Об аффилированности в проекте изменений ГК РФ, принятых в 2012 году в первом чтении (ст.53.2)
Проект федерального закона «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации»[1] (далее — «Проект ГК») предусматривал дополнение Гражданского кодекса РФ статьей 53-2, в которой предлагалось определение аффилированности в целях корпоративного законодательства. Пункт 2 статьи 53-2 проекта ГК признает наличие аффилированности:
«1) между контролирующим (включая его аффилированных лиц) и подконтрольным лицом, а также между лицами, находящимися под общим контролем, определяемым по признакам, предусмотренным статьей 53-3 настоящего Кодекса, за исключением лиц, находящихся под общим контролем публично-правовых образований;
2) между физическим лицом и его супругом, их родителями, детьми, полнородными и неполнородными братьями и сестрами, усыновителями и усыновленными, дедушками и бабушками, внуками, племянниками и племянницами, дядями и тетями;
3) между юридическим лицом и лицами, выполняющими функции органа управления или членов коллегиального органа управления данного юридического лица, а также лицами, признаваемыми аффилированными с ними в соответствии с подпунктом 2 настоящего пункта;
4) между юридическим лицом и имеющим возможность самостоятельно либо совместно с другими лицами прямо или косвенно (через третьих лиц) согласованно распоряжаться более чем двадцатью процентами общего количества голосов участников данного юридического лица лицом, а также его аффилированными лицами;
5) между юридическими лицами, в которых функции органа управления и (или) большинства членов коллегиального органа управления выполняют одни и те же лица и (или) их аффилированные лица;
6) между юридическими лицами, в которых одно и то же лицо имеет возможность самостоятельно либо совместно с другими лицами прямо или косвенно (через третьих лиц) согласованно распоряжаться более чем двадцатью процентами общего количества голосов участников каждого из этих юридических лиц либо одного из них, являясь при этом контролирующим по отношению к другому.
При этом не считаются аффилированными по данному основанию юридические лица, участником которых с соответствующей долей участия является публично-правовое образование;7) между юридическими лицами, в одном из которых лицо и (или) его аффилированные лица выполняет функции органа управления, а в другом имеет возможность самостоятельно либо совместно с другими лицами прямо или косвенно (через третьих лиц) согласованно распоряжаться более чем двадцатью процентами общего количества голосов участников данного юридического лица, либо является контролирующим лицом;
8) между хозяйственным товариществом и полным товарищем».
В соответствии с пунктом 3 статьи 53-2 проекта ГК судом может быть признано отсутствие аффилированности между физическим лицом и лицами, указанными в подпункте 2 пункта 2 рассматриваемой статьи (родственники физического лица, супруг, и родственники супруга) при доказанности отсутствия фактической возможности оказывать влияние на его деятельность.
Статья 53-3 проекта ГК предлагает определять лиц, контролирующих юридическое лицо следующим образом:
«1. Для целей настоящего Кодекса лицо считается контролирующим (контролирующее лицо) юридическое лицо (подконтрольное лицо), если это лицо прямо или косвенно (через третьих лиц), самостоятельно или совместно со своими связанными (аффилированными) лицами имеет возможность определять действия (решения) такого юридического лица.
В частности, если не доказано иное, лицо считается контролирующим юридическое лицо:
в силу прямого или косвенного преобладающего участия в его уставном капитале,
на основании договора,
в силу возможности давать обязательные для такого юридического лица указания,
в силу возможности определять избрание (назначение) единоличного исполнительного органа (управляющей организации или управляющего) и (или) более половины состава коллегиального органа управления такого юридического лица.
2. Контролирующими лицами юридического лица признаются также лица, через которых или совместно с которыми осуществляется контроль.
Два и более лица, подконтрольных одному контролирующему лицу, считаются лицами, находящимися под общим контролем.
3. Лицо, которое имеет возможность препятствовать принятию решения органа управления юридического лица, не может быть признано контролирующим лицом такого юридического лица на этом основании».
Рассматривая предлагаемое проектом ГК определение, можно отметить некоторые из предлагаемых им изменений:
Аффилированность предлагается определять как взаимную связанность, а не как возможность влияния одного лица на другое. Данная позиция авторов проекта прослеживается практически во всех положениях предлагаемой статьи. Кроме того, из приведенного определения контролирующего лица следует, что аффилированное лицо и связанное лицо рассматриваются как синонимы.
Судом может быть признано отсутствие аффилированности между физическим лицом и лицами, указанными в подпункте 2 пункта 2 рассматриваемой статьи проекта ГК (родственники физического лица, супруг, и родственники супруга) при доказанности отсутствия фактической возможности оказывать влияние на его деятельность.
В то же время, учитывая что в подпункте 2 пункта 2 устанавливается аффилированность как данного лица по отношению к родственникам и другим лицам, так и родственников и других лиц по отношению к рассматриваемому лицу, не ясно, возможно ли признание судом отсутствие аффилированности при отсутствии у родственников и других лиц фактической возможности оказывать влияние на деятельность рассматриваемого лица, но при наличии такой фактической возможности у рассматриваемого лица по отношению к родственникам и другим лицам. Также не ясно, почему не предлагается установить возможность признания отсутствия аффилированности при отсутствии у рассматриваемого лица фактической возможности оказывать влияние на родственников и других лиц, что было бы логично, учитывая предлагаемое определение аффилированности именно как взаимной связанности. Буквальное толкование рассматриваемого пункта статьи позволяет сделать вывод как о возможности суда с учетом фактических обстоятельств установить отсутствие либо наличие аффилированности в каждом конкретном случае, так и об ослаблении в данном случае взаимной связанности лиц, и появлении влияния одного лица на другое.Возможность суда в конкретном случае установить аффилированность и при отсутствии перечисленных в рассматриваемой статье признаков при установлении факта возможности влиять на юридическое лицо в результате согласованных действий.
Авторы проекта отказались от определения аффилированности по основанию принадлежности лиц к одной группе. В то же время, целый ряд новых положений предусматривает установление аффилированности в ситуациях, в которых действующее законодательство устанавливало аффилированность посредством группы лиц.
Вряд ли можно говорить об ограничении круга аффилированных лиц по причине исключения из их числа лиц, относящихся к группе лиц. Рассматриваемая статья предлагает дополнить основания установления аффилированности между контролирующими и подконтрольными лицами, а также между лицами, находящимися под общим контролем.
К критериям определения контроля одного лица над другим относятся, в том числе, косвенная (через третьих лиц) и групповая (совместно со связанными(аффилированными) лицами) возможность одного лица определять действия(решения) другого лица[2]. Такие указанные среди оснований установления контроля и, соответственно, аффилированности основания как возможности давать обязательные для другого юридического лица указания, в том числе на основании договора,[3] а также возможность определять избрание (назначение) единоличного исполнительного органа[4] и (или) более половины состава коллегиального органа управления такого юридического лица[5] являются основаниями для признания взаимной аффилированности (через вхождение в группу лиц) и в настоящее время. Что же касается такого основания, как прямое или косвенное преобладающее участие в уставном капитале, то для установления аффилированности по критерию участия в уставном капитале в настоящее время необходимо наличие права распоряжаться более чем 20 процентами общего количества голосов[6] для любого лица в отношении юридического лица. В то же время, для установления аффилированности юридического лица по отношению к лицу, распоряжающемуся его долями (акциями) необходимо преодоление порога в 20 процентов для юридического лица и 50 процентов для физического лица.
Что касается косвенной и групповой возможности определять действия другого лица, то в соответствии с действующим законодательством такая возможность является основанием для определения аффилированности только при условии что:
— третье лицо, непосредственно оказывающие влияние на подконтрольное лицо, образует с контролирующим лицом группу лиц, одновременно образуя группу лиц с подконтрольным лицом[8], или
— одно из контролирующих лиц образует группу лиц с подконтрольным лицом, также образуя группу лиц с другими контролирующими лицами[9], или
— лица, образующие группу лиц с контролирующим лицом, совместно имеют более 50 процентов голосов подконтрольного лица.[10]
Изложенное позволяет говорить об увеличении числа лиц, входящих в сферу аффилированных лиц юридического лица по новому признаку подконтрольности.
Возможность установления аффилированности между двумя лицами, контролируемыми одним лицом[11], с учетом увеличения числа предлагаемых оснований контроля также увеличивает число лиц, которые могут признаваться аффилированными.
Законодательно исключена аффилированность публично-правовых образований. При наличии формально допускаемой действующим законодательством возможности отнесения публично-правовых образований к числу аффилированных лиц, данный вопрос по-разному решается в существующей судебной практике. Необходимо отметить, что участвуя в акционерных правоотношениях государство не только и не столько имеет интересы, связанные с получением дивидендов, но и выполняет публично-правовые функции. Исключение государства из голосования по значимым сделкам повлекло бы за собой ухудшение эффективности выполнения этих публично-правовых функций. По нашему мнению, предлагаемое исключение из числа аффилированных лиц публично-правовых образований представляется справедливым и обоснованным.
Значительно увеличено количество физических лиц, которые признаются аффилированными по отношению к физическому лицу[12]. В качестве таких лиц, помимо относящихся ранее, рассматриваются: дедушка, бабушка, внук, внучка, племянник, племянница, дядя, тетя, а также родственники супруга физического лица.
Предлагается введение возможности установления аффилированности между юридическим лицом и родственниками[13] лица, выполняющего функции единоличного исполнительного органа или являющегося членом коллегиального исполнительного органа юридического лица.[14] Указанные лица в настоящее время формально относятся к аффилированным лицам юридического лица, поскольку входят в группу лиц физического лица, выполняющего функции единоличного исполнительного органа или являющегося членом коллегиального исполнительного органа. [15] В то же время, в письме от 20 марта 2008 года «О разъяснении применения антимонопольного законодательства» ФАС РФ представил разъяснения применительно к участию в группе лиц физического лица: «если в группу лиц юридического лица входит физическое лицо, то родственники, входящие с этим лицом в одну группу лиц по основанию, указанному в пункте 13 части 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции, не будут входить с указанным юридическим лицом в группу лиц по основанию, указанному в пункте 14 части 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции, при условии, если эти родственники не составляют группу лиц с другим юридическим лицом по какому-либо из оснований, указанному в пунктах 1 — 12 части 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции».[16] Аналогичное положение установлено в подпункте 9 приложения к Приказу «Об утверждении формы представления перечня лиц, входящих в одну группу лиц»[17], используемом ФАС РФ при контроле за экономической концентрацией. Учитывая, что указанные акты ФАС РФ не носит нормативного характера, для целей, отличных от антимонопольного регулирования, возможно двоякое мнение по поводу аффилированности родственников лица, выполняющего функции единоличного исполнительного органа или являющегося членом коллегиального исполнительного органа юридического лица. [18]
Установление аффилированности между юридическим лицом и другим лицом, которое имеет возможность распоряжаться более чем 20 процентами общего количества голосов юридического лица не только самостоятельно, но и согласованно совместно с другими лицами прямо или косвенно (через третьих лиц). При этом аффилированность также возникает между юридическим лицом и аффилированными лицами другого лица.[19] Данный принцип аналогичен принципу установления группы лиц по основанию совместной возможности распоряжаться голосами хозяйственного общества (товарищества, хозяйственного партнерства) участниками группы лиц.[20] В настоящее время установлен больший порог владения- 50 процентов.
Возможно установление аффилированности между юридическими лицами, в которых функции органа управления и (или) большинства членов коллегиального органа управления выполняют аффилированные друг к другу лица.[21] Действующие в настоящее время законодательство предусматривает такую возможность только в том случае, если выполняющие функции органа управления или входящих в состав коллегиального органа управления лица рассматриваемых юридических лиц образуют между собой группу лиц. Учитывая отсутствие каких-либо ограничений для определения связанности лиц, выполняющих функции органа управления или входящих в состав коллегиального органа управления, а также весьма существенную широту предлагаемого проектом ГК определения аффилированности по сравнению с действующим в настоящее время определением группы лиц, при установлении аффилированности по данному основанию возможно образование довольно значительной группы аффилированных лиц.
Установление аффилированности между юридическими лицами при условии, что одно и то же лицо по отношению к одному из юридических лиц имеет возможность распоряжаться более чем 20 процентами общего количества голосов (непосредственно, косвенно и совместно с другими лицами), являясь при этом контролирующим по отношению к другому.[22] Очевидно, что на основании положений статьи 533 проекта ГК отношение контроля в данном случае также может включать косвенный и совместный контроль.
Установление аффилированности между юридическими лицами, в одном из которых лицо и (или) его аффилированные лица выполняет функции органа управления, а в другом имеет возможность самостоятельно либо совместно с другими лицами прямо или косвенно (через третьих лиц) согласованно распоряжаться более чем двадцатью процентами общего количества голосов участников данного юридического лица, либо является контролирующим лицом.
Установление аффилированности между хозяйственным товариществом и полным товарищем.
В соответствии с проектом ГК не считается аффилированным член совета директоров (наблюдательного совета), а также связанные с ним лица. Предлагается также не считать аффилированными юридические лица, в которых более чем пятьдесят процентов количественного состава совета директоров (наблюдательного совета, совета фонда) составляют одни и те же физические лица, а также лица, по предложению одного из которых избрано более чем пятьдесят процентов количественного состава совета директоров (наблюдательного совета) другого лица- хозяйственного общества.
Перечисленные изменения представляются достаточно существенными. При этом необходимо учитывать, что здесь приведены только те изменения, которые бросаются в глаза. Несмотря на исключение из числа аффилированных лиц членов совета директоров, а также лиц, принадлежащих к той же группе лиц, к которой принадлежит юридическое лицо, предлагаемое проектом ГК определение позволяет установить аффилированность по отношению к большему количеству лиц, чем в настоящее время. При этом вряд ли можно отметить, что использованная в проекте ГК конструкция определения аффилированности стала мене сложной для практического применения. Очевидно, что авторы законопроекта сделали максимум возможного для усовершенствования существующего механизма защиты более слабых в экономическом отношении субъектов, включив в предлагаемое определение аффилированности максимально возможное число лиц и установив возможность выявления аффилированность в тех случаях, в которых действующее законодательство не позволяло установить наличие реально существующего влияния. В то же время, применительно к нормам о сделках с заинтересованностью предлагаемые изменения могут привести к необоснованному расширению круга лиц, которые могут признаваться заинтересованными, и круга лиц, связанных с контрагентом. При этом реальная возможность оказывать влияние на условия заключаемой сделки у данных лиц будет далеко не всегда. Как результат, вполне возможно увеличение числа исков о признании недействительными сделок, в совершении которых имеется заинтересованность.
Первоначально размещено на проекте КОРПОРАЦИЯМ.РФ (URL: corprf.ru/423/)
[1] Проект федерального закона № 47538-6 «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации», URL: официальный сайт Государственной Думы РФ http://asozd.duma.gov.ru/main.nsf/%28Spravka%29?OpenAgent&RN=47538-6&02
[2] Подпункт 1 пункта 2 статьи 53-2 по признакам, определяемым в статье 53-3 проекта ГК
[3] Пункт 3 части 1 статьи 9 Закона РФ «О защите конкуренции»
[4] Пункт 5 части 1 статьи 9 Закона РФ «О защите конкуренции»
[5] Пункт 6 части 1 статьи 9 Закона РФ «О защите конкуренции»
[6] Статья 4 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»
[7] Пункт 1 части 1 статьи 9 Закона РФ «О защите конкуренции»
[8] Пункт 8 статьи 9 Закона РФ «О защите конкуренции»
[9] Пункт 8 статьи 9 Закона РФ «О защите конкуренции»
[10] Пункт 9 статьи 9 Закона РФ «О защите конкуренции»
[11] Подпункт 1 пункта 2 статьи 532 проекта ГК
[12] Подпункт 2 пункта 2 статьи 532 проекта ГК
[13] Подпункт 2 пункта 2 статьи 532 проекта ГК
[14] Подпункт 3 пункта 2 статьи 532 проекта ГК
[15] Пункт 7 части 1 статьи 9 Закона РФ «О защите конкуренции»
[16] Письмо ФАС РФ от 20. 03.2008 N АЦ/5969 «О разъяснении применения антимонопольного законодательства» // СПС «Консультант плюс»
[17] Приказ ФАС РФ от 20 ноября 2006 года N 293 (с изм. и доп. от 09.03.2010) «Об утверждении формы представления перечня лиц, входящих в одну группу лиц» // СПС «Консультант плюс»
[18] Возможно предположить, что внесенные Федеральным законом от 06.12.2011 N 401-ФЗ в Федеральный закон «О защите конкуренции» изменения, уменьшавшие количество оснований для установления группы лиц не повлияют на позицию ФАС РФ по поводу включения физических лиц в группу лиц юридического лица, поскольку в новой редакции закона сохранились все ранее действующие принципы. Вопрос изменения принципов определения группы лиц будет с большей подробностью разбираться ниже при рассмотрении соответствующих изменений ФЗ «О защите конкуренции».
[19] Подпункт 4 пункта 2 статьи 53-2 проекта ГК
[20] Пункт 9 части 1 статьи 9 Федерального закона «О защите конкуренции»
[21] Подпункт 5 пункта 2 статьи 53-2 проекта ГК
[22] Подпункт 6 пункта 2 статьи 53-2 проекта ГК
|
Законом от 05.05.2014 № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части 1 Гражданского кодекса РФ» вводится статья 532 ГК, которая вводит понятие «Аффилированность»: (по состоянию на 01.07.2018)
В случаях, если настоящий Кодекс или другой закон ставит наступление правовых последствий в зависимость от наличия между лицами отношений связанности (аффилированности), наличие или отсутствие таких отношений определяется в соответствии с законом. Комментарий к статье 532 ГКВ последнее время (особенно после поручений Председателя Правительства РФ в декабре 2011 и марте 2012 года) широко используется мудреный термин аффилированный, аффилированное лицо, бенефициар. А что же оно означает? Статья 532 ГК содержит отсылочную (бланкетную) норму, включающую в себя только гипотезу, т.е. указание на условия, в которых она действует. Целью данной нормы является легализация использования понятия «аффилированность». ГК не раскрывает ни признаков, ни критериев аффилированности, адресуя участников правовых отношений к закону, не поименованному в ГК. До введения статьи 532 ГК понятие аффилированных лиц содержалось в статье 4 Закона РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», согласно которому аффилированными лицами физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность, являются:
Аффилированный (от англ. аffiliation — соединение, связь) — дочерний; соединенный, связанный. Такое же по смысловое значение дано этому понятию в статье 532 ГК. Следовательно, аффилированные лица — физические и юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность. В случаях, если ГК или другой закон ставит наступление правовых последствий в зависимость от наличия между лицами отношений связанности (аффилированности), наличие или отсутствие таких отношений определяется в соответствии с законом. Аффилированными лицами юридического лица являются:
Если организация является участником финансово-промышленной группы, к ее аффилированным лицам также относятся члены советов директоров (наблюдательных советов) или иных коллегиальных органов управления, коллегиальных исполнительных органов участников финансово-промышленной группы, а также лица, осуществляющие полномочия единоличных исполнительных органов участников финансово-промышленной группы. Аффилированными лицами физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность, являются:
Эта новелла ГК РФ является важной, т.к. устанавливает единое регулирование юридической связанности лиц: аффилированности и контролирующего лица. Согласно статье 532 ГК наличие аффилированности определяется как юридическими признаками, так и фактическими обстоятельствами, что по мнению законодателя должно препятствовать злоупотреблениям в соответствующих сферах. Правовое регулирование отношений аффилированности в зависимости от отрасли права и законодательства включает в себя особый порядок совершения сделок (например, сделки, в совершении которых имеется заинтересованность, и сделки по поглощению в акционерном законодательстве), информационные отношения (например, раскрытие информации об аффилированности, направление документов при совершении сделок между формально равными субъектами в федеральные органы исполнительной власти), особый порядок учета и отчетности (бухгалтерской, налоговой и т.п.), исчисления и уплаты налогов, отношения ответственности и др. При этом остается открытым вопрос — кто квалифицирует отношения аффилированности в качестве таковых? Каков порядок квалификации?Ни Гражданский кодекс РФ, ни Налоговый кодекс РФ ответа на этот вопрос не дают. А между тем наличие общего интереса еще не является противоправным (иначе странно выглядела бы, например, новелла ГК о корпоративном договоре). Следовательно, и координация деятельности также не может квалифицироваться как противоправное деяния. Между тем, все понятия, используемые для определения отношений аффилированности, отражают суть одного экономико-правового явления — имущественной, организационно-управленческой зависимости одного лица от другого. В статьях 10 — 11.1 Федерального закона «О защите конкуренции» содержатся лишь запреты на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением, на ограничивающие конкуренцию соглашения хозяйствующих субъектов, на согласованные действия хозяйствующих субъектов, ограничивающие конкуренцию. А в других статьях этого же закона (к примеру в пп. 17 ст. 4), содержатся составы правонарушений с указанием характера действий, в некоторой степени — характера вины, последствий деяния.
Статья написана и размещена 16 июня 2012 года. Дополнена — 05.01.2013, 09.05.2014, 01.07.2017 ВНИМАНИЕ! Копирование статьи без указания прямой ссылки запрещено. Внесение изменений в статью возможно только с разрешения автора. Автор: юрист и налоговый консультант Александр Шмелев © 2001 — 2020
Полезные ссылки по теме «Аффилированные лица»
Изменения в ГК РФ, внесенные Законом № 367-ФЗ от 21.12.2013 (статьи 334 — 3922 ГК) Изменения в статьи 307 — 395 ГК РФ в части обязательственного права (Закон № 42-ФЗ от 08.03.2015) Изменения в общие положения о договоре (статьи 4291 — 4491) (Закон № 42-ФЗ от 08.03.2015) Изменение и расторжение договора (статьи 450 — 453) (Закон № 42-ФЗ от 08.03.2015) Создание организации Юридическое лицо — понятие и виды Подготовка и оформление документов для регистрации Регистрация организации или ИП в налоговой инспекции Постановка на учет юридического лица или ИП в ПФР, ФОМС, ФСС, Росстате Печать организации Открытие расчетного счета в банке Регистрация изменений в уставе, учредительных документах, ЕГРЮЛ Смена директора и внесение изменений в ЕГРЮЛ о его паспортных данных Реорганизация юридического лица Способы ликвидации организации Tags: аффилированные, лица, аффилированные лица |
Часто задаваемые вопросы — недавно добавленные
Часто задаваемые вопросы о поиске
Поиск по теме — Любые -Дополнительные вопросы от финансовых учрежденийСанкции, связанные с АфганистаномОбжалование определения OFAC SDN или другого листингаОценка соответствия имени OFACБазовая информация об OFAC и санкцияхСанкции БеларусиБлокирование и отклонение транзакцийСанкции БирмыСанкции китайских военных компанийСоответствие требованиям для Интернета, деятельности в Интернете и личных коммуникацийСоответствие требованиям для страховой отраслиСвязаться с OFACБорьба с терроризмом СанкцииРуководство по услугам межпрограммного соответствияСанкции КубыСанкции, связанные с киберпространствомОбъекты, принадлежащие заблокированным лицам (правило 50%)Санкции, связанные с ЭфиопиейПодача отчетов в OFACГлобальные санкции МагнитскогоСанкции, связанные с ГонконгомКак получать уведомления об обновлениях OFACКак искать в санкционных списках OFACИнформация о форматах файлов списков и загрузкахСанкции против ИранаНикарагуа Санкции, связанные с Северной КореейСведения OFAC о кредитном отчетеЛицензии OFACВопросы о виртуальной валютеСанкции России за вредоносную иностранную деятельностьСм. OFA C Полный список санкционных программ C Санкции в отношении Сомали Граждане особого назначения (SDN) и список SDN Запуск программы соответствия OFAC Санкции в отношении Судана, Дарфура и Южного Судана Санкции в отношении Сирии Санкции в отношении Украины и России Санкции в отношении Венесуэлы Слабые псевдонимы
Российские санкции за вредоносную иностранную деятельность
1040. Являются ли операции, связанные с телекоммуникациями и определенными интернет-коммуникациями, в которых участвуют лица, указанные в соответствии с Исполнительным указом 14024, уполномочены Генеральной лицензией (GL) 25C, относящейся к России?
GL 25C разрешает определенные операции, обычно возникающие и необходимые для получения или передачи телекоммуникаций с участием Российской Федерации, которые запрещены российскими Положениями о санкциях в отношении вредоносной иностранной деятельности, 31 CFR, часть 587 (RuHSR). Кроме того, GL 25C разрешает определенные транзакции из Соединенных Штатов или граждан США, где бы они ни находились, в Российскую Федерацию, которые связаны с обменом сообщениями через Интернет и которые запрещены RuHSR. Тем не менее, GL 25C прямо исключает из разрешения любые сделки с участием акционерного общества «Первый канал Россия», телеканала «Россия-1», акционерного общества «Телерадиокомпания НТВ», общества с ограниченной ответственностью «Алгоритм», «Новое Восточное Обозрение» или «Восточное обозрение», которые определены в соответствии с Исполнительный указ 14024.
Для получения дополнительной информации о соответствующих разрешениях, исключениях и общедоступных указаниях, пожалуйста, ознакомьтесь с информационным бюллетенем OFAC «Сохранение торговли сельскохозяйственной продукцией, доступа к коммуникациям и другой поддержки тех, кто пострадал от войны России против Украины».
Дата обновления 14 июля 2022 г.
Выпущено
Российские санкции за вредоносную иностранную деятельность
1039. , или транзитом через Российскую Федерацию, в которых участвуют ООО «Агропромышленный комплекс Воронежский», ООО «Аннинский элеватор» и ООО «Азовская зерновая компания», авторизованные под санкциями OFAC?
Да. 8 мая 2022 года OFAC признало ООО «Агропромышленный комплекс Воронежский», ООО «Аннинский элеватор» и ООО «Азовская зерновая компания» в соответствии с Исполнительным указом (E.O.) 14024 за то, что они находятся в собственности или под контролем, или за то, что они действовали или намеревались действовать в интересах или от имени , прямо или косвенно, Акционерное общество «Московский индустриальный банк» (МИБ), которое также было определено 8 мая 2022 года в соответствии с Э.О. 14024 за деятельность или деятельность в сфере финансовых услуг экономики Российской Федерации. Генеральная лицензия (GL) 6B, связанная с Россией, разрешает, среди прочего, определенные операции, запрещенные российскими Положениями о санкциях в отношении вредной иностранной деятельности, 31 CFR, часть 587 (RuHSR), которые связаны с продажей или транспортировкой сельскохозяйственных товаров, включая операции, обычно возникающие и необходимые для экспорта или реэкспорта сельскохозяйственных товаров в, из или транзитом через Российскую Федерацию. Для получения дополнительной информации см. текст GL 6B.
Для получения дополнительной информации о соответствующих разрешениях, исключениях и общественных рекомендациях, пожалуйста, ознакомьтесь с информационными бюллетенями OFAC «Сохранение торговли сельскохозяйственной продукцией, доступ к средствам связи и другая поддержка тех, кто пострадал от войны России против Украины» и «Санкции против России и торговля сельскохозяйственной продукцией». .
Дата обновления: 14 июля 2022 г. (Э.О.) 14024, что подразумевается под терминами «бухгалтерский учет», «услуги по доверительному управлению и формированию компаний» и «консалтинг по вопросам управления» секторами экономики Российской Федерации?
Для целей определения от 8 мая 2022 г. на основании Э.О. 14024 OFAC интерпретирует следующие термины как включающие деятельность, связанную с продуктами и услугами в Российской Федерации или с ее участием:
- «Бухгалтерский сектор» – включает измерение, обработку и оценку финансовых данных о хозяйствующих субъектах.
- «Сектор услуг по созданию трастов и корпораций» — включает помощь лицам в создании или структурировании юридических лиц, таких как трасты и корпорации; действия или организация деятельности другого лица в качестве директоров, секретарей, административных доверенных лиц, доверительных управляющих, зарегистрированных агентов или номинальных акционеров юридических лиц; предоставление зарегистрированного офиса, служебного адреса, адреса для корреспонденции или административного адреса для юридических лиц; и предоставление административных услуг для трастов.
- «Сектор управленческого консультирования» – включает стратегические бизнес-консультации; организационное и системное планирование, оценка и отбор; разработка или оценка маркетинговых программ или их реализация; слияния, поглощения и организационная структура; политика и практика увеличения штата и кадровых ресурсов; и управление брендом.
Определение в отношении этих секторов в соответствии с E.O. 14024 вступает в силу немедленно.
Обновлено: 11 мая 2022 г.
Выпущено
Российские санкции за вредоносную иностранную деятельность
1037. Вынесено ли определение от 8 мая 2022 г. услуги по формированию и консультированию по вопросам управления секторами экономики Российской Федерации означают, что все лица, которые работают или работали в этих секторах экономики Российской Федерации, находятся под санкциями OFAC?
Нет. Директор OFAC после консультации с Государственным департаментом издал определение в соответствии с E.O. № 14024, который разрешает введение экономических санкций в отношении лиц, которые работают или работали в сфере бухгалтерского учета, трастовых услуг и услуг по созданию корпораций или в секторах управленческого консалтинга в экономике Российской Федерации.
Определение сектора в соответствии с E.O. 14024 подвергает лиц, которые работают или работали в определенном секторе, санкционному риску; однако определение сектора не налагает автоматически санкций на всех лиц, которые работают или работали в этом секторе. Только лица, определенные в соответствии с Э.О. 14024, министром финансов в консультации с министром финансов или министром финансов в консультации с министром финансов или их представителями, для работы или работы в вышеуказанных секторах, подлежат санкции.
Лица, подвергнутые санкциям в соответствии с E.O. 14024 за деятельность или деятельность в определенном секторе, добавляются в один или несколько санкционных списков OFAC в зависимости от типа санкции, включая Список граждан особых категорий и заблокированных лиц (Список SDN), Список иностранных финансовых учреждений, для которых открыты корреспондентские счета. или Санкции с оплатой через учетную запись (Список CAPTA) и Список санкций, не основанных на меню SDN (Список NS-MBS).
Дата выпуска
Российские санкции в отношении вредоносной иностранной деятельности
1036. Когда вступают в силу запреты, введенные определением от 8 мая 2022 г. в соответствии с Исполнительным указом (E. O.) 14071 «Запреты, связанные с определенным бухгалтерским учетом, созданием трастов и корпораций, а также управленческим консалтингом» Услуги», вступают в силу?
Запреты, наложенные определением от 8 мая 2022 г. на основании Э.О. 14071вступает в силу в 00:01 по восточному летнему времени 7 июня 2022 г.
Кроме того, OFAC выдало Генеральную лицензию 34, разрешающую все операции, обычно возникающие и необходимые для прекращения экспорта, реэкспорта, продажи или поставки, прямо или косвенно, из Соединенных Штатов или лицом Соединенных Штатов, независимо от местонахождения, бухгалтерского учета, трастового и корпоративного образования, а также консультационных услуг по вопросам управления любому лицу, находящемуся в Российской Федерации, до 00:01 по восточному летнему времени 7 июля 2022 года.
Дата публикации:
Российские санкции за вредоносную иностранную деятельность
1035. Для целей Генеральной лицензии 35, относящейся к России, что означают термины «услуги кредитного рейтинга» и «аудиторские услуги»?
Термин «услуги по оценке кредитоспособности» означает услуги, связанные с оценкой способности заемщика выполнять финансовые обязательства, включая анализ общей кредитоспособности или в отношении конкретного долга или финансового обязательства.
Термин «аудиторские услуги» означает изучение или проверку деловых записей аудитором, включая проверку и проверку счетов, отчетов или иного представления финансового положения или соблюдения нормативных требований проверяемой организацией.
Генеральная лицензия 35разрешает определенные операции, обычно возникающие и необходимые для экспорта, реэкспорта, продажи или поставки, прямо или косвенно, из Соединенных Штатов или лицом Соединенных Штатов, где бы они ни находились, кредитного рейтинга или аудиторских услуг любому лица, находящегося на территории Российской Федерации, до 00:01 по восточному летнему времени 20 августа 2022 г.
Обновлено: 11 мая 2022 г. E.O.) 14071, «Запреты, связанные с определенными услугами в области бухгалтерского учета, создания трастов и корпораций, а также консультационных услуг по вопросам управления», что подразумевается под терминами «бухгалтерский учет», «услуги по созданию трастов и корпораций» и «консультации по вопросам управления»?
Для целей определения от 8 мая 2022 г. на основании Э.О. 14071 OFAC ожидает публикации правил, определяющих эти термины, которые будут включать следующее:
- «Бухгалтерские услуги» – включает услуги, связанные с измерением, обработкой и оценкой финансовых данных о хозяйствующих субъектах. Обратите внимание, что OFAC выдало Генеральную лицензию 35 для разрешения определенных операций, обычно возникающих и необходимых для экспорта, реэкспорта, продажи или поставки, прямо или косвенно, из Соединенных Штатов или лицом из Соединенных Штатов, где бы они ни находились, с кредитным рейтингом. или аудиторские услуги любому лицу, находящемуся в Российской Федерации, до 00:01 по восточному летнему времени 20 августа 2022 г. См. FAQ 1035.
- «Услуги по созданию трастов и корпораций» — включает услуги, связанные с оказанием помощи лицам в создании или структурировании юридических лиц, таких как трасты и корпорации; действия или организация деятельности других лиц в качестве директоров, секретарей, административных доверенных лиц, доверительных управляющих, зарегистрированных агентов или номинальных акционеров юридических лиц; предоставление зарегистрированного офиса, служебного адреса, адреса для корреспонденции или административного адреса для юридических лиц; и предоставление административных услуг для трастов. Обратите внимание, что все эти действия являются обычными действиями поставщиков трастовых и корпоративных услуг (TCSP), хотя они могут предоставляться другими лицами.
- «Консультационные услуги в области управления» – включает услуги, связанные со стратегическим бизнес-консультированием; организационное и системное планирование, оценка и отбор; разработка или оценка маркетинговых программ или их реализация; слияния, поглощения и организационная структура; политика и практика увеличения штата и кадровых ресурсов; и управление брендом.
Это определение исключает из объема вышеупомянутых услуг: (1) любые услуги юридическому лицу, расположенному в Российской Федерации, которое прямо или косвенно принадлежит или контролируется гражданином США; и (2) любые услуги в связи с ликвидацией или отчуждением компании, расположенной в Российской Федерации, которая не принадлежит или не контролируется, прямо или косвенно, российским лицом.
Для целей запретов, изложенных в определении от 8 мая 2022 г. , принятом на основании Е.О. 14071 OFAC ожидает публикации правил, определяющих термин «лицо, находящееся в Российской Федерации», как указано в FAQ 1058. 14071 OFAC ожидает публикации правил, определяющих термин «российское лицо» для обозначения физического лица, являющегося гражданином или подданным Российской Федерации, или юридического лица, учрежденного в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Дата обновления: 15 сентября 2022 г.
Опубликовано
Российские санкции за вредоносную иностранную деятельность
1033. корпоративное образование и консультационные услуги по вопросам управления?
8 мая 2022 г. директор OFAC в консультации с Государственным департаментом издал определение в соответствии с указом президента (E.O.) 14071 «Запреты, связанные с определенными бухгалтерскими услугами, созданием трастов и корпораций, а также консультационными услугами по вопросам управления». », запрещающий экспорт, реэкспорт, продажу или поставку, прямо или косвенно, из Соединенных Штатов или лицом из Соединенных Штатов, где бы они ни находились, определенных бухгалтерских, трастовых и корпоративных услуг, а также консультационных услуг по вопросам управления любому лицу, находящемуся в Россия Федерация. Это определение вступает в силу 7 июня 2022 г. Для получения дополнительной информации см. FAQ 1034.
8 мая 2022 года директор OFAC в консультации с Государственным департаментом также издал отраслевое определение в соответствии с E.O. № 14024, который разрешает применять экономические санкции к физическим и юридическим лицам, которые работают или работали в сфере бухгалтерского учета, трастовых услуг и услуг по созданию корпораций или в секторах управленческого консалтинга в экономике Российской Федерации. Это определение вступает в силу 8 мая 2022 г. Для получения дополнительной информации см. FAQ 1037.
Дата обновления: 15 сентября 2022 г.
Выпущено
Российская Федерация | IFAC
Членские организации
Организация-член Ассоциированный
Саморегулируемая организация аудиторов Ассоциация «Содружество»
Нормативно-правовая среда
- Обзор нормативно-правовой базы бухгалтерского учета и аудита
Бухгалтерский учет
Федеральный закон «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ от 2011 г. и Федеральный закон «О консолидированной финансовой отчетности» № 208-ФЗ от 2010 г. регулируют порядок составления корпоративной финансовой отчетности в Российской Федерации.
Все юридические лица, зарегистрированные в Российской Федерации, должны составлять отдельную обязательную финансовую отчетность за каждый год, заканчивающийся 31 декабря, в соответствии с российскими стандартами бухгалтерского учета (РСБУ), установленными Министерством финансов. РСБУ регулирует формат и содержание финансовой отчетности и предписывает план счетов вместе с рекомендуемыми бухгалтерскими проводками для типовых операций. Несмотря на значительный прогресс в приведении требований РСБУ в соответствие с требованиями МСФО, различия сохраняются. При отсутствии указаний РСБУ организации могут выбрать применение соответствующих МСФО.
Закон о бухгалтерском учете и Закон о консолидированной финансовой отчетности требуют использования МСФО, выпущенных Советом по МСФО, переведенных на русский язык и одобренных Министерством финансов по согласованию с Центральным банком Российской Федерации для подготовки консолидированной финансовой отчетности. счета банков и других кредитных учреждений; страховые компании, за исключением тех, которые осуществляют обязательное медицинское страхование; лица, ценные бумаги которых обращаются на фондовой бирже; негосударственные пенсионные фонды; управляющие компании инвестиционных и пенсионных фондов; клиринговые палаты; и некоторые государственные компании, указанные в постановлениях правительства. Некредитные финансовые организации, регулируемые Центральным банком Российской Федерации, должны применять отраслевые стандарты бухгалтерского учета, основанные на МСФО.
В соответствии с Положением № 107 Министерство финансов создало экспертный орган — Национальную организацию по стандартам финансового учета и отчетности — для контроля за внедрением МСФО в России.
Аудиторская деятельность
Основы аудиторской деятельности в России установлены Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ от 2008 г. с изменениями и Федеральным законом «О саморегулируемых организациях» № 315-ФЗ от 2007 г.
Публичный и непубличные акционерные общества, зарегистрированные на бирже лица, страховые компании, инвестиционные компании, кредитные организации, участники рынка ценных бумаг, компании, которые обязаны публиковать свою финансовую отчетность, а также организации с оборотом более 400 млн руб. или совокупными балансовыми активами превышающие 60 миллионов рублей в предыдущем году, должны проходить ежегодный аудит своей финансовой отчетности.
С 1 января 2017 года аудит должен проводиться в соответствии с Международными стандартами аудита, переведенными на русский язык и утвержденными Министерством финансов.
- Положение о профессии бухгалтера
Только аудиторы в РФ регулируются на государственном уровне. Министерство финансов несет общую ответственность за регулирование аудиторской деятельности в соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ от 2008 года. Закон определяет виды услуг, которые могут предлагать аудиторские организации; требует, чтобы все аудиторы и аудиторские фирмы были членами саморегулируемой организации (СРО) для проведения аудиторской деятельности; определяет обязанности СРО; и устанавливает требования к начальному профессиональному развитию (IPD) и непрерывному профессиональному развитию (CPD), а также аудиторские, этические и другие профессиональные стандарты, которые должны применяться в профессии.
В соответствии с Законом Министерство финансов несет ответственность за надзор за деятельностью СРО; аккредитация СРО; ведение реестра СРО, а также реестра аудиторов и аудиторских фирм; надзор за выполнением требований IPD и CPD; и определение бухгалтерских, аудиторских и этических стандартов.
Аудиторский совет Министерства финансов представляет деловое и инвестиционное сообщество и играет активную консультативную роль в процессе надзора. Совет по аудиту независим от аудиторской профессии, и его функции заключаются в следующем: (i) давать рекомендации по процессу установления стандартов, рассматривая стандарты аудита и рекомендуя их для утверждения Министерству финансов; (ii) утвердить кодекс этики и правила независимости для аудиторов и аудиторских фирм; (iii) определить компетенции, которые должны быть включены в профессиональные экзамены аудитора; (iv) надзор за регистрацией аудиторских фирм и аудиторов, повышением квалификации и деятельностью СРО по обеспечению качества (ОК); и (v) надзор за аккредитацией СРО.
В соответствии с Законом о саморегулируемых организациях и Законом об аудиторской деятельности в обязанности СРО входит выдача Единых актов аудитора на основании политики Министерства финансов; надзор за соблюдением своими членами этического кодекса, правил независимости и ППК; участие в процессах установления стандартов бухгалтерского учета и аудита; организация обучения аудиторов; проведение проверок качества своих членов; ведение реестров аудиторов-членов и аудиторских фирм; а также расследование и дисциплинарное взыскание их членов. По состоянию на 2020 год только Саморегулируемая организация аудиторов «Ассоциация «Содружество» (СРО ААС) признана СРО аудиторов в России.
Для получения квалификации сертифицированного аудитора кандидаты должны иметь высшее образование, сдать экзамены, проводимые Единой аттестационной комиссией (ОКК), и иметь трехлетний практический опыт, в том числе два последних года в аудиторской фирме. СКК, некоммерческая организация, созданная СРО в соответствии с Законом об аудиторской деятельности, проводит квалификационный экзамен по аудиту. Перед сдачей профессиональных экзаменов, проводимых UCC, кандидаты должны получить начальное бухгалтерское образование в государственном высшем учебном заведении.
Кроме того, в соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ от 2008 г. Федеральное казначейство несет ответственность за проведение внешнего контроля качества аудиторов, оказывающих услуги субъектам общественного интереса (ООО), а также за расследование и дисциплинарное взыскание фирмы за нарушение закона или профессиональных стандартов.
Бухгалтеры, не являющиеся аудиторами, не регулируются на уровне штата, но могут присоединиться к ПАО и подпадать под его регулирование. Бухгалтеры, добровольно вступающие в Институт профессиональных бухгалтеров России (ИПБ), саморегулируются в соответствии с требованиями института. IPAR устанавливает требования IPD и CPD для своих членов и выдает добровольные сертификаты профессионального бухгалтера.
- Механизмы аудиторского надзора
До 2016 года Министерство финансов Российской Федерации через свой Совет по аудиту и Федеральную службу по финансово-бюджетному надзору (Росфиннадзор) занимались регулированием и надзором за аудиторской деятельностью. В начале 2016 года Федеральному казначейству были переданы функции Росфиннадзора в части регулирования и контроля аудиторской деятельности.
В соответствии с Федеральным Законом об аудиторской деятельности № 307-ФЗ от 2008 г. Федеральное казначейство несет ответственность за проведение внешнего контроля качества аудиторов, оказывающих услуги субъектам общественного интереса (ООО), таким как зарегистрированные компании; банки и страховые организации; негосударственные пенсионные фонды; юридические лица, в которых доля государства в капитале юридического лица составляет не менее 25%; государственные корпорации; и государственных компаний. Есть примерно 900 аудиторских фирм, подлежащих проверкам Казначейства. Эти фирмы проводят около 5 500 аудитов PIE в год, а также проходят проверки обеспечения качества со стороны СРО. Министерство финансов также расследует и наказывает аудиторские фирмы за нарушения закона или профессиональных стандартов. Казначейство является a членом Международного форума независимых органов регулирования аудита.
- Профессиональные бухгалтерские организации
Аудиторская палата России (АТР)
АТР была создана в 1995 году как некоммерческое объединение с добровольным членством профессиональных бухгалтеров с целью представления интересов своих членов, содействия развитию корпоративной финансовой отчетности в Российской Федерации, повышения престижа профессии и поддержки ее членов в осуществлении ими профессиональной деятельности, среди прочих целей. Между 2009 г.–2017 г. АКР являлась аккредитованной СРО аудиторов. До 2018 года ACR была ассоциированной организацией IFAC.
Институт профессиональных бухгалтеров России (ИПБ)
ИПБ – единственное ПАО бухгалтеров в России, созданное в 1997 году под эгидой Министерства финансов. Это некоммерческая ассоциация бухгалтеров, и ее основные функции заключаются в содействии развитию профессии бухгалтера, организации и проведении обучения и сертификации бухгалтеров, а также представлении и продвижении на национальном и международном уровнях интересов профессии бухгалтера. IPAR выдает добровольные сертификаты профессионального бухгалтера, главного бухгалтера, налогового консультанта и т.д. В период с 2001 по 2015 год IPAR был членом IFAC.
Российская Коллегия Аудиторов и Бухгалтеров (RCA)
RCA была создана в июне 1992 года и включала в себя широкий круг аудиторов, аудиторских фирм, бухгалтеров, юристов и специалистов по информационным технологиям. До 2017 года РКА была признанной СРО аудиторов, а после изменения статуса в 2017 году была реорганизована в ПАО, объединяющее профессионалов бухгалтерского учета на общественных началах. RCA выдает добровольные сертификаты внутреннего аудитора, внутреннего контролера и налогового консультанта. В период с 2008 по 2018 год RCA был ассоциированным членом IFAC.
Российский союз аудиторов (РСА)
САС, до 2016 года известная как Московская аудиторская палата (МоАС), была создана в 1992 году для объединения аудиторов и аудиторских фирм и представления интересов профессии. До 2020 года РУА была признанной СРО аудиторов, а впоследствии была реорганизована в ПАО, объединяющее профессионалов бухгалтерского учета на общественных началах. RUA предлагает программы сертификации для внутренних аудиторов, помощников аудиторов, судебных бухгалтеров. RUA является ассоциированным лицом IFAC с 2013 года.
Саморегулируемая организация Ассоциация аудиторов « Содружество » (СРО ААС)
СРО ААС, до 2016 года именуемая Некоммерческим партнерством «Аудиторское объединение «Содружество», создана Приказом № № 721 Минфина в 2009 г. и по состоянию на 2020 г. является единственным ПАО, признанным аккредитованной СРО аудиторов в России. Он состоит из аудиторов и аудиторских фирм, хотя также приветствует специалистов, не занимающихся аудитом. Он является ассоциированным лицом IFAC с 2014 года и членом Международной ассоциации бухгалтерского образования и исследований.
- Проекты или другая информация
В 2016 году Министерство финансов Российской Федерации выпустило проект Концепции дальнейшего развития аудиторской деятельности в Российской Федерации, в котором определены приоритеты развития аудиторской профессии на 2016–2022 годы. Основные направления предполагаемых реформ включают дальнейшее развитие нормативно-правовой базы аудиторских услуг, институтов, представляющих аудиторскую профессию и аудиторский рынок, системы профессиональной сертификации и непрерывного профессионального развития, а также системы обеспечения качества. Кроме того, Концепция призывает к расширению сотрудничества российских аудиторов с международными заинтересованными сторонами в этой области, включая IFAC.
20 ноября 2019 года Советом по аудиту при Министерстве финансов Российской Федерации утверждены Основные направления развития аудиторской деятельности в Российской Федерации на период до 2024 года ( Ключевые направления ). Ключевые направления были более подробно описаны в дорожной карте по реализации ключевых направлений, опубликованной 4 сентября 2020 года.
Принятие международных стандартов
- Гарантия качества
Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ от 2008 г. требует обязательного проведения проверок качества (ОК) аудиторской деятельности. МСКК 1 и другие соответствующие стандарты IAASB впервые были опубликованы в январе 2017 года, а затем обновлены в 2019 году с учетом новых и пересмотренных МСА.
Ответственность за проведение проверок обеспечения качества распределяется между саморегулируемыми организациями (СРО) и Федеральным казначейством. По состоянию на 2020 год в качестве СРО признается только Саморегулируемая организация аудиторов «Ассоциация «Содружество» (СРО ААС).
СРО ААС, деятельность которой контролируется Министерством финансов, проводит проверку всех своих членов (членство в СРО обязательно для оказания аудиторских услуг). Аудиторы СПИ также подлежат проверке качества со стороны Федерального казначейства.
Казначейство и СРО самостоятельно определяют структуру, анкеты и периодичность проводимых ими проверок. СРО проводят проверки обеспечения качества своих фирм-членов не реже одного раза в три года и каждые пять лет для индивидуальных аудиторов, в то время как Казначейство проводит проверки не реже одного раза в 2 года. Ведутся переговоры по сокращению дублирования инспекционной деятельности при проверках ОИС, для чего при Казначействе создан совместный Контрольный совет по обеспечению качества с участием СРО ААС.
SRO AAS провела самооценку своей системы на соответствие требованиям SMO 1 (пересмотрено в 2012 г.) и сообщила о полном соответствии. Степень согласования существующих механизмов проверки качества Казначейства с требованиями SMO 1 еще предстоит установить. Несмотря на это, все аудиторы и аудиторские фирмы проходят проверки обеспечения качества, которые проводятся СРО ААС и, как сообщается, соответствуют SMO 1.
Текущий статус: Принят
- Международные стандарты образования
Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ от 2008 г. устанавливает требования к начальному профессиональному развитию (НПК) и непрерывному профессиональному развитию (НПК) аудиторов. Саморегулируемая организация аудиторов Ассоциация «Содружество» (СРО ААС) сообщает в своем Плане действий СМО на 2020 год, что эти требования в целом соответствуют требованиям КЭС; однако точная степень выравнивания еще предстоит установить.
Совет по аудиту Минфина, ВУЗы, СРО аудиторов, Единая аттестационная комиссия (ЕКК), ПАО, организаторы обучения участвуют в выполнении требований ППК и ППК для аудиторов под контролем Минфина Финансы.
Чтобы получить квалификацию сертифицированного аудитора, кандидаты должны иметь высшее образование, сдать экзамены, проводимые UCC, и иметь трехлетний практический опыт, в том числе два последних года работы в аудиторской фирме. С марта 2020 года экзамены проводятся в соответствии с новым порядком, утвержденным Минфином приказом № 232-Н, а УЦК ввела новый учебный план и структуру экзамена, которые, согласно СРО ААС, включают предметные области и компетенции ИЭС.
Для прохождения практики аудиторы должны вступить в СРО, которая несет ответственность за соблюдение ее членами требований ППК, изложенных в Законе об аудиторской деятельности (120 часов в течение трех последовательных календарных лет). С 2020 года СРО признается только СРО ААС. Ежегодно Совет по аудиту Министерства финансов утверждает приоритетные темы для включения в программы НПК для аудиторов.
Профессиональные бухгалтеры, за исключением аудиторов, не регулируются на государственном уровне, но могут пройти добровольную профессиональную сертификацию и могут стать членами профессиональной организации и подпадать под ее регулирование. Бухгалтеры, добровольно вступающие в Институт профессиональных бухгалтеров России (ИПБ), саморегулируются в соответствии с требованиями института. IPAR устанавливает требования IPD и CPD для своих членов и присуждает, среди прочего, добровольные сертификаты профессионального бухгалтера, главного бухгалтера, налогового консультанта. Степень согласования требований IPAR с IES недоступна.
Российская коллегия аудиторов и бухгалтеров (РКА) выдает добровольные сертификаты внутреннего аудитора, внутреннего контролера и налогового консультанта. Согласно веб-сайту RCA, его программирование учитывает требования IES; однако степень выравнивания не ясна.
Российский союз аудиторов (ССА) предлагает программы сертификации для внутренних аудиторов, помощников аудитора и судебных бухгалтеров. Точно так же степень согласования с IES еще предстоит установить.
Текущий статус: Частично принят
- Международные стандарты аудита
Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ от 2008 г. с изменениями регулирует аудиторскую деятельность в Российской Федерации. В соответствии с законом Министерство финансов Российской Федерации уполномочено реализовывать требования закона, в том числе принимать стандарты аудита.
С 2017 года МСА в редакции IAASB, переведенные на русский язык Национальной организацией по стандартам финансового учета и отчетности (Фонд НОФА) и утвержденные Правительством Российской Федерации, должны применяться во всех обязательных аудитах. Процесс одобрения регулируется Положением о политике признания Международных стандартов аудита для принятия в Российской Федерации, 2015 г. инвестиционные компании, кредитные организации, участники рынка ценных бумаг, компании, которые обязаны публиковать свою финансовую отчетность, а также организации, объем продаж которых превышает 400 млн рублей или совокупные балансовые активы которых превышают 60 млн рублей в предыдущем году, должны пройти аудит финансовой отчетности ежегодно.
Совет по аудиту Министерства финансов рассматривает МСА на предмет их применения в Российской Федерации. Информация о применимых МСА доступна на веб-сайте Министерства финансов. По состоянию на 2020 г. Справочник IAASB на 2016–2017 гг. утвержден к применению с 12 февраля 2019 г. приказом Минфина России от января 2019 г. № 2Н. в 2019 году, а ISA 540 находится на завершающей стадии утверждения. МСА 315 (2019 г.) был переведен и по состоянию на декабрь 2020 года ожидает разрешения на перевод от IFAC.
Текущий статус: Частично принят
- Кодекс этики профессиональных бухгалтеров
В соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ от 2008 года аудиторы обязаны соблюдать Кодекс профессиональной этики и Правила независимости аудиторов. Комитет по этике Совета по аудиту Министерства финансов устанавливает вышеуказанные требования, которые в последний раз были приняты в 2019 году..
Сообщается, что приведенный выше Кодекс основан на Международном кодексе этики 2018 года, выпущенном IESBA. Требования НОКЛАР приняты Советом по аудиторской деятельности в декабре 2017 года и вступили в силу с 1 января 2018 года.
требования по сравнению с теми, которые предусмотрены в Международном этическом кодексе 2020 года, который скоро будет выпущен. Была создана Рабочая группа, объединившая переводчиков, представителей СРО ААС, профессии и других заинтересованных лиц. Был разработан план действий по внедрению текущих процессов для включения новых и пересмотренных положений IESBA в национальные требования.
Профессиональные бухгалтеры, за исключением аудиторов, не регулируются на государственном уровне, но могут стать членами профессиональной организации и подпадать под ее регулирование. Институт профессиональных бухгалтеров (IPAR), объединяющий бухгалтеров, принял Кодекс этики IPAR для профессиональных бухгалтеров в бизнесе, который включает части A и C Кодекса этики IESBA 2009 года. Кодекс вступил в силу с января 2013 года. Нет информации о принятии Кодекса СМСЭБ другими ПАО в Российской Федерации — Счетной палатой России (АСР), Российской коллегией аудиторов и бухгалтеров (РКА), Российским союзом аудиторов и бухгалтеров. Аудиторы (RUA) — есть.
Текущий статус: Частично принят
- Международные стандарты учета в государственном секторе
С 2006 г. финансовая отчетность государственного сектора составляется в соответствии с национальными стандартами бухгалтерского учета по методу начисления, утвержденными Минфином в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» от 2011 г. № 402-ФЗ.
В 2019 г. с принятием Федеральным законом № 247-ФЗ федеральные стандарты бухгалтерского учета для бюджетной сферы отличаются от федеральных стандартов бухгалтерского учета для иных организаций. Полномочия по принятию стандартов по-прежнему принадлежат Министерству финансов, теперь уже через его Совет по стандартам учета в государственном секторе.
В 2011 году Министерство финансов взяло на себя обязательство разработать стандарты бухгалтерского учета в государственном секторе на основе МСУГС и разместило на своем веб-сайте официальный перевод версии МСУГС 2010 года. В 2017 году Министерство финансов объявило о консультации по IPSAS; однако не сообщается о степени приведения национальных стандартов в соответствие с МСУГС и не указываются сроки полного перехода на МСУГС.
Текущий статус: Не принят
- Расследование и дисциплина
Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ от 2008 года и Федеральный закон «О саморегулируемых организациях» устанавливают требования к расследованию и дисциплинарному взысканию (СиД) представителей аудиторской профессии. Закон требует от саморегулируемых организаций (СРО) разработки следственных и дисциплинарных систем для устранения нарушений их членами применимого законодательства, стандартов аудита, а также российского Кодекса профессиональной этики и Правил независимости.
Кроме того, Федеральное казначейство имеет право расследовать и наказывать аудиторов и аудиторские фирмы, оказывающие услуги организациям общественного интереса, и осуществляет это полномочие в соответствии с Порядком применения дисциплинарных мер к аудиторским фирмам. И СРО, и Казначейство могут применять ряд санкций за несоблюдение требований. Однако только СРО могут приостанавливать или исключать аудиторов и аудиторские фирмы. Казначейство передает дела в СРО для принятия дисциплинарных мер. С 2020 года СРО признается только СРО ААС. Для согласования процедур СРО ААС совместно с Федеральным казначейством Российской Федерации разработан совместный Классификатор проступков, последний раз внесены изменения в сентябре 2018 года9. 0003
СРО ААС создала систему ИиД для своих членов, действующую в соответствии с Порядком применения мер дисциплинарного взыскания к членам СРО ААС , , с последними изменениями в 2020 году. В 2020 году СРО ААС провела самооценку своей система против требований SMO 6 и сообщили о полном соответствии.
Профессиональные бухгалтеры, за исключением аудиторов, не регулируются на уровне штата, но могут стать членами профессиональной организации и подпадать под ее регулирование.
В 2017 году Российский союз аудиторов и ассоциированная организация IFAC провели самооценку своей системы I&D в соответствии с требованиями SMO 6 и сообщили о следующих пробелах в соблюдении: результаты следственных и дисциплинарных процедур не доступны для общественности и проверяются только внутри компании, и не существует процессов для связи с внешними органами по поводу возможной причастности к серьезным преступлениям и правонарушениям. Информация о системе I&D RUA отсутствует после прекращения ее признания в качестве СРО аудиторов.
На членов Института профессиональных бухгалтеров (IPAR) распространяются Правила членства IPAR. На основании информации, предоставленной ИПАР в 2014 году, его система не соответствовала требованиям ГМО 6. Имеется Коллегия аудиторов и бухгалтеров (RCA).
Текущий статус: Частично принят
- Международные стандарты финансовой отчетности
Федеральный закон «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ от 2011 г. и Федеральный закон «О консолидированной финансовой отчетности» № 208-ФЗ от 2010 г. регулируют корпоративную финансовую отчетность в Российской Федерации.
Все юридические лица, зарегистрированные в Российской Федерации, должны составлять отдельную обязательную финансовую отчетность за каждый год, заканчивающийся 31 декабря, в соответствии с российскими стандартами бухгалтерского учета (РСБУ), установленными Министерством финансов. РСБУ регулирует формат и содержание финансовой отчетности и предписывает план счетов вместе с рекомендуемыми бухгалтерскими проводками для типовых операций. Несмотря на значительный прогресс в приведении требований РСБУ в соответствие с требованиями МСФО, различия сохраняются. При отсутствии указаний РСБУ организации могут выбрать применение соответствующих МСФО.
Закон о бухгалтерском учете и Закон о консолидированной финансовой отчетности требуют использования МСФО, выпущенных Советом по МСФО, переведенных на русский язык и одобренных Министерством финансов по согласованию с Центральным банком Российской Федерации для подготовки консолидированной финансовой отчетности. счета банков и других кредитных учреждений; страховые компании, за исключением тех, которые осуществляют обязательное медицинское страхование; лица, ценные бумаги которых обращаются на фондовой бирже; негосударственные пенсионные фонды; управляющие компании инвестиционных и пенсионных фондов; клиринговые палаты; и некоторые государственные компании, указанные в постановлениях правительства. Некредитные финансовые организации, регулируемые Центральным банком Российской Федерации, должны применять отраслевые стандарты бухгалтерского учета, основанные на МСФО.
В соответствии с Положением № 107 Министерство финансов создало экспертный орган — Национальную организацию по стандартам финансового учета и отчетности — для контроля за внедрением МСФО в России. Похоже, что «Синяя книга МСФО» 2015 года и некоторые последующие новые и пересмотренные МСФО были переведены на русский язык. Однако версия МСФО, применяемая в настоящее время в Российской Федерации, не ясна.
Текущий статус: Частично принят
Отказ от ответственности
IFAC не несет ответственности за информацию, представленную в планах действий SMO, подготовленных организациями-членами IFAC. Пожалуйста, ознакомьтесь с нашим полным Отказом от ответственности для получения дополнительной информации.
Методология
Методология
Последнее обновление: 01/2021
Мы приветствуем ваши отзывы.