Правила ст. 150 АПК РФ об основаниях для прекращения производству по делу
Производство по делу, которое рассматривается арбитражным судом, может быть прекращено. Для этого должны присутствовать законные основания. Суд не может прекращать производство по своему усмотрению, тем более — в силу решения представителей любых ведомств и государственных органов.
Все легитимные основания для прекращения производства установлены в ст. 150 АПК РФ. Суд должен верно толковать и правильно применять нормы о прекращении производства по делу.
Виды оснований для прекращения дела и особенности их применения арбитражными судами
Все приведённые в рассматриваемой статье основания прекращения рассмотрения дела относятся к трём типам. К числу основных относятся свидетельствующие о том, что производство было начато ошибочно и дела, производства по которым возникли правомерно, но продолжение становится бесцельным.
Вопрос о прекращении производства по делу до 2016 года мог быть разрешен только на стадии судебного разбирательства, поскольку институт отказа в принятии искового заявления в арбитражном процессе был отменён ещё в период введения нового Кодекса. Однако в самом конце 2016 года был опубликован закон, в соответствии с которым вернулось право отказывать в принятии исковых заявлений посредством вынесения соответствующих определений. Им стал ФЗ от 19.12.2016 г. № 435-ФЗ.
До принятия новых правил суды могли лишь прекратить производство по заявлению, но отказать истцу на стадии обращения за судебной помощью были не вправе, чем существенно отличались от судов общей юрисдикции.
В третью группу входят основания, связанные с рассмотрением дел о банкротстве. Они рассматриваются с учётом специфики, а особенности определяются ФЗ, регулирующим экономическую несостоятельность. Поэтому помимо общих оснований следует иметь в виду специальные, актуальные для прекращения производства по делам о банкротстве.
В последней редакции Кодекса законодатель просто разместил в ч. 1 рассматриваемой статьи ссылку на положения ст. 127.1 АПК РФ, где перечислены все случаи, когда дело подведомственно судам другого типа. Правило о подсудности можно понимать наиболее широко, оно охватывает не только случаи, когда спор выходит за рамки компетенции. К примеру, требования лица, не имеющего права обращаться за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Кроме этого подлежит прекращению производство по делу, когда иск заявлен прокурором, что не обладает правом обращаться с иском, или иск предъявлен образованием, не наделенным статусом юридического лица, и законом из этого правила изъятия не установлены.
При неподведомственности спора производство должно быть прекращено. Теперь, когда арбитражные суды вновь располагают правом отказывать в приёме исковых заявлений, ситуация несколько изменилась. Неподведомственные споры просто не должны доходить до слушания дела.
Всегда, когда отсутствует процессуальное право на обращение в арбитражный суд, производство по делу прекращается. После поправок 2016 года такое может случиться только в том случае, если при принятии иска суд пропустил важные обстоятельства или от момента начала производства до принятия решения о прекращении произошли какие-то существенные изменения.
Нарушаются ли права и законные интересы истца?
Существенным условием появления права на обращение в суд является нарушение или оспаривание прав и законных интересов.
К примеру, комитет по управлению имуществом обратился с иском о признании недействительным постановления городской администрации. Суд иск удовлетворил, но Президиум ВАС решение отменил и прекратил производство. Дело в том, что в сущности городская администрация выступила с предложением о перерегистрации предприятия.
Это не нарушало прав и интересов Комитета. В случае, когда права лица не нарушаются, оно не может обращаться с иском.
За защитой прав и законных интересов иных лиц можно обратиться с иском только в том случае, если положение о такой возможности в какой-то ситуации прямо установлено законом. В защиту общественных и государственных интересов к арбитражному суду может обратиться прокурор, органы государственной власти или местного самоуправления, но лишь в случаях, предусмотренных ФЗ и АПК РФ.
Существует ли предмет спора?
Согласно положениям рассматриваемой статьи производство прекращается при отсутствии предмета спора. Традиционно факт того, что отношение между участниками отношений привели к возникновению спора представляет собой одно из условий возбуждения производства. В силу этого при установлении судом отсутствия спора между сторонами производство должно быть прекращено.
Так, ФАС МО отменил решение и постановление АС г. Москвы и прекратил производство в силу отсутствия спора. Иск касался Комитета по управлению имуществом г. Москвы, а его целью было признании права собственности на занимаемое Комитетом нежилое помещение. Однако это право появилось в результате заключения договора купли-продажи и потребность в дополнительном подтверждении отсутствовала.
С другой стороны Президиум ВАС отменил определение, которое прекратило производство о признании недействительным договора аренды. Основанием, с точки зрения истца, было несоответствие сделки законодательству и положения о ничтожности такой сделки.
Президиум указал, что ничтожная сделка является недействительной вне зависимости от признания ее таковой судом, но это не означает, что статья исключает возможность признания ничтожной сделки недействительной в судебном порядке. В силу этого арбитражный суд был обязан рассмотреть иск по существу.
К сожалению, иногда суды ошибаются в том, что есть предметом спора. Так, суд прекратил дело по основаниям того, что имеется вступившее в законную силу решение другого арбитражного суда, по спору тех же лиц, о том же предмете и по тем же основаниям. Президиум ФАС признал, что дело прекращено неправомерно. Истец требовал взыскать с ответчика суммы, составляющие стоимость жилой недвижимости.
До этого ответчик получил от истца квартиру в долг с условием возврата равноценного жилья, но не выполнил обязательства. Тогда кредитор обратился с иском о признании его права на квартиру, равноценную той, которая была дана в долг. Суд данный иск удовлетворил.
Ответчик же не спешил передавать аналогичное полученному жилое помещение или возмещения ее рыночной стоимости на период подачи второго иска. В связи с этими обстоятельствами и был предъявлен новый иск к тому же ответчику. Президиум, отменяя определение о прекращении дела, указал на то обстоятельство, что первым решением за истцом было признано право на квартиру, а предметом нового спора и второго иска стал денежный эквивалент той квартиры, которую истец должен получить.
Поэтому несовпадение предмета иска давало истцу право во второй раз обратиться к суду за защитой своих прав, в целях истребования вещи или её денежного выражения в рамках реальной рыночной стоимости.
Некоторые частные ситуации
Не рассматриваются все иски о том, что закон позволяет получить в бесспорном порядке, к примеру, о взыскании недоимок, штрафов и иных санкций соответствующего рода.
Решения иных судов, вступившие в законную силу, создают основания для того, чтобы спор нельзя было рассматривать. При наличии таковых производство прекращается. Это актуально только для споров между теми же лицами, по тем же основаниям и о том же предмете спора.
Производство подлежит прекращению и тогда, когда любым судом рассмотрен не подведомственный спор, но решение не было отменено в установленном порядке. Если же решение, послужившее основанием к прекращению производства, впоследствии отменено, арбитражный суд вправе пересмотреть уже вступившее в силу решение по вновь открывшимся обстоятельствам. Не вступившие в законную силу решение подлежат пересмотру в апелляционном порядке или обжалованию в кассационном.
Может прекратиться производство, если получено и вступило в силу решение суда иностранного государства. Однако такое основание теряет силу, что арбитражный суд не признаёт решение иностранного суда.
Основанием прекращения производства может стать завершение третейского разбирательства с решением третейского суда, принятого по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям.
Ликвидация юридического лица, одного из участников дела, ведёт к прекращению производства. Переход обязанностей к другим юридическим лицам не предусмотрен, а у рассмотрения спора теряются перспективы, что является основанием для того, чтобы производство было прекращено.
Особенности упоминания статьи в судебных актах
Условия применения положений таковы, что рассматриваемая статья упоминается всякий раз, когда какой-либо арбитражный суд прекращает производство или на прекращение производства суд ссылается в ходе нового производства.
К примеру, может появиться запись о том, что на основании положения рассматриваемой статьи суд прекращает производство по делу, если истец отказался от иска и отказ принят судом.
Ниже может последовать запись о том, что в случае прекращения производства по делу повторное обращение в арбитражный суд по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается. В решение от 14.04.2020 г. по делу № А53 — 29082 / 2019 АС Ростовской области такая формулировка была обеспечена обстоятельствами дела.
Статья 151. АПК РФ. Порядок и последствия прекращения производства по делу
1. О прекращении производства по делу арбитражный суд выносит определение.
В определении арбитражный суд указывает основания для прекращения производства по делу, а также разрешает вопросы о возврате государственной пошлины из федерального бюджета в случае, предусмотренном пунктом 1 статьи 150 настоящего Кодекса, и распределении между сторонами судебных расходов.
Копии определения направляются лицам, участвующим в деле.
2. Определение арбитражного суда о прекращении производства по делу может быть обжаловано.
3. В случае прекращения производства по делу повторное обращение в арбитражный суд по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.
Комментарии к ст. 151 АПК РФ
При прекращении производства по делу в суде первой инстанции выносится определение. Если мировое соглашение заключено сторонами в отношении части требований (например, о взыскании долга), а в части других требований отсутствует мировое соглашение и суд рассматривает дело по существу, то принимается другой акт — решение, в котором в резолютивной части содержатся два вывода: первый об утверждении мирового соглашения в части исковых требований, прекращении в этой части производства по делу и второй вывод о результатах рассмотрения исковых требований в остальной части.
Если производство по делу прекращается в суде апелляционной инстанции, суде кассационной инстанции или надзорной судебной инстанции, то принимается постановление, в резолютивной части которого указывается на отмену (изменение) судебных актов предыдущих инстанций; утверждение мирового соглашения, прекращение производства по делу. С изложением условий заключенного сторонами мирового соглашения назначается распределение судебных расходов, если эти вопросы не решены в мировом соглашении. При этом указанные судебные инстанции, как и суд первой инстанции, решают вопрос о возврате истцу из федерального бюджета половины уплаченной им государственной пошлины. Этот вывод вытекает из редакции п. 3 ч. 7 ст. 141 АПК, согласно которому государственная пошлина не возвращается только в том случае, когда мировое соглашение заключено в ходе исполнения судебного акта арбитражного суда.
В судебных актах о прекращении производства по делу излагаются основания прекращения дела со ссылкой на конкретные пункты ч. 1 или ч. 2 ст. 150 АПК.
Определение о прекращении производства по делу может быть обжаловано в общем порядке в арбитражный апелляционный суд, кассационный суд или в надзорном порядке. Однако определение о прекращении производства по делу в связи с утверждением мирового соглашения обжалуется в арбитражный суд кассационной инстанции, поскольку подлежит немедленному исполнению (ч. 8 ст. 141 АПК)
Задайте вопрос юристу
Я не роботАнонимно! Информация о Вас конфиденциальна.
Вы получите помощь в самые короткие сроки
О нашей работе
Основной принцип нашей работы — это прозрачная схема сотрудничества.
-Стоимость юридических услуг объявляется после анализа документов и оценки ситуации и не увеличивается в процессе работы.
-Квалифицированные юристы оперативно ответят на Ваши вопросы.
-Мы гарантируем высокое качество результата и полную конфиденциальность!
Мы работаем для Вас уже более 15 лет!
Подробнее
Благодарности и дипломы
Частые вопросы адвокату
Наши сотрудники работают каждый день с 09:00 до 18:00
Наша Юридическая компания находиться по адресу- см. контакты
Юридическую консультацию Вы можете получить позвонив по телефону, написать на почту, а также с помощью заявки на сайте
Юристы ответят Вам по очереди, чаще всего это происходит в течении 5-10 минут
Задать свой вопросСанкции ЕС против России после вторжения в Украину
В ответ на беспрецедентную агрессию против Украины ЕС принял 10 пакетов жестких санкций против России. Они нацелены на ядро российской экономики и лишают ее критически важных и современных технологий и рынков, значительно ограничивая ее способность вести войну.
Санкции предназначены для:
- ограничения способности Кремля финансировать войну
- возлагают явные экономические и политические издержки на политическую элиту России, ответственную за вторжение
- уменьшают российскую базу
Эти меры являются целенаправленными, не затрагивают экспорт энергоресурсов и агропродовольствия из России в третьи страны и хорошо согласовываются с нашими союзниками.
Индивидуальные списки физических и юридических лиц
Ограничительные меры в отношении действий, подрывающих или угрожающих территориальной целостности, суверенитету и независимости Украины, распространяются на:
1,473
физические лица
Запрет на поездки, замораживание активов, запрет на предоставление средств
207
юридические лица
замораживание активов, запрет на предоставление средств Это высшие политические представители, олигархи, военные, пропагандисты, доверенных лиц, установленных на оккупированных территориях, и ключевых фигур, причастных к похищению украинских детей в Россию.
Расширение критериев списка позволяет нам легко нацеливаться на все российское правительство и членов их семей, олигархов, деловых людей, пропагандистов и дезинформаторов, а также на тех, кто активен в ведущих секторах российской экономики, поддерживающих военную агрессию.
Усиление отчетности, требующее, чтобы включенные в перечень лица активно раскрывали все свои активы в ЕС, помогает обеспечить более эффективное отслеживание и замораживание активов.
Узнайте больше о Целевой группе по замораживанию и конфискации
Меры по оказанию финансовых и деловых услуг
Мы ограничиваем доступ России к рынкам капитала ЕС, увеличивая заимствования и транзакционные издержки для подпадающих под санкции организаций и постепенно разрушая промышленную базу России.
Мы также блокируем валютные резервы России в ЕС по:
- , исключая ключевые российские банки из системы SWIFT, доминирующей в мире системы обмена финансовыми сообщениями. Эта мера не позволяет этим банкам быстро и эффективно проводить свои финансовые операции по всему миру
- , запрещая инвестирование в проекты, софинансируемые Российским фондом прямых инвестиций. Предоставление банкнот в евро в Россию также было запрещено.
70% активов российской банковской системы находятся под санкциями
Энергетический сектор
Запрет на экспорт определенных технологий нефтепереработки в дополнение к существующему запрету на нефтяное оборудование с 2014 года усложняет и удорожает для России модернизацию нефтеперерабатывающие заводы.
Запрет на ввоз всех видов российского угля.
Далеко идущий запрет на новые инвестиции в российском энергетическом секторе, за некоторыми исключениями для гражданской атомной энергетики и транспортировки определенных энергетических продуктов обратно в ЕС.
Полный запрет на импорт всей российской морской нефти и нефтепродуктов.
Запрет на бронирование гражданами и организациями России мощностей по хранению газа в государствах-членах.
Новые инвестиции ЕС в горнодобывающий сектор России запрещены, за исключением некоторых видов сырья.
Европейский Союз совместно с международной Коалицией по ограничению цен G7+ установили предельные цены на:
- экспорт российской морской нефти, фиксированный на уровне максимальной цены 60 долларов США за баррель
- нефтепродукты со скидкой на сырую, такие как дизельное топливо, керосин и бензин (максимальная цена 100 долларов США)
- нефтепродукты со скидкой на нефть, такие как мазут и нафта, отражающие динамику рынка 45 долларов США за баррель)
Они стремятся еще сильнее ударить по доходам России и уменьшить ее способность вести войну в Украине. Ограничение цен также поможет стабилизировать глобальные энергетические рынки, что принесет пользу странам по всему миру.
Запрет на импорт распространяется на 90% нашего текущего импорта нефти из России.
Транспортный сектор
- Запрет на экспорт, продажу, поставку или передачу всех самолетов, частей и оборудования самолетов в Россию.
- Запрет на предоставление всех связанных с этим услуг по ремонту, техническому обслуживанию или финансовых услуг.
- Закрытие воздушного пространства ЕС для всех принадлежащих России, зарегистрированных или контролируемых самолетов, включая частные самолеты олигархов.
- Ограничения на экспорт товаров морского судоходства и средств радиосвязи.
- Полный запрет российских и белорусских грузовых автомобильных перевозок в ЕС (некоторые исключения будут касаться товаров первой необходимости, таких как сельское хозяйство и продукты питания, гуманитарная помощь, а также энергия).
- Запрет захода судов под российским флагом в порты ЕС (исключения распространяются на медицинские, продовольственные, энергетические и гуманитарные цели).
- Прекращение признания Российского морского регистра судоходства на уровне ЕС и запрет на вход всем сертифицированным им судам, независимо от того, под каким флагом они плавают.
- Запрет на морские перевозки всеми операторами ЕС в торговле между Россией и третьими странами, если только они не подпадают под ограничение цен на нефть.
Три четверти нынешнего коммерческого воздушного флота России построено в ЕС, США и Канаде. Это означает, что Россия не сможет поддерживать свой флот в соответствии с международными стандартами.
Товары двойного назначения и передовые технологии
ЕС ужесточил и расширил экспортный контроль за товарами двойного назначения, нацеленными на чувствительные секторы военно-промышленного комплекса России, и ограничил доступ России к важнейшим передовым технологиям.
Он также расширил список подсанкционных организаций, к которым применяются более строгие ограничения, включая компании, работающие в военной и оборонной сферах, которые материально и материально поддерживают вторжение.
Санкции нарушают доступ России к важным технологиям, помимо товаров и технологий двойного назначения, и со временем снижают их технологические возможности
Санкции прекращают государственное финансирование или финансовую помощь для торговли или поддержки инвестиций в России, включая поддержку национального экспорта
Торговые ограничительные меры: запреты на экспорт и импорт
ЕС в сотрудничестве со странами G7 и другими партнерами-единомышленниками прекратил рассматривать Россию как наиболее благоприятствуемую нацию в рамках ВТО с 15 марта 2022 года. лишил Россию ключевых торговых преимуществ как члена ВТО.
ЕС решил действовать не за счет повышения импортных тарифов, а за счет набора санкций, включающих запреты и ограничения на импорт или экспорт товаров.
ФАКТ
- Что касается экспорта, общая оценочная стоимость экспортных ограничений и запретов на товары и технологии на сегодняшний день составляет 43,9 млрд евро . Это составляет 49% экспорта ЕС до вторжения.
- 58% довоенного импорта охвачены мерами, что составляет 91,3 миллиарда евро.
- Общая стоимость ограничений на экспорт бизнес-услуг составляет 3,28 млрд евро (16 % экспорта ЕС до вторжения).
- Запрет на импорт российского угля затрагивает одну четвертую часть всего российского экспорта угля в мире, что составляет €8 млрд. годовых убытков для России.
- Запрет на экспорт технологических товаров из ЕС привел к сокращению российских наукоемких отраслей. Особенно глубоким был спад производства автомобилей, другого транспортного оборудования и компьютеров.
- Ни одна из мер, принятых ЕС, никоим образом не направлена на торговлю сельскохозяйственными и пищевыми продуктами, включая пшеницу и удобрения, между третьими странами и Россией.
Исключение России из государственных контрактов и европейских денег
- Полный запрет на участие российских граждан и организаций в контрактах на закупки в ЕС.
- Ограничения на финансовую и нефинансовую поддержку российских государственных или контролируемых компаний в рамках программ ЕС, Евратома и государств-членов. Никаких новых контрактов или соглашений с российскими государственными органами или связанными с ними организациями заключаться не будет.
ФАКТ
Комиссия прекратила участие российских государственных органов или связанных с ними организаций во всех действующих грантовых соглашениях и приостановила все соответствующие платежи до дальнейшего уведомления в рамках Horizon 2020, Euratom и Erasmus+.
Для Horizon Europe (кроме Европейского исследовательского совета и Европейского инновационного совета) не имеют права участвовать все юридические лица (государственные и частные), зарегистрированные в России, Беларуси или на неподконтрольных правительству территориях Украины. В качестве общего отступления физические лица, проживающие на этих территориях, могут по-прежнему участвовать в акциях Марии Склодовской-Кюри, если они не находятся в санкционном списке.
Визовые меры
9 сентября 2022 года Совет согласился полностью приостановить действие Соглашения ЕС об упрощении визового режима с Россией. Граждане России больше не имеют привилегированного доступа в ЕС и сталкиваются с более длительным, более дорогим и сложным процессом получения визы. Государства-члены обладают широкой свободой действий при рассмотрении заявлений на получение краткосрочной визы от граждан России и могут обеспечить более тщательный контроль за гражданами России, желающими поехать в ЕС. ЕС останется открытым для определенных категорий заявителей на получение российской визы, путешествующих с жизненно важными целями, включая, в частности, членов семей граждан ЕС, журналистов, диссидентов и представителей гражданского общества.
Российские проездные документы, выданные лицам, которые проживают в оккупированных Россией регионах Украины или сепаратистских территориях Грузии, не будут приниматься в качестве действительных проездных документов для получения визы или пересечения границ Шенгенской зоны.
Наложение санкций на субъектов дезинформации
Государственные и прокремлевские дезинформационные СМИ необходимы и играют важную роль в поддержке российской агрессии против Украины. Они представляют собой значительную и прямую угрозу общественному порядку и безопасности ЕС. Вот почему ЕС решил санкционировать активы Кремля по дезинформации и манипулированию информацией.
- Приостановление трансляции и распространения Russia Today, Sputnik, Россия РТР/РТР Планета, Россия 24/Россия 24, ТВ Центр Интернешнл, НТВ/НТВ Мир, Россия 1, РЕН ТВ и Первый канал – например, через кабель, спутник , IPTV, платформы, веб-сайты и приложения.
- Действие всех соответствующих лицензий, разрешений и соглашений о распространении приостановлено. Это также касается вещания на третьи страны.
- Также запрещена реклама товаров или услуг в торговых точках, подпадающих под действие санкций.
EUvsDisinfo: Дезинформация об Украине
Возврат и конфискация активов
Чтобы способствовать реализации ограничительных мер ЕС, Комиссия предложила добавить нарушение ограничительных мер ЕС в список преступлений ЕС, а также усилить правила о возврат и конфискация активов. Крайне важно, чтобы ограничительные меры ЕС были полностью реализованы, и нарушение этих мер не должно окупиться. Эти предложения направлены на то, чтобы активы физических и юридических лиц, нарушающих ограничительные меры, могли быть эффективно конфискованы в будущем.
Привлечение России к ответственности
Кластерный подход к управлению продовольственной безопасностью регионального АПК
Реферат
Совершенствование структуры производства, оптимизация организационной структуры продовольственных систем и развитие экономических механизмов распределения результатов совместной деятельности следует рассматривать как основные направления развития экономической политики в рамках интегрированного процесса управления продовольственной безопасностью в функционировании регионального агропромышленного комплекса. Важную роль в обеспечении продовольственной безопасности России играет Тамбовская область, располагающая благоприятными условиями для производства многих видов сельскохозяйственной продукции.
Ключевые слова: Аграрный кластер, кластерный подход, управление продовольственной безопасностью, интеграционный процесс, интегрированная структура, региональный агропромышленный комплекс
Введение
В текущей рабочей среде и экономическом контексте существует три типа капитала, функционирующих отдельно друг от друга из-за дезинтеграции предпринимательских интересов: финансовый капитал размещается в банках; производительный капитал сосредоточен на производственных предприятиях; оборотный капитал, который обращается на предприятиях, реализующих свою продукцию.
Создание крупных корпораций, легко привлекающих инвестиции, рассматривается как одно из стратегических направлений развития агропромышленного комплекса, позволяющее проводить аграрную политику и обеспечивать продовольственную безопасность агропромышленного комплекса региона. Задача интегрированной экономики состоит в том, чтобы сбалансировать нормы прибыли ее участников. Пропорциональный вклад каждого участника в общий результат интеграционного объединения, судя по нормативной величине, рассматривается как критерий равнодоходности в меновых отношениях (Грошев и др., 2019).).
Развитие агропромышленной интеграции представляет собой сложный объективный экономический процесс, который связан, с одной стороны, с общественным разделением труда, а с другой — с необходимостью кооперации различных отраслей и видов сельскохозяйственного и промышленного производства.
Сельскохозяйственные предприятия участвуют в интеграционном процессе, стараясь избежать рисков, обусловленных особенностями сельскохозяйственного производства, его зависимостью от погодно-климатических условий и непредсказуемостью аграрного рынка. Предприятия пищевой промышленности, а также другие организации агропромышленного комплекса желают получать стабильный доход за счет надежного снабжения сырьем или рынка сбыта продукции или услуг. На практике сельскохозяйственные организации часто создаются по инициативе органов управления агропромышленного комплекса. Поэтому очень важно, чтобы процесс интеграции осуществлялся на добровольной основе, а не по принуждению или как новый этап реформирования предприятий агропромышленного комплекса. В связи с отсутствием государственных инвестиционных ресурсов процесс интеграции под управлением владельцев частного капитала усиливается с привлечением наиболее эффективных отраслей (Анциферова и др., 2019).; Карамнова и Белоусов, 2019; Максимова, 2015).Постановка проблемы
В формировании эффективного и конкурентоспособного сельскохозяйственного производства, способного обеспечить продовольственную безопасность страны, важная роль отводится таким интегрированным структурам, как агрохолдинги, которые производят сельскохозяйственную продукцию, перерабатывают ее и реализуют на основе холдинговых отношений. Формирование этих интегрированных структур имеет свои принципиальные особенности и трудности. Большую роль в этом играют региональные условия развития агропромышленного комплекса.
Исследовательские вопросы
В работе рассмотрены основные аспекты создания и функционирования крупных агропромышленных объединений в условиях формирования политики импортозамещения в России.
Оценка сравнительной эффективности предприятий разных размеров в странах мира и в России показывает неоспоримые преимущества крупных производств, в том числе, в частности: лучшие, по сравнению с малыми предприятиями, финансовые возможности приобретения и эффективного использования современное дорогостоящее оборудование и технологии; меньшая потребность в машинах, оборудовании на единицу обрабатываемой площади, а, следовательно, большая трудоемкость и эффективность использования в производстве технических средств; повышение продуктивности сельскохозяйственного производства, снижение себестоимости продукции за счет эффекта масштаба и снижение доли постоянных затрат в цене продукции; более эффективное использование ресурсной базы аграрного сектора; более выгодные условия получения кредита; гораздо большие возможности для реализации инновационного пути развития производства; лучшие условия для рационализации производственно-хозяйственного процесса на основе оптимальной численности основных производственных и обслуживающих структурных единиц, их специализации и географического положения; наличие предпосылок для внедрения замкнутого цикла производства, переработки и реализации продукции с целью вытеснения посредников и максимизации прибыли; возможность привлечения высококвалифицированных руководителей и специалистов на условиях высокой оплаты и создания комплекса социально-бытовых условий; наличие средств для улучшения условий труда, быта, профессионального и культурного развития работников за счет внедрения новых технологий, притока молодых специалистов.
В соответствии с этим в работе рассматриваются следующие вопросы:
— проблемы функционирования вертикально интегрированных формирований в АПК России;
— организация кластерных структур как основных направлений совершенствования экономического механизма развития интеграционных процессов в агропромышленном комплексе региона;
— особенности создания и функционирования компаний холдингового типа в агропромышленном комплексе.
Цель исследования
Целью данной работы является обоснование основных направлений совершенствования экономического механизма функционирования регионального агропромышленного комплекса на основе использования кластерного подхода в организации интегрированных структур, позволяющего улучшить инвестиционную климат отраслей, связанных с производством агропромышленного комплекса региона, стимулировать инновационные процессы и, тем самым, повысить конкурентоспособность агропромышленного комплекса.
Методы исследования
Выявление и оценка факторов, способствующих формированию высокоэффективных интегрированных единиц в АПК региона, представляет в настоящее время большой интерес с теоретической и практической точек зрения.
Разработка эффективных мер поддержки кластера осложняется тем, что объект регулирования неясен, критерии оценки деятельности неясны и несовместимы, кроме того, отсутствуют адекватные методы прогнозирования. Все вышеперечисленные факторы обусловливают необходимость научного подхода к концепции кластера и ее развитию (Молчаненко, 2014).
В обсуждаемой статье мы собираемся исследовать, как текущие экономические изменения влияют на интеграционные процессы в развитии регионального АПК в современных условиях импортозамещения.
Методологическая база исследования базируется на основных понятиях и принципах теории кластерного подхода в региональной политике и его реализации в различных отраслях регионального агропромышленного комплекса, а также на оценке экономической эффективности различных по размеру интегрированных формирований. В статье использован метод системного подхода, элементы сравнительного и статистического анализа, позволяющие обосновать и обосновать основные выводы и результаты исследования.
Находки
Вертикальная интеграция приводит к следующим аспектам: снижение затрат за счет правильного сочетания последовательных производственных процессов, устранение затрат на поиск партнеров и подготовку контрактов, снижение затрат на хранение продукции, обеспечение контроля над ресурсами, но, что более важно, снижение финансовых , коммерческие, производственные, инвестиционные, а также инновационные предпринимательские риски и стимулирование воспроизводственных процессов на отдельных предприятиях и в отрасли в целом (Мустаев, Цороев, 2015; Никитин и др., 2019).).
Развитие кооперационных и интеграционных производственных процессов в сельском хозяйстве достаточно противоречиво. Это приводит к различным положительным, а также отрицательным последствиям. Возникают различные проблемы, связанные с функционированием некоторых интегрированных и квазиинтегрированных структур в агропромышленном комплексе, решение которых очень важно для практического применения.
В ряде случаев объединение фирм действительно способствует повышению эффективности организации труда на предприятиях, входящих в интегрированное формирование. В других случаях интегрирующиеся фирмы из-за неравных экономических прав могут распределять общий доход в пользу отдельных стейкхолдеров, в результате чего некоторые сельскохозяйственные предприятия и организации могут быть лишены благоприятной деловой среды. Заинтересованные стороны внутри или вне интегрированного образования могут быть недостаточно информированы об истинной экономической эффективности интегрированной организации, поскольку консолидированная отчетность может быть закрыта для широкой публики (Никитин, Смыков и др. , 2020).
Следует отметить следующие негативные тенденции, связанные с функционированием интегрированных формирований: рост безработицы в сельской местности, изъятие земли у крестьян, превращение крестьян в наемных рабочих, не имеющих никакого отношения к продуктам своего труда, острые противоречия между местных сельских органов власти и интегрирующих инвестиционных фирм, вызванное нежеланием последних принимать участие в решении социальных проблем сельских территорий, на которых функционирует фирма. Экономические отношения чаще всего организуются в пользу интегрирующего инвестора, который, в свою очередь, преследует цель окупить затраты и получить максимальную прибыль, нередко в ущерб сельской территории и ее экономике. В результате продвигается монополизм крупных предприятий, что приводит к вытеснению с рынка мелких сельхозпроизводителей, обреченных на напрасную конкуренцию (Никитин, Анциферова, 2020).
Распределение вновь созданной стоимости в рамках интегрированного образования зависит от ряда обстоятельств, в том числе от того, какой бизнес и продуктовая линейка доминируют в интегрирующей фирме. Если основное направление деятельности связано с производством конечной продукции из сельскохозяйственного сырья, то интегрирующая фирма, как правило, заинтересована в долгосрочных поступательных организационных, производственно-технологических, структурных и экономических улучшениях сельскохозяйственных предприятий, входящих в кластер. Эти улучшения направлены на повышение качества производимого сельскохозяйственного сырья, снижение себестоимости и различных видов необоснованных потерь, повышение регулярности поставок сырья и повышение финансовой устойчивости и рентабельности сельскохозяйственного производства (Минаков, Никитин, 2019; Никитин, Смыков, 2019).
Преимущества крупных производственных предприятий, возникающие благодаря кооперации и интеграции, носят лишь потенциальный характер и могут быть реализованы на практике в среднесрочной или долгосрочной перспективе только в том случае, если конкретная экономическая система организована в рамках интегрирующей структуры. Такие образования могут быть эффективными только при наличии баланса интересов и ответственности всех вовлеченных заинтересованных сторон, только при условии хорошей защиты прав каждой отдельной части интегрированного образования (Никитин, Анциферова, 2020).
Поэтому целесообразно поставить вопрос об обосновании методов и инструментов защиты имущественных прав субъектов, вовлеченных в процесс сельскохозяйственной интеграции, если до интеграции они были самостоятельными предприятиями и организациями (Никитин и др., 2019).
На наш взгляд, следует указать следующие основные направления экономической политики в рамках интеграционного процесса:
— совершенствование структуры производства;
— оптимизация организационной структуры технологических систем производства пищевых продуктов и разработка механизма распределения результатов совместной работы;
— изменение отношений собственности;
— корректировка специализации предприятий, их размещения и концентрации производства;
— регулирование экономического сотрудничества между предприятиями;
— диверсификация производства, т.е. создание новых и развитие дополнительных производственных предприятий;
— совершенствование системы управления (Никитин и др. , 2020).
Заключение
В этих условиях особое внимание следует уделить организации кластеров в агропромышленном комплексе, эффективности их функционирования, задачам развития в регионе. Исследование этой проблемы имеет большое значение для определения государственной политики, совершенствования институционального принципа агропромышленного комплекса, продвижения эффективных форм интеграции, обеспечивающих продовольственную безопасность.
Агрокластер рассматривается как инновационная территориально-интегрированная структура с сетевыми элементами аграрного производства, в которую вовлечены различные сферы агропромышленного комплекса, создающие дополнительную стоимость в технологической цепочке.
Развитие кластеров и вертикально-интегрированных компаний может дополнять друг друга: кластерный подход не противоречит процессу развития вертикальной корпорации, что немаловажно в современных условиях большинства регионов.
Создание интегрированных структур на основе кластерного подхода позволит улучшить инвестиционный климат отраслей, активизировать инновационные процессы и, как следствие, повысить конкурентоспособность отраслей сельскохозяйственного производства и в значительной степени обеспечить продовольственную безопасность функционирования регионального агропромышленного комплекса.
Каталожные номера
Анциферова О.Ю., Мягкова Е.А., Толстошеин К.В. (2019). Формирование стратегии развития агропромышленного комплекса Тамбовской области на основе сценарного подхода. Серия конференций IOP: Науки о Земле и окружающей среде, 274, 012084. DOI:
Академия Google Перекрестная ссылкаАнциферова О.Ю., Иванова Е.В., Мягкова Е.А., Стрельников А.В., Петрова Л.М. (2020). Развитие цифровых технологий с целью формирования инновационного и устойчивого развития АПК как сложной социально-экономической системы. В инновационном и устойчивом развитии сложных социально-экономических систем. Спрингер Природа.
Грошев А.А. Р., Пелихов Н.В., Пермяков Ю.Ю. (2019) Системное сокращение кластеризации региональной экономики. Экономические отношения, 9(4), 2965-2978.
Иванова Е.В., Меркулова Е.Ю. (2018). Качественные изменения государственного регулирования воспроизводственных процессов в сельском хозяйстве на основе цифровых технологий. Качество – доступ к успеху, 19(S2), 130-134.
Карамнова Н.В., Белоусов В.М. (2019). Современные условия и перспективы развития аграрного сектора экономики региона. Научный журнал Курской государственной сельскохозяйственной академии, 4, 113-120.
Куликов И. М., Минаков И. А. (2018). Социально-экономическое исследование продовольственного сектора: сторона предложения. Журнал европейских исследований, XXI(4), 175-184.
Максимова Т. П. (2015). Формирование аграрных кластеров в экономике РФ: теория и возможности. Российское предпринимательство, 16(18), 2935-2946.
Минаков И. А., Никитин А. В. (2019). Развитие агрокультурного рынка: тенденции и перспективы. Международный журнал инновационных технологий и изучения техники, 9(1), 3842-3847.
Академия Google Перекрестная ссылкаМолчаненко С.А. (2014). Инновационный подход к моделированию занятости в сельскохозяйственном кластере. Инновационный менеджмент: теория, методология, практика, 11, 53-56.
Мустаев М.А. М., Цороев А-Б. Б. (2015). Перспективы формирования интегрированных кластеров в АПК региона. Региональные аспекты экономических реформ, 12, 43-48.
Никитин А., Кузичева Н. и Карамнова Н. (2019). Создание эффективных условий для развития сельского хозяйства. Международный журнал новейших технологий и техники, 8 (2), 1–6. DOI:
Академия Google Перекрестная ссылкаНикитин А.В., Смыков Р.А. (2019). Совершенствование подкомплекса хозяйственного механизма регионального АПК в условиях импортозамещения. Международный журнал новейших технологий и техники (IJRTE), 8 (2).
Академия Google Перекрестная ссылкаНикитин А.В., Трунова С.Н., Воропаева В.А. (2019). Оценка эффективности реализации сценариев устойчивого развития сельского хозяйства. Международный журнал инновационных технологий и изучения техники, 8 (10), 3002-3005.
Академия Google Перекрестная ссылкаНикитин А.В., Анциферова О.Ю. (2020) Сотрудничество и интеграция в регионе. Periódico do Núcleo de Estudos e Pesquisas sobre Gênero e Direito.