Разъяснение законодательства — Прокуратура Нижегородской области
Разъяснение законодательства
- 21 августа 2020, 12:49
Право сирот на обеспечение жилыми помещениями
Текст
1 Прикрепленные файлы
Поделиться
В силу статьи 8 Федерального закона от 21.12. 1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Закон № 159-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее – сироты), которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также сиротам, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, но их проживание в занимаемых жилых помещениях признано невозможным, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В соответствии с частью 2 статьи 109.1 Жилищного кодекса РФ жилые помещения, предназначенные для проживания сирот, не предоставляются иностранным гражданам и лицам без гражданства, если международным договором Российской Федерации не предусмотрено иное.
Заявления о включении в список сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, подаются законными представителями сирот, достигших возраста 14 лет, в течение трех месяцев со дня достижения ими указанного возраста или с момента возникновения оснований предоставления жилых помещений. Органы опеки и попечительства осуществляют контроль за своевременной подачей законными представителями сирот заявлений и в случае неподачи таких заявлений должны принимать меры по их включению в список.
Если сироты в установленном порядке не были включены в список до достижения возраста 18 лет и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями, то они вправе самостоятельно обратиться с письменным заявлением о включении их в список.
Перечень необходимых документов и порядок их предоставления предусмотрены Правилами формирования списка сирот, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 04.04.2019 № 397.
Порядок установления факта невозможности проживания сирот в ранее занимаемых жилых помещениях установлен Постановлением Правительства Нижегородской области от 06. 02.2013 № 64, согласно которому данная процедура также носит заявительный характер.
Согласно изменениям от 29.07.2018, внесенным в Закон № 159-ФЗ, жилые помещения предоставляются сиротам по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
На основании Законов Нижегородской области от 30.09.2008 № 116-З «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области отдельными государственными полномочиями в области жилищных отношений» и от 07.09.2007 № 125-З «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области отдельными государственными полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних граждан» полномочия по признанию факта невозможности проживания сирот в имеющемся жилом помещении, формированию списка сирот и обеспечению их жилыми помещениями переданы органам местного самоуправления.
Таким образом, письменные заявления о признании факта невозможности проживания сирот в имеющемся жилом помещении, включении их в соответствующий список и о предоставлении им жилья должны подаваться в органы местного самоуправления.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются сиротам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Договор найма специализированного жилого помещения заключается сроком на пять лет. Прежде чем заключить договор найма сироты вправе осмотреть жилое помещение, проверить его благоустроенность и работу бытового оборудования.
Данный договор предоставляет сиротам право оформить регистрацию по месту жительства.
Частью 3 статьи 109.1 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что в жилые помещения, предоставленные сиротам, могут быть вселены их несовершеннолетние дети и супруг (супруга). Указанные лица включаются в договор найма специализированного жилого помещения.
При выявлении обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания сиротам содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, договор может быть заключен на новый пятилетний срок неоднократно. Порядок выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания сиротам содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, утвержден Постановлением Правительства Нижегородской области от 24.08.2017 № 628.
По окончании срока действия договора найма специализированного жилого помещения и при отсутствии вышеуказанных обстоятельств орган местного самоуправления обязан принять решение об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда и заключить с сиротами договор социального найма.
В случае нарушения прав сирот на обеспечение благоустроенными жилыми помещениями они вправе обратиться с заявлениями в органы прокуратуры или в суд.
Право сирот на обеспечение жилыми помещениями
В силу статьи 8 Федерального закона от 21.
В соответствии с частью 2 статьи 109.1 Жилищного кодекса РФ жилые помещения, предназначенные для проживания сирот, не предоставляются иностранным гражданам и лицам без гражданства, если международным договором Российской Федерации не предусмотрено иное.
Заявления о включении в список сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, подаются законными представителями сирот, достигших возраста 14 лет, в течение трех месяцев со дня достижения ими указанного возраста или с момента возникновения оснований предоставления жилых помещений. Органы опеки и попечительства осуществляют контроль за своевременной подачей законными представителями сирот заявлений и в случае неподачи таких заявлений должны принимать меры по их включению в список.
Если сироты в установленном порядке не были включены в список до достижения возраста 18 лет и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями, то они вправе самостоятельно обратиться с письменным заявлением о включении их в список.
Перечень необходимых документов и порядок их предоставления предусмотрены Правилами формирования списка сирот, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 04.04.2019 № 397.
Порядок установления факта невозможности проживания сирот в ранее занимаемых жилых помещениях установлен Постановлением Правительства Нижегородской области от 06. 02.2013 № 64, согласно которому данная процедура также носит заявительный характер.
Согласно изменениям от 29.07.2018, внесенным в Закон № 159-ФЗ, жилые помещения предоставляются сиротам по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
На основании Законов Нижегородской области от 30.09.2008 № 116-З «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области отдельными государственными полномочиями в области жилищных отношений» и от 07.09.2007 № 125-З «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области отдельными государственными полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних граждан» полномочия по признанию факта невозможности проживания сирот в имеющемся жилом помещении, формированию списка сирот и обеспечению их жилыми помещениями переданы органам местного самоуправления.
Таким образом, письменные заявления о признании факта невозможности проживания сирот в имеющемся жилом помещении, включении их в соответствующий список и о предоставлении им жилья должны подаваться в органы местного самоуправления.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются сиротам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Договор найма специализированного жилого помещения заключается сроком на пять лет. Прежде чем заключить договор найма сироты вправе осмотреть жилое помещение, проверить его благоустроенность и работу бытового оборудования.
Данный договор предоставляет сиротам право оформить регистрацию по месту жительства.
Частью 3 статьи 109.1 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что в жилые помещения, предоставленные сиротам, могут быть вселены их несовершеннолетние дети и супруг (супруга). Указанные лица включаются в договор найма специализированного жилого помещения.
При выявлении обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания сиротам содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, договор может быть заключен на новый пятилетний срок неоднократно. Порядок выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания сиротам содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, утвержден Постановлением Правительства Нижегородской области от 24.08.2017 № 628.
По окончании срока действия договора найма специализированного жилого помещения и при отсутствии вышеуказанных обстоятельств орган местного самоуправления обязан принять решение об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда и заключить с сиротами договор социального найма.
В случае нарушения прав сирот на обеспечение благоустроенными жилыми помещениями они вправе обратиться с заявлениями в органы прокуратуры или в суд.
Договор найма жилого помещения жилищного фонда социального использования — Адвокат в Самаре и Москве — представительство в суде и юридические услуги
По договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования одна сторона — лицо, указанное в части 1 статьи 91. 2 ЖК РФ (наймодатель), обязуется передать другой стороне — гражданину, указанному в части 1 статьи 91.3 ЖК РФ (нанимателю), жилое помещение, предусмотренное в статье 91.5 настоящего Кодекса, во владение и пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим ЖК РФ.
Договор найма жилого помещения жилищного фонда социального использования заключается на основании решения наймодателя о предоставлении жилого помещения по этому договору.
Типовой договор найма жилого помещения жилищного фонда социального использования утверждается Правительством Российской Федерации.
Договор найма жилого помещения жилищного фонда социального использования заключается в письменной форме.
Ограничение (обременение) права собственности на жилое помещение, возникающее на основании договора найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, подлежит государственной регистрации в порядке, установленном федеральным законом о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Субъектный состав:
Наймодателем по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования согласно ст. 91.2 ЖК РФ могут быть:
1) орган государственной власти, орган местного самоуправления, уполномоченные выступать соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве собственника жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, либо уполномоченная указанным органом организация;
2) организация, являющаяся собственником жилого помещения частного жилищного фонда или уполномоченная собственником такого жилого помещения и соответствующая требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.
Наймодателем по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования в одном наемном доме социального использования может являться только одно лицо.
Организация, уполномоченная собственником жилого помещения выступать наймодателем по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, не может передавать иному лицу по договору, доверенности или иному основанию полномочия на заключение данных договоров.
Нанимателем выступает гражданин, отвечающий требованиям, предусмотренным ст. 91.3 ЖК РФ, в отношении которого принято решение о предоставлении жилого помещения по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования. Жилые помещения не предоставляются по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования иностранным гражданам, лицам без гражданства, если международным договором Российской Федерации не предусмотрено иное.
В договоре найма жилого помещения жилищного фонда социального использования должны быть указаны срок действия этого договора, размер платы за наем жилого помещения, порядок его изменения и условия заключения договора найма жилого помещения жилищного фонда социального использования на новый срок по истечении срока действия ранее заключенного договора.
Предметом договора найма жилого помещения жилищного фонда социального использования может быть жилое помещение в наемном доме социального использования, за исключением комнат (части квартиры), или являющийся наемным домом социального использования жилой дом, отвечающее требованиям ст. 91.15 ЖК РФ.
Предназначенным для найма домом — наемным домом признается здание, которое или все помещения в котором принадлежат на праве собственности одному лицу и которое или все жилые помещения в котором предназначены для предоставления гражданам во владение и пользование для проживания.
Жилые помещения в наемном доме социального использования предоставляются по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и договорам найма жилых помещений. Жилые помещения в наемном доме коммерческого использования предоставляются по договорам найма жилых помещений.
Предоставление жилых помещений в наемных домах во владение и пользование гражданам по иным видам договоров, за исключением указанных договоров, а также комнат (части квартиры) не допускается.
Доля жилых помещений, предоставленных по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, в общем количестве жилых помещений в наемном доме социального использования не может быть менее чем пятьдесят процентов, и доля общей площади таких жилых помещений в общей площади всех жилых помещений в наемном доме социального использования также не может быть менее чем пятьдесят процентов (ст. 91.16 ЖК РФ).
Согласно ст. 156.1 ЖК РФ Размер платы за наем жилого помещения по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования устанавливается органом местного самоуправления, наймодателем по согласованию с органом местного самоуправления или в соответствии с договором об освоении территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома социального использования, заключенным в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности.
Плата за наем жилого помещения включает в себя возмещение расходов на строительство, реконструкцию, приобретение наемного дома социального использования или приобретение всех помещений в таком доме, расходы, связанные с содержанием и текущим ремонтом такого жилого помещения, капитальным ремонтом такого дома, и иные расходы.
Размер платы за наем жилого помещения в расчете на один квадратный метр общей площади жилого помещения не может превышать максимальный размер указанной платы, который устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации дифференцированно для муниципальных образований и в зависимости от месторасположения наемных домов социального использования на территории муниципального образования, потребительских свойств, уровня благоустройства, размеров жилых помещений.
Размер платы за наем жилого помещения может изменяться не чаще чем один раз в три года, за исключением ежегодной индексации размера указанной платы. Порядок установления, изменения, ежегодной индексации платы за наем жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования устанавливается Правительством Российской Федерации.
Договор найма жилого помещения жилищного фонда социального использования заключается на срок не менее чем один год, но не более чем десять лет.
Указанный срок определяется по выбору нанимателя по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, если иное не установлено частью 3 статьи 91.6, частью 2 статьи 91.9 или в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 91.17 ЖК РФ.(там в решении о создании наймодатель самостоятельно определяет сроки)
Договор найма жилого помещения жилищного фонда социального использования заключается на срок один год в период проведения процедуры обращения взыскания на жилые помещения в наемном доме социального использования или на являющийся наемным домом социального использования жилой дом в соответствии с Федеральным законом от 16 июля 1998 года N 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)».
По истечении срока действия договора найма жилого помещения жилищного фонда социального использования наниматель имеет право на заключение договора найма жилого помещения жилищного фонда социального использования на новый срок в отношении этого же жилого помещения, если наниматель соответствует условиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 91.3 ЖК РФ или в соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 91.17 ЖК РФ.
Наниматель, который по истечении срока действия заключенного им договора найма жилого помещения жилищного фонда социального использования перестал соответствовать установленным условиям, имеет право на заключение договора найма жилого помещения жилищного фонда социального использования на новый срок в отношении этого же жилого помещения в случае отсутствия других граждан, имеющих право на заключение данного договора, или наличия иных жилых помещений, которые могут быть предоставлены указанным гражданам по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования. Договор найма жилого помещения жилищного фонда социального использования в указанном случае заключается на один год.
Права и обязанности сторон договора найма жилого помещения жилищного фонда социального использования закреплены в ст. 91.7 ЖК РФ (в основном за счет отсылочных норм и запретов).
Стороны договора найма жилого помещения жилищного фонда социального использования имеют права и обязанности, предусмотренные частью 2 статьи 61, статьей 65, пунктами 1, 3 и 5 части 1, частью 2, пунктами 1 — 3, 5 и 6 части 3, частью 4 статьи 67, статьями 70, 71 и 80 ЖК РФ, а также несут ответственность, предусмотренную статьями 66 и 68 Кодекса.
Содержание и текущий ремонт жилого помещения, предоставленного по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, являются обязанностью наймодателя, если иное не установлено указанным договором.
Передача нанимателем по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования такого жилого помещения или его части в поднаем либо по договору безвозмездного пользования и обмен такого жилого помещения не допускаются.
К членам семьи нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования относятся постоянно проживающие совместно с нанимателем его супруг, дети и родители нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи нанимателя, если они вселены нанимателем в качестве членов своей семьи.
Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования должны быть указаны в таком договоре и имеют права и обязанности, установленные частями 2 и 4 статьи 69 ЖК РФ.
Переход права собственности на жилое помещение, занимаемое по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, права хозяйственного ведения в отношении такого жилого помещения, права оперативного управления таким жилым помещением или иного права, изменение наймодателя по данному договору не влекут за собой расторжение данного договора или изменение его условий.
Основания расторжения и прекращения договора найма жилого помещения жилищного фонда социального использования закреплены в ст. 91.10 ЖК РФ
- Договор найма жилого помещения жилищного фонда социального использования может быть расторгнут в любое время по соглашению сторон.
- Наниматель жилого помещения по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования с согласия постоянно проживающих совместно с ним членов его семьи в любое время вправе расторгнуть этот договор, предупредив в письменной форме об этом наймодателя за три месяца до даты расторжения указанного договора.
- Договор найма жилого помещения жилищного фонда социального использования может быть расторгнут в судебном порядке по требованию наймодателя в случае:
1) неполного и (или) несвоевременного внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги более чем шесть раз в течение двенадцати месяцев или наличия у нанимателя задолженности по внесению платы за наем жилого помещения и коммунальные услуги в размере, превышающем три среднемесячных размера такой платы за предшествующие двенадцать месяцев;
2) передачи жилого помещения или его части по договору поднайма, договору безвозмездного пользования;
3) наличия у нанимателя и (или) у постоянно проживающих совместно с ним членов его семьи других жилых помещений на территории того же муниципального образования (в субъектах Российской Федерации — городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе — на территории того же субъекта Российской Федерации), предоставленных им по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, договору безвозмездного пользования или на основании членства в жилищном, жилищно-строительном кооперативе либо ином специализированном потребительском кооперативе или принадлежащих им на праве собственности, если размер общей площади таких жилых помещений в расчете на указанных нанимателя и членов его семьи превышает норму предоставления, за исключением случая, указанного в части 2 статьи 91. 9 ЖК РФ;
4) указанном в пункте 2, или пункте 3, или пункте 4 части 4 статьи 83 ЖК РФ.
Договор найма жилого помещения жилищного фонда социального использования прекращается в связи с утратой (разрушением) жилого помещения, со смертью одиноко проживавшего нанимателя.
Если в течение срока действия договора найма жилого помещения жилищного фонда социального использования наниматель перестал соответствовать условиям, установленным частью 1 статьи 91.3 или в соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 91.17 ЖК РФ, это изменение не является основанием для досрочного расторжения данного договора, за исключением случая, указанного в пункте 3 части 3 ЖК РФ.
В случае выезда нанимателя и членов его семьи в другое место жительства договор найма жилого помещения жилищного фонда социального использования считается расторгнутым со дня выезда.
При расторжении договора найма жилого помещения жилищного фонда социального использования наниматель и другие граждане, проживающие в жилом помещении, подлежат выселению из жилого помещения на основании решения суда без предоставления другого жилого помещения.
Дата актуальности материала: 29.10.2017
Социальный контракт | Определение, примеры, Гоббс, Локк и Руссо
Томас Гоббс
Смотреть все СМИ
- Ключевые люди:
- Джон Локк Томас Гоббс Кэрол Патман
- Похожие темы:
- конституционализм социальная структура естественное состояние согласие
Просмотреть весь связанный контент →
общественный договор , в политической философии, фактический или гипотетический договор или соглашение между управляемыми или между управляемыми и их правителями, определяющее права и обязанности каждого. В первобытные времена, согласно теории, люди рождались в анархическом состоянии природы, которое было счастливым или несчастливым в зависимости от конкретной версии теории. Затем они, применяя естественный разум, образовали общество (и правительство) посредством общественного договора.
Хотя подобные идеи можно проследить до греческих софистов, теории общественного договора получили наибольшее распространение в 17-м и 18-м веках и связаны с английскими философами Томасом Гоббсом и Джоном Локком и французским философом Жан-Жаком Руссо. Что отличало эти теории политических обязательств от других доктрин того периода, так это их попытки оправдать и разграничить политическую власть на основании личных интересов и рационального согласия. Сравнивая преимущества организованного правления с недостатками естественного состояния, они показали, почему и при каких условиях управление полезно и поэтому должно быть принято всеми разумными людьми как добровольное обязательство. Затем эти выводы были сведены к форме общественного договора, из которого предполагалось логически вывести все основные права и обязанности граждан.
Теории общественного договора различались в зависимости от их цели: одни были призваны оправдать власть суверена, в то время как другие предназначались для защиты личности от угнетения со стороны слишком могущественного суверена.
Общественный договор у Гоббса
Согласно Гоббсу ( Левиафан , 1651), естественное состояние было состоянием, в котором не существовало обязательных критериев добра и зла. Люди брали себе все, что могли, и жизнь человеческая была «одинокой, бедной, скверной, звериной и короткой». Таким образом, естественное состояние было состоянием войны, которое могло быть прекращено только в том случае, если люди согласились (в общественном договоре) отдать свою свободу в руки суверена при единственном условии, что их жизнь охраняется суверенной властью.
Для Гоббса власть суверена абсолютна в том смысле, что нет власти выше суверена, чья воля есть закон. Это, однако, не означает, что власть суверена является всеобъемлющей: подданные остаются свободными действовать по своему усмотрению в случаях, когда суверен молчит (другими словами, когда закон не касается соответствующего действия). Общественный договор позволяет людям покинуть естественное состояние и войти в гражданское общество, но первое остается угрозой и возвращается, как только государственная власть рушится. Однако, поскольку сила Левиафана (политического государства) неоспорима, его крах маловероятен и происходит только тогда, когда он больше не может защищать своих подданных.
Общественный договор у Локка
Локк (во втором из Двух трактатов о правительстве , 1690) отличался от Гоббса тем, что понимал естественное состояние не как условие полной свободы, а скорее как состояние в что люди, хотя и свободные, равные и независимые, обязаны по закону природы уважать права друг друга на жизнь, свободу и собственность. Тем не менее люди соглашаются сформировать содружество (и тем самым выйти из естественного состояния), чтобы установить беспристрастную власть, способную разрешать споры и возмещать ущерб. Соответственно, Локк считал, что обязательство подчиняться гражданскому правительству в соответствии с общественным договором обусловлено защитой естественных прав каждого человека, включая право на частную собственность. Государи, нарушившие эти условия, могли быть законно свергнуты.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас
Таким образом, Локк сформулировал один из фундаментальных принципов политического либерализма: не может быть подчинения власти без согласия, хотя после основания политического общества граждане обязаны принимать решения большинства из своего числа. Такие решения принимаются от имени большинства законодательным органом, хотя высшая власть выбирать законодательный орган принадлежит народу; и даже полномочия законодательной власти не являются абсолютными, потому что естественный закон остается постоянным стандартом и принципом защиты от произвола властей.
Социальный контракт: определение и краткое изложение
Когда вы думаете о контракте, вы можете представить себе подписание договора об аренде квартиры или крупную информацию о зарплате спортсмена. Но что, если существует договор, влияющий на то, как взаимодействуют граждане и правительства, и даже влекущий последствия за нарушение этого договора? Это своего рода «Общественный договор».
Общественный договор — это теория, которая приобрела значение в эпоху Просвещения, когда люди начали сомневаться в божественном праве королей на власть. Философия Просвещения, такая как общественный договор, навсегда изменила ход истории, поскольку они воодушевили людей восстать против деспотических абсолютистских правителей и установить более представительные правительства в Англии, Франции и Америке.
Краткое изложение теории общественного договора
- Теория общественного договора говорит о неявном «договоре» между правительством и его народом. Это не материальный или физический договор, а скорее тот, который существует как социальная норма.
- Это основано на идее, что те, кто правят, не имеют на это неотъемлемого права — они правят только потому, что имеют согласие управляемых.
- Люди соглашаются на то, чтобы ими управляли, потому что это дает им такие преимущества, как безопасность, стабильность и общественные блага.
Важно отметить, что эта теория также приводит к тому, что если правительство или правитель нарушает свой договор с населением (например, налагая суровые наказания, несправедливые налоги или тюремное заключение), то общество имеет право протестовать или даже свергнуть правительство.
Историческая справка об общественном договоре
Хотя теория общественного договора чаще всего ассоциируется с периодом Просвещения из-за ее растущей популярности в это время, ее корни уходят в глубь Древней Греции и Рима.
Сократ
Сократ, известный греческий философ, боролся с идеями, связанными с концепцией общественного договора, во время своей жизни в 4 веке до нашей эры.
В своем произведении «Критон» он пишет о том, должен ли он бежать из города, чтобы сохранить свою жизнь после нарушения афинского закона, или же он должен остаться и принять наказание как надлежащее следствие своих действий. Он чувствовал, что безоговорочно заключил договор, извлекая выгоду из города Афины, который дал ему жилье и средства к существованию. Во многом именно афинские законы позволили ему процветать как плодовитому писателю. Когда он нарушил законы города, он нарушил этот договор.
Таким образом, он должен соблюдать закон и покориться своему наказанию, даже смерти. Его обязательство подчиняться афинскому закону, которое он принял по собственной воле, было больше, чем его личное здоровье и благополучие. Таким образом, он подчеркивает неявный договор между гражданами и правительствами, обеспечивающий им стабильность.
«Смерть Сократа». Источник: Викисклад.
Платон
Платон также пишет об общественном договоре в «Республике» в 375 г. до н.э. Его взгляд фокусируется на общественном договоре больше с точки зрения справедливости. Он утверждает, что человечество заключило общественный договор друг с другом, чтобы обеспечить собственную справедливость. Без общественного договора каждый мог причинить вред или совершить несправедливость по отношению к кому-либо без каких-либо последствий.
Поскольку люди боятся причинения вреда и того, что у них отнимут их личное имущество, они заключили общественный договор, чтобы создать соглашение между всеми придерживаться норм справедливости или рисковать наказанием. Таким образом, Платон больше сосредоточился на общественном договоре, используемом для обеспечения справедливости, чем на подчинении государству.
Портрет Платона 370 г. до н.э. Источник: Wikimedia Commons
Теория общественного договора
Теория общественного договора приобрела новое значение в 17 веке в период Просвещения в ответ на столетия монархов, которые верили, что Бог дал им «божественное право» на власть.
Томас Гоббс
Томас Гоббс написал об Общественном договоре в Левиафане, который был опубликован в 1651 году (в конце Гражданской войны в Англии). Он думал, что без угрозы какой-то большей силы в виде правителя или правительства люди будут творить зло без последствий.
Его концепция общественного договора подчеркивала, что человечество по своей природе плохо и будет подчиняться только в том случае, если будет достаточно сильное правительство, чтобы держать его под контролем. Поскольку люди по своей природе хаотичны и жестоки, он поддерживал правление абсолютного монарха и считал, что общественный договор призывает человечество подчиниться правителю, чтобы иметь единство.
Джон Локк
Джон Локк также писал об общественном договоре чуть позже, в 1689 году (после Славной революции). В своем втором трактате о правительстве он сосредоточился на естественных правах. Естественные права были правами, присущими всем людям — они не требовали короля, судьи или правительства и не признавали их. Естественные права также распространялись на людей независимо от статуса. Вместо того, чтобы только правители и дворяне имели права, теория естественных прав утверждала, что все человечество обладает этими правами.
Локк считал, что человечество изначально добро и что для защиты этих прав должны существовать правительства. Вместо того, чтобы использовать его для принуждения людей, он считал, что общественный договор между правительством и его народом должен использоваться для обеспечения того, чтобы люди могли жить в достатке, защищая их права на жизнь, свободу и собственность.
Руссо и общественный договор
Жан-Жак Руссо, французский философ, первым употребил фразу « общественный договор ». В 1762 году он написал «Le Contrat Social» («Общественный договор»), где исследовал идею коллективизма и народного суверенитета. Он писал об «общей воле» населения — о потребностях и желаниях всего населения, а не отдельного человека.
Портрет Жан Жака Руссо. Источник: Wikimedia Commons
Он чувствовал, что население не обязательно будет знать, какова его общая воля или как ее достичь, поэтому правителю было необходимо воплощать общую волю, чтобы направлять их. Он считал, что людям нужно сильное правительство, чтобы помочь им добиться всеобщей воли. Он выступал за прямые выборы одной центральной власти, а не за представительную демократию, при которой избираются несколько политиков.
Важнейшим аспектом идеального общества Руссо было то, что люди подчиняли свои потребности друг другу, а не королю. Только тогда, когда общественность откажется от своих личных, эгоистичных потребностей в пользу общества, наступит истинное равенство.
Одной из самых известных фраз Руссо было то, что «люди должны быть принуждены к свободе». Это означает, что, хотя теории естественного права и естественных прав могут утверждать, что все люди рождаются свободными, они не могут быть по-настоящему свободными, пока каждый человек действует как личность, а не как часть целого.
Оригинал издания «Общественного договора» Руссо. Источник: Wikimedia Commons
Влияние общественного договора
Теория общественного договора была важна в эпоху Просвещения в Англии и Франции, поскольку обе страны становились все более и более недовольными непопулярными правителями. Общественный договор приобрел влияние, поскольку такие мыслители, как Томас Гоббс и Джон Локк, выступали за гражданскую войну и неповиновение короне, если правитель нарушает свое соглашение с управляемыми. Тем не менее, одна вещь, которую они, возможно, не предсказали, — это влияние, которое теория общественного договора окажет на американские колонии, стремящиеся к независимости.
Американская революция
Теории общественного договора сыграли важную роль в том, что отцы-основатели стали бороться за общество, признающее роль управляемых. Американская революция началась в значительной степени из-за того, что колонисты были недовольны высокими налогами со стороны Англии. Они также не имели права голоса в правительстве, поскольку никто в парламенте не представлял колонии. Воодушевляющий клич «никаких налогов без представительства» говорил о том, что колонии не согласны с тем, как ими управляют.
Вы также можете увидеть влияние Общественного договора в начале Декларации независимости. Документ начинается словами «Мы, народ…», подчеркивая важность объединения «народа» для борьбы против тиранического правления.
После американской революции
Американская революция — одно из самых ярких событий, вдохновленных общественным договором, но не единственное в американской истории! Во время Гражданской войны активисты также использовали теорию общественного договора, чтобы выступать против рабства. Если общественный договор требует согласия управляемых, то рабство было полной противоположностью. Они считали несправедливым, что американцы борются за независимость от Англии, а потом разворачиваются и загоняют других людей в рабство.
Факты об общественном договоре
- Общественный договор — это теория, которая говорит об отношениях между людьми и их правительством.
- Вместо того, чтобы божественное правление королей и подданных заставляло слепо следовать прихоти своих правителей, общественный договор утверждал, что те, кто правят, должны иметь согласие управляемых.
- Локк утверждал, что люди имеют естественные права, которые не должны нарушаться их правителями.
- Руссо утверждал, что людям необходимо иметь начальника, который поможет им добиться воли народа. Это мышление побудило отцов-основателей восстать против английского правления и настаивать на создании правительства, которое действовало бы по воле народа.
Общественный договор – основные выводы
- Общественный договор представляет собой негласный договор между правителями и управляемыми.
- И Сократ, и Платон говорили об отношениях между гражданами и их правительством.