Статья 32 Земельного кодекса РФ в новой редакции с Комментариями и последними поправками на 2023 год
Новая редакция Ст. 32 ЗК РФ
Утратила силу с 1 марта 2015 г.
Комментарий к Статье 32 ЗК РФ
Комментируемая статья является своеобразным итогом, венчающим процедуры предоставления земельных участков в рамках конструкции «с предварительным согласованием мест размещения объектов», правила о которых распределены между ст. ст. 30, 31 и 32, и закрепляет процедуру выбора земельного участка, которой посвящена предыдущая ст. 31 ЗК. Пункты 1 и 2 ст. 32 ЗК адресованы исполнительным органам государственной власти и органам местного самоуправления. Первое предложение п. 2 комментируемой статьи является вторичной редакцией абз. п. 8 ст. 31 ЗК.
Пункт 4 ст. 32 ЗК стоит особняком, слабо связан с двумя предыдущими пунктами и представляет собой, по сути, прямые и косвенные отсылки к ряду статей ЗК, регулирующих условия изъятия земельного участка для государственных и муниципальных нужд, а именно: к ст. ст. 49, 54, 55, 57, п. 2 ст. 61, ст. 63, а также ст. 46 (основания прекращения аренды земельного участка) ЗК. Второе предложение п. 4 ст. 32 ЗК связано со ст. 56 ЗК, а также со ст. 275 ГК (хотя и прямо не указывается, однако по смыслу подразумевается), согласно п. 1 которой сервитут сохраняется в случае перехода прав на земельный участок, который обременен этим сервитутом, к другому лицу. Второе предложение п. 4 ст. 32 ЗК также связано и со ст. 11.8 ЗК (возникновение и сохранение прав, обременений (ограничений) на образуемые и измененные земельные участки).
Пункт 1 ст. 32 ЗК предусматривает образование земельного участка в соответствии с решением о предварительном согласовании места размещения объекта, установление местоположения границ земельного участка (а не «установление границ», как указано в этом пункте) и постановку его на кадастровый учет (а не «кадастровый учет», как некорректно указано в комментируемом пункте). Причем образование земельного участка с технической точки зрения в данном случае может произойти и в результате объединения земельных участков (объединению подлежат изъятые для государственных или муниципальных нужд земельные участки), и вследствие раздела (при сохранении исходного земельного участка в измененных границах и при сохранении на него права у первоначального правообладателя). Выдел и перераспределение как способы образования земельного участка в целях, предусмотренных п. 1 ст. 32 ЗК, представляются нам маловероятными. Копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта включается в приложение к межевому плану в качестве сканированного образа, заверенного усиленной электронной цифровой подписью кадастрового инженера.
Пункт 2 ст. 32 ЗК предусматривает в идеальном варианте принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в течение двух недель с момента обращения заинтересованного лица. Однако даже на этом этапе, несмотря на образование земельного участка в соответствии с решением о предварительном согласовании места размещения объекта, в предоставлении такого земельного участка может быть отказано. Поэтому время от времени судам приходится рассматривать заявления граждан и организаций о признании незаконным отказа предоставить земельный участок в соответствии с утвержденным актом выбора <346> или о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии решения по вопросу о предоставлении земельного участка в соответствии с актом выбора <347>.
———————————
<346> Постановление ФАС СКО от 06.09.2005 по делу N Ф08-3563/2005 // .
<347> Постановление ФАС СКО от 30.01.2007 по делу Ф08-5715/2006 // .
Другой комментарий к Ст. 32 Земельного кодекса Российской Федерации
После того как принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта по заявкам заинтересованных лиц, за их счет устанавливаются границы земельного участка на местности и проводится его государственный кадастровый учет. Затем соответствующие органы на основании заявления заинтересованного лица и приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка в двухнедельный срок принимают решение о предоставлении земельного участка для строительства.
Границы земельного участка устанавливаются в следующем порядке. Согласно п. 7 ст. 38 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, т. е. точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов. Порядок установления характерных точек границ земельного участка, порядок определения их координат, а также требования к точности определения таких координат устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Статья 39 названного Закона предусматривает, что местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию с заинтересованными лицами в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений одного из указанных земельных участков в связи с уточнением местоположения его границ.
Согласование местоположения границ проводится по выбору заказчика кадастровых работ с установлением границ земельных участков на местности или без установления границ земельных участков на местности. Заинтересованное лицо вправе потребовать согласования местоположения границ с их установлением на местности. В этом случае по общему правилу согласование осуществляется с установлением соответствующих границ на местности.
Согласование местоположения границ по выбору кадастрового инженера проводится путем проведения собрания заинтересованных лиц или согласования в индивидуальном порядке с заинтересованным лицом.
Результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана (ст. 40 названного Закона). Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей. Если надлежащим образом извещенное заинтересованное лицо или его представитель в установленный срок не выразили свое согласие посредством заверения личной подписью акта согласования местоположения границ либо не представили свои возражения в письменной форме с их обоснованием, местоположение соответствующих границ земельных участков считается согласованным таким лицом, о чем в акт согласования местоположения границ вносится соответствующая запись. К межевому плану прилагаются документы, подтверждающие соблюдение порядка извещения указанного лица. Данные документы являются неотъемлемой частью межевого плана.
Споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в установленном ЗК порядке.
Необходимо также отметить, что согласно ст. 37 Федерального закона «Об охране окружающей среды» запрещаются строительство и реконструкция зданий, строений, сооружений и иных объектов до утверждения проектов и до установления границ земельных участков на местности.
Статья 32 ЗК РФ ➔ текст и комментарии. Принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства.
(Утратила силу с 1 марта 2015 года — Федеральный закон от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ)
Комментарий к статье 32 Земельного Кодекса РФ
1. Данная статья устанавливает правило, согласно которому решение о предоставлении земельного участка принимается только после проведения (организации) заявителем кадастровых работ. В целом установление границ на местности и осуществление кадастрового учета производятся в соответствии с требованиями ЗК РФ о землеустроительных действиях и кадастровом учете земельного участка, а также Федерального закона о землеустройстве и Федерального закона о государственном кадастре недвижимости.
После определения границ земельного участка на местности и на основании землеустроительных и кадастровых документов орган государственной исполнительной власти или орган местного самоуправления, уполномоченный на основании ст. 29 ЗК РФ предоставлять земельный участок, принимает решение о его предоставлении для строительства.
При предоставлении земельного участка, сопровождаемом изъятием (выкупом) участка у другого лица, решение о предоставлении и решение об изъятии может быть оформлено одним документом.
Возмещение убытков, связанное с изъятие (выкупом) земельного участка, осуществляется на основании ст. 57 ЗК РФ.
2 — 4. Определение убытков собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, возникающих в случае предполагаемого изъятия, в том числе путем выкупа, земельного участка для государственных или муниципальных нужд, прилагаемые к акту о выборе земельного участка, осуществляется на основании Постановления Правительства РФ от 7 мая 2003 г. N 262 «Об утверждении Правил возмещения собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков убытков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц» и Правил, утвержденных этим Постановлением, а также на основании Временных методических рекомендаций по расчету размера убытков, причиненных собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков изъятием для государственных или муниципальных нужд или временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц, утв. Росземкадастром 11 марта 2004 г.
Другой комментарий к статье 32 ЗК РФ
Комментируемая статья является своеобразным итогом, венчающим процедуры предоставления земельных участков в рамках конструкции «с предварительным согласованием мест размещения объектов», правила о которых распределены между ст. ст. 30, 31 и 32, и закрепляет процедуру выбора земельного участка, которой посвящена предыдущая ст. 31 ЗК РФ. Пункты 1 и 2 ст. 32 ЗК РФ адресованы исполнительным органам государственной власти и органам местного самоуправления. Первое предложение п. 2 комментируемой статьи является вторичной редакцией абз. п. 8 ст. 31 ЗК РФ.
Пункт 4 ст. 32 ЗК РФ стоит особняком, слабо связан с двумя предыдущими пунктами и представляет собой, по сути, прямые и косвенные отсылки к ряду статей ЗК РФ, регулирующих условия изъятия земельного участка для государственных и муниципальных нужд, а именно: к ст. ст. 49, 54, 55, 57, п. 2 ст. 61, ст. 63, а также ст. 46 (основания прекращения аренды земельного участка) ЗК РФ. Второе предложение п. 4 ст. 32 ЗК РФ связано со ст. 56 ЗК РФ, а также со ст. 275 ГК РФ (хотя и прямо не указывается, однако по смыслу подразумевается), согласно п. 1 которой сервитут сохраняется в случае перехода прав на земельный участок, который обременен этим сервитутом, к другому лицу. Второе предложение п. 4 ст. 32 ЗК РФ также связано и со ст. 11.8 ЗК РФ (возникновение и сохранение прав, обременений (ограничений) на образуемые и измененные земельные участки).
Пункт 1 ст. 32 ЗК РФ предусматривает образование земельного участка в соответствии с решением о предварительном согласовании места размещения объекта, установление местоположения границ земельного участка (а не «установление границ», как указано в этом пункте) и постановку его на кадастровый учет (а не «кадастровый учет», как некорректно указано в комментируемом пункте). Причем образование земельного участка с технической точки зрения в данном случае может произойти и в результате объединения земельных участков (объединению подлежат изъятые для государственных или муниципальных нужд земельные участки), и вследствие раздела (при сохранении исходного земельного участка в измененных границах и при сохранении на него права у первоначального правообладателя). Выдел и перераспределение как способы образования земельного участка в целях, предусмотренных п. 1 ст. 32 ЗК РФ, представляются нам маловероятными. Копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта включается в приложение к межевому плану в качестве сканированного образа, заверенного усиленной электронной цифровой подписью кадастрового инженера.
Пункт 2 ст. 32 ЗК РФ предусматривает в идеальном варианте принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в течение двух недель с момента обращения заинтересованного лица. Однако даже на этом этапе, несмотря на образование земельного участка в соответствии с решением о предварительном согласовании места размещения объекта, в предоставлении такого земельного участка может быть отказано. Поэтому время от времени судам приходится рассматривать заявления граждан и организаций о признании незаконным отказа предоставить земельный участок в соответствии с утвержденным актом выбора <346> или о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии решения по вопросу о предоставлении земельного участка в соответствии с актом выбора <347>.
———————————
<346> Постановление ФАС СКО от 06.09.2005 по делу N Ф08-3563/2005 // СПС «КП».
<347> Постановление ФАС СКО от 30.01.2007 по делу Ф08-5715/2006 // СПС «КП».
Mouser Electronics — Скоро вернусь…
- Сайт временно недоступен. Пожалуйста, свяжитесь с вашим местным отделением для получения немедленной помощи…
- 本网站暂时不可用。如需即时帮助,请联系您当地的分支机构。
- 本網站暫時無法使用,請與當地分公司聯絡尋求即時支援。
- Tato stránka je dočasně nedostupná. Pro okamžitou pomoc se prosím obraťte na svou místní pobočku.
- Le site est temporairement indisponible. Свяжитесь с местным агентством Veuillez для оказания немедленной помощи.
- Die Seite ist momentan nicht verfügbar. Bitte wenden Sie sich für sofortige Unterstützung an Ihre Regionale Niederlassung.
- Momentaneamente il site non è disponibile.
Contatta la sede locale для немедленного получения помощи.
- El site estátempormente не подлежит оплате. Póngase en contacto con la officina local para recibir ayuda inmediata.
- Este sitio estátempormente fuera de servicio. Póngase en contacto con su ceptionario local para recibir asistencia inmediata.
Область | Телефон | Факс | Электронная почта |
---|---|---|---|
Америка | |||
США (всемирная штаб-квартира) | 1 (800) 346-6873 | 1 (817) 804-3888 | sales@mouser.![]() |
Мексика | +52 33 3612 7301 | +52 33 3612 7356 | мексиканские продажи@mouser.com |
Азия/Тихий океан | |||
Гонконг, Китай | +852 3756-4700 | +852 3756-4701 | Гонконг@mouser.com |
Шанхай, Китай | +86 (21) 6360-6111 | +86 (21) 6360-0189 | шанхай@mouser.![]() |
Сингапур | +65 6788-9233 | +65 6542-6916 | сингапур@mouser.com |
Индия | +91 80 41148091/92 | +91 80 41148093 | Индия@mouser.com |
Тайвань | +886 (02) 2799-2096 | +886 (02) 2799-2095 | Тайвань@mouser.![]() |
Таиланд | +66 2694 2310 | +66 2694 2276 | таиланд@mouser.com |
Европа | |||
Германия (Европейская штаб-квартира) | +49 (0) 8952 04621 20 | [email protected] | |
Великобритания | +44 (0) 1494-467490 | +44 (0) 1494-467499 | uk@mouser.![]() |
Чешская Республика | +420 517070880 | +420 517070881 | [email protected] |
Франция | +33 5 55 85 79 96 | +33 5 55 85 79 97 | [email protected] |
Израиль | +972 9 7783020 | +972 9 7458885 | israelsales@mouser.![]() |
Италия | +39 02 575 065 71 | +39 02 575 164 78 | Италия@mouser.com |
Испания | +34 936455263 | +34 936455264 | испания@mouser.com |
Нидерланды | +31 402 6476 57 | +31 402 6476 58 | Нидерланды@mouser.![]() |