51 статью конституции российской федерации: Страница не найдена \ КонсультантПлюс

В каких ситуациях граждане могут отказаться давать показания против себя

Гражданин по этой статье имеет право не свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых очерчен законом. Вроде бы все просто. Но есть сложности.

В каких случаях человек может воспользоваться этой статьей? Ограничений нет: ни по процессуальному статусу (очевидец, свидетель, потерпевший, подозреваемый, обвиняемый), ни по виду и стадии судопроизводства, а также независимо от любой формы общения и со всеми чиновниками.

Главное — любая попытка ограничить право молчать, ссылаясь на то, что статьей 51 могут, например, пользоваться только обвиняемые, будет нарушением конституционных прав человека. Как и запрет пользоваться ей, к примеру, при устной беседе с любым сотрудником органов, в любой ситуации.

Как правильно пользоваться статьей и когда это уместно?

Бывает, когда граждан опрашивают или допрашивают правоохранители и не спрашивают об их желании отвечать на вопросы. При отказе без ссылки на статью 51 в протоколе могут написать — «гражданин отказался отвечать на поставленные вопросы». Это нередко используется как метод давления на человека. При допросе же по уголовному делу такой ответ может привести к уголовной ответственности за отказ от дачи показаний.

Но если на тот же вопрос человек ответит: «при ответе на поставленный вопрос я воспользуюсь ст. 51 Конституции», то такой ответ не считается отказом. При ссылке на конституционное право граждане не подпадают под ответственность за отказ от дачи показаний.

А кто такие по закону близкие родственники? Где границы понятия «не свидетельствовать против себя самого» и какая информация под это подпадает? Право молчать распространяется не только на свидетельство против себя, но и запрещает принуждать свидетельствовать против близких родственников. Это супруг, родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и сестры, дедушки, бабушки, внуки. То есть по Конституции можно не давать любую информацию, которая касается этих людей, будь то их личная жизнь или работа.

Важно — закон выделяет и другую категорию — «близкие лица». К ним относятся «иные лица», жизнь, здоровье и благополучие которых человеку дороги в силу сложившихся личных отношений. Кстати, к этой категории относятся люди, состоящие в так называемом гражданском браке.

Что значит «не свидетельствовать против самого себя»? Четкого ограничения в законе нет. Это должно решаться самим гражданином, а не диктоваться ему кем-либо чужим.

Важно, что не разъяснение гражданину статьи 51 Конституции может привести к признанию протокола допроса недопустимым доказательством.

И еще одна интересная особенность этой статьи. Конституционный суд РФ разъяснил в одном из своих постановлений, что право не свидетельствовать против себя предполагает не только возможность отказаться от дачи показаний, но и от предоставления органам предметов и документов и т.д., которые могли бы свидетельствовать против него.

Право молчать распространяется не только на свидетельство против себя, но и запрещает принуждать свидетельствовать против близких и родственников

Любое введение человека в заблуждение о его праве пользоваться статьей 51 является нарушением его конституционных прав и свобод.

Но нередко полный отказ человека отвечать на вопросы, прикрываясь этой статьей, дает возможность вести следствие в невыгодном для гражданина направлении. И это обязательно надо помнить.

последние изменения и поправки, судебная практика

1. Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом.

2. Федеральным законом могут устанавливаться иные случаи освобождения от обязанности давать свидетельские показания.

1. Статья 14 Международного пакта о гражданских и политических правах в числе минимальных гарантий при рассмотрении любого предъявляемого обвинения указывает на право не быть принуждаемым к даче показаний против самого себя или к признанию себя виновным. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод прямо не содержит такого положения, однако Европейский Суд по правам человека в толковании права на молчание как составной части права не давать показания против самого себя исходит из того, что эти положения являются общепризнанными международными нормами, которые лежат в основе понятия справедливой судебной процедуры (ст. 6 Европейской конвенции). Их смысл в защите обвиняемого от злонамеренного принуждения со стороны властей, что помогает избежать судебных ошибок и добиться целей, поставленных ст. 6. В частности, это право способствует тому, чтобы обвинение не прибегало к доказательствам, добытым вопреки воле обвиняемого с помощью принуждения или давления. Это право тесно связано с презумпцией невиновности (п. 2 ст. 6 Европейской конвенции).

По мнению Европейского Суда, право не свидетельствовать против себя не может быть ограничено лишь запретом на принуждение к признанию в совершении правонарушения или к даче показаний, прямо носящих инкриминирующий характер, но должно включать и любую иную информацию о фактах, которые могут быть в последующем использованы в поддержку обвинения. Нельзя ссылаться на общественный интерес в оправдание использования в целях обвинения ответов, добытых принудительным путем в ходе внесудебного расследования.*(668)

Указанное право весьма актуально для России, пережившей период массовых репрессий, когда признание было царицей доказательств и самооговор добывался под пытками, угрозами, шантажом и обманом. Конституции посткоммунистических государств, по мнению А. Шайо, выражают страхи перед белым деспотизмом.*(669) Статья 51 Конституции закрепляет более широкую гарантию, чем Международный пакт, которая распространяется не только на свидетельство против себя, но и запрещает принуждать свидетельствовать против своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом. Так, УПК относит к этому кругу супруга, супругу, родителей, детей, усыновителей, усыновленных, родных братьев и сестер, дедушку, бабушку, внуков (ч. 4 ст. 5). Одновременного УПК хотя и для иных целей выделяет категорию близкие лица — лица, состоящие в свойстве с потерпевшим, свидетелем, а также лица, жизнь, здоровье и благополучие которых дороги потерпевшему, свидетелю в силу сложившихся личных отношений (ч. 3 ст. 5). Последние не обладают по букве закона свидетельским иммунитетом как близкие родственники, однако очевидно они также могут быть поставлены в ситуацию ложного выбора между лжесвидетельством и моральным чувством, а также традиционным представлениям, осуждающим доносительство и предательство.

Моральное основание свидетельского иммунитета хотя и очень сильное, но не единственное. Это и человеческое достоинство, защищаемое ст. 20 Конституции под запретом обращения с личностью как с объектом чужой воли, и охрана неприкосновенности частной жизни, и охрана личной и семейной тайны, которую доверяют конфиденциально друг другу близкие родственники и иные лица (статья 23 Конституции РФ).

Вообще «свидетельствовать» означает не только давать показания в качестве свидетеля, подтверждать или удостоверять какое-либо событие, очевидцем которого является свидетельствующий субъект. Свидетельствовать означает и предоставлять доказательственную информацию об обстоятельствах и фактах, указывать источник этой информации. Свидетельство при этом выступает как удостоверение, доказательство, улика. По мнению Конституционного Суда РФ, право не свидетельствовать против себя самого предполагает, что лицо может отказаться не только от дачи показаний, но и от предоставления органам дознания и следователю других доказательств, подтверждающих его виновность в совершении преступления (Постановление от 25. 04.2001 N 6-П*(670).

В такую ситуацию, например, было поставлено лицо, совершившее дорожно-транспортное преступление, обязанное под страхом уголовной ответственности (ст. 265, в настоящее время исключена из УК) не покидать место происшествия и сохранять его обстановку, тем самым принудительно разоблачая себя с риском подвергнуться уголовному наказанию. Однако УК предусматривает иную, не противоречащую ч. 1 ст. 51 Конституции Российской Федерации форму учета добровольного признания вины и явки с повинной в качестве обстоятельства, смягчающего наказание (п. «и» ч. 1 ст. 61 УК).

Перед допросом свидетель, подозреваемый, обвиняемый должны быть предупреждены о своем праве не давать показания против себя и других близких родственников, в противном случае данные, полученные в ходе допроса, могут быть признаны недопустимыми доказательствами в смысле ч. 2 ст. 50 Конституции. Соответственно, лица, обладающие свидетельским иммунитетом, не могут нести уголовную ответственность за отказ от дачи показаний против себя самого, своего супруга или своих близких родственников (ст. 308 УК) и за заранее не обещанное укрывательство преступления, совершенного супругом или близким родственником (ст. 316 УК). Наоборот, принуждение к даче показаний путем применения угроз, шантажа или иных незаконных действий является преступлением против правосудия (ст. 302 УК).

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:

8 (499) 938-53-84 (Москва и МО)

8 (812) 467-95-33 (Санкт-Петербург и ЛО)

8 (800) 301-79-07 (Регионы РФ)

Поскольку свидетель не всегда может предвидеть и определить, какие именно сведения могут быть использованы в дальнейшем против него самого или его близких родственников, он имеет право являться на допрос с адвокатом и получать от него соответствующую помощь и консультации (ч. 4 ст. 56 УПК), что служит существенной гарантией от злоупотреблений должностных лиц против свидетельского иммунитета.

Право, предусмотренное ч. 1 статьи 51 Конституции РФ, не зависит от процессуального статуса лица и распространяется на все виды процесса, где показания рассматриваются в качестве юридически значимого источника информации.

2. В соответствии с ч. 2 ст. 51 Конституции уголовное процессуальное законодательство устанавливает иные случае освобождения от обязанности давать свидетельские показания для определенных категорий лиц в отношении сведений, доверенных им конфиденциально в связи с их профессиональной деятельностью.

Так, согласно ч. 3 ст. 56 УПК не подлежат допросу в качестве свидетелей: судья, присяжный заседатель — об обстоятельствах уголовного дела, которые стали им известны в связи с участием в производстве по данному уголовному делу; адвокат, в том числе защитник подозреваемого, обвиняемого — об обстоятельствах, которые стали ему известны в связи с обращением к нему за юридической помощью или в связи с ее оказанием; священнослужитель — об обстоятельствах, ставших ему известными из исповеди; член Совета Федерации, депутат Государственной Думы без их согласия — об обстоятельствах, которые стали им известны в связи с осуществлением ими своих полномочий.

Вместе с тем наделение определенного круга лиц свидетельским иммунитетом не может рассматриваться в качестве препятствия для реализации лицом, обладающим таким иммунитетом, права использовать известные ему сведения в целях обеспечения и защиты прав и законных интересов лиц, которых эти сведения непосредственно касаются и, следовательно, не исключает возможность их допроса, в том числе по ходатайству стороны защиты, при условии их согласия на это (Постановление КС РФ от 29. 06.2004 N 13-П*(671)). Безусловный запрет допроса этих лиц во всяком случае приводил бы к нарушению конституционного права на судебную защиту и искажал бы само существо данного права (Определение КС РФ от 06.03.2003 N 108-О*(672)).

Конституция Российской Федерации РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ Глава 2.

Конституция Российской Федерации РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ Глава 2.

КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья 17.
  1. В Российской Федерации и в соответствии с настоящей Конституцией признаются и гарантируются основные права и свободы в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.
  2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.
  3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не может нарушать права и свободы других лиц.
Статья 18.
Права и свободы человека и гражданина имеют прямое действие. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти и местного самоуправления и обеспечиваются судебной властью.
Статья 19.
  1. Все люди равны перед законом и судом.
  2. Государство гарантирует равенство прав и свобод независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного или должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств. Запрещаются любые ограничения прав граждан по социальным, расовым, национальным, языковым или религиозным признакам.
  3. Мужчина и женщина должны иметь равные права и свободы и равные возможности для их реализации.
Статья 20.
  1. Каждый имеет право на жизнь.
  2. Смертная казнь до ее отмены может быть установлена ​​федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни с правом обвиняемого на рассмотрение его дела в суде с участием присяжных заседателей.
Статья 21.
  1. Достоинство человека охраняется государством. Ни одно обстоятельство не может быть использовано в качестве предлога для его умаления.
  2. Никто не может быть подвергнут пыткам, насилию или любому другому жестокому или унижающему достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть подвергнут медицинским, научным или иным опытам без его свободного согласия.
Статья 22.
  1. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.
  2. Арест, задержание и содержание под стражей допускаются только по постановлению суда. Никто не может быть задержан более чем на 48 часов без постановления суда.
Статья 23.
  1. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, на личную и семейную тайну, на защиту своей чести и доброго имени.
  2. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почты, телеграмм и других сообщений. Любое ограничение этого права допускается только по решению суда.
Статья 24.
  1. Запрещается собирать, хранить, использовать и распространять информацию о частной жизни любого лица без его согласия.
  2. Органы государственной власти, органы местного самоуправления и их должностные лица обязаны обеспечить каждому гражданину доступ к любым документам и материалам, непосредственно затрагивающим его права и свободы, если иное не установлено законом.
Статья 25.
Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц, кроме как в случаях, предусмотренных федеральным законом, или по решению суда.
Статья 26.
Каждый имеет право определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности. Каждый имеет право пользоваться родным языком, свободно выбирать язык общения, образования, обучения и творчества.
Статья 27.
  1. Каждый, законно пребывающий на территории Российской Федерации, имеет право на свободу передвижения и выбор места пребывания и жительства.
  2. Каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Граждане Российской Федерации имеют право беспрепятственно вернуться в Российскую Федерацию.
Статья 28.
Каждому гарантируется право на свободу совести, свободу вероисповедания, в том числе право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой религии, свободно выбирать, обладать распространять религиозные или иные убеждения и действовать в соответствии с ними.
Статья 29.
  1. Каждый имеет право на свободу мысли и слова.
  2. Не допускается пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.
  3. Никто не может быть принужден к выражению своих взглядов и убеждений или отказу от них.
  4. Каждый имеет право искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, устанавливается федеральным законом.
  5. Свобода средств массовой информации гарантируется. Цензура запрещена.
Статья 30.
  1. Каждый имеет право на объединение, включая право на создание профсоюзов для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.
  2. Никто не может быть принужден к вступлению в какую-либо ассоциацию или членству в ней.
Статья 31.
Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикеты.
Статья 32.
  1. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.
  2. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственного управления и в органы местного самоуправления, а также принимать участие в референдуме.
  3. Граждане, признанные судом ограниченными физическими возможностями, а также граждане, заключенные по приговору суда под стражу, не имеют права избирать и быть избранными.
  4. Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе.
  5. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия.
Статья 33.
Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
Статья 34.
Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для осуществления предпринимательской или иной не запрещенной законом экономической деятельности. 2. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию или недобросовестную конкуренцию.
Статья 35.
  1. Право частной собственности охраняется законом.
  2. Каждый имеет право иметь имущество в своей собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
  3. Никто не может быть произвольно лишен своего имущества иначе как на основании решения суда. Имущество может быть принудительно отчуждено для государственных нужд только при условии предварительного и равного возмещения.
  4. Право наследования гарантируется.
Статья 36.
  1. Граждане и их объединения имеют право на владение землей в частной собственности.
  2. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не ущемляет прав и интересов других лиц.
  3. Условия и порядок использования земель определяются на основании федеральных законов.
Статья 37.
  1. Работа должна быть бесплатной. Каждый имеет право на свободное использование своих способностей в труде, на выбор рода деятельности и занятий.
  2. Принудительный труд запрещается.
  3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
  4. Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, в том числе право на забастовку.
  5. Каждый имеет право на отдых и досуг. Лицу, имеющему трудовой договор, гарантируется установленная законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.
Статья 38.
  1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
  2. Уход за детьми и их воспитание являются равным правом и обязанностью родителей.
  3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о своих нетрудоспособных родителях.
Статья 39.
  1. Каждому гарантируется социальное обеспечение в старости, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, на воспитание детей и в других случаях, установленных законом.
  2. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
  3. Стимулируется добровольное социальное страхование, развитие дополнительных форм социального обеспечения и благотворительности.
Статья 40.
  1. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
  2. Государственные органы и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство и создают условия для реализации права на жилище.
  3. Малообеспеченные граждане и иные граждане, определенные законом, нуждающиеся в жилье, размещаются бесплатно или за доступную плату за счет государственных, муниципальных и иных жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Статья 41.
  1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь оказывается государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов и других поступлений.
  2. Российская Федерация финансирует федеральные программы в области здравоохранения и оздоровительного строительства, принимает меры по развитию государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, поощряет деятельность, способствующую укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, а также экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.
  3. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих опасность для жизни и здоровья человека, влечет ответственность в соответствии с федеральным законом.
Статья 42.
Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение вреда, причиненного его здоровью или имуществу экологическими правонарушениями.
Статья 43.
  1. Каждый имеет право на образование.
  2. Гарантируется доступность и бесплатность дошкольного, общего среднего и среднего профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
  3. Каждый имеет право на бесплатное получение на конкурсной основе высшего образования в государственном или муниципальном образовательном учреждении или на предприятии.
  4. Основное общее образование является обязательным. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.
  5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты и поддерживает различные формы обучения и самообразования.
Статья 44.
  1. Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, интеллектуального и других видов творчества и обучения. Интеллектуальная собственность охраняется законом.
  2. Каждый имеет право на участие в культурной жизни, пользование учреждениями культуры и доступ к культурным ценностям.
  3. Каждый обязан заботиться о сохранении историко-культурного наследия и охране памятников истории и культуры.
Статья 45.
  1. Государственная защита прав и свобод человека в Российской Федерации гарантируется.
  2. Каждый имеет право на защиту своих прав и свобод любыми способами, не запрещенными законом.
Статья 46.
  1. Каждому гарантируется защита его прав и свобод в суде.
  2. Решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
  3. В соответствии с международными договорами Российской Федерации каждый вправе обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека при исчерпании всех имеющихся в государстве средств правовой защиты.
Статья 47.
  1. Никому не может быть отказано в праве на рассмотрение его дела судом и судьей, к подсудности которых относится данное дело согласно закону.
  2. Лицо, обвиняемое в совершении преступления, имеет право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Статья 48.
  1. Каждому гарантируется право на квалифицированного адвоката. Адвокат предоставляется бесплатно в случаях, предусмотренных законом.
  2. Каждое лицо, задержанное, заключенное под стражу или обвиненное в совершении преступления, имеет право на помощь адвоката (защитника) с момента, соответственно, задержания или предъявления обвинения.
Статья 49.
  1. Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном федеральным законом, и установлена ​​приговором суда.
  2. Подсудимый не обязан доказывать свою невиновность.
  3. Сомнения толкуются в пользу ответчика.
Статья 50.
  1. Никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление.
  2. При отправлении правосудия не допускаются доказательства, полученные с нарушением федерального закона.
  3. Каждый осужденный за преступление имеет право на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, установленном федеральным законом, а также право ходатайствовать о помиловании или смягчении наказания.
Статья 51.
  1. Никто не обязан давать показания против самого себя, за супруга и близких родственников, круг которых устанавливается федеральным законом.
  2. Федеральным законом могут быть установлены иные освобождения от обязанности дачи показаний.
Статья 52.
Права лиц, понесших вред от преступлений и злоупотреблений властью, охраняются законом. Государство гарантирует потерпевшим доступ к правосудию и возмещение ущерба.
Статья 53.
Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного неправомерными действиями (бездействием) государственных органов или их должностных лиц.
Статья 54.
  1. Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность лица, обратной силы не имеет.
  2. Никто не может быть привлечен к ответственности за деяние, которое не было признано правонарушением в момент его совершения. Если ответственность за правонарушение была снята или смягчена после его совершения, применяется новый закон.
Статья 55.
  1. Перечисление основных прав и свобод в Конституции Российской Федерации не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.
  2. В Российской Федерации не могут издаваться законы, отрицающие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
  3. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в части, необходимой для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасность государства.
Статья 56.
  1. Индивидуальные ограничения прав и свобод с определением объема и срока их действия могут устанавливаться в соответствии с федеральным конституционным законом в условиях чрезвычайного положения в целях обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя.
  2. Чрезвычайное положение на всей территории Российской Федерации и в отдельных ее местностях может быть введено в случаях и в порядке, установленных федеральным конституционным законом.
  3. Права и свободы, предусмотренные статьями 20, 21, 23 (часть 1), 24, 28, 34 (часть 1), 40 (часть 1), 46-54 Конституции Российской Федерации, не подлежат ограничение.
Статья 57.
Каждый обязан платить законные налоги и сборы. Законы, вводящие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
Статья 58.
Каждый обязан беречь природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Статья 59.
  1. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.
  2. Гражданин Российской Федерации проходит военную службу в соответствии с федеральным законом.
  3. Гражданин Российской Федерации, убеждения и вероисповедание которого не соответствуют военной службе, а также в иных случаях, предусмотренных федеральным законом, имеет право на замену альтернативной гражданской службы военной службой.
Статья 60.
Гражданином Российской Федерации признается совершеннолетия и может самостоятельно осуществлять свои права и обязанности в полном объеме по достижении 18-летнего возраста.
Статья 61.
  1. Гражданин Российской Федерации не может быть выслан из России или выдан другому государству.
  2. Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами.
Статья 62.
  1. Гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
  2. Наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его званий и свобод, не освобождает его от обязанностей, вытекающих из гражданства Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Российская Федерация.
  3. Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами ее граждан и несут их обязанности, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Статья 63.
  1. Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и гражданам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права.
  2. В Российской Федерации не допускается выдача лицам, преследуемым за их политические взгляды или любые действия (бездействие), не квалифицируемые законодательством Российской Федерации как преступные, другим государствам. Выдача лиц, обвиняемых в совершении преступлений и также передача осужденных для отбывания наказания в другие страны осуществляется на основании федерального закона или международного договора Российской Федерации.
Статья 64.
Положения этих статей составляют основу личных прав в Российской Федерации и не могут быть изменены иначе как средствами, предусмотренными настоящей Конституцией.

Закон о внесении изменений в Конституцию Российской Федерации • Президент России

Федеральный закон одобрен Государственной Думой и Федерацией Совет 11 марта 2020 г., а по состоянию на 14 марта 2020 г. утвержден законодательными (представительными) органами 85 субъектов Российской Федерации. Федерация.

Закон о внесении изменений в Конституцию Российской Федерации, О совершенствовании Регулирование некоторых аспектов организации и функционирования государственных Орган , предусматривает внесение изменений в главы 3–8 Конституции Российской Федерации по совершенствованию организации и функционирования государственной власти как инструмента для достижения конституционно значимых целей, вытекающих из положений глав 1 и 2 Конституции.

Закон, в частности, предусматривает следующее.

Российская Федерация гарантирует уважение и защиту трудящихся лиц. Государство также гарантирует, что минимальная заработная плата должна быть не менее средний прожиточный минимум трудоспособного населения по России.

Пенсионная система должна развиваться на основе принципов всеобщности, справедливости и солидарности поколений. Обязательная индексация пенсий осуществляется не реже одного раза в год.

Российская Федерация гарантирует обязательное социальное страхование, адресное социальная поддержка, а также индексация социальных пособий и других социальных выплат.

Дети – приоритет национальной политики России. Русский Федерация обеспечивает приоритет семейного воспитания. В случае семейного воспитания невозможно, государство берет на себя родительские обязательства по отношению к таким дети.

Государство берет на себя обязательства по поддержке и защите культуры как уникального наследия многонационального народа России.

Провозглашается, что Российская Федерация охраняет историческую правду и чтит подвиг защитников Отечества. Очернение подвига народа, защитившего Отечество не допускается.

Российская Федерация поддерживает соотечественников проживающих за границей при осуществлении своих прав, обеспечивает защиту своих интересы и сохранение русской национальной культурной самобытности.

В соответствии с Законом следующие пункты добавить к юрисдикции Российской Федерации: организацию общественных орган власти; установление основных принципов федеральной политики и федерального программы в сфере научно-технического развития; Информация технологий, а также обеспечение безопасности личности, общества и государства при используя их; космическая деятельность; сельское хозяйство; создание единого правовые основы системы здравоохранения и системы образования; обеспечение обеспечение доступной и качественной медицинской помощи, сохранение и улучшение общественное здоровье, пропаганда здорового образа жизни и ответственного отношения среди граждан к своему здоровью; защита института брака как союза мужчины и женщины; создание условий для достойного воспитания детей в семьях, а также расширение возможностей взрослых детей для реализации своих обязанность заботиться о своих родителях.

Установлено, что Российская Федерация является правопреемником (непрерывным государством) Союза Советских Социалистических Республик, признавая преемственность в развитии Российского государства и единство государства, вытекающее из тысячелетней истории нашей страны.

Все лица, занимающие государственные должности в Российской Федерации, руководители федеральных государственных органов, не могут иметь гражданство иностранного государства, вид на жительство или иные документ, позволяющий его владельцу постоянно проживать в иностранном государстве, а также открывать и держать счета (вклады) или хранить деньги и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами Российской Федерации.

В соответствии с Законом решения, принимаемые наднациональными органами в соответствии с положениями международные договоры не подлежат применению в Российской Федерации, если они противоречат Конституции Российской Федерации.

Российская Федерация принимает меры по поддержанию и укреплению международного мира и безопасности, обеспечению мирного сосуществование государств и народов, а также не допускать вмешательства в Домашние дела.

Изменения в Конституцию Российской Федерации касаются конституционного статуса Президента Российской Федерации, вводят повышенные требования к кандидатам на пост Президента Российской Федерации. Таким образом, кандидат в президенты Российской Федерации должен быть гражданином Российской Федерации постоянно проживающий в РФ не менее 25 лет, не являющийся и имеющий не был гражданином иностранного государства или имел вид на жительство или другое документ, позволяющий его владельцу постоянно проживать в иностранном государстве.

Одно лицо не может занимать пост Президента Российской Федерации более двух сроков. Настоящее положение распространяется на Президента Российской Федерации, находящегося в должности на момент вступления в силу настоящего Закона. в силу, за вычетом количества сроков, в течение которых такое лицо служило в этом положении с момента вступления в силу настоящего Закона.

В соответствии с Законом Президент Российской Федерации назначает заместителей Председателя Правительства Российской Федерации Федерации и федеральных министров, кандидатуры которых подлежат утверждению Государственной Думой, за исключением министров, отвечающих за вопросы национальной безопасности, обороны и правоохранительных органов, кандидатуры которых подлежат утверждению Советом Федерации.

Президент Российской Федерации наделяться полномочиями назначать по согласованию с Советом Федерации и освобождать от должности Генерального прокурора Российской Федерации, заместителей Генерального прокурора, прокуроров субъектов или должностных лиц, приравненных к ним, а также назначать и освобождать от должности других прокуроров, если это предусмотрено федеральным законом.

Президент Российской Федерации может вносить представление в Совет Федерации о прекращении полномочий председателей, заместителей председателей и судей судов судебной системы Российской Федерации в случае совершения ими действий, порочащих честь судьи и достоинство.

В соответствии с Законом Президент Российской Федерации наделяется правом формировать Государственный Совет Российской Федерации и определять его цели, а также определять цели Совета Безопасности Российской Федерации и Президента Исполнительный офис.

Конституция закрепляет элементы статуса Президента Российской Федерации после завершения службы в этом положении устанавливает конституционные гарантии и определяет порядок за лишение этого лица неприкосновенности.

Закон устанавливает новый подход к формированию Совета Федерации. Совет Федерации состоит из сенаторов Российской Федерации и включает представителей от каждого субъекта. субъект Российской Федерации, представители Российской Федерации назначенный Президентом Российской Федерации, а также бывший Президенты Российской Федерации с их согласия.

Конституция разрешает Совет Федерации и Государственной Думе для осуществления парламентского контроля, в том числе путем подачи парламентские запросы с руководителями государственных органов и органов местного самоуправления учреждения.

В соответствии с законом премьер-министр непосредственно подотчетен Президенту Российской Федерации за выполнение поручения Правительства Российской Федерации. Дополнить полномочия Правительства Российской Федерации следующими пунктами. Федерация: обеспечение реализации единого социально ориентированного государства политика в Российской Федерации; обеспечение государственной поддержки научно-техническое развитие, сохраняя и расширяя свои исследования потенциал; обеспечение работы социальных защит для лиц с инвалидов, исходя из принципов полного и равного осуществления прав и свобод человека и гражданина, повышения качества их жизни; поддержка институтов гражданского общества, в том числе некоммерческих организаций, привлекая их в разработке и реализации государственной политики; поддержка волонтерства; продвижение развитие предпринимательства и частного предпринимательства; принятие мер по созданию благоприятной среды обитания, снижению негативного воздействия на окружающую среду, сохранять уникальное природное и биологическое разнообразие страны, воспитывать ответственное отношение к животным, создавать условия для выращивания экологическое сознание и культура.

В соответствии с законом Конституционный суд Российской Федерации состоит из 11 судей. Конституционный суд Российской Федерации вправе принимать решение о соответствии Конституция Российской Федерации проектов законов Российской Федерации о внесении изменений в Конституцию Российской Федерации, проект федерального конституционных и федеральных законов, а также принятых законов до их подписано Президентом Российской Федерации; принять решение о возможности исполнения решений наднациональных органов на основе Международные договоры Российской Федерации, если они противоречат Конституции Российской Федерации, а также о возможности принудительного исполнения решения иностранным или международным (межгосударственным) судом или арбитражем, если это решение противоречит принципам общественного порядка в Российской Федерации; пересматривать законы субъектов Российской Федерации на предмет их соответствия с Конституцией Российской Федерации до их обнародования.

В соответствии с Законом о внесении изменений в Конституцию Российской Федерации органы местного самоуправления должны быть включены в единую систему государственной власти Российской Федерации в целях обеспечения максимальной эффективности их выполнения задач в интересах населения.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *