Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) Глава 40. Перевозка
Статья 784. Общие положения о перевозке
- Перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки.
- Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.
Статья 785. Договор перевозки груза
- По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
- Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).
Статья 786. Договор перевозки пассажира
- По договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа.
- Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа багажной квитанцией. Формы билета и багажной квитанции устанавливаются в порядке, предусмотренном транспортными уставами, кодексами и иными законами.
- Пассажир имеет право в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом, кодексом или иным законом:
- перевозить с собой детей бесплатно или на иных льготных условиях;
- провозить с собой бесплатно ручную кладь в пределах установленных норм;
- сдавать к перевозке багаж за плату по тарифу.
- В случаях, предусмотренных статьей 107.1 Воздушного кодекса Российской Федерации, перевозчик или лицо, уполномоченное перевозчиком на заключение договора воздушной перевозки пассажира, вправе отказать в заключении договора воздушной перевозки пассажира, если пассажир внесен в реестр лиц, воздушная перевозка которых ограничена перевозчиком.
Статья 787. Договор фрахтования
По договору фрахтования (чартер) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа.
Порядок заключения договора фрахтования, а также форма указанного договора устанавливаются транспортными уставами, кодексами и иными законами.
Статья 788. Прямое смешанное сообщение
Взаимоотношения транспортных организаций при перевозке грузов, пассажиров и багажа разными видами транспорта по единому транспортному документу (прямое смешанное сообщение), а также порядок организации этих перевозок определяются соглашениями между организациями соответствующих видов транспорта, заключаемыми в соответствии с законом о прямых смешанных (комбинированных) перевозках.
Статья 789. Перевозка транспортом общего пользования
-
Перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, признается перевозкой транспортом общего пользования, если из закона, иных правовых актов вытекает, что эта организация обязана осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица.
(в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 15-ФЗ)
Перечень организаций, обязанных осуществлять перевозки, признаваемые перевозками транспортом общего пользования, публикуется в установленном порядке.
- Договор перевозки транспортом общего пользования является публичным договором (статья 426).
Статья 790. Провозная плата
- За перевозку грузов, пассажиров и багажа взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами.
- Плата за перевозку грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами.
- Работы и услуги, выполняемые перевозчиком по требованию грузовладельца и не предусмотренные тарифами, оплачиваются по соглашению сторон.
- Перевозчик имеет право удерживать переданные ему для перевозки грузы и багаж в обеспечение причитающихся ему провозной платы и других платежей по перевозке (статьи 359, 360), если иное не установлено законом, иными правовыми актами, договором перевозки или не вытекает из существа обязательства.
- В случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета.
Статья 791. Подача транспортных средств, погрузка и выгрузка груза
-
Перевозчик обязан подать отправителю груза под погрузку в срок, установленный принятой от него заявкой (заказом), договором перевозки или договором об организации перевозок, исправные транспортные средства в состоянии, пригодном для перевозки соответствующего груза.
Отправитель груза вправе отказаться от поданных транспортных средств, не пригодных для перевозки соответствующего груза.
- Погрузка (выгрузка) груза осуществляется транспортной организацией или отправителем (получателем) в порядке, предусмотренном договором, с соблюдением положений, установленных транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
- Погрузка (выгрузка) груза, осуществляемая силами и средствами отправителя (получателя) груза, должна производиться в сроки, предусмотренные договором, если такие сроки не установлены транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
Статья 792. Сроки доставки груза, пассажира и багажа
Перевозчик обязан доставить груз, пассажира или багаж в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков в разумный срок.
Статья 793. Ответственность за нарушение обязательств по перевозке
- В случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
- Соглашения транспортных организаций с пассажирами и грузовладельцами об ограничении или устранении установленной законом ответственности перевозчика недействительны, за исключением случаев, когда возможность таких соглашений при перевозках груза предусмотрена транспортными уставами и кодексами.
Статья 794. Ответственность перевозчика за неподачу транспортных средств и отправителя за неиспользование поданных транспортных средств
- Перевозчик за неподачу транспортных средств для перевозки груза в соответствии с принятой заявкой (заказом) или иным договором, а отправитель за непредъявление груза либо неиспользование поданных транспортных средств по иным причинам несут ответственность, установленную транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
- Перевозчик и отправитель груза освобождаются от ответственности в случае неподачи транспортных средств либо неиспользования поданных транспортных средств, если это произошло вследствие:
- непреодолимой силы, а также иных явлений стихийного характера (пожаров, заносов, наводнений) и военных действий;
- прекращения или ограничения перевозки грузов в определенных направлениях, установленного в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом;
- в иных случаях, предусмотренных транспортными уставами и кодексами.
Статья 795. Ответственность перевозчика за задержку отправления пассажира
- За задержку отправления транспортного средства, перевозящего пассажира, или опоздание прибытия такого транспортного средства в пункт назначения (за исключением перевозок в городском и пригородном сообщениях) перевозчик уплачивает пассажиру штраф в размере, установленном соответствующим транспортным уставом или кодексом, если не докажет, что задержка или опоздание имели место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности транспортных средств, угрожающей жизни и здоровью пассажиров, или иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика.
- В случае отказа пассажира от перевозки из-за задержки отправления транспортного средства перевозчик обязан возвратить пассажиру провозную плату.
Статья 796. Ответственность перевозчика за утрату, недостачу и повреждение (порчу) груза или багажа
- Перевозчик несет ответственность за несохранность груза или багажа, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю, управомоченному им лицу или лицу, управомоченному на получение багажа, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза или багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.
- Ущерб, причиненный при перевозке груза или багажа, возмещается перевозчиком:
- в случае утраты или недостачи груза или багажа — в размере стоимости утраченного или недостающего груза или багажа;
- в случае повреждения (порчи) груза или багажа — в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, а при невозможности восстановления поврежденного груза или багажа — в размере его стоимости;
- в случае утраты груза или багажа, сданного к перевозке с объявлением его ценности, — в размере объявленной стоимости груза или багажа.
- Перевозчик наряду с возмещением установленного ущерба, вызванного утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза или багажа, возвращает отправителю (получателю) провозную плату, взысканную за перевозку утраченного, недостающего, испорченного или поврежденного груза или багажа, если эта плата не входит в стоимость груза.
- Документы о причинах несохранности груза или багажа (коммерческий акт, акт общей формы и т.п.), составленные перевозчиком в одностороннем порядке, подлежат в случае спора оценке судом наряду с другими документами, удостоверяющими обстоятельства, которые могут служить основанием для ответственности перевозчика, отправителя либо получателя груза или багажа.
Стоимость груза или багажа определяется исходя из его цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором, а при отсутствии счета или указания цены в договоре исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары.
Статья 797. Претензии и иски по перевозкам грузов
- До предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки груза, обязательно предъявление ему претензии в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом.
- Иск к перевозчику может быть предъявлен грузоотправителем или грузополучателем в случае полного или частичного отказа перевозчика удовлетворить претензию либо неполучения от перевозчика ответа в тридцатидневный срок.
- Срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки груза, устанавливается в один год с момента, определяемого в соответствии с транспортными уставами и кодексами.
Статья 798. Договоры об организации перевозок
Перевозчик и грузовладелец при необходимости осуществления систематических перевозок грузов могут заключать долгосрочные договоры об организации перевозок.
По договору об организации перевозки грузов перевозчик обязуется в установленные сроки принимать, а грузовладелец — предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме. В договоре об организации перевозки грузов определяются объемы, сроки и другие условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозки, порядок расчетов, а также иные условия организации перевозки.
Статья 799. Договоры между транспортными организациями
Между организациями различных видов транспорта могут заключаться договоры об организации работы по обеспечению перевозок грузов (узловые соглашения, договоры на централизованный завоз (вывоз) грузов и другие).
Порядок заключения таких договоров определяется транспортными уставами и кодексами, другими законами и иными правовыми актами.
Статья 800. Ответственность перевозчика за причинение вреда жизни или здоровью пассажира
Ответственность перевозчика за вред, причиненный жизни или здоровью пассажира, определяется по правилам главы 59 настоящего Кодекса, если законом или договором перевозки не предусмотрена повышенная ответственность перевозчика.
Ст. 785 ГК РФ. Договор перевозки груза
1. По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
2. Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).
< Статья 784. Общие положения о перевозке
Статья 786. Договор перевозки пассажира >
1. В п. 1 статьи сохранено ранее принятое в праве РФ определение договора перевозки груза. Однако фигура перевозчика в этом договоре претерпела изменения.
2. Проводимая в РФ приватизация привела к возникновению во всех отраслях транспорта (кроме железнодорожного, где по-прежнему сохраняются государственные железные дороги) частных перевозчиков, имеющих форму различных хозяйственных товариществ и обществ, допускаемых гл. 4 ГК.
Для осуществления государственного регулирования рынка транспортных услуг и защиты интересов потребителей таких услуг законодательство РФ предусматривает лицензирование перевозочной деятельности. Положения о лицензировании перевозочной деятельности утверждены: на автомобильном транспорте — Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 1992 г. N 118, на морском и внутреннем водном транспорте — Постановлением СМ РФ от 23 августа 1993 г. N 840, на воздушном транспорте — Постановлением СМ РФ от 23 августа 1993 г. N 850 (СА РФ. 1993. N 35. Ст. 3316, 3319).
3. Заключение договора перевозки груза может подтверждаться и другими письменными документами, помимо названных в п. 2, особенно в случаях их дефектов и утраты. При железнодорожных перевозках предусматриваются составление дорожной ведомости, повторяющей сведения накладной, и выдача отправителю грузовой квитанции о приеме груза к перевозке (ст. 38 УЖД).
Порядок оформления транспортных документов подробно определен в правилах перевозок для соответствующего вида транспорта, причем на железнодорожном, воздушном и автомобильном транспорте применяется единая для данного транспорта форма основных транспортных документов. На водном транспорте пароходства используют и собственные проформы коносаментов.
4. Особенностью железнодорожного транспорта являются перевозки грузобагажа, когда мелкие партии грузов перевозятся в почтово-багажных поездах или в багажных вагонах пассажирских поездов, если они полностью не загружены. Перевозка грузобагажа определяется ч. IV Правил перевозок пассажиров и багажа по железным дорогам (Тарифное руководство N 5), однако ответственность за грузобагаж железные дороги несут согласно статьям УЖД об ответственности за груз (ст. ст. 151, 153 и 154 УЖД).
5. Для практики актуальным является вопрос о возможности оспаривания сведений, содержащихся в документе о заключении договора перевозки груза. Практика судов допускает такое оспаривание при условии представления надлежащих доказательств, как правило письменных.
Американское соглашение о смене вагона на самом деле хорошая вещь – Cranky Flyer
На выходных поднялся небольшой шум, когда стало известно, что компания American скорректировала свой внутренний договор перевозки — или условия перевозки, как его называет авиакомпания, — чтобы отменить некоторые меры защиты прав потребителей, которые, казалось, были заложены в них. Реакция была безжалостной. , и у меня был один человек, который даже призвал американца получить награду Cranky Jackass. Дело в том, что… я рад, что американцы внесли это изменение, потому что оно противоречило тому, что на самом деле делала авиакомпания. Это должно было быть исправлено давно.
Билл Холсингер-Робинсон, CC BY 2.
Реальность такова, что договор перевозки (CoC) должен быть базовым документом, показывающим, на что вы имеете право при покупке билета у авиакомпании. Политики могут выходить за рамки того, что вы найдете в CoC, но это не обязательно. По этой причине в CoC должно быть очень четко указано, что он обеспечивает на самом низком уровне.
Изменения, которые были внесены недавно, фактически привели CoC в соответствие с политикой Америки, которая уже существовала. Другими словами, в формулировке CoC была двусмысленность, и у людей были способы попытаться воспользоваться ситуацией, чтобы получить больше, чем позволил бы американец. Это просто заканчивается драками и плохо для всех. Теперь эта двусмысленность исчезла. Хороший.
Здесь вы можете ознакомиться с условиями перевозки авиакомпании. Список жалоб от JT Genter, который первым обнародовал это изменение, выглядит следующим образом:
AA отказывается от какой-либо ответственности, когда «мы (или наши партнеры) отменяем рейс или маршрут»
У американца уже был список вещей, которые не несет ответственности по УК. В частности, говорится, что он не несет ответственности, если:
- Мы опоздаем или вы не сядете на стыковку
- Мы изменим расписание любого рейса
- Имеются особые, случайные или косвенные убытки из-за этих изменений
- Ваш зарегистрированный багаж задерживается (за исключением случаев, предусмотренных законом, положением или Конвенцией)
И что это означает, что вы не можете пойти и подать в суд на американца потому что вы пропустили важную встречу или что-то в этом роде. Американец только что уточнил, что дело не только в изменении расписания и пропущенных стыковках, но и в отмене рейсов. Американец не одинок в этом.
Delta, например, говорит: «Delta ни при каких обстоятельствах не несет ответственности за какие-либо особые, случайные или косвенные убытки, возникшие в результате вышеизложенного». United заявляет: «За исключением случаев, предусмотренных настоящим Правилом, UA не несет ответственности за невыполнение какого-либо рейса в соответствии с расписанием или за любое изменение в расписании рейсов с уведомлением пассажира или без него».
Раньше это была плохая формулировка, не учитывающая отмененные рейсы. Это создало потенциальную лазейку, которую кто-то мог попытаться использовать.
Если AA «или наша авиакомпания-партнер не сможет выполнить рейсы или задержит ваше прибытие более чем на 4 часа, наша единственная обязанность — возместить оставшуюся стоимость билета и любые дополнительные сборы в соответствии с нашей политикой принудительного возврата». Таким образом, АА может задержать вас в день путешествия.
Обратите внимание, что это словоблудие было добавлено и раньше там не было словоблудия. Так что это просто связывает это с правилом возмещения и облегчает пассажирам четкое понимание того, в чем заключается обязательство американца. Возможно, ему не придется предлагать вам альтернативный транспорт, но он будет. Вам это может не понравиться, и если вы откажетесь, вы можете получить возмещение. Помните, что американец не хочет возвращать вам деньги. Это скорее посадит вас на более поздний рейс и сохранит ваши деньги. Но в конечном итоге у вас есть возможность вернуть свои деньги, если вы соответствуете этим требованиям.
При отмене или задержке рейса, которые приводят к пропущенной стыковке, АА больше не будет «перебронировать вас на следующий рейс со свободными местами». Вместо этого вам придется ждать, пока вас перебронируют «на следующий рейс American Airlines или American Partner со свободными местами»
. кажутся определенными. Давайте рассмотрим пример. Представьте, что вы летели на самолете American из Лос-Анджелеса в Вегас, и ваш рейс отменили. Следующий рейс на Spirit. У этих двух авиакомпаний нет никаких отношений, но, судя по тому, как был сформулирован CoC, вы могли бы подумать, что American придется пойти и купить вам билет на Spirit из своего кармана, потому что это ближайший доступный рейс.
Это не только не политика, но и глупо думать, что так и должно быть. Если задержка будет достаточно продолжительной, вы имеете право вернуть свои деньги и купить новый билет другой авиакомпании. Я подозреваю, что люди просто покупали билет на Spirit, а затем требовали от Америки возмещения расходов из-за того, что указано в CoC. Теперь это явно запрещено.
Если АА застрянет где-нибудь *и это по их вине*, АА покроет стоимость отеля только в том случае, если это утвержденный отель или если вы получили «письменное разрешение от American Airlines». Поэтому обязательно оставайтесь в (длинной) очереди в аэропорту, чтобы добраться до отеля, когда вас застрянет в АА.
Вы видите, откуда это, вероятно, взялось. Американец говорил, что это покроет стоимость одобренного отеля. Что такое одобренный отель? Это довольно расплывчато. Так что люди не хотят ни стоять в очереди, ни получать электронное письмо с ваучером на отель (поскольку американец предлагает ускорить процесс), а просто бронировать модный отель, а затем просить американца заплатить за него. Это искажение того, что здесь должно происходить.
Хуже того, А.А. затем подчеркивает в следующем разделе, что если «вы бронируете билеты самостоятельно без письменного разрешения от American Airlines, вы несете ответственность за оплату гостиницы, питания и других расходов».

Верно, потому что вы пойдете и забронируете номер в отеле Four Seasons или Ritz-Carlton, а затем потребуете возмещения. Американец должен контролировать этот процесс, чтобы избежать безудержных расходов.
В конце концов, все эти изменения просто уточняют CoC в соответствии с уже существующей политикой. Если и есть что-то тревожное в этих изменениях, так это то, что американцам потребовалось так много времени, чтобы их внести. Интересно, сколько судебных тяжб произошло за последние несколько лет, когда американцы боролись против произвольного толкования CoC пассажирами, стремящимися воспользоваться плохо сформулированными пунктами. Теперь двусмысленность исчезла.
Американский
American Airlines снова обновляет свой договор на перевозку, чтобы еще больше ограничить права пассажиров должны ждать, пока они предоставят вам номер в отеле, если вы хотите, чтобы они покрыли его) и сказать, что у них нет никаких обязательств доставить вас к месту назначения — они могут просто вернуть ваш билет, если они предпочитают.

В основном это была попытка привести их договор перевозки (договор присоединения, на который вы соглашаетесь при покупке билета) в соответствии с тем, что они делали на практике.
Крэнки Флайер утверждал, что им следует поаплодировать за то, что они навели порядок. Я утверждал, что они должны быть вызваны в первую очередь за обращение с клиентами таким образом, который даже не поддерживался их договором перевозки до этого обновления, и в первую очередь за введение недружественных для потребителей правил.
Кроме того, у American Airlines есть проблемы с доставкой отелей, когда пассажиры имеют право на номера, поэтому они не действуют сообща, чтобы поддержать политику, которую они хотят провести.
Независимо от того, что вы думаете о недавних изменениях в договоре перевозки авиакомпании, это стоит отметить. что они снова за это потому что они не были достаточно недружественными к потребителю .
Они только что добавили новую формулировку, чтобы предупредить вас о возможности получить возмещение даже больше . Новый язык выделен жирным шрифтом:
Если мы или наш партнер-авиакомпания отказываются выполнять рейсы или задерживают ваше прибытие более чем на 4 часа, наша единственная обязанность — возместить оставшуюся стоимость билета и любые дополнительные сборы в соответствии с нашей политикой принудительного возмещения, в соответствии с нашей политикой перебронирования вашего задержанного / отмененного рейса .
Когда вы сталкиваетесь с задержкой более 4 часов, вы должны иметь право на возмещение (требование ждать четыре часа является новым во время пандемии, чтобы позволить американцу чаще удерживать ваши деньги).
Однако даже четырехчасовая задержка не является чем-то, что они готовы однозначно возместить вам, потому что теперь это также «подпадает под [их] политику перебронирования вашего задержанного / отмененного рейса».