Уголовная ответственность за самоуправство. | Прокуратура Западного административного округа города Краснодара
Законодательством Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за самоуправство, статья 330 Уголовного Кодекса Российской федерации (далее – УК РФ).
В диспозиции данной статьи указано, что самоуправство – это самовольное, вопреки установленному законом или иным нормативным правовым актом порядку совершение каких-либо действий, правомерность которых оспаривается организацией или гражданином, если такими действиями причинен существенный вред.
1. Непосредственным объектом преступления является установленный нормативными актами порядок реализации гражданами своих прав либо интересов организаций.
Дополнительным объектом могут быть собственность, иные права и законные интересы физических или юридических лиц.
2. Объективная сторона состава преступления характеризуется тремя обязательными признаками: 1) общественно опасным деянием в форме активных действий; 2) последствиями совершенных действий и причинной связью между совершенными действиями и наступившими последствиями в виде существенного вреда.
Действия виновного характеризуются следующими обязательными признаками: 1) действия совершаются вопреки установленному законом или иным нормативным актом порядку, самовольно, т.е. по собственной воле виновного; 2) правомерность таких действий должна оспариваться организацией или гражданином (юридическим или физическим лицом). Виновный в таких случаях игнорирует требования норм права, регулирующих интересы физических или юридических лиц, совершая действия для удовлетворения своих собственных интересов, без учета интересов других лиц. Обязательным признаком преступности таких действий является несогласие с ними, их оспаривание другими лицами, чьи интересы были нарушены. Обязательным признаком объективной стороны состава преступления является наступление последствий в виде существенного вреда, причиненного физическим или юридическим лицам совершенными действиями. Существенность вреда имеет оценочный характер. Его признаки определяются с учетом конкретных обстоятельств дела. Такой вред может быть имущественным, физическим, организационным и т. п. Между самоуправными действиями виновного и причинением существенного вреда должна быть причинная связь. Состав преступления — материальный.
3. Субъект преступления — физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.
Самоуправство следует отграничивать от иных составов преступления, чаще всего от хищения и вымогательства. На практике иногда самовольное тайное изъятие лицом имущества, которое незаконно удерживалось потерпевшим, ошибочно квалифицируется как кража, открытое изъятие такого имущества — как грабеж, а требования отдать это имущество под различного рода угрозами — как вымогательство. Однако в отличие от хищения или вымогательства при самоуправстве виновный не преследует цели завладения чужим имуществом, а изымает или требует передачи имущества, принадлежащего ему самому, или иного имущества, по его мнению, незаконно удерживаемого потерпевшим. Так, Постановлением Президиума Кировского областного суда от 23 июня 1999 г. действия Щеглова и Торбеева были переквалифицированы с п. «а» ч. 2 ст. 163 УК на ч. 2 ст. 330 УК, поскольку имевшиеся в деле данные свидетельствовали о том, что виновные хотели забрать, как они полагали, незаконно удерживаемую Козловым золотую цепочку (БВС РФ. 2002. N 3. С. 19 — 20).
Также, имеется определенное сходство между самоуправством и самозащитой гражданских прав, предусмотренной ст. 14 ГК РФ. При самозащите гражданских прав способы должны быть соразмерны нарушению и не выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения. При самозащите гражданских прав нередко кредитор удерживает находящееся у него имущество неисправного должника в обеспечение выполнения им обязательств. При самоуправстве распространено самовольное изъятие кредитором имущества у должника. Отличие заключается и в том, что при самозащите гражданских прав нет последствия в виде существенного вреда.
Помощник прокурора округа
М.Н. Екатериненко
О практике привлечения к уголовной ответственности за совершение преступлений, предусмотренных ст.

Версия для слабовидящих
Информация для горожан
- Горожанам
- Информация
- Информация для горожан
- О практике привлечения к уголовной ответственности за совершение преступлений, предусмотренных ст. 330 УК РФ
- Информация для горожан
О практике привлечения к уголовной ответственности за совершение преступлений, предусмотренных ст. 330 УК РФ
Ответственность за совершение самоуправных действий предусмотрена как Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, так и Уголовным кодексом Российской Федерации.
В уголовном законодательстве под самоуправством (ст.
Действия при самоуправстве, как уголовно наказуемом деянии, должны иметь причинно-следственную связь с причинением существенного вреда потерпевшему (юридическому или физическому лицу). При этом, существенный вред может быть как материальным (прямой ущерб), так и нарушать иные права потерпевшего (например, конституционные – на свободу передвижения).
Объектом преступления, предусмотренного статьёй 330 УК РФ, являются общественные отношения в области порядка управления. Общественная опасность уголовно-наказуемого деяния заключается в нарушении установленного порядка осуществления людьми своих прав, при котором наносится существенный вред другим гражданам или организациям.

Совершение самоуправных действий с применением насилия либо с угрозой его применения является более тяжким преступлением, предусмотренным ч. 2 ст. 330 УК РФ. Применение насилия либо угроза его применения являются способом совершения преступления и должны быть направлены на достижение основной цели.
Отсутствие существенного вреда в результате совершения противоправных действий исключает наступление уголовного ответственности, но влечет административную по ст. 19.1 КоАП РФ. За совершение указанного правонарушения предусмотрен административный штраф.
Так, в 2021 году к уголовной ответственности за совершение самоуправства с применением насилия привлечен житель города Усть-Илимска, который требовал возврата денежного долга со своей знакомой.

Усть-Илимская межрайонная прокуратура
Отключение электроснабжения
- Отключение электроэнергии в левобережье
- Отключение электроснабжения за неуплату
Поиск материалов сайта
ст. 58 УК РСФСР (1934 г.)
58-1м. В случае бегства (наземным или воздушным транспортом) через границу военнослужащего — совершеннолетние члены его семьи, если они каким-либо образом содействовали подготовке или совершению государственной измены либо только знали об этом и не сообщили властям, наказывается —- лишение свободы на срок от 5 до 10 лет с конфискацией всего имущества.

58-1. Несообщение военнослужащим о подготовке или совершении государственной измены наказывается —
- лишение свободы на 10 лет.
58-2. Вооруженное восстание или вторжение в контрреволюционных целях на советскую территорию вооруженных формирований, захват власти в центре или районах с теми же целями или, в частности, с целью насильственного отделения от СССР и отдельной союзной республики какой-либо части его территории либо за нарушение договоров между СССР и иностранными государствами, — наказывается —
- высшая мера социальной защиты — расстрел или объявление врагом рабочих с конфискацией или имуществом и с лишением гражданства союзной республики, а равно гражданства Советского Союза и бессрочной высылкой за пределы СССР , с предоставлением по смягчающим обстоятельствам сокращения к лишению свободы на срок не менее трех лет, с конфискацией всего или части имущества [6 июня 1927 г.

- меры социальной защиты, указанные в статье 58-2 настоящего Кодекса. [6 июля 1927 г. (СУ № 49, ст. 333)]
- лишение свободы на срок не менее трех лет с конфискацией всего или части имущества, с усилением, при особо отягчающих обстоятельствах, до высшей меры социальной защиты — расстрелом или объявлением врагом трудящихся , с лишением гражданства своей союзной республики, а равно и гражданства СССР и выдворением за пределы СССР навсегда, с конфискацией имущества.

- меры социальной защиты, указанные в статье 58-2 настоящего Кодекса. [6 19 июня27 (СУ № 49 ст. 330)]
- лишение свободы на срок не менее трех лет с конфискацией всего или части имущества либо в тех случаях, когда шпионаж повлек или мог повлечь особо тяжкие последствия для интересов СССР, — высшая мера социальной защиты — расстрел или объявление врагом трудящихся с лишением гражданства союзной республики, а равно и гражданства СССР и высылкой за пределы СССР навсегда с конфискацией имущества.

- лишение свободы на срок до трех лет. [6 19 июня27 (СУ № 49 ст. 330)].
Сноска 1. К особо охраняемой государственной тайне относятся сведения, перечисляемые в особый перечень, утверждаемый СНК СССР по согласованию с Советами Народных Комиссаров союзных республик и публикуемый во всеобщем извещении. [6 июня 1927 г. (СУ № 49, ст. 330)]
Сноска 2: О шпионаже лицами, указанными в ст. 193-1 настоящего Кодекса ///военнослужащие///, ст. 193-24 настоящего Кодекса остается в силе. [9 января 1928 г. (СУ № 12, ст. 108)]
- меры социальной защиты, указанные в статье 58-2 настоящего Кодекса.

- меры социальной защиты, указанные в статье 58-2 настоящего Кодекса. [6 19 июня27 (СУ № 49 ст. 330)].
- меры социальной защиты, указанные в ст. 58-2 настоящего Кодекса. [6 июня 1927 г. (СУ № 49, ст. 330)].
- лишение свободы на срок не менее шести месяцев.

- меры социальной защиты, указанные в ст. 58-2 настоящего Кодекса. [6 июня 1927 г. (СУ № 49, ст. 330)].
- меры социальной защиты, указанные в соответствующих статьях настоящего Кодекса. [6 19 июня27 (СУ № 49 ст. 330)].
- лишение свободы на срок не менее шести месяцев. [6 июня 1927 г. (СУ № 49, ст.

- меры социальной защиты, указанные в ст. 58-2 настоящего Кодекса. [6 июня 1927 г. (СУ № 49, ст. 330)].
- лишение свободы на срок не менее одного года, с конфискацией всего или части имущества, с усилением, при особо отягчающих обстоятельствах, к высшей мере социальной защиты — расстрелу, с конфискацией имущества. [6 июн 1927 (СУ № 49 ст. 330)].
Прокрутите вперед до статьи 59
Вернуться к статье УК РСФСР 1934 г.
Вернуться к оглавлению УК РСФСР 1934 г.
Вернуться к Н.И. Домашняя страница Ежова.
Вернуться к индексу Кибер-СССР
Вернитесь на индексную страницу HSC.
Губернатор Притцкер подписывает поправку
к Закону о SAFE-TПресс-релиз — вторник, 6 декабря 2022 г.
Предварительный законопроект уточняет, усиливает первоначальный законопроект по мере приближения перехода к безналичному залогу
ЧИКАГО — Сегодня губернатор Прицкер подписал HB1095, серию поправок и разъяснений к знаменательному Закону о безопасности, первоначально принятому в 2021 году. Законопроект устраняет дезинформацию, связанную с Законом, включая уточнение системы задержания, расширение процессов перехода на безналичный залог с 1 января и уточнение определений умышленного бегства и опасности, среди других изменений.
«Я рад, что Генеральная Ассамблея приняла разъяснения, подтверждающие принцип, за защиту которого мы боролись: положить конец системе, в которой богатые преступники, совершившие насильственные преступления, могут купить себе выход из тюрьмы, в то время как менее удачливые преступники, совершающие ненасильственные преступления, ждут в тюрьме для суда», — сказал губернатор Дж. Б. Притцкер. «Адвокаты и законодатели собрались вместе и потратили часы работы, чтобы усилить и прояснить этот закон, поддержать нашу приверженность справедливости и обеспечить безопасность людей».
Законопроект разъясняет несколько аспектов Закона SAFE-T, который отменяет систему денежного залога в Иллинойсе с 1 января 2023 года и создает более справедливую систему, в которой предварительное заключение основано на общественном риске, а не на финансовых средствах. Разъяснения к Закону о SAFE-T являются результатом работы двухпалатной законодательной группы, которая сотрудничала с адвокатами, общественными защитниками, прокурорами штатов, адвокатами потерпевших и сотрудниками правоохранительных органов.
Изменения в Закон уточняют полномочия суда по контролю за электронным наблюдением и побегом, излагают конкретные правила в отношении правонарушений, а также создают программу грантов для помощи государственным защитникам с возросшим объемом дел. Поправки усиливают и уточняют основной принцип Закона SAFE-T – гарантировать, что лица, представляющие опасность для общества, не будут освобождены из тюрьмы только потому, что они могут внести залог, в то время как люди без финансовых средств сидят в тюрьме независимо от представляют ли они опасность вообще.
«Закон SAFE-T, включая эти важные разъяснения, поможет исправить ошибки политики, которая нанесла непропорционально большой ущерб малообеспеченным, маргинализированным сообществам, помогая обеспечить безопасность жителей Иллинойса», — сказала лейтенант-губернатор Джулиана Стрэттон. «Я благодарю членов Генеральной Ассамблеи за то, что они собрались вместе, чтобы внести эти изменения и предоставить нам четкий путь к обеспечению подотчетности и справедливости. права для всех в нашей правовой системе».
«Мы понимаем, что общественная безопасность не является статичной проблемой, — сказал заместитель лидера большинства Джехан Гордон-Бут (Демократическая Республика Пеория). «Этот закон укрепляет лежащий в основе Закон SAFE-T благодаря ценным отзывам выживших, правоохранительных органов, прокуратуры и других защитников общественной безопасности. Если мы хотим сделать наши сообщества безопаснее, мы должны работать вместе. Это обновление — шаг в правильном направлении. направление.»
«Жизненно важно, чтобы досудебная система в Иллинойсе оставалась справедливой и чтобы ко всем лицам относились справедливо, независимо от финансового положения», сказал сенатор штата Скотт Беннет (штат Шампейн). «Благодаря сотрудничеству между различными группами мы смогли создать меру, которая обеспечивает общественную безопасность и поддерживает цель Закона о справедливости досудебного разбирательства. Я горжусь совместными усилиями всех и их стремлением сделать Иллинойс безопасным».
«Закон SAFE-T стал результатом многочасовых свидетельских показаний и переговоров со защитниками домашнего насилия, сторонниками реформ, правоохранительными органами и прокурорами штатов, работавшими за столом, чтобы создать путь к лучшей и более справедливой уголовно-правовой системе», сказал сенатор штата Элджи Р. Симс-младший (штат Чикаго). «Однако из-за кампании по дезинформации, проводимой противниками этой меры, мы потратили бесчисленное количество часов на развенчание лжи и работу над тем, чтобы закон не был вырван из контекста. Я благодарю губернатора и моих коллег в обеих палатах за приоритетность меры который разъясняет язык этого трансформационного закона, сохраняя при этом защиту лиц, переживших преступления, и гарантирует, что мы перестанем криминализировать бедность в этом штате».
«Сказать, что я горжусь всей работой и пропагандой, которые были направлены на принятие этого закона, было бы преуменьшением», — сказал сенатор штата Роберт Питерс (штат Чикаго). «Мои коллеги и я, при содействии Коалиции по искоренению денежных облигаций, Ассоциации прокуроров штатов, Ассоциации шерифов и защитников выживших, смогли создать что-то, что изменит жизнь и реформирует систему уголовного правосудия к лучшему. Это наше поколение несет факел гражданских прав и прав человека, и благодаря этому Иллинойс станет только безопаснее и справедливее».
«Этот закон основывается на фундаменте, который мы заложили в Законе о SAFE-T, делая его положения более четкими, эффективными и менее трудными для реализации», — сказала представитель Ева-Дина Дельгадо (штат Чикаго). «Институциональные барьеры в системе уголовного правосудия несоразмерно влияют на людей в сообществах, которые я представляю, и этот закон устраняет это неравенство. Я так горжусь работой, которую мои коллеги, заинтересованные стороны и я проделали, чтобы привлечь и сотрудничать для выдвижения этого законопроекта. .»
«Эта мера является частью постоянных усилий по устранению заблуждений и искренних опасений, выдвинутых правоохранительными органами, выжившими и защитниками», — сказал член палаты представителей Дэйв Велла (D-Rockford). «Это напоминание о необходимости работать вместе и о нашей общей миссии — сделать каждое сообщество более безопасным для семей в нашем штате».
«Это результат сотен часов и сотрудничества всех заинтересованных сторон, направленных на уточнение и укрепление формулировок предыдущего законодательства. Для меня было честью служить моим избирателям в составе Рабочей группы по общественной безопасности и создавать здравые политические решения. это улучшит безопасность наших сообществ и целостность нашей системы правосудия» сказала помощник лидера большинства Натали Мэнли (D-Joliet). «Это огромный шаг к более безопасному и справедливому Иллинойсу для всех».
«Укрепляя Закон SAFE-T, мы продолжаем жизненно важную работу по обеспечению безопасности жителей Иллинойса», — сказал член палаты представителей Кам Бакнер (штат Чикаго). «Поддержание надежной системы правосудия всегда будет постоянной задачей, которой мы уделяем приоритетное внимание. Сотни часов консультаций с заинтересованными сторонами со всего идеологического спектра ушли на разработку этого законопроекта, который поддерживает исторические реформы Закона о SAFE-T, обеспечивая при этом успешной реализации новой политики».
«Закон SAFE-T был тщательно разработан для продвижения более справедливой системы уголовного правосудия при одновременном обеспечении безопасности наших сообществ по всему Иллинойсу. Этот закон предпринимает шаги для обеспечения успешного проведения реформ SAFE-T», — сказала член палаты представителей Дженнифер.