Дискриминация в сфере труда. Что должен знать работодатель
В трудовых отношениях дискриминация – это нарушение или ограничение трудовых прав гражданина в зависимости от каких-либо признаков, не имеющих отношения к его профессиональным качествам. В судебной практике встречается немало споров, где в качестве аргументов сотрудники указывают, что подверглись дискриминации со стороны компании. Это могут быть, например, разбирательства по поводу восстановления на работе, взыскания денежных выплат или обжалования отказа в приеме на работу. На примерах из судебной практики разберемся, какие действия работодателя будут считаться дискриминацией, а какие нет.
Стороны трудовых отношений всегда пытаются подстраиваться друг под друга, иначе работа не будет продуктивной. Однако существует риск проявления дискриминации руководством компании по отношению к своим подчиненным или кандидатам, претендующим стать членами коллектива в организации. Работодатель может отдавать предпочтение одному сотруднику, а другого не воспринимать как профессионала.
В качестве высшей ценности Конституция РФ провозглашает человека, его права и свободы (ст. 2). Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности (ч. 2 ст. 19 Конституции РФ).
Таким образом, ущемление или принижение прав человека не допускается. Однако в обществе часто можно встретить конфликты, разгорающиеся на почве религиозных убеждений. Люди более молодого возраста списывают со счетов пенсионеров. К женщинам с маленькими детьми относятся настороженно. Это лишь несколько примеров проявления неуважения по каким-либо признакам, то есть дискриминации. Разберемся, что понимается под дискриминацией в трудовых отношениях. Выясним, как работодателю не встать на тропу войны с подчиненным, который считает, что его недооценивают на работе. А также рассмотрим, как решаются конфликты с надуманной дискриминацией, когда сотрудник пытается любым способом восстановиться в должности после увольнения.
Статья 3 ТК РФ провозглашает, что дискриминация в сфере труда запрещена. Каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав (ч. 1 ст. 3 ТК РФ). Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника (ч.
Запрещается отказывать в заключении трудового договора женщинам по мотивам, связанным с беременностью или наличием детей (ч. 3 ст. 64 ТК РФ).
Верховный Суд РФ дополнительно разъяснил, что не допускается ограничение прав или установление преимуществ при заключении трудового договора в зависимости от наличия или отсутствия регистрации по месту жительства или пребывания. Отказ работодателя в заключении трудового договора с лицом, являющимся гражданином РФ, по мотиву отсутствия у него регистрации по месту жительства, пребывания или по месту нахождения организации является незаконным, поскольку нарушает его право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства, гарантированное Конституцией РФ (п. 10, 11 постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», далее — Постановление Пленума № 2).
Запрещается какая-либо дискриминация при установлении и изменении условий оплаты труда (ч. 2 ст. 132 ТК РФ).
Запрет на дискриминацию регламентирован не только законодательством РФ, но и международными документами. Так, согласно п. 1 ст. 1 Конвенции № 111 Международной организации труда «Относительно дискриминации в области труда и занятий» (принята в г. Женеве 25.06.1958) термин «дискриминация» включает:
1) всякое различие, исключение или предпочтение, основанные на признаках расы, цвета кожи, пола, религии, политических убеждений, национальной принадлежности или социального происхождения и имеющие своим результатом ликвидацию или нарушение равенства возможностей или обращения в области труда и занятий;
2) всякое другое различие, исключение или предпочтение, имеющие своим результатом ликвидацию или нарушение равенства возможностей или обращения в области труда и занятий.
То есть дискриминация в трудовых отношениях — это нарушение или ограничение трудовых прав гражданина в зависимости от каких-либо признаков, не имеющих отношения к его профессиональным качествам.
В судебной практике встречается большое количество споров, где в качестве аргументов сотрудники указывают, что подверглись дискриминации со стороны компании. Это могут быть разбирательства по поводу восстановления на работе, взыскания денежных выплат или обжалования отказа в приеме на работу. Причем иногда подчиненные действительно уверены, что работодатель нарушил их права по дискриминационным мотивам, а порой выдумывают эти основания, чтобы их доказательства казались более весомыми. И такие случаи не редкость. Разберем некоторые варианты на примерах из судебной практики.
Судебная практика
Сотрудница была уволена по п. 2 ч. 1 ст. 77 ТК РФ (в связи с истечением срока трудового договора). Она не согласилась с этим и обратилась в суд. В подтверждение своей позиции указала, что при оформлении срочного трудового договора, в нарушение требований ст. 3 ТК РФ, она подверглась со стороны ответчика дискриминации в сфере труда по возрастному признаку, что повлекло отказ от заключения с ней трудового договора на неопределенный срок.
См. статью «Расторжение срочного трудового договора. Свежая судебная практика»
В другом деле истица также обжаловала прекращение трудового договора по п. 2 ч. 1 ст. 77 ТК РФ. Она просила признать увольнение фактом дискриминации. Суд восстановил сотрудницу в должности, поскольку ответчик нарушил требования закона при расторжении трудового договора. Однако ей было отказано в удовлетворении требований о признании увольнения фактом дискриминации. Работница не представила доказательства, подтверждающие дискриминационные мотивы увольнения. Сам по себе факт неправильных действий ответчика по прекращению с подчиненной трудового договора по п.
Таким образом, вопросы о дискриминации часто поднимаются сотрудниками в спорах о расторжении срочных трудовых договоров. Работники пытаются доказать, что договор заключен на неопределенный срок по дискриминационным мотивам. Но недостаточно просто заявить об этом. Как видно из приведенных примеров, подчиненным не удалось доказать ущемление их прав работодателем.
Иногда сотрудникам для обжалования увольнения не хватает аргументов, и они обвиняют компанию в дискриминации. Но если работодатель действовал правомерно, ему нечего бояться.
Судебная практика
Истица — директор муниципального предприятия была уволена на основании решения собственника по п. 2 ст. 278 ТК РФ. В день прекращения трудовых отношений находилась под стражей. При обжаловании увольнения указала, что поводом для расторжения трудового договора явилось ее привлечение к уголовной ответственности, а также личные мотивы руководства. Суд признал расторжение трудового договора законным. Аргументация — решение об увольнении принято уполномоченным лицом. Также отсутствуют доказательства, свидетельствующие о дискриминации в отношении истицы со стороны работодателя на основании каких-либо личных неприязненных отношений и по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Процедуру увольнения по п. 2 ст. 278 ТК РФ ответчик не нарушил (апелляционное определение Московского областного суда от 28.05.2014 по делу № 33-11164/2014).
В другом деле суд отметил, что доводы истицы о дискриминационном характере действий ответчика в части направления ее в командировки, изменения региона продаж являются надуманными. С учетом требований ст. 3 ТК РФ ограничений в трудовых правах и свободах сотрудницы со стороны работодателя не установлено. Предположения истицы о дискриминации ничем объективно не подтверждены (апелляционное определение Московского городского суда от 22.11.2016 по делу № 33-45675/2016). См. также апелляционные определения Московского городского суда от 26.10.2016 по делу № 33-37857/16, Верховного суда Республики Бурятия от 10.10.2016 по делу № 33-5957, определение Красноярского краевого суда от 20.05.2016 № 4Г-1348/2016.
Таким образом, попытки сотрудников в рассмотренных ситуациях любым способом восстановиться в должности не увенчались…
последние изменения и поправки, судебная практика
СТ 3 ТК РФ.
Каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав.
Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.
Не являются дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным «законом», либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите, либо установлены настоящим Кодексом или в случаях и в порядке, которые им предусмотрены, в целях обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов, содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан Российской Федерации и в целях решения иных задач внутренней и внешней политики государства.
Лица, считающие, что они подверглись дискриминации в сфере труда, вправе обратиться в суд с заявлением о восстановлении нарушенных прав, возмещении материального вреда и компенсации морального вреда.
Комментарий к Ст. 3 Трудового кодекса РФ
Бесплатная юридическая консультация по телефонам:
8 (499) 938-53-84 (Москва и МО)
8 (812) 467-95-33 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 301-79-07 (Регионы РФ)
1. Запрещение дискриминации в сфере труда является краеугольным принципом правового регулирования социально-трудовых отношений, который наряду с упоминанием в ст. 2 ТК РФ получил специальную развернутую регламентацию в ст. 3 ТК РФ. Этим законодатель подчеркнул особую важность данного принципа, придаваемую ему как международным правом в целом, так и международным трудовым правом, а также нормами национальных правовых систем большинства демократических государств. Повышенное внимание законодателя к данному принципу объясняется тем, что он служит универсальной правовой гарантией, обеспечивающей всеобщее и естественное право человека на равенство с другими людьми (ст. 1 Всеобщей декларации прав человека 1948 г.; преамбула Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г.; ст. 19 Конституции РФ).
2. Содержащийся в ч. 2 ст. 3 ТК РФ запрет на дискриминацию основывается на положениях ст. 2 Всеобщей декларации прав человека и п. 2 ст. 2 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах. Международное трудовое право также уделило должное внимание этой проблеме и посвятило ее решению отдельную Конвенцию N 111 МОТ «Относительно дискриминации в области труда и занятий» (принята в г. Женеве 25 июня 1958 г.). Наша страна входит в число государств, ратифицировавших данную Конвенцию. Кроме того, всеобщий запрет дискриминации содержится в ч. 2 ст. 19 КРФ.
Запрещенная законом дискриминация человека в трудовых отношениях понимается как всякое ограничение трудовых прав и свобод или преимущество в трудовых правах и свободах, полученное в зависимости от любого из обстоятельств, перечисленных в статье 3 ТК РФ (пола, расы, цвета кожи и т.п.), либо в зависимости от не указанных в данной статье обстоятельств в случае, когда такое ограничение или преимущество не связано с деловыми качествами работника.
Сходным образом дискриминация определяется и в международном трудовом праве. Согласно указанной Конвенции дискриминация включает: а) всякое различие, недопущение или предпочтение, проводимое по признаку расы, цвета кожи, пола, религии, политических убеждений, иностранного происхождения или социального происхождения, приводящее к уничтожению или нарушению равенства возможностей или обращения в области труда и занятий; б) всякое другое различие, недопущение или предпочтение, приводящее к уничтожению или нарушению равенства возможностей или обращения в области труда и занятий, определяемое соответствующим государством — членом МОТ по консультации с представительными организациями работодателей и трудящихся, где таковые существуют, и с другими соответствующими органами. Термины «труд» и «занятия» обозначают в данном случае доступ к профессиональному обучению, труду и иным занятиям, а также оплату и условия труда (п. 3 ст. 1 ТК).
Наряду с принципиальным сходством определений термина «дискриминация», содержащихся в российском законодательстве и в Конвенции МОТ «Относительно дискриминации в области труда и занятий», обращают на себя внимание ряд отличий: а) ст. 3 ТК РФ относит к дискриминации лишь ограничения или преимущества в трудовых правах и свободах, тогда как по ст. 1 Конвенции данный термин охватывает всякое различие, недопущение или предпочтение в области труда и занятий; б) по смыслу ст. 1 Конвенции дискриминацией признаются те различия, недопущения или предпочтения в трудовых правах работников, которые приводят к нарушению равенства их возможностей либо обращения в области труда и занятий, о чем умалчивает ст. 3 ТК; в) обстоятельства, способные служить основанием для дискриминации, перечисленные в п. «a» ст. 1 Конвенции, дополнены в ч. 2 ст. 3 ТК РФ указанием на язык, имущественное, семейное, социальное и должностное положение, возраст и место жительства; г) в соответствии с п. «b» ст. 1 Конвенции перечень обстоятельств, признаваемых основаниями дискриминации, может быть расширен государством — членом МОТ посредством консультаций с представительными организациями работодателей и трудящихся, о чем также не говорит ст. 3 ТК РФ.
Преодоление различий между этими нормами международного и российского трудового права должно осуществляться в соответствии с требованиями ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, согласно которым, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Вместе с тем практика применения трудового права в России должна руководствоваться и более широким (в сравнении с изложенным в п. «a» ст. 1 Конвенции) перечнем обстоятельств, способных служить основой дискриминации. Ведь российский законодатель в ч. 2 ст. 3 ТК РФ воспользовался заложенной п. «b» ст. 1 Конвенции возможностью расширения круга оснований дискриминации и тем самым возложил на отечественного работодателя дополнительные обязанности в части воздержания от совершения действий (бездействия), квалифицируемых по закону в качестве неправомерных и дискриминационных. Таким образом, в соответствии со всеми перечисленными правоположениями под запрет дискриминации в труде в России попадают любые произвольные различия в трудовых правах и свободах работников, которые не основаны на деловых качествах этих работников, количественных или качественных характеристиках их труда. Следует учитывать, что юрисдикционные механизмы защиты трудовых прав работников от дискриминации распространяются в настоящее время не только на отношения, вытекающие из факта нарушения уже имеющихся у работника прав, но и на его разнообразные интересы, направленные на установление новых или изменение существующих условий труда, а следовательно, и на приобретение работником новых трудовых прав (см. ст. 381 ТК РФ и комментарий к ней).
3. Рассматриваемая Конвенция и ч. 3 ст. 3 ТК не содержат серьезных противоречий в определении того, что не относится к дискриминации. Согласно п. 2 ст. 1 Конвенции не считается дискриминацией любое различие, недопущение или предпочтение в отношении определенной работы, основанное на специфических требованиях таковой. Аналогичным образом ч. 3 ст. 3 ТК РФ не рассматривает как дискриминацию установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые определяются свойственными конкретному виду труда требованиями. В дополнение к этому ч. 2 ст. 3 Трудового кодекса РФ не считает дискриминацией те меры, которые продиктованы особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной защите, либо установлены в соответствии с законодательством о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации в целях обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов, содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан РФ и для решения иных задач внутренней и внешней политики государства (например, прием на работу иностранных граждан только при наличии разрешений на работу, выданных в рамках установленных Правительством РФ квот). При этом важно иметь в виду, что в соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ и ч. 3 ст. 3 ТК РФ единственной надлежащей формой введения таких ограничений в трудовых правах и свободах, а также установления различий, исключений и предпочтений в труде является федеральный закон. Само же ограничение трудовых прав может осуществляться лишь в той мере, в какой оно необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
4. В качестве основного средства правовой защиты от дискриминации ч. 4 ст. 3 ТК РФ называет обращение в суд с заявлением о восстановлении нарушенных прав, возмещении материального вреда и компенсации морального вреда. Под судом в данном случае следует понимать федеральный районный или городской суд (ст. 23 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее — ГПК)).
Любому лицу для осуществления права на судебную защиту в данном случае достаточно самостоятельно идентифицировать себя как лицо, подвергшееся дискриминации. В практическом плане это означает презумпцию наличия дискриминации в обжалуемых действиях (бездействии) работодателя, вызывающую для последнего необходимость предоставлять доказательства, опровергающие выдвинутые против него обвинения. В случае подтверждения факта дискриминации пострадавшее от нее лицо имеет право на возмещение материального вреда и компенсацию морального вреда. В качестве такого лица может выступать не только работник, т.е. лицо, фактически находящееся в настоящее время или находившееся на момент соответствующего правонарушения в трудовом правоотношении с работодателем, но и любое другое физическое лицо, хотя и не имеющее формально статуса работника, но являющееся субъектом отношений, регулируемых нормами трудового права. По этой причине ст. 3 ТК РФ оперирует не только термином «работник», но и понятием «каждый», а также «лицо».
При определении размеров возмещения материального вреда и компенсации морального вреда следует руководствоваться правилами, содержащимися в гл. 37 ТК РФ.
BOLI : Требуемые плакаты на рабочих местах : Для работодателей : Штат Орегон
Работодатели обязаны размещать определенные уведомления и плакаты на всех рабочих местах в штате Орегон.
Плакаты и соответствующая информация обновляются каждый год 1 июля.
- Вы должны разместить эти объявления на видном месте, где сотрудники могут их регулярно видеть.
- Работодатели, имеющие более одного места работы, как правило, должны размещать эти плакаты по адресу каждый рабочая площадка.
Купите плакат «все в одном», который удовлетворит все общие требования штата и федеральные плакаты. Обратите внимание, , что в дополнение к плакатам, которые обычно требуются для всех работодателей, законы штата Орегон также требуют, чтобы работодатели размещали дополнительные правила и уведомления на рабочем месте для конкретных работодателей. Подробнее о других требованиях к уведомлениям для конкретных работодателей см. ниже.
Новое уведомление об оплачиваемом отпуске для всех работодателей штата Орегон
Действует 1 января 2023 г., работодатели должны будут разместить плакат с уведомлением о новом образце на каждом рабочем месте (и предоставить его в электронном виде или по почте всем удаленным работникам).
Образец уведомления должен отображаться (или рассылаться) на языке (языках), который работодатель использует для общения с работниками.
Плакат доступен для скачивания и печати на 11 языках с Веб-сайт оплачиваемого отпуска штата Орегон.
Основные требования для всех работодателей
Работодатели в сельском хозяйстве
Крупные работодатели в сфере розничной торговли, гостеприимства или общественного питания (500+ сотрудников)
Работодатели в сфере развлечений
В дополнение к плакатам, перечисленным выше , работодатели должны будут размещать дополнительные, специфические для работодателя правила или уведомления на рабочем месте.
Закон о справедливости на рабочем месте
Все работодатели должны иметь четкую политику по сокращению и предотвращению домогательств, дискриминации и сексуальных посягательств и уведомлять сотрудников на рабочем месте и в других случаях. Доступна информация о Законе о справедливости на рабочем месте.
здесь. Работодатели могут найти
шаблон политики здесь (обновлено для SB 1586 (2022)), а также
шаблон на испанском языке).
Уведомление о приспособлениях на рабочем месте
Работодатели с шестью и более работниками должны размещать на видном и доступном месте знаки, информирующие работников об их праве на свободу от дискриминации по причине беременности, родов и связанных с ними заболеваний, а также о праве к разумному приспособлению. Загрузите шаблон для этого уведомления в английский или Испанский язык.
Уведомление о соответствии компенсации работникам
(регулируется Отделом компенсации работникам DCBS)
Кто должен публиковать?
Все работодатели, которые обязаны предоставлять компенсационное покрытие своим работникам.
Работодатели получают это уведомление от Отдела компенсаций работникам после того, как приобретают страховку компенсаций работникам. Работодатели, не получившие уведомление или требующие дубликат уведомления, должны обратиться в Отдел компенсации работникам.
- Форма заказа Уведомления о компенсации работникам и информация о плакате Уведомления о соответствии требованиям.
- Вы также можете связаться с ними по адресу https://wcd.oregon.gov
Уведомление о страховании занятости (форма 11)
(регулируется Департаментом занятости)
Кто должен публиковать?
Работодатели с фондом заработной платы не менее 1000 долларов США за календарный квартал и работодатели с одним или несколькими работниками в течение 18 различных недель в течение календарного года.
Департамент занятости автоматически отправляет это уведомление после создания или повторного открытия учетной записи. При необходимости работодатели могут заказать дубликат. При заказе дубликата работодателям потребуется их бизнес-идентификационный номер.
- Дополнительную информацию и бланк заказа можно найти на www.oregon.gov/employ/tax.
ОТКАЗ ОТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
Информация о плакатах, не регулируемых Бюро труда и промышленности, представлена здесь в качестве любезности для работодателей. Если у вас есть вопросы относительно конкретного федерального плаката или требования, вы должны связаться напрямую с выдавшим его агентством.
Перечисленные здесь плакаты являются только общими требованиями. В вашей отрасли могут быть дополнительные требования, за публикацию которых вы можете нести ответственность.
По всей стране существует множество частных компаний, занимающихся продажей плакатов по трудовому законодательству. Бюро труда и промышленности НЕ связано никоим образом с этими организациями. Прежде чем покупать плакаты, предлагаемые частными компаниями, свяжитесь с соответствующими регулирующими органами, чтобы убедиться, что плакаты необходимы и обновлены.
Федеральная защита от дискриминации по национальному признаку
Выпущено в октябре 2000 г. ВВЕДЕНИЕ
Федеральные законы запрещают дискриминацию по признаку национального происхождения, расы, цвета кожи, религии, инвалидности, пола и семейного положения. Законы, запрещающие дискриминацию по национальному признаку, запрещают дискриминацию по признаку места рождения, происхождения, культуры или языка. Это означает, что людям не может быть отказано в равных возможностях, потому что они или их семьи из другой страны, потому что у них есть имя или акцент, связанные с группой национального происхождения, потому что они придерживаются определенных обычаев, связанных с группой национального происхождения, или потому что они состоят в браке. или общаться с людьми определенного национального происхождения.
Отдел гражданских прав Министерства юстиции обеспокоен тем, что дискриминация по национальному признаку может остаться незарегистрированной в Соединенных Штатах, поскольку жертвы дискриминации не знают своих законных прав или могут бояться жаловаться правительству. Для решения этой проблемы Отдел гражданских прав создал Рабочую группу по национальному происхождению, чтобы помочь гражданам и иммигрантам лучше понять и реализовать свои законные права. Если вы считаете, что вы или кто-то из ваших знакомых подверглись дискриминации из-за национального происхождения, и хотите узнать больше об осуществлении своих законных прав, вам следует прочитать эту брошюру.
В этой брошюре разъясняются законы, запрещающие дискриминацию по национальному признаку, и приводятся некоторые примеры. Вы можете найти дополнительную информацию об Отделе гражданских прав и его отделах в Интернете по адресу http://www.usdoj.gov/crt. Вы можете связаться с Отделом, чтобы сообщить о жалобах на дискриминацию, как описано ниже.
ЗНАТЬ СВОИ ЮРИДИЧЕСКИЕ ПРАВА
Отдел гражданских прав Министерства юстиции обеспечивает соблюдение федеральных законов, запрещающих дискриминацию в:
Образование
Трудоустройство
Жилье
Кредитование
Общественные помещения
Правоохранительные органы/неправомерные действия полиции
Голосование
Отдел также обеспечивает соблюдение законов, запрещающих дискриминацию по признаку инвалидности, защищает гражданские права лиц, находящихся в учреждениях определенного штата или на местном уровне. учреждениях и преследует преступников, мотивированных расой, цветом кожи или национальным происхождением жертвы преступления.
В некоторых случаях Отдел может принимать участие только в том случае, если существует «образец или практика» дискриминации. «Модель или практика» обычно означает наличие более чем одного случая дискриминации, а также наличие политики или повторяющихся действий, которые носят дискриминационный характер.
УГОЛОВНЫЕ НАРУШЕНИЯ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ
* Молодой человек выходца из Южной Азии подвергся нападению, когда покидал концерт в ночном клубе. Нападавший, член группы скинхедов, выкрикивая расистские эпитеты, избивает жертву без сознания на парковке клуба кулаками и трубой.
* На собраниях Ку-клукс-клана член клана говорит другим членам, что мексиканцы и пуэрториканцы должны вернуться «туда, откуда они пришли». Они сжигают крест во дворе молодой латиноамериканской пары, чтобы напугать их и заставить покинуть район. Перед тем, как сжечь крест, подсудимый демонстрирует пистолет и дает одному из своих друзей другой пистолет на случай, если жертвы попытаются их остановить.
* Американская компания набирает рабочих в маленьком мексиканском городке, обещая им хорошую работу с высокой оплатой. Компания переправляет мексиканцев в США в пустой автоцистерне. Когда они наконец прибывают в США, рабочим угрожают, говоря, что если они попытаются покинуть свою фабрику, их убьют.
Отдел по уголовным делам Отдела гражданских прав преследует лиц, обвиняемых в применении силы или насилия с целью нарушения прав человека, охраняемых государством, по причине его национального происхождения. Эти права включают такие области, как жилье, занятость, образование или использование общественных объектов. Вы можете связаться с уголовным отделом по телефону (202) 514-3204 или написать по адресу:
Министерство юстиции США
Отдел гражданских прав
950 Pennsylvania Avenue, N. W.
Criminal Section, PHB
Washington, D.C. 20530
ПРАВА ИНВАЛИДНОСТИ
* HMO, которая регистрирует пациентов Medicaid, просит американку мексиканского происхождения с церебральным параличом прийти на прием в другой день, в то время как остальным оказывает немедленную помощь.
Этот пример может быть нарушением федеральных законов, запрещающих дискриминацию по признаку инвалидности, а также законов, запрещающих дискриминацию по национальному признаку. Если вы считаете, что подверглись дискриминации из-за инвалидности, вы можете обратиться в Отдел прав инвалидов по телефону (800) 514-0301 (голос) или 800-514-0383 (телетайп). Вы также можете написать по адресу:
Министерство юстиции США
950 Pennsylvania Avenue, NW
Отдел гражданских прав
Отдел прав инвалидов — NYAV
Вашингтон, округ Колумбия 20530
ОБРАЗОВАНИЕ
* необходимую помощь, чтобы помочь ей выучить английский язык и другие предметы.
* В большинстве гаитянских школ нет классов с отличием. Другие школы округа, в которых не так много гаитянских учеников, предлагают как курсы с отличием, так и курсы повышения квалификации.
Эти примеры могут быть нарушениями федерального закона, который запрещает дискриминацию в сфере образования из-за национального происхождения человека. Отдел образовательных возможностей Департамента обеспечивает соблюдение этих законов в начальных и средних школах, а также в государственных колледжах и университетах. Работа отдела образования направлена на борьбу с дискриминацией во всех аспектах образования, включая направление учащихся в школы и классы, транспортировку учащихся, наем и расстановку преподавателей и администраторов, распределение школьных ресурсов и предоставление образовательных программ, которые помогают учащимся с ограниченным владением английским языком в Учить английский.
Чтобы подать жалобу или получить дополнительную информацию, обратитесь в отдел образования по телефону (202) 514-4092 или напишите по адресу:
Министерство юстиции США
Отдел гражданских прав
950 Pennsylvania Avenue, N. W.
Educational Opportunities Section, PHB
Washington, D.C. 20530
ТРУДОУСТРОЙСТВО
* Начальник транзитного рабочего часто использует расистские эпитеты в адрес рабочего, потому что его семья из Ирана. На прошлой неделе начальник повесил на доске объявлений фальшивую табличку, призывающую всех не доверять рабочему, потому что он террорист.
* Женщина иммигрировавшая из России претендует на работу бухгалтером. Работодатель отказывает ей, потому что она говорит с акцентом, хотя и может выполнять требования работы.
* Компания пищевой промышленности требует, чтобы соискатели, которые выглядят или звучат как иностранцы, предъявляли документы о разрешении на работу, прежде чем разрешать им заполнять заявление о приеме на работу, в то время как от заявителей, родившихся в Европе, не требуется предъявлять какие-либо документы перед заполнением заявлений о приеме на работу. Кроме того, документы этнических служащих более тщательно проверяются и чаще отклоняются, чем те же типы документов, предъявляемые служащими европеоидной национальности.
Эти примеры могут быть нарушениями закона, запрещающего дискриминацию в отношении работника или кандидата на работу из-за его или ее национального происхождения. Это означает, что работодатель не может наказывать, преследовать, увольнять, отказывать в приеме на работу или продвигать по службе человека из-за его или ее национального происхождения.
Если вы считаете, что работодатель, профсоюзная организация или агентство по трудоустройству подвергли вас дискриминации из-за вашего национального происхождения, позвоните по телефону:
Комиссия по равным возможностям при трудоустройстве
(800) 669-4000
(Работодатели с 15 и более сотрудниками)
Офис специального советника
(800) 255-7688
Министерство юстиции США
Отдел гражданских прав
950 Pennsylvania Avenue, N.W.
Управление специального юрисконсульта по вопросам недобросовестной практики найма, связанной с иммиграцией, 1425
Вашингтон, округ Колумбия 20530
(работодатели со штатом от 4 до 14 сотрудников)
Секция трудовых споров
(202) 514-3831
Департамент юстиции США
Employment Litigation Section, PHB
Washington, D.

(работодатель штата или местного органа власти, практикующий незаконную дискриминацию)
Кроме того, работодатель может нарушить федеральный закон, потребовав определенные документы, разрешающие работу, такие как грин-карта. или отклонение таких документов только от заявителей определенного национального происхождения. Для получения дополнительной информации или предъявления обвинения обратитесь в офис специального советника отдела по указанному выше адресу или по бесплатному номеру.
ЖИЛЬЕ
* Семья коренных жителей Гавайских островов ищет квартиру. Агент по аренде сообщает им, что свободных квартир нет, хотя квартиры есть и их показывают белым заявителям.
* Риелтор показывает дома латиноамериканской семьи только в латиноамериканских кварталах и отказывается показывать дома в белых кварталах.
Эти примеры могут быть нарушениями федерального Закона о справедливом жилье. Этот закон запрещает дискриминацию по признаку национального происхождения, расы, цвета кожи, пола, религии, инвалидности или семейного положения (наличие детей до 18 лет) в жилье. Индивидуальные жалобы на дискриминацию можно подавать в Департамент жилищного строительства и городского развития (HUD) по телефону (800) 669.-9777. Если вы считаете, что имеет место схема или практика дискриминации, обратитесь в отдел жилищного и гражданского правоприменения Департамента по телефону (202) 514-4713.
КРЕДИТОВАНИЕ
* С латиноамериканских женщин взимается более высокая процентная ставка и сборы, чем с белых клиентов-мужчин, которые имеют схожую финансовую историю и подают заявки на кредит того же типа.
Этот пример может быть нарушением федеральных законов, запрещающих дискриминацию при кредитовании из-за национального происхождения, расы, цвета кожи, пола, религии, инвалидности и семейного положения или из-за того, что какой-либо доход человека поступает от государственной помощи. Если вы считаете, что вам было отказано в кредите из-за вашего национального происхождения или по другой защищенной причине, вы можете попросить кредитора предоставить письменное объяснение того, почему ваше заявление было отклонено.
Если кредит выдается на ипотеку, ремонт дома или по другим причинам, связанным с жильем, вы можете подать жалобу в Департамент жилищного строительства и городского развития по телефону (800) 669-9777. Если ссуда предназначена для целей, отличных от жилья (например, для ссуды на покупку автомобиля), вы можете подать жалобу либо в Отдел жилищного строительства и гражданского правоприменения, либо в регулирующий орган кредитора. Если ваш опыт был частью модели или практики дискриминации, вы также можете позвонить в Отдел жилищного и гражданского правоприменения по телефону (202) 514-4713, чтобы получить дополнительную информацию о своих правах или подать жалобу.
ОБЩЕСТВЕННЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ
* В ресторане группа американцев азиатского происхождения более часа ждет, чтобы их обслужили, в то время как белые и латиноамериканские клиенты получают быстрое обслуживание.
* Гаитянским американским посетителям отеля говорят, что они должны платить наличными, а не кредитной картой, с них взимается более высокая плата, чем с других клиентов, и им не предоставляются такие же удобства, как полотенца и мыло.
Этими примерами могут быть нарушения федеральных законов, запрещающих дискриминацию по признаку национального происхождения, расы, цвета кожи или религии в местах общественного пользования. К общественным помещениям относятся отели, рестораны и увеселительные заведения. Если вы считаете, что вам было отказано в доступе к общественному жилому помещению или в равном пользовании им в связи с наличием схемы или практики дискриминации, обратитесь в Секцию жилищного и гражданского правоприменения по телефону (202) 514-4713. Вы также можете написать по адресу:
Министерство юстиции США
Отдел гражданских прав
950 Pennsylvania Avenue, N.W.
Секция жилищного строительства и гражданского правопорядка, NWB
Вашингтон, округ Колумбия 20530
НЕПРАВИЛЬНЫЕ ПОВЕДЕНИЯ ПОЛИЦИИ
* Полицейские постоянно останавливают автомобили, управляемые латиноамериканцами, за определенные нарушения правил дорожного движения, но редко останавливают белых водителей за те же нарушения.
* Полицейский, допрашивающий на улице мужчину вьетнамского происхождения, злится, когда мужчина не может ответить на его вопросы, потому что не говорит по-английски. Офицер арестовывает мужчину за хулиганство.
Эти примеры могут быть нарушениями статьи о равной защите Конституции США. Они также могут быть нарушениями Общего закона о борьбе с преступностью и безопасных улицах 1968 года. Этот закон запрещает дискриминацию по признаку национального происхождения, расы, цвета кожи, религии или пола со стороны полицейского управления, получающего федеральные средства через Министерство юстиции США. Они также могут нарушать Раздел VI Закона о гражданских правах 1964 года, который запрещает дискриминацию со стороны правоохранительных органов, получающих любую федеральную финансовую помощь, включая конфискацию имущества.
Жалобы на индивидуальную дискриминацию можно подать в Отдел координации и рассмотрения по телефону
Министерство юстиции США
Отдел гражданских прав
950 Pennsylvania Avenue, N. W.
Отдел координации и проверки, 1425
Вашингтон, округ Колумбия 20530
, или свяжитесь с Отделом координации и проверки по телефону 1-888-848-5306.
Жалобы на индивидуальную дискриминацию также можно подавать в Управление программ юстиции в Управление по гражданским правам, Управление программ юстиции, Министерство юстиции США, Вашингтон, округ Колумбия 20531, или обращаться в Управление программ юстиции по телефону (202) 307-069.0.
Специальная секция судебных разбирательств расследует и рассматривает жалобы на то, что полицейское управление практикует дискриминацию по признаку национального происхождения. Чтобы подать жалобу, обратитесь в Отдел специальных судебных разбирательств по телефону (202) 514-6255 или напишите по адресу:
Министерство юстиции США
Отдел гражданских прав
950 Pennsylvania Avenue, NW
Отдел специальных судебных разбирательств
Вашингтон, округ Колумбия 20530
ГРАЖДАНСКИЕ ПРАВА ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ ЛИЦ
* Тюрьма не будет переводить дисциплинарные слушания для заключенных, которые не говорят по-английски.
* Государственная психиатрическая больница не имеет средств для лечения людей, не говорящих по-английски.
Эти примеры могут быть нарушениями статьи о равной защите Конституции США. Секция специального судебного разбирательства обеспечивает соблюдение конституционных прав лиц, содержащихся в учреждениях штата или местных органах власти, таких как тюрьмы, тюрьмы, исправительные учреждения для несовершеннолетних, психиатрические учреждения, учреждения для лиц с нарушениями развития или умственной отсталостью, а также дома престарелых. Если вы являетесь резидентом любого такого учреждения и считаете, что существует схема или практика дискриминации по признаку вашего национального происхождения, обратитесь в Отдел специальных судебных разбирательств по телефону (202) 514-6255. Вы также можете написать по адресу:
Министерство юстиции США
Отдел гражданских прав
950 Pennsylvania Avenue, NW
Отдел специальных судебных разбирательств
Вашингтон, округ Колумбия 20530
ПРОГРАММЫ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ
* Местное агентство социальных услуг в Корее не предоставляет информацию или обучение четверть местных жителей говорят только на корейском языке.
* Больница недалеко от границы между Техасом и Мексикой одевает своих сотрудников службы безопасности в одежду, похожую на униформу INS, чтобы отпугнуть латиноамериканцев от отделения неотложной помощи. Пациентам-латиноамериканцам говорят, чтобы они приводили своих собственных переводчиков, прежде чем они смогут обратиться к врачу.
Этими примерами могут быть нарушения федеральных законов, запрещающих дискриминацию по признаку национального происхождения, расы или цвета кожи со стороны получателей федеральных средств. Если вы считаете, что вы подверглись дискриминации со стороны государственного или местного органа власти или организации, получающей средства от федерального правительства, вы можете подать жалобу в Отдел координации и рассмотрения Департамента по телефону (888) 848-5306. Вы также можете написать по адресу:
Министерство юстиции США
Отдел гражданских прав
950 Pennsylvania Avenue, N.W.
Отдел координации и рассмотрения, 1425
Вашингтон, округ Колумбия 20530
Отдел координации и рассмотрения направит жалобу в федеральное финансирующее агентство, которое несет основную ответственность за обеспечение соблюдения запретов на недискриминацию, применимых к ее получателям.
ГОЛОСОВАНИЕ
* Несмотря на просьбы избирателей из большого испаноязычного сообщества, сотрудники избирательных комиссий отказываются предоставлять избирательные материалы, включая регистрационные формы и образцы бюллетеней, на испанском языке или разрешать испаноязычным приводить переводчиков в кабину для голосования.
* Сотрудник избирательного участка требует от темнокожего избирателя, говорящего с иностранным акцентом и незнакомой фамилией, предоставить подтверждение американского гражданства, но не требует подтверждения гражданства от белых избирателей.
Поведение сотрудников избирательных комиссий может нарушать федеральные законы, запрещающие дискриминацию при голосовании. Законы об избирательных правах конкретно не запрещают дискриминацию по национальному признаку. Однако положения законов делают незаконным ограничение или отказ в праве голоса любого гражданина не только из-за расы или цвета кожи, но и из-за принадлежности к группе языкового меньшинства. Кроме того, Законы также требуют в некоторых юрисдикциях, чтобы материалы и помощь для выборов предоставлялись на языках, отличных от английского.
Кроме того, раздел 208 Закона об избирательных правах позволяет избирателям, нуждающимся в помощи из-за слепоты, инвалидности или из-за того, что они не умеют читать или писать, приводить кого-либо (кроме работодателя или представителя профсоюза) для помощи. Это означает, что избиратель, которому нужна помощь в чтении бюллетеня на английском языке, может привести для перевода друга или члена семьи. В некоторых местах должностные лица избирательных комиссий должны предоставлять информацию, такую как регистрация избирателей и бюллетени, на определенных языках, кроме английского. Сюда могут входить переводчики, помогающие избирателям голосовать.
Если вы считаете, что подверглись дискриминации при голосовании или вам отказали в помощи при подаче бюллетеня, вы можете обратиться в Отдел голосования отдела по телефону (800) 253-3931.