Финансовое оздоровление вводится на срок: Страница не найдена \ КонсультантПлюс

Жукова Особенности финансового оздоровления при банкротстве крестьянского (фермерского) хозяйства

Выпуск 3 (17) 2012

УДК 347.736

Т.М. Жукова

Кандидат юридических наук, доцент кафедры предпринимательского права
Пермский государственный национальный исследовательский университет
614990, г. Пермь, ул. Букирева, 15
E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

В статье рассмотрены особенности процедуры финансового оздоровления при банкротстве крестьянского (фермерского) хозяйства. Анализируются нормы действующего закона о банкротстве о проведении финансового оздоровления КФК: основания и последствия введения, характеристика плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности, основания прекращения процедуры.


Ключевые слова: финансовое оздоровление; банкротство крестьянского (фермерского) хозяйства; закон «О несостоятельности (банкротстве)»

Специальное регулирование банкротства крестьянских (фермерских) хозяйств (далее – КФХ) стало возможным с введением в действие Федерального закона №6-ФЗ от 8 января 1998 г.

«О несостоятельности (банкротстве)». В действующем Федеральном законе «О несостоятельности (банкротстве)» №127-ФЗ от 27 сентября 2002 г. [5](далее – Закон о банкротстве) также закреплены нормы, регулирующие особенности несостоятельности КФХ.

Замедление экономического роста в сельском хозяйстве, отсутствие условий для альтернативной занятости на селе, исторически сложившийся низкий уровень развития социальной и инженерной инфраструктуры обусловили обострение проблемы развития рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

В этих обстоятельствах создание условий для устойчивого развития сельскохозяйственного производства на основе повышения его конкурентоспособности становится приоритетным направлением аграрной экономической политики. С целью повышения инвестиционной привлекательности государством предпринимаются меры по финансовому оздоровлению сельхозпроизводителей [2].

В частности, в ст. 219 Закона о банкротстве предусмотрены особенности проведения финансового оздоровления и внешнего управления КФХ.

Данная процедура направлена на восстановление платежеспособности должника для удовлетворения требований кредиторов. Однако, в отличие от проведения процедуры финансового оздоровления в рамках банкротства юридических лиц, финансовое оздоровление для КФХ обладает рядом особенностей.

Так, главой крестьянского (фермерского) хозяйства в течение двух месяцев с момента вынесения арбитражным судом определения о введении в отношении крестьянского (фермерского) хозяйства наблюдения могут быть представлены в арбитражный суд план финансового оздоровления и график погашения задолженности. Исходя из смысла ст. 78 Закона о банкротстве следует, что данная процедура не может быть инициирована в отношении КФХ третьими лицами. Видимо, говоря о предоставлении в арбитражный суд плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности главой КФХ, законодатель имел в виду, что лицами, предоставившими обеспечение, могут быть либо члены КФХ, либо третьи лица.

В соответствии со ст. 219 и ст. 76 Закона о банкротстве можно сделать вывод, что на введение финансового оздоровления КФХ согласия кредиторов не требуется, более того, для инициирования данной процедуры должнику не требуется обращаться с соответствующим ходатайством к собранию кредиторов, должнику достаточно предоставить план финансового оздоровления и график погашения задолженности в арбитражный суд.

Вместе с тем следует определиться, необходимо ли предоставление в качестве обеспечения исполнения обязательств должника банковской гарантии (п. 3 ст. 75 ФЗ Закона о банкротстве) для введения арбитражным судом процедуры финансового оздоровления.

С одной стороны, по общему правилу арбитражный суд может ввести процедуру финансового оздоровления вопреки воле собрания кредиторов только при предоставлении третьими лицами в качестве обеспечения исполнения обязательств должника банковской гарантии (п. 3 ст. 75 Закона о банкротстве).

С другой – арбитражный суд может ввести процедуру финансового оздоровления, если осуществление мероприятий, предусмотренных планом финансового оздоровления, позволит КФХ погасить требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей в соответствии с графиком погашения задолженности (п. 2 ст. 219 Закона о банкротстве).

Следовательно, предоставление обеспечения в виде банковской гарантии для введения процедуры финансового оздоровления в отношении КФХ не требуется.

Однако возникает другой вопрос: чем будет руководствоваться суд при определении оснований для введения финансового оздоровления?

Например, в законодательстве США предусмотрено, что план реорганизации должника должен быть выполнимым [8]>. Действительно, следует согласиться с Е.К. Ращевским, который отмечает, что план не должен содержать меры, которые заведомо невозможно экономически и юридически осуществить в отношении должника [4].

Так, для оценки рисков плана финансового оздоровления следует использовать различные методы, например анализ чувствительности (определяет степень влияния изменения различных факторов на ключевые показатели эффективности плана финансового оздоровления), метод сценариев, применение экспертных оценок [1].

Однако из всех предложенных методов наиболее оптимальным для суда будет проведение экспертизы, в рамках которой будет исследована экономическая эффективность плана, определена реальная возможность восстановления платежеспособности с помощью выбранной стратегии и соблюдения графика погашения задолженности, исследован уровень рисков плана и влияния их на исполнение графика погашения задолженности и восстановление платежеспособности должника [1].

С.А. Карелина для определения эффективности плана финансового оздоровления считает возможным руководствоваться общеизвестными критериями эффективности, используемыми при оценке инвестиционного проекта: чистая текущая (дисконтированная) стоимость; коэффициент внутренней нормы прибыли; период окупаемости проекта; точка безубыточности; запас финансовой прочности.

План финансового оздоровления возможно признать эффективным и обоснованным, если общий запас финансовой прочности не ниже 30–40% от объема продаж [3].

Из изложенного следует, что суду для того, чтобы ввести процедуру финансового оздоровления, требуется оценить с помощью специальных методов эффективность представленного плана финансового оздоровления и соответствие его графику погашения задолженности.

Исполнение должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности может быть обеспечено залогом (ипотекой), банковской гарантией, государственной или муниципальной гарантией, поручительством, а также иными способами. Вместе с тем в качестве предмета обеспечения не могут выступать имущество и имущественные права, принадлежащие должнику на праве собственности или праве хозяйственного ведения. Кроме того, исполнение должником обязательств не может быть обеспечено удержанием, задатком или неустойкой (п. 1 ст. 79 Закона о банкротстве).

Сторонами соглашения о предоставлении обеспечения являются лица, его предоставляющие, а также административный управляющий, действующий в интересах кредиторов. Лица, предоставившие обеспечение несут ответственность перед кредиторами в размере стоимости имущества и имущественных прав, представленных в качестве обеспечения исполнения должником указанных обязательств.

Если осуществление мероприятий, предусмотренных планом финансового оздоровления, позволит крестьянскому (фермерскому) хозяйству погасить требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей в соответствии с графиком погашения задолженности, арбитражным судом вводится финансовое оздоровление крестьянского (фермерского) хозяйства.

Срок финансового оздоровления определяется в соответствии с п. 3 ст. 219, а не п. 6 ст. 80 Закона о банкротстве, т.е. до окончания соответствующего периода сельскохозяйственных работ с учетом времени, необходимого для реализации произведенной или произведенной и переработанной сельскохозяйственной продукции.

Если в течение периода финансового оздоровления имели место спад и ухудшение финансового состояния крестьянского (фермерского) хозяйства в связи со стихийными бедствиями, с эпизоотиями или другими обстоятельствами, носящими чрезвычайный характер, срок финансового оздоровления может быть продлен на год при условии изменения графика погашения задолженности.

В соответствии со ст. 89 Закона о банкротстве в случае удовлетворения требований кредиторов лицами, предоставившими обеспечение, их собственные требования к должнику погашаются последними после прекращения производства по делу о банкротстве либо в ходе конкурсного производства в составе требований кредиторов третьей очереди. Если, несмотря на исполнение обязательств по предоставлению обеспечения, в отношении должника вводятся последующие процедуры банкротства, требования указанных лиц вносятся в реестр требований кредиторов на общих основаниях. В случае неисполнения обязательств по предоставлению обеспечения ответственность указанных лиц наступает в общем порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

Это означает, что недостижение цели финансового оздоровления не освобождает лиц, подписавших соглашение о представлении обеспечения, от исполнения обязательств. В целом по своей правовой природе соглашение о представлении обеспечения представляет собой гражданско-правовую сделку, к которой применимы общие условия действительности сделок.

С моментом введения финансового оздоровления законодатель связывает наступление определенных правовых последствий:

– отменяются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов;

– аресты на имущество должника и иные ограничения должника в части распоряжения принадлежащим ему имуществом могут быть наложены исключительно в рамках процесса о банкротстве;

– не начисляются неустойки (штрафы, пени), подлежащие уплате проценты и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, возникших до даты введения финансового оздоровления и т. д.;

– устанавливается особый порядок предъявления требований к должнику: в рамках данной процедуры обращение кредиторов с исковыми заявлениями к должнику становится невозможным;

– приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям.

В ходе финансового оздоровления устанавливает четыре категории ограничений правосубъектности должника-КФХ:

– должник не вправе без согласия собрания кредиторов (комитета кредиторов) совершать сделки, в отношении которых у него имеется заинтересованность или которые связаны с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения прямо или косвенно имущества должника, балансовая стоимость которого составляет более 5% балансовой стоимости активов должника, а также сделки, которые влекут за собой выдачу займов (кредитов), выдачу поручительств и гарантий, а также учреждение доверительного управления имуществом должника;

– должник не вправе совершать определенные сделки без согласия административного управляющего. К ним следует отнести сделки, которые влекут за собой увеличение кредиторской задолженности должника более чем на 5% суммы требований кредиторов, уступку прав требований, перевод долга, получение займов (кредитов) и т.д.;

– сделки с предметом залога могут совершаться только с согласия кредитора, требования которого обеспечены залогом такого имущества.

План финансового оздоровления должен включать в себя положения, касающиеся общей характеристики должника, источников получения средств должником, иных мероприятий по восстановлению платежеспособности и поддержке эффективности его хозяйственной деятельности и др.

Эти мероприятия могут носить различный экономический, организационно-управленческий и информационный характер.

Содержание плана финансового оздоровления должно соответствовать графику погашения задолженности, который подписывается главой КФХ и лицом, предоставившим обеспечение. График погашения задолженности должен предусматривать погашение всех требований, включенных в реестр.

С точки зрения законодателя, график погашения задолженности – это одностороннее обязательство должника погасить свою задолженность перед кредитором в установленные графиком сроки (п. 2 ст. 84 Закона о банкротстве). По мнению М.В. Телюкиной, В.Н. Ткачева, В.И. Тара­сова, график погашения задолженности представляет собой не что иное, как одностороннюю сделку особой конструкции: «она предполагает не только обязанности для стороны, совершающей сделку, и права для третьих лиц, но и некие обязанности для третьих лиц. Эти третьи лица, кредиторы, могли способствовать введению финансового оздоровления, а могли и выступать против (если процедура введена под обеспечение) – в любом случае график предполагает обязанность кредитора воздерживаться от получения исполнения до наступления срока, указанного графиком»[6].

В соответствии с другой точкой зрения, представленной Е. Яцевой, график погашения задолженности «имеет несколько иную природу, сходную с природой мирового соглашения, поскольку имеет и черты обязательств, вытекающих из сделки, и черты обязательств, вытекающих из судебного акта» [7].

В качестве последствий его неисполнения закон предусматривает введение иной процедуры банкротства.

ГПЗ должно предусматриваться начало погашения задолженности не позднее чем через месяц после введения финансового оздоровления; во-вторых, требования всех кредиторов, включенных в реестр, должны быть удовлетворены не позднее чем за месяц до даты окончания срока финансового оздоровления; в-третьих, требования кредиторов первой и второй очереди должны быть удовлетворены не позднее чем через шесть месяцев с даты введения финансового оздоровления; в-четвертых, погашение требований должно осуществляться ежемесячно, пропорционально, равными долями в течение года с даты начала удовлетворения требований кредиторов; в-пятых, погашение требований кредиторов должно осуществляться в порядке очередности, предусмотренной ст. 134 Закона о банкротстве.

Вопрос об изменении графика погашения задолженности может быть поставлен членами КФХ, лицами, предоставившими обеспечение, а также административным управляющим. В первом случае указанные лица в течение 14 дней после наступления срока исполнения в соответствии с графиком могут либо исполнить данное обязательство, либо внести в график изменения и обратиться к собранию кредиторов с ходатайством об утверждении этих изменений. В случае если размер требований, заявленных кредиторами в ходе финансового оздоровления и включенных в реестр требований кредиторов, превысит более чем на 20% размер требований кредиторов, административный управляющий обязан не позднее чем через 14 дней с даты включения указанных требований в реестр созвать собрание кредиторов для принятия решения о внесении изменений в график погашения задолженности.

Следует обратить внимание на тот факт, что в случае неисполнения должником графика погашения задолженности в течение более чем пяти дней административный управляющий обязан обратиться к лицам, предоставившим обеспечение, с требованием об исполнении ими обязательств в соответствии с данным графиком. Денежные средства, полученные таким образом, перечисляются на счет должника для расчетов с кредиторами.

Не позднее чем за месяц до истечения установленного срока финансового оздоровления должник обязан представить административному управляющему отчет о результатах проведения данной процедуры. На основании такого отчета административный управляющий составляет заключение о выполнении плана финансового оздоровления, графика погашения задолженности и об удовлетворении требований кредиторов и направляет его кредиторам и в арбитражный суд.

Финансовое оздоровление может быть окончено досрочно в случае погашения должником всех требований кредиторов, предусмотренных графиком погашения задолженности (п. 1 ст. 86 Закона о банкротстве). Вместе с тем финансовое оздоровление может быть досрочно прекращено при наличии следующих оснований:

– непредставление в арбитражный суд в течение 35 дней соглашения об обеспечении обязательств должника в соответствии с графиком погашения задолженности;

– неоднократное или существенное (на срок более чем 15 дней) нарушение в ходе финансового оздоровления сроков удовлетворения требований кредиторов, установленных графиком погашения задолженности (п. 1 ст. 87 Закона о банкротстве).

 

Библиографический список

  1. Беляева Т. План финансового оздоровления: особенности, риски, экспертиза // Вестн. ФСФО России. 2003. №7. С. 19.

  2. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008–2012 годы: утв. постановлением Правительства Рос. Федерации от 14 июля 2007 г. №446 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2007. №31, ст. 4080.

  3. Карелина С.А. Правовое регулирование планирования в процессе несостоятельности // Арбитр. процесс. 2008. №7. С. 38–41.

  4. Ращевский Е.К. вопросу о юридической природе плана внешнего управления // Хозяйство и право. 2000. №12. С. 17.

  5. Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. №43, ст. 4190.

  6. Телюкина М.В., Ткачев В.Н., Тарасов В.И. Финансовое оздоровление как пассивная оздоровительная процедура // Адвокат. 2003. №12. С. 16–26.

  7. Яцева Е. Особенности сделок должника в период финансового оздоровления // Юрист. 2003. №10. С. 36–40.

  8. United States Bankruptcy Code. 1978. §1129 (a) (11).

«Функции и полномочия арбитражного суда при ведении процедур, применяемых в деле о банкротстве»

Проблемы правоприменения, а также острые научные дискуссии последнего времени относительно правовой природы института банкротства, а также функциях и полномочиях арбитражного суда, при ведении процедур применяемых в деле о банкротстве, подвигли законодателя к внесению изменений в Федеральный закон от 26 октября 2002г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Данные поправки содержат ряд принципиальных изменений, касающихся материально-процессуальных аспектов ведения процедур банкротства.

Действующим Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон о банкротстве) предусмотрено пять процедур, применяемых в деле о банкротстве: наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение.

Каждая из процедур имеет свою цель, функции и сроки.

Наблюдение — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях обеспечения сохранности его имущества, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов.

Сущность и цели наблюдения состоят в том, чтобы в течение определенного периода, после принятия судом заявления о признании должника банкротом и до рассмотрения дела, сбалансировать интересы сторон, т.е. предотвратить возможные недобросовестные действия как должника, так и кредиторов.

Наблюдение вводится арбитражным судом в случае признания требований заявителя по делу о банкротстве законными и обоснованными, при этом дело о банкротстве должно быть рассмотрено в срок, не превышающий семи месяцев с даты поступления заявления о признании должника банкротом в арбитражный суд.

Арбитражный суд на основании решения первого собрания кредиторов выносит определение о введении финансового оздоровления или внешнего управления, либо принимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, либо утверждает мировое соглашение и прекращает производство по делу.

Финансовое оздоровление — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности.

Задачей финансового оздоровления является улучшение платежеспособности должника путем использования его внутренних ресурсов.

Финансовое оздоровление вводится на срок не более чем на два года.

Внешнее управление — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности.

Внешнее управление — важнейшая стадия конкурсного процесса, призванная восстановить платежеспособность должника. В рамках внешнего управления проводятся активные мероприятия (как экономические, так и юридические) посредством действий внешнего управляющего.

Результатом осуществления мероприятий внешнего управления должно быть, во-первых, удовлетворение всех требований кредиторов; во-вторых, продолжение функционирования должника.

Внешнее управление вводится на срок не более чем восемнадцать месяцев, который может быть продлен, не более чем на шесть месяцев.

Конкурсное производство — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов.

Конкурсное производство — это ликвидационная стадия конкурсного процесса, в течение которой на первый план выступает цель как можно более полного удовлетворения кредиторов. Для достижения этой цели проводится реализация имущества должника. Конкурсное производство может вводиться после наблюдения, финансового оздоровления либо внешнего управления, а также при невозможности осуществить расчеты с кредиторами.

Конкурсное производство вводится на срок до шести месяцев. Срок конкурсного производства может продлеваться по ходатайству лица, участвующего в деле, но не более чем на шесть месяцев.

Мировое соглашение — процедура, применяемая в деле о банкротстве на любой стадии его рассмотрения в целях прекращения производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредиторами.

Особенность данного соглашения состоит в том, что, во-первых, возможно принуждение одних участников другими к его заключению и исполнению; во-вторых, в соответствии с условиями сделки возникает определенное количество правоотношений, связанных с прекращением, изменением обязательств, принятием на себя определенных обязанностей третьими лицами и др.; в-третьих, сделка вступает в силу не с момента согласования воли участников, а с момента утверждения ее судом.

При заключении мирового соглашения прекращается производство по делу о банкротстве, т.е. фактически платежеспособность должника восстанавливается.

Арбитражный суд в соответствии с нормами Закона банкротстве, а так же исходя из реального состояния должника и его платежеспособности, принимает судебный акт о введении той или иной процедуры, применяемой в деле о банкротстве.

Необходимо отметить, что у арбитражного суда отсутствуют цели и задачи, направленные на банкротство предприятия.

Напротив, суд выступает за осуществление восстановительных процедур, направленных на сохранение хозяйствующего субъекта, а не на его банкротство с целью продажи имущества предприятия по выгодным определённому кругу лиц ценам.

Для проведения процедуры, применяемой в деле о банкротстве, арбитражный суд утверждает арбитражного управляющего.

Законом о банкротстве дается следующее понятие арбитражного управляющего — это гражданин Российской Федерации, являющийся членом саморегулируемой организации арбитражных управляющих.

Статус арбитражного управляющего в новой редакции Закона о банкротстве изменился. Приоритет отдан обязанности являться членом саморегулируемой организации. Ранее арбитражным управляющим мог стать гражданин, обязательно зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя.

Порядок утверждения кандидатур арбитражных управляющих установлен конкретными нормами Закона о банкротстве.

Арбитражный суд утверждает временного управляющего, кандидатура которого указана в признанном обоснованным заявлении о признании должника банкротом, или временного управляющего, кандидатура которого представлена саморегулируемой организацией арбитражных управляющих, указанной в таком заявлении (пункт 9 статьи 42 Закона о банкротстве).

Конкурсный управляющий утверждается судом на основании решения собрания кредиторов, из числа членов саморегулируемой организации арбитражных управляющих, изъявивших согласие быть утверждёнными арбитражным судом в деле о банкротстве (статья 127 Закона о банкротстве).

Аналогичные нормы содержатся в законе и об утверждении административного и внешнего управляющих.

Отстранение арбитражных управляющих согласно пункту 1 статьи 145 Закона банкротстве возможно в следующих случаях:

— на основании ходатайства собрания кредиторов (комитета кредиторов) в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения возложенных на конкурсного управляющего обязанностей;

— в связи с удовлетворением арбитражным судом жалобы лица, участвующего в деле о банкротстве, на неисполнение или ненадлежащее исполнение конкурсным управляющим возложенных на него обязанностей при условии, что такое неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей нарушило права или законные интересы заявителя жалобы, а также повлекло или могло повлечь за собой убытки должника либо его кредиторов;

— в случае выявления обстоятельств, препятствовавших утверждению лица конкурсным управляющим, а также в случае, если такие обстоятельства возникли после утверждения лица конкурсным управляющим.

Кроме того, отстранение арбитражного управляющего возможно при применении к последнему административного наказания в виде дисквалификации (статья 20.4 Закона о банкротстве).

Анализ статей Закона о банкротстве позволяет сделать вывод о существенном изменении законодателем порядка утверждения и отстранения арбитражного управляющего.

Во-первых, существенно изменен порядок утверждения арбитражного управляющего. В выборе утверждаемой судом кандидатуры арбитражного управляющего более не участвуют должник и заявитель по делу о банкротстве (представитель собрания кредиторов). Саморегулируемая организация арбитражных управляющих предоставляет информацию о соответствии кандидатуры требованиям, предусмотренным статьями 20 и 20.2 Закона о банкротстве, арбитражному суду, который обязан утвердить указанную кандидатуру. В связи с представлением саморегулируемой организацией одной кандидатуры арбитражного управляющего Законом о банкротстве не предусмотрено право отвода кандидатуре арбитражного управляющего.

Конкурсный кредитор, уполномоченный орган, являющийся заявителем по делу о банкротстве, а также собрание кредиторов вправе только предъявить дополнительные требования к кандидатуре арбитражного управляющего, касающиеся образования, стажа работы, количества ранее проведенных процедур банкротства.

Таким образом, утверждая арбитражного управляющего, арбитражный суд руководствуется лишь формальными требованиями закона, предъявляемыми к кандидату.

Во-вторых, значительно снижена роль арбитражного суда в вопросах отстранения арбитражных управляющих.

К сожалению, действующий Закон о банкротстве, в отличие от норм Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» 1998 г. исключил инициативную возможность суда отстранения арбитражных управляющих в случае ненадлежащего исполнения возложенных на него законом обязанностей.

Тем самым лишив арбитражный суд возможности непосредственного контроля за деятельностью арбитражного управляющего, установив возможность его отстранения только в определенных Законом о банкротстве случаях.

Всё вышеуказанное позволяет сделать вывод о необходимости дополнительного изменения действующего законодательства о банкротстве, что позволит суду принимать решения, которые будут способствовать ужесточению судебного контроля при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, а также над деятельностью арбитражных управляющих, что приведёт к наиболее полному удовлетворению требований конкурсных кредиторов и уполномоченного органа.

______________________________________________________________

1. Федеральный закон от 26 октября 2002г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

2. Научно-практический комментарий (постатейный) к ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»/ Под.ред. В.В. Витрянского М.,2003.

3. Комментарий к Федеральному закону от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «»О несостоятельности (банкротстве)» (журнальный вариант) (М.В.Телюкина, «Законодательство и экономика», N 3 — 12, март — декабрь 2003 г.).

Правовой статус арбитражного управляющего (в рамках обсуждения законопроекта о внесении изменений в ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»). Е.Г. Дорохина. Законодательство № 8, август 2008г.


Автор статьи:
судья Арбитражного суда Хабаровского края
Сецко А. Ю.

Определение, процесс, признаки и индикаторы

Что такое восстановление экономики?

Экономический подъем — это этап делового цикла после рецессии, который характеризуется устойчивым периодом улучшения деловой активности. Обычно во время восстановления экономики валовой внутренний продукт (ВВП) растет, доходы растут, а безработица снижается по мере восстановления экономики.

Во время экономического подъема экономика проходит процесс адаптации и приспособления к новым условиям, в том числе к факторам, которые в первую очередь вызвали рецессию, а также к новой политике и правилам, применяемым правительствами и центральными банками в ответ на рецессию.

Труд, капитальные товары и другие производственные ресурсы, которые были связаны с предприятиями, которые потерпели крах и разорились во время рецессии, повторно используются в новых видах деятельности, поскольку безработные находят новые рабочие места, а обанкротившиеся фирмы скупаются или делятся другими. Восстановление — это экономика, исцеляющая себя от нанесенного ущерба, и она готовит почву для нового расширения.

Ключевые выводы

  • Восстановление экономики — это процесс перераспределения ресурсов и работников из неудавшихся предприятий и инвестиций в новые рабочие места и виды использования после рецессии.
  • Экономический подъем следует за рецессией и ведет к новой фазе экономического роста.
  • Опережающие индикаторы, такие как фондовый рынок, розничные продажи и открытие бизнеса, часто растут перед восстановлением экономики.
  • Государственная политика иногда может помочь или помешать процессу восстановления экономики.
  • Во время восстановления экономики центральные банки могут проводить денежно-кредитную политику, направленную на увеличение денежной массы и поощрение кредитования.

Понимание восстановления экономики

Рыночная экономика испытывает взлеты и падения по нескольким причинам. На экономику могут влиять всевозможные факторы, включая революции, финансовые кризисы и глобальные влияния. Иногда эти сдвиги на рынках могут принимать форму волны или цикла с отчетливыми стадиями подъема или бума, пиком, ведущим к экономическому кризису, рецессии и последующему восстановлению.

Восстановление экономики происходит после рецессии, поскольку экономика приспосабливается и восстанавливает часть достижений, утраченных во время рецессии. Затем экономика в конечном итоге переходит к истинному росту, когда рост ускоряется, а ВВП начинает приближаться к новому пику.

Не каждый период медленного роста или даже спада является достаточно серьезным, чтобы его можно было назвать рецессией. В Соединенных Штатах наиболее распространенным эмпирическим правилом для рецессии является наличие двух последовательных кварталов отрицательного роста ВВП.

Процесс восстановления

Во время рецессии многие предприятия терпят неудачу и прекращают свою деятельность, а многие из тех, кто выживает, сокращают деятельность, чтобы сократить расходы перед лицом снижения спроса на их продукцию. Работников часто увольняют, а бизнес-активы продают по частям. Иногда владельцы бизнеса вынуждены ликвидировать весь бизнес.

Некоторые из этих капитальных активов оказываются в руках других предприятий, иногда даже совершенно новых предприятий, которые могут использовать их продуктивно. Иногда это очень похоже на их прежнее использование, а иногда это совершенно новые направления бизнеса. Этот процесс сортировки капитальных товаров в новые комбинации, при новом владении, по новым ценам после того, как они были освобождены от неудавшихся предприятий или сокращений предприятий во время рецессии, является сущностью восстановления экономики.

Поскольку предприниматели реорганизуют производительный труд и капитал в новые предприятия и виды деятельности, они должны учитывать произошедшие изменения в экономике. В некоторых деловых циклах спровоцировать рецессию помогли реальные экономические потрясения, такие как скачки цен на нефть в 1970-х и 2008 годах.

Предприятиям обычно приходится иметь дело с более скудной кредитной средой по сравнению с легкими кредитными днями бума, предшествовавшего рецессии. Им может потребоваться внедрение новых технологий и организационных форм. Почти всегда государственная фискальная и нормативная среда, в которой работают предприятия, меняется от бума до рецессии и подъема.

В конце концов, восстановление может изменить модели экономической активности в экономике, иногда кардинально, а иногда и едва заметно. Экономика восстанавливает ущерб, нанесенный предыдущим частям делового цикла, путем перераспределения, повторного использования и рециркуляции ресурсов для новых целей, аналогично тому, как тело расщепляет мертвые и поврежденные ткани, чтобы производить новые, здоровые клетки и ткани. травмы.

Важно отметить, что для того, чтобы процесс восстановления продолжался, крайне важно, чтобы ликвидация бизнеса и инвестиций в период рецессии была осуществлена, а связанные с ними ресурсы были разрешены для нового использования и нового бизнеса.

В конце концов, этот процесс восстановления приводит к новой фазе роста и расширения, когда ресурсы в основном или полностью перераспределяются по всей экономике.

Экономисты часто создают диаграммы, которые измеряют различные компоненты восстановления экономики, такие как ВВП и уровень занятости. Эти диаграммы восстановления названы в честь формы, которую они образуют, например, V-образная, W-образная или K-образная форма восстановления.

Показатели восстановления

Экономисты часто играют большую роль в определении фазы экономического цикла экономики, а также стадий экономического роста или спада, которые она может испытывать. Чтобы оценить экономику, экономисты в своем анализе рассматривают как опережающие, так и отстающие экономические показатели.

Опережающими индикаторами могут быть такие вещи, как фондовый рынок, который часто растет перед восстановлением экономики. Обычно это происходит потому, что будущие ожидания влияют на цены акций. С другой стороны, занятость, как правило, является запаздывающим показателем. Безработица часто остается высокой, даже когда экономика начинает восстанавливаться, потому что многие работодатели не будут нанимать дополнительный персонал до тех пор, пока не будут достаточно уверены в долгосрочной потребности в новом найме.

ВВП обычно является ключевым показателем экономической фазы. Два квартала последовательного отрицательного роста ВВП указывают на рецессию. Другие экономические индикаторы для рассмотрения могут включать доверие потребителей и инфляцию.

Особые указания

Действия налогово-бюджетной и денежно-кредитной политики, предпринимаемые регулирующими органами, часто зависят от экономического цикла экономики. С началом рецессии эта политика обычно направлена ​​​​на помощь предприятиям, инвесторам и работникам, которые пострадали. Правительства могут осуществлять прямую помощь и стимулировать спрос, снижая процентные ставки для поощрения кредитования. Они могут предоставить финансирование, направленное на поддержку финансовых учреждений, находящихся под угрозой.

К сожалению, эта политика также может привести к задержке восстановления, предотвращая ликвидацию обанкротившихся предприятий. Эта политика может побудить предприятия и работников не приспосабливать цены и условия деловых предприятий и условий занятости к новым реалиям, выявленным рецессией.

Точно так же поддержка деловых соглашений, инвестиций и институтов, которые не отражают экономическую реальность, задерживает процесс перераспределения ресурсов для новых целей, новых владельцев и новых рабочих мест для безработных. Он также может нанести непоправимый ущерб обществу, побуждая людей и предприятия продолжать уничтожать капитал и растрачивать реальные ресурсы, занимаясь экономической деятельностью, которая не приносит прибыли или неэффективна в новых экономических условиях.

28 лет

Самый продолжительный период восстановления и расширения за всю историю наблюдений приходится на экономику Австралии.

Примеры восстановления экономики

Период восстановления и расширения может длиться годами. Восстановление экономики после финансового кризиса и рецессии 2008 года началось в июне 2009 года. Реальный ВВП сократился на 5,5% в первом квартале 2009 года и еще на 0,7% во втором квартале. Экономика показала признаки восстановления к третьему и четвертому кварталам 2009 года. . Промышленный индекс Доу-Джонса, популярный показатель экономической эффективности и опережающий индикатор, уже рос в течение четырех месяцев после того, как достиг дна в феврале 2009 года.

В июле 2020 года Бюджетное управление Конгресса (CBO) сообщило о рекордных сроках восстановления и расширения в течение следующих 10 лет. CBO прогнозирует, что после массовых сбоев в цепочках поставок, закрытия предприятий и увольнений работников из-за предписаний общественного здравоохранения и социального дистанцирования экономика будет восстанавливаться умеренными темпами при прогнозируемом росте реального ВВП на уровне 2,2% для США в 2024 году.

Закон о восстановлении | Белый дом

Работа и экономика: возвращаем Америку к работе

«Задача нашего поколения — вновь зажечь истинный двигатель экономического роста Америки —
Растущий, процветающий средний класс »,

— Президент Барак Обама

Экономика

Дом

Создание американского

Работа

Средний класс и фискальный

. 0005

Поддержка американского бизнеса

Предприятия

Президент Обама вступил в должность в разгар худшего экономического кризиса со времен Великой депрессии, в то время, когда экономика теряла более 700 000 рабочих мест в месяц и в разгар того, что, как мы теперь знаем, было худшим 6-месячный период роста ВВП за более чем 60 лет. Чтобы отреагировать на кризис, президент предпринял незамедлительные, смелые и эффективные действия, подписав Закон о восстановлении и реинвестировании Америки менее чем через месяц после вступления в должность, что помогло создать рабочие места и сделать инвестиции, необходимые для внедрения инноваций, — обучать и превзойти конкуренцию, чтобы мы могли создать настоящую экономическую безопасность для среднего класса.

И, несмотря на заявления об обратном, эти усилия помогли предотвратить новую депрессию и вернуть нашу экономику к росту. По состоянию на январь 2014 года в экономике было добавлено 47 месяцев подряд рабочих мест в частном секторе, и за этот период было добавлено в общей сложности 8,5 млн рабочих мест.

Целый ряд независимых оценок подтвердил эффективность действий президента. По данным беспартийного Бюджетного управления Конгресса, к концу прошлого года Закон о восстановлении поддерживал до 3,5 миллионов рабочих мест по всей стране. Алан Блиндер из Принстона и главный экономист Moody’s Марк Занди подсчитали, что без финансовых интервенций и Закона о восстановлении мы бы вступили в новую депрессию — в 2010 году было бы на 8,5 миллионов рабочих мест меньше, а ВВП был бы примерно на 6,5 процента ниже.

В соответствии с Законом о восстановлении, который был принят 17 февраля 2009 г., Президент помог оказать критически важную поддержку экономике тремя способами.

Самой большой частью Закона — более одной трети — было снижение налогов. Девяносто пять процентов работающих американцев стали свидетелями снижения своих налогов в результате принятия Закона. Вторая по величине часть — чуть меньше трети — была прямой помощью правительствам штатов и отдельным лицам. Это финансирование помогло правительствам штатов избежать увольнения учителей, пожарных и полицейских, а также предотвратило увеличение дефицита бюджета штатов. На индивидуальном уровне Закон гарантировал, что те, кто больше всего пострадал от рецессии, получили расширенное страхование по безработице, медицинское страхование и продовольственную помощь.

Оставшаяся треть Закона о восстановлении финансировала крупнейшие инвестиции в дороги с момента создания системы автомагистралей между штатами; строительные проекты на военных базах, в портах, мостах и ​​тоннелях; давно назревшая уборка Суперфонда; экологически чистые энергетические проекты; усовершенствование устаревших сельских систем водоснабжения; модернизация перегруженных систем общественного транспорта и железных дорог и многое другое.

ПОСМОТРЕТЬ 100 ПРОЕКТОВ ВОССТАНОВЛЕНИЯ, КОТОРЫЕ МЕНЯЮТ АМЕРИКУ

Чтобы ускорить восстановление экономики и создать рабочие места, все основные цели Закона о восстановлении были достигнуты вовремя или досрочно. Поставленная президентом цель выплатить 70 процентов всех средств Закона о восстановлении к 30 сентября 2010 года стала особенно важной вехой. Для достижения этой цели Закон о восстановлении передал в руки людей миллиарды долларов и влил столь необходимые средства в экономику менее чем за два года.

Эффективное выполнение Закона о восстановлении зависело от финансирования проектов, в которых каждый доллар использовался с пользой. Закон о восстановлении не предусматривал целевых показателей. Вместо того, чтобы позволить политике диктовать, какие проекты выбирать, для принятия решений использовался конкурентный подход, основанный на заслугах, который вознаграждал инновации и эффективность.

Кроме того, многие программы Закона о восстановлении привлекли дополнительное финансирование извне от федерального правительства в целях содействия экономическому росту. В целом около 100 миллиардов долларов финансирования в конечном итоге будут дополнены более чем 280 миллиардами долларов дополнительных инвестиций из-за пределов федерального правительства, большая часть которых поступает из частного сектора.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *