Гк рф изменение договора: Некоторые вопросы изменения и расторжения договора в практике Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа

Содержание

Изменение и расторжение договора.

Международный еженедельник «Финансовая газета»
И. ИВАЧЕВ, юрист

В финансово-хозяйственной деятельности предприятий нередко возникает необходимость расторжения или изменения ранее заключенных договоров.
В соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых, не противоречащих законодательству условий договора. Поэтому в период действия договора стороны вправе по обоюдному соглашению как изменить, так и расторгнуть его при соблюдении условий, предусмотренных действующим законодательством.

Права и обязанности сторон

ГК РФ исходит из обязательности исполнения сторонами обязательств, принятых на себя по договору (ст. 309, 310 ГК РФ).


Изменение договора означает, что при сохранении его силы в целом то или иное условие либо некоторые из них, в том числе связанные с исполнением договорных обязанностей, формулируются по-новому. Расторжение же договора всегда приводит к его досрочному прекращению.

В соответствии со ст. 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено ГК РФ, другими законами или непосредственно заключенным договором. В Кодексе указаны способы расторжения или изменения договора, например предоставления взамен исполнения отступного (ст. 409 ГК РФ) или путем новации (ст. 414 ГК РФ).
Приоритетным с точки зрения законодательства является изменение и расторжение договора по соглашению сторон. Оно требует минимального правового регулирования.

Ограничения права на изменение или расторжение договора по соглашению сторон могут быть введены ГК РФ и другими законами.

Исходя из этого возможно включение в договор условия, запрещающего его изменение или расторжение по соглашению сторон. Однако очевидно, что основания считать упоминание о возможности запрета является излишним, поскольку даже если бы стороны и ограничили себя таким образом, то при возникновении у них обоюдного желания ничто не могло бы помешать договориться об изменении или о расторжении.

Односторонний отказ от исполнения договора

По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:
1) при существенном нарушении договора другой стороной;
2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.

В части первой ГК РФ предусмотрены некоторые общие положения, предоставляющие стороне право на односторонний отказ от исполнения договора. Таким правом обладает сторона, в отношении которой не выполнено встречное обязательство либо обстоятельства с очевидностью свидетельствуют, что оно не будет исполнено в установленный срок (ст.

328 ГК РФ). Может им воспользоваться и кредитор при просрочке должника, если в связи с этим исполнение утратило для него интерес (ст. 405 ГК РФ).

Нормы, предоставляющие сторонам право на односторонний отказ от исполнения договора, можно подразделить на две группы. К первой относятся положения ГК РФ в отношении договоров, существо которых предопределяет предоставление сторонам (или одной стороне) права отказаться от договора по их усмотрению, например по договору поручения — обеим сторонам (ст. 977 ГК РФ).

Во вторую группу входят нормы, предусматривающие такое право стороны в случаях, когда другая сторона нарушила свои обязательства, например по договору розничной купли-продажи (п. 3 ст. 495, п. 3 ст. 503 ГК РФ), договору подряда (п. 3 ст. 715, п. 3 ст. 716 ГК РФ).

Существенное изменение обстоятельств

Статья 451 ГК РФ содержит положения об изменении и расторжении договора в связи с существенным изменением обстоятельств.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора. Обстоятельства в этом случае изменяются после заключения договора настолько радикально, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях. В подобной ситуации речь идет не о невозможности исполнения договорных обязательств, а о крайней затруднительности. Исполнить договор при таких условиях в принципе возможно, но это приведет к настолько нежелательным последствиям для стороны, что теряется сам смысл вступления в договорные отношения, которые должны быть по общему правилу взаимовыгодными.

Возможность изменить или расторгнуть договор в связи с существенным изменением обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, ГК РФ связывает со строго определенными случаями, указанными в ст. 451.

Пункт 2 ст. 451 ГК РФ устанавливает, что, если стороны не достигли соглашения о приведении договора в соответствие с существенно изменившимися обстоятельствами или о его расторжении, договор может быть расторгнут, а по основаниям, предусмотренным п. 4 настоящей статьи, изменен судом по требованию заинтересованной стороны при наличии одновременно следующих условий:

1) в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет;
2) изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям оборота;
3) исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора;
4) из обычаев делового оборота или существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона.

Само по себе существенное изменение обстоятельств не служит основанием для изменения договора, если им предусмотрено или из него вытекает иное. Так, если стороны, заключая договор на длительный срок, согласились, что указанные в нем цены являются твердыми и не подлежат изменению, следует считать, что каждая из них приняла на себя риск возможного повышения или понижения цен.

Регулирование основано на той предпосылке, что при заключении договора стороны определяют его условия исходя из разумной оценки обстоятельств, в которых он будет исполняться. При этом должны учитываться состояние экономического оборота и тенденции его развития, существующие обязательные правила, которые необходимо соблюдать при исполнении договора. Например, предметом оценки могут быть уровень и тенденции: цен на товары, являющиеся предметом договора, сырье, материалы, топливо и энергию, используемые при их изготовлении; стоимости рабочей силы; налогообложения; размера транспортных тарифов.

Условия договора, определенные с учетом результатов такой оценки, отражают стремление сторон обеспечить баланс их имущественных интересов. Баланс имущественных интересов сторон может быть нарушен любым изменением обстоятельств. Однако только их существенное изменение признается основанием изменить или расторгнуть договор.

В связи с существенным изменением обстоятельств договор, как правило, расторгается, а не изменяется. Изменение договора допускается по решению суда лишь в двух случаях: 1) расторжение договора противоречит общественным интересам и 2) расторжение повлечет для сторон ущерб, значительно превышающий затраты, необходимые для исполнения договора на измененных судом условиях. При этом достаточно наличия только одного из этих двух оснований.

 
Форма соглашения

Соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев делового оборота не вытекает иное. Статья 452 ГК РФ предусматривает некоторые общие требования к форме соглашения об изменении или о расторжении договора. Она должна быть той же, что и форма соответствующего договора — устной или письменной (простой или нотариальной).

Данное правило носит диспозитивный характер. Договором может быть установлено, что соглашение сторон об изменении или расторжении договора совершается в иной форме, чем сам договор. Иная форма может вытекать также из закона, иных правовых актов или обычаев делового оборота. Так, согласно ГК РФ в качестве отказа от исполнения договора розничной купли-продажи рассматриваются конклюдентные действия покупателя, выразившиеся в неоплате товара в срок, установленный договором, предусматривавшим предоплату, или его неявка либо несовершение иных действий для принятия товара в определенный срок, когда договор предусматривал, что товар не может быть продан другому покупателю.

 
Последствия изменения и расторжения договора

Статья 453 ГК РФ устанавливает последствия изменения и расторжения договора:

  • при изменении договора обязательства сторон сохраняются в измененном виде;
  • при расторжении договора обязательства сторон прекращаются.

В случае изменения или расторжения договора обязательства считаются измененными или прекращенными с момента заключения соответствующего соглашения сторон, если иное не вытекает из соглашения или характера изменения договора, а при изменении или расторжении договора в судебном порядке — с момента вступления в законную силу соответствующего решения суда.

Если стороны достигли соглашения об изменении или о расторжении договора, то по общему правилу договор считается измененным или расторгнутым, а обязательства сторон — измененными или прекращенными с момента заключения соглашения об изменении или о расторжении договора. Этот момент следует определять с учетом положений ст. 433 ГК РФ, поскольку такое соглашение, по сути, представляет собой своеобразный договор об изменении или о расторжении договора. Однако иной подход может вытекать из соглашения или характера изменения договора.

Стороны не вправе требовать возвращения того, что было исполнено ими по обязательству до момента изменения или расторжения договора, если иное не установлено законом или соглашением сторон.

Если основанием для изменения или расторжения договора послужило существенное нарушение договора одной из сторон, другая сторона вправе требовать возмещения убытков, причиненных изменением или расторжением договора.

Договор может считаться соответственно расторгнутым или измененным при одностороннем отказе от исполнения договора полностью или частично, когда такой отказ допускается законом или соглашением сторон. Это правило сообразуется с тем, которое закреплено в ст. 310 ГК РФ, — о недопустимости одностороннего отказа от исполнения обязательств. Односторонний отказ от исполнения договора может происходить по таким договорам, как заем (ст. 811 ГК РФ), банковский счет (ст. 859 ГК РФ), а также иным договорам. Такое право неразрывно связано с юридической природой данных договоров. Оно может предусматриваться в договоре на стадии его заключения или изменения в форме заключения дополнительного соглашения (с указанием условий его осуществления).

Изменение и расторжение договора происходит в связи с существенным изменением обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора. Данное правило ст. 451 ГК РФ не является императивным. Иное может быть предусмотрено договором или вытекать из его существа. Это имеет особое значение в современных условиях быстро меняющейся конъюнктуры.

Представляется, что под обстоятельствами следует понимать находящиеся вне контроля сторон экономические (например, наличие товара на рынке, способы его поставки) и иные факторы, существовавшие на момент заключения договора. Очевидно, что исполнение такого обязательства становится экономически обременительным для одной или всех участвующих в договоре сторон.

Если стороны не достигли соглашения о приведении договора в соответствие с существенно изменившимися обстоятельствами или о его расторжении, договор может быть расторгнут, а по основаниям, предусмотренным упомянутой статьей ГК РФ, изменен судом по требованию заинтересованной стороны.

Требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии — в 30-дневный срок. При расторжении договора вследствие существенно изменившихся обстоятельств суд по требованию любой из сторон определяет последствия расторжения договора исходя из необходимости справедливого распределения между сторонами расходов, понесенных ими в связи с исполнением этого договора.

20.07.2006 01:22
Источник: http://www.klerk.ru/print.php?53897

 


Возврат к списку


Основания изменения и расторжения договора

1. Изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.

Многосторонним договором, исполнение которого связано с осуществлением всеми его сторонами предпринимательской деятельности, может быть предусмотрена возможность изменения или расторжения такого договора по соглашению как всех, так и большинства лиц, участвующих в указанном договоре, если иное не установлено законом. В указанном в настоящем абзаце договоре может быть предусмотрен порядок определения такого большинства.

2. По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:

1) при существенном нарушении договора другой стороной;

2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.

Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

3. Утратил силу с 1 июня 2015 года. — Федеральный закон от 08.03.2015 N 42-ФЗ.

4. Сторона, которой настоящим Кодексом, другими законами или договором предоставлено право на одностороннее изменение договора, должна при осуществлении этого права действовать добросовестно и разумно в пределах, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.

Положения статьи 450 ГК РФ используются в следующих статьях:
  • Статья 523 ГК РФ Односторонний отказ от исполнения договора поставки
    1. Односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450). Открыть статью
  • Статья 619 ГК РФ Досрочное расторжение договора по требованию арендодателя
    Договором аренды могут быть установлены и другие основания досрочного расторжения договора по требованию арендодателя в соответствии с пунктом 2 статьи 450 ГК РФ. Открыть статью
  • Статья 620 ГК РФ Досрочное расторжение договора по требованию арендатора
    Договором аренды могут быть установлены и другие основания досрочного расторжения договора по требованию арендатора в соответствии с пунктом 2 статьи 450 ГК РФ. Открыть статью
  • Статья 744 ГК РФ Внесение изменений в техническую документацию
    3. Подрядчик вправе требовать в соответствии со статьей 450 ГК РФ пересмотра сметы, если по не зависящим от него причинам стоимость работ превысила смету не менее чем на десять процентов. Открыть статью
  • Статья 1052 ГК РФ Расторжение договора простого товарищества по требованию стороны
    Наряду с основаниями, указанными в пункте 2 статьи 450 ГК РФ, сторона договора простого товарищества, заключенного с указанием срока или с указанием цели в качестве отменительного условия, вправе требовать расторжения договора в отношениях между собой и остальными товарищами по уважительной причине с возмещением остальным товарищам реального ущерба, причиненного расторжением договора. Открыть статью
  • Статья 1234 ГК РФ Договор об отчуждении исключительного права
    5. При существенном нарушении приобретателем обязанности выплатить правообладателю в установленный договором об отчуждении исключительного права срок вознаграждение за приобретение исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (подпункт 1 пункта 2 статьи 450) прежний правообладатель вправе требовать в судебном порядке перевода на себя прав приобретателя исключительного права и возмещения убытков, если исключительное право перешло к его приобретателю. Открыть статью
  • Статья 1287 ГК РФ Особые условия издательского лицензионного договора
    В случае отсутствия в договоре конкретного срока начала использования произведения такое использование должно быть начато в срок, обычный для данного вида произведений и способа их использования. Такой договор может быть расторгнут лицензиаром по основаниям и в порядке, которые предусмотрены статьей 450 ГК РФ. Открыть статью

Вступили в силу изменения в ГК РФ о недвижимых вещах

Главная •   Аналитика и брошюры  •   Оповещения  •   Вступили в силу изменения в ГК РФ о недвижимых вещах

«Пепеляев Групп» сообщает, что с 1 сентября 2022 года вступил в силу Федеральный закон от 21 декабря 2021 года № 430-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации» («Закон № 430-ФЗ») с относительно правового регулирования недвижимых вещей.

Закон № 430-ФЗ дополняет ГК РФ двумя новыми главами:

  • глава 6.1, посвященная недвижимым вещам; а также

  • глава 17.1, содержащая положения о праве собственности и иных вещных правах на здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, помещения и места для стоянки автомобилей.

Новые положения, в частности, уточняют правила о различных объектах недвижимого имущества и общем имуществе собственников помещений и машино-мест, предусматривают возможность сдачи в аренду частей здания и помещений, регулируют правоотношения между обладатели прав на земельный участок и находящийся на нем объект недвижимости.

Среди прочего следует обратить особое внимание на правило, запрещающее образование помещений в строящихся объектах. Вероятно, данная норма направлена ​​на изменение практики судов общей юрисдикции, признающих право собственности на такие помещения у приобретателей помещений в строящихся объектах.

Подробнее о правовых новинках, содержащихся в Законе № 430-ФЗ, читайте в этом оповещении «Пепеляев Групп».

Первоначальная редакция Закона № 430-ФЗ предусматривала его вступление в силу с 1 марта 2023 года[1]. Однако 28 июня 2022 г. был опубликован Федеральный закон № 185-ФЗ «О внесении изменений в отдельные статьи законодательства Российской Федерации» («Закон № 185-ФЗ»), который отодвинул вступление в силу изменений о недвижимых вещах к ранее дата, 1 сентября 2022 года.

О чем подумать и что делать

Принятые поправки затрагивают широкий круг участников хозяйственных операций. Рекомендуем ознакомиться с новыми положениями и учитывать их в своей текущей хозяйственной деятельности, применять при совершении или планировании сделок с недвижимостью, выработке правовых позиций по спорам, связанным с правами собственности на недвижимое имущество.

Помощь от вашего консультанта

Специалисты «Пепеляев Групп» оказывают комплексную юридическую поддержку сторонам сделок с недвижимостью.

В спектр услуг «Пепеляев Групп» входит консультирование по вопросам купли-продажи и совершения иных сделок с объектами недвижимости, анализ рисков, связанных с конкретным объектом недвижимости, представление интересов компаний при взаимодействии с государственными органами, проведение юридической экспертизы объектов недвижимости и оказание юридической поддержки в судебных спорах по недвижимости.


[1] За исключением правила, позволяющего уполномоченному органу обратиться в суд с иском о признании права муниципальной собственности на заброшенный линейный объект по истечении трех месяцев со дня постановки такого объекта на учет. Это правило вступило в силу 21 декабря 2021 года.

Что нужно знать о Федеральном законе Российской Федерации № 152-ФЗ

Государственная Дума Российской Федерации приняла Федеральный закон Российской Федерации № 152-ФЗ в июле 2006 года. Это был один из немногих законов о защите данных, действовавших до принятия Общего закона о защите данных. Регламент (GDPR) вступил в силу.

После того, как закон был принят, в него было внесено несколько поправок, чтобы обеспечить соответствие закона современным технологическим проблемам и проблемам конфиденциальности данных. Одна из поправок касается требования о локализации данных, которое требует хранения и хранения данных, принадлежащих российским гражданам, в базах данных на территории России. Это по-прежнему позволяет передавать данные через границы, если выполняются условия трансграничной передачи.

В соответствии с последним изменением 266-ФЗ, вступающим в силу с 1 сентября 2022 года, обработка персональных данных посредством договоров между субъектом данных и оператором возможна только при отсутствии в договоре условий, ограничивающих права и свободы субъектов данных.

Вот все важные вещи, которые организация должна знать для соблюдения закона:

1.

Кто должен соблюдать закон

Вот какие данные охватываются, а также географическая юрисдикция этого закона:

а. Сфера применения материала

Действие настоящего Закона распространяется на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, иные государственные органы, юридические лица или иные организации, осуществляющие сбор и обработку данных в коммерческих целях.

Однако этот закон не применяется в следующих случаях:

  • Личные данные, собранные физическими лицами для личных и семейных целей;
  • Дело Государственного архива Российской Федерации;
  • Сбор персональных данных, составляющих государственную тайну;
  • Деятельность судов в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ.

б. Территориальный охват

Действие закона распространяется на любое юридическое лицо, включая любое иностранное лицо с юридическим присутствием в России, которое осуществляет сбор персональных данных в России. Закон также распространяется на лиц, не учрежденных в Российской Федерации, если они целенаправленно направляют свою деятельность в сторону Российской Федерации и извлекают выгоду из этой деятельности.

Согласно последним изменениям в законе 266-ФЗ действие закона распространяется также на обработку персональных данных граждан Российской Федерации, осуществляемую иностранными юридическими или иностранными физическими лицами на основании договора, сторонами которого являются граждане Российской Федерации. или на основании согласия граждан России.

2. Обязанности организаций

В соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ все операторы и контролеры данных имеют определенные обязательства перед субъектами данных, чьи данные они собирают. Некоторые из этих обязательств и обязанностей включают следующее:

Требования к законному основанию

Оператор может приступить к обработке данных только на одном из следующих законных оснований:

  • Обработка данных осуществляется с согласия субъекта данных;
  • Обработка Данных необходима для достижения целей, предусмотренных международным договором Российской Федерации или законом;
  • Обработка данных осуществляется в связи с привлечением лица к участию в конституционном, гражданском, административном, уголовном судопроизводстве, рассмотрении дел в арбитражных судах;
  • Обработка данных необходима для исполнения полномочий федеральных органов;
  • Обработка данных необходима для исполнения судебного акта;
  • Обработка данных требуется для обработки договора, по которому субъект данных является выгодоприобретателем или поручителем;
  • Обработка данных необходима для профессиональной деятельности журналиста и/или законной деятельности средств массовой информации или в целях научной, литературной или иной творческой деятельности при условии, что она не ущемляет права и свободы субъекта данных ;
  • Обработка данных требуется для статистических и исследовательских целей;
  • Обработка данных необходима для защиты жизненно важных интересов субъекта данных, если невозможно получить его согласие;
  • Обработка данных для публичного доступа, предоставляемая субъектом данных по его запросу;
  • Обработка персональных данных, подлежащих опубликованию или обязательному раскрытию в соответствии с федеральными законами

Требования согласия

Согласие является одним из основных правовых оснований для обработки данных. Любое согласие, полученное от субъекта данных, должно быть:

  • Бесплатно (свободная воля субъекта данных)
  • Конкретное (конкретное и отдельное согласие для конкретных и отдельных целей обработки данных, например, согласие на публично распространяемые данные должно быть получено отдельно)
  • Информирован (перед обработкой необходимо уведомление об обработке персональных данных)
  • Добросовестный
  • Основная (внесена недавней поправкой к Закону № 266-ФЗ)
  • Однозначный (введено недавним изменением Закона № 266-ФЗ)

Субъекты данных имеют право отозвать свое согласие в любое время. В таком случае контролер/обработчик данных должен прекратить обработку персональных данных или организовать ее прекращение, и если хранение персональных данных больше не требуется для целей обработки данных, контролеры данных должны уничтожить или обеспечить их уничтожения в срок, не превышающий десяти рабочих дней с даты получения указанного запроса об отзыве данных.

Письменное согласие требуется для следующих действий по обработке данных:

  • Трансграничная передача данных из России в страны, не имеющие решения о достаточности;
  • Обработка конфиденциальных персональных данных;
  • Обработка биометрических персональных данных;
  • Обработка персональных данных для автоматизированного принятия решений;
  • Обработка или передача данных сотрудников третьим лицам;

В марте 2021 года в Федеральный закон № 152-ФЗ были внесены дополнительные поправки, которые ввели новые требования о согласии на «публично распространяемые данные». Это особенно влияет на деятельность организаций, которые распространяют или распространяют данные субъектов данных среди неограниченного числа лиц, например, размещая такие данные на общедоступном веб-сайте.

Как таковые, на эти организации распространяются следующие обязательства по согласию, когда речь идет о таких «публично распространяемых данных»:

  • Такое согласие необходимо запрашивать отдельно;
  • Контроллеры/обработчики данных должны позволять субъекту данных выбирать категории персональных данных, которые они разрешают распространять;
  • Молчание/бездействие со стороны субъекта данных не является эквивалентом согласия на обработку персональных данных;
  • Субъект данных может запросить ограничения на передачу своих персональных данных. Данные ограничения не распространяются на получение третьими лицами доступа к их персональным данным или на обработку данных, осуществляемую в государственных, общественных и иных публичных интересах;
  • Субъект данных может отозвать свое согласие в любое время, после чего любая передача его персональных данных должна быть прекращена.

Наконец, контролер/обработчик данных должен получить прямо выраженное согласие пользователя, прежде чем отправлять ему прямые маркетинговые сообщения любого рода. Если пользователь отменяет свое согласие на получение таких сообщений, контроллер/обработчик данных должен немедленно прекратить обработку своих данных.

Поскольку лицо моложе 18 лет не может юридически дать согласие на какую-либо форму обработки данных, согласие должно быть получено от законного опекуна или родительского органа.

Требования безопасности

Закон гласит, что оператор должен принимать необходимые правовые, организационные и технические меры для обеспечения безопасности персональных данных.

В соответствии с поправками к закону 266-ФЗ контролеры данных также обязаны обеспечивать принятие операторами данных необходимых мер для защиты персональных данных и обеспечения конфиденциальности.

Требования к уведомлению о нарушении данных

С 1 сентября 2022 года операторы данных должны уведомлять Роскомнадзор о нарушениях безопасности в отношении персональных данных, если инцидент привел к незаконной или случайной передаче персональных данных. Передача персональных данных означает предоставление, распространение или доступ к данным.

  • В случае незаконной или случайной передачи данных уведомление должно быть сделано в течение 24 часов с момента обнаружения инцидента. Уведомление должно как минимум содержать информацию о предполагаемых причинах, которые привели к нарушению прав субъектов данных, предполагаемом вреде и мерах по его устранению.
  • В течение 72 часов должно быть сделано уведомление о результатах внутреннего расследования выявленного инцидента и любой информации о лицах, чьи действия привели к инциденту.

Требование к сотруднику по защите данных

Организации должны нанимать сотрудника по защите данных (DPO) в следующих случаях:

  • Обработка данных осуществляется государственным органом;
  • Характер обработки данных, осуществляемой обработчиком/контролером данных, требует крупномасштабного мониторинга субъектов данных;
  • Обработчик/контролер данных собирает большое количество специальных категорий данных;
  • В организации работает определенное количество работников на территории Российской Федерации.

Несмотря на то, что дополнительные критерии для приема на работу DPO отсутствуют, настоятельно рекомендуется, чтобы DPO организации хорошо разбирался в Федеральном законе № 152-ФЗ, чтобы обеспечить надлежащее применение всех его положений и поправок к нему в организации. .

Оценка воздействия на защиту данных

В законодательстве нет явных требований к оценке воздействия на защиту данных. Однако закон обязывает всех операторов принимать соответствующие меры для оценки эффективности мер, принятых для защиты собранных персональных данных.

Требования к трансграничной передаче данных

Передача данных за пределы России в страны, входящие в Конвенцию Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных (Страсбургская конвенция), и другие страны, предоставляющие адекватные гарантии защиты данных в соответствии с разрешены Роскомнадзором.

Регулирующий орган Роскомнадзор отвечает за утверждение списка стран, обеспечивающих надлежащую защиту данных, несмотря на то, что они не являются участниками Страсбургской конвенции. Эти страны включают Австралию, Габонскую Республику, Израиль, Катар, Канаду, Малайзию, Монголию, Бангладеш, Новую Зеландию, Анголу, Беларусь, Бенин, Замбию, Казахстан, Коста-Рику, Корею, Мали, Нигер, Перу, Сингапур, Таджикистан, Узбекистан, Чад, Вьетнам, Республика Того, Бразилия, Нигерия, Южная Африка и Япония.

Передача данных в страны, которые либо не являются участниками Страсбургской конвенции, либо не одобрены регулирующим органом как обеспечивающие адекватную защиту, может осуществляться на одном из следующих оснований:

  • Получено письменное согласие субъекта данных
  • Передача данных предусмотрена международными договорами Российской Федерации
  • Передача данных предусмотрена федеральными законами в целях защиты конституционного строя, обороны страны и безопасности государства или для обеспечения безопасной эксплуатации транспортного комплекса
  • Передача данных предназначена для исполнения договора, стороной которого является субъект данных
  • Передача данных осуществляется для защиты жизненно важных интересов субъекта данных или других лиц, и невозможно получить их согласие

Однако любые трансграничные перемещения могут быть запрещены или ограничены в целях защиты основ конституционного строя Российской Федерации, нравственности и здоровья населения, прав и законных интересов граждан, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Перед передачей персональных данных оператор должен провести оценку, чтобы убедиться, что предлагаемая страна имеет эти надежные механизмы защиты данных. Согласно недавней поправке 266-ФЗ, которая вступает в силу с 1 сентября 2022 года, оператор данных должен уведомить регулирующий орган о намерении осуществить трансграничную передачу данных.

Также контролеры данных, осуществляющие сбор персональных данных граждан Российской Федерации, обязаны обеспечить запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение и извлечение персональных данных с использованием баз данных, расположенных на территории Российской Федерации. Данное требование по локализации данных распространяется на иностранные организации, осуществляющие целенаправленную деятельность на территории Российской Федерации и осуществляющие сбор персональных данных граждан Российской Федерации.

3. Права субъектов данных

Как и все другие основные законы о защите данных в мире, Федеральный закон № 152-ФЗ гарантирует всем пользователям или субъектам персональных данных определенные права и контроль над своими данными. Права субъекта данных могут быть реализованы при определенных обстоятельствах и имеют исключения. Эти права включают следующее:

a. Право на доступ к персональным данным

Все субъекты данных имеют право на доступ ко всем персональным данным, собранным организацией.

Кроме того, субъект данных может запросить доступ к следующей информации:

  • Подтверждение обработки данных оператором;
  • Правовые основания и цель обработки данных оператором;
  • Методы, используемые при обработке данных оператором;
  • Контактная информация оператора;
  • Источник собранных данных;
  • Срок обработки данных, в том числе срок их хранения;
  • Порядок осуществления прав субъекта данных;
  • Информация о любых трансграничных передачах данных, были ли данные субъекта данных частью каких-либо трансграничных передач;
  • Контактная информация лица, осуществляющего обработку данных от имени оператора

В соответствии с последними изменениями в законе на запросы о доступе к данным необходимо ответить в течение десяти рабочих дней.

б. Право на исправление и удаление персональных данных

Все субъекты данных имеют право потребовать от оператора исправления, блокировки или уничтожения их персональных данных, если собранные данные с тех пор устарели, неполны или устарели. Субъект данных также может воспользоваться правом на удаление данных, если данные больше не нужны для его целей.

в. Право субъектов данных в отношении принятия решений исключительно на основе автоматизированной обработки их персональных данных

Субъект данных может потребовать от оператора прекратить использование автоматизированного принятия решений на основе собранных им данных, если он считает, что его права или интересы нарушаются.

д. Права субъектов данных, если их персональные данные обрабатываются в целях продвижения товаров на рынке

Оператор может собирать персональные данные субъекта данных для целей прямого маркетинга, если он получил предварительное согласие от субъекта данных. Это может включать продвижение товаров, работ и услуг на рынке.

Субъект данных может потребовать от оператора прекратить отправку ему любых таких сообщений или материалов. Оператор должен немедленно прекратить свою деятельность по прямому маркетингу в отношении субъекта данных после того, как будет сделан такой запрос. Если хранение данных больше не требуется для целей, для которых данные были собраны, организации должны уничтожить данные или обеспечить их уничтожение в срок, не превышающий тридцати дней с даты получения запроса на отзыв субъектом данных.

Однако в соответствии с изменением 266-ФЗ, вступающим в силу с 1 сентября 2022 года, оператор данных обязан прекратить обработку персональных данных в течение 10 рабочих дней с момента получения оператором запроса.

эл. Права в отношении публично распространяемых данных

Для распространения или разрешения распространения персональных данных неограниченному кругу лиц требуется согласие субъекта данных. Такое согласие должно быть получено отдельно от других видов согласия.

4. Регулирующий орган

Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) является основным надзорным органом, обеспечивающим соблюдение закона о конфиденциальности данных в стране. Является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в соответствии с положениями Федерального закона «О персональных данных».

5. Штрафы за несоблюдение

В марте 2021 года внесены изменения в штрафные санкции, связанные с несоблюдением Федерального закона № 152-ФЗ со стороны обработчиков или контролеров данных.

Закон предусматривает компенсацию морального вреда и наложение административных штрафов за нарушение требований локализации данных, нарушение законодательства о защите данных или неполучение согласия в соответствии с требованиями.

От минимальной до максимальной суммы, которая может быть присуждена, составляет:

  • Штраф для граждан составляет от двух тысяч до шести тысяч рублей
  • Штраф на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей
  • Штраф на юридических лиц — от шестидесяти тысяч до ста тысяч рублей

Повторное совершение административного правонарушения влечет наложение следующих административных штрафов:

  • Штраф на граждан в размере от четырех тысяч до двенадцати тысяч рублей
  • Штраф на должностных лиц от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей
  • Штраф на индивидуальных предпринимателей — от пятидесяти тысяч до ста рублей
  • Штраф на юридических лиц составляет от ста до трехсот тысяч рублей.

6. Как организация может применять закон

Для организаций часто недостаточно просто знать свои обязанности и обязанности. О соблюдении закона зачастую легче сказать, чем сделать, поскольку может возникнуть множество сложностей. К счастью, многие из этих проблем можно решить, если у организации есть сильная база для работы. Следовательно, вот несколько способов, которыми организация может операционализировать закон:

  • Иметь политику конфиденциальности, которая легко понятна и эффективно сообщает обо всех обязательствах организации и правах субъектов данных;
  • Наймите компетентного DPO, который разбирается в законах и может дать совет по обеспечению соответствия методов сбора данных организации закону;
  • Обеспечить четкое осознание всеми сотрудниками и персоналом своих обязанностей в соответствии с законом;
  • Проводите регулярные оценки воздействия защиты данных, а также упражнения по сопоставлению данных, чтобы обеспечить максимальную эффективность ваших усилий по обеспечению соответствия требованиям;
  • Незамедлительно уведомлять соответствующие органы и затронутых субъектов данных о любой утечке данных.

7. Как Securiti может помочь

Пользователи теперь более осведомлены и бдительны в отношении веб-сайтов или организаций, собирающих данные о них в любой форме в Интернете. Кроме того, почти в каждой крупной стране в настоящее время действует или находится в стадии разработки закон о защите данных. Это означало, что организациям пришлось изменить и развить свои методы сбора данных, чтобы обеспечить выполнение своих юридических обязательств без потери доверия пользователей.

Однако из-за огромного количества задействованных данных большинство организаций могут счесть эту геркулесову задачу достаточно пугающей. Вероятность ошибки крайне мала, а любые нарушения строго наказываются.

Здесь Securiti может помочь.

Securiti является лидером на рынке решений для управления данными и соответствия требованиям. К ним относятся, среди прочего, роботизированное выполнение DSR, сопоставление данных и управление нарушениями.

Запросите демонстрацию сегодня, чтобы узнать, что еще может предложить Securiti и как это может помочь вам в соблюдении Федерального закона № 152-ФЗ.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *