Что такое рсо в жкх расшифровка – Что такое РСО в ЖКХ: порядок предоставления услуг, преимущества и недостатки работы на прямую

Содержание

Ресурсоснабжающие организации (РСО) - прямые поставщики коммунальных услуг

Вода, электричество и газ сегодня проведены во все квартиры многоэтажных домов ресурсоснабжающими организациями (РСО). Многие хотят перейти на прямые расчеты с РСО, минуя управляющие компании. Подробнее о том, что такое эти компании и как осуществляется взаимодействие между ними и владельцами недвижимости можно прочитать ниже.

Что означает РСО

РСО – это юр. лица и ИП, которые занимаются предоставлением коммунальных ресурсов и их прямой доставкой до мест потребления. Их деятельность регламентируется жилищным законодательством. Такими учреждениями являются поставщики:

  • электрической энергии;
  • воды, как горячей, так и холодной;
  • газа;
  • тепла (отопления и твердого топлива).

Также к таким компаниям относятся и транспортные организации, которые доставляют ресурсы до места назначения. К РСО относятся и объединения, которые занимаются следующей деятельностью:

  • ликвидируют крыс, мышей и насекомых;
  • вывозят мусорные отходы;
  • устанавливают телеантенны;
  • освещают близлежащие участки.

Их этого выходит, что РСО предоставляют как ресурсы, так и услуги для жителей многоквартирных домов. Это подробная расшифровка понятия ресурсоснабжающие организации.

УК как РСО

Управляющая компания – это юр. лицо, которое эксплуатирует, управляет и содержит жилищный фонд по причине договора, заключенного владельцами недвижимости и организацией.

Если говорить кратко, то УК – это посредническое учреждение, которое собирает деньги у жильцов для оплаты ресурсов, поставляемыми РСО. Таким образом, ресурсоснабжающая организация является субподрядчиком, а управляющая компания подрядчиком у жильцов многоэтажек на основании заключенного договора.

Помимо этого, управляющая компания занимается содержанием в надлежащем порядке жилого фонда, собирает деньги на капитальный ремонт, выполняет текущие работы по восстановлению и сохранению общедомовых помещений. Поэтому РСО никак не могут выступать в качестве управляющей компании, потому что не осуществляют подобные мероприятия, занимаясь коммунальными проблемами.

Но они в состоянии принимать прямые платежи от своих потребителей и заключать договора на этот вид деятельности. Когда владельцы квартир многоэтажного дома, которые непосредственно управляют зданием, заключают контракт с ресурсоснабжающей организацией, то последняя становится исполнителем, предоставляющим коммунальные услуги.

Также РСО – это исполнитель в ЖКХ в следующих ситуациях:

  • если владельцы жилья не избрали способ управления;
  • когда истек период прежнего способа управления, а новый еще не выбрали в жилищном товариществе или при других формах правления.

Все случаи, когда организация ресурсоснабжения выступает в качестве управляющей компании и получает платежи за коммунальные услуги, оговорены в постановлении №354 правительства России.

Преимущества и недостатки прямых расчетов

При прямых расчетах существуют как плюсы, так и минусы. Являются преимуществами при прямых платежах:

  • снижение рисков разорения управляющей компании, потому что потребитель платит напрямую;
  • никто не отвечает за неуплату услуг жилищно-коммунального хозяйства другими жильцами, поэтому все средства, которые собирают на капремонт и содержание здания идут только по прямому назначению.

Минусами подобных расчетов на основании договора коммунальной оплаты будет следующее:

  • всем потребителям необходимо платить за предоставленные услуги в разных местах;
  • при перерасчетах часто могут возникать затруднительные вопросы.

Прямые договора

Сегодня появилась возможность заключать прямые договоры между потребителями и РСО. Можно это делать в следующих ситуациях:

  • при проживании собственника в частном доме;
  • при избрании на общем собрании подобного способа управления;
  • если потребители ресурсов хозяева необитаемых помещений в многоэтажном доме;
  • если управляющая компания или товарищество собственников жилья задолжали РСО более трех месячных платежей за коммунальные услуги.

Тогда владельцы недвижимости в многоквартирных домах вправе оформить прямой договор на поставку необходимых услуг. У такого способа есть плюсы:

  • нет надобности содержать лишних чиновников;
  • не нужно нести ответственность всем жителям дома за несколько недобросовестных соседей, которые не платят коммунальный взнос;
  • возможен найм на короткий срок подрядчиков для проведения работ по восстановлению жилого фонда, что разрешает сэкономить из-за большой конкуренции в этой области.

К минусам подобных договоров относят:

  • многоэтажное здание перестает управляться результативно из-за больших разногласий между жителями;
  • коммунальная оплата может осуществляться нерегулярно;
  • нельзя сделать капремонт за счет денег, которые выдает Фонд содействия реформам ЖКХ.

Ответственность РСО за неверные расчеты

По закону за все нарушения отвечает исполнитель коммунальных услуг в размере 50 процентов от надлежащей суммы. Когда РСО напрямую на основании договора становится исполнительным органом, то штраф должна оплачивать она.

При неверном расчете нужно написать заявление исполнителю, а когда ответа не последует, то обратиться в Роспотрбнадзор, прокуратуру или судебные органы. Из-за частых банкротств управляющих компаний и ненадлежащих услуг, которые они предоставляют, правительство разрешило заключать с ресурсоснабжающими компаниями договоры и выполнять расчеты напрямую.

Такие методы при оформленном договоре приведут к улучшению качества коммунальных услуг и увеличению прозрачности расчетов между хозяевами недвижимости и РСО. Но чтобы получить качественные услуги напрямую, следует добиться согласия всех заинтересованных сторон, что в некоторых случаях бывает крайне сложно.

ozhkh.ru

Ресурсоснабжающие организации: что это

Проект строительства каждого многоквартирного дома включает обязательно и монтаж систем снабжения квартир газом, водой, электричеством, отоплением.

Ресурсы, поставляемые жильцам квартир, обеспечивают комфортные санитарно-гигиенические условия проживания, безопасные для здоровья и удобные для быта.

Электричество, газ, вода поставляются специализированными компаниями, они сотрудничают с потребителями на основании договоров, получают оплату за свои услуги. Ресурсоснабжающая организация – это компания, которая поставляет многоквартирному дому тот или иной ресурс, без которого невозможно создание нормальных условий для жизни.

Между таким исполнителем коммунальных услуг и жильцами дома существует определенный принцип расчета, взаимодействия, все это определяет договор с организацией. В данном документе определяется ответственность за некачественную услугу и ответственность за долги по ее оплате.

ВАЖНО! Чаще всего Ресурсоснабжающие организации и потребители сотрудничают через посредника, в роли которого выступает Управляющая Компания.

Закон

Действует несколько законодательных актов в сфере ЖКХ, которые должны соблюдать потребители, Управляющие компании и организации, чья деятельность – ресурсоснабжение:

  • Основной сборник правовых актов – Жилищный кодекс.
  • Также в разное время были приняты Постановления Правительства под номерами 124, 307, 354.
  • Некоторые моменты предоставления коммунальных услуг регламентируются и Федеральным Законом под номером 176.

Понятие

РСО- что такое в ЖКХ? Расшифровка РСО – Ресурсоснабжающая организация. Такое название дается компаниям, которые поставляют потребителям следующие ресурсы – вода (холодная и горячая), тепло, газ, электричество.

ВНИМАНИЕ! Ресурсоснабжающими организациями называют и те, которые транспортируют указанные ресурсы, доставляют их непосредственно до объектов.

Какие еще услуги могут оказывать РСО? Для своих клиентов, жильцов многоквартирного дома, они также могут выполнять следующие виды коммунальных работ:

  1. Вывозить мусор.
  2. Обеспечивать освещение дома и придомовой территории.
  3. Заниматься уничтожением грызунов и опасных насекомых.
  4. Обеспечивать доступ к телевизионным антеннам коллективного типа работы.

Разница с Управляющей Компанией

Не нужно совмещать понятия УК и РСО, у этих организацией есть отличия в целях и направлениях работы:

  • Управляющая компания занимается обслуживанием конкретного многоквартирного дома (нескольких домов), его придомовой территории, управляет его содержанием и эксплуатацией. Также она осуществляет свою деятельность на основании договора с жильцами МКД, собственниками квартир. РСО может поставлять свои ресурсы целому городу или определенным его районам.
  • УК является юридическим лицом, возлагающим на себя обязанности быть посредником между потребителями и ресурсоснабжающими организациями. Эта компания аккумулирует средства оп оплате ресурсов и услуг РСО.
  • На деловом языке Управляющая Компания – это подрядчик коммунальных услуг, главный исполнитель, а РСО – субподрядчик. Он действует уже в рамках договора между Управляющей компанией и жильцами дома.
  • У Управляющей Компании более широкий список услуг, обязанностей перед потребителями. Ей нужно обслуживать общедомовое имущество, заниматься ремонтами (текущим и капитальным), при необходимости проводить реставрацию или реконструкцию здания.
  • У ресурсоснабжающей организации задачи более однообразные – она поставляет ресурс, следит за транспортировкой, обслуживанием и состоянием определенной сети. К обслуживанию всего здания такая организация отношения не имеет.

Расчет потребителя с ресурсопоставляющей компанией может осуществляться и через Управляющую Компанию, и напрямую.

Также и заключение договоров о сотрудничестве, поставках ресурса может быть или через УК, или напрямую, если РСО сама выступает в роли исполнителя коммунальной услуги или услуг.

Исполнитель коммунальных услуг

Управление многоквартирным домом в пределах Москвы и других городов осуществляется несколькими способами:

  1. Жильцы дома выбирают для себя Управляющую компанию, которая занимается обслуживанием домом, управлением его эксплуатацией, выступает посредником между МКД и РСО. В РФ есть законодательно утвержденная обязанность УК заключать договора с поставщиками ресурсов и собирать с жильцов деньги за потребленный газ, воду, тепло.
  2. Разрешены законом такие форму управления домом, как ЖСК и ТСЖ.
  3. Также собственники квартир и дома в целом могут сами заниматься управлением своего дома. И в таком случае они самостоятельно налаживают сотрудничество с поставщиками ресурсов, для чего им понадобится перечень организаций, занимающихся поставками.
  4. Представители дома должны организовать подписание договоров с поставщиком, сбор средств для оплаты услуг и их передачу исполнителю. Комплекс работ, который потребует обслуживание дома, очень большой и ответственный, поэтому все больше МКД доверяют свой быт Управляющим Компаниям или ТСЖ.

Если многоквартирный дом не выбрал для себя способ управления, Ресурсоснабжающая организация выступает как исполнитель коммунальной услуги.

Также на нее возлагаются такие обязанности в период перехода от одной формы управления к другой.

Изменение в законодательстве

ВНИМАНИЕ! С 2017 года граждане получили возможность заключать договора о поставках напрямую с ресурсоснабжающей организацией.

Для такого действия должно быть одно из оснований, предусмотренных законом:

  • Заключить договор на прямую с поставщиком имеет право владелец частного дома, коттеджа.
  • При непосредственном управлении дома самими жильцами. Данная форма управления выбирается общим собранием при большинстве голосов «за». Но эта форма специфическая, она больше подходит для домов с небольшим количеством квартир.
  • Заключить договор могут и пользователи помещений нежилых, но находящихся в пределах многоквартирного дома.
  • РСО может подписать договор о сотрудничестве с потребителем напрямую, если в многоквартирном доме действует переходный период между другими формами управления.

Если Управляющая Компания стала должником ресурсоснабжающей организации и не переводила средства плательщиков поставщику, жильцы дома могут заключить договор с РСО напрямую, без посредника.

УК может даже объявить банкротство в таком случае, а потребитель не может остаться без поставок ресурсов, обеспечивающих возможность жить в квартире.

Преимущество

Население городов больше знакомо с работой Управляющих Компаний, непосредственное сотрудничество с поставщиком, без посредника, пока вызывает много вопросов. Есть ли плюсы у заключения договора с ресурсоснабжающей организацией напрямую?

  1. Сотрудничество с поставщиком осуществляется напрямую, нет такого фактора, как коллективная ответственность. Если потребитель ресурса регулярно и в полном объеме оплачивать услуги, никто не будет пугать его отключением всего дома из-за нескольких должников.
  2. При прямом сотрудничестве жильцы дома уже не оплачивают услуги Управляющей Компании, зарплату ее сотрудников.

Закон разрешает жильцам дома выбирать поставщика из списка организаций с учетом стоимости ресурса, цены за поставку, качества работы. Поставщики таким образом стают конкурентами по отношению друг к другу, должны завоевывать себе имидж, повышать качество работы.

Но так ли легко управлять домом без услуг Управляющей Компании. Собственникам квартир нужно очень хорошо подумать, прежде чем отказывать от услуг УК.

Ведь помимо поставок ресурсов, вывоза мусора или уничтожения грызунов, МКД требует еще целых ряд регулярных действий по своему обслуживанию. Необходима уборка дома и территории, выполнение ремонта, решение целого ряда других значимых вопросов, которые и решает Управляющая Компания. Кто возьмет их на себя?

К тому же, без УК многоквартирному дому сложно попасть в программу по капитальному ремонту с привлечением средств Фонда содействия реформированию ЖКХ.

Расчет за услуги

Если домом управляет УК, жильцы квартир перечисляют средства ей за полученные коммунальные услуги и ресурсы, а дальше компания рассчитывается с поставщиками.

ВАЖНО! По Федеральному закону под номером 176 исполнитель услуг несет ответственность за правильное начисление коммунальных платежей.

Если исполнитель УК, она обязана правильно делать расчет за расходованные ресурсы, при ошибках ее ожидают штрафные санкции. При прямом сотрудничестве потребителя с РСО эта организация будет отвечать за неправильное начисление коммунальных платежей. Штраф составит половину от начисленной суммы.

Наказать исполнителя услуг может сам потребитель, если напишет соответствующее заявление с требованием перерасчета. РСО не отреагировала на обращение? Следует отправить сигнал в Роспотребнадзор, написать жалобу. Следующая инстанция – суд. Но до подачи искового заявления обязательно следует пройти весь путь до судовых действий.

Сфера ЖКХ не может стоять на месте, она также должна совершенствоваться, меняться. И одним из таких изменений стало предоставления выбора формы управления дома, исполнителя коммунальных услуг. Жильцы МКД могут выбирать между УК, ТСЖ, прямым сотрудничеством с ресурсоснабжающей организацией.

Главное, чтобы дом и отдельные квартиры были обеспечены постоянно качественными коммунальными услугами и ресурсами. Заключение прямого договора с РСО делает сферу расчетов в ЖКХ более прозрачной и открытой.

Наш сайт "ukaz.wiki" является некоммерческим проектом и существует только благодаря энтузиазму автора. К сожалению, финансовая ситуация в стране и значительно "подросший" доллар, вынуждает обратиться за помощью. Любая помощь проекту — это добрый шаг с вашей стороны, вы становитесь хотя бы немного, но соавтором проекта и непосредственным образом влияете на его дальнейшее развитие.

ukaz.wiki

РСО - это что такое? Значение

Разбирать аббревиатуры - весьма интересное дело. Нередко одно короткое буквосочетание таит в себе множество разноплановых значений, многие из которых вы не знали. Вот, например, РСО - это что? Рассмотрим все значения аббревиатуры, подробно останавливаясь на самых популярных.

РСО - это...

Вот как может расшифровываться буквосочетание, в зависимости от контекста:

  • Режимно-секретный отдел (орган).
  • Районное сельхозобъединение.
  • Рейдовый спасательный отряд.
  • Радиотехническая система опознавания.
  • Ремонтно-строительная организация.
  • Ртутьсодержащие отходы.
  • Регистрационно-статистическое отделение.
  • Российское страховое общество.
  • Реконструктивная слухоулучшающая операция.
  • Республика Сейшельские острова.
  • Рота спецобработки.
  • Регион специальной обработки.
  • Рабочая станция оператора.
  • Региональное строительное объединение.
  • Республика Северная Осетия.
  • "Русская служба оценки".
  • "Российский строительный Олимп" (премия).
  • Радиолокационный спасательный ответчик.
  • Реакционно-способный олигомер.
  • Раменский скаутский отряд.
  • Районный студотряд.
  • Рабочий стандартный образец.

Однако чаще всего подразумевают, что РСО - это:

  • Ресурсоснабжающие организации.
  • Российские студенческие отряды.
  • Региональная система образования.

Эти значения мы более подробно разберем.

Ресурсоснабжающие организации

С ними мы сталкиваемся ежедневно. В данном контексте РСО (ресурсоснабжающая организация) - это компании, которые и предоставляют коммунальные услуги, и доставляют их непосредственно жильцам. Все эти процессы регулируются Жилищным законодательством. К РСО относятся:

  • Поставщики электроэнергии, газа, горячей и холодной воды, тепла (как топлива, так и воды для систем отопления).
  • Транспортные компании, которые занимаются доставкой ресурсов до потребителя.
  • Объединения, ответственные за освещение подъезда, придомовой территории.
  • Фирмы, обслуживающие телеантенны.
  • Компании, которые вывозят мусорные отходы.
  • Бригады, ликвидирующие паразитов, грызунов и проч.

УК и РСО

В большинстве случаев жильцы не рассчитываются напрямую с РСО. Посредником между этими сторонами выступает управляющая компания (УК) - организация, которая содержит, управляет и эксплуатирует жилищный фонд на основе договора с собственниками квартир, домов. Что касается нашего случая, здесь УК собирает деньги у жильцов и передает их РСО. Последняя тут выступает субподрядчиком, а УК - подрядчиком.

Таким образом, РСО занимается коммунальными проблемами, а УК содержит в надлежащем состоянии жилой фонд, занимается сбором средств на капремонт, организует необходимые ремонтные и восстановительные работы.

РСО никак не может выступить в роли управляющей компании, однако жильцы с недавнего времени могут рассчитывается с ресурсоснабжающей организацией в обход УК.

Прямые расчеты с РСО

Все случаи, когда жильцы имеют право напрямую рассчитываться с РСО, отражены в Постановлении №354 российского Правительства. Отметим основные:

  • Жильцами не была выбрана управляющая компания.
  • Подошел к концу срок договора с прежней УК, а с новой еще не заключено соглашение.

Многие жильцы находят привлекательной такую систему расчетов, ведь тут каждый платит только за себя, будучи уверенным, что его средства в полном объеме дойдут до адресата. Но тут есть свои нюансы. Так, если с УК можно быстро заплатить за все услуги в одном месте, то при прямых расчетах с РСО гражданину нужно вносить оплату в кассе у каждого поставщика.

Сегодня у жильцов есть право заключать прямые договоры с РСО в таких случаях:

  • При избрании на общем совете собственников такого способа оплаты.
  • При проживании в частном доме.
  • Если долг УК перед РСО не погашен в течение 3 месяцев.

Посмотрим в таблице на достоинства и недостатки такого способа платежа.

ПлюсыМинусы
Не нужно содержать чиновников за свой счет.Между жильцами могут появиться большие разногласия.
Нет ответственности за долги своих соседей.Капремонт осуществляется только на средства, внесенные собственниками дома.
Для восстановления жилищного фонда можно нанять на короткий срок команду подрядчиков, что не затратно из-за высокой конкуренции в этой сфере.На оплату коммунальных услуг уходит много времени.

Перейдем к следующему значению.

АСУ РСО

Теперь мы затронем значение аббревиатуры, которое более характерно для Самарской области. Там существует электронная АСУ РСО - информационная комплексная система, которая объединяет в единую структуру школы и управленческие образовательные органы в пределах определенного населенного пункта.

Данное нововведение создано для учеников и их родителей. Но, например, АСУ РСО в Похвистнево могут воспользоваться следующие лица и организации:

  • Управление образованием.
  • Директор школы.
  • Завуч.
  • Учителя, воспитатели и прочие педагоги.
  • Сами учащиеся.
  • Их родители и законные опекуны.

Региональная система образования, функции и обязанности

АСУ РСО в Сызрани и других городах Самарской области предлагает следующее:

  • Расписание уроков и школьных мероприятий.
  • Электронный дневник для каждого учащегося, доступный также и родителям.
  • Отчеты об успеваемости как отдельного школьника, так и всего класса.
  • Организация общения родителя, опекуна с преподавателями, воспитателями.
  • Планы учебных курсов.
  • База данных.
  • Нормативные документы.
  • Форум, почта, доска объявлений.

Российские студенческие отряды

Здесь РСО - это всероссийская общественная молодежная организация, которая была создана 27. 11. 2003 при поддержке Министерства образования РФ. Ее членом может стать студент любого среднего или высшего профессионального образовательного учреждения.

Одна из главных целей РСО - организация законной студенческой подработки в свободное от учебы время. Объединение формирует и подготавливает трудовые коллективы, которые будут заняты на сельскохозяйственных, промышленных объектах, стройке. Кто-то из ребят будет трудиться воспитателем или вожатым, а кто-то отправится проводником пассажирского вагона.

Система РСО является полноправной преемницей Всесоюзных студенческих отрядов при ВЛКСМ, просуществовавших до 1991 года. Это наблюдается и во внешних сходствах форменной одежды членов организации:

  • Вожатые, например, носят галстуки-триколор (вместо красных) и рубашки с шевроном пионерского огня (звезда на фоне пламени).
  • У участников строительных, ж/д отрядов - куртки-"целинки", "строевки" с шевронами, нашивками, памятными значками участника.
  • Руководители отрядов - комиссары или командиры, а отделения - штабы.

История российских студотрядов

Надо сказать, что после распада СССР и упразднения ВЛКСМ студенческие отряды все равно остались функционировать в некоторых российских городах, в частности, в Екатеринбурге. Там их более десятка - педагогические, строительные, проводников. Именно поэтому первый слет РСО прошел в этом городе в ноябре 2003 года.

Дружественной для РСО организацией считается Российский союз молодежи, который, несмотря на свою массовость, не является общегосударственным, с обязательным для студентов членством. Деятельность современных отрядов происходит на базе региональных вузов, поэтому стать их участником может любой учащийся.

В 2007 году специально для членов РСО был открыт молодежный лагерь "ТИМ Бирюса", ставший образовательной площадкой объединения. В 2009-м был запущен масштабный проект совместно с "Молодой гвардией" - "Яростный стройотряд". Набирались ребята, желающие отправиться возводить объекты для будущей Олимпиады в Сочи.

В 2011-2013 гг. масштабная студенческая стройка начинается уже в Екатеринбурге - члены РСО возводят жилой комплекс "Академический".

На этом мы закончим свой разговор об аббревиатуре РСО. Теперь вам известны как популярные, так и редко встречающиеся ее расшифровки.

fb.ru

Прямые договоры «Собственник - РСО» простым и понятным языком. Часть 2

Уже больше недели профессиональным сообществом обсуждаются пока не подписанные главой государства поправки в ЖК РФ, которые позволяют собственникам помещений и РСО перейти на прямые договорные отношения в части оказания коммунальных услуг. Как обычно, в обсуждениях много эмоций и мало конкретики. Мы в цикле статей решили разбавить эмоции конкретикой, что изменится и как жить дальше. 1 часть статьи читайте здесь. 

 10.     Когда договор «Собственник – РСО» считается заключенным

Договор «Собственник - РСО» считается заключенными со всеми собственниками помещений в многоквартирном доме одновременно (ч.7 ст.157.2 ЖК РФ):

  • с даты, определенной в решении общего собрания о переходе на «прямые» договоры с РСО. В свою очередь РСО может «сдвинуть» указанный срок, но не более чем на три календарных месяца. Для «сдвига» срока перехода с собственниками помещений в МКД на прямые договорные отношения РСО обязано уведомить инициатора собрания собственников помещений в МКД, не позднее пяти рабочих дней со дня получения от него копий решения и протокола общего собрания;

  • в случае одностороннего расторжения договора со стороны РСО, по истечении тридцати дней с даты направления предусмотренного уведомления об одностороннем отказе от исполнения договора ресурсоснабжения лицу, осуществляющему управление МКД;

  • при переходе МКД в управление в другую УК или смене способа управления МКД, с даты заключения договоров, действовавших до принятия собственниками помещений в МКД решения об изменении способа управления МКД или о выборе управляющей организации.


11. Может ли УК (ТСЖ) «вернуть» себе договоры с собственниками помещений?

Данная ситуация прямо в ЖК РФ не прописана, однако согласно ч.8 ст.157.2 ЖК РФ РСО вправе отказать УК (ТСЖ) в заключении договора на поставку коммунального ресурса, необходимого для предоставления коммунальных услуг, в случае если у РСО заключены «прямые» договоры с собственниками помещений.

С учетом того, что для перехода на «прямые» договоры теперь требуется решение собственников помещений в МКД, «провернуть» возврат к «старой» схеме работы с РСО у УК без собрания собственников не получится. Да и наличие принятого собственниками на общем собрании решения, по сути, ничего не решает, так как окончательный ответ в любом случае будет принимать РСО.

12. А что с домами, которые находятся на непосредственном управлении?

А ничего нового. Как работали в домах, которые находятся на непосредственном управлении, РСО напрямую с собственниками, так и работают.

13. Как быть с показаниями ИПУ, которые будут передаваться в РСО?

Как показала практика, представителям РСО лениво передавать в УК и ТСЖ информацию о показаниях индивидуальных приборов учета при предоставлении таких показаний собственниками или пользователями помещений в МКД ресурсоснабжающим организациям. Теперь такая обязанность прописано в ч.10 ст.157.2 ЖК РФ. При этом в обязанность РСО включена передача показаний приборов учета через ГИС ЖКХ.

   

14. А кому вообще собственники должны передавать показания ИПУ?

Действующая в настоящее время редакция Правил предоставления коммунальных услуг (на 01 апреля 2018 года) на данный вопрос дает однозначный ответ: исполнителю коммунальных услуг, в качестве которого выступает тот, кто заключил договор в части оказания коммунальных услуг собственникам помещений.

В новой редакции ЖК РФ, в пп.1 ч.11 ст.161 ЖК РФ прописано, что в случае заключения прямого договора «Собственник - РСО» УК (ТСЖ) обязаны будут в порядке, установленном Правительством РФ предоставлять РСО информацию, необходимую для начисления платы за коммунальные услуги, в том числе о показаниях индивидуальных приборов учета.

Обращаем внимание, что законодатель сделал оговорку: показания ИПУ передаются в РСО при условии «предоставления таких показаний собственниками помещений в многоквартирном доме … управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу)».

«Лезем» смотреть, что за порядок за такой, который будет устанавливать Правительство РФ. Для этого открываем проект Постановления Правительства РФ о внесении изменений в Правила предоставления коммунальных услуг, размещенный на сайте.

Ищем там все, что касается передачи показаний ИПУ.

Для начала смотрим на изменения в Правила, обязательные при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 №124 (далее по тексту – Правила №124).

Смотрим новые условия договора ресурсоснабжения, а именно поправки в п.18 Правил №124 и видим:

  • обязанность исполнителя по снятию и передаче показаний приборов учета и (или) иной информации, используемых для определения объемов поставляемого по договору ресурсоснабжения коммунального ресурса. При этом исполнитель передает в РСО «указанную информацию, необходимую для начисления платы за коммунальные услуги в разрезе каждого помещения, в том числе о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), коллективных (общедомовых) приборов учета, не позднее 23-го числа расчетного месяца»;

  • обязанность РСО передавать исполнителю показания приборов учета в случае, когда у исполнителя заключены прямые договоры с собственниками на основании решения общего собрания собственников или после расторжения договора с УК (ТСЖ) по причине наличия задолженности «за исключением случаев, когда обязательства по сбору и передаче такой информации ресурсоснабжающей организации по соглашению сторон возложена на исполнителя».

Если вы обратите внимание, то увидите, что понятие «исполнителя» в Правилах №124 не меняется (посмотрим, что будет подписано по факту).

Согласно п.2 Правил №124: «исполнитель» - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, на которых возложена обязанность по содержанию общего имущества в многоквартирном доме и (или) предоставляющие потребителю коммунальные услуги в случаях, если договором управления многоквартирным домом, в том числе заключенным товариществом или кооперативом с управляющей организацией, либо уставом товарищества или кооператива возложена обязанность по предоставлению потребителям коммунальных услуг;

То есть согласно Правилам №124, управляющая организация и ТСЖ в любом случае исполнители:

НО… Правила 124 ПП РФ никак не определяют обязанности потребителей коммунальных услуг в части передачи показаний ИПУ, поэтому смотрим поправки в Правила предоставления коммунальных услуг и видим там вот это:

«31(1). Обязанности исполнителя, предусмотренные подпунктами «е», «ж», «и» и «к» пункта 31 настоящих Правил, в случаях, предусмотренных подпунктами «г» - «ж» пункта 17 настоящих Правил, могут выполняться лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, на основании договора ресурсоснабжения, заключенного между таким лицом и ресурсоснабжающей организацией. Информация о передаче по договору ресурсоснабжения указанных обязанностей исполнителя лицу, осуществляющему управление многоквартирным домом, предоставляется потребителям способами, предусмотренными подпунктом «п(1)» пункта 31 настоящих Правил»;

Анализируя вместе поправки можно сделать вывод:

  • При «стандартных условиях» договора «Собственник - РСО». именно РСО выступает в качестве исполнителя в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг, а значит именно РСО обязано принимать показания от потребителей коммунальных услуг (пп.«ж» п.31 Правил №354).

  • РСО может по договору с УК передать право на снятие показаний ИПУ УК (ТСЖ), но без договора такой обязанности не возникает (п.31.1 Правил №354).

  • ЖК РФ (ст.161 ЖК РФ) говорит об обязанности УК (ТСЖ) передать показания ИПУ в РСО лишь в случае, если потребители в силу порядка, установленного Правительством РФ (Правила №124 и Правила №354), обязаны сдавать показания не в РСО, а в УК и ТСЖ.


Вывод: не хотите снимать и передавать показания в РСО – внимательно следите за тем, что подписываете под видом договора ресурсоснабжения при переходе на «прямые» договоры.

Продолжение следует… 

С уважением, Юрий Кочетков

Обсудить статью и задать вопросы можно здесь. 

www.burmistr.ru

Что такое РСО, УК, ТСЖ, и как они взамодействуют - Новости Якутии

Жилищно-коммунальная сфера – многоотраслевой комплекс, в котором пересекаются все социально-экономические, организационно-технические вопросы, связанные с жилищно-коммунальным обслуживанием населения. Отсюда иногда возникают сложности и недопонимание.

Жилищный кодекс закрепляет три возможные формы управления многоквартирным домом: непосредственное управление, управление ТСЖ и делегирование полномочий по управлению общедомовым имуществом в управляющую организацию (УК). Напомним, что форму управления выбирают на общем собрании жильцов.

Разберем эти три способа.

При непосредственном способе управления многоквартирным домом собственниками помещений договоры оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего оборудования (ст, 164 ЖК РФ) заключают на основании решений общего собрания. Договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электро-, тепло- и газоснабжения заключают с каждым собственником помещения. Соответственно и оплата за эти услуги осуществляется напрямую ресурсоснабжающей организации.

Товарищество собственников жилья (ТСЖ) – некоммерческая организация, объединяющая собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме (ст. 135 ЖК РФ).

При управлении многоквартирным домом между управляющей компанией и собственниками жилья заключается письменный договор, в котором стороны закрепляют перечень работ и услуг, осуществляемых УК, их стоимость, права, обязанности и ответственность. (ст. 162 ЖК РФ).

Исполнитель коммунальных услуг (ИКУ), а именно УК и ТСЖ, обеспечивает получение жильцами электрической и тепловой энергии, газа, холодной и горячей воды, производимых ИКУ самостоятельно либо приобретаемых у других организаций. Как следует из п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг, именно исполнители коммунальных услуг подписывают договоры с ресурсоснабжающей организацией (РСО). То есть, РСО поставляет ресурс УК и ТСЖ, а те поставляют услугу гражданам. За собственниками жилья остается оплата по квитанциям, выставленным управляющими организациями. (ст. 155 и 161 ЖК РФ). 

Такой механизм договорных отношений не всегда устраивает как управляющие и ресурсоснабжающие организации, так и собственников помещений. УК и ТСЖ недовольны навязанной им ролью ответственных за качество и своевременную оплату коммунальных ресурсов перед РСО, а также необходимостью работать с задолженностью жильцов. Сами собственники помещений не всегда заинтересованы в посредниках для оплаты услуг.

Закон трактует, что именно УК и ТСЖ отвечают за своевременную оплату коммунальных ресурсов перед ресурсоснабжающей организацией (РСО). Только при НСУ, о котором мы уже говорили ранее, РСО сама занимается сбором денег за поставленный ресурс, используя допустимые законом методы. Этими же правами обладают ТСЖ и УК.

В крупных городах нашей республики, а именно в Якутске и Нерюнгри, сложилось так, что Энергосбыт выступает платежным агентом для УК и ТСЖ и принимает платежи от населения за жилищно-коммунальные услуги по заключенным агентским договорам. Для удобства жителей действует сеть платежных пунктов, а в столице республики работает современный Центр обслуживания потребителей, где работают кассы по приему платежей. В соответствии с договорами, действующими между Энергосбытом и УК (ТСЖ), энергосбытовой филиал может засчитать часть полученных средств от населения в счет оплаты заключенных договоров энергоснабжения с этими же УК и ТСЖ. На сегодня Энергосбыт только в Якутске заключил 180 таких соглашений с УК и ТСЖ. Так что разговор о посредниках между ресурсниками и исполнителями коммунальных услуг излишен по определению. Ведь стороны заинтересованы в друг друге неразрывно.

Якутская процессинговая компания «Платежи» (ЯПК «Платежи»), недавно появившаяся на рынке услуг в столице, создана для организации сбора платежей и их расщепления. Она помогает УК и ТСЖ распределить финансовые поступления от разных платежных агентов между РСО и исполнителями ЖКУ.   «Дом. Онлайн» – это модуль ЕИИАС, созданный на уровне Правительства республики. Пользователями этого программного обеспечения являются ЯПК «Платежи», МКУ «РБЦ», ИКУ, РСО, а также специалисты «Якутскэнерго», осуществляющие прием платежей населения в кассах Энергосбыта. При условии расторжения агентских договоров ИКУ с Энергосбытом будет исключена возможность приема платы в кассах компании, ввиду отсутствия информации по ним из «Дом. Онлайн».

Сегодня никто не должен лишать права выбора исполнителей коммунальных услуг выбирать через какого агента он будет организовывать сборы за оказанные коммунальные услуги. Здесь важен результат, в котором заинтересованы и РСО, и УК, и ТСЖ, и население, то есть каждый из нас. Своевременная и в полном объеме внесенная оплата за энергоресурсы – это гарантия того, что и в дальнейшем потребитель будет получать услугу вовремя и с должным качеством. Значит в его квартире будут свет, вода и тепло.

Пресс-служба Энергосбыта ПАО «Якутскэнерго»

yakutia.info

«Прямые» платежи и «прямые» договоры между потребителем коммунальных услуг и РСО

Концепция «исполнителя коммунальных услуг», утверждённая жилищным законодательством России, постоянно критикуется экспертами сферы ЖКХ, а в последнее время критика этой концепции слышна и из уст непосредственно её утвердивших депутатов Государственной Думы РФ. Существующая схема предоставления и оплаты коммунальных услуг предусматривает поставку некого коммунального ресурса от ресурсоснабжающей организации к исполнителю коммунальных услуг (УО, ТСЖ, ЖСК), потом этот «коммунальный ресурс» на некой границе зон эксплуатационной ответственности загадочным образом превращается в «коммунальную услугу», которая исполнителем оказывается потребителю. Соответственно, оплата предоставленной услуги поступает от потребителя к исполнителю, а от исполнителя (уже в качестве оплаты коммунального ресурса) в РСО. Сложившаяся система двух различных правоотношений («РСО – исполнитель КУ» и «исполнитель КУ – потребитель КУ») не всегда устраивает самих участников этих правоотношений.

 

Чего хотят РСО?

В рамках утверждённой законодательством концепции РСО поставляет исполнителю КУ коммунальный ресурс и предъявляет к оплате стоимость этого ресурса. При этом исполнитель, оказывающий коммунальную услугу потребителю, несёт ответственность за качество этой услуги, осуществляет учёт объёмов потребления, производит перерасчёты, для чего принимает от потребителей соответствующие документы, ведёт претензионную работу с должниками – и несёт соответствующие издержки на все эти работы. При этом тарифы на коммунальные услуги равны тарифам на соответствующие коммунальные ресурсы, т.е. РСО получает доход в виде стоимости поставленного ресурса, и не несёт издержек, связанных с предоставлением коммунальных услуг. Казалось бы, очень даже хорошая для РСО схема – не надо работать с каждым конкретным потребителем, вести соответствующую бухгалтерию, «выбивать» деньги с должников.

Но возникает другая проблема. Исполнитель коммунальных услуг в подавляющем числе случаев не может в полном объёме оплатить полученный от РСО коммунальный ресурс.

Во-первых, как никогда остро стоит проблема неплатежей потребителей жилищно-коммунальных услуг. Причина и в низком уровне доходов населения при высокой стоимости ЖКУ, и в «протестных» неплатежах, вызванных как низким качеством услуг, так и устоявшимся общественным мнением о повальной недобросовестности всех исполнителей КУ.

Во-вторых (отчасти это последствия первой причины), исполнитель КУ полученные за коммунальные услуги денежные средства часто использует для собственных нужд, компенсации собственных расходов, покрытия собственных издержек. Необходимо учесть, что потребители-неплательщики имеют задолженности не только за коммунальные услуги, но и за жилищные, а стоимость именно жилищных услуг является доходом исполнителя КУ. При этом стоимость жилищных услуг устанавливается самими потребителями, и в подавляющем числе случаев тариф установлен в размере, обеспечивающим работу исполнителя с минимальной рентабельностью, а то и вообще не покрывающим издержек исполнителя. Низкий тариф и задолженности потребителей приводят к необходимости для исполнителя КУ использовать для собственных нужд любые денежные средства, находящиеся на расчётных счетах организации, в том числе средства, предназначенные для оплаты коммунальных ресурсов.

Сложившаяся ситуация приводит к тому, что РСО пытаются найти такую схему работы, при которой исполнитель КУ работает с конечными потребителями, несёт ответственность за качество услуг, ведёт претензионную работу, но при этом денежные средства от потребителей поступают напрямую в РСО, минуя «ненадёжные» расчётные счета исполнителей КУ. И, надо сказать, ряд таких схем жилищным законодательством предусмотрено.

 

Прямые платежи

В случае, если общим собранием собственников помещений МКД избран способ управления управляющей организацией, либо ТСЖ, либо ЖСК или иным специализированным жилищным кооперативом и избрана конкретная организация, осуществляющая управление домом, такая организация становится исполнителем коммунальных услуг. Исполнитель заключает с собственниками помещений дома договоры управления, предусматривающие в числе прочего предоставление коммунальных услуг, а с РСО заключает договоры ресурсоснабжения для целей оказания коммунальных услуг.

Согласно договору управления исполнитель коммунальных услуг предоставляет эти самые услуги и предъявляет к оплате потребителям их стоимость, т.е. получает денежные средства на свой расчётный счёт.

Однако, части 6.3 и 7.1 ст.155 ЖК РФ устанавливают, что общим собранием собственников помещений МКД (или общим собранием членов ТСЖ, ЖСК) может быть установлена возможность внесения оплаты за коммунальные услуг непосредственно в РСО. В этом случае внесение собственниками платы за коммунальные услуги напрямую в РСО считается выполнением своих обязательств по оплате коммунальных услуг. При этом никаких договоров между потребителями и РСО не заключается, оплата производится на основании договора управления, заключенного между исполнителем КУ и потребителями, исполнитель КУ продолжает нести ответственность за качество коммунальных услуг и не освобождается от обязанности ведения претензионной работы с должниками.

Это первый способ оплаты коммунальных услуг напрямую в РСО.

Второй способ предусмотрен Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012г. N124 (далее – Правила N124).

Согласно п.26 Правил N124 в договоре ресурсоснабжения может быть предусмотрена уступка от исполнителя коммунальной услуги к ресурсоснабжающей организации права требования задолженности потребителей в соответствии со ст.382 ГК РФ.

В этом случае никакого дополнительного согласия собственников не требуется, никаких дополнительных договоров между РСО и потребителями не заключается, РСО выставляет собственникам счета на оплату КУ, ведёт с ними претензионную работу по задолженностям и т.п. Исполнитель КУ при этом продолжает нести ответственность за качество услуг, но решение вопросов финансовых расчётов за эти услуги передаёт РСО.

Помимо двух приведённых случаев, при которых договорные отношения между РСО и потребителями отсутствуют, все платежи вносятся потребителями КУ непосредственно в РСО в случае наличия прямых договоров на предоставление коммунальных услуг между потребителями и РСО.

Однако, необходимо знать, что далеко не всегда такие прямые договоры правомерны.

 

Прямые договоры

Не будем долго расписывать случаи правомерности заключения прямых договоров между РСО и потребителями КУ, а просто приведём исчерпывающий перечень таких случаев:

1. Заключение договора с собственником индивидуального жилого дома.

2. Заключение договоров с собственниками помещений МКД в случае выбора общим собранием собственников непосредственного управления.

3. Заключение договоров с собственниками помещений МКД в случае, если договоры управления собственников с ранее действующим исполнителем КУ (УО, ТСЖ, ЖСК) не действуют (истёк срок действия, расторгнуты по тем или иным причинам), а договор управления с иным исполнителем КУ не заключен (не выбран или не реализован способ управления, не выбрана организация, управляющая домом, либо выбрана с ещё не наступившей даты и т.п.).

4. Заключение договоров с собственниками нежилых помещений МКД.

5. Заключение договоров с собственниками помещений МКД в случае, если задолженность исполнителя КУ перед РСО превысила стоимость потребления коммунального ресурса за три месяца.

Иных случаев заключения прямых договоров на предоставление КУ между РСО и потребителем КУ законодательством не предусмотрено.

Необходимо обратить особое внимание, что при наличии исполнителя коммунальных услуг (УО, ТСЖ, ЖСК) и отсутствии трёхмесячной задолженности этого исполнителя перед РСО, заключение прямых договоров между РСО и собственниками жилых помещений МКД не основано на законе. Наличие такого договора свидетельствует о том, что имеет место один из ранее перечисленных случаев – либо исполнитель имеет трёхмесячную задолженность (а в «условиях задачи» указано, что это не так!), либо собственники помещений избрали непосредственное управление (а мы рассматриваем случай реализации способа управления УО, ТСЖ или ЖСК). Такой договор подразумевает наличие у РСО обязанностей исполнителя КУ, т.е. содержание и ремонт внутридомовых сетей, обеспечивающих предоставление соответствующих коммунальных услуг собственникам помещений. Но, во-первых, сами РСО обычно не планируют исполнять такие обязанности, во-вторых, при наличии избранного общим собранием исполнителя КУ его функции не могут быть переданы РСО. Таким образом, в рассматриваемом случае прямой договор между РСО и собственниками жилых помещений МКД является ничтожным, и любой суд это признает.

 

Выводы

Подведём итог наших рассуждений.

Прямые платежи собственников помещений в РСО возможны:

1.    От собственников жилых домов, на основании договора с РСО. Основания: часть 9 ст.155 ЖК РФ, подп. «в» п.17 Правил предоставления коммунальных услуг, утверждённых ПП РФ от 06.05.2011 г. N354 (далее – Правила N354).

2.    От собственников нежилых помещений МКД. Основание: п.18 Правил N354.

3.    От собственников жилых помещений МКД в случаях:

3.1.       При непосредственном управлении МКД. В этом случае РСО является исполнителем КУ, между РСО и собственниками заключаются договоры предоставления коммунальных услуг. Основания: часть 8 ст.155 ЖК РФ, подп. «а» п.17 Правил N354.

3.2.       При управлении домом УО, ТСЖ, ЖСК, если общее собрание собственников помещений МКД приняло соответствующее решение. Договор между РСО и собственниками не заключается, могут вноситься изменения в договор управления. Основания: части 6.3 и 7.1 ст.155 ЖК РФ.

3.3.       При переуступке права требования от исполнителя КУ к РСО. Вносятся соответствующие изменения в договор ресурсоснабжения, заключенный между РСО и исполнителем КУ, согласия потребителей не требуется, договоры между РСО и собственниками помещений не заключаются. Основания: п.26 Правил N124, ст.382 ГК РФ.

3.4.       Если договоры управления собственников с ранее действующим исполнителем КУ (УО, ТСЖ, ЖСК) не действуют (истёк срок действия, расторгнуты по тем или иным причинам), а договор управления с иным исполнителем КУ не заключен (не выбран или не реализован способ управления, не выбрана организация, управляющая домом, либо выбрана с ещё не наступившей даты и т.п.). Основание: подп. «б» п.17 Правил N354.

3.5.       Если задолженность исполнителя КУ перед РСО превысила стоимость потребления коммунального ресурса за три месяца. Основание: подп. «а» п.30 Правил N124.

 

Иных случаев прямых платежей собственников помещений МКД в РСО и заключения прямых договоров действующим законодательством РФ не предусмотрено.

 

Дмитрий Нифонтов

 

___________________________________________________________________

Центр дистанционного обучения "АКАТО" предлагает
претендентам на получение квалификационного аттестата
(должностным лицам соискателей лицензии,
ответственным за деятельность по управлению МКД)
пройти предаттестационную подготовку, в ходе которой
экспертом будут подробно разъяснены все утверждённые вопросы
квалификационного экзамена
с указанием верных ответов
и ссылками на положения законодательства,
регламентирующие рассматриваемые вопросы.
Подробнее > > >

___________________________________________________________________

Получить разъяснения актуальных вопросов ЖКХ Вы можете,
приняв участие в семинарах ЦДО "АКАТО".
Следите за расписанием мероприятий на сайте "АКАТО".

___________________________________________________________________

 

Дополнительная информация по телефону 8-800-700-60-58
или по e-mail: [email protected]

acato.ru

Неправомерные начисления РСО оспариваются в суде

При использовании данного материала ссылка на источник обязательна ©«Председатель ТСЖ»

Опубликовано в журнале "Председатель ТСЖ" №12(110) 2016

Судебная практика показывает, что РСО повсеместно игнорируют требования закона при начислении денежных средств за потребленный многоквартирным домом коммунальный ресурс, а управляющие организации (далее - УО) силу отсутствия профессионализма, не имеют возможности проверить корректность начисления и доказать неправомерность начисления. Но не спешите сдаваться, если получили иск от РСО.

 

Правовые основы для взаимодействия РСО и управляющих организаций

 

В силу положений ст. 161 ЖК РФ, п. 8 и п. 9 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных ПП РФ от 06.05.2011 N354, УК/ТСЖ/ЖСК являются исполнителем коммунальных услуг (далее КУ) и обязаны приобретать у РСО тепловую энергию и горячую воду с целью предоставления КУ гражданам.

Федеральный закон «О теплоснабжении» от 27 июля 2010 г. №190-ФЗ регулирует отношения между поставщиком ресурса и потребителем ресурса.

Однако порядок определения объема энергии в жилищном законодательстве существенно отличается от порядка, предусмотренного общегражданским законодательством.

Статьей 4 ФЗ "О введении в действие ЖК РФ" установлен безусловный приоритет норм жилищного законодательства перед нормами других законов и иных нормативно-правовых актов, регулирующих жилищные отношения.

РСО часто ссылаются на п. 1 ст. 544 ГК РФ, предусматривающего возможность установления расчетного способа объема потребленной энергии отдельным законом, правовыми актами или соглашением сторон. Однако жилищное законодательство, приоритетное в отношениях РСО – УО, не допускает такой возможности - объем потребленной энергии рассчитывается либо по нормативу, либо по прибору учета

При расчетах за поставленный ресурс РСО обязаны принимать во внимание, что в случаях, предусмотренных законом, Правительство РФ, а также уполномоченные им федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении ими публичных договоров и урегулирования взаиморасчетов (ст. 426 ГК РФ).

Такими правилами являются следующие нормативные акты:

  1. ФЗ от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»;
  2. ПП РФ от 14 февраля 2012 г. № 124 «О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг»;
  3. ПП РФ от 29 июля 2013 г. № 645 «Об утверждении типовых договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения»;
  4. ПП РФ от 29 июля 2013 г. № 643 «Об утверждении типовых договоров в области горячего водоснабжения»;
  5. «Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденные ПП РФ от 06.05.2011 № 354;
  6. ПП РФ от 8 августа 2012 г. № 808 «Об организации теплоснабжения в РФ и о внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ»;
  7. «Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг», утвержденные ПП РФ от 23.05.2006 № 306;
  8. «Требования к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг», утвержденные ПП РФ от 28 марта 2012 г. № 253;
  9. ПП РФ от 29 июня 2016 г. № 603 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ по вопросам предоставления коммунальных услуг»;
  10. ПП РФ от 13 августа 2006 г. № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в МКД и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в МКД ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность».

Судебная практика и правовые основы, на которые необходимо обратить внимание

Как показывает судебная практика, РСО повсеместно игнорирует требования закона, а УО в силу отсутствия профессионализма, не имеют возможности проверить корректность начисления и доказать неправомерность начисления.

Решения Арбитражных судов последних лет (дела №№ А40-97448/15, А40-154803/2013, А40-103676/2013, А40-181013/2014, А40-65794/2014, А40-119898/2014) подтверждают неправомерность сумм взыскиваемых задолженностей и начислений РСО, выставленных в адрес УО.

Арбитражными судами высших инстанций установлено, что РСО зачастую без наличия на то правовых оснований производят расчет объема горячей воды, исходя из норматива потребления в жилых помещениях, где установлены индивидуальные приборы учета, что противоречит положениям ст. 157 ЖК РФ, Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных ПП РФ от 23.05.2006 № 307 (далее ПП РФ № 307) и Правил, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания КУ, утвержденных ПП РФ от 14.02.2012 № 124 (далее ПП РФ № 124).

Расчет по нормативу применим только к жилым домам, не оборудованным приборами учета.

Кроме того, Арбитражными судами высших инстанций установлено, что РСО в процессе судебного разбирательства изменяют методику расчета начислений по услугам, при этом ссылаются на представленные РСО в материалы дела акты выполненных работ, подписанные сторонами. РСО настаивают, что такие акты могут служить подтверждением поставленных объемов энергоресурсов.

В силу п. 2 ПП РФ № 124 данные Правила применяются к отношениям, вытекающим из договоров энергоснабжения, заключенных до вступления в силу этих Правил управляющими организациями с РСО, в части прав и обязанностей, которые возникнут после вступления в силу этих Правил. Подпунктом «д» п. 18 ПП РФ № 124 в договоре энергоснабжения предусматриваются обязательства сторон по снятию и передаче показаний приборов учета и (или) иной информации, используемых для определения объемов поставляемого по договору ресурсоснабжения. Если иное не установлено соглашением сторон, исполнитель предоставляет РСО соответствующую информацию до 1-го числа месяца, следующего за расчетным.

Арбитражными судами высших инстанций повсеместно отклоняются доводы РСО о том, что УО не исполнила обязанность по передаче в адрес поставщика информации о показаниях приборов учета, поскольку данная норма носит лишь организационный характер и не предусматривает последствий нарушения срока предоставления в адрес РСО показаний индивидуальных приборов учета.

А в случае, если расчеты РСО с УО производят через агента (расчетный центр, РЦ), то по условиям четырехстороннего договора об организации расчетов на основании единого платежного документа РСО фактически ежемесячно должен получать показания индивидуальных приборов учета (ИПУ) от РЦ.

Арбитражные суды высших инстанций в своих постановлениях подчеркивают, что несвоевременное предоставление показаний ИПУ не может:

- служить основанием для отказа в перерасчете объема оказанных услуг в соответствии с показаниями ИПУ;

- не является основанием для определения этого объема иным способом;

-не является основанием отказа в перерасчете его стоимости в случае последующего предоставления абонентом в разумный срок достоверных учетных сведений.

Исходя из системного толкования ст. 544 ГК РФ, п. 1 ст. 19, п. 2 ст. 13 Закона «Об энергосбережении» № 261-ФЗ, пп. «в» п. 21 ПП РФ № 124, коммунальный ресурс, фактически поставленный в МКД, не оборудованный общедомовым прибором учета, определяется как совокупный объем, зафиксированный квартирными приборами учета и норматива по квартирам, где такие приборы отсутствуют. Из буквального толкования пп. «в» п. 21 ПП РФ № 124 следует, что для применения показаний ИПУ достаточно факта их наличия. Данная норма не содержит ссылки на показания ИПУ, переданные РСО.

При расчетах с УО через агента РСО повсеместно вольно распоряжается с поступившими через транзитный счет платежами, производя их зачет за иной более ранний период, отличный от периода платежа, указанного потребителем услуг. При этом РСО не представляет доказательств, что ранее уведомлял УО о проводимых зачетах. При этом УО не изменяли назначение платежей и не давали согласие на зачисление платежей в счет задолженности, обратное не следует из материалов дел.

Такие действия признаются судами высших инстанций неправомерными. Ни истец, ни ответчик, ни РЦ, ни банк не вправе самостоятельно изменять назначение платежа, которое должно соответствовать периоду оплаты, указанному в платежных документах населения.

В соответствии с п. 4 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 29.12.2001 № 65 «Обзор практики разрешения споров, связанных с прекращением обязательств зачетом встречных однородных требований» для прекращения обязательства зачетом за иной период, заявление о таком зачете должно быть получено соответствующей стороной.

Ссылки РСО на то обстоятельство, что УО, подписывая счета-фактуры и акты поставки должен был знать о проводимых зачетах, признаны судами несостоятельными, поскольку данные документы подтверждают объем поставки ресурса до перерасчета. Кроме того, эти документы не связаны с денежными расчетами, осуществляемыми сторонами.

Исходя из системного толкования положений ГК РФ и Постановления Президиума ВАС РФ от 29.12.2001 № 65, производя зачет, кредитор обязан уведомить об этом должника в пределах трехлетнего срока исковой давности.

РСО довольно часто производят зачет платежей, поступивших от потребителей в периоды, которые находятся за пределами трех лет (срока давности).

Согласно п. 10 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 29.12.2001 № 65 обязательство не может быть прекращено зачетом встречного однородного требования, если по заявлению другой стороны к требованию подлежит применению срок исковой давности и этот срок истек (ст.411 ГК РФ).

При таких обстоятельствах, действия РСО по зачету требований, срок исковой давности по которым истек, является злоупотреблением права на зачет.

Согласно основному принципу расчетов исполнителей КУ за коммунальные ресурсы, а именно, учитывая факт того, что УО не имеет самостоятельного экономического интереса, отличного от интересов граждан-потребителей, - ее обязательства перед организациями, осуществляющими поставку соответствующих ресурсов, не должны быть большими, чем в случае заключения этими организациями прямых договоров с населением (см. (Определение Верховного Суда № 305-ЭС15-7767 от 02.11.2015, Определение Верховного Суда № 65-ПЭК16 от 04.04.2016, Определение Верховного Суда Дело № 305-ЭС16-3833 от 18.08.2016). Содержание данного принципа вытекает из существа экономических отношений, поскольку единственным источником для оплаты счетов РСО за соответствующий коммунальный ресурс являются платежи населения за соответствующую КУ. Исполнитель КУ не имеет возможности заплатить денежных средств больше, чем начислено гражданам-потребителям.

Согласно ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. При этом порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Отдельно о коэффициенте 12/7

В последнее время в Москве участились случаи произведения перерасчета за поставленную тепловую энергию от ПАО «МОЭК» в адрес УО за ранние периоды.

Так, например, ПАО «МОЭК» не выставляло дополнительных или корректировочных счетов в адрес ЖСК (Дело № А40-154803/2013), но при этом РСО произвело перерасчет за длительный период с применением коэффициента 12/7, ссылаясь на постановление Правительства Москвы от 14.07.2015 № 435-ПП.

Утверждение ПАО «МОЭК» о правомерности с применения в расчете коэффициента 12/7 до 15.07.16, повсеместно отклоняется Арбитражными судами всех инстанций, поскольку постановление Правительства Москвы от 14.07.2015 № 435-ПП, на котором основана правовая позиция РСО, вступило в законную силу после спорных периодов.

Шесть ТСЖ/ЖСК Москвы обжаловали постановление Правительства Москвы от 14.07.2015 № 435-ПП. 17 декабря 2015 Московский городской суд в открытом судебном заседании рассмотрел административное дело № За-745/2015. Пункт 2 названного постановления (о распространении его действия на период, предшествующий дню его вступления в силу), признал недействующим. Решение Московского городского суда от 17.12.2015 № За-745/2015 оставлено без изменения Постановлением Верховного Судом РФ от 24.04.2016.

Неправомерность применения постановления Правительства Москвы от 14.07.2015 № 435-ПП в более ранние периоды подтверждается Определением Верховного Суда РФ о № 305-ЭС16-10525 от 18.08.2016 и многочисленными Постановлениями Арбитражного суда Московского округа.

Жилинспекция не вправе вмешиваться во взаимоотношения РСО и УО

В последнее время РСО все чаще стали пользоваться административным ресурсом, привлекая органы жилищного надзора для получения задолженности за поставленный коммунальный ресурс. Органы жилищного надзора выдают УО предписания, которым обязывают УО осуществить погашение задолженности за КУ «горячее водоснабжение» и «центральное отопление».

Не спешите исполнять это предписание, поскольку оно не основано на нормах права. Доказательством тому Решение Арбитражного суда г. Москвы (дело № А40-85918/2016), вступившее в законную силу. Арбитражный суд г. Москвы признал недействительным предписание ГЖИ г. Москвы в отношении УО. Девятый арбитражный апелляционный суд, оставляя это решения без изменения, установил, что отношения, возникшие между УО и ПАО «МОЭК» по поводу оплаты КУ по договору теплоснабжения, носят гражданско-правовой характер и имеют иные процессуальные основания и действия для разрешения вопросов по оплате задолженности.

Еще один пример - дело № А40-196837/2016. Суд пришел к выводу о том, что жилинспекция при выдаче спорного предписания вышла за пределы полномочий, предоставленных контролирующему органу. (Положение о Государственной жилищной инспекции г. Москвы, утвержденное Постановлением Правительства Москвы от 26 июля 2011 г. № 336-ПП). Орган, осуществляющий функции государственного жилищного надзора, не вправе вмешиваться в хозяйственную деятельность и давать указания участникам гражданского оборота о том, каким образом им необходимо осуществлять расчеты.

P.S. В данной статье приведено только несколько примеров из отношений РСО и УО. Завершая эту статью, автор обращает внимание руководителей УО: не спешите сдаваться, если иск от РСО, но поспешите найти профессионала, именно профессионала, который поможет вам разобраться в правомерности предъявленных требований и, при необходимости, представить ваши интересы в судах. При заключении договора на представление ваших интересов в суде, проверьте у представителя наличие ведение аналогичных дел в Арбитражном суде и изучите его судебную практику.

Ольга ПЕРМИНОВА,

независимый эксперт в сфере ЖКХ

Материалы по теме : 

РСО знают как производить начисления... с выгодой для себя

И снова МОЭК, или знание предмета спасет от ошибок

Повышаем правовую компетентность. Позитив в судебной практике с МОЭК

Закон что дышло? или Две стороны одной медали

Кто виноват в долгах за ЖКХ

Миллионы, оплаченные за излишне поставленную тепловую энергию возвращены 

Некоторые принципы взаимодействия с ресурсоснабжающей организацией

За перетоп платить не будем

КАЖДЫЙ ДОМ В МОСКВЕ МИЛЛИОНЕР.ТОЛЬКО ОН ОБ ЭТОМ ЕЩЕ НЕ ЗНАЕТ

 

www.pr-tsj.ru

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *