Административный проступок характеризуется – : , —

Содержание

7. Что представляет собой административный проступок?

Согласно ст.2.1 КоАП от 21.04.2003г. административным правонарушением признается противоправное виновное деяние, за которое установления административная ответственность.

Общие юридические признаки, присущие всем административным правонарушениям и отличающие административное правонарушение от правомерного, а также от иных правонарушений (преступление, дисциплинарные проступки и т.д.).

К юридическим признакам административного правонарушения относятся:

1) административное правонарушение – акт поведения, выражающегося в действии или бездействии. Действие отличается активным поведением субъекта (мелкое хулиганство, мелкое хищение и др.). Бездействие характеризуется пассивностью субъекта (неявка в суд).

2) общественная опасность (вредность) – означает, что административные проступки влекут вредные последствия для общества и государства.

3) административная противоправность – означает, что административным правонарушением может быть признано только такое поведение, которое запрещено законом

4) административная наказуемость – означает, что общественно-опасное деяние, запрещенное законом признается административным правонарушением лишь в том случае, когда за его совершение предусмотрена административная ответственность

5) виновность – означает, что деяние является проявлением воли и разума, т.е. продуктом психической деятельности здравомыслящего лица. Не может оцениваться как административное правонарушение деяние, совершенное помимо воли человека, т.е. лицом неспособным руководить своими действиями, отдавать им отчет.

Любое административное правонарушение характеризуется наличием в совокупности вышеуказанных юридических признаков. Отсутствие одного из них означает, что рассматриваемое деяние не является административным правонарушением. Оно в таком случае может быть признано либо правомерным поведением, либо иным правонарушением (преступление).

Отличие административных проступков от иных правонарушений:

1) отличие от преступления: преступление в отличие от административного проступка обладает более высокой степенью общественной опасности. Формальным признаком, положенным в основу разграничения преступления и административного проступка является характер их противоправности и наказуемости. Преступление – это деяние, запрещенное УК, за совершение которого предусмотрено уголовное наказание. Административное правонарушение – деяние, предусмотренное нормами административного права (КоАП)

2) отличие административного правонарушения от дисциплинарных проступков: дисциплинарные проступки посягают на внутренний трудовой распорядок, установленный в конкретной организации, учреждении, предприятии. Дисциплинарные проступки влекут применение к лицам, их совершившим, дисциплинарных взысканий. В некоторых случаях одно и то же деяние признается и административным правонарушением и дисциплинарным проступком. При этом лицо, совершившее его, привлекается и к административной и к дисциплинарной ответственности (появление работника при исполнении служебных обязанностей в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность в общественном месте.

3) Отличие от гражданско-правовых деликтов (проступок): гражданско-правовой деликт – это нарушение субъективных прав лица (физического и юридического), которое носит имущественный характер. Административное правонарушение имеет более широкий характер и может нарушать не только имущественные интересы, но и другие виды общественных отношений: общественный порядок, порядок управления и т.д. Совершение гражданско-правового деликта влечет ответственность, предусмотренную нормами гражданского права (неустойка, пеня). Эта ответственность носит обычно имущественный характер.

studfiles.net

Административный проступок: виды и состав правонарушения

Мне не раз приходилось встречаться с административными проступками, так как я езжу за рулем уже более 10 лет. Нарушение ПДД является одним из наиболее распространенных проступков, которые совершаются ежедневно многими гражданами. За такие нарушения на накладывается административная ответственность.

А данный порядок строго регламентируется КоАП. И чтобы избегать ответственности за такие нарушения, важно знать, что относится к таким проступкам, и какое наказание может быть применено к нарушителю. Об этом я и расскажу вам в этой статье.

Законодательство

Данное правонарушение регулируется КоАП. Этот кодекс подробно регламентирует виды проступков, относящихся к данному правонарушению, а также основания для привлечения к ответственности и сам порядок привлечения. Законодательством предусмотрено несколько видов наказаний за эти нарушения. Они могут устанавливаться не только на федеральном уровне, но и регионами. Однако все разрабатываемые дополнительно нормативно-правовые акты не могут противоречить КоАП.

Такие акты могут включать только дополнительный перечень проступков и полномочия определенных должностных лиц, которые могут назначать наказание. Помимо законодательства нормы права регулируются и Постановлениями Верховного или Конституционных судов.

Понятие проступка

Под ним понимаются определенные действия человека, либо его бездействие, которое запрещено административным законодательством. Если данное нарушение будет предусмотрено другим кодексом, то ответственность за его совершение уже будет другой. А сам проступок может быть переквалифицирован в преступление.

Проступок обязательно должен характеризоваться наличием вины человека. К такой ответственности могут привлекаться обычные работники и должностные лица, либо сами организации, независимо от их организационно-правовой формы.

Элементы

Чтобы охарактеризовать противоправное действие (бездействие), оно должно обладать следующими элементами:

  • противоправностью, то есть напрямую должно быть запрещено законом;
  • наличием вины, человек действительно должен быть виноват в произошедшем;
  • субъективность, это наличие определенных обстоятельств, которые дают право определить вину конкретного человека;
  • наказуемость, это возможность применения за данный проступок определенного законодательством наказания.

В качестве вины подразумевается отношение человека к своему действию. Она может быть 2 основных видов: в качестве умысла, либо действие, совершенное по неосторожности.

Под умыслом понимается наличие следующих обстоятельств:

  • когда человек осознавал возможные последствия своего поступка;
  • когда человек не только осознавал, но и желал наступления последствий;
  • когда лицо предвидело возможные последствия, но по определенным причинам ему было не интересно, наступят ли они.

В случае неосторожности виновный человек не ожидал, что последствия наступят, хотя должен был предвидеть их наступление. Также в этом качестве рассматривается и легкомыслие, когда работник думал, что сможет легко предотвратить возможные негативные последствия.

В качестве субъективности рассматривается возможность привлекать к ответственности человека, совершившего проступок. Например, далеко не все люди подлежат административной ответственности. Она не распространяется на детей, младше 16 лет. Поэтому при выявлении нарушения таким подростком, против него не могут быть предприняты меры.

Некоторых должностных лиц также невозможно привлечь к ответственности, так как они занимают не те должности.

Состав нарушения

Чтобы наступила ответственность, необходимо наличие 4 обязательных элементов:

  1. Объекта. То есть непосредственно то, против чего было направлено нарушение. В этой роли могут выступать различные блага, общественные взаимоотношения.
  2. Объективная сторона. Это само деяние, которое может быть выражено в активной или пассивной форме и вредные последствия, наступившие после него. Обязательно наличие причинно-следственной связи между самим деянием и последствиями. Если такая связь не будет доказана, то проступок не будет считаться доказанным.
  3. Субъект. Это непосредственно то лицо, которое совершило правонарушение. Если в качестве него рассматривается физическое лицо, то оно обязательно должно быть дееспособным и достигать 16 лет. Должностные лица должны обладать специальным статусом, так как в противоположном случае на них не может быть наложена ответственность.
  4. Субъективная сторона. Здесь рассматривается наличие вины. От ее формы также во многом зависит и само наказание. За некоторые проступки ответственность наступает только при выявлении прямого умысла.

Если контролирующие органы докажут наличие всех 4 элементов, то за данный проступок можно назначать соответствующее наказание.

Примеры проступков

К наиболее частым нарушениям, с которыми сталкиваются многие граждане, является нарушение ПДД. И для этого не обязательно быть водителем. Достаточно просто перейти дорогу не там, где разрешено правилами.

Кроме этого к административным проступкам относят:

  • распитие алкоголя в запрещенных местах;
  • причинение вреда имуществу, принадлежащему другим людям или организациям;
  • несоблюдение регламентов пожарной безопасности, например, закрытие аварийных выходов в помещении;
  • проезд без оплаты в общественном транспорте.

Все эти проступки могут иметь различные последствия по опасности. Поэтому и ответственность предусматривается разная.

Законодательством разделены все проступки по определенным категориям, которые помогают классифицировать их. Существует ответственность отдельно для простых граждан, для области государственного управления, для сферы промышленности и некоторые другие области.

Недавно рассматривался законопроект, которым хотели классифицировать нарушения по их степени тяжести, но его признали неудачным. Поэтому в настоящее время планируется выделить отдельную группу уголовных проступков, за которые люди будут получать более строгие наказания. Но в то же время по сравнению с УК ответственность будет значительно меньше.

Получить более подробную информацию об этом вы можете в представленном видео.

Что общего с другими видами наказаний

КоАП и УК построены по аналогичным правилам, поэтому имеют много общего:

  1. Для привлечения виновника к ответственности обязательно должно быть полное наличие состава нарушения.
  2. Меры наказания можно выбрать только из установленного законом перечня.
  3. Нарушение будет считаться проступком только в том случае, если оно прямо предусмотрено законом.

Но УК имеет ряд своих особенных отличий. К ним относятся:

  1. Последствия наказания. Административная ответственность никак не влияет на дальнейшую судьбу человека. А наличие уголовного наказания может ограничить возможность выезда в другие страны, трудоустройства на многие должности.
  2. Административные наказания не имеют такую большую строгость, как уголовные.

Также вред, причиненный административным нарушением, может быстро переквалифицировать его в преступление. И данное обстоятельство будет напрямую зависеть от причиненного ущерба.

Помимо этого административные наказания тесно переплетаются с дисциплинарными. Так как при нарушении определенных запретов сотрудник может быть понижен в должности, получить выговор или даже быть уволен. Кроме этого к нему будет применена и административная ответственность.

За очень серьезные проступки назначается увольнение, которое никак не связывается с желанием руководителя. Это его обязанность по закону, так как некоторые нормативно-правовые акты предусматривают такое наказанием при административном проступке.

Ответственность

Она предусмотрена законодательством нескольких видов:

  1. В виде предупреждения, когда человеку высказывают только моральное осуждение. Обычно оно предоставляется в письменной форме, когда человек впервые совершил правонарушение.
  2. Штраф. Он может быть установлен в фиксированной законом сумме, либо быть кратным МРОТ или стоимости причиненного ущерба.
  3. Конфискация. Когда у человека принудительно изымают его собственность в пользу государства.
  4. Лишение специальных прав. Если человек имеет определенное разрешение, его могут лишить на некоторый срок, либо навсегда.
  5. Исправительные работы. Под ними понимается установление обязательного удержания определенной суммы из доходов человека в течение конкретного периода времени.
  6. Арест. Он не может превышать более 15 суток.
  7. Выдворение из страны. Эта мера не предпринимается к россиянам.

Некоторые меры могут применяться в совокупности. Большинство из них применяется только к физическим лицам. Для организаций в основном используется штраф и лишение специального разрешения.

grazhdaninu.com

Понятие, признаки и состав административного проступка


ТОП 10:

 

Фактическим основанием административной ответственности является административный проступок, определение которого закреплено в статье 9 КоАП Украины. В соответствии с данной статьей административный проступок — это противоправное, виновное деяние (действие или бездействие), посягающее на общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления, за которое предусмотрена административная ответственность. Обращает на себя внимание то, что действующий Кодекс отождествляет понятия «административное правонарушение» и «административный проступок», что является неверным, поскольку административное правонарушение по своей сути является более объемным, чем административный проступок, поскольку включает в себя все противоправные действия, которые имеют место в сфере государственного управления. Административный проступок включает в себя только те противоправные деяния, за которые наступает административная ответственность.

Административный проступок характеризуется признаками и составом. Признаки административного проступка вытекают из его определения: противоправность, виновность, наказуемость. В отличие от преступления, административный проступок не характеризуется на законодательном уровне таким признаком, как общественная опасность. Данный признак в теории административного права часто заменяют признаком «общественная вредность».

Состав административного проступка представляет собой совокупность установленных правом признаков, при наличии которых общественно опасное деяние считается проступком. Таких признаков четыре: объект, объективная сторона, субъект и субъективная сторона. Объектом выступают общественное отношение, регулируемые нормами различных отраслей права и охраняемые нормами административного права. Различают общий, родовой и непосредственный объекты. Общий объект представляет собой все общественные отношения, которые охраняются административным правом: общественный порядок и общественная безопасность, собственность, права и свободы граждан, установленный порядок управления. Родовой объект — это относительно обособленная группа однородных общественных отношений: собственность, таможенные правила и т. д. Непосредственный объект представляет собой конкретное общественное отношение, на которое осуществляется посягательство: государственная собственность, общественный порядок и др.

Объективная сторона представляет собой систему предусмотренных нормами административного права признаков, характеризующих внешнюю сторону административного проступка. Обязательными признаками объективной стороны выступают: противоправное деяние (действие или бездействие), противоправный результат, причинная связь между действием и последствиями — для проступков с материальным составом; противоправное деяниє (действие или бездействие) — для проступков с формальным составом. При этом следует иметь в виду, что подавляющее большинство административных проступков являются проступками с формальным составом, то есть объективная сторона характеризуется только противоправным деянием. Кроме указанных выше признаков, объективная сторона включает в себя место, время, способ, орудие административного проступка, повторность, неоднократность и т. д.

Одним из элементов состава административного проступка является его субъект, то есть лицо, которое его совершило и к которому может быть применено административное взыскание. Следует отметить, что субъектом административного проступка может быть как физическое, так и юридическое лицо. Физическое лицо может быть субъектом проступка и субъектом административной ответственности при наличии определенных признаков: а) достижение возраста, при котором наступает административная ответственность; б) вменяемость.

Относительно возраста, по достижении которого наступает административная ответственность, необходимо отметить, что в соответствии со статьей 12 КоАП административная ответственность наступает с 16 лет. При этом административная ответственность лиц от 16 до 18 лет отличается от административной ответственности совершеннолетних нарушителей. В частности, к первым применяются меры воздействия, предусмотренные статьей 241 КоАП (обязательство публично или в иной форме попросить прощения у потерпевшего; предупреждение; выговор или строгий выговор; передача несовершеннолетнего под надзор родителям (лицам, их заменяющим) или под надзор педагогическому (трудовому) коллективу по их согласию, а также отдельным гражданам по их просьбе). Отличие состоит также и в процедуре наложения таких взысканий, поскольку дела о проступках, совершенных несовершеннолетними, рассматриваются судами. Одновременно следует обратить внимание на то, что в случаях совершения таких проступков, как: незаконное изготовление, приобретение, хранение, перевозка, пересылка в небольших размерах наркотических средств или психотропных веществ без цели сбыта; мелкое хищение государственного или коллективного имущества; нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств; мелкое хулиганство; стрельба из огнестрельного оружия в населенных пунктах и в не отведенных для этого местах или с нарушением установленного порядка; управление транспортными средствами в состоянии опьянения и некоторые другие нарушения, которые посягают на установленный порядок управления, — несовершеннолетние несут ответственность на общих основаниях.

Вторым общим признаком субъекта административного проступка является вменяемость лица. Административное законодательство не предусматривает определения понятия вменяемости. В теории административного права считается, что вменяемость — это норма, основанная на четком научном понимании законодателем закономерностей социально-психологического развития человека, согласно которому он проходит некоторые достаточно определенные этапы и стадии. Вменяемость отображает типичные черты этого развития, что-то общее у лиц разных возрастных групп. Считается, что человек с нормальной психикой во время совершения административного проступка всегда вменяем. Статья 20 КоАП закрепляет, что невменяемым является лицо, которое во время совершения противоправного действия или бездействия не могло осознавать своих действий (уровень интеллектуального развития) или руководить ими (уровень волевого развития) вследствие хронического душевного заболевания, временного расстройства душевной деятельности, слабоумия или иного болезненного состояния.

Наряду с названными выше общими признаками субъекта административного проступка, он может характеризоваться и другими признаками, то есть речь в данном случае будет идти о специальном субъекте: должностном лице, водителе транспортного средства, военнослужащем, иностранце и т. д.

Субъективная сторона — это вина, то есть психическое отношение лица, совершившего административный проступок, к своему деянию и к вредным последствиям, наступившим вследствие данного деяния. Вина является необходимым условием ответственности. Если в действиях лица вина не установлена, а вредные последствия стали результатом случайных обстоятельств — нет субъективной стороны, нет административного проступка, нет административной ответственности.

Важное как теоретическое, так и практическое значение имеет форма вины — определенное установленное административным правом соотношение элементов сознания и воли лица, совершившего административный проступок. Выделяют две формы вины: умысел и неосторожность. При этом административное законодательство, предусматривая данные формы, раскрывая их сущность, не дает определения понятий умысла и неосторожности. В соответствии со статьей 10 КоАП административный проступок признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия или бездействия, предвидело его вредные последствия и желало их, либо сознательно допускало наступление этих последствий. В теории административного права, в зависимости от интеллектуального и волевого моментов вины, умысел подразделяется на прямой и косвенный. Прямой умысел — это такая форма вины, при которой правонарушитель сознавал противоправный характер своего действия или бездействия, предвидел его вредные последствия и желал их наступления. Прямой умысел представляет собой единство интеллектуального и волевого моментов.

Умысел считается косвенным, если лицо, совершившее правонарушение, сознавало противоправный характер своего действия, предвидело его вредные последствия и сознательно допускало их наступления. Оба вида умысла — прямой и косвенный — имеют больше сходств, чем различий. Разграничение этих форм можно провести вне критерия волевого момента, волевого отношения к наступлению последствий. В прямом умысле отношение правонарушителя к нему проявляется в форме желания, а при косвенном — в форме осознанного допущения его наступления.

Статья 11 КоАП определяет, что административный проступок считается совершенным по неосторожности, если лицо, которое его совершило, допускало возможность наступления вредных последствий своего действия или бездействия, но легкомысленно рассчитывало на их предотвращение либо не предвидело их наступление, хотя должно было и могло их предвидеть.

Неосторожность представляет собой самостоятельную форму вины, предусмотренную административным законодательством. Наряду с умыслом неосторожность рассматривается как менее опасная форма вины. Выделяют два вида неосторожности: противоправная самонадеянность и противоправная небрежность. Противоправная самонадеянность представляет собой такой вид неосторожной вины, при котором лицо, совершившее административный проступок, допускало наступление вредных последствий деяния, но легкомысленно, самоуверенно рассчитывало на их предотвращение. Противоправная самонадеянность — это легкомысленное решение осуществить виновное деяние, несмотря на то, что оно явным для виновного образом угрожает опасными последствиями для государства или охраняемым интересам, и учитывая обстоятельства дела при необоснованной надежде на предотвращение этих последствий1.

Противоправная небрежность — это вид неосторожной вины, при котором лицо, совершившее административный проступок, не предвидело наступление вредных последствий своего деяния, хотя должно было и могло их предвидеть. Суть этого вида вины состоит в том, что лицо, которое имеет реальную возможность предвидеть вредные последствия своих деяний, не превращает возможность предотвратить их в реальную действительность, не напрягает свои интеллектуальный или физический потенциалы для совершения волевых действий, которые были бы направлены на такое предотвращение. Следует иметь в виду, что в отличие от всех приведенных выше видов вины, при совершении проступка по неосторожности лицо не предвидит вредных последствий своего деяния. Такое непредвидение последствий своего деяния говорит о неуважении лицом требований законодательства, своих должностных обязанностей, интересов общества.

Характерной особенностью данной формы вины является как отрицательное отношение правонарушителя к общественно вредным последствиям, так и отсутствие предвидения их наступления.




infopedia.su

понятие, виды, признаки, состав и ответственность :: SYL.ru

Административный проступок – категория, установленная законом. Отличается рядом особенностей. Они проявляются в процедуре, основаниях привлечения к ответственности. Однако ее нельзя путать с преступлениями и нарушениями иного рода.

Нормативное регулирование

Откроем КоАП. В нем определены: понятие административного проступка, их перечни, основания и порядок привлечения к ответственности. За нарушения на виновных налагаются наказания. Предлагается несколько вариантов наказаний, и чиновник или суд выбирает одно из них, наиболее подходящее в разбираемом деле.

Регионы вправе принимать свои законы или Кодексы об административной ответственности. Эти акты основаны на КоАП и не могут ему противоречить. Они предлагают дополнительный перечень проступков и в них прописываются:

  • лица, имеющие право составлять протоколы;
  • лица, имеющие полномочия рассматривать административные материалы и выносить по ним решения.

Периодически судами делаются обзоры практики применения законодательства. В частности, несколько документов было издано ВС РФ.

Понятие правонарушения

Согласно закону административный проступок – это действие или бездействие, запрещенное законом. Оно характеризуется виной, и за его совершение непосредственно законом предусматривается административная ответственность. Привлекаются и граждане, и юридические лица.

Элементы правонарушения

Исследователи выделяют несколько свойств характерных для административного проступка:

  • противоправность;
  • наличие вины;
  • субъектность;
  • наказуемость.

Противоправность означает выход за рамки правового поля, нарушение требований норм права.

Вина – отношение человека к совершаемому им действию. Выражается в форме прямого умысла и в виде неосторожности.

Прямой умысел – включает в себя:

  • осознание вредности своего поступка;
  • желание наступления вредных последствий своего поступка;
  • лицо предвидит последствия поступка либо ему неинтересно, наступят ли они.

При неосторожности виновный проявляет самонадеянность, думая, что последствия не наступят, либо он их предотвратит. Виновный также мог и не предвидеть того, что произойдет, хотя и должен был (иногда это характеризуется как легкомыслие).

Субъектность – наличие признаков, одновременное присутствие которых дает право составить протокол и вынести решение по делу в отношение конкретного лица.

Например, дети привлекаются лишь с 16 лет. Также привлечь к ответственности за нарушение должностного лица возможно, если виновный имеет соответствующий статус. Ряд нарушений могут допускаться только людьми или организациями.

Наказуемость – наказание за выход за рамки закона непосредственно установлено законом.

Состав нарушения

За административный проступок ответственность возникает при наличии элементов состава:

  • объект нарушения;
  • объективная сторона;
  • субъект нарушения;
  • субъективная сторона.

Объект – общественные отношения, затронутые проступком, блага, на которые посягнули. Например, право гражданина принять участие в выборах.

Объективная сторона. Сюда включаются само деяние (действие или бездействие), вредные последствия, а также связь между ними.

Субъект – лицо должно быть вменяемым (осознавать свои действия и иметь возможность их контролировать), достичь определенного возраста. Специальный субъект должен обладать определенными правами или статусом – лица, находящиеся в должности, водители и др.

Субъективная сторона представляет собой наличие или отсутствие умысла. За некоторые нарушения ответственность полагается лишь при прямом умысле.

Примеры административных проступков

Наиболее распространенные примеры, с которыми сталкиваются почти все – нарушения ПДД. Даже человек, не имеющий прав на вождение автомобиля, имеет возможность оказаться наказанным. Стоит ему перейти через дорогу в неположенном месте – и сотрудник полиции уже составляет протокол.

Приведем примеры административных проступков:

  • нарушение регламентов пожарной безопасности;
  • повреждение имущества, принадлежащего другим гражданам и организациям;
  • распитие спиртных напитков в общественных местах.

Особенность данного вида ответственности в том, что она распространяется на нарушения, имеющие очевидно разную степень опасности.

Административным проступком является безбилетный проезд, и таким же проступком считается нарушение норм о порядке проведении митингов. За первый полагается небольшой штраф, за второй - арест до 2 недель.

Категории проступков

Выше затрагивался вопрос об объектах нарушений. В принципе, это главный критерий разделения административных проступков на виды. Законодатель ввел достаточно четкую структуру нарушений. Если посмотреть КоАП, выделена ответственность за нарушения прав граждан, нарушения в области промышленности, в области государственного управления.

Не так давно были попытки внести изменения и дополнить градацию нарушений по степени тяжести, но их признали неудачными. Тем более, что сейчас активно обсуждается тема введения в УК или принятие отдельного закона об уголовных проступках. Формально являющихся нарушением УК, но привлекаемые лица будут испытывать на себе менее серьезные последствия, в части судимости и ограничения прав в будущем (например, запрет на занятие некоторых должностей).

Что общего с преступлениями

Законодательство об уголовной и административной ответственности построено по аналогичным правилам:

  • наличие состава для привлечения к ответственности;
  • меры наказания за конкретные нарушения выбираются согласно перечню, прописанному в законе;
  • закон должен предусматривать норму, которой установлена ответственность за деяние.

В то же время имеется и существенная разница.

Во-первых, строгость наказаний, во-вторых, наличие судимости. Отметки об административной ответственности в прошлом, как правило, никак не влияют на ограничение в правах. Осужденный по нормам УК, даже по истечение срока судимости будет сталкиваться с последствиями до конца жизни.

Таким образом, между преступлением и административным проступком имеется существенная разница.

Дисциплинарные нарушения

Они стоят особняком в иерархии нарушений. Хотя и касаются должностных обязанностей человека, все же выходят за рамки чисто трудовых отношений. К дисциплинарной ответственности привлекают лиц, занимающих особое положение в среде государственных служащих. Сюда включаются собственно государственные и муниципальные служащие, судьи, прокуроры, полицейские и военнослужащие.

Законы о прохождении соответствующего вида службы предусматривают основания и порядок привлечения к этому виду ответственности, а также принимаемые к нарушителям меры.

Стандартные меры:

  • понижение в чине;
  • лишение премии;
  • понижение в должности.

Наиболее серьезные проступки, допущенные в служебной деятельности, приводят к увольнению. Причем, это не столько воля руководителя, сколько требование закона.

Как сочетаются административная и дисциплинарная ответственность? Нарушение запретов КоАП, напрямую не затрагивающих служебную деятельность, может повлиять на карьерные перспективы человека. Например, военнослужащий в случае привлечения к ответственности за нарушение ПДД, рискует досрочно уволиться.

Судья, неоднократно попадающий в подобные ситуации, рискует лишиться мантии из-за действий, порочащих судебную власть.

В заключение

Дисциплинарный проступок, административный проступок и преступление – понятия разные и, вроде бы, не связанные между собой. Первые два могут вообще сочетаться и оказывать влияние на карьеру человека.

Преступление - наиболее опасная форма нарушений закона для общества, о чем так и говорится в УК.

Одновременно с этим процедуры, основания и принципы привлечения к ответственности в административном порядке напоминают процесс привлечения к уголовной ответственности. Сходство заканчивается, если сравнить строгость наказаний и наличие судимости.

www.syl.ru

Административный проступок - это... Что такое Административный проступок?


Административный проступок

  Административный проступок отличается от преступления главным образом меньшей степенью общественной опасности. Преступления и смежные административные проступки разграничиваются по различным конкретным признакам, указанным в нормативных актах. Такими признаками могут быть: размер ущерба, причиненного противоправным деянием, наличие или отсутствие повторности, систематичности, способ совершения правонарушения, масштабы противоправной деятельности, форма виновности и т. д. Например, нарушение иностранцем правил передвижения по территории СССР является административным проступком, который может повлечь, в частности, штраф, налагаемый в административном порядке. Но если данное деяние совершено иностранцем, ранее дважды подвергавшимся административному взысканию за нарушение указанных правил, оно образует состав преступления, предусмотренного ст. 1971 УК РСФСР.

  Административный проступок необходимо отличать также от дисциплинарных проступков - нарушений трудовой, воинской, учебной дисциплины, являющихся основанием для привлечения виновных лиц к дисциплинарной ответственности. Некоторые противоправные деяния могут совмещать в себе признаки как дисциплинарного, так и административного проступка (например, нарушение должностным лицом предприятия правил противопожарной безопасности).

Контрразведывательный словарь. — Высшая краснознаменная школа Комитета Государственной Безопасности при Совете Министров СССР им. Ф. Э. Дзержинского. 1972.

  • Административный надзор в СССР
  • Адрес конспиративный

Смотреть что такое "Административный проступок" в других словарях:

  • АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОСТУПОК — (правонарушение) противоправное, виновное действие или бездействие, посягающее на общественный порядок, права и свободы граждан, на установленный порядок управления, влекущее административную ответственность. В России с 1989 дела об… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Административный проступок — см. Административное правонарушение …   Энциклопедия права

  • АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОСТУПОК — АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ …   Юридическая энциклопедия

  • административный проступок — правонарушение, противоправное, виновное действие или бездействие, посягающее на общественный порядок, права и свободы граждан, на установленный порядок управления, влекущее административную ответственность. В России дела об административном… …   Энциклопедический словарь

  • Административный проступок —         см. Административное правонарушение …   Большая советская энциклопедия

  • АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОСТУПОК — см. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ …   Энциклопедический словарь экономики и права

  • Административный проступок — см. Административное правонарушение …   Большой юридический словарь

  • ПРОСТУПОК — противоправное поведение, влекущее по действующему законо дательству дисциплинарную или административную ответственность. За дисциплинарный ПРОСТУПОК применяются дисциплинарные взыскания властью адми нистрации предприятия, учреждения, организации …   Финансовый словарь

  • Проступок — действие, либо бездействие, посягающее на установленные законами или подзаконными актами общественные отношения, отличающееся небольшой общественной опасностью. Проступки  обобщённое название видов правонарушений, имеющих меньшую… …   Википедия

  • Проступок Административный — правонарушение, противоправное виновное действие или бездействие, посягающее на государственную, общественную, частную собственность, установленный законодательством порядок и влекущее административную ответственность. Словарь бизнес терминов.… …   Словарь бизнес-терминов

counterintelligence.academic.ru

Понятие признаки и состав административного проступка — КиберПедия

Административный проступок — действие, либо бездействие, посягающее на установленные законами или подзаконными актами общественные отношения, отличающееся небольшой общественной опасностью.

Проступки — обобщённое название видов правонарушений, имеющих меньшую общественную опасность по сравнению с преступлением.

Фактическим основанием административной ответственности является административный проступок, определение которого закреплено в статье 9 КоАП Украины. В соответствии с данной статьей административный проступок — это противоправное,

виновное деяние (действие или бездействие), посягающее на общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления, за которое предусмотрена административная ответственность. Обращает на себя внимание то, что действующий Кодекс отождествляет понятия «административное правонарушение» и «административный проступок», что является неверным, поскольку административное правонарушение по своей сути является более объемным, чем административный проступок, поскольку включает в себя все противоправные действия, которые имеют место в сфере государственного управления. Административный проступок включает в себя только те противоправные деяния, за которые наступает административная ответственность.

Административный проступок характеризуется признаками и составом. Признаки административного проступка вытекают из его определения: противоправность, виновность, наказуемость. В отличие от преступления, административный проступок не характеризуется на законодательном уровне таким признаком, как общественная опасность. Данный признак в теории административного права часто заменяют признаком «общественная вредность».

Состав административного проступка представляет собой совокупность установленных правом признаков, при наличии которых общественно опасное деяние считается проступком. Таких признаков четыре: объект, объективная сторона, субъект и субъективная сторона. Объектом выступают общественное отношение, регулируемые нормами различных отраслей права и охраняемые нормами административного права. Различают общий, родовой и непосредственный объекты. Общий объект представляет собой все общественные отношения, которые охраняются административным правом: общественный порядок и общественная безопасность, собственность, права и свободы граждан, установленный порядок управления. Родовой объект — это относительно обособленная группа однородных общественных отношений: собственность, таможенные правила и т. д. Непосредственный объект представляет собой конкретное общественное отношение, на которое осуществляется посягательство: государственная собственность, общественный порядок и др.



Объективная сторона представляет собой систему предусмотренных нормами административного права признаков, характеризующих внешнюю сторону административного проступка. Обязательными признаками объективной стороны выступают: противоправное деяние (действие или бездействие), противоправный результат, причинная связь между действием и последствиями — для проступков с материальным составом; противоправное деяниє (действие или бездействие) — для проступков с формальным составом. При этом следует иметь в виду, что подавляющее большинство административных проступков являются проступками с формальным составом, то есть объективная сторона характеризуется только противоправным деянием. Кроме указанных выше признаков, объективная сторона включает в себя место, время, способ, орудие административного проступка, повторность, неоднократность и т. д.

Одним из элементов состава административного проступка является его субъект, то есть лицо, которое его совершило и к которому может быть применено административное взыскание. Следует отметить, что субъектом административного проступка может быть как физическое, так и юридическое лицо. Физическое лицо может быть субъектом проступка и субъектом административной ответственности при наличии определенных признаков: а) достижение возраста, при котором наступает административная ответственность; б) вменяемость.

Относительно возраста, по достижении которого наступает административная ответственность, необходимо отметить, что в соответствии со статьей 12 КоАП административная ответственность наступает с 16 лет. При этом административная ответственность лиц от 16 до 18 лет отличается от административной ответственности совершеннолетних нарушителей. В частности, к первым применяются меры воздействия, предусмотренные статьей 241 КоАП (обязательство публично или в иной форме попросить прощения у потерпевшего; предупреждение; выговор или строгий выговор; передача несовершеннолетнего под надзор родителям (лицам, их заменяющим) или под надзор педагогическому (трудовому) коллективу по их согласию, а также отдельным гражданам по их просьбе). Отличие состоит также и в процедуре наложения таких взысканий, поскольку дела о проступках, совершенных несовершеннолетними, рассматриваются судами. Одновременно следует обратить внимание на то, что в случаях совершения таких проступков, как: незаконное изготовление, приобретение, хранение, перевозка, пересылка в небольших размерах наркотических средств или психотропных веществ без цели сбыта; мелкое хищение государственного или коллективного имущества; нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств; мелкое хулиганство; стрельба из огнестрельного оружия в населенных пунктах и в не отведенных для этого местах или с нарушением установленного порядка; управление транспортными средствами в состоянии опьянения и некоторые другие нарушения, которые посягают на установленный порядок управления, — несовершеннолетние несут ответственность на общих основаниях.



Вторым общим признаком субъекта административного проступка является вменяемость лица. Административное законодательство не предусматривает определения понятия вменяемости. В теории административного права считается, что вменяемость — это норма, основанная на четком научном понимании законодателем закономерностей социально-психологического развития человека, согласно которому он проходит некоторые достаточно определенные этапы и стадии. Вменяемость отображает типичные черты этого развития, что-то общее у лиц разных возрастных групп. Считается, что человек с нормальной психикой во время совершения административного проступка всегда вменяем. Статья 20 КоАП закрепляет, что невменяемым является лицо, которое во время совершения противоправного действия или бездействия не могло осознавать своих действий (уровень интеллектуального развития) или руководить ими (уровень волевого развития) вследствие хронического душевного заболевания, временного расстройства душевной деятельности, слабоумия или иного болезненного состояния.

Наряду с названными выше общими признаками субъекта административного проступка, он может характеризоваться и другими признаками, то есть речь в данном случае будет идти о специальном субъекте: должностном лице, водителе транспортного средства, военнослужащем, иностранце и т. д.

 

cyberpedia.su

АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОСТУПОК - это... Что такое АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОСТУПОК?


АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОСТУПОК
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОСТУПОК (правонарушение) - противоправное, виновное действие или бездействие, посягающее на общественный порядок, права и свободы граждан, на установленный порядок управления, влекущее административную ответственность. В России с 1989 дела об административных проступках рассматриваются судьями по административному и исполнительному производству при районных (городских) народных судах.

Большой Энциклопедический словарь. 2000.

  • АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ДЕЛЕНИЕ
  • АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС

Смотреть что такое "АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОСТУПОК" в других словарях:

  • Административный проступок — см. Административное правонарушение …   Энциклопедия права

  • АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОСТУПОК — АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ …   Юридическая энциклопедия

  • Административный проступок —   виновное деяние (действие или бездействие), нарушающее правила, охраняемые мерами административной ответственности (см. Ответственность административная).   Административный проступок отличается от преступления главным образом меньшей степенью… …   Контрразведывательный словарь

  • административный проступок — правонарушение, противоправное, виновное действие или бездействие, посягающее на общественный порядок, права и свободы граждан, на установленный порядок управления, влекущее административную ответственность. В России дела об административном… …   Энциклопедический словарь

  • Административный проступок —         см. Административное правонарушение …   Большая советская энциклопедия

  • АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОСТУПОК — см. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ …   Энциклопедический словарь экономики и права

  • Административный проступок — см. Административное правонарушение …   Большой юридический словарь

  • ПРОСТУПОК — противоправное поведение, влекущее по действующему законо дательству дисциплинарную или административную ответственность. За дисциплинарный ПРОСТУПОК применяются дисциплинарные взыскания властью адми нистрации предприятия, учреждения, организации …   Финансовый словарь

  • Проступок — действие, либо бездействие, посягающее на установленные законами или подзаконными актами общественные отношения, отличающееся небольшой общественной опасностью. Проступки  обобщённое название видов правонарушений, имеющих меньшую… …   Википедия

  • Проступок Административный — правонарушение, противоправное виновное действие или бездействие, посягающее на государственную, общественную, частную собственность, установленный законодательством порядок и влекущее административную ответственность. Словарь бизнес терминов.… …   Словарь бизнес-терминов

dic.academic.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о