5 закон: Статья 5. Соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина \ КонсультантПлюс

Федеральный конституционный закон от 04.10.2022 г. № 5-ФКЗ • Президент России

 

 

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН

 

О принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта — Донецкой Народной Республики

 

Одобрен Государственной Думой                             3 октября 2022 года

Одобрен Советом Федерации                                   4 октября 2022 года

 

Статья 1. Основания и срок принятия в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики

 

1. Донецкая Народная Республика принимается в Российскую Федерацию в соответствии с Конституцией Российской Федерации и статьей 4 Федерального конституционного закона от 17 декабря 2001 года № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации».

2. Основаниями принятия в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики являются:

1) Декларация о суверенитете Донецкой Народной Республики от 7 апреля 2014 года, Акт о провозглашении государственной самостоятельности Донецкой Народной Республики от 7 апреля 2014 года и результаты референдума, состоявшегося в Донецкой Народной Республике 11 мая 2014 года;

2) результаты референдума, который состоялся в Донецкой Народной Республике 27 сентября 2022 года, на котором поддержан вопрос о вхождении Донецкой Народной Республики в состав Российской Федерации на правах субъекта Российской Федерации;

3) предложение Донецкой Народной Республики о ее принятии в Российскую Федерацию;

4) Договор между Российской Федерацией и Донецкой Народной Республикой о принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта;

5) настоящий Федеральный конституционный закон.

3. Донецкая Народная Республика считается принятой в Российскую Федерацию с даты подписания Договора между Российской Федерацией и Донецкой Народной Республикой о принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта.

 

Статья 2. Образование в составе Российской Федерации нового субъекта, его наименование и статус

 

1. Со дня принятия в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики в составе Российской Федерации образуется новый субъект — Донецкая Народная Республика.

2. Наименование нового субъекта Российской Федерации — Донецкая Народная Республика подлежит включению в часть 1 статьи 65 Конституции Российской Федерации.

3. Донецкая Народная Республика принимается в Российскую Федерацию в статусе республики.

4. Государственным языком Донецкой Народной Республики является русский язык. Право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества, на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития гарантируется в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

 

Статья 3. Пределы территории Донецкой Народной Республики

 

1. Пределы территории Донецкой Народной Республики определяются границами территории Донецкой Народной Республики, установленными Конституцией Донецкой Народной Республики на день ее образования и на день принятия в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образования в составе Российской Федерации нового субъекта.

2. Граница Донецкой Народной Республики, сопряженная с территорией иностранного государства, является Государственной границей Российской Федерации.

 

Статья 4. Действие законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации на территории Донецкой Народной Республики

 

1. Законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территории Донецкой Народной Республики со дня принятия в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образования в составе Российской Федерации нового субъекта, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.

2. Нормативные правовые акты Донецкой Народной Республики действуют на территории Донецкой Народной Республики до окончания переходного периода или до принятия соответствующих нормативного правового акта Российской Федерации и (или) нормативного правового акта Донецкой Народной Республики.

3. Нормативные правовые акты Донецкой Народной Республики, противоречащие Конституции Российской Федерации, не применяются.

 

Статья 5. Признание гражданства Российской Федерации у граждан Донецкой Народной Республики, граждан Украины и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Донецкой Народной Республики

 

1. Со дня принятия в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образования в составе Российской Федерации нового субъекта граждане Донецкой Народной Республики, граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживавшие на этот день на территории Донецкой Народной Республики или ранее постоянно проживавшие на указанной территории и выехавшие из Донецкой Народной Республики в Российскую Федерацию, в том числе через территории третьих государств, а также их несовершеннолетние дети приобретают гражданство Российской Федерации в результате признания их гражданами Российской Федерации при условии принесения Присяги гражданина Российской Федерации.

2. Лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, паспорт гражданина Российской Федерации, являющийся основным документом, удостоверяющим гражданство Российской Федерации и личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, выдается после принесения Присяги гражданина Российской Федерации.

3. От принесения Присяги гражданина Российской Федерации освобождаются:

1) лица, не достигшие возраста четырнадцати лет;

2) лица, признанные недееспособными;

3) лица, неспособные вследствие ограниченных возможностей здоровья прочитать или произнести текст Присяги гражданина Российской Федерации и (или) собственноручно его подписать.

4. Иностранным гражданам и лицам без гражданства, постоянно проживающим на территории Донецкой Народной Республики на основании вида на жительство, выданного уполномоченными органами Донецкой Народной Республики или Украины, выдается вид на жительство в Российской Федерации.

5. Паспорт гражданина Российской Федерации выдается федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальными органами со дня принятия в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образования в составе Российской Федерации нового субъекта. Порядок подачи заявления о выдаче паспорта гражданина Российской Федерации, форма заявления, перечень представляемых документов и срок оформления паспорта устанавливаются Президентом Российской Федерации.

6. При подаче заявления о выдаче паспорта гражданина Российской Федерации лица, указанные в части 1 настоящей статьи, проходят обязательную государственную дактилоскопическую регистрацию и фотографирование.

7. Заявление о признании ребенка в возрасте до четырнадцати лет или недееспособного лица гражданином Российской Федерации подается его законным представителем. Порядок подачи такого заявления, его форма, перечень представляемых документов устанавливаются Президентом Российской Федерации. При признании ребенка в возрасте до четырнадцати лет гражданином Российской Федерации на бланке свидетельства о его рождении федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальным органом проставляется отметка, подтверждающая наличие гражданства Российской Федерации.

8. Рассмотрение поданных до дня вступления в силу настоящего Федерального конституционного закона заявлений о приеме в гражданство Российской Федерации лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, прекращается.

9. Граждане Российской Федерации, которые приобрели гражданство Российской Федерации в соответствии с частью 1 настоящей статьи либо до дня принятия в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образования в составе Российской Федерации нового субъекта, постоянно проживали на этот день или ранее постоянно проживали на территории Донецкой Народной Республики и у которых гражданство Украины не прекращено, признаются гражданами Российской Федерации, не имеющими гражданства Украины, со дня подачи ими заявления о нежелании состоять в гражданстве Украины. Граждане Российской Федерации, подавшие заявление о нежелании состоять в гражданстве Украины, освобождаются от обязанности подать уведомление о наличии у них гражданства Украины.

10. Гражданство Донецкой Народной Республики прекращается со дня принятия в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образования в составе Российской Федерации нового субъекта.

11. Заявление о нежелании состоять в гражданстве Украины в отношении ребенка, не достигшего возраста четырнадцати лет, или недееспособного гражданина Российской Федерации из числа лиц, указанных в части 9 настоящей статьи, подается его законным представителем. Данное заявление в отношении детей, оставшихся без попечения родителей, постоянно пребывающих в образовательной организации, медицинской организации, организации, оказывающей социальные услуги, или иной организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подается уполномоченным представителем такой организации, на которую возложено исполнение обязанностей опекуна или попечителя.

12. Заявление о нежелании состоять в гражданстве Украины подается в федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальный орган. Порядок подачи заявлений о нежелании состоять в гражданстве Украины, форма такого заявления, перечень представляемых документов, порядок учета и срок хранения заявлений устанавливаются Президентом Российской Федерации.

13. К гражданам Российской Федерации, которые признаны в соответствии с настоящей статьей не имеющими гражданства Украины и которые не имеют гражданства (подданства) другого иностранного государства, не применяются положения законодательства Российской Федерации, предусматривающие ограничения в отношении граждан Российской Федерации, имеющих гражданство (подданство) иностранного государства, с учетом особенностей, установленных законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

 

Статья 6. Вопросы замещения государственных и муниципальных должностей. Отношение к государственной и муниципальной службе

 

1. Ограничения, запреты и требования, связанные с замещением государственных и муниципальных должностей, должностей государственной и муниципальной службы, предусмотренные законодательством Российской Федерации, не действуют на территории Донецкой Народной Республики в течение переходного периода, за исключением случаев, установленных настоящей статьей.

2. Замещение государственных должностей, должностей государственной службы, муниципальных должностей, должностей муниципальной службы, в том числе при замещении которых предусматривается допуск к государственной тайне, на территории Донецкой Народной Республики осуществляется с учетом особенностей, устанавливаемых Президентом Российской Федерации.

3. Лица, замещавшие должности в органах публичной власти Донецкой Народной Республики на день принятия в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образования в составе Российской Федерации нового субъекта, имеют преимущественное право на поступление на службу в органы публичной власти Донецкой Народной Республики, в органы, создаваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации на территории Донецкой Народной Республики, с учетом положений части 2 настоящей статьи при наличии гражданства Российской Федерации.

4. Лица, замещавшие должности в органах публичной власти Донецкой Народной Республики на день принятия в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образования в составе Российской Федерации нового субъекта, продолжают замещать свои должности при наличии гражданства Российской Федерации, если настоящим Федеральным конституционным законом предусматривается возможность продолжения осуществления органами публичной власти Донецкой Народной Республики, сформированными до дня принятия в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образования в составе Российской Федерации нового субъекта, публичных функций до завершения формирования органов публичной власти Донецкой Народной Республики в соответствии с законодательством Российской Федерации.

5. В течение переходного периода по достижении гражданином предельного возраста пребывания на государственной гражданской или муниципальной службе по решению представителя нанимателя и с согласия данного гражданина он вправе замещать должность государственной гражданской или муниципальной службы, связанную с осуществлением полномочий на территории Донецкой Народной Республики, до достижения им возраста семидесяти лет.

 

Статья 7. Вопросы воинской обязанности и военной службы

 

1. Со дня принятия в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образования в составе Российской Федерации нового субъекта военнослужащие, проходящие военную службу в Вооруженных Силах Донецкой Народной Республики, воинских формированиях и органах Донецкой Народной Республики, продолжают проходить военную службу в соответствии с законодательством Российской Федерации до урегулирования в установленном законодательством Российской Федерации порядке вопроса о заключении указанными военнослужащими контрактов о прохождении военной службы при условии их соответствия требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации к гражданам, поступающим на военную службу по контракту, или об увольнении с военной службы. Указанные военнослужащие имеют установленный законодательством Российской Федерации статус военнослужащих, проходящих военную службу по контракту. Их воинские звания, документы об образовании и о прохождении военной службы в Вооруженных Силах Донецкой Народной Республики, воинских формированиях и органах Донецкой Народной Республики, вооруженных силах, воинских формированиях и правоохранительных органах СССР, а также Украины, в которых предусмотрена военная служба, признаются в Российской Федерации и учитываются при исчислении в соответствии с законодательством Российской Федерации выслуги лет на военной службе для назначения пенсии и ежемесячной надбавки за выслугу лет, для решения вопросов о прохождении военной службы.

2. Со дня принятия в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образования в составе Российской Федерации нового субъекта Вооруженные Силы Донецкой Народной Республики, воинские формирования и органы Донецкой Народной Республики включаются в состав соответственно Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов Российской Федерации, на территории Донецкой Народной Республики в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, создаются объединения, соединения, воинские части и организации Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований Российской Федерации, военные комиссариаты, а также органы, предусмотренные Федеральным законом от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ «Об обороне». Особенности включения Вооруженных Сил Донецкой Народной Республики, воинских формирований и органов Донецкой Народной Республики в состав Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов Российской Федерации могут быть установлены Президентом Российской Федерации.

3. Призыв на военную службу граждан Российской Федерации, проживающих на территории Донецкой Народной Республики, проводится в порядке, установленном федеральными законами, начиная с 2023 года.

4. Отдельные вопросы, связанные с прохождением военной службы на территории Донецкой Народной Республики и предоставлением военнослужащим прав и социальных гарантий, могут регулироваться федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

 

Статья 8. Формирование органов государственной власти Донецкой Народной Республики

 

1. Выборы в законодательный (представительный) орган Донецкой Народной Республики проводятся во второе воскресенье сентября 2023 года. До избрания в соответствии с законодательством Российской Федерации законодательного (представительного) органа Донецкой Народной Республики его полномочия осуществляет Народный Совет Донецкой Народной Республики — Парламент Донецкой Народной Республики.

2. Народный Совет Донецкой Народной Республики — Парламент Донецкой Народной Республики вправе осуществлять собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов, которые не могут противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам и федеральным законам.

3. Народный Совет Донецкой Народной Республики — Парламент Донецкой Народной Республики принимает Конституцию Донецкой Народной Республики, которая не может противоречить Конституции Российской Федерации.

4. Президент Российской Федерации в течение десяти дней со дня принятия в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образования в составе Российской Федерации нового субъекта назначает временно исполняющего обязанности высшего должностного лица Донецкой Народной Республики — Главы Донецкой Народной Республики на период до вступления в должность избранного в соответствии с законодательством Российской Федерации Главы Донецкой Народной Республики.

5. Правительство Донецкой Народной Республики продолжает исполнять полномочия вплоть до формирования Правительства Донецкой Народной Республики временно исполняющим обязанности Главы Донецкой Народной Республики в соответствии с законодательством Российской Федерации.

6. Наряду с Правительством Донецкой Народной Республики в соответствии с законодательством Российской Федерации формируются органы исполнительной власти Донецкой Народной Республики. До завершения формирования таких органов их функции могут осуществляться органами Донецкой Народной Республики по решению временно исполняющего обязанности Главы Донецкой Народной Республики.

7. Сенаторы Российской Федерации — представители от субъекта Российской Федерации наделяются полномочиями в соответствии с законодательством Российской Федерации Народным Советом Донецкой Народной Республики — Парламентом Донецкой Народной Республики в качестве законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации и временно исполняющим обязанности Главы Донецкой Народной Республики. При этом требования законодательства Российской Федерации о постоянном проживании на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а также об обязательном закрытии счетов (вкладов) в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, о прекращении хранения наличных денежных средств и ценностей в таких банках, об отчуждении иностранных финансовых инструментов не применяются.

8. До 1 июня 2023 года в Донецкой Народной Республике с учетом ее административно-территориального деления, установленного Народным Советом Донецкой Народной Республики — Парламентом Донецкой Народной Республики, создаются территориальные органы федеральных органов исполнительной власти. В случае, если законодательством Российской Федерации предусмотрено участие органов государственной власти субъекта Российской Федерации в создании и (или) формировании территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органы государственной власти Донецкой Народной Республики, действующие в соответствии с настоящей статьей, участвуют в их создании и (или) формировании.

 

Статья 9. Создание органов прокуратуры на территории Донецкой Народной Республики

 

1. В течение переходного периода Генеральная прокуратура Российской Федерации создает

Статья 5 закона «Об образовании в РФ» с Комментариями

1. В Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование.

2. Право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

3. В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования в случае получения гражданином образования данного уровня впервые, если настоящим Федеральным законом не установлено иное.

4. В Российской Федерации реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различных уровня и направленности в течение всей жизни.

5. В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления:

1) создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья;

2) оказывается содействие лицам, которые проявили выдающиеся способности и к которым в соответствии с настоящим Федеральным законом относятся обучающиеся, показавшие высокий уровень интеллектуального развития и творческих способностей в определенной сфере учебной и научно-исследовательской деятельности, в научно-техническом и художественном творчестве, в физической культуре и спорте;

3) осуществляется полностью или частично финансовое обеспечение содержания лиц, нуждающихся в социальной поддержке в соответствии с законодательством Российской Федерации, в период получения ими образования.

Ключевой в комментируемой главе, безусловно, выступает ст. 5 Закона о содержании и гарантиях реализации права на образование. Рассматриваемая статья не является новой для отечественного образовательного законодательства, поскольку аналогичные положения были закреплены в ст. 5 Закона N 3266-1, а также в ряде его отдельных норм. Кроме того, в преамбуле Закона декларировалось, что право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации.

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:

8 (499) 938-53-84 (Москва и МО)

8 (812) 467-95-33 (Санкт-Петербург и ЛО)

8 (800) 301-79-07 (Регионы РФ)

Право на образование в комментируемой статье 5 Закона Об образовании России объявлено одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан РФ. Это означает, что право на образование включено Законом в число естественных прав и свобод человека и гражданина, возникает с рождением, прекращается в момент смерти человека и может быть ограничено только в целях, установленных Конституцией страны и комментируемым Законом. То есть в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, законности и правопорядка. В этой связи необходимо отметить законодательную новеллу, в соответствии с которой принцип гарантии равного права на образование независимо от открытого перечня обстоятельств, отличающих людей друг от друга, уравновешен указанием на то, что предпочтения и преимущества, установленные при реализации рассматриваемого права для лиц, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите, не является дискриминацией в правах иных обучаемых (см. п. ч. 5 настоящей статьи).

Часть 2 комментируемой статьи почти текстуально воспроизводит норму ч. 2 ст. 19 Конституции России о равноправии граждан применительно к сфере образования.

В части 3 комментируемой статьи вновь подтверждена общедоступность и бесплатность основных видов довузовского образования и бесплатность первого высшего образования, получаемого на конкурсной основе, частичная государственная финансовая поддержка получения образования социально незащищёнными категориями граждан (см. п. 3 ч. 5 ст. 5). В проекте Закона также подтверждалась возможность получения полилингвального образования, которая, к сожалению, изъята из окончательного его текста.

В части 4 комментируемой части статьи 5 Закона Об образовании в РФ вновь подтверждается малореальная в настоящей жизни норма о создании соответствующих социально-экономических условий для обучения человека на протяжении всей его жизни.

В завершающей 5 части статьи перечислены отдельные категория обучаемых, обладающих особым правовым статусом по сравнению с иными гражданами в сфере образования. Две из них охарактеризованы выше, осталась категория одарённых детей, которым по смыслу комментируемой нормы должно оказываться содействие всеми органами публичной власти.

Пятая поправка | Векс | Закон США

Обзор

 Пятая поправка Конституции США «Никто не может быть привлечен к ответственности за преступление, караемое смертной казнью, или иное позорное преступление, кроме как по представлению или обвинительному акту большого жюри, за исключением случаев, возникающих в стране или в военно-морских силах или в милиции, когда они находятся на действительной службе во время войны или общественной опасности; ни одно лицо не может быть дважды подвергнуто опасности для жизни или здоровья за одно и то же преступление; быть свидетелем против самого себя, не быть лишенным жизни, свободы или имущества без должного судебного разбирательства, и частная собственность не может быть изъята для общественного пользования без справедливой компенсации».

Пункты, включенные в Пятую поправку, определяют основные конституционные ограничения полицейских процедур. Создатели вывели пункт о большом жюри и пункт о надлежащей правовой процедуре из Великой хартии вольностей, датируемой 1215 годом. Ученые считают, что Пятая поправка способна разбить на следующие пять отдельных конституционных прав:

  1. присяжных перед любым уголовным обвинением в уголовных преступлениях
  2. Запрет на двойное привлечение к ответственности
  3. Право против принуждения к даче показаний против самого себя
  4. Гарантия справедливого судебного разбирательства всех подсудимых по уголовным делам и 
  5. Гарантия того, что правительство не может конфисковать частную собственность без выплаты надлежащей компенсации в размере рыночной стоимости собственности.

Хотя Пятая поправка первоначально применялась только к федеральным судам, Верховный суд США частично включил Пятую поправку в штаты посредством пункта о надлежащей правовой процедуре Четырнадцатой поправки.

Право на предъявление обвинения большим жюри не было включено в штаты, в то время как право против двойного привлечения к ответственности, право против самообвинения и защита от произвольного захвата частной собственности без надлежащей компенсации были включены в штаты.

Большое жюри

Большое жюри — это пережиток раннего британского общего права, восходящего к XII веку. Большое жюри, глубоко укоренившееся в англо-американской традиции, изначально предназначалось для защиты обвиняемых от чрезмерно рьяного преследования со стороны английской монархии. На ранних этапах разработки Конституции США отцы-основатели решили сохранить систему большого жюри в качестве защиты от чрезмерно рьяного судебного преследования со стороны центрального правительства. Хотя Верховный суд в Уртадо против Калифорнии в 1884 г. отказались включить систему большого жюри во все штаты, большинство штатов независимо решили сохранить аналогичную форму большого жюри, и в настоящее время все штаты, кроме двух (Коннектикут и Пенсильвания), имеют большое жюри.

Уставы Конгресса определяют средства, с помощью которых должно быть приведено в действие большое федеральное жюри. Обычно большие присяжные заседатели выбираются из числа потенциальных присяжных заседателей, которые потенциально могут работать в данный день в любом качестве присяжных заседателей. По общему праву большое жюри состоит из 12–23 членов. Поскольку большое жюри возникло на основе общего права, суды используют общее право как средство толкования статьи о большом жюри. В то время как законодательные собрания штатов могут устанавливать установленное законом количество присяжных в пределах требований общего права от 12 до 23, законы, устанавливающие количество за пределами этого диапазона, нарушают Пятую поправку. Согласно федеральному закону число членов федерального большого жюри находится в диапазоне от 16 до 23 9.0005

Лицо, обвиняемое в преступлении, требующем созыва большого жюри, имеет право отвода членов большого жюри за пристрастность или предвзятость, но эти отводы отличаются от безапелляционных отводов, которые подсудимый имеет при выборе суда присяжных. Когда ответчик делает безапелляционный отвод, судья должен отстранить присяжного без предъявления каких-либо доказательств, но в случае отвода большого присяжного заявитель должен установить причину отвода, взяв на себя то же бремя доказывания, что и установление любого потребовался бы другой факт. Большое жюри обладает широкими полномочиями по расследованию предполагаемых преступлений. Однако они не могут проводить «рыболовные экспедиции» или нанимать лиц, еще не нанятых правительством, для поиска свидетельских показаний или документов. В конечном итоге большое жюри может сделать представление, информируя суд о своем решении предъявить или не предъявить обвинение подозреваемому. Если они предъявляют обвинение подозреваемому, это означает, что они решили, что есть достаточные основания полагать, что инкриминируемое преступление действительно было совершено подозреваемым.

Двойное привлечение к ответственности

Оговорка о двойном привлечении к ответственности направлена ​​на защиту лица от притеснений в результате последовательных судебных преследований за одно и то же предполагаемое деяние, обеспечение значимости оправдательного приговора и недопущение того, чтобы государство подвергало подсудимого эмоциональным, психологическим , физические и финансовые проблемы, которые сопровождали бы несколько судебных процессов по одному и тому же предполагаемому правонарушению. Суды истолковали оговорку о двойном привлечении к ответственности как достижение этих целей путем предоставления следующих трех отдельных прав: гарантия того, что подсудимому не будет предъявлено повторное судебное преследование после оправдательного приговора, гарантия того, что подсудимому не будет предъявлено повторное судебное преследование после вынесения обвинительного приговора, и гарантия того, что подсудимый не получит несколько наказаний за одно и то же преступление. Суды, однако, не интерпретировали пункт о двойном привлечении к ответственности либо как запрещающий государству добиваться пересмотра приговора, либо как ограничивающий продолжительность приговора при повторном слушании после успешной апелляции ответчика.

Опасность относится к опасности осуждения. Таким образом, опасность не наступает, если не существует риска установления вины. Если какое-либо событие или обстоятельство побуждает суд первой инстанции объявить неправильное судебное разбирательство, то привлечение к ответственности не применяется, если неправильное судебное разбирательство приводит лишь к минимальной задержке, и правительство не получает дополнительной возможности усилить свою позицию.

Самообвинение

Пятая поправка также защищает обвиняемых по уголовным делам от необходимости давать показания, если они могут дать показания против самих себя. Свидетель может «сослаться на Пятое» и не отвечать, если свидетель считает, что ответ на вопрос может быть самообвиняющим.

В знаменательном решении Miranda v. Arizona 384 U.S. 436 (1966) Верховный суд США распространил защиту Пятой поправки на любую ситуацию за пределами зала суда, связанную с ограничением личной свободы. Поэтому каждый раз, когда правоохранительные органы берут подозреваемого под стражу, правоохранительные органы должны информировать подозреваемого обо всех правах. Эти права, известные как права Миранды

 , включают право хранить молчание, право на присутствие адвоката во время допроса и право на адвоката, назначенного государством, если подозреваемый не может его себе позволить.

Однако с тех пор суды немного сузили права Miranda  , постановив, что полицейский допрос или допрос, которые проводятся до взятия подозреваемого под стражу, не подпадают под требования Miranda , и полиция не обязана давать Предупреждения Миранды подозреваемым перед взятием их под стражу, и их молчание в некоторых случаях можно расценивать как имплицитное признание вины.

Если правоохранительные органы не соблюдают эти гарантии, суды часто будут пресекать любые заявления подозреваемого как нарушающие Пятую поправку к защите от самообвинения, при условии, что подозреваемый фактически не отказался от своих прав. Фактический отказ происходит, когда подозреваемый сделал отказ сознательно, разумно и добровольно. Чтобы определить, имел ли место осознанный, разумный и добровольный отказ, суд исследует совокупность обстоятельств, в которой учитываются все относящиеся к делу обстоятельства и события. Если подозреваемый делает спонтанное заявление, находясь под стражей, до того, как ему стало известно о правах Миранды , правоохранительные органы могут использовать это заявление против подозреваемого, при условии, что допрос полиции не побудил к заявлению. Право Пятой поправки не распространяется на деловые документы, добровольно подготовленные физическим лицом, поскольку отсутствует элемент принуждения. Точно так же это право не распространяется на потенциально компрометирующие доказательства, полученные из обязательных отчетов или налоговых деклараций.

Чтобы быть самообвиняющими, вынужденные ответы должны представлять «существенную и «реальную», а не просто «незначительную или воображаемую опасность» уголовного преследования.

После того, как Конгресс принял Закон о борьбе с преступностью и безопасных улицах, некоторые считали, что закон косвенно отменяет требования Miranda . Некоторые ученые также считали, что Конгресс конституционно воспользовался своей властью, приняв этот закон, потому что они считали, что Miranda представляет собой вопрос судебной политики, а не фактическое проявление защиты Пятой поправки. В Dickerson v. United States , Верховный суд США отклонил этот аргумент и постановил, что суд Уоррена напрямую вывел Miranda из Пятой поправки.

Пункт
о надлежащей правовой процедуре

Гарантия надлежащей правовой процедуры для всех лиц требует от правительства соблюдения всех прав, гарантий и средств защиты, предоставляемых Конституцией США и всеми применимыми законами, прежде чем правительство сможет лишить какое-либо лицо жизни, свободы или собственности .

Надлежащая правовая процедура, по сути, гарантирует, что сторона получит справедливое, упорядоченное и справедливое судебное разбирательство. Хотя Пятая поправка применяется только к федеральному правительству, идентичный текст Четырнадцатой поправки прямо применяет это требование надлежащей правовой процедуры и к штатам.

Суды пришли к выводу, что существуют два аспекта надлежащей правовой процедуры: процессуальная надлежащая правовая процедура и материально-правовая правовая процедура. Надлежащая процессуальная процедура направлена ​​на обеспечение фундаментальной справедливости, гарантируя стороне право быть заслушанной, обеспечивая получение сторонами надлежащего уведомления на протяжении всего судебного разбирательства и гарантируя, что суд, выносящий решение, обладает соответствующей юрисдикцией для вынесения решения. Между тем, в 20 веке развилась надлежащая правовая процедура, защищающая эти существенные права, настолько фундаментальные, что они «подразумеваются в концепции упорядоченной свободы».

Пункт о справедливой компенсации

В то время как федеральное правительство имеет конституционное право «изымать» частную собственность для общественного пользования, Пункт о справедливой компенсации Пятой поправки требует, чтобы правительство выплатило справедливую компенсацию, интерпретируемую как рыночная стоимость, владельцу собственности , оцененный на момент изъятия. Верховный суд США определил справедливую рыночную стоимость как наиболее вероятную цену, которую готов заплатить желающий, но не подвергающийся давлению покупатель, полностью осведомленный как о хороших, так и о плохих качествах собственности. Правительство не обязано оплачивать услуги адвоката владельца собственности, если это не предусмотрено законом.

В 2005 году в деле Кело против города Нью-Лондон Верховный суд США вынес спорное заключение, в котором он постановил, что город может конституционно конфисковать частную собственность для частной коммерческой застройки, если реконструкция принесет экономическую выгоду району, который был «достаточно огорчен, чтобы оправдать программу экономического омоложения. Однако после решения Kelo законодательные собрания некоторых штатов приняли законодательные поправки, противодействующие Kelo 9.0026  и расширить защиту осужденных.

  • См. напр. Осуждение по перепланировке Авт. Fayette Certain Land в округе Браунсвилл против Redevelopment Auth., 152 A.3d 375, 376 (Pa. Commw. Ct. 2016) .

Тем не менее, Kelo остается действующим законом в федеральном контексте, и его широкое толкование «общественного использования» по-прежнему остается верным в соответствии с федеральной защитой права Пятой поправки на справедливую компенсацию.

Федеральный материал
Конституция США и федеральные законы
Постановления Федерального агентства
Федеральные судебные решения
Материал штата
Законы штата
  • Уголовный кодекс штата
Ключевые интернет-источники
  • Федеральные агентства:
    • Федеральное бюро расследований
    • Управление по борьбе с наркотиками
    • Федеральное бюро тюрем
    • Служба маршалов США
    • Бюро алкоголя, табака и огнестрельного оружия
    • Министерство юстиции США
  • Комитет Палаты представителей по надзору и правительственной реформе
  • Судебный комитет Палаты представителей (включает информацию от Подкомитета по преступности)
  • Судебный комитет Сената
  • Центр уголовного права Буффало
  • Вера Институт юстиции
  • Управление Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности — Предупреждение преступности и уголовное правосудие
  • CopNet – Полицейские управления по всей стране и миру
  • Национальная справочная служба уголовного правосудия
  • Бюро статистики юстиции
  • Национальный архив данных уголовного правосудия
  • Пятая поправка к Конституции США — Права личности (Justia)
  • Отдел уголовного правосудия ABA
  • Национальная ассоциация уголовного правосудия
Другие темы
  • Уголовное право
  • Надлежащая правовая процедура

[Последнее обновление в декабре 2022 г. командой Wex Definitions Team]

Юридическая фирма MoloLamken LLP (ML) / Адвокаты

Пятая поправка к Конституции США гарантирует, что правительство не может заставить человека предоставить компрометирующую информацию о себе — так называемое «право хранить молчание». Когда человек «принимает Пятое», он ссылается на это право и отказывается отвечать на вопросы или предоставлять информацию, которая может уличить его.

Пятая поправка может применяться только в определенных ситуациях.

  • Физическое лицо может ссылаться на Пятую поправку только в ответ на сообщение, которое вынуждено , например, посредством повестки в суд или другого судебного процесса.
  • Сообщение также должно быть свидетельством по своей природе. Другими словами, оно должно относиться либо к явно выраженным, либо к подразумеваемым утверждениям о фактах или убеждениях. Например, кивок будет считаться свидетельством для целей Пятой поправки. То же самое можно сказать и о представлении документов или любых других доказательств; акт производства сообщает подразумеваемое утверждение, что индивидуум обладал свидетельством.
  • Наконец, свидетельские показания должны свидетельствовать против самого себя , чтобы эта информация служила связующим звеном в цепочке доказательств, необходимых для судебного преследования лица за преступление. Таким образом, сама информация не обязательно должна быть компрометирующей; достаточно, чтобы информация привела к обнаружению компрометирующих улик.

Поскольку сообщение должно быть самообвиняющим, лицо, получившее иммунитет, не может ссылаться на Пятую поправку в качестве основания для отказа отвечать на вопросы; любые заявления не будут компрометирующими, потому что иммунитет не позволяет правительству использовать эти заявления (или любые доказательства, полученные из них) в уголовном преследовании против человека. Точно так же лицо, получившее помилование, не может иметь никаких оснований для ссылки на Пятую поправку. Наконец, человек, который был осужден за преступление и приговорен, не может ссылаться на Пятую поправку.

Когда человек принимает Пятую, ее молчание или отказ отвечать на вопросы не могут быть использованы против нее в уголовном деле.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *