Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда – 226. /

Финансирование мероприятий по охране труда

В статье 226 ТК РФ отражены нормы и порядок финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда. Одним из основных направлений государственной политики в области охраны труда является участие государства в финансировании мероприятий по охране труда. Для реализации этого направления государственной политики органы государственной власти Российской Федерации в сфере охраны труда наделены полномочиями разрабатывать и реализовывать федеральные целевые и отраслевые программы улучшения условий и охраны труда и определять расходы на охрану труда за счет средств федерального бюджета.

 

Органы государственной власти субъектов РФ полномочны принимать участие в разработке и реализации федеральных целевых программ, разрабатывать и утверждать территориальные целевые программы улучшения условий и охраны труда и определять расходы на охрану труда за счет средств бюджета субъектов РФ. 

Финансирование мероприятий по охране труда осуществляется: 

  • За счет бюджетных средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, внебюджетных источников.
  • За счет добровольных взносов организаций и физических лиц.
  • За счет средств работодателей. 

 

Финансирование мероприятий по охране труда за счет бюджетных средств

 

Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, внебюджетных источников в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. На федеральном, региональном и местном уровнях могут формироваться целевые фонды, направленные на улучшение охраны труда.

 

Финансирование мероприятий по охране труда за счет средств работодателей

 

Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда работодателями (за исключением государственных унитарных предприятий и федеральных учреждений) осуществляется в размере не менее 0,2% суммы затрат на производство продукции (работ, услуг). Указанный в Трудовом кодексе РФ размер средств, выделяемых организациями на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда, может быть повышен в соответствии с условиями коллектив­ного договора или соглашения. 

 

Типовой перечень ежегодно реализуемых работодателем за счет указанных средств мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функ­ции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

 

Затраты на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда включаются при расчете налогооблагаемой базы в себестоимость продукции (работ, услуг). Работник не несет расходов на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

 

Расходование средств фондов охраны труда и выделенных для нее материалов на другие цели запрещается. Те предприятия, которые используют эти средства не по назначению, полностью возмещают затраченные средства в фонд охраны труда предприятия в размере до 100% средств, затраченных не по назначению, и уплачивают штраф в Федеральный фонд охраны труда. Трудовые коллективы контролируют использование средств, предназначенных на охрану труда, и своевременно могут соответствующим образом реагировать, если установят, что средства используются не по назначению.

 

Финансирование отдельных мероприятий по охране труда организации могут проводить за счет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Этот вид страхования предусматривает обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, правила финансового обеспечения которых ежегодно устанавливается Минздравом России по согласованию с Фондом социального страхования РФ.

 

Работники организации не несут расходов на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

websot.jimdo.com

«пряник и кнут» от государства

Можно ли уменьшить затраты на охрану труда? Как это сделать?

Какие меры воздействия на организации и их руководителей использует государство для того, чтобы реализовывались мероприятия по охране труд?

Как мотивировать работодателя своевременно выделять деньги на охрану труда?

 

Работодатели начинают думать об охране труда только тогда, когда произошел несчастный случай или ГИТ собирается проверить организацию. Только после проверки или произошедшего несчастного случая руководители понимают, что профилактика несчастных случаев и профессиональных заболеваний обходится дешевле, чем устранение последствий и реабилитация пострадавших работников

Государство, чтобы мотивировать работодателя выполнять мероприятия по охране труда, использует тактику «кнута и пряника». «Пряник» — это меры финансового стимулирования, которые позволяют уменьшать расходы, связанные с охраной труда, «кнут» — напротив, увеличение ставок в ФСС и штрафы ГИТ при проверке за невыполнение требований по охране труда.

 

Сначала о «пряниках».

МИНИМАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ ФИНАНСИРОВАНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ ПО УЛУЧШЕНИЮ УСЛОВИЙ

Трудовой кодекс РФ (далее — ТК РФ) обязывает работодателя обеспечивать безопасные условия работы и охрану труда работников (ст. 212) и устанавливает минимальный уровень финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков (ч. 3 ст. 226 ТК РФ) — затраты организации на охрану труда должны составляет не менее 0,2 % суммы затрат на производство продукции (работ, услуг).

Конкретный перечень мероприятий по охране должен определить сам работодатель исходя из специфики своей деятельности.

Проведение инструктажей, обучение и проверка знаний по охране труда организационные мероприятий по улучшению условий труда (разрабатываются на основе результатов СОУТ), производственный контроль или оценка профессиональных рисков — все эти мероприятия не требуют от работодателя значительных финансовых затрат и, как правило, выполняются собственными силами сотрудников организации и могут носить исключительно организационный характер. Остальные мероприятия требуют различных по величине финансовых затрат, но и их можно сократить.

КАК СОКРАТИТЬ РАСХОДЫ НА ОХРАНУ ТРУДА С ПОМОЩЬЮ ВЗНОСОВ В ФСС РФ?

Первый способ установлен Правилами финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами[1].

Правила финансового обеспечения предупредительных мер предусматривают мероприятия по улучшению условий и охраны труда, затраты на которые могут быть сокращены на сумму, равную 20 % сумм страховых взносов социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленных работодателем за предшествующий календарный год, за вычетом расходов на выплату обеспечения по указанному виду страхования, произведенных страхователем в предшествующем календарном году.

Если в организации не более 100 работников, объем финансирования может быть определен за три предыдущих года.

Упрощенно схема финансирования выглядит так: ФСС РФ позволяет работодателю не платить в следующем году страховые взносы в сумме, равной 20 % от прошлогодних взносов, если такая же сумма была потрачена работодателем на мероприятия, перечисленные в Правилах финансового обеспечения предупредительных мер.

Объем финансовых средств, которые будут «возмещены» за счет перечисленных страховых взносов, можно узнать по-разному:

Вариант 1. Необходимо обратиться в отделение территориального органа ФСС РФ по месту регистрации организации. В отделении есть все сведения об объеме перечисленных взносов от организации и расходов на обеспечение по страхованию, на основании которых сотрудники отделения могут сообщить размер средств, который можно реализовать в счет страховых взносов.

Вариант 2. Снова обратиться в бухгалтерию, где с точностью до копейки узнать сумму перечисленных взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также средства, затраченные на обеспечение по данному виду страхования.

Следует отметить, что мероприятия, перечисленные в Типовом перечне и в Правилах финансового обеспечения предупредительных мер, совпадают не полностью. В связи с этим не все мероприятия, перечисленные в Типовом перечне, работодатель сможет реализовать за счет средств страховых взносов. Например, за счет страховых взносов нельзя возместить расходы на оплату занятий работников спортом в клубах и секциях.

К СИЗ также есть дополнительные требования. Для возмещения расходов на их закупку они должны быть изготовлены на территории государств — членов Евразийского экономического союза, т. е. ФСС РФ возместит затраты работодателя на закупку средств индивидуальной защиты, произведенных исключительно в Армении, Белоруссии, Казахстане, Киргизии, России.

Второй способ сокращения расходов представлен в Правилах установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний[2].

В России для каждой отрасли экономики установлен свой страховой тариф, в соответствии с которым работодатель обязан отчислять в ФСС РФ страховые взносы. За счет скидки к страховому тарифу работодатель может снизить отчисления взносов в ФСС РФ до 40 % для всех работников организации.

Страховой тариф определяется ежегодно в соответствии с Федеральным законом от 22.12.2005 № 179-ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год» и Приказом Минтруда России от 30.12.2016 № 851н «Об утверждении Классификации видов экономической деятельности по классам профессионального риска».

Размер скидок рассчитывается ФСС РФ в соответствии с Методикой расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний[3].

Расчет производится исходя из основных показателей страховых случаев, определенных по итогам деятельности работодателей за 3 года, предшествующих текущему году, с учетом сведений о результатах СОУТ и проведенных обязательных медицинских осмотров. Таким образом, чтобы получить скидку к страховому тарифу, работодателю необходимо реализовать только два мероприятия по улучшению условий и охраны труда.

 

[1] Утверждены Приказом Минтруда России от 10.12.2012 № 580н.

[2] Утверждены Постановлением Правительства РФ от 30.05.2012 № 524 (далее — Правилах установления скидок и надбавок к страховым тарифам).

[3] Утверждена Приказом Минтруда России от 01.08.2012 № 39н.

Н. В. Елис,
эксперт по контролю и независимой экспертизе условий труда на соответствие требованиям охраны труда

www.profiz.ru

Ст. 226 ТК РФ. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда

Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, внебюджетных источников в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда может осуществляться также за счет добровольных взносов организаций и физических лиц.

Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда работодателями (за исключением государственных унитарных предприятий и федеральных учреждений) осуществляется в размере не менее 0,2 процента суммы затрат на производство продукции (работ, услуг). Типовой перечень ежегодно реализуемых работодателем за счет указанных средств мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

В отраслях экономики, субъектах Российской Федерации, на территориях, а также у работодателей могут создаваться фонды охраны труда в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Работник не несет расходов на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

См. все связанные документы >>>

1. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется также за счет:

средств от штрафов, взыскиваемых за нарушение законодательства РФ о труде и законодательства РФ об охране труда, распределяемых в порядке, установленном Правительством РФ;

добровольных взносов организаций и физических лиц.

Взыскиваемые средства используются на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда, предусмотренных федеральными, отраслевыми, территориальными целевыми программами улучшения условий и охраны труда.

2. В соответствии с ГК (ст. 115) казенное предприятие — это унитарное предприятие на праве оперативного управления имуществом.

Федеральное учреждение — организация, созданная на базе государственной собственности, принадлежащей Российской Федерации, для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая собственником полностью или частично (ст. 120 и ст. 214 ГК).

Бюджетные организации нематериальной сферы (образование, наука, здравоохранение, культура, управление) по своему правовому положению в соответствии с ГК относятся к учреждениям (ст. 120), осуществляющим деятельность на основе государственного имущества (федерального или субъектов РФ) на праве хозяйственного ведения (ст. ст. 214, 294, 296). Федеральные учреждения основаны на базе государственной собственности Российской Федерации, учреждения субъектов РФ — на базе государственной собственности, принадлежащей республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта РФ). Поскольку эти учреждения финансируются полностью или частично за счет средств соответствующих бюджетов, к ним применяется термин «бюджетные организации». Норматив финансирования мероприятий по охране труда для этих учреждений (бюджетных организаций) не введен.

Затраты на мероприятия по охране труда включаются в смету расходов на содержание бюджетной организации и утверждаются в коллективных договорах.

Предприятия отраслей материального производства финансируют мероприятия по охране труда в размере не менее 0,2% суммы затрат на производство продукции (работ, услуг). Термин «затраты на производство продукции (работ, услуг)», используемый в ст. 226 ТК, является синонимом понятий «фактическая себестоимость» или «себестоимость готовой продукции». Фактическая себестоимость определяется в конце отчетного периода на основании данных бухгалтерского учета о фактических затратах на производство продукции (работ, услуг). В затраты на производство продукции (работ, услуг) не включаются расходы по ее реализации (коммерческие затраты, внепроизводственные затраты).

3. Номенклатура мероприятий по охране труда приведена в Рекомендациях по планированию мероприятий по охране труда, утв. Постановлением Минтруда России от 27 февраля 1995 г. N 11.

4. Комментируемой статьей установлено, что в отраслях экономики, субъектах РФ, на территориях, а также в организациях могут создаваться фонды охраны в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.

Фонды охраны труда могут быть образованы на основе обязательств в принимаемых тарифных и региональных соглашениях о добровольном выделении целевых средств для реализации мероприятий по охране труда, утверждаемых в целевых программах по улучшению условий и охраны труда.

Кроме того, в субъектах РФ фонды охраны труда могут формироваться за счет средств, выделяемых в бюджете отдельной строкой на основе решения законодательных и исполнительных органов власти субъектов РФ.

В законах об охране труда, которые принимаются в субъектах РФ, вводятся статьи, определяющие порядок образования фондов охраны труда. Например, в Законе от 7 августа 1997 г. N 814-121 «Об охране труда в Пермской области» в ст. 20 («Фонды охраны труда») указано, что для концентрации финансовых ресурсов, расходуемых только на цели охраны труда, могут образовываться фонды охраны труда. Областной фонд (ныне — Пермский край) охраны труда создается в соответствии с федеральными и областными (краевыми) законами и является внебюджетным целевым областным фондом. В этот фонд могут зачисляться добровольные взносы юридических и физических лиц (в том числе иностранных), иные средства из источников, не запрещенных законодательством. Порядок формирования средств общественных фондов охраны труда регулируется их уставами в соответствии с федеральным и областным (краевым) законодательством.

5. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда в субъектах РФ может регулироваться законами. Например, ст. 21 Закона Московской области от 6 ноября 2001 г. N 170/2001-ОЗ «Об охране труда в Московской области» предусматривает следующее. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда работодателями (за исключением государственных унитарных предприятий и федеральных учреждений) осуществляется в размере не менее 0,2% суммы затрат на производство продукции (работ, услуг).

Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда, реализуемых в рамках областных целевых программ и муниципальных программ, осуществляется за счет средств областного бюджета, местных бюджетов, внебюджетных источников в порядке, предусмотренном законодательством РФ и законодательством Московской области.

Центральные исполнительные органы государственной власти Московской области, органы местного самоуправления, а также организации могут создавать фонды охраны труда в соответствии с законодательством РФ и законодательством Московской области.

Работник не несет расходов на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

6. Правила финансирования в 2008 году и в плановый период 2009 — 2010 годов предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 30 января 2008 г. N 43н.

rulaws.ru

Статья 226 ТК РФ в последней редакции. Комментарии, вопросы

На этой странице представлена статья 226 Трудового кодекса Российской Федерации в последней редакции.

Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется за счёт средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, внебюджетных источников в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда может осуществляться также за счёт добровольных взносов организаций и физических лиц.

Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда работодателями (за исключением государственных унитарных предприятий и федеральных учреждений) осуществляется в размере не менее 0,2 процента суммы затрат на производство продукции (работ, услуг). Типовой перечень ежегодно реализуемых работодателем за счёт указанных средств мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Скачать Типовой перечень ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков, утверждённый приказом Минздравсоцразвития России от 01.03.2012 г. № 181н.

В отраслях экономики, субъектах Российской Федерации, на территориях, а также у работодателей могут создаваться фонды охраны труда в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Работник не несёт расходов на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

Ниже вы можете оставить комментарии к статье 226 ТК РФ, а также посмотреть комментарии других участников Блог-Инженера.РФ


Ты хочешь получать информацию,
но ты делаешь это без уважения

Будь моим подписчиком!

Сохраните эту заметку в: 

xn—-8sbbilafpyxcf8a.xn--p1ai

Статья 19. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда

Комментарий к статье 19

1. Часть 1 ст. 226 ТК РФ о финансировании мероприятий по улучшению условий и охраны труда, соответствующая по содержанию п. 1 комментируемой статьи, не ограничивает финансирование указанных мероприятий из средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, внебюджетных источников только рамками соответствующих целевых программ и предусматривает, что финансирование мероприятий по улучшению условий труда осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, внебюджетных источников в порядке, установленном законами, иными нормативными правовыми актами и актами органов местного самоуправления.

2. Вопросы финансирования охраны труда на уровне субъектов Российской Федерации решаются региональным законодательством.

Так, ст. 19 Закона Красноярского края от 24 июня 1999 г. «Об охране труда в Красноярском крае» предусматривает, что финансирование охраны труда в крае осуществляется из средств работодателя, краевого бюджета и внебюджетных источников.

Работодатели ежегодно выделяют средства, необходимые для обеспечения условий и охраны труда, в соответствии с нормативными требованиями и условиями коллективного договора.

Бюджетные ассигнования на охрану труда используются для выполнения краевых целевых программ по охране труда, финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, содержания органов управления охраной труда.

3. Средства от штрафов, взыскиваемых за нарушение законодательства Российской Федерации о труде, зачисляемые в соответствии с комментируемой статьей на текущий счет государственной инспекции труда, согласно п. 1 ст. 46 Бюджетного кодекса РФ и п. 5 ст. 3.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в настоящее время в полном объеме подлежат зачислению в бюджет.

4. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организациях независимо от организационно-правовых форм (за исключением федеральных казенных предприятий и федеральных учреждений) производится в размерах, определяемых коллективными договорами и соглашениями, но не может быть менее 0,1% суммы затрат на производство продукции (работ, услуг), а в организациях, занимающихся эксплуатационной деятельностью, — в размере не менее 0,7% эксплуатационных расходов.

Законодательством субъектов Российской Федерации данное правило может уточняться. Например, согласно ст. 15 Закона города Москвы от 14 марта 2001 г. «Об охране труда в г. Москве» финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организациях осуществляется за счет средств организаций в расчете на одного работника в размерах, устанавливаемых Московским трехсторонним соглашением, отраслевыми городскими соглашениями и коллективными договорами, но не ниже предусмотренных федеральным законодательством. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда в бюджетных организациях осуществляется за счет средств, выделяемых на их содержание.

Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2004 год» Фонду социального страхования Российской Федерации разрешено в 2004 г. направлять до 20% сумм страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, перечисленных названному Фонду страхователями за 2003 г., за вычетом расходов Фонда на выплату обеспечения по страхованию по страховым случаям, произошедшим у страхователя, на частичное финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников этих страхователей, включая финансирование периодических медицинских осмотров и санаторно-курортного оздоровления работников, занятых на работах с вредными и опасными производственными факторами. Порядок и условия осуществления такого финансирования определяются Правительством Российской Федерации (Российская газета. 2003. 17 декабря).

5. При создании фондов охраны труда необходимо руководствоваться ст. 118 ГК РФ и ст. 7 Федерального закона от 12 января 1996 г. «О некоммерческих организациях» с последующими дополнениями (СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 145; Там же. 1998. N 48. Ст. 5849).

Из содержания указанных статей следует, что фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.

Имущество, переданное фонду его учредителями (учредителем), является собственностью фонда. Учредители не отвечают по обязательствам созданного ими фонда, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей.

Фонд использует имущество для целей, определенных в его уставе. Фонд вправе заниматься предпринимательской деятельностью, необходимой для достижения общественно полезных целей, ради которых создан фонд, и соответствующей этим целям. Для осуществления предпринимательской деятельности фонды вправе создавать хозяйственные общества или участвовать в них.

Фонд обязан ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества.

Некоммерческая организация считается созданной как юридическое лицо с момента ее государственной регистрации в установленном порядке. Некоммерческая организация должна иметь самостоятельный баланс или смету, а также печать с полным наименованием, открывать счета в банках на территории Российской Федерации и за пределами ее территории и т. д. (ст. 3 Федерального закона «О некоммерческих организациях»).

6. Согласно п. 1 ст. 252 и подп. 7 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса Российской Федерации работодателю (налогоплательщику) предоставлено право уменьшать полученные доходы на сумму расходов по обеспечению нормальных условий труда и техники безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также расходов на лечение профессиональных заболеваний работников, занятых на работах с вредными или тяжелыми условиями труда, расходов, связанных с содержанием помещений и инвентаря здравпунктов, непосредственно находящихся на территории организации (СЗ РФ. 2001. N 33. Ч. I. Ст. 3413).

7. В соответствии с Генеральным соглашением между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2002 — 2004 гг. (Российская газета. 2002. 19 января) стороны приняли на себя обязанность предусмотреть:

Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организациях независимо от организационно-правовой формы собственности;

Выделение необходимых финансовых средств бюджетным организациям федерального подчинения на приобретение для работников спецодежды, спецобуви, других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, а также для работников, занятых на работах с вредными условиями труда, молока или других равноценных пищевых продуктов. Средства на эти цели в соответствии с разделом V Плана мероприятий Правительства РФ по реализации указанного Генерального соглашения должны предусматриваться в составе расходов подведомственных федеральным органам исполнительной власти бюджетных учреждений (План мероприятий утвержден Постановлением Правительства РФ от 10 декабря 2002 г. // СЗ РФ. 2002. N 50. Ст. 4953).

8. Работник не несет расходов на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

Комментарий к федеральному закону
«Об основах охраны труда в Российской Федерации»
По состоянию на 1 февраля 2004 года
Н. Н. Шептулина

hr-portal.ru

Ст. 226 ТК РФ с Комментариями 2018-2019 года (новая редакция с последними изменениями)

Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, внебюджетных источников в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда может осуществляться также за счет добровольных взносов организаций и физических лиц.

Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда работодателями (за исключением государственных унитарных предприятий и федеральных учреждений) осуществляется в размере не менее 0,2 процента суммы затрат на производство продукции (работ, услуг). Типовой перечень ежегодно реализуемых работодателем за счет указанных средств мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:

В отраслях экономики, субъектах Российской Федерации, на территориях, а также у работодателей могут создаваться фонды охраны труда в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Работник не несет расходов на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

Комментарий к Ст. 226 ТК РФ

Настоящая статья, предусматривая различные источники (бюджетные и внебюджетные) финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны, особо указывает на то, что работник не несет таких расходов.

Второй комментарий к Статье 226 Трудового кодекса

1. Финансирование охраны труда осуществляется за счет ассигнований, выделяемых отдельной строкой в бюджете РФ, в бюджетах субъектов РФ, городских, районных бюджетах, бюджетах поселков и сельских населенных пунктов, прибыли (доходов) предприятий, а также из фондов охраны труда. Работники предприятия не несут каких-либо дополнительных расходов на эти цели.

Фонды охраны труда формируются на трех уровнях: Федеральный фонд охраны труда, территориальные фонды охраны труда и фонды охраны труда предприятий, организаций.

Новая редакция комментируемой статьи указывает, что финансирование мероприятий по охране труда может производиться также и за счет добровольных взносов организаций и физических лиц.

2. Предприятия ежегодно по коллективным договорам или соглашениям выделяют на охрану труда необходимые средства. Они должны расходоваться исключительно на оздоровление работников и улучшение условий их труда.

Закон устанавливает, что размер финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда (за исключением унитарных предприятий и федеральных учреждений) составляет не менее 0,2% суммы затрат на производство продукции (работ, услуг).

3. Расходование средств фондов охраны труда и выделенных для нее материалов на другие цели запрещается. Те предприятия, которые используют эти средства не по назначению, полностью возмещают затраченные средства в фонд охраны труда предприятия в размере до 100% средств, затраченных не по назначению, и уплачивают штраф в Федеральный фонд охраны труда.

Трудовые коллективы контролируют использование средств, предназначенных на охрану труда, и своевременно могут соответствующим образом реагировать, если установят, что средства используются не по назначению.

4. Работник никаких расходов на охрану труда и улучшение условий труда не несет.

sttkrf.ru

Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда — Мегаобучалка

Статья 226 ТК РФ. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда

Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, внебюджетных источников в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда может осуществляться также за счет добровольных взносов организаций и физических лиц.

(часть вторая в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда работодателями (за исключением государственных унитарных предприятий и федеральных учреждений) осуществляется в размере не менее 0,2 процента суммы затрат на производство продукции (работ, услуг).

(часть третья в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

В отраслях экономики, субъектах Российской Федерации, на территориях, а также у работодателей могут создаваться фонды охраны труда в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Работник не несет расходов на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

Виды затрат по охране труда можно подразделять на следующие разделы:

Мероприятия по улучшению условий и охраны труда.

Выплаты компенсаций за работу во вредных и опасных условиях труда.

Страховые взносы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Одно из направлений государственной политики в области охраны труда является установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда (ст.210 ТК РФ).



Компенсации — денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами (ст. 164 ТК РФ).

Если рассматривать затраты, согласно положения главы 25 «Налог на прибыль организаций» ст. 253, то расходы связанные с производством и (или) реализацией, в том числе и затраты в области охраны труда подразделяются на:

1) материальные расходы;

2) расходы на оплату труда;

3) суммы начисленной амортизации;

4) прочие расходы.

К материальным расходам можно отнести

затраты на приобретение спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты.

В состав расходов на оплату труда входят:

начисления к тарифным ставкам, должностным окладам, сдельным расценкам компенсирующего характера, связанным с условиями труда, в том числе за работу в тяжелых, вредных, особо вредных условиях труда;

расходы на оплату дополнительного отпуска и сокращенного рабочего дня.

Прочие расходы или другие в области охраны труда это:

обеспечение нормальных условий и охраны труда, предусмотренные законодательством Российской Федерации;

сертификация работ по охране труда;

аттестация рабочих мест по условиям труда;

оплата консультативных и иных аналогичных услуг касающихся вопросов охраны труда;

лечение профессиональных заболеваний работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда;

оплата услуг по управлению охраной труда в организации;

на подготовку и переподготовку персонала по охране труда;

оплата учреждениям здравоохранения услуг, оказываемых работникам, в том числе проведение предварительных и периодических медицинских осмотров;

лечебно-профилактическое питание, молоко и другие равноценные продукты;

содержание помещений и инвентаря здравпунктов, находящихся непосредственно на территории организации;

выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

При планировании расходов по охране труда рекомендуется принимать во внимания «Рекомендации по планированию мероприятий по охране труда», утвержденные постановлением Минтруда России от 27.02.95 № 11 и письмом Департамента охраны труда Министерства труда Российской Федерации от 05.01.96 № 3-13 «Рекомендации по разработке программ улучшения условий и охраны труда в организациях». Основными правовыми формами планирования мероприятий по охране труда являются коллективный договор и соглашение по охране труда. Условия коллективного договора или соглашения не могут быть хуже, чем предусмотрено законодательством.

Планирование охраны труда — это определение целей и задач по решению проблем охраны труда на предприятии на заданный интервал времени, установление обоснованных заданий подразделениям и должностным лицам. Различают перспективное, годовое и оперативное планирование.

Вопросы перспективного планирования по охране труда отражаются в плане социального и экономического развития предприятия. В социальных разделах этого плана должно предусматриваться строительство или долевое участие в сооружении жилья, детских садов, яслей, профилакториев и т.п. Технико-экономическое направление плана развития предприятия должно предусматривать реконструкцию цехов, участков, модернизацию оборудования, использование новой техники и технологии с целью улучшения условий и безопасности труда.

Вопросы годового планирования по охране труда отражаются в коллективном договоре и в соглашении об охране труда. Коллективные договоры заключаются сроком от одного года до трех лет. В объединениях договоры заключаются во всех структурных единицах и на самостоятельных предприятиях, наделенных правами юридического лица. В этом случае коллективный договор в целом по объединению, как правило, не заключается.

На основе соглашения по охране труда составляются оперативные (квартальные, месячные) планы по отдельным подразделениям предприятия.

Оперативное планирование осуществляется для решения вновь возникающих задач, например, для выполнения предписания технического инспектора, реализации мероприятий, разработанных по результатам расследования несчастного случая, и т.п.

Целью программы является сокращение производственного травматизма, снижение профессиональной заболеваемости, создание здоровых и безопасных условий труда работникам.

 

megaobuchalka.ru

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *