КС: Административное задержание должно обосновываться
26 сентября 2018
Судебная практикаПроизводство по делам об административных правонарушениях
Проект Комитета гражданских инициатив «Открытая полиция» продолжает серию публикаций на сайте «АГ», посвященных судебным актам, связанным с деятельностью правоохранительных органов в России и призванным защитить права граждан при взаимодействии с полицией.
Конституционный Суд РФ в Постановлении от 16 июня 2009 г. № 9-П рассмотрел вопрос о соответствии сразу нескольких положений закона Конституции РФ. Предметом рассмотрения стали нормы, регулирующие применение одной из мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении – административного задержания, а также последующее возмещение вреда, в том числе морального, причиненного незаконными действиями органов публичной власти и их должностными лицами. КС РФ разъяснил, что задержание не может применяться автоматически при наличии оснований полагать, что гражданин совершил правонарушение, а вред в случае незаконного задержания подлежит взысканию независимо от вины органов власти и должностных лиц.
Кодекс РФ об административных правонарушениях предполагает различные меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях (ст. 27.1), среди которых одной из наиболее посягающих на права и свободы человека является административное задержание – кратковременное ограничение свободы, максимальный срок которого составляет 48 часов (ст. 27.3, ч. 3 ст. 27.5). Вместе с тем даже незначительное по времени ограничение свободы является вмешательством в свободу и личную неприкосновенность, охраняемые положениями Конституции РФ (ст. 22). Этому корреспондирует и ст. 5 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (далее – Европейская Конвенция).
В первую очередь КС РФ рассмотрел вопрос о возможных ограничениях упомянутого конституционного права – учитывая его исключительную ценность. Суд обратил внимание на то, что оно может быть ограничено лишь при соблюдении общеправовых принципов и на основе конституционных критериев необходимости, разумности и соразмерности, дабы не допустить утраты самого существа данного права.
Признавая необходимость повышенного уровня защиты прав и свобод граждан в сфере правоотношений, связанных с публичной, в том числе административной, ответственностью, КС РФ вновь подчеркнул, что законодательные механизмы, действующие в этой сфере, должны соответствовать вытекающим из Конституции РФ и общих принципов права критериям справедливости, соразмерности и правовой безопасности, с тем чтобы гарантировать эффективную защиту прав и свобод человека.
Для начала Суд обратил внимание на автономность значения термина «лишение свободы» в его конституционно-правовом смысле и признал, что административное задержание представляет собой, по сути, лишение свободы, хотя и носящее кратковременный характер.
Опираясь на прецедентную практику Европейского Суда по правам человека, КС РФ пришел к выводу, что законность применения задержания должна оцениваться не только с точки зрения соблюдения формальных правил, но и с учетом целей применения этой меры. Он признал, что любые меры, если они фактически влекут лишение свободы, должны отвечать критериям правомерности именно в контексте ст. 22 Конституции РФ и ст. 5 Европейской Конвенции.
Во-первых, любое административное задержание должно отвечать требованию законности, в частности, быть обусловлено как минимум одной из следующих целей: (1) производиться с тем, чтобы задержанное лицо предстало перед компетентным органом по обоснованному подозрению в совершении правонарушения, либо в связи с (2) необходимостью предотвратить совершение задерживаемым лицом правонарушения или (3) помешать ему скрыться после его совершения.
Во-вторых, лишение свободы должно быть необходимым, а именно применяться исключительно с целью защиты конституционных интересов, быть способным обеспечить социально необходимый результат. Полиция не может ограничиться одним лишь упоминанием легитимной цели задержания в протоколе об административном задержании.
В-третьих, задержание должно быть соразмерным (пропорциональным) преследуемым законным (формальным) целям – задача судов общей юрисдикции проверять, было ли задержание единственной разумной мерой в конкретных обстоятельствах и не имелось ли альтернативных средств, позволяющих достичь того же результата, но с меньшей степенью вмешательства в права гражданина.
Для оценки законности задержания судам надлежит выяснять, располагает ли должностное лицо, осуществляющее задержание, фактами и сведениями, достаточными для объективно обоснованного подозрения в том, что задерживаемый мог совершить соответствующее правонарушение. КС РФ особо акцентировал внимание на том, что задержание во всяком случае не может быть признано обоснованным, если вменяемые задержанному действия в момент их совершения не могли расцениваться как правонарушение.
Иными словами, ошибочно полагать, что сотрудники полиции могут автоматически задерживать граждан и держать их взаперти несколько часов, даже если они совершили правонарушение. Справедливо и обратное – само по себе то обстоятельство, что задержанный впоследствии не был привлечен к административной ответственности или вовсе не предстал перед судом, не обязательно означает, что его задержание было незаконным, поскольку, как пояснил КС РФ, «целью задержания является создание условий для проведения производства по делу об административном правонарушении, с тем чтобы были проверены факты, подтверждены или устранены конкретные подозрения, обосновывающие задержание, подготовлены необходимые документы для передачи дела на рассмотрение суда».
Срок применения административного задержания также не может быть произвольным, и, хотя Основной закон позволяет лишать свободы без вынесения судебного решения в течение 48 часов, правоохранители обязаны каждый раз объяснять, почему длительность конкретного административного задержания была именно такой, а не иной.
Что же касается доставления в полицейский участок – требования к этой процедуре абсолютно аналогичны. Так, закон позволяет доставлять гражданина для составления протокола об административном правонарушении только лишь при невозможности его составления на месте (ст. 27.2 КоАП РФ). Это означает, что полицейские должны объяснить, какие конкретно обстоятельства помешали составлению процессуального документа без поездки в отдел. Это объяснение должно быть адекватным образом мотивировано – к примеру, отсутствием у сотрудника «бланка» протокола вряд ли можно аргументировать правомерность доставления. Для иллюстрации – в подавляющем большинстве случаев сотрудники ДПС ГИБДД не везут автолюбителей в участок, так почему же патрульно-постовая служба часто поступает иначе?
Особого внимания заслуживает правовая позиция КС РФ относительно возможности обжалования принудительной меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении – Суд указал, что прекращение производства по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием события или состава административного правонарушения, а также по каким-либо иным основаниям не может служить препятствием для этого. Таким образом, гражданин, чье дело прекратили в связи с истечением срока давности привлечения к ответственности, тем не менее вправе отдельно потребовать признать незаконным, к примеру, доставление в отдел полиции.
Крайне важен и вывод КС РФ о компенсаторном механизме в случае незаконного административного задержания.
Суд отметил прямое указание закона на то, что возмещение вреда в случае незаконного применения наказания в виде административного ареста производится независимо от вины органов государственной власти и их должностных лиц (ст. 1070 и 1100 ГК РФ), то есть с исключением из общего правила.
Однако тот факт, что административное задержание не является арестом как мерой административного наказания, еще не означает, что в случае незаконного задержания должен применяться иной механизм компенсации вреда, нежели при незаконном аресте.
Так, задержание связано с принудительным пребыванием гражданина в ограниченном пространстве, временной изоляцией от общества, прекращением выполнения служебных обязанностей, с невозможностью свободного передвижения и общения с другими лицами, поэтому представляет собой лишение свободы в смысле ст.
Таким образом, нормы п. 1 ст. 1070 и абз. 3 ст. 1100 ГК РФ не могут рассматриваться как исключающие возможность возмещения гражданину имущественного ущерба и компенсации морального вреда независимо от вины должностных лиц, являющихся причинителями вреда, в случае признания административного задержания на срок не более 48 часов незаконным, – резюмировал КС РФ.
Наконец, КС РФ разъяснил, что отказ от административного преследования в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности не может препятствовать реализации права на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями должностных лиц, совершенными при производстве по делу об административном правонарушении. По мнению Суда, в случае прекращения дела об административном правонарушении гражданин вправе инициировать гражданский спор и при причинении ему вреда получить соответствующую компенсацию.
26 сентября 2018
Судебная практикаПроизводство по делам об административных правонарушениях
На заметку взрослым
Научите ваших детей (учащихся, воспитанников) действовать правильно, если их задержали сотрудники полиции за административное правонарушение
Прежде чем говорить о действиях учащихся при задержании их работниками полиции за административное правонарушение, необходимо дать несколько понятий, касающихся административной ответственности, в целях предотвращения подобных правонарушений.
Первое: административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации (КоАП РФ) или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ст. 2.1 ч. 1 КоАП РФ).
Второе: административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет (ст. 2.3 ч. 1 КоАП РФ).
Третье: районные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав рассматривают дела об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними (ст. 23.2 ч. 1 КоАП РФ).
Четвертое: за совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания: 1) предупреждение; 2) административный штраф; 3) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения (ст. 3.2 ч. 1 КоАП РФ).
Перейдем непосредственно к содержанию обсуждаемого вопроса. Если ваших воспитанников задержали сотрудники полиции, последние должны представиться, мотивировать задержание и доставить правонарушителя в дежурную часть для установления личности и составления протокола (ст. 27.1 ч. 1 КоАП РФ).
Когда вашего подопечного доставят в дежурную часть для составления протокола об административном правонарушении, он должен вести себя корректно и вежливо, не оказывать сопротивления власти, не провоцировать сотрудников полиции на применение физической силы, тогда и к нему отнесутся соответственно. Срок административного задержания не должен превышать 3 часов (ст. 27.5 ч. 1 КоАП РФ). Об административном задержании несовершеннолетнего в обязательном порядке уведомляются его родители или иные законные представители (ст. 27.3 ч. 4 КОАП РФ). Задержанному лицу разъясняются его права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается соответствующая запись в протоколе об административном задержании (ст. 27.3 ч. 5 КоАП РФ). Несовершеннолетние, в отношении которых применено административное задержание, содержатся отдельно от взрослых лиц (ст. 27.6 ч. 3 КоАП РФ). Личный досмотр задержанного проводится лицом одного пола с досматриваемым в присутствии двух понятых того же пола (ст. 27.7 ч. 3 КоАП РФ). При доставлении в дежурную часть задержанный должен назвать свою фамилию, имя, отчество, дату рождения, адрес, телефон, — это ускорит процедуру составления протокола и сократит время пребывания в полиции. После выполнения всех процедур в дежурной части несовершеннолетний не должен уходить домой самостоятельно, особенно в позднее время; он имеет право требовать вызова его родителей или доставки домой в сопровождении сотрудника полиции.
Согласно ст. 30.1 ч. 1 п. 2 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано. Обжалование направляется в районный суд по месту нахождения коллегиального органа, уполномоченного решать эти вопросы. Таким органом по делам несовершеннолетних является комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Проект закона об административных правонарушениях Российской Федерации: новое для мировых судей
Пробелы в российском законодательстве Выпуск №2 — 2016
Дятчина Елена Владимировна
Подробнее об авторах
Дятчина Елена Владимировна
Должность: Помощник мирового суда
управления по обеспечению деятельности мировых судей города Москвы
Чтобы прочитать статью полностью, пожалуйста, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь
Abstract:
В статье предпринята попытка рассмотреть положения проекта Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в аспекте их возможного применения в деятельности мировых судей. Выявлены и охарактеризованы новации, существенные и незначительные изменения, предлагаемые в действующее законодательство об административных правонарушениях. Итак, проанализированы возможные изменения в зависимости от вопросов, связанных с рассмотрением дела: порядок поступления дела в суд, подготовка дел к рассмотрению мировым судьей, сроки рассмотрения, порядок рассмотрения дела, приговор. и последующее исполнение. Положительные и отрицательные черты предлагаемых изменений в их применении в работе мировой юстиции, а также авторский вариант разрешения отдельных неурегулированных норм КоАП РФ и положений законопроекта проблемных вопросов, возникающих в административном судопроизводстве по делам об административных правонарушениях мировой судья.
Образец цитирования:
Дятчина Е.В., (2016), ПРОЕКТ ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КОДЕКС АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ: НОВОЕ ДЛЯ МАГИСТРАТОВ. Пробелы в российском законодательстве, 2 => 187-206.
Референс-лист:
Совершенствование судебной системы Республики Беларусь посредством развития специализации судов: сб. науч. тр. / редкол. : А.В. Барков (гл. ред.) и др. . — Минск : издательство ЧЕТЫРЕ четверти, 2013. 292 с.
Проект Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях // СПС Консультант Плюс.
Пояснительная записка quot;К проекту Кодекса Российской Федерации об административных правонарушенияхquot; // СПС Консультант Плюс.
Федеральный закон от 17.12.1998 № 188-ФЗ О мировых судах в Российской Федерации // СЗ РФ. 1998. № 51. Ст. 6270.
Инструкция по судебному делу производства на судебных участках мировых судов Ставропольского края quot; (утв. Президиумом Ставропольского краевого суда 29.09.2011) // СПС Консультант Плюс. Инструкция по судебному делу производства у мирового суда и города Москвы (утв. Приказ Управления по обеспечению деятельности мировых судов г. Москвы от 07.08.2014 N 79) // СПС Консультант Плюс.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // СЗ РФ, 2002 г. № 1 (часть I). 1.
Постановление Верховного Суда Российской Федерации от 22 декабря 2015 года по делу № 5-АД15-41 // Электронный ресурс Официальный сайт ВС РФ (URL: http://supcourt. ru/stor pdf.php id 1403568) (данные обращения — 15.02.2016).
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»; // ИПП Гарант.
Федеральный ной закон от 18 июля 2011 г. № 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»; // ИПП Гарант.
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ (ст. 151) // СЗ РФ, 2002. № 46. Ст. 4532.
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации quot; от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ст. 153) // СЗ РФ, 2001. № 52 (часть I) ст. 4921.
Магомедова З.И. Проблема процессуальных сроков в арестных административных делах // Мировой суд я, 2014. № 12. С. 22-26.
Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 196-ФЗ «О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»; // СЗ РФ, 2002 г. N 1 (Часть I). 2.
Федеральный закон от 23.07.2013 N 196-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статус ю 28 Федерального закона О безопасности дорожного движения // СЗ РФ, 29.07.2013. № 30 (Часть I). Ст. 4029.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (статья 4.5) // СЗ РФ, 2002 г. № 1 (часть I). Ст. 1.
Проект Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (статья 6.8) // СПС Консультант Плюс.
Стандарты справедливого правосудия (международные и национальные практики) / кол. авторов ; стручок красный. д. ю. н. Т.Г. Морщаковой. — Москва: Мысль, 2012. 584 с.
Данные судебной статистики по рассмотрению мировыми судами дел об административных правонарушениях (Форма № 1-АП) // Электронный ресурс Официальный сайт Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации (URL: http://www.cdep.ru/index.php id 5) (данные обращения — 18.01.2016).
Инструкция о порядке отбора, хранения и сдачи документов в архив мирового суда и города Москвы (утв. Приказ Управления по обеспечению деятельности мировых судов г. Москвы от 18.02.2008 N 16) // ИПП Гарант.
Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (Глава 11) // СЗ РФ, 1996. № 25. Ст. 2954.
Федеральный закон от 07.12.2011 № 420-ФЗ О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации // ИПП Гарант.
Мировая юстиция: учеб. Пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности Юриспруденция / В.В. Захаров и др. ; стручок красный. Н. А. Колоколова. — 2-е изд., перераб. я доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2011. 423 с.
Анохина В.Ю. Формирование мировой юстиции Российской Федерации / М.: Издательский дом фонда СТАЛИНГРАД, 2015. 268 с.
Ключевые слова:
мировой судья, дело об административном правонарушении, мировые судьи, электронный документооборот, освобождение от административной ответственности, исполнение административного наказания, примирение участников процесса, административное взыскание, административный арест, лишение специального права, порядка рассмотрения дела об административном правонарушении, должностного (представительного) органа, возбудившего дело, срока давности привлечения к административной ответственности.
7. Уголовный процесс Страницы: 174-177 Вопрос №2615
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ЧАСТНОГО ПРОКУРАТА КАК ФАКТИЧЕСКАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ
Талынева Земфира Зинуровна
Резяпова Лилия Ульфатовна
2 заявление дела частного обвинения жертва пробный магистрат
Подробнее
11. ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРАВО (12.00.13) Страницы: 303-306 Выпуск №17401
Вопросы нормативно-правового регулирования использования электронной подписи как элемента защиты информации
Жуков Азамат Заурбекович
Ингушев Черим Х.
электронная подпись электронное управление документооборотом аутентификация информационная безопасность легитимность
Подробнее
20. Административное право; Административный процесс Страницы: 225-228 Выпуск №11645
МЕХАНИЗМ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В СТРАНАХ ЕВРОПЫ
Цыганова Татьяна Александровна
административно-деликтное право административная ответственность административный штраф административное правонарушение наказание
Подробнее
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНО-СУДЕБНЫХ РЕФОРМ Страницы: 228-230 Выпуск №10195
Законодательные пробелы и противоречия в формировании судебной системы
Антонченко Ирина Владимировна
Судебная власть судебная система федеральный судья магистрат сотрудники судаПодробнее
10. Административное право; Административный процесс Страницы: 202-207 Выпуск №7594
Развитие административного ареста как исключительного вида наказания в странах Евразийского экономического союза
Моисеева Ольга Валерьевна
административный арест исключительность наказания Евразийский экономический союз гуманизация института административного ареста
Показать больше
5.1.4. УГОЛОВНОЕ ПРАВО Страницы: 275-278 Выпуск №21250
Электронное правосудие: обзор мировых тенденций
Волосова Нонна Юрьевна
суд электронное правосудие принципы доступ к правосудию электронный документооборот
Показать больше
9. ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО; ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ ПРАВО; СЕМЕЙНОЕ ПРАВО; МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО Страницы: 113-115 Выпуск №11645
ОСОБЕННОСТИ ВКЛЮЧЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ УПОЛНОМОЧЕННОГО ОРГАНА В РЕЕСТР ТРЕБОВАНИЙ КРЕДИТОРОВ ПРИ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО ЛИЦА житель должник уполномоченный орган Подоходный налог налоги на имущество
Подробнее
9. ГРАЖДАНСКОЕ, ЖИЛИЩНОЕ ПРАВО, СЕМЕЙНОЕ ПРАВО, МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО Страницы: 160-163 Выпуск №6841
СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРАВОВЫХ КОНСТРУКЦИЙ ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫХ ДОГОВОРОВ СОВМЕСТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА НЕДВИЖИМОСТИ
Кузьмина Оксана Александровна
предварительный договор право собственности на имущество сбор средств административный штраф средства
Подробнее
5. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА И УЧАСТИЕ ЕГО ИНСТИТУТОВ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Страницы: 162-166 Выпуск №18933
Общественный контроль как новый субъект контроля в местах принудительного содержания
Хусенович
Керефов Инал Русланович
общественный контроль надзор права законные интересы общественная наблюдательная комиссия
Подробнее
4. Административное право; Административный процесс, Информационное право Страницы: 100-103 Выпуск №3231
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ КОНФИСКАЦИИ КАК ФОРМЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАКАЗАНИЯ ЗА ДЕКЛАРИРОВАНИЕ ИЛИ ЗАДОЛЖНОЕ ДЕКЛАРИРОВАНИЕ ВАЛЮТЫ И ДЕНЕЖНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ
Зарубина Вероника Геннадьевна3 административное наказание
2 административный штраф конфискация валюта наличные
Показать больше
с начала декабря российские власти выявили нового иностранного агента и каждый день возбуждали новое уголовное дело открыто против русских граждан, выступавших против войны.


По данным ежемесячного мониторинга ОВД-Инфо, с 24 декабря по 24 января за противодействие войне было задержано 22 человека, а с начала конфликта таких случаев было 19 535. В январе в уголовных делах появился 31 новый антивоенный фигурант, в результате чего их общее число достигло 420 (такой же рост наблюдался в декабре). По статье «Дискредитация армии» (ст. 20.3.3 КоАП) возбуждено дополнительно 43 административных дела, общее количество привлеченных к ответственности по этому закону достигло 5601 человека. Стоит также отметить, что в соответствии с новым репрессивным законодательством, принятым ранее в этом году, повторное нарушение этого административного закона приведет к уголовному преследованию.
Кроме того, Минюст за тот же период (24 декабря — 24 января) «раскрыл» 36 новых иностранных агентов и включил их в свой реестр. Это немного больше, чем в декабре, когда было заявлено 32 новых иностранных агента. Таким образом, создается впечатление, что Министерство юстиции, наконец, достигло своей цели и в настоящее время выявляет одного нового иностранного агента в день. За последние 11 месяцев в качестве иностранных агентов были названы 220 человек и организаций. 14 января правительство также приняло постановление о «Положении о государственном контроле за деятельностью иностранных агентов», в котором описаны различные новые имеющиеся в их распоряжении методы оказания давления на лиц, признанных иностранными агентами. За рассматриваемый период Роскомнадзор заблокировал 570 медиаресурсов.
Таким образом, можно сказать, что интенсивность репрессивных мер, применяемых правительством, в декабре и январе оставалась относительно стабильной. Однако количество задержаний упало до самого низкого уровня с начала войны, что указывает на минимальный уровень уличных протестов.
Введенная вскоре после российского вторжения в Украину статья 20.3.3 КоАП, касающаяся «дискредитации российской армии», стала ключевым инструментом репрессий против противников войны во второй половине 2022 года. Такие деяния, как порча изображений буквой Z, размещение в социальных сетях и даже взятие слова «спецоперация» в кавычки подпадает под определение «дискредитация армии». По данным ОВД-Инфо, на конец ноября 5159по этому закону были возбуждены дела, и власти выписали штрафы на общую сумму 86 миллионов рублей.
Следует, однако, отметить, что данные о применении этого закона в судах не дают нам общего представления о мерах, применяемых для оказания давления на лиц, занимающих антивоенные позиции. В начале года основным инструментом репрессий со стороны правительства была статья 20.2 КоАП, по которой обычно привлекаются к ответственности участники «несанкционированных акций протеста». По данным Судебного департамента, в первом полугодии 2022 года всего 16,19По этому закону в суд было передано 6 дел, из которых 12 352 дела закончились штрафом (штрафы, выписанные по «вступившим в законную силу» постановлениям, составили 72 529 тысяч рублей). 1465 дел закончились административным арестом, еще 361 человек был приговорен к принудительным работам.
В целом оценить масштабы применения административных дел как средства политически мотивированной репрессии можно, измерив количество привлеченных к ответственности за такие нарушения закона, как «участие в несанкционированных собраниях» (статьи 20. 2, 20.2.2 КоАП РФ). Кодекс об административных правонарушениях), упомянутая выше статья о «дискредитации армии», или так называемые антиэкстремистские законы (ст. 20.3, 20.3.1, 20.29).Кодекса об административных правонарушениях). Всего за первое полугодие 2022 года в суды по этим статьям направлено около 23 450 дел. В результате 1729 человек были подвергнуты административному аресту, еще 390 привлечены к принудительным работам.
Интересно, что есть и статистика по количеству дел, по которым суды отказали в рассмотрении таких дел. «Медиазона» выявила не менее 127 дел о «дискредитации армии», которые были прекращены судом, еще 409дела возвращены в полицию. По данным ОВД-Инфо, причинами, по которым судьи возвращали такие дела в полицию, были мелкие нарушения в оформлении протокола, отсутствие доказательств того, что интернет-пост действительно был написан владельцем аккаунта, а также плохая качество расследования. Например, в постановлении по делу по статье 20.3.3 КоАП РФ Выборгского районного суда Санкт-Петербурга говорится, что зеленая лента и надпись «МИР МИРУ» «не являются действиями».