Гк рф с комментариями ст 24: Статья 24 Гражданского кодекса РФ в новой редакции с Комментариями и последними поправками на 2022 год

Содержание

Статья 24 Гражданского кодекса РФ в новой редакции с Комментариями и последними поправками на 2022 год

Новая редакция Ст. 24 ГК РФ

Гражданин отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание.

Перечень имущества граждан, на которое не может быть обращено взыскание, устанавливается гражданским процессуальным законодательством.

Комментарий к Ст. 24 ГК РФ

Комментируемая статья раскрывает очень важное свойство правоспособности и дееспособности граждан, в том числе занимающихся предпринимательской деятельностью, — по всем своим обязательствам (например, договорным, вследствие причинения вреда) гражданин рискует всем своим имуществом. Это основное правило перекликается с принципом полного возмещения вреда. Вступая в экономические отношения, лицо всем своим имуществом обеспечивает удовлетворение возможного интереса своего контрагента или потерпевшего по деликтному обязательству.

Кроме того, данная норма ограничивает и предел имущественной ответственности гражданина — только имеющимся имуществом, причем п. 2 сохраняет за должником минимально необходимое для жизни имущество (см. также ст. 446 ГПК РФ).

Другой комментарий к Ст. 24 Гражданского кодекса Российской Федерации

Согласно ст. 446 ГПК взыскание по исполнительным документам не может быть обращено на следующее имущество, принадлежащее гражданину-должнику на праве собственности:

жилое помещение (его части), если для гражданина-должника и членов его семьи, совместно проживающих в принадлежащем помещении, оно является единственным пригодным для постоянного проживания помещением;

земельные участки, на которых расположены указанные выше объекты, а также земельные участки, использование которых не связано с осуществлением гражданином-должником предпринимательской деятельности;

предметы обычной домашней обстановки и обихода, вещи индивидуального пользования (одежда, обувь и др. ), за исключением драгоценностей и других предметов роскоши;

имущество, необходимое для профессиональных занятий гражданина-должника, за исключением предметов, стоимость которых превышает 100 установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда;

племенной, молочный и рабочий скот, олени, кролики, птица, пчелы, используемые для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, а также хозяйственные строения и сооружения, корма, необходимые для их содержания;

семена, необходимые для очередного посева;

продукты питания и деньги на общую сумму не менее трехкратной установленной величины прожиточного минимума самого гражданина-должника, лиц, находящихся на его иждивении, а в случае их нетрудоспособности — шестикратной установленной величины прожиточного минимума на каждого из указанных лиц;

топливо, необходимое семье гражданина-должника для приготовления своей ежедневной пищи и отопления в течение отопительного сезона своего жилого помещения;

средства транспорта и другое необходимое гражданину-должнику в связи с его инвалидностью имущество;

призы, государственные награды, почетные и памятные знаки, которыми награжден гражданин-должник.

Ст. 24 ГК РФ. Имущественная ответственность гражданина


Гражданин отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание.

Перечень имущества граждан, на которое не может быть обращено взыскание, устанавливается гражданским процессуальным законодательством.

См. все связанные документы >>>

< Статья 23. Предпринимательская деятельность гражданина

Статья 25. Несостоятельность (банкротство) гражданина >

Комментируемая статья посвящена имущественной ответственности гражданина по своим обязательствам, которые рассматриваются в широком смысле и включают в себя договорные, внедоговорные обязательства, а также обязательства, вытекающие из закона.

По общему правилу гражданин отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом, однако на отдельные виды имущества, которые обеспечивают жизнедеятельность гражданина, взыскание не может быть обращено.

В ГПК РФ перечень имущества граждан, на которое не может быть обращено взыскание, дается в ст. 446, где указано следующее имущество:

1) жилое помещение (его часть), если для гражданина-должника и членов его семьи, совместно проживающих в принадлежащем помещении, оно является единственным пригодным для постоянного проживания помещением, за исключением соответствующего имущества, если оно является предметом ипотеки и на него в соответствии с законодательством об ипотеке может быть обращено взыскание;

2) земельные участки, на которых расположены названные объекты (жилое помещение (его часть)), за исключением земельных участков, являющихся предметом ипотеки и на которые в соответствии с законодательством об ипотеке может быть обращено взыскание;

3) предметы обычной домашней обстановки и обихода, вещи индивидуального пользования (одежда, обувь и др.), за исключением драгоценностей и других предметов роскоши;

4) имущество, необходимое для профессиональных занятий гражданина-должника, за исключением предметов, стоимость которых превышает 100 установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда;

5) используемые для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, племенной, молочный и рабочий скот, олени, кролики, птица, пчелы, корма, необходимые для их содержания до выгона на пастбища (выезда на пасеку), а также хозяйственные строения и сооружения, необходимые для их содержания;

6) семена, необходимые для очередного посева;

7) продукты питания и деньги на общую сумму не менее установленной величины прожиточного минимума самого гражданина-должника и лиц, находящихся на его иждивении;

8) топливо, необходимое семье гражданина-должника для приготовления своей ежедневной пищи и отопления в течение отопительного сезона своего жилого помещения;

9) средства транспорта и другое необходимое гражданину-должнику в связи с его инвалидностью имущество;

10) призы, государственные награды, почетные и памятные знаки, которыми награжден гражданин-должник.

О некоторых вопросах, касающихся обращения взыскания на имущество должника-гражданина, см. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17 ноября 2015 г. N 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства».

В п. 55 указанного Постановления Пленума Верховного Суда РФ разъясняется, что «при обращении взыскания на имущество должника — индивидуального предпринимателя по требованиям исполнительного документа, не связанным с осуществлением предпринимательской деятельности, применяются правила очередности, предусмотренные статьей 69 Закона об исполнительном производстве.

Вместе с тем при обращении судебным приставом-исполнителем взыскания на имущество должника — индивидуального предпринимателя по требованиям, связанным с его предпринимательской деятельностью (пункт 3 статьи 23 ГК РФ), необходимо соблюдать не только очередность, установленную статьей 69 Закона об исполнительном производстве, но и иные положения законов, определяющих очередность взыскания с учетом такого статуса должника, в частности нормы статьи 94 названного Закона».

Задайте вопрос юристу:

+7 (499) 703-46-71 — для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 — для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Разъяснение санкций ЕС против России

  • Какие санкции уже принял ЕС?
  • Кто подвергается санкциям?
  • Как санкционируется торговля ЕС с Россией?
  • Какие услуги ЕС для России запрещены?
  • Что означает запрет нефти на практике?
  • Как работает ограничение цен на нефть?
  • Какие санкции на транспорт?
  • Как санкции влияют на российскую банковскую систему?
  • Почему ЕС ввел санкции против некоторых СМИ?
  • Чего НЕ делают санкции ЕС против России?
  • Координирует ли ЕС санкции с другими партнерами?

Инфографика — Санкции ЕС в ответ на вторжение России в Украину

Посмотреть полную инфографику

Какие санкции уже принял ЕС?

ЕС ввел беспрецедентные санкции против России в ответ на неспровоцированное и необоснованное вторжение в Украину 24 февраля 2022 года и незаконную аннексию Украины Донецкой, Луганской, Запорожской и Херсонской областей.

Они добавляются к действующим мерам, введенным в отношении России с 2014 года в связи с аннексией Крыма и невыполнением Минских соглашений.

Санкции включают адресные ограничительные меры (индивидуальные санкции), экономические санкции и визовые меры.

Целью экономических санкций является наложение серьезных последствий на Россию за ее действия и эффективное пресечение способности России продолжать агрессию.

Индивидуальные санкции направлены на лиц, ответственных за поддержку, финансирование или осуществление действий, которые подрывают территориальную целостность, суверенитет и независимость Украины, или тех, кто получает выгоду от этих действий.

ЕС также ввел санкции против:

  • Беларуси в ответ на ее причастность к вторжению в Украину
  • Иран , в отношении производства и поставки дронов

Кто подвергается санкциям?

Всего, также с учетом ранее введенных индивидуальных санкций после аннексии Крыма в 2014 году, ЕС наложил санкции на 1 473 физических и 205 юридических лиц. В список физических лиц входят:

Владимир Путин и Сергей Лавров находятся в списке лиц, подпадающих под санкции ЕС — © AFP
  • Президент России, Владимир Путин
  • Министр иностранных дел России, Сергей Лавров
  • бывший Президент Украины, Виктор Янукович
  • депутатов Государственной Думы РФ (нижней палаты парламента)
  • членов Совета национальной безопасности
  • членов Совета Федерации Российской Федерации
  • министров, губернаторов и местных политиков, таких как мэр Москвы
  • высокопоставленных чиновников и военнослужащих
  • Евгений Пригожин и командиры группы Вагнера
  • известных бизнесменов и олигархов
  • прокремлевские и антиукраинские пропагандисты

В список также включены лица, виновные или причастные к:

  • злодеяниям, совершенным в Буче и Мариуполе
  • ракетных ударов по гражданскому населению и объектам критической инфраструктуры
  • депортация и принудительное усыновление украинских детей
  • вербовка сирийских наемников для боевых действий в Украине
  • производство и поставка дронов

В перечень организаций входят:

  • банки и финансовые учреждения
  • компаний военного и оборонного секторов
  • компаний авиационной, судостроительной и машиностроительной отраслей
  • вооруженных сил и военизированных формирований
  • политические партии
  • движение «Общероссийский народный фронт»
  • организаций СМИ, ответственных за пропаганду и дезинформацию

ЕС также ввел санкции против Беларуси за ее причастность к вторжению России в Украину и против Ирана за поставку беспилотников в Россию.

Что на практике означают санкции в отношении физических и юридических лиц?

Санкции в отношении физических лиц состоят из запрет на поездки и замораживание активов . Санкции в отношении юридических лиц включают замораживание активов .

Запреты на поездки не позволяют лицам, включенным в перечень, въезжать или пересекать территорию ЕС транзитом по суше, воздуху или морю. Замораживание активов означает, что все счета , принадлежащие перечисленным физическим и юридическим лицам в банках ЕС, заморожены . Также запрещается прямо или косвенно предоставлять им какие-либо средства или активы.

21,5 млрд евро

активов, замороженных в ЕС

300 миллиардов евро

активов Центрального банка России, заблокированных в ЕС и странах G7

Это гарантирует, что их деньги больше не могут использоваться для поддержки российского режима, и они не могут пытаться найти безопасное убежище в ЕВРОСОЮЗ.

Как санкционируется торговля ЕС с Россией?

В рамках экономических санкций ЕС ввел ряд импортных и экспортных ограничений в отношении России. Это означает, что европейские предприятия не могут продавать определенные товары в Россию (экспортные ограничения) и что российские предприятия не могут продавать определенные товары в ЕС (импортные ограничения).

Список запрещенных продуктов призван максимизировать негативное влияние санкций на экономику России при одновременном ограничении последствий для бизнеса и граждан ЕС. Ограничения на экспорт и импорт исключают товары, предназначенные в первую очередь для потребления, а также товары, связанные со здоровьем, фармацевтикой, продуктами питания и сельским хозяйством, чтобы не нанести вред населению России.

По данным Европейской комиссии, с февраля 2022 года ЕС запретил экспорт товаров в Россию на сумму более 43,9 млрд евро и

евро.1,2 миллиарда импортных товаров. Это означает, что 49% экспорта и 58% импорта в настоящее время под санкциями по сравнению с 2021 годом. реализуются таможенными органами ЕС.

Более того, ЕС в сотрудничестве с другими партнерами-единомышленниками принял заявление, оставляющее за собой право перестать относиться к России как к наибольшему благоприятствованию в рамках ВТО. ЕС решил действовать на это не повышением импортных тарифов, а комплексом ограничительных мер, включающих запреты на ввоз или вывоз определенных товаров. ЕС и его партнеры также приостановили любую работу, связанную с присоединением Беларуси к ВТО.

Инфографика — Влияние санкций на экономику России

Посмотреть полную инфографику

Какие товары нельзя ввозить в Россию из ЕС?

Список подпадающих под санкции продуктов включает, среди прочего:

  • передовые технологии (например, квантовые компьютеры и передовые полупроводники, электронные компоненты и программное обеспечение)
  • некоторые виды машин и транспорт оборудование
  • специфические товары и технологии, необходимые для нефтепереработки
  • энергетика промышленное оборудование, технологии и услуги
  • авиационная и космическая промышленность товары и технологии (например, самолеты, авиадвигатели, запасные части или любое оборудование для самолетов и вертолетов, топливо для реактивных двигателей)
  • морская навигация товары и техника радиосвязи
  • ряд товаров двойного назначения (товары, которые могут использоваться как в гражданских, так и в военных целях), такие как дроны и программное обеспечение для дронов или шифровальные устройства
  • предметы роскоши (например, роскошные автомобили, часы, украшения)
  • гражданское огнестрельное оружие и прочая военная техника

Какие товары нельзя ввозить из России в ЕС?

Перечень подсанкционной продукции включает, среди прочего:

  • нефть сырую (с декабря 2022 г. ) и нефтепродукты (с февраля 2023 г.), за некоторыми исключениями
  • уголь и другие виды твердого ископаемого топлива
  • сталь , изделия из стали и чугуна
  • золото , включая украшения
  • цемент, асфальт, древесина, бумага, синтетический каучук и пластмассы
  • морепродукты и спиртные напитки (например, икра, водка)
  • сигареты и косметика

Какие услуги ЕС в Россию запрещены?

Чтобы нанести удар по экономике России, которая сильно зависит от импорта услуг европейских компаний, ЕС запретил предоставление определенных деловых услуг правительству России или любым юридическим лицам, таким как компании и другие организации или органов, созданных в России.

С 4 июня 2022 года запрещено прямо или косвенно оказывать бухгалтерские, аудиторские (включая обязательный аудит), бухгалтерские и налоговые консультационные услуги, а также консультационные услуги по вопросам бизнеса и управления или услуги по связям с общественностью. Лоббистские услуги могут представлять собой услуги по связям с общественностью и, следовательно, подпадать под запрет.

Чтобы еще больше усилить давление на промышленные мощности России, в октябре 2022 года ЕС принял решение расширить спектр услуг, которые больше не могут предоставляться России, включив в него Консультации по информационным технологиям, юридические консультации, архитектурные и инженерные услуги .

В декабре 2022 года был добавлен запрет на предоставление услуг ЕС по рекламе, исследованиям рынка и опросу общественного мнения , а также услуг по тестированию продукции и технической инспекции. компаний, зарегистрированных в России, связаны санкциями ЕС.

Что означает запрет на нефть на практике?

Ограничения ЕС коснутся почти 90% импорта российской нефти в Европу — © AFP

В июне 2022 года Совет принял шестой пакет санкций, который, среди прочего, запрещает покупку, импорт или передачу морской сырой нефти и некоторых нефтепродуктов   из России. в ЕС . Ограничения применяются с 5 декабря 2022 года для сырой нефти и с 5 февраля 2023 года для других продуктов нефтепереработки.

Временное исключение  предусматривается для импорта сырой нефти по трубопроводу  в те государства-члены ЕС, которые в силу своего географического положения страдают от особой зависимости от поставок из России и не имеют жизнеспособных альтернативных вариантов.

Кроме того, Болгария и Хорватия, в частности, получат временные отступления в отношении импорта российской морской нефти и вакуумного газойля соответственно.

Поскольку большая часть российской нефти, поставляемой в ЕС, доставляется морским путем, эти ограничения будут охватывать почти 90% импорта российской нефти в Европу  к концу 2022 года. Это значительно сократит торговые прибыли России.

Как работает ограничение цен на нефть?

Ценовой предел распространяется на морскую сырую нефть, нефтяные масла и масла, полученные из битуминозных минералов, которые происходят или экспортируются из России. Ценовой предел установлен на уровне:

  • 60 долларов США за баррель сырой нефти
  • 45 долларов за баррель для нефтепродуктов со скидкой
  • 100 долларов США за баррель для премиальных нефтепродуктов

Страны ЕС установили предельный уровень в тесном сотрудничестве с Коалицией ценового предела. Ограничение применяется с 5 декабря 2022 г. для сырой нефти и с 5 февраля 2023 г. для нефтепродуктов и может изменяться с течением времени. Текущее значение может быть изменено в будущем, чтобы отразить развитие рынка и технические изменения.

Это решение ограничит скачки цен, вызванные чрезвычайными рыночными условиями, и резко сократит доходы, которые Россия получает от продажи нефти с тех пор, как она развязала свою незаконную агрессивную войну против Украины. Это также послужит стабилизации мировых цен на энергоносители при одновременном смягчении неблагоприятных последствий для энергоснабжения третьих стран.

Ограничение накладывается в дополнение к запрету ЕС на импорт российской морской нефти и нефтепродуктов, а также к соответствующим запретам других партнеров по G7.

ЕС запретил судам ЕС перевозить российскую сырую нефть и нефтепродукты в третьи страны. Он также запретил соответствующее предоставление технической помощи, посреднических услуг или финансирования или финансовой помощи. Этот запрет не применяется, если сырая нефть или нефтепродукты приобретаются по цене на нефть или ниже ее.

Какие санкции на транспорт?

Автомобильный транспорт

ЕС запретил российским и белорусским автотранспортным операторам въезд в ЕС, в том числе для транзитных товаров.

Эта санкция направлена ​​на ограничение возможностей российской промышленности приобретать ключевые товары и препятствовать дорожной торговле как в Россию, так и из России. Тем не менее, страны ЕС могут предоставлять отступления для:

  • транспортировки энергии
  • перевозка фармацевтических, медицинских, сельскохозяйственных и пищевых продуктов
  • цели гуманитарной помощи
  • транспорт, связанный с функционированием дипломатических и консульских представительств ЕС и его стран в России или международных организаций в России, пользующихся иммунитетами в соответствии с международным правом
  • передача или вывоз в Россию культурных ценностей во временное пользование в рамках формального культурного сотрудничества с Россией

Запрет не распространяется на почтовые услуги и товары, находящиеся в пути между Калининградской областью и Россией.

Авиационный сектор

Всем российским самолетам запрещено пролетать над воздушным пространством ЕС — © AFP

В феврале 2022 года ЕС отказал в доступе в аэропорты ЕС российским перевозчикам всех видов и запретил им пролетать над воздушным пространством ЕС . Это означает, что самолеты, зарегистрированные в России или других странах и переданные в аренду или аренду гражданину или юридическому лицу России, не могут приземляться ни в одном из аэропортов ЕС и не могут летать над странами ЕС. Частный самолет, т.е. частные бизнес-джеты, включены в запрет.

Кроме того, ЕС запретил экспорт в Россию товаров и технологий авиационной и космической отрасли .

Страховые услуги, услуги по техническому обслуживанию и техническая помощь, связанные с этими товарами и технологиями, также запрещены. Аналогичные ограничения ввели США, Канада и Великобритания.

Это означает, что российские авиакомпании не могут покупать самолеты, запасные части или оборудование для своего парка и не могут проводить необходимый ремонт или техосмотр. Поскольку три четверти нынешнего парка коммерческих воздушных судов России были произведены в ЕС, США или Канаде , со временем запрет, вероятно, приведет к остановке значительной части парка гражданской авиации России, даже для внутренних рейсов.

Морской транспорт

ЕС закрыл свои порты для всего торгового флота России из более чем 2 800 судов. Однако мера не распространяется на суда, перевозящие:

  • энергоносители
  • фармацевтические, медицинские, сельскохозяйственные и пищевые продукты
  • гуманитарная помощь
  • ядерное топливо и другие товары, необходимые для функционирования гражданских ядерных сил
  • уголь

Эта мера также не затрагивает судов, нуждающихся в помощи, ищущих место убежища , или судов, заходящих в аварийный порт по причинам морской безопасности или спасения жизни на море.

Запрет коснется и судов, пытающихся обойти санкции путем смены российского флага или регистрации на флаг другого государства. Портовые власти могут определить попытку изменить флаг или регистрацию, проверив номер ИМО судна (уникальный идентификационный номер, присвоенный от имени Международной морской организации).

ЕС имеет запрет на морскую транспортировку российской сырой нефти (с 5 декабря 2022 года) и нефтепродуктов (от 5 февраля 2023 г.) в третьи страны. Он также запретил соответствующее предоставление технической помощи, посреднических услуг или финансирования или финансовой помощи. Этот запрет не применяется, если сырая нефть или нефтепродукты приобретаются по цене на нефть или ниже ее.

Как санкции влияют на банковскую систему России?

 Запрет SWIFT для российских и белорусских банков

Запрет запрещает десяти российским и четырем белорусским банкам совершать или получать международные платежи с использованием SWIFT.

Десяти российским и четырем белорусским банкам запрещено использовать SWIFT.

SWIFT — это служба обмена сообщениями, которая существенно облегчает обмен информацией между банками и другими финансовыми учреждениями. SWIFT соединяет более 11 000 организаций по всему миру.

В результате эти банки не могут ни получать иностранную валюту (поскольку перевод иностранной валюты между двумя банками обычно оформляется как перевод за границу с участием иностранного банка-посредника) , ни переводить активы за границу . Это имеет негативные последствия для экономики России и Беларуси.

Технически банки могли бы осуществлять международные транзакции без SWIFT, но это дорого, сложно и требует взаимного доверия между финансовыми учреждениями. Он возвращает платежи во времена, когда для подтверждения каждой транзакции использовались телефон и факс.

Санкции против НЦБ России

В Европейском союзе запрещены все операции с НЦБ России 9№ 0032 по управлению резервами и активами ЦБ РФ. В результате замораживания активов центрального банка центральный банк больше не может получить доступ к активам, которые он хранит в центральных банках и частных учреждениях в ЕС.

В декабре 2022 года ЕС добавил Российский банк развития регионов в список российских государственных или контролируемых организаций, на операции с которыми распространяется полный запрет.

В феврале 2022 года международные резервы России составляли 643 миллиарда долларов (579 евро).млрд). Помимо прочего, наличие резервов в иностранной валюте помогает поддерживать стабильный обменный курс собственной валюты страны.

Из-за запрета операций из ЕС и других стран предполагается, что более половины российских резервов заморожено . Запрет ввели и другие страны (такие как США, Канада и Великобритания), которые также хранят часть золотовалютных резервов России.

Следовательно, Россия не может использовать эту подушку иностранных активов для предоставления средств своим банкам и, таким образом, ограничить действие других санкций. Даже золотые запасы, хранящиеся в России, теперь, похоже, труднее продать из-за международных санкций, затрагивающих российские компании.

ЕС также запретил продажу, поставку, передачу и экспорт банкнот , номинированных в евро, в Россию. Цель состоит в том, чтобы ограничить доступ к наличным деньгам в евро для правительства России, его Центрального банка и физических или юридических лиц в России с целью предотвращения обхода санкций.

Аналогичные санкции применяются к Беларуси.

Почему ЕС ввел санкции против некоторых СМИ?

Российская Федерация ведет систематическую международную кампанию по дезинформации, манипулированию информацией и искажению фактов с целью усиления своей стратегии дестабилизации как соседних стран, так и ЕС и его государств-членов.

Вещание в ЕС пяти государственных СМИ приостановлено — © AFP

Чтобы противодействовать этому, ЕС приостановил вещание и лицензии нескольких поддерживаемых Кремлем дезинформационных СМИ:

  • Sputnik и дочерние компании
  • Russia Today и дочерние компании
  • Россия РТР / РТР Планета
  • Россия 24 / Россия 24
  • Россия 1
  • ТВ Центр Международный
  • НТВ/НТВ Мир
  • РЕН ТВ
  • Первый канал

Россия использует все эти каналы для преднамеренной пропаганды и проведения кампаний по дезинформации, в том числе о военной агрессии против Украины.

Они охватывают все средства передачи и распространения в государствах-членах ЕС или направлены на них , включая кабельное, спутниковое телевидение, интернет-телевидение, платформы, веб-сайты и приложения.

В соответствии с Хартией основных прав эти меры не помешают этим СМИ и их сотрудникам осуществлять деятельность в ЕС, кроме вещания, т.е. исследования и интервью.

ЕС также ввел санкции в отношении организаций СМИ и отдельных лиц, ответственных за пропаганду и дезинформацию.

Что НЕ делают санкции ЕС против России?

Санкции не блокируют экспорт и операции, связанные с продуктами питания и сельскохозяйственной продукцией.

Лидеры ЕС подчеркнули на Европейском совете 23-24 июня 2022 года, что Россия несет исключительную ответственность за глобальный продовольственный кризис и что санкции ЕС не нацелены на продукты питания и сельскохозяйственные продукты. Продовольственная безопасность и доступность являются ключевым приоритетом для ЕС и его государств-членов.

Санкции ЕС не влияют на продовольственную безопасность и распространяются только на двустороннюю торговлю между ЕС и Россией, а не на международную торговлю. . Любой может управлять, покупать, перевозить, обеспечивать продовольствием и удобрениями, поступающими из России.

Ограничения на ввоз некоторых калийных удобрений в рамках санкций ЕС распространяются только на продукцию, импортируемую в ЕС, и не распространяются на ее экспорт в Украину из ЕС или из России.

ЕС также сделал исключения в рамках своих санкций: хотя европейское воздушное пространство закрыто для российских самолетов, государства-члены ЕС могут разрешить пролет своего воздушного пространства российским самолетам, если это необходимо в гуманитарных целях. Государства-члены ЕС также имеют право предоставлять судам под российским флагом доступ в порты ЕС, а также предоставлять российским автомобильным перевозчикам въезд в ЕС с целью импорта или перевозки сельскохозяйственной продукции, включая удобрения и пшеницу, на которые не распространяются ограничения. .

Координирует ли ЕС санкции с другими партнерами?

Санкции более эффективны, если в них участвует широкий круг международных партнеров. В последние несколько недель ЕС тесно сотрудничал с партнерами-единомышленниками, такими как США, для координации санкций .

ЕС работает с Группой Всемирного банка, Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР), Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и другими международными партнерами, чтобы предотвратить получение Россией финансирования от таких учреждений.

Для координации этих международных усилий недавно созданная Целевая группа по российским элитам, доверенным лицам и олигархам (РЕПО) позволяет ЕС сотрудничать со странами G7 — Канадой, Францией, Германией, Италией, Японией, Великобританией и Соединенными Штатами. — а также с Австралией, чтобы обеспечить выполнение санкций.

Хотя ЕС тесно сотрудничает со многими партнерами, каждая из этих стран, не входящих в ЕС, в одностороннем порядке решает, какие санкции она будет применять.

Подпадают ли санкции ЕС под действие международного права?

Да. Все санкции ЕС полностью соответствуют обязательствам по международному праву , при соблюдении прав человека и основных свобод.

После достижения политического согласия между государствами-членами ЕС необходимые правовые акты готовятся Европейской службой внешних связей и/или Европейской комиссией и представляются в Совет для принятия.

Постановления и решения Совета, как правовые акты общего применения, обязательны для исполнения любым физическим или юридическим лицом, находящимся под юрисдикцией ЕС. Это означает любое физическое или юридическое лицо в пределах ЕС, любого гражданина ЕС в любом месте, а также все компании и организации, зарегистрированные в соответствии с законодательством государства-члена ЕС.

Как гражданское общество способствует подотчетности и правосудию

С начала незаконного вторжения России на Украину в феврале 2022 года российские военные и их марионетки совершили бесчисленное количество гнусных военных преступлений и преступлений против человечности. Доказательства свидетельствуют о бомбардировках гражданских объектов, в том числе медицинских учреждений, а также об изнасилованиях и других формах сексуального насилия, массовых убийствах и массовых захоронениях, а также уничтожении гуманитарных конвоев и коридоров. По некоторым оценкам, количество военных преступлений, о которых сообщалось на сегодняшний день, составляет более 71 000 случаев.

В последние месяцы повышенное внимание уделяется так называемым «фильтрационным» лагерям России. Процесс, которому подвергаются украинские граждане в этих местах, включает проверку («фильтрацию») путем проверки их личности, дактилоскопирования и фотографирования, обыска их вещей и телефонов и допросов, а затем, чаще всего, принудительного перемещения и депортации, в том числе детей. , из Украины на оккупированные Россией территории в Украине или в Российскую Федерацию.

Международное право не определяет конкретно преступление «фильтрации». Но фактическое насильственное перемещение и депортация гражданских лиц, в том числе детей, из Украины на оккупированные территории Украины или в Россию, государство-оккупант, является нарушением международного права и нарушением комплекса международных норм в области прав человека, а также других соответствующих уставы.

И насильственное перемещение мирных жителей из Украины в Россию или на подконтрольную России территорию — это не только нарушение закона. Российское правительство также манипулирует сообщениями о переводах в рамках своей пропагандистской машины, чтобы подпитывать целый ряд дезинформации и националистических нарративов, таких как ложная идея о том, что оно «спасает» украинцев от нацистов, которые якобы доминируют в украинском правительстве и вооруженных силах.

Гражданское общество Украины с помощью международных партнеров взяло на себя тяжелую, сложную и кропотливую работу по документированию и противодействию этой незаконной практике, о чем мы сообщаем в более широком отчете нашей организации — Центра гражданских свобод ( CCL), Фонд «Свободная Россия» (FRF) и Центр по правам человека Американской ассоциации юристов (ABA/CHR) соответственно. В отчете будут проанализированы различные аспекты системы фильтрации и рассмотрены отдельные случаи на основе международного гуманитарного права, международного уголовного права, а также международного права и стандартов в области прав человека.

Принудительные переводы на практике

Фильтрация уже использовалась российским правительством во время чеченской войны и в Украине после первоначального незаконного захвата и аннексии Крыма Россией и вторжения в восточную часть Украины в Донбассе в 2014 году.

Учитывая масштабы текущих операций по фильтрации и насильственному перемещению, украинское правительство, организации гражданского общества и международное сообщество работают над противодействием различным элементам этой незаконной практики. CCL, например, собирает и документирует данные, упорядочивает дела в базе данных и обрабатывает доказательства, которые в конечном итоге потребуются для привлечения к ответственности и справедливости в судах.

Александра Дрик из CCL процитировала несколько задокументированных случаев во время выступления в Совете Безопасности ООН в сентябре 2022 года. В апреле 2022 года, например, мужчина и его семья были задержаны и допрошены российскими военными. Узнав, что его жена жертвует деньги на поддержку украинских военных, российские солдаты назвали ее фашисткой и нацисткой и попытались отобрать у них ребенка для отправки в так называемый лагерь перевоспитания. Они напали на мужа, ударив его в область паха, и пытали его электрическим током. Мужчина также видел следы пыток, которые, по-видимому, применялись к другим до него — кровь на полу и белые куски, похожие на осколки костей. Его спасли главным образом потому, что русские хотели, чтобы он работал на них. В конце концов семье удалось бежать в Европу.

В другом случае 21-летний студент из южноукраинского портового города Мариуполя, который несколько месяцев находился в жестокой осаде, прежде чем был взят российскими войсками в мае 2022 года, пережил невообразимые страдания, когда его отец был застрелен российскими солдатами , и ему пришлось 30 дней прятаться в своем подвале, так как его родной город был разрушен, прежде чем его силой увезли через два фильтрационных лагеря (один в Донецке и один на границе с Россией) вместе с его 80-летним, больным раком бабушка. В фильтрационных лагерях у него сняли отпечатки пальцев, сфотографировали и допросили. Русские также потребовали, чтобы он сдал свой украинский паспорт, но он отказался. К счастью, через четыре дня ему удалось бежать, отправившись в Грузию, Турцию и, наконец, в Германию.

Еще один случай, на который ссылается CCL, касается 16-летнего юноши, который пытался бежать из Мелитополя на юго-востоке Украины и был задержан россиянами. Они три месяца держали его в тюремной камере без работающего туалета и заставляли смотреть пытки других заключенных и убирать кровь из камер после допросов.

Большинство случаев «фильтрации» и насильственного удаления еще предстоит полностью задокументировать или предать гласности; о многих, вероятно, даже не сообщалось. Но CCL и другие компании собирают, записывают и документируют их по мере поступления, кропотливо компилируя файлы в базу данных, часть за частью. Эксперты CCL, как и многие украинские организации гражданского общества, документирующие военные преступления, часто работают круглосуточно из-за большого количества дел. И они координируют свою работу с международным сообществом и различными украинскими государственными структурами.

Помимо сентябрьского заседания Совета Безопасности ООН по этому вопросу, ряд правительств-партнеров Украины, международных организаций и СМИ также разоблачают и привлекают внимание к практике «фильтрации». В августе 2022 года Лаборатория гуманитарных исследований Йельской школы общественного здравоохранения в рамках проекта, поддерживаемого Государственным департаментом США, опубликовала отчет о системе фильтрации в Донецкой области и ее окрестностях на востоке Украины. Их исследование показало, что Россия создала систему фильтрации за несколько недель до начала вторжения. В отчете указан 21 объект в Донецке или его окрестностях, которые составляют систему, и описаны их функции, включая регистрацию, содержание под стражей, повторный допрос и задержание.

Буквально в прошлом месяце лаборатория выпустила отчет «Системная программа России по перевоспитанию и усыновлению детей Украины». В нем говорится, что российское правительство и военные «систематически переселяли не менее 6000 детей из Украины в сеть учреждений перевоспитания и усыновления в оккупированном Россией Крыму и на материковой части России». Майкл Карпентер, посол США в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, в которую входят как Украина, так и Россия, процитировал отчет лаборатории, отметив текущий подсчет как минимум 43 фильтрационных лагерей, расположенных на территории, простирающейся от незаконно оккупированного Крымского полуострова. через Сибирь и на Дальний Восток России.

Государственный департамент США аналогичным образом изложил, как классификация задержанных работала в системах фильтрации. Задержанные были классифицированы по уровню предполагаемой угрозы, которую они якобы представляли. Задержанные, которых российские силы или их марионетки считают наиболее опасными, подвергаются длительному задержанию и пыткам на оккупированных территориях или насильно переправляются в Россию. Задержанные, которые считаются представляющими умеренную угрозу, также, вероятно, будут переведены в Россию. Задержанных, не представляющих угрозы, оформляют документально и иногда отпускают в Украине, а некоторых из этой категории до сих пор депортируют в Россию.

Тревогу забили и многие правозащитные организации. Хьюман Райтс Вотч (HRW) описала конкретные случаи фильтрации и насильственного вывоза мирных жителей Украины. Авторы одного из отчетов задокументировали доказательства, опросили 117 человек и попытались составить более полную картину последовательности событий, с которыми сталкиваются мирные жители. Отчет демонстрирует большие различия между случаями. Некоторых украинских мирных жителей заставили сесть в автобусы, других принудили «добровольно» переехать на оккупированную территорию или в Россию, чтобы впоследствии избежать предполагаемого возмездия со стороны украинской армии, в то время как другие бежали, чтобы избежать злоупотреблений и насилия со стороны оккупационных российских военных во время войны. Третьи уехали в Россию по собственному желанию, ссылаясь на ограничения военного положения, которые украинское правительство ввело со дня полномасштабного наступления России в прошлом году и с тех пор продлило. Amnesty International выразила особую озабоченность по поводу наиболее уязвимых групп населения, которые были вынуждены бежать, таких как дети, пожилые люди и люди с ограниченными возможностями.

Что происходит с гражданскими лицами Украины, насильственно переселенными в Россию?

Связанную с этим озабоченность вызывает судьба мирных жителей Украины после их насильственного перемещения и депортации в Россию: что с ними происходит, где они, в безопасности ли они, как насчет детей и уязвимых людей? Ответы на эти вопросы трудно найти из-за отсутствия каких-либо прозрачных записей, отсутствия связи, масштабов переводов и множества других проблем. Даже числовые оценки переброшенных в Россию гражданских лиц сильно разнятся от источника к источнику. На сайте Госдепартамента, отмеченном ранее, говорится, что оценки из множества источников колеблются «от 900 000 и 1,6 миллиона», в том числе «тысячи детей». Один российский правительственный сайт, РИА, явно пытаясь заявить о том, что Россия привлекает украинцев больше, чем Польша и Германия, сообщил год назад, что более 2,9 миллиона украинцев прибыли в Российскую Федерацию из Украины. Украинское правительство приводит более консервативные цифры: примерно от 100 000 до 200 000 взрослых и 14 700 детей были переведены в Россию.

Одна из наших организаций, Фонд «Свободная Россия», запустила инициативу по расследованию и сбору дополнительной информации о конкретных случаях, чтобы составить более точную общую картину. Фонд начал эту работу в 2014 году, а в прошлом году создал инициативу «Пощук-Полон» по поиску и возвращению военнопленных и мирных жителей, насильственно переброшенных из Украины в Россию. Только с прошлого года инициатива получила тысячи обращений от украинцев с просьбой помочь в поиске их близких. Из этих запросов от 5 до 7 процентов касаются пропавших без вести гражданских лиц, а остальные касаются военнопленных.

Согласно предварительным данным расследований ФРС, существует несколько сценариев того, что происходит с украинскими гражданскими лицами в России. В некоторых случаях российские власти помещают людей в следственные изоляторы или тюрьмы, что очень затрудняет отслеживание их местонахождения из-за «двойной» тюремной системы в России и отсутствия надежной связи. В «двойной» системе тюрьма неофициально разделена на одну часть, находящуюся в ведении администрации тюрьмы, и другую, скрытую часть, контролируемую службами безопасности или вооруженными силами и на которую не распространяются официальные тюремные правила. В этой неофициальной зоне условия для заключенных зачастую бесчеловечны. В любом случае электронная связь недоступна, а общеизвестно медленная и ненадежная обычная почта — единственный способ связи.

В некоторых случаях гражданские лица Украины, вынужденные переехать в Россию, рассредоточены по разным регионам и отдаленным местам по всей стране. То, как с ними обращаются, и условия, в которых они живут, сильно различаются в зависимости от разных подходов местных властей. В некоторых районах мирных жителей заставляют отказываться от украинских паспортов и вместо них выдают российские паспорта. В других местах гражданским лицам разрешено сохранять свои украинские паспорта, хотя эти документы считаются опасными и могут вызвать потенциальные проблемы, если их обнаружат власти. У многих депортированных нет возможности покинуть Россию и вернуться в Украину. Особенно тяжелая ситуация с переведенными детьми. В недавнем отчете Йельского университета о депортации детей упоминались также случаи перевода детей с инвалидностью и/или без соответствующей поддержки в Россию.

Международные правовые стандарты

Хотя в международных нормах не используется термин «фильтрация» для описания возможных нарушений, насильственное перемещение гражданских лиц, включая детей, во время международного конфликта сторонами в конфликте считается нарушением международного права, независимо от того, применяется ли международное гуманитарное право или право прав человека, и может быть наказуемо по международному уголовному праву.

Четвертая Женевская конвенция 1949 г. и Первый протокол к ней гласят, что насильственное перемещение гражданских лиц с оккупированной территории на территорию оккупирующего государства или другого государства запрещается независимо от причины. Важным элементом, определяющим нарушение, является наличие силы, т. е. передача или депортация должны быть «принудительными», тогда как согласие на передачу, если оно подлинное и добровольное, не является нарушением. Прецедентное право Международного уголовного трибунала по бывшей Югославии (МТБЮ) указывает, что, если гражданское лицо дает согласие в условиях принуждения, таких как страх перед принуждением, насилием, задержанием, злоупотреблением властью или психологическим давлением, такое согласие не будет считаться добровольным. . Примечательно, что в другом решении говорилось, что насильственное перемещение не допускается, даже если оно осуществляется под предлогом оказания гуманитарной помощи, если гуманитарный кризис вызван незаконными действиями государства-агрессора.

Фраза «депортация или насильственное перемещение населения»  определяется в соответствии с Римским статутом, учредившим Международный уголовный суд, как «насильственное перемещение затронутых лиц путем изгнания или других принудительных действий из района, в котором они находятся на законных основаниях, без разрешенных оснований». по международному праву». (Статья 7(2)(d)). Кроме того, насильственная передача детей является одним из действий, которые могут представлять собой преступление геноцида — как это определено в статье 6(е) Римского статута — когда «совершается с намерением уничтожить, полностью или частично, национальное, этническое , расовая или религиозная группа». Это также акт геноцида в соответствии со статьей 2(e) Конвенции о геноциде.

Совместный юридический анализ нарушений Россией Конвенции о геноциде, проведенный New Lines Institute и Центром Рауля Валленберга, пришел к выводу, что существуют «разумные основания полагать, что Россия несет ответственность за (i) прямое и публичное подстрекательство к совершению геноцида, и (ii) образец зверств, из которого можно сделать вывод о намерении частично уничтожить украинскую национальную группу;…» Анализ мая 2022 года также показал, что крупномасштабные насильственные перемещения украинских решение Международного Суда 2007 года о том, что «придание территории этнической однородности путем применения силы или запугивания с целью удаления лиц, принадлежащих к определенным группам, из этой области»… может иметь значение, поскольку свидетельствует о наличии конкретного намерения [уничтожить]».

Кроме того, согласно международному законодательству о правах человека, эта практика является нарушением многочисленных договорных положений, начиная от Конвенции против пыток (КПП) и заканчивая нарушением основных прав в соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах (МПГПП) и нарушением Конвенции о Права ребенка. Таким образом, независимо от того, какой свод законов применяется к случаям принудительного перемещения, Россия и ее агенты на местах в Украине нарушают основные международно-правовые обязательства.

Пути вперед

Крайне важно обеспечить ответственность и справедливость за различные преступления, совершенные в рамках продолжающейся войны России против Украины. Будь то преступление руководства в виде агрессии, военные преступления, преступления против человечности или конкретно насильственное перемещение, виновные должны быть привлечены к ответственности.

Международное сообщество должно усилить давление на российские власти, чтобы они немедленно прекратили эти незаконные действия. Тем временем жизненно важно усилить поддержку групп гражданского общества, которые работают над прекращением войны и добиваются ответственности и справедливости за преступления, совершенные на Украине и в России. Эти совместные усилия являются практическим проявлением единства и солидарности широкого международного сообщества в поддержке жертв, выживших и их семей, а также демонстрируют нашу непоколебимую решимость добиваться справедливости и ответственности за эти преступления.

(Высказанные мнения отражают точку зрения авторов. Мнения не были рассмотрены или одобрены Палатой делегатов или Советом управляющих Американской ассоциации юристов и, соответственно, не должны рассматриваться как представляющие позицию Ассоциации. или любое из его подразделений.)

 

НА ФОТО: Вячеслав Волывач (сзади в центре) и Ольга Табачук (слева), брат и мать задержанного в Запорожской области при эвакуации людей Сергея Табачука (на фото нет), сидят рядом с Игорем Талалаем (справа), Украинский свидетель российских фильтровальных центров.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *