Ст 11.18 КоАП РФ с комментариями и изменениями 2018-2019 года
1. Объектами данного правонарушения являются экономические отношения по поводу перевозки, возникающие между транспортной организацией и гражданами, финансовая безопасность этих организаций, которым причиняется существенный материальный ущерб.
Правила провоза пассажиров и багажа ныне регулируются Уставом автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, утвержденным Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ, Уставом железнодорожного транспорта, утвержденным Федеральным законом от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ, Федеральными авиационными правилами «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей» (РГ. 2007. 10 окт.).
2. Безбилетным проездом (полетом) является проезд или вообще без билета (билет не был приобретен либо был потерян, отдан кому-либо и т.д.), или по недействительному билету (например, проезд в пригородном поезде по единому билету, срок действия которого истек).
Данная статья предусматривает административную ответственность за безбилетный провоз детей в возрасте от 5 (в городском и пригородном сообщениях — от 7) до 16 лет. Проезд детей до 5-летнего возраста бесплатен, а по достижении 16 лет сам несовершеннолетний является лицом, совершающим безбилетный проезд.
3. Размер штрафа предусмотрен данной статьей в виде четко определенной суммы штрафа. При этом за безбилетный провоз детей, проезд которых подлежит частичной оплате, штраф назначается в уменьшенном размере. В любом из этих случаев размер установленного штрафа приблизительно увязывается законодателем с размером материального ущерба, причиняемого транспортной организации определенного вида безбилетным проездом (полетом) пассажира или провозом детей.
4. Административная ответственность за безбилетный проезд пассажиров в троллейбусе, трамвае, автобусе городского и пригородного сообщения, маршрутном такси и метрополитене устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
5. Ответственность несет лицо, совершившее рассматриваемое правонарушение как умышленно, так и по неосторожности.
6. К сожалению, законодатель не указал ни субъектов административной юрисдикции, к подведомственности которых должно быть отнесено рассмотрение соответствующих административных правонарушений, ни органов, должностные лица которых вправе составлять протоколы.
Если до принятия Федерального закона от 28 декабря 2009 г. N 380-ФЗ полномочия органов железнодорожного и иных видов федерального транспорта были обозначены в ряде статей гл. 23 Кодекса, то ныне в ст. 23.36 отсылки к ст. ст. 11.18 и 11.19 отсутствуют.
В связи с изложенным возникает вопрос о том, на какой правовой основе действуют контролеры-ревизоры на указанных в ст. ст. 11.18 и 11.19 видах транспорта.
koap-kodeks.ru
Комментарии к Статье 11.18 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ
Статья 11.18 КоАП РФ. Безбилетный проезд
Комментарий к статье 11.18 КоАП РФ:
1. Объектами данного правонарушения являются экономические отношения по поводу перевозки, возникающие между транспортной организацией и гражданами, финансовая безопасность этих организаций, которым причиняется существенный материальный ущерб.
Правила провоза пассажиров и багажа ныне регулируются Уставом автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, утвержденным Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ, Уставом железнодорожного транспорта, утвержденным Федеральным законом от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ, Федеральными авиационными правилами «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей» (РГ. 2007. 10 окт.).
2. Безбилетным проездом (полетом) является проезд или вообще без билета (билет не был приобретен либо был потерян, отдан кому-либо и т.д.), или по недействительному билету (например, проезд в пригородном поезде по единому билету, срок действия которого истек).
Бесплатная юридическая консультация по телефонам:
Данная статья предусматривает административную ответственность за безбилетный провоз детей в возрасте от 5 (в городском и пригородном сообщениях — от 7) до 16 лет. Проезд детей до 5-летнего возраста бесплатен, а по достижении 16 лет сам несовершеннолетний является лицом, совершающим безбилетный проезд.
3. Размер штрафа предусмотрен данной статьей в виде четко определенной суммы штрафа. При этом за безбилетный провоз детей, проезд которых подлежит частичной оплате, штраф назначается в уменьшенном размере. В любом из этих случаев размер установленного штрафа приблизительно увязывается законодателем с размером материального ущерба, причиняемого транспортной организации определенного вида безбилетным проездом (полетом) пассажира или провозом детей.
4. Административная ответственность за безбилетный проезд пассажиров в троллейбусе, трамвае, автобусе городского и пригородного сообщения, маршрутном такси и метрополитене устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
5. Ответственность несет лицо, совершившее рассматриваемое правонарушение как умышленно, так и по неосторожности.
6. К сожалению, законодатель не указал ни субъектов административной юрисдикции, к подведомственности которых должно быть отнесено рассмотрение соответствующих административных правонарушений, ни органов, должностные лица которых вправе составлять протоколы.
Если до принятия Федерального закона от 28 декабря 2009 г. N 380-ФЗ полномочия органов железнодорожного и иных видов федерального транспорта были обозначены в ряде статей гл. 23 Кодекса, то ныне в ст. 23.36 отсылки к ст. ст. 11.18 и 11.19 отсутствуют.
В связи с изложенным возникает вопрос о том, на какой правовой основе действуют контролеры-ревизоры на указанных в ст. ст. 11.18 и 11.19 видах транспорта.
www.kodap.ruБезбилетный проезд как вид административного правонарушения и нарушения гражданских прав
Статья Б. Авдеева и Д. Костальгина «Контроллерам в спортивных штанах посвящается…» (далее по тексту статья), на наш взгляд, является замечательной иллюстрацией того факта, что в настоящее время в отдельных областях российского законодательства, а также в части его применения и толкования имеет место определенная путаница. Признавая бесспорную актуальность темы статьи, все же хотелось бы отметить отдельные вопросы, освещенные в статье, которые представляются нам спорными, неоднозначными и даже фактически ошибочными. Несмотря на то, что мы не признаем безбилетный проезд исключительно нарушением гражданских прав перевозчика на получение платы за оказанную услугу по перевозке, рассмотрим вначале гражданско-правовую сторону и начнем здесь с вопроса о том, в какие правоотношения мы вступаем, садясь в общественный транспорт. После этого перейдем к анализу административного аспекта ситуации, связанной со штрафом за безбилетный проезд в наземном общественном транспорте г. Москвы.
На наш взгляд, данная поездка есть не что иное, как перевозка пассажиров транспортом общего пользования. Соответствующий договор представлен ст. 789 ГК РФ, где также указано, что данный договор является публичным. Особенности этого вида договоров определены ст. 426 ГК РФ. Поэтому сомнительным представляется правомерность отнесения авторами статьи поездки в трамвае (автобусе, троллейбусе) к заключению договора перевозки, регламентируемой ст. 786 ГК РФ.
Далее перейдем к вопросу о форме заключения договора. Согласно ст. 161 п.1 ГК РФ, сделки, совершаемые между юридическими и физическими лицами, должны совершаться в простой письменной форме. Но ст. 158, п.2, и ст. 159, пп. 1 и 2 ГК РФ, устанавливают, что сделки могут совершаться в устной форме, в случае если они исполняются непосредственно при совершении или же во исполнение договора. К вопросу о юридической природе штрафа за безбилетный проезд обратимся далее.
Можно, в принципе, сделать вывод, что открытие трамваем дверей есть публичная оферта. Под существенными условиями, предлагаемыми перевозчиком, теоретически можно рассматривать правила проезда. Поскольку вы вступаете в гражданские правоотношения с перевозчиком — государственной компанией «Мосгортранс» — данный договор должен иметь его реквизиты. «Правила пользования городским пассажирским транспортом общего пользования (трамваем, троллейбусом, автобусом)» утверждены Постановлением Правительства г. Москвы от 26.08.2003 № 714-ПП в связи с принятием Закона г. Москвы от 30 октября 2002 г. № 53 «Об административной ответственности за нарушение правил пользования наземным городским пассажирским транспортом общего пользования (трамваями, троллейбусами, автобусами) в г. Москве». В этой связи, по меньшей мере, странным кажется то, что данные «Правила… «, при условии, что мы рассматриваем их как существенные условия публичного договора в рамках гражданского права, предложены пассажирам Правительством г. Москвы, которое не является участником гражданских правоотношений.
В случае отказа пассажира от оплаты проезда, помимо штрафа у перевозчика есть иные законные методы обеспечения исполнения ваших обязательств, хотя он действительно не в праве заставить уплатить проездную плату властным предписанием, — самозащита гражданских прав, ст. 14 ГК РФ. Например, в соответствии со ст. 359-360 ГК РФ перевозчик в лице своих уполномоченных сотрудников вправе удержать багаж или иное имущество не оплатившего проезд пассажира и получить удовлетворение из его стоимости в порядке, предусмотренном законодательством.
Перейдем к сугубо умозрительным рассуждениям о юридической природе штрафа за безбилетный проезд в рамках гражданского законодательства. Сделаем теоретическое допущение, что штраф за безбилетный проезд есть законная неустойка, установленная гипотетическим публичным договором. В этом случае кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков, а «заяц» — лицо, нарушившее обязательство, — как раз должен доказать отсутствие вины (ст.330, ст. 401, п.2 — ГК РФ). В связи с этим, представляется совершенно некорректным следующее утверждение авторов статьи: « Причем в суде трамвай должен будет доказать, что Вы не внесли провозную плату». В данном утверждении речь идет о гражданском процессе, где истцом выступает перевозчик, а пассажир является ответчиком. Следует отметить, что презумпция невиновности предусмотрена в административном, но не в гражданском праве. Безусловно, дискуссионным остается вопрос о лишении права перевозчика ссылаться на показания свидетелей в случае устной формы сделки, так как есть еще обычаи делового оборота, и представляется весьма вероятным, что суд оставит себе полную свободу решения этого казуса. Еще более вероятным представляется то, что суд решит вопрос в пользу перевозчика-кредитора. Отметим в заключение, что вышеприведенные рассуждения есть не более чем предложенная нами теоретическая модель, основанная на предпосылке, что безбилетный проезд есть исключительно нарушение гражданских прав перевозчика.
Теперь рассмотрим действующую систему взимания административного штрафа за безбилетный проезд в общественном транспорте г. Москвы, а также остановимся на том, как данный вопрос освещен в статье. Достаточно сложно согласиться с утверждением авторов статьи о незаконности данной процедуры. Утверждение «Поскольку ни Вы, ни трамвай не относитесь ни к исполнительной власти, ни к ее органам, то и Ваши с ним (с трамваем) отношения по Вашей перевозке не могут регулироваться нормами административного права, а только нормами гражданского законодательства» фактически неверно (мы не принимаем как аргумент эмоциональное утверждение авторов статьи, что «исполнительная власть давно уже на трамваях не ездит»). Во-первых, потому, что установление органами исполнительной власти субъекта РФ административной ответственности за безбилетный проезд в общественном транспорте незаконным не является, поскольку КоАП РФ в принципе оставляет широкие права субъектам РФ на определение административных правонарушений (ст. 2.1 КоАП РФ), а главное, прямо предусматривает административную ответственность за безбилетный проезд и нарушение правил провоза багажа, совершенно независимо от организационно-правовой формы перевозчика, квалифицируя данные правонарушения как правонарушения на транспорте — ст. 11.18 и 11.19 КоАП РФ. Субъекты РФ не имеют права на установление не предусмотренных КОАП видов административных наказаний, поскольку этот вопрос отнесен к компетенции Российской Федерации, как и правил их применения. В ст. 11.18 и 11.19 КоАП РФ речь идет о перевозках, не включающих себя внутригородские перевозки, но ничто не мешает органу исполнительной власти совершенно законно принять аналогичный нормативно-правовой акт в рамках своей компетенции. Во-вторых, КоАП РФ предусматривает рассмотрение дел об административных правонарушениях уполномоченными сотрудниками общественного транспорта, как-то: контролерами-ревизорами, билетными контролерами и иными уполномоченными на то работниками общественного транспорта — ст. 23.37 КоАП РФ.
Апелляция к ст. 55 Конституции РФ по поводу нарушения прав и свобод представляется не вполне корректной, поскольку указанная статья не содержит запрета на предусмотренную федеральным законом передачу ограничений прав и свобод человека и гражданина закону субъекта РФ. При этом ст. 72 и ст. 76 Конституции РФ устанавливают совместное ведение в области административного законодательства, а также разграничения по предметам совместного ведения, что не накладывает запрета на взыскание штрафов за установленные субъектами административные правонарушения. Поэтому утверждение авторов статьи, что «… наложение за эти [признанные законом субъекта РФ как административные правонарушения — прим. А.В., Д.В.] действия взыскания в виде штрафов будет нарушать п.3 ст. 55, п.п. к), п.1 ст.72 и п.5 ст. 76 Конституции» не представляется достаточно обоснованным.
Заканчивая освещение административной стороны вопроса, хотелось бы отметить отдельную, на наш взгляд, несообразность в части наложения административного наказания за безбилетный проезд. Так, к административной ответственности лицо может быть привлечено лишь по достижении 16 лет — ст. 2.3 КоАП РФ. Иначе говоря, безбилетный проезд лица, не достигшего 16 лет, не влечет за собой наложение штрафа на данное лицо как административного наказания. Что не исключает возможность привлечения указанного лица к гражданско-правовой ответственности — ст. 26-28 ГК РФ. Помимо этого, в настоящее время права субъектов по определению административных правонарушений, на наш взгляд, излишне широки. В этом утверждении мы согласны с авторами статьи «Контролерам в спортивных штанах посвящается…»; поскольку примеров незаконных деяний, фактически санкционированных субъектами РФ, предостаточно, и самый классический пример — платные парковки в Москве.
Другим заслуживающим внимания моментом является тот факт, что в КоАП РФ также предусматривает исчисление административного штрафа исходя из стоимости предмета правонарушения. При этом не определено, что является предметом правонарушения, но указано, что размер штрафа не может превышать трехкратный размер соответствующего предмета — ст. 3.5, п.1, п.5 КоАП РФ. В принципе, отсюда не следует, что незаконно взимать за безбилетный проезд штраф, превышающий трехкратную стоимость проезда, поскольку данный штраф исчисляется из минимального размера оплаты труда, что также предусмотрено ст. 3.5 п.1 КоАП РФ. Тем не менее, на наш взгляд, в КоАП РФ должно быть четкое определение предмета административного правонарушения. Также, в этой связи не вполне обоснованным представляется требование оплатить стоимость проезда наряду с уплатой штрафа.
На правах заключения хотелось бы отметить следующее. Бесспорно, отечественному законодательству очень далеко до совершенства, и часто мы встречаем примеры противоречия нормативных актов друг другу и определенной путаницы в их применении. Однако это не означает, что допустимо лишь поверхностное прочтение законодательства и что не следует учитывать в этой связи принцип превосходства содержания над формой. Кроме того, dura lex sed lex — закон суров, но он закон. На наш взгляд, это утверждение, как ни странно, относится в первую очередь к нашему государству, к «власть имущим», но нам, рядовым гражданам России, также следует об этом принципе помнить. Например, когда инспектор ГАИ предлагает решить вопрос об административном правонарушении в неустановленном КоАП РФ порядке, или когда контролер требует заплатить совершенно законный штраф за безбилетный проезд, или когда парковщик просит деньги за совершенно незаконную платную парковку, — многие из нас могут привести свои примеры в области «бытового» правоприменения. Именно из этих, казалось бы, мелочей формируется то, что принято называть правовой культурой. Ex lege — по закону, а не по понятиям, исходя из эмоций или соображений сиюминутной выгоды. Научиться правильно и адекватно оценивать ситуацию, а также сообразно действовать, не так уж сложно.
bankir.ru
Статья 11 КОАП РФ с комментариями.18. Безбилетный проезд
Задать вопрос эксперту ClubTK Вход/регистрация рубрики- Актуально
- Анонсы
- Архивное хранение
- Больничные
- Бухгалтерия в кадрах
- Военнослужащие
- Воинский учет
- Гарантии и компенсации
- Госслужба
- Делопроизводство
- Договоры
- Документооборот
- Должностные инструкции
- Законодательство
- Инвалиды
- Иностранные работники
- Инструкции по охране труда
- Интервью
- Кадровики советуют
- Командировки
- Конфиденциальность
- Материальная ответственность
- Медосмотры
- Обучение и переподготовка
- Оплата труда
clubtk.ru
Президент упразднил в КоАП штрафы за безбилетный проезд в электричках и поездах дальнего следования
Президент РФ Владимир Путин сегодня подписал закон, которым устанавливается новая система штрафов и наказаний за безбилетный проезд на железнодорожноим транспорте, сообщает пресс-служба Кремля.
Как отмечалось при обсуждении закона в Совете Федерации, поскольку в результате реформирования железнодорожного транспорта перевозки пассажиров стали осуществлять коммерческие перевозочные компании, механизм привлечения физических лиц за безбилетный проезд в поездах к административной ответственности прекратил свое действие. Для установления системы взыскания штрафа с пассажиров за безбилетный проезд, ответственность за это нарушение переведена из разряда административных в разряд гражданско-правовых отношений между перевозчиком и пользователем услуг железнодорожного транспорта.
Согласно новому закону, перевозчик наделяется полномочием по обеспечению контроля наличия и действительности проездных документов на железнодорожном транспорте при посадке в вагон, в пути следования и в пунктах контроля.
Документом определяется, какое физическое лицо является безбилетным, а также устанавливается обязанность последнего по приобретению билета с внесением платы за проезд, а также платы за оказание услуги по его оформлению. Однако если пассажир не приобрел билет, поскольку на железнодорожной станции отсутствует или не работает касса или платежные терминалы, он вправе приобрести его, не оплачивая дополнительно услугу по его оформлению.
За отказ от приобретения билета, а также от внесения платы за оказание услуги по его оформлению безбилетные пассажиры должны заплатить перевозчику штраф, размер которого зависит от категории поезда. В случае проезда в поездах пригородного сообщения предусматривается штраф в размере 50-кратной величины тарифа на его перевозку на расстояние 10 км, применяемого на участке для типа и класса вагона и категории поезда, в котором обнаружен безбилетник. За безбилетный проезд в поезде дальнего следования полагается штраф в размере 5-кратной величины тарифа на перевозку пассажира на расстояние 100 км, учитывая тип и класс вагона, места в вагоне и категорию поезда. При отказе от уплаты штрафа он может быть взыскан в судебном порядке.
Федеральный закон также признает утратившими силу нормы КоАП, регламентирующие административную ответственность за безбилетный проезд на железнодорожном транспорте.
С текстом федерального закона от 6 апреля № 81-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» в части регулирования ответственности за безбилетный проезд на железнодорожном транспорте и о признании утратившими силу пунктов 1 и 2 части 1 статьи 11.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» можно ознакомиться здесь.
pravo.ru
Статья 11.18. Безбилетный проезд. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ)
Статья 11.18. Безбилетный проезд
1. Безбилетный проезд:
1) в пригородном поезде –
влечет наложение административного штрафа в размере одного минимального размера оплаты труда;
2) в поезде местного и дальнего сообщения –
влечет наложение административного штрафа в размере двух минимальных размеров оплаты труда;
3) на судне морского транспорта пригородных линий или на судне внутреннего водного транспорта пригородного сообщения –
влечет наложение административного штрафа в размере одной второй минимального размера оплаты труда;
4) на судне морского транспорта дальних (транзитных) линий или на судне внутреннего водного транспорта дальних (транзитных) линий –
влечет наложение административного штрафа в размере одного минимального размера оплаты труда.
2. Безбилетный полет на судне воздушного транспорта –
влечет наложение административного штрафа в размере двух минимальных размеров оплаты труда.
3. Безбилетный проезд в автобусе междугородного сообщения –
влечет наложение административного штрафа в размере одной второй минимального размера оплаты труда.
4. Провоз без билета детей, проезд которых подлежит частичной оплате, –
влечет наложение административного штрафа в размере половины штрафа, налагаемого на взрослых пассажиров за безбилетный проезд на транспорте соответствующего вида.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
law.wikireading.ru