении заключенных им сделок ссылаться на то, что он не является предпринимателем; во-вторых, суд может применить к таким сделкам правила об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Неблагоприятный характер этих последствий выражается в том, что закон устанавливает более жесткие требования к субъектам, осуществляющим предпринимательскую деятельность, в сравнении с требованиями, предъявляемыми к участию граждан в правоотношениях. И в рассматриваемой ситуации к соответствующим отношениям могут применяться эти (более жесткие) правила. Например, гражданин, не зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, при осуществлении предпринимательской деятельности заключил договор, кроме прочего предусматривающий возможность одностороннего отказа от исполнения обязательств и (или) одностороннего изменения его условий. Впоследствии, при возникновении спора, он указывает на то, что не имеет статуса индивидуального предпринимателя и потому соответствующее условие недействительно (ст. 310 ГК). Но тут «вступает» правило п. 4 ст. 23 ГК РФ: такая ссылка недопустима, и суд может признать соответствующее условие действительным. Еще более красноречивым примером является применение правил, предусмотренных ст. 401 ГК РФ. Гражданин, нарушивший обязательство, указывает на свою невиновность и потому невозможность привлечения его к ответственности (п. 1 ст. 401). Однако, установив, что лицо осуществляло предпринимательскую деятельность, хотя и не имело статуса индивидуального предпринимателя, суд может возложить на него ответственность, даже если оно действительно невиновно (п. 3 ст. 401).

Важно обратить внимание на слова п. 4 комментируемой статьи: «Суд может применить.». С учетом конкретных обстоятельств дела суд вправе в соответствующих случаях не применять к таким сделкам правила об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (например, если такое применение будет выгодно гражданину, осуществляющему предпринимательскую деятельность, но не имеющему статуса индивидуального предпринимателя).

Имеет ли право заниматься предпринимательской деятельностью и являться генеральным директором организации гражданин Белоруссии? Имеет ли он право заключать гражданско-правовые договоры? Нужно ли получать разрешение на работу?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу: гражданин Белоруссии вправе наравне с российскими гражданами заниматься предпринимательской деятельностью, зарегистрировавшись в качестве индивидуального предпринимателя, осуществлять руководство организацией и заключать гражданско-правовые договоры в соответствии с законодательством РФ.

Обоснование вывода

Основы правового положения иностранных граждан в РФ определены Конституцией РФ и Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее – Закон № 115-ФЗ). В силу ч. 3 ст. 62 Конституции РФ и ст. 4 Закона № 115-ФЗ иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом или международным договором РФ.

Согласно п. 1 ст. 1 ГК РФ гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

Граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора (п. 2 ст. 1 ГК РФ).

Согласно ст. 23 ГК РФ гражданин (физическое лицо) вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Согласно положениям ГК РФ (ст. 53) любое юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с нормами законодательства и учредительными документами общества.

При этом правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом (ч. 1 ст. 2 ГК РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 13 Закона № 115-ФЗ иностранные граждане пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законом. Законодательство не содержит запретов на осуществление иностранными гражданами руководства организацией, заключение любых гражданско-правовых договоров в соответствии с законодательством РФ, а также ведение предпринимательской деятельности и прямо допускает возможность их регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей (см., например, п. 1 ст. 2, п. 2 ст. 13 Закона № 115-ФЗ).

Таким образом, иностранный гражданин, в том числе и гражданин Белоруссии, вправе наравне с российскими гражданами заниматься предпринимательской деятельностью, зарегистрировавшись в качестве индивидуального предпринимателя, осуществлять руководство организацией и заключать любые гражданско-правовые договоры в соответствии с законодательством РФ.

При этом следует учитывать, что согласно трудовому законодательству руководитель организации является ее наемным работником. Для осуществления трудовой (равно как и предпринимательской) деятельности на территории РФ иностранному гражданину по общему правилу требуется получить разрешение на работу (патент), а работодателю – разрешение на привлечение иностранной рабочей силы (п. 4 ст. 13 Закона № 115-ФЗ). Однако на граждан Белоруссии данные требования не распространяются: в соответствии со ст. 3 Закона № 115-ФЗ правовое положение иностранных граждан в РФ определяется не только Конституцией РФ и федеральными законами, но и международными договорами РФ. А в силу таких договоров, заключенных РФ с Республикой Беларусь, гражданам последней на территории РФ предоставляются равные с гражданами РФ права на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-правовых гарантий. Действующий в России порядок привлечения и использования иностранной рабочей силы в отношении граждан Республики Беларусь не применяется (ст. 7 Договора между РФ и Республикой Беларусь о равных правах граждан от 25.12.1998 (без номера), п. 1 решения Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22.06.1996 № 4 «О равных правах на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий»).

Кроме того, и в силу п. 1 ст. 97 Договора о Евразийском экономическом союзе (Астана, 29. 05.2014, без номера), вступившего в силу 1 января 2015 г., работодатели и (или) заказчики работ (услуг) государства-члена привлекают к осуществлению трудовой деятельности трудящихся государствчленов без получения ими разрешения на осуществление трудовой деятельности в государстве трудоустройства. Таким образом, в настоящее время на граждан Белоруссии, привлекаемых к труду на территории России, не распространяется требование о необходимости получения патента либо разрешения на работу, а работодателю не нужно получать разрешение на привлечение иностранной рабочей силы.

Самозанятые лица в Российской Федерации: правовые основы и проблемы функционирования

Аннотация

В настоящей научной статье рассматривается новый вид коммерческого предпринимательства в России – самозанятый гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность по пользованию имуществом, реализации товаров, оказанию работ и услуг без наемного труда и без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. собственник (далее — индивидуальный предприниматель). Отмечается, что в Российской Федерации впервые предусмотрена возможность систематического получения прибыли без государственной регистрации. В статье анализируются правовые основы самозанятости, а также особенности ее правового положения: к какой категории лиц относятся самозанятые, критерии такого соотнесения и порядок постановки на учет в налоговых органах. Также рассмотрены вопросы налогообложения самозанятых лиц, в том числе налога на профессиональный доход (самостоятельная предпринимательская деятельность без наемных работников, работающих по трудовому договору и не превышающая определенного размера дохода за предыдущий календарный год). В ходе исследования выявлены недостатки данной налоговой системы, в частности, когда при расчете налоговой базы не учитываются расходы налогоплательщика. В статье также проводится сравнение между самозанятыми лицами и индивидуальными предпринимателями. Автор исследует вопросы ответственности, а также возможности применения законодательства о защите прав потребителей к самозанятым лицам.

Также отмечается, что высокий уровень ответственности, свойственный всем видам предпринимательской деятельности, невыгодно обременяет самозанятых, что приводит к их неохотной легализации в этой сфере. В исследовательской работе дается определение термина «самозанятый» и особенности его употребления; указание необходимых изменений в статусе самозанятых и совершенствование законодательства в этой сфере.

Ключевые слова: Предпринимательская деятельность, профессиональный подоходный налог, самозанятость, самозанятое лицо

Введение

В октябре 2017 года в Российской Федерации появилась новая форма предпринимательства – самозанятые лица, которые стали равноправными субъектами предпринимательской деятельности наряду с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Это нововведение связано со стремлением государства поднять лиц, не зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, но занятых получением прибыли от теневой экономики, например, парикмахеров, фотографов, репетиторов, арендодателей, нянь и других самозанятых. Легализация самозанятых будет стимулировать предпринимательскую активность и увеличивать доходы бюджетной системы за счет налоговых вычетов. Официальный статус самозанятого влечет за собой определенные преимущества для гражданина: подтвержденный доход, необходимый для получения кредита или визы; участие в государственных программах; улучшение деловой репутации и имиджа в глазах потребителей.

Постановка проблемы

Несмотря на обновление нормативно-правовой базы в сфере самозанятости, ряд правовых вопросов остается нерешенным. Например, до сих пор остается неясным вопрос о распространении правового статуса индивидуальных предпринимателей на самозанятых граждан, а также требования Закона о защите прав потребителей (О защите прав потребителей, 1992 г.). Еще одним сложным аспектом является урегулирование конфликта между самозанятым и его/ее клиентом, поскольку между этими двумя сторонами нет письменного договора.

Исследовательские вопросы

Понятие самозанятого лица (работника) не является новшеством в российской правовой системе (Попкова, 2017).

Однако единого подхода к нему как на законодательном, так и на научном уровне не существовало. К самозанятым, как правило, относились индивидуальные предприниматели, а также нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, открывающие адвокатские конторы. В настоящее время самозанятые выделены в отдельный вид предпринимательской деятельности.

Правовая основа для осуществления предпринимательской деятельности в качестве индивидуального предпринимателя берет свое начало в внесении изменений в подпункт 3 пункта 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) (ГК… , 1994). Новая редакция ГК РФ гласит: «Предпринимательская деятельность – это самостоятельная деятельность, осуществляемая на свой страх и риск, направленная на получение на регулярной основе прибыли от использования имущества, реализации товаров, предоставления работ и услуг. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, должны быть зарегистрированы в установленном законодательством порядке, если иное не установлено настоящим Кодексом».

Уточнение данной нормы содержится в подпункте 2 пункта 1 статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации, которым установлено, что законом могут быть предусмотрены определенные условия в отдельных видах предпринимательской деятельности, позволяющие гражданам без государственной регистрации выступать в качестве единоличных собственники. Таким образом, если ранее обязательным условием легального предпринимательства в РФ была государственная регистрация, то теперь для самозанятых она не требуется. Стоит отметить, что введение положений о регистрации, выходящих за рамки определения предпринимательской деятельности, а также ее необязательный характер в случаях, установленных законом, сводят на нет признание государственной регистрации признаком предпринимательской деятельности даже в ее формальном аспекте.

Первоначальный перечень видов предпринимательской деятельности, не требующих государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей, закреплен в § 70 ст. 217 НК РФ (далее — НК РФ) (НК РФ , часть 2, 2000). Сюда входят услуги для личных, бытовых и/или иных подобных нужд: няни, сиделки, репетиторы, уборщицы и помощники по хозяйству. Субъекты Российской Федерации имели право дополнять этот перечень другими видами услуг. Акцент на вовлеченности личного труда в самозанятую деятельность делается и в научных работах разных исследователей (Грабова, Суглобов, 2017).

Постановлением Закона «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» (2018 г.) показано, что любое физическое лицо (фотограф, дизайнер, парикмахер, тренер и т.п.), использующее специальный налоговый режим – профессиональный подоходный налог ( далее – СЭТ) может стать самозанятым, при этом необходимо соответствовать следующим критериям: 1) не иметь наемных работников, состоящих в трудовых отношениях с собственником; 2) доход в текущем календарном году не должен превышать 2,4 млн. Таким образом, законодательство не содержит полного перечня видов деятельности и профессий, предусмотренных для самозанятости9.

0005

ЕНВД уплачивается из доходов физических лиц от деятельности без фактического работодателя и других работников по трудовым договорам, а также от использования имущества. В НСЭ предусмотрены следующие отчисления (статья 10): 4 % – с доходов физических лиц и 6 % – с индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Следует отметить, что НСЭ по сравнению с другими системами налогообложения создает ряд преимуществ для самозанятого лица. Таким образом, НСЭ освобождает от обложения НДФЛ иные виды доходов, облагаемые данным режимом; обязательные страховые взносы и НДС (налог на добавленную стоимость) не уплачиваются. Все операции осуществляются через приложение, поэтому самозанятые освобождаются от самостоятельного исчисления налога (в отличие от индивидуальных предпринимателей), использования контрольно-кассовой техники, подачи налоговой декларации.

Одним из существенных недостатков НСЭ является то, что он уплачивается со всех средств, полученных от заказчика, без учета расходов самозанятых на собственную деятельность (например, приобретение фотоаппарата, ножниц и другого оборудования).

Для получения статуса индивидуального предпринимателя и начала уплаты соответствующего налога необходимо зарегистрироваться в налоговом органе с помощью специального мобильного приложения, указанного выше.

Гражданский и Налоговый кодексы не содержат термина «самозанятое лицо». Этот термин упоминается в публичной переписке ФНС России и Министерства труда и социальной защиты, а также в информации на их официальных сайтах. Институт самозанятости активно реформируется, пытаясь найти юридически правильный термин для такой предпринимательской деятельности. В настоящее время самозанятым в Российской Федерации считается лицо, работающее на себя без других наемных работников, не имеющее регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, но являющееся налогоплательщиком по НСЭ.

Интересную мысль относительно статуса самозанятого предложили Покида и Зыбуновская (2019), отметив, что он является промежуточным звеном между наемным работником и предпринимателем. Бурлак (2016) утверждает, что самозанятый человек сочетает в себе характеристики собственника капитала, работодателя и менеджера.

Категория самозанятых по своему правовому положению аналогична индивидуальным предпринимателям: они оба являются физическими лицами и осуществляют индивидуальную предпринимательскую деятельность. Но если сравнить, становится очевидным, что их правовой статус разный. Например, легализация предпринимательской деятельности в качестве индивидуального предпринимателя осуществляется только после прохождения процедуры государственной регистрации в качестве этого юридического лица. Кроме того, индивидуальные предприниматели имеют возможность выбирать систему налогообложения и использовать наемных работников.

В процессе реализации товаров, оказания услуг или выполнения любых работ индивидуальный предприниматель вправе привлекать работников (лимит на их количество устанавливается только соответствующей налоговой системой). Благодаря этому у ИП есть возможность открыть больше торговых точек, обслужить больше клиентов и, как следствие, увеличить прибыль.

По общему правилу индивидуальный предприниматель вправе заниматься любым видом деятельности. Наиболее распространенным является продажа товаров, купленных у других продавцов или производителей. Что касается самозанятого, то он вправе реализовывать продукцию только собственного производства. Физическому лицу, желающему осуществлять предпринимательскую деятельность и выбирающему между статусами индивидуального предпринимателя или индивидуального предпринимателя, следует учитывать, что некоторые лицензируемые виды деятельности (например, оказание услуг по перевозке пассажиров и грузов) требуют регистрации только в качестве индивидуального предпринимателя. .

В некоторых случаях могут возникнуть разногласия и непонимание между самозанятым и контрагентом, например, когда стороны не обсудили условия и порядок оплаты. Ситуация осложняется тем, что такие отношения, как правило, не урегулируются договором. Если такие ситуации не разрешаются в ходе устных переговоров или письменной переписки, основанием для разрешения спора могут стать общие положения Гражданского кодекса по каждому конкретному договору. Для предотвращения подобных конфликтов самозанятому рекомендуется составить правила оказания услуг и направить их контрагенту для ознакомления.

Одним из наиболее проблемных вопросов является ответственность самозанятых. Поскольку этот аспект до сих пор не имеет юридической силы в Российской Федерации, следует исходить из того, что в качестве хозяйствующего субъекта он подпадает под действие правил об ответственности индивидуального предпринимателя. Так, например, если имеется дело о возмещении убытков, самозанятое лицо должно нести ответственность в полном объеме своего имущества, за исключением имущества, на которое не может быть обращено взыскание по закону. Также существует отдельная правовая норма п. 3 ст. 23 ГК РФ, согласно которой на индивидуального предпринимателя, за некоторыми исключениями, распространяются нормы и правила юридического лица.

Стоит согласиться с тем, что правовой статус индивидуального предпринимателя не может быть легко применен к самозанятым лицам, так как невыгодно обременяет последних, что принципиально противоречит идее их легализации (Крюкова, Рузанова, 2018).

Следует иметь в виду, что все клиенты фотографа, инструктора по йоге или мастера по маникюру являются потребителями услуг, поэтому предпринимательская деятельность, связанная с самозанятостью, должна полностью охватывать законодательство о защите прав потребителей, а также соответствующие стандарты любых других коммерческая деятельность.

В последнее время участились процессы интернет-торговли, в которых также участвуют самозанятые. Существуют интернет-площадки, где человек, работающий на себя, может разместить объявление о своих услугах и товарах и найти потенциального клиента. Эта возможность, безусловно, сыграет положительную роль в росте самозанятого населения. В то же время из-за недостаточной правовой регламентации исследуемого аспекта до сих пор существует ряд проблем. Например, есть опасение, что электронная площадка может быть расценена Инспекцией труда как работодатель, а самозанятых — как ее работник со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Честность самозанятых и качество их услуг также являются важными вопросами. Сами электронные площадки, размещающие объявления о самозанятых, обеспокоены своей деловой репутацией из-за массовой некомпетентности специалистов-самозанятых. Правда в том, что деятельность самозанятого человека практически бесконтрольна, в отличие от наемного работника, подконтрольного организации. И здесь снова необходимо вернуться к вопросу об ответственности самозанятых, который остается открытым.

Нерешенным остается и вопрос, связанный с пенсиями самозанятых. Можно предположить, что введение обязательных пенсионных взносов замедлит развитие института самозанятости в России, а добровольные пенсионные взносы и накопления из-за малого размера заработка будут непопулярны среди самозанятых.

Цель исследования

Современная форма предпринимательской деятельности, не требующая государственной регистрации, – это абсолютно новый виток в развитии экономических отношений. Возможность лица работать на прибыль индивидуально без других наемных работников четко закреплена в Гражданском кодексе Российской Федерации. Однако условия для такой деятельности являются «пилотными», что вызывает проблемы и трудности в реализации. Так, например, неясна терминология, не проработаны проблемы ответственности самозанятых и многое другое. Детальная регламентация статуса самозанятого с точки зрения налогового законодательства не решает проблем гражданско-правового регулирования. Это вызывает необходимость изучения правового положения самозанятых и его дальнейшего законодательного совершенствования.

Методы исследования

В статье анализируются законодательные акты Российской Федерации, разъяснения налоговых органов, а также другие научные исследования. Использовались следующие методы: диалектический материализм, синтез, индукция и дедукция, системный, сравнительно-правовой и формально-правовой анализ.

Находки

Изучение правового положения самозанятых в Российской Федерации позволяет сделать следующие выводы. Институт самозанятости – явление новое для России. С момента своего официального введения в действие законодательство Российской Федерации впервые предусматривает возможность ведения бизнеса без его государственной регистрации.

Под самозанятым лицом в Российской Федерации понимается физическое лицо, самостоятельно, на свой страх и риск осуществляющее предпринимательскую деятельность по использованию имущества, реализации товаров, выполнению работ, оказанию услуг без наемного труда. , а также без регистрации ИП.

В связи с отсутствием отдельных правил об ответственности самозанятых, в настоящее время на них, как и на любые другие субъекты предпринимательства, распространяются нормы о высшей ответственности, законы о защите прав потребителей, а также другие различные нормы предпринимательской деятельности.

Причиной теневого бизнеса самозанятых является не боязнь статуса индивидуального предпринимателя, а в основном последствия приобретения такого статуса. Несмотря на все усилия государства по упрощению легальной деятельности индивидуального предпринимателя, его возрастающая ответственность является одной из причин нежелания получать официальную регистрацию самозанятого.

Заключение

В заключение следует отметить, что в настоящее время правовой статус самозанятых в России находится в стадии реформирования и подлежит корректировке на законодательном уровне. В то же время легальная возможность ведения бизнеса в РФ без государственной регистрации, с использованием льготной налоговой ставки, безусловно, окажет положительное влияние на экономику страны.

Ссылки

  • Бурлак А. В. (2016). К вопросу о понятии «самозанятые граждане». Вестник Омского университета. Закона, 4(49), 173.

  • Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая). (ноябрь 1994 г.) Государственная Дума Российской Федерации. Собрание законодательства Российской Федерации, 32, 3301.

  • Грабова О.Н., Суглобов А.Е. (2017). Проблемы выхода «из тени» самозанятых в России: риски и пути их преодоления. Налоги. Закона, 6, 109.

  • Крюкова Е. С., Рузанова В. Д. (2018). Индивидуальный предприниматель и самозанятый гражданин: соотношение понятий. Законы России: Опыт, анализ, практика. https://urfac.ru/?p=667#_ftn3

  • О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход». (2018). Государственная Дума Российской Федерации. Российская газета.

  • О защите прав потребителей. (1992). Государственная Дума Российской Федерации. Собрание законодательства Российской Федерации, 3, 140.

  • Покида А. Н., Зыбуновская Н. В. (2019). Самозанятость на современном рынке труда. Социально-трудовые исследования, 3, 28.

  • Попкова З.Г. (2017). Новая категория самозанятых: проблемы ее правового статуса. http://xn—-ctbbdccf4eebbnlpq5kj.xn--p1ai/article/1547

  • Налоговый кодекс Российской Федерации (часть 2) (2000). Государственная Дума Российской Федерации. Собрание законодательства Российской Федерации, 32, 3340.

Информация об авторских правах


Эта работа находится под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Об этой статье

Закон о национальной безопасности Гонконга: что это такое и вызывает ли это беспокойство?

  • Опубликовано

Похожие темы

  • Антиправительственные протесты в Гонконге

Источник изображения, Getty Images

Подпись к изображению,

Закон о национальной безопасности был принят в ответ на массовые демократические протесты в Гонконге Китай представил широкомасштабный новый закон о национальной безопасности (NSL) для Гонконга, упрощающий преследование протестующих и ограничивающий автономию города.

Критики назвали это «концом Гонконга», но что именно влечет за собой закон и что изменилось с момента его принятия?

О чем этот закон?

В Гонконге всегда должен был быть закон о безопасности, но он никогда не мог принять его, потому что он был очень непопулярен. Так что речь идет о вмешательстве Китая, чтобы обеспечить город правовой базой для решения того, что он считает серьезным вызовом своей власти.

Детали 66 статей закона держались в секрете до его принятия. Он криминализирует любой акт:

  • сецессии — выхода из страны
  • подрывная деятельность – подрыв власти или авторитета центрального правительства
  • терроризм – применение насилия или запугивания людей
  • сговор с иностранными или внешними силами

Какие положения подпадают под действие закона?

Закон вступил в силу в 23:00 по местному времени 30 июня 2020 года, за час до 23-й годовщины передачи города Китаю от британского правления.

Это дает Пекину возможность изменить жизнь в Гонконге, которой у него никогда не было.

Его основные положения включают:

  • Преступления отделения, подрывной деятельности, терроризма и сговора с иностранными силами наказываются максимальным приговором к пожизненному заключению
  • Нанесение ущерба общественному транспорту объектов может считаться терроризмом
  • 88

    8 Лицам, признанным виновными, не разрешат баллотироваться на государственные должности
  • Компании могут быть оштрафованы, если их признают виновными в соответствии с законом
  • Этот офис может направить некоторые дела на рассмотрение в материковый Китай — но Пекин заявил, что у него будет такая власть только в отношении «небольшого числа» дел
  • Кроме того, Гонконг должен будет создать свою собственную комиссию национальной безопасности для обеспечения соблюдения законов с назначенным Пекином советником
  • Глава исполнительной власти Гонконга будет иметь право назначать судей для рассмотрения дел, связанных с национальной безопасностью , что вызывает опасения по поводу судебной автономии
  • Важно отметить, что Пекин будет иметь право определять, как следует толковать закон0153, а не какой-либо судебный или политический орган Гонконга. Если закон противоречит какому-либо закону Гонконга, приоритет имеет пекинский закон.
  • Лица, подозреваемые в нарушении закона, могут быть прослушаны и помещены под наблюдение
  • Будет усилено управление иностранными неправительственными организациями и информационными агентствами
  • Закон также будет распространяться на непостоянных жителей и граждан из-за пределов [Гонконга]… которые не являются постоянными жителями Гонконга «.

Что изменилось в Гонконге после принятия закона?

Сотни протестующих, активистов и бывших депутатов были арестованы с момента вступления закона в силу. необходим для обеспечения стабильности в городе, но критики говорят, что он предназначен для подавления инакомыслия.

Ранее, в 2022 году, Великобритания объявила, что двое ее судей Верховного суда больше не будут заседать в высшем суде Гонконга, поскольку угроза гражданским свободам сделала их роль несостоятельной.

Председатель Верховного суда Великобритании лорд Роберт Рид заявил, что он и лорд Патрик Ходж уходят в отставку из-за угрозы гражданским свободам, которую представляет новый закон.

«С тех пор, как был принят Закон о национальной безопасности, власти стали подавлять свободу слова, свободу прессы и свободу ассоциаций», — заявила министр иностранных дел Великобритании Лиз Трасс.

«Мы наблюдаем систематическое разрушение свободы и демократии в Гонконге.»

Наблюдатели говорят, что законы также создали атмосферу страха, подавляющую свободу слова.

За последние несколько месяцев в Гонконге закрылись многочисленные продемократические новостные агентства, в том числе Apple Daily, которая, как известно, критиковала руководство материкового Китая.

Многие сотрудники Apple Daily, в том числе ее владелец Джимми Лай, также были арестованы и обвинены в соответствии с NSL.

«Аресты усугубили чувство страха, преобладающее среди журналистов с момента принятия закона о национальной безопасности», — заявил ранее Би-би-си Крис Юнг, журналист-ветеран и бывший председатель Гонконгской ассоциации журналистов.

«Закон о национальной безопасности оказал гораздо более разрушительное воздействие на свободы и образ жизни, чем многие люди предполагали год назад.»

Почему Китай это сделал?

Гонконг был возвращен Китаю из-под контроля Великобритании в 1997, но по уникальному соглашению — мини-конституции под названием Основной закон и так называемому принципу «одна страна, две системы».

Они должны защищать определенные свободы Гонконга: свободу собраний и слова, независимую судебную систему и некоторые демократические права — свободы, которых нет ни в одной другой части материкового Китая.

По этому же соглашению Гонконг должен был принять собственный закон о национальной безопасности — это было предусмотрено статьей 23 Основного закона — но этого так и не произошло из-за его непопулярности.

Источник изображения, ISAAC LAWRENCE/AFP

Подпись к изображению,

Продемократические демонстранты в 2020 году

Но в 2019 году Китай предложил законопроект об экстрадиции, который потенциально может разрешить гонконгским подозреваемым предаваться суду в Китае.

Гнев по поводу потенциального законопроекта вылился в одни из крупнейших протестов, которые когда-либо видел Гонконг, превратившись в более широкое антикитайское и продемократическое движение.

В ответ Китай сдал NSL.

Как Китай может это сделать?

Многие могут спросить, как Китай может это сделать, если город должен был иметь свободы, гарантированные соглашением о передаче.

В Основном законе говорится, что китайские законы не могут применяться в Гонконге, если они не перечислены в разделе под названием Приложение III — там уже есть несколько перечисленных, в основном бесспорных и связанных с внешней политикой.

Эти законы могут быть введены декретом, то есть в обход городского парламента.

Если вы хотите узнать больше о напряженности между Китаем и Гонконгом, читайте здесь:

  • Что такое Основной закон и как он действует?
  • Пять моментов напряженных гонконгско-китайских отношений
  • «Мы не знаем, где проходит красная черта»

Критики считают введение закона таким образом нарушением принципа «одна страна, две системы» принцип, который так важен для Гонконга, но, очевидно, это технически возможно сделать.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *