8 статья коап рф: КоАП РФ Глава 8. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ \ КонсультантПлюс

КоАП РФ Глава 8. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ \ КонсультантПлюс

  • Главная
  • Документы
  • Глава 8. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу

«Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 17.02.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2023)

(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

  • Статья 8.1. Несоблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов
  • Статья 8.2. Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления
  • Статья 8.2.1. Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с веществами, разрушающими озоновый слой
  • Статья 8. 2.2. Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при производстве, обращении или обезвреживании потенциально опасных химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов
  • Статья 8.2.3. Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами животноводства
  • Статья 8.3. Нарушение правил обращения с пестицидами и агрохимикатами
  • Статья 8.4. Нарушение законодательства об экологической экспертизе
  • Статья 8.5. Сокрытие или искажение экологической информации
  • Статья 8.5.1. Нарушение порядка представления отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров или деклараций о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год
  • Статья 8. 5.2. Сокрытие сведений о санитарном и лесопатологическом состоянии лесов или включение недостоверных сведений о санитарном и лесопатологическом состоянии лесов в акт лесопатологического обследования
  • Статья 8.6. Порча земель
  • Статья 8.7. Невыполнение обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв
  • Статья 8.8. Использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению
  • Статья 8.9. Нарушение требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов
  • Статья 8.10. Нарушение требований по рациональному использованию недр
  • Статья 8.11. Нарушение правил и требований проведения работ по геологическому изучению недр
  • Статья 8.12. Нарушение режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах
  • Статья 8.12.1. Несоблюдение условия обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе
  • Статья 8. 13. Нарушение правил охраны водных объектов
  • Статья 8.14. Нарушение правил водопользования
  • Статья 8.15. Нарушение правил эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств
  • Статья 8.16. Невыполнение правил ведения судовых документов
  • Статья 8.17. Нарушение регламентирующих деятельность во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации или открытом море требований или условий лицензии
  • Статья 8.18. Нарушение правил проведения ресурсных или морских научных исследований во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации
  • Статья 8.19. Нарушение правил захоронения отходов и других материалов во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации
  • Статья 8.20. Незаконная передача минеральных и (или) живых ресурсов на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации
  • Статья 8.21. Нарушение правил охраны атмосферного воздуха
  • Статья 8.22. Выпуск в эксплуатацию механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума
  • Статья 8.23. Эксплуатация механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума
  • Статья 8.24. Нарушение порядка предоставления гражданам, юридическим лицам лесов для их использования
  • Статья 8.25. Нарушение правил использования лесов
  • Статья 8.26. Самовольное использование лесов, нарушение правил использования лесов для ведения сельского хозяйства, уничтожение лесных ресурсов
  • Статья 8.27. Нарушение требований лесного законодательства по воспроизводству лесов и лесоразведению
  • Статья 8.28. Незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан
  • Статья 8. 28.1. Нарушение требований лесного законодательства об учете древесины и сделок с ней
  • Статья 8.29. Уничтожение мест обитания животных
  • Статья 8.30. Уничтожение лесной инфраструктуры, а также сенокосов, пастбищ
  • Статья 8.30.1. Нарушение порядка проектирования, создания, содержания и эксплуатации объектов лесной инфраструктуры
  • Статья 8.31. Нарушение правил санитарной безопасности в лесах
  • Статья 8.32. Нарушение правил пожарной безопасности в лесах
  • Статья 8.32.1. Ненаправление, несвоевременное направление, направление недостоверной информации в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных арендаторов лесных участков и покупателей лесных насаждений
  • Статья 8.32.2. Включение заведомо недостоверной информации в реестр недобросовестных арендаторов лесных участков и покупателей лесных насаждений
  • Статья 8.32.3. Невыполнение мероприятий, предусмотренных сводным планом тушения лесных пожаров на территории субъекта Российской Федерации
  • Статья 8. 33. Нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции объектов животного мира и водных биологических ресурсов
  • Статья 8.34. Нарушение установленного порядка создания, использования или транспортировки биологических коллекций
  • Статья 8.35. Уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений
  • Статья 8.36. Нарушение правил переселения, акклиматизации или гибридизации объектов животного мира и водных биологических ресурсов
  • Статья 8.37. Нарушение правил охоты, правил, регламентирующих рыболовство и другие виды пользования объектами животного мира
  • Статья 8.38. Нарушение правил охраны водных биологических ресурсов
  • Статья 8.39. Нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях
  • Статья 8.40. Нарушение требований при осуществлении работ в области гидрометеорологии, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды и активных воздействий на метеорологические и другие геофизические процессы
  • Статья 8. 41. Невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду
  • Статья 8.41.1. Неуплата в установленные сроки сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, подлежащего уплате производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров
  • Статья 8.42. Нарушение специального режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на прибрежной защитной полосе водного объекта, водоохранной зоны водного объекта либо режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения
  • Статья 8.43. Нарушение требований к осуществлению деятельности в Антарктике и условий ее осуществления
  • Статья 8.44. Нарушение режима осуществления хозяйственной и иной деятельности в границах зон затопления, подтопления
  • Статья 8.45. Невыполнение требований по оборудованию хозяйственных и иных объектов, расположенных в границах водоохранных зон, сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод
  • Статья 8. 45.1. Нарушение режима осуществления хозяйственной и иной деятельности в лесопарковом зеленом поясе
  • Статья 8.46. Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений
  • Статья 8.47. Осуществление хозяйственной и (или) иной деятельности без комплексного экологического разрешения
  • Статья 8.48. Несоблюдение требований к сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания
  • Статья 8.49. Нарушение порядка ведения реестра недобросовестных водопользователей и участников аукциона на право заключения договора водопользования
  • Статья 8.50. Нарушение требований по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов
  • Статья 8.51. Нарушение законодательства в области охраны окружающей среды

КоАП РФ, Статья 7.35. Нарушение порядка согласования при совершении сделки по распоряжению государственным (муниципальным) имуществом КоАП РФ, Статья 8. 1. Несоблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов

последние изменения и поправки, судебная практика

СТ 2.2 КоАП РФ

1. Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

2. Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

1. Комментируемая статья раскрывает и конкретизирует содержание принципа вины (ст. 1.5 КоАП РФ) и вытекающей из него виновности как одного из признаков административного правонарушения (ст. 2.1 КоАП РФ).

Применительно к физическим лицам КоАП РФ проводит принцип субъективного вменения: лицо может нести ответственность за содеянное и за причиненные им последствия только при наличии вины, а именно — при соответствующем психическом отношении к содеянному в виде умысла или неосторожности. Специфические особенности вины юридического лица указаны в ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ.

Содержание вины физического лица характеризуется двумя элементами: интеллектуальным (возможность осознавать фактический характер и противоправность своих действий, а в правонарушениях с материальным составом — также их последствия) и волевым (способность руководить своими действиями), различные сочетания которых образуют две формы вины: умысел и неосторожность.

В ряде статей Особенной части КоАП РФ прямо указано, что соответствующее административное правонарушение может быть совершено только умышленно (ст. ст. 5.14, 7.17, 8.5, 17.7 и др.). В других статьях, наоборот, подчеркнута неосторожность как единственно возможная форма вины (ст. ст. 7.15, 7.26, 9.10 и др.). В то же время большинство административных правонарушений могут совершаться как умышленно, так и по неосторожности.

Если в диспозиции статьи Особенной части КоАП РФ конкретная форма вины не указана, то ее содержание устанавливается путем толкования данной нормы с учетом особенностей объективной стороны правонарушения и иных его признаков. Необходимо также учитывать способ законодательного описания деяния, т.е. использование специальных приемов законодательной техники. Например, характеристиками исключительно умышленной формы вины являются такие слова диспозиций статей Особенной части КоАП РФ, как «заведомость», «уклонение», «сокрытие», «отказ», «воспрепятствование», «неповиновение», «вмешательство» и т.п.

Определение формы вины имеет важное значение для решения ряда юридически значимых вопросов.

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:

8 (499) 938-53-84 (Москва и МО)

8 (812) 467-95-33 (Санкт-Петербург и ЛО)

8 (800) 301-79-07 (Регионы РФ)

Во-первых, форма вины позволяет отграничить административное правонарушение от смежного с ним преступления. Это проявляется в случаях, когда уголовная ответственность возможна только при наличии умысла. Именно так разграничиваются административные и преступные нарушения порядка организации и проведения митингов и собраний (ст. 20.2 КоАП РФ и ст. 149 УК РФ). Воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участию в них преступно как раз по признакам применения насилия или угрозы его применения.

Во-вторых, форма вины влияет на правильность квалификации административного правонарушения, если административная ответственность, установленная за его совершение, дифференцирована в зависимости от формы вины. Так, форма вины служит разграничительным критерием при квалификации предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ умышленного невыполнения требования прокурора или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, о представлении документов и предусмотренного ст. 19.7 КоАП РФ непредставления сведений (информации).

В-третьих, форма вины учитывается при индивидуализации административного наказания (ст. 4.1 КоАП РФ): одно и то же деяние при его умышленном совершении может повлечь более строгую ответственность, чем при неосторожной форме вины.

2. Умышленная вина состоит в осознании лицом противоправного характера своих действий (бездействия), предвидении возможности или неизбежности наступления вредных последствий и желании либо сознательном допущении их наступления. Комментируемый закон не проводит деление умысла на виды, хотя они уже давно используются в теории административного права и на практике. С точки зрения волевого момента различают два вида умысла: прямой и косвенный. При прямом умысле лицо желает наступления последствий, при косвенном — сознательно допускает.

В правонарушениях с формальным составом умышленная вина состоит в осознании лицом противоправности совершаемого им деяния, независимо от наступивших последствий. При материальном составе правонарушения умышленная вина включает не только осознание лицом незаконности совершаемого им действия (бездействия), но и отношение к последствиям, которые наступили.

3. Неосторожная форма вины может выражаться в легкомыслии или небрежности. Административное правонарушение признается совершенным по легкомыслию, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (или бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на их предотвращение. Небрежность — единственная разновидность вины, при которой лицо не предвидит возможность наступления вредных последствий своего деяния, хотя обязано и способно их предвидеть.

Как следует из законодательного определения неосторожности, содержащегося в ч. 2 комментируемой статьи, ответственность за административные правонарушения, совершенные по неосторожности, наступает в случае причинения вредных последствий, что применимо только к материальным составам. Что касается формальных составов, то в них неосторожная форма вины выражается в том, что, совершая то или иное действие, лицо, как правило, не сознавало его противоправности, хотя могло и должно было сознавать.

4. Положения данной статьи о формах вины применяются только в отношении физических лиц. В отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины не выделяет. Следовательно, в тех случаях, когда в статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется установление только того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Обстоятельства, указанные в ч. 1 или ч. 2 ст. 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат (п. 16.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях»).

Ответственность за административные правонарушения: нормы Европейского суда по правам человека и современное состояние законодательства об административных правонарушениях в России

  • Ольга Евгеньевна ШИШКИНА Кафедра конституционного и административного права, юридический факультет, Дальневосточный федеральный университет, Владивосток, Российская Федерация
  • Ольга Васильевна ХАБИБУЛИНА Кафедра конституционного и административного права, юридический факультет, Дальневосточный федеральный университет, Владивосток, Российская Федерация
  • Александр Ф. РЕХОВСКИЙ Юридический факультет Дальневосточного федерального университета, Владивосток, Российская Федерация

DOI: https://doi.org/10.14505//jarle.v9.1(31).36

Резюме

В последнее время значительно увеличилось количество постановлений Европейского суда по правам человека в отношении Российской Федерации по жалобам граждан Российской Федерации, в том числе связанных с привлечением к ответственности за административные правонарушения. . Характерная для Европейского суда по правам человека тенденция к квалификации административных правонарушений как уголовных деяний не только актуализирует вопрос обеспечения процессуальных гарантий лиц, обвиняемых в совершении административных правонарушений, но и затрагивает материальные аспекты соотношения уголовных и административных правонарушений. в России, а также изменяет традиционный взгляд юристов на сущность законодательства об административных правонарушениях. Политические и экономические реформы перестройки и первого постсоветского десятилетия оказали значительное влияние на институт административной юстиции. Следовательно, с одной стороны, его нынешнее состояние обусловлено объективными причинами. С другой стороны, законодатель, обладая достаточно широкой свободой в определении того, следует ли налагать административное или уголовное взыскание в каждом конкретном случае, серьезно размыл материальную грань между уголовным и административным правонарушениями. Проблемой современного законодательства об административных правонарушениях в России является материальная гипертрофия административной ответственности при постоянном сокращении процессуальных гарантий и гарантий для лиц, обвиняемых в административных правонарушениях. Процессуальные нормы действующего КоАП РФ не могут предусматривать состязательный характер административного разбирательства в связи с тем, что КоАП РФ методологически не направлен на регулирование административного (судебного) судопроизводства.

Рекомендации

[1] Гаврилова, Л.В. 2003. Разграничение уголовного и административного правонарушений как научная и правотворческая проблема в Федеративной Республике Германии. Журнал академического права. Иркутск. № 3. С. 41-47.
[2] Головко Л. 2013. Соотношение уголовных и административных правонарушений в рамках понятия «уголовное дело». Международная справедливость. № 1 (15). С. 46 (InRuss.).
[3] Есаков Г.А. 2013. От административного правонарушения к административному проступку, или О существовании уголовного права «в широком смысле». Судебно-медицинская библиотека. Академический журнал. № 1 (6). С. 42 (InRuss.).
[4] Кирин, А.В. 2013. Еще раз о генезисе административной ответственности в российском законодательстве (или мой ответ сторонникам «широкого» уголовного права). Административное право и процесс. № 7. С. 55.
[5] Князев С.Д. 2014. Конституционные нормы административной ответственности в законодательстве Российской Федерации. Административное право и процесс. № 2. С. 16-22.
[6] Мишина Е.Т. 2017. Возрождение советского уголовного права в постсоветской России. Российский юридический журнал. Том V (2017) Выпуск 1.57-58.
[7] Панкова, О.В. 2014. Рассмотрение дел об административных правонарушениях в судах общей юрисдикции, изд. Егорова О.А., Москва: Устав, С. 67.
[8] Старилов, Ю.Н. 2015. Модернизация административного законодательства: причины, возможности и перспективы. Закон и порядок: история, теория, практика. № 1 (4). С.20 (на рус.).

Опубликовано

2018-09-26

Как цитировать

ШИШКИНА, Ольга Евгеньевна; ХАБИБУЛИНА, Ольга Владимировна; РЕХОВСКИЙ, Александр Федорович. Ответственность за административные правонарушения: нормы Европейского суда по правам человека и современное состояние законодательства об административных правонарушениях в России. Журнал перспективных исследований в области права и экономики , [Sl], т. 9, н. 1, с. 307-312, сент. 2018. ISSN 2068-696X. Доступно по адресу: . Дата обращения: 09 мар. 2023. дои: https://doi.org/10.14505//jarle.v9.1(31).36.

Форматы цитирования

Раздел

Статьи

Форма передачи авторских прав издательству ASERS Publishing (издателю)
Эта форма относится к рукописи, которая была принята автором(ами) к публикации и подписана всеми авторами.
Нижеподписавшиеся авторы вышеупомянутой статьи передают все без исключения авторские права на статью Издателю. Автор(ы) гарантирует, что Статья основана на их оригинальной работе и что нижеподписавшийся имеет полномочия и полномочия для выполнения этого задания. Ответственность за получение письменного разрешения на цитирование материала, который ранее был опубликован в любой форме, лежит на авторе. Издатель признает сохраненные права, указанные ниже, и предоставляет вышеуказанным авторам и работодателям, для которых выполнена работа, бесплатное разрешение на повторное использование их материалов ниже. Авторы могут повторно использовать всю вышеуказанную статью или ее части в других работах, за исключением публикации статьи в той же форме. Авторы могут воспроизводить или разрешать другим воспроизводить вышеуказанный Документ для личного использования Автором или для внутреннего использования компании, при условии, что источник и уведомление об авторских правах издателя упоминаются, а копии не используются каким-либо образом, подразумевающим одобрение Издателем какой-либо продукт или услуга работодателя, и что копии не предлагаются для продажи как таковые. Авторам разрешается удовлетворять запросы третьих лиц на перепечатку, повторную публикацию или другие виды повторного использования. Авторы могут осуществлять ограниченное распространение всей или части вышеуказанной Статьи до ее публикации, если они предварительно проинформируют Издателя о характере и объеме такого ограниченного распространения. Авторы сохраняют за собой все права собственности на любой процесс, процедуру или изделие, описанное в The Paper. Это соглашение становится недействительным тогда и только тогда, когда вышеупомянутая статья не принята и не опубликована Издателем или нарисована автором (авторами) до принятия Издателем.

КоАП станет более гуманным по отношению к предпринимателям

21 января 2016

Свое мнение о нововведениях в общую часть КоАП РФ высказал юрист компании «Хренов и партнеры» Александр Костин .

Проект общей части Кодекса об административных правонарушениях находится на рассмотрении в Государственной Думе. По мнению авторов проекта, предлагаемые поправки позволят усовершенствовать отечественное законодательство и позволят более эффективно решать проблему профилактики правонарушений.

Таким образом, вводится новый вид наказания — ликвидация юридического лица или прекращение деятельности индивидуального предпринимателя за грубые проступки. В частности, ликвидация будет назначена из-за отсутствия лицензии или обязательного членства в СРО.

Предусмотрено разделение административных правонарушений на грубые, существенные и менее существенные. Ответственность за них будет зависеть от категории преступления. Например, штрафы для индивидуальных предпринимателей за серьезные правонарушения будут достигать 400 тысяч. руб., а для юридических лиц 60 млн руб.

Денежные санкции за серьезные и существенные нарушения могут быть выражены в размере, превышающем стоимость одного правонарушения (в стоимостном или нарастающем выражении), но не более чем в три раза. Авторы считают такой подход к определению размера штрафов более обоснованным.

Минимальный срок привлечения к административной ответственности увеличен до одного года (вместо нынешних двух месяцев), за нарушения налогового и таможенного законодательства — до двух лет, по делам о налогах и сборах — до трех лет, по антимонопольным делам — до четырех лет, а по противодействию терроризму и коррупции — до шести лет.

В новой редакции КоАП к принципу равенства перед законом и принципу презумпции невиновности добавлены вина, принцип законности, принцип справедливости и соразмерности, принцип гуманности, принцип неотвратимости административного ответственность, принцип неповторного приговора за одно правонарушение и принцип защиты.
Одна из историй представляет собой перечень соответствующих обстоятельств, исключающих вину лица в совершении административного правонарушения. Такие обстоятельства будут включать принятие всех возможных мер для предотвращения этого нарушения. Письменные разъяснения законодательства органами власти лица, привлекаемого к административной ответственности, также могут служить своеобразной «поблажкой» для предпринимателя.

Комментарии экспертов

Александр Костин (Юрист, «Хренов и Партнеры»)
Как бы вы прокомментировали основные нововведения в общей части КоАП РФ? Станет ли закон более гуманным?

Разработка Общей части Кодекса об административных правонарушениях (КоАП), содержащей принципы гуманизма и единовременности наказания за одно и то же правонарушение и иные подобные принципы, а также разграничение административных правонарушений в грубой, существенной и менее весомые доказательства того, что административное право больше начинает связываться с уголовным законом.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *