Формы собственности на лесные участки: ЛК РФ Статья 8. Право собственности на лесные участки \ КонсультантПлюс

4.2. Формы собственности

Согласно ст. 19 Лесного кодекса РФ, лесной фонд и леса, расположенные на землях обороны, находятся в федеральной собственности /3/. Российской Федерации, как собственнику, принадлежит права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Гражданский кодекс РФ в ст. 129 определяет, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом, осуществляется их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей природной среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц /44/.

Собственник в лице государства несет бремя затрат на охрану, защиту, воспроизводство и организацию рационального использования принадлежащих ему объектов лесных отношений и имеет право на получение доходов от использования лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд.

Гражданам и юридическим лицам право собственности разрешено только на древесно-кустарниковую растительность, расположенную на земельном участке, находящемся в собственности гражданина или юридического лица (ст.

20 ЛК РФ) /3/. На рис. 1 приведены формы собственности, существующие в Российской Федерации для объектов лесных отношений.

Государственная

Частная

Федеральная

(Лесной фонд и расположенные на землях обороны леса_ абз. 1 ст. 19 ЛК РФ

Субъектов РФ

(Допускается передача части лесного фонда в собственность субъектов в соответствии с федеральным законом) абз. 2. ст. 19 ЛК РФ

Граждан и юридических лиц

(На древесно-кустарниковую растительность, если земельный участок принадлежит им на праве собственности) абз. 1 ст. 20 ЛК РФ

Рис. 1.Форма собственности на объекты лесных отношений

В настоящее время в Российской Федерации распространены только две формы собственности на объекты лесных отношений: государственная и частная. Пока не определена форма собственности на леса, расположенные на землях городских поселений. Она должна регламентироваться соответствующим федеральным законом.

Представляя собой общественные экономические отношения по поводу присвоения или отчуждения, собственность на леса выступает в определенной форме и виде, содержание которых определяется в зависимости от господствующего в данном обществе способа производства, уровня и потребностей развития производительных сил. Форма собственности на леса означает их принадлежность к определенным субъектам единой, общей природы, наделенных правами и несущих обязанности в соответствии с лесным законодательством и иными законами. Таким образом, можно назвать для российских условий государственную и муниципальную формы публичной собственностью на леса. Для стран, имеющих частные леса, появляется соответственно частная форма собственности и могут иметь место иные формы.

В рамках одной формы собственности на леса могут быть различные виды собственности. Вид собственности можно характеризовать как принадлежность лесов к различным, но однотипным группам субъектов в рамках какой-либо формы собственности. В связи с этим можно выделить для государственной формы собственности на леса следующие ее виды: федеральная собственность, собственность субъектов федерации и их совместная собственность; для частной формы собственности на леса: собственность граждан и юридических лиц; для муниципальной формы собственности на леса: собственность городов, сельских населенных пунктов, административных районов и т.д. На практике происходит взаимопроникновение различных видов собственности, переход от одной формы к другой.

Статья 8 ЛК РФ с комментариями

1. Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

2. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.

1. В соответствии с ч.1 комментируемой статьи лесные участки в составе земель лесного фонда, к которым относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, — вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие), находятся в федеральной собственности, что также продублировано в ст. 3 ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации». По мнению М.Ю.Тихомирова, установление федеральной собственности на лесные участки земель лесного фонда является одним из положительных моментов нового ЛК РФ.

________________
Тихомиров М.Ю. Основные новеллы лесного закона // Право и экономика. 2007. N 2.

В подтверждение данному мнению ряд авторов полагает, что «федеральная собственность на леса служит весомой гарантией выполнения государством своей обязанности по соблюдению и защите прав граждан России на благоприятную окружающую среду, о чем говорится в статьях 2 и 42 Конституции РФ. Федеральная собственность на леса создает наилучшие юридические предпосылки для выполнения Россией своих международных обязательств экологического характера. После Конференции ООН по окружающей среде и развитию (ЮНСЕД) 1992 года Россия принимает участие в Хельсинкском процессе, Монреальском семинаре по неистощительному управлению лесами умеренной и бореальной зон (1993 год), заседаниях Межправительственной рабочей группы по лесам мира (1994 год), созванной Канадой и Малайзией. Проводились диалоги в Олимпии по критериям и индикаторам сохранения и управления лесами умеренной и бореальной зон (1994 год). Кроме того, Россия стала одним из спонсоров Монреальского процесса. При заключении Международного соглашения по тропической древесине (январь 1994 года) Россия стала одной из 24 стран-потребителей, которые обязались к 2000 году перейти к неистощительному управлению своими собственными лесами. Россия также подписала Рамочную конвенцию по изменению климата и Конвенцию по биоразнообразию».

________________
URL: http://ulpressa.ru/2012/02/24/igor-kornilov-o-prave-grazhdan-na-les/
Однако в последние годы не раз поднимался вопрос об установлении частной собственности на леса. Так, по мнению некоторых авторов, во-первых, «лесной участок из состава земель лесного фонда может быть приватизирован в два шага, по мере изменения его целевого назначения и перевода в иную категорию земель, например, земель населенных пунктов, земель специального назначения, и этот путь вполне вероятен, учитывая снятие законодательных ограничений перевода земель лесного фонда в земли других категорий. Во-вторых, по установленному ЛК РФ правилу, к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные ГК РФ, если иное не установлено ЛК РФ. По смыслу ст. 624 ГК РФ, при условии отсутствия в ЛК РФ запрета на выкуп арендованных лесных участков — а такого запрета нет — в договоре аренды может быть предусмотрено, что арендованное имущество (лесные участки) переходит в собственность арендатора по истечении срока аренды или до его истечения при условии внесения арендатором всей обусловленной договором выкупной цены».

________________
Васильева М.И. Правовое регулирование лесных отношений в новом Лесном кодексе РФ// Журнал российского права. 2007. N 1.

Полагаем, что вряд ли можно обосновать экономическую целесообразность установления частной собственности на лесные участки из состава земель лесного фонда. Вековой опыт регулирования отношений частной собственности на леса во многих странах, в том числе и в нашей стране до революции 1917 года, свидетельствует о том, что ответ на этот вопрос будет отрицательным. Учитывая естественные природно-экономические свойства леса как природного объекта, установление права частной собственности на леса нецелесообразно. Это объясняется тем, что процесс лесовосстановления обусловлен очень длительными сроками выращивания леса, нередко превышающими пределы человеческой жизни. Капитал, затраченный на приобретение лесов и ведение в них хозяйства, приносит прибыль лишь по истечении 100-150 лет. Поэтому именно рубка леса, а не лесное хозяйство является исключительно выгодной для его собственника, заинтересованного в получении прибыли. Вложение средств в восстановление лесов в условиях частной собственности на землю и лес экономически невыгодно для частного собственника. Решать более или менее удовлетворительно вопросы рационального лесопользования и лесовосстановления можно только в условиях государственной собственности на леса и земли лесного фонда.

Лесное законодательство, которое сейчас действует, имеет определенное сходство с законодательством, действовавшим до революции 1917 года, в части регулирования отношений частной собственности на леса. При этом общеизвестным фактом является то, что именно частная собственность на леса в дореволюционной России была причиной катастрофического истощения лесов, ухудшения состояния лесных ресурсов страны. Негативные последствия существования частной собственности на состояние лесов освещались в юридической литературе.

________________
Полянская Г.Н. Право государственной собственности на леса в СССР. М., 1959.

2. Согласно положениям ч.2 комментируемой статьи, формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.

Таким образом, в ЛК РФ закреплено четкое разграничение права собственности:
— на лесные участки в составе земель лесного фонда — они могут находиться только в федеральной собственности;
— на лесные участки в составе земель иных категорий — конкретная форма собственности определяется в рамках норм земельного законодательства, в частности, гл.3 «Собственность на землю» ЗК РФ. В данном случае речь идет о частной собственности (собственности граждан и юридических лиц), государственной (собственность Российской Федерации и субъектов РФ) и муниципальной (собственность муниципальных образований).

Консультации и комментарии юристов по ст 8 ЛК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 8 ЛК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Статистика владения лесами — Национальная ассоциация государственных лесников

КОМУ ВЛАДЕЮТ ЛЕСА АМЕРИКИ?

Около 7,5% мировых лесов находится в США; и все вместе леса США покрывают более 800 миллионов акров. В США существует три основных вида собственности на леса: федеральная, государственная и частная. Федеральные агентства и агентства штата управляют государственными землями для множества целей, включая сохранение, производство и отдых.

Федеральное правительство владеет и управляет

238,4 млн акров (96,5 млн га), состоящих из земель Лесной службы Министерства сельского хозяйства США (145,2 млн акров или 58,7 млн ​​га), земель Бюро управления земельными ресурсами (38,1 млн акров или 15,4 млн га). ) и другие земли, находящиеся в ведении Службы национальных парков США и Министерства обороны (55,1 млн акров или 22,3 млн га).

Правительства штатов, округов и муниципалитетов владеют и управляют 82,7 млн ​​акров (33,4 млн га).

Частные лица владеют и управляют 445 млн акров (180,1 млн га), состоящих из частной корпоративной собственности (147,4 млн акров или 59,2 млн га) и частной некорпоративной собственности (297,6 млн акров или 120,4 млн га).

Знаете ли вы? Более 50% лесных угодий США принадлежат и управляются более чем 10 миллионами частных владельцев. Большая часть этой земли находится в семейной и индивидуальной собственности, а средний размер участка составляет менее 25 акров. Эти владельцы представляют разнородную группу людей, у которых есть много причин владеть своими лесами. Вы можете найти больше статистических данных о собственности на лесные угодья, в том числе упомянутые выше, нажав здесь.

ПОЗНАКОМЬТЕСЬ С СЕМЕЙНЫМИ ВЛАДЕЛЬЦАМИ ЛЕСНЫХ УГОДОВ

Некорпоративные, индивидуальные и семейные лесные владения контролируют 39% лесных угодий в США, за исключением внутренних районов Аляски. По оценкам, 93% этих семейных лесных угодий занимают участки площадью 10 и более акров, но большинство (62%) семейных владельцев лесных угодий владеют участками размером от 1 до 9 акров. По всей стране (за исключением внутренних районов Аляски) насчитывается около 3,7 миллиона семейных владельцев лесных угодий площадью более 10 акров, которые в совокупности владеют 253 миллионами акров леса, или 34% лесов США.

Последний отчет Национального опроса владельцев лесных угодий, опубликованный в феврале 2021 года, дает представление о том, как выглядят «семейные владельцы лесных угодий». По словам респондентов опроса, наиболее распространенными причинами владения семейными лесами являются «наслаждение красотой или пейзажем», «защита или улучшение среды обитания диких животных», «защита природы или биологического разнообразия» и «уединение».

Практика управления лесным хозяйством используется во многих семейных лесах, но письменные планы управления, получение профессиональных консультаций за предыдущие пять лет и участие в программах помощи встречаются относительно редко. Наиболее распространенные опасения семейных лесовладельцев включают «высокие налоги на недвижимость», «сохранение земли в неприкосновенности для будущих поколений» и «незаконное проникновение или браконьерство». Дополнительные результаты отчета об опросе подробно описаны здесь, в блоге NASF.

Как классифицируются леса в США?

В Соединенных Штатах есть некоторые покрытые лесом земли, предназначенные специально для производства, и другие, предназначенные для сохранения; однако многие лесные угодья считаются многоцелевыми лесными угодьями, которые управляются и используются для сочетания производства, отдыха, среды обитания и эстетики (US FS-1036, август 2014 г.).

Признанные лесные угодья, используемые для производства , занимают 521,4 миллиона акров (211 миллионов гектаров).

Заповедные леса, которые охраняются и не используются для заготовки древесины, покрывают 74,2 миллиона акров (30 миллионов гектаров), не включая некоторые охраняемые территории, такие как национальные бездорожные леса.

Прочие леса , такие как редколесья, кустарниковые леса и городские леса, занимают 187,8 миллионов акров (76 миллионов гектаров).

Знаете ли вы?  Программа инвентаризации и анализа лесов (FIA) является одной из самых надежных и давно действующих национальных систем инвентаризации и анализа лесов в мире. FIA непрерывно работает с 1930, где каждые пять лет публикуется самая актуальная информация о состоянии и продуктивности лесов в каждом штате. Он использует новейшие технологии для сбора данных с помощью дистанционного зондирования и полевых работ в сотрудничестве с государствами, промышленностью, академическими кругами и частными партнерами-землевладельцами. Вместе партнеры FIA собирают данные о более чем 355 000 участков государственных и частных земель в девяти часовых поясах, от Гуама до Карибских территорий США.

Планы действий в отношении лесов:

РУКОВОДСТВО ПО ЛЕСАМ

План действий в отношении лесов вашего штата включает в себя углубленный анализ состояния лесов и тенденций в вашем регионе. В совокупности планы действий штатов в отношении лесов составляют дорожную карту управления лесами в национальном масштабе.

НАЙТИ СОСТОЯНИЕ

Клавиатурная навигация

Отключить анимацию

Контраст

Увеличить текст

Уменьшить текст

Читаемый шрифт

Отметить заголовки

Выделите ссылки и кнопки

Кому принадлежат леса и как они управляются?

Читать резюме

  • EN : Кому принадлежат леса и как они управляются?
  • DE : Wem gehören die Wälder und wie werden sie bewirtschaftet?
  • ES : ¿A quién pertenecen los bosques y cómo se gestionan?
  • FR : Что касается лесов и комментирует ли они ?
  • IT: A chi appartengono le foreste, e come sono gestite?

Авторы: Герхард Вайс (Сеть исследований лесной политики EFI), Бернхард Вольфсленер (EFI), Ивана Живойинович (Сеть исследований лесной политики EFI).

Европейские леса принадлежат примерно 16 миллионам частных и государственных лесовладельцев. В ЕС около 60% площади лесов находится в частной собственности, а 40% — в государственной. Государственные леса принадлежат муниципалитетам, региональным или национальным правительствам, последние часто рассматриваются как «государственные леса».

Владельцами частных лесов могут быть традиционные, непромышленные формы частной собственности, включая семьи, фермы, сельские общины, церкви и аристократические поместья. Промышленные частные собственники включают компании лесной промышленности, т.е. тех, кто производит целлюлозу и бумагу. Существуют также определенные типы, которые не являются полностью частными или государственными, например, леса, находящиеся в общей собственности местных жителей, или фермерские хозяйства, которые восходят к историческим формам собственности, когда части лесных ресурсов широко используются и управляются местными сообществами. Есть также более новые примеры, вызванные социальными движениями, когда леса приобретаются совместно местными группами для управления ими на благо общества.

В целом размеры собственности варьируются от менее одного гектара до нескольких миллионов гектаров. Однако почти 90% частных лесовладений имеют площадь менее 10 га, а многие даже намного меньше. В частности, в некоторых странах Восточной и Юго-Восточной Европы частные лесные владения составляют всего около 1 га в среднем по всей стране (Болгария, Сербия, Хорватия, Польша). Крупные лесные массивы могут принадлежать государственным правительствам, церквям, аристократическим семьям или фондам, промышленным компаниям или инвесторам (ЕЭК ООН и ФАО, 2020; FOREST EUROPE, 2020; Pulla et al., 2013; Weiss et al., 2019).; Фико и др., 2019).

В связи с различными историческими, правовыми и социальными обстоятельствами формы государственной и частной собственности сильно различаются в Европе. Например, в Северной Европе около 70% лесов находятся в частной собственности, а в Юго-Восточной Европе около 90% находятся в государственной собственности. В то время как частная собственность явно доминирует в западноевропейских регионах, в Восточной Европе все наоборот (см. рис. 1). Кроме того, степень прав собственности, предоставляемых владельцам конкретными национальными правовыми системами, сильно различается, с градиентом большей свободы владельцев в управлении лесами в западноевропейских странах и более правовых ограничений в Восточной Европе. Во всех странах лесное законодательство направлено на сохранение лесных угодий как лесов и их устойчивое управление. Различия в основном связаны со свободой владельцев в планировании управления и принятии решений по уходу и лесозаготовительным мероприятиям и, наоборот, степени надзора со стороны властей (Nichiforel et al., 2020).

Рисунок 1: Распределение частной и государственной собственности в Европе (красный — сильный частный, желтый — сильный государственный) (Pulla et al., 2013)

Площадь лесов увеличивается в большинстве стран как в государственной, так и в частной собственности , в основном за счет облесения. Одним из основных изменений в собственности за последние десятилетия была реституция национализированной земли ее бывшим муниципальным, церковным или частным владельцам в большинстве стран Восточной Европы после смены системы 30 лет назад. В большинстве бывших социалистических стран это был длительный процесс, который в некоторых странах еще не завершен (ЕЭК ООН и ФАО, 2020).

Многочисленные социальные и политические события приводят к различным типам изменений в формах собственности, таким как структурные изменения в сельском хозяйстве, урбанизация, изменения в образе жизни, а также реституция, приватизация и децентрализация. При отказе от мелких ферм сельскохозяйственные угодья обычно продаются другим фермерам, но леса часто остаются в семье и переходят во владение несельскохозяйственных владельцев, ведущих городской образ жизни. Приватизация государственных лесов частными владельцами происходит в ряде европейских стран, особенно в странах Балтии. Децентрализация государственного управления лесами произошла в некоторых странах Юго-Восточной Европы и в Великобритании, где юридическая ответственность также была возложена на региональные правительства.

В последнее время вопросу о собственности на леса уделяется все больше внимания в исследованиях и политике (Weiss et al. , 2019; Ficko et al., 2019). Растет осознание того, что для ряда нерешенных текущих вопросов лесной политики и управления решающим фактором является поведение собственников. Это верно для целей политики во многих странах, направленных на более эффективное использование устойчивого урожая древесины из лесов в качестве сырья для лесной промышленности. Ценности и цели владельцев лесов также важны, когда речь идет о сохранении биоразнообразия, особенно в комплексных концепциях сохранения, которые направлены на сочетание производства древесины и охраны природы. Наконец, вызовы меняющегося климата требуют от собственников относительно быстрой реакции при приспособлении своих лесов к новым климатическим условиям.

Цели и мотивы лесовладельцев управлять своими лесами существенно различаются в зависимости от размера леса, их связи с собственностью, их предпочтений в отношении экономических, экологических и социальных ценностей, а также их способности реагировать на рыночные тенденции. Региональные условия и инфраструктура (например, есть ли лесная или энергетическая промышленность, использующая древесину) также, вероятно, окажут серьезное влияние. Таким образом, тип и размер лесных владений, а также региональные условия влияют на то, как осуществляется управление лесами, а также на продукты и услуги, предоставляемые обществу. В то время как государственные лесовладельцы, как правило, активно управляют своими лесами в соответствии с политическими, общественными и деловыми целями, в частных лесах существуют большие различия, особенно в мелкомасштабной собственности на леса. Это может варьироваться от активного участия в рынке до самообеспечения за счет продуктов леса, резерва для семейных инвестиций, альтруистических мотивов до полного отсутствия управления. Владельцам очень небольших земельных участков часто не хватает знаний, навыков, способностей и интереса к управлению лесным хозяйством. Важным аспектом является урбанизация собственников, т.е. небольшая или отсутствующая связь этих владельцев со своими лесами, некоторые живут далеко от своего леса, некоторые даже не знают, что они являются лесовладельцами. Это верно как для стран Западной Европы (например, унаследованные леса, принадлежащие городскому населению), так и для стран Восточной Европы, где владельцы реституированных лесов часто не имеют обязательств перед принадлежащей им собственностью.

Поэтому важно, но также и трудно достучаться до лесовладельцев для общих целей лесной политики, в частности, более фрагментарной становится собственность на леса. Фрагментация часто приводит к экономической неэффективности управления лесным хозяйством (более высокие затраты на лесозаготовку и транзакционные издержки), сдерживанию инвестиций в устойчивые методы ведения лесного хозяйства и более серьезным проблемам управления, связанным с предоставлением экосистемных услуг, включая дикую природу, воду, возможности для отдыха и защиту почвы. Отсутствие активного управления производством древесины может означать рост ценности биоразнообразия лесов, но также может означать повышенные риски беспокойства, такие как вредители и болезни, повреждение ветром или лесные пожары. Для устранения этих недостатков используются различные подходы, в том числе стимулы для совместного управления более мелкими частными лесовладельцами, которые часто принимают форму ассоциаций частных лесовладельцев, кооперативов, инициатив по сертификации лесов и поддержки со стороны консультативных служб. Эти структуры нацелены на поддержку частных лесовладельцев путем представления совместных интересов и/или доступа к услугам по управлению лесным хозяйством и маркетингу древесины. Некоторые из них имеют давние традиции, некоторые являются новыми и новаторскими, и существуют значительные географические и культурные различия в формах и ролях этих организаций (ЕЭК ООН и ФАО, 2020).

Разнообразие владельцев лесов часто рассматривается как препятствие для достижения целей лесной политики, но оно также представляет собой богатство, поскольку мозаика подходов к управлению (например, биоразнообразие на уровне ландшафта) может повысить устойчивость лесов и помочь обеспечить более разнообразный набор услуг лесных экосистем, чем при «однородных» лесовладельцах. Доход, полученный от лесопользования, распространяется на большое количество семей и отдельных лиц в обществе (часто отличается от дохода, полученного, например, от добычи угля, нефти или газа). (см. вопрос 9о вкладе лесопользования в региональное экономическое процветание и занятость).

Взаимосвязь между формой собственности, подходом к управлению лесами и политикой имеет фундаментальное значение для понимания и формирования лесного хозяйства, но имеющиеся знания о собственности на леса в некоторых регионах ЕС довольно ограничены как официальными данными, так и исследованиями. Например, различные национальные статистические и учетные системы, содержащие большое количество информации, потребуют перевода и калибровки, чтобы можно было проводить сопоставления между странами. В отличие от существующего хорошего понимания поведения традиционных лесовладельцев, в большинстве стран гораздо меньше знаний о других типах лесовладельцев с их специфическими мотивами и предпочтениями.

Ссылки

Фицко, А; Лидестав, Г; Дубхайн, А.Н.; Карппинен, Х; Живойинович, И.; Вестин, К. (2019). Европейские типологии частных лесовладельцев: обзор методов и использования. Лесная политика и экономика; 99: 21-31.

ЛЕСНАЯ ЕВРОПА (2020). Доклад о состоянии лесов Европы, 2020 г. Группа по связям, Братислава.

Ничифорел, Л; Деффик, П; Торсен, Б.Дж.; Вайс, Г.; Худжала, Т; Кири, К.; Лоуренс, А; Авдибегович, М; Добсинская, З; Фелисиано, Д.; Горриз-Мифсуд, Э; Хугстра-Кляйн, М.; Гриб, М; Ярский, В; Йодловски, К.; Лукмине, Д; Маловрх, ИП; Неделькович, Дж.; Ноник, Д; Остоич, СК; Пукалл, К.; Рондо, Дж.; Самара, Т; Сарвасова З.; Скрибан, RE; Силингиене, Р; Синко, М; Стояновская, М; Стояновский, В; Стоянов, Т; Тедер, М; Веннесленд, Б; Вильгельмссон, Э; Уилкс-Аллеманн, Дж.; Живойинович, И; Буро, Л. (2020). Два десятилетия изменений лесного законодательства в европейских странах анализируются с точки зрения прав собственности ЛЕСНАЯ ПОЛИТИКА ЭКОН. Том 115, июнь 2020 г., 102146.

Пулла, П., Шук, А., Веркерк, П.Дж., Лассер, Б., Марчетти, М., Грин, Т. (2013). Картирование распределения собственности на леса в Европе. Технический отчет EFI 88. 92 стр.

ЕЭК ООН и ФАО (2020). Кому принадлежат наши леса? Право собственности на леса в регионе ЕЭК; ECE/TIM/SP/43, ИЗДАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ, Женева; ISBN 978-92-1-004828-6

Вайс, Г.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *