317 статья гражданского кодекса рф: ГК РФ Статья 317.1. Проценты по денежному обязательству \ КонсультантПлюс

Содержание

Статья 317 ГК РФ и комментарии к ней

1. Денежные обязательства должны быть выражены в рублях (статья 140).

2. В денежном обязательстве может быть предусмотрено, что оно подлежит оплате в рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте или в условных денежных единицах (экю, «специальных правах заимствования» и др.). В этом случае подлежащая уплате в рублях сумма определяется по официальному курсу соответствующей валюты или условных денежных единиц на день платежа, если иной курс или иная дата его определения не установлены законом или соглашением сторон.
3. Использование иностранной валюты, а также платежных документов в иностранной валюте при осуществлении расчетов на территории Российской Федерации по обязательствам допускается в случаях, в порядке и на условиях, определенных законом или в установленном им порядке.

Комментарий к статье 317 ГК РФ

1. В п. 1 комментируемой статьи отражено общее начало функционирования денежной системы: использование на территории суверенного государства национальной валюты. Национальной валютой — официальной денежной единицей (валютой Российской Федерации) — является рубль. Введение на территории РФ других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов запрещаются (ст. 27 Закона о ЦБ РФ). О значении рубля как законного платежного средства указано в коммент. к ст. 140. При этом расчеты в Российской Федерации осуществляются в виде наличных или безналичных.

2. В период чековой приватизации (до 1 июля 1994 г., с продлением затем этого срока до 1 января 1995 г.) в качестве платежного средства для приобретения объектов приватизации использовался приватизационный чек. Размер платежей, подлежащих оплате приватизационными чеками, устанавливался указами Президента РФ и Программой приватизации (см. разд. 8 «Использование приватизационных чеков» Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 24.12.1993 N 2284 (в ред. от 16.08.2004) <1>).

———————————
<1> САПП РФ. 1994. N 1. Ст. 2; СЗ РФ. 1996. N 12. Ст. 1064; 1998. N 29. Ст. 3538; 2000. N 31. Ст. 3252; 2002. N 14. Ст. 1255; 2003. N 13. Ст. 1229; N 32. Ст. 3172; N 47. Ст. 4520; 2004. N 34. Ст. 3540.

3. Учитывая высокий уровень инфляции в Российской Федерации в условиях перехода к рынку, п. 3 комментируемой статьи допускает закрепление (выражение) денежного обязательства в иностранной валюте или в условных денежных единицах. При этом оплата производится в рублях, для чего причитающаяся сумма в рублях определяется по официальному курсу на день платежа, если иной курс или иная дата его определения не установлены законом или соглашением сторон.

В соответствии со ст. 10 Закона о защите прав потребителей цена на товары (работы, услуги) должна указываться в рублях.

Использование иностранной валюты на территории РФ регулируется ЦБ РФ. Полномочия ЦБ РФ по этому вопросу определены ст. 8 Закона о валютном регулировании, Законом о ЦБ РФ.

Необходимо различать валюту долга и валюту платежа. Например, в соответствии с п. 3 ст. 9 Закона о валютном регулировании гражданин Российской Федерации (резидент), юридическое лицо могут приобрести у коммерческого банка, имеющего соответствующую лицензию ЦБ РФ, векселя за иностранную валюту, содержащие обязательства по выплате иностранной валюты. В таких случаях валюта долга и валюта платежа могут совпадать: обязательство выражено и подлежит оплате в иностранной валюте. Но оно может быть оплачено и в рублях, например по требованию векселедержателя. На практике возникают вопросы, действительны ли сделки по выдаче векселей, выраженных в иностранной валюте, если вексель выписан резидентом, не имеющим лицензии ЦБ РФ на совершение валютных операций.

Например, вексель выписан покупателем по договору поставки и передан поставщику как средство платежа.

Позиция по этому вопросу Президиума ВАС РФ нашла отражение в приложении к информационному письму от 31.05.2000 N 52 «Обзор практики разрешения арбитражными судами споров, связанных с применением законодательства о валютном регулировании и валютном контроле» <1>.

———————————
<1> ВВАС РФ. 2000. N 7.

При отсутствии в векселе оговорки эффективного платежа в иностранной валюте и назначением местом платежа Российской Федерации вексельный должник-резидент не принимает на себя обязательство уплатить вексельный долг в иностранной валюте. Такой вексель не является валютной ценностью, соответственно, режим валютных операций не распространяется на сделки между резидентами, связанные с такими векселями.

«При таких обстоятельствах сделка по выдаче векселя ни гражданскому, ни валютному законодательству не противоречила, в связи с чем оснований для признания ее недействительной не имелось» (п. 15 указанного приложения к информационному письму Президиума ВАС РФ).

5. Иностранные инвесторы вправе приобретать доли участия (паи, акции) российских организаций за иностранную валюту (ст. 2 Федерального закона от 09.07.1999 N 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (в ред. от 22.07.2005) <1>).

———————————
<1> СЗ РФ. 1999. N 28. Ст. 3493; 2002. N 12. Ст. 1093; N 30. Ст. 3034; 2003. N 50. Ст. 4855; 2005. N 30 (ч. 2). Ст. 3128.

При учреждении на территории РФ коммерческих организаций с иностранными инвестициями вклад иностранного инвестора может быть внесен не только в виде материальных благ (вещей) и нематериальных активов, но также непосредственно в иностранной валюте. При этом стороны производят оценку (расчет) вклада в рублях по официальному курсу ЦБ РФ.

Другой комментарий к статье 317 Гражданского Кодекса РФ

1. Содержание комментируемой статьи вытекает из содержания ст. 140 ГК РФ, предусматривающей, что рубль является платежным денежным средством. Введение на территории Российской Федерации других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов запрещаются. Именно поэтому денежные обязательства должны быть выражены в рублях. В соответствии со ст. 27 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации» 1 рубль состоит из 100 копеек.

2. Наличие в комментируемой статье п. 2 связано со стремительной инфляцией, особенно выросшей в первой половине 90-х гг. XX в. Складывалась ситуация, когда стороне в обязательстве, которой причитались деньги в оплату (например, товаров, работ или услуг), было просто экономически крайне невыгодно определять цену договора в рублях. Особенно в договорах с большим сроком действия. Поэтому высокий процент инфляции в совокупности с требованием о выражении обязательства исключительно в рублях мог повлечь негативные последствия для оборота и создание схем обхода соблюдения данных требований. Это привело к возникновению пресловутых «условных единиц», в которых выражались денежные обязательства. В ГК РФ для таких единиц предусмотрено важное правило о том, что подлежащая уплате в рублях сумма определяется по официальному курсу соответствующей валюты или условных денежных единиц на день платежа, если иной курс или иная дата его определения не установлены законом или соглашением сторон. При этом Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ дал дальнейшее развитие толкованию и применению данной нормы в информационном письме от 4 ноября 2002 г. N 70 «О применении арбитражными судами статей 140 и 317 Гражданского кодекса Российской Федерации». В п. 3 данного информационного письма отмечалось, что в случае, когда в договоре денежное обязательство выражено в иностранной валюте без указания о его оплате в рублях, суду следует рассматривать такое договорное условие как предусмотренное п. 2 комментируемой статьи, если только при толковании договора в соответствии с правилами ст. 431 Кодекса суд не придет к иному выводу. При этом если договором предусмотрено, что денежное обязательство выражается и оплачивается в иностранной валюте, однако в силу правил валютного законодательства данное обязательство не может быть исполнено в иностранной валюте, то такое договорное условие суду также следует рассматривать как предусмотренное п. 2 комментируемой статьи, если только при толковании договора в соответствии с правилами ст. 431 ГК РФ суд не придет к иному выводу (п. 3).

Признание судом недействительным условия договора, в котором денежное обязательство выражено в иностранной валюте, не влечет признания недействительным договора, если можно предположить, что договор был бы заключен и без этого условия (ст. 180 ГК).

Пунктом 7 вышеназванного информационного письма также предусматривается, что при применении п. 2 комментируемой статьи арбитражным судам следует учитывать, что условие об оплате денежного обязательства в рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте или в условных денежных единицах, может быть установлено законом или соглашением сторон в отношении не только договорных, но и внедоговорных обязательств.

Следует также обратить внимание на то, что после того, как темпы инфляции существенно снизились, повсеместно выражение денежных обязательств в «у.е.» сменилось указанием их в национальной валюте — в рублях.

3. По вопросу применения комментируемой статьи арбитражными судами см. информационное письмо Президиума ВАС РФ от 4 ноября 2002 г. N 70.

благо или проблема для предпринимателей?

С 1 июня 2015 года на любые денежные долги, в том числе непросроченные, по умолчанию начисляются законные проценты. Такая норма закреплена в пункте 1 статьи 317.1 ГК РФ.

Законные проценты применяются только в отношениях между коммерческими организациями. В сделках, где участвуют некоммерческие организации или граждане, законные проценты начисляться не могут. Необходимо подчеркнуть, что законные проценты не являются мерой ответственности, это плата за пользование капиталом.

В этом принципиальная разница между ст. 317.1 и ст. 395 ГК РФ, предполагающей начисление процентов за просрочку обязательства по оплате. По статье 317.1 проценты начисляются с момента получения должником исполнения обязательства от кредитора (товара, результата работ и т.д.) и до момента внесения за них оплаты.

Например, между двумя коммерческими организациями заключен договор на поставку товара с условием оплаты в течение 30-ти календарных дней с момента поставки. 1-го числа покупатель товар принимает, и со 2-го числа до 31-го (или до иного дня фактической оплаты в пределах установленного 30-дневного срока) подлежат начислению проценты по ст. 317.1 ГК РФ. Если же покупатель обязательства по оплате в установленный срок не выполнил и произвел оплату по истечению 30 календарных дней с момента поставки, кредитор вправе требовать дополнительно уплаты процентов за просрочку обязательства по ст. 395 ГК РФ (либо взыскания договорной неустойки).

Важно отметить, что по мнению Минфина России, в случае получения аванса (предоплаты) от покупателя в рамках договора денежное обязательство не возникает, следовательно, ст. 317.1 ГК РФ не применяется.

В случае отсутствия в договоре условия о размере законных процентов, их размер будет определяться ставкой рефинансирования Банка России, действовавшей в соответствующие периоды.

При рассмотрении данного вопроса нельзя не упомянуть и о письме Минфина РФ от 9 декабря 2015 г. N 03-03-РЗ/67486, в котором он указал на то, что законные проценты, начисленные по умолчанию по денежному долговому обязательству в порядке статьи 317. 1 ГК РФ, подлежат учету налогоплательщиком в составе внереализационных доходов (расходов) при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций. Таким образом, начиная уже с первого дня возникновения задолженности, кредитор должен начать признавать внереализационный доход и учитывать его в составе соответствующих доходов на конец каждого месяца соответствующего отчетного (налогового) периода независимо от даты (сроков) его выплаты, предусмотренной договором.

Соответственно, нововведения гражданского законодательства, которые на первый взгляд, призваны обеспечить гарантии защиты имущественных прав кредитора, в конечном итоге оборачиваются для него имущественными потерями в виде сумм налога, подлежащих уплате.

Однако применения к отношениям сторон данной нормы можно избежать. Статья 317.1 применяется по умолчанию, однако в ней есть пометка: «если иное не предусмотрено законом или договором». Это значит, что в договоре можно предусмотреть оговорку о неприменении статьи 317. 1. Тогда законные проценты начисляться не будут. Например, включить в договор такой пункт: «Положение п. 1 ст. 317.1 ГК РФ в отношениях по данному договору не применяются».

Если договор уже заключен, то внести в него изменения можно с помощью дополнительного соглашения, в котором надо будет прописать новые условия. 

Датировать дополнительное соглашение можно текущей датой, поскольку компании вправе придать своим договоренностям обратную силу (п. 2 ст. 425, п. 3 ст. 453 ГК РФ). В пункте, в котором оговаривается момент вступления в силу соглашения, стоит прописать: «Настоящее дополнительное соглашение применяется к отношениям сторон, возникшим с 1 июня 2015 года».

Если договор был заключен после вступления в силу нормы о законных процентах, то формулировка может быть такой: «Настоящее дополнительное соглашение применяется к отношениям сторон, возникшим с даты заключения договора оказания услуг № 1 от 01.01.2016 г.».

Федеральный закон № 317-ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом».

Страна/территория
Российская Федерация
Тип документа
Законодательство
Дата
2007 г.
Источник
ФАО, ФАОЛЕКС
Тема
Энергия
Ключевое слово
Ядерная энергия Учреждение
Географический район
Арктика, АЗИЯ И ТИХИЙ ОКЕАН, Черное море, Каспийское море, СНГ (Содружество Независимых Государств), Восточная Европа, Европа, ЕВРОПА И ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ, Северная часть Тихого океана, Северо-Западная часть Тихого океана
Примечания о вступлении в силу
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Реферат

Настоящий Федеральный закон устанавливает, что Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» создается в целях реализации государственной политики в области использования атомной энергии, обеспечения ядерной и радиационной безопасности, развития ядерных исследований и международного сотрудничества в этой области. Росатом является уполномоченным государственным органом в области использования атомной энергии и имеет следующие полномочия: (а) разработка государственной политики в области использования атомной энергии; (б) защита прав граждан в процессе управления атомной энергетикой; (c) безопасность и охрана окружающей среды при управлении ядерной энергией; (г) транспортировка радиоактивных веществ; (e) регистрация ядерных материалов; и f) лицензирование. Правительство утверждает долгосрочную программу деятельности Росатома.

Полный текст
Русский
Веб-сайт
www.
garant.ru
Изменено

Федеральный закон № 305-ФЗ о внесении изменений в Федеральный закон № 317-ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом».

Законодательство | Российская Федерация | 2010

Ключевое слово: Ядерная энергия, Радиация, Учреждение

Источник:  ФАО, ФАОЛЕКС

Федеральный закон № 188-ФЗ о внесении изменений в Федеральный закон № 317-ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом».

Законодательство | Российская Федерация | 2013

Ключевое слово: Учреждение, Атомная энергия, Радиация, Борьба с загрязнением, Восстановление почвы

Источник:  ФАО, ФАОЛЕКС

Правила | EASA

Навигация по структуре регулирования по областям реализации.
Чтобы получить доступ к подробной информации для каждой отдельной группы правил, щелкните заголовок в первом столбце обзора ниже. Скачать Положение
Структура в PDF

Основное положение

Регламент (ЕС) 2018/1139 Европейского парламента и Совета от 4 июля 2018 года об общих правилах в области гражданской авиации и создании Агентства авиационной безопасности Европейского Союза

  • Правила легкого доступа : Основной регламент (Регламент (ЕС) 2018/1139)

Начальная летная годность

Регламент Комиссии (ЕС) № 748/2012 от 3 августа 2012 г. — Сертификация летной годности и экологической безопасности

Дополнительные характеристики летной годности

Регламент Комиссии (ЕС) 2015/640   от 23 апреля 2015 г. – Дополнительные требования к летной годности  

  • Правила простого доступа: Дополнительные требования к летной годности (Правила (ЕС) № 2015/640)

Поддержание летной годности

Воздушный экипаж

Регламент Комиссии (ЕС) № 1178/2011 от 3 ноября 2011 г. — Экипаж

  • Правила упрощенного доступа:
    Экипаж (Регламент (ЕС) № 1178/2011)
  • Правила простого доступа:  Учебные устройства для моделирования полетов на самолете (CS-FSTD(A))
  • Правила простого доступа: Учебные устройства для имитации полета на вертолете (CS-FSTD(H))

Воздушные операции

Надувные шарики

Регламент Комиссии (ЕС) 2018/395 от 13 марта 2018 г. — Воздушные шары: эксплуатация и лицензирование летного экипажа

Планеры

Комиссия по внедрению Регламента (ЕС) 2018/1976 от 14 декабря 2018 г. — Парус: Лицензирование операции и летного экипажа

  • Правила легкого доступа: Правила правил плавного плана — Легкие Правила доступа (EU) 2018/1976 Правила правил парусной платы — Easy Access (EU) 2018/1976969 )

ТШО — операторы из третьих стран

Регламент Комиссии (ЕС) № 452/2014 от 29 апреля 2014 г. Воздушные перевозки эксплуатантов из третьих стран

  • Правила упрощенного доступа: Эксплуатанты из третьих стран (Регламент (ЕС) № 452/2014)

Предоставление услуг ОрВД/ANS – Организация воздушного движения/Аэронавигационное обслуживание

Регламент Комиссии (ЕС) 2017/373 от 1 марта 2017 г. — Общие требования к ОрВД/ANS0108

(см. также «Правила единого европейского неба (SES)»)

 

 

Функциональная совместимость ОрВД/ANS – Организация воздушного движения/Аэронавигационное обслуживание

Комиссия по внедрению (ЕС) № 1079/2012

Комиссия по внедрению (ЕС) № 1207/2011

Регуляция комиссии (EU). ) № 73/2010

Commission Regulation (EC) No 262/2009

Commission Regulation (EC) No 29/2009

Commission Regulation (EC) No 633/2007

Commission Regulation (EC) No 1033 /2006

Регламент Комиссии (ЕС) № 1032/2006

ATCO — авиадиспетчеры

Регламент Комиссии (ЕС) 2015/340 от 20 февраля 2015 г. Лицензии и сертификаты авиадиспетчеров

AUR — Требования к использованию воздушного пространства (ACAS II)

Регламент Комиссии (ЕС) № 1332/2011 от 16 сентября 2011 г. — Требования к использованию воздушного пространства и рабочие процедуры для предотвращения столкновений в воздухе

AUR — Требования к использованию воздушного пространства (PBN)

Исполнительный регламент Комиссии (ЕС) 2018/1048 от 18 июля 2018 г. – Требования к использованию воздушного пространства и рабочие процедуры, касающиеся навигации, основанной на характеристиках

SERA — Стандартизированные европейские правила полетов

Исполнительный регламент Комиссии (ЕС) № 923/2012 от 26.09.2012 — SERA

  • Правила простого доступа: Стандартизированные европейские правила полетов (Регламент (ЕС) № 923/2012)
  • Правила простого доступа:  Удаленные аэродромные службы воздушного движения

ДОПОГ – Аэродромы

Регламент Комиссии (ЕС) № 139/2014 – Аэродромы

  • Правила простого доступа:  Удаленные аэродромные службы воздушного движения
  • БАС — Беспилотные авиационные системы

    Исполнительный регламент Комиссии (ЕС) 2019/947 от 24 мая 2019 г. о правилах и процедурах эксплуатации беспилотных летательных аппаратов систем и эксплуатантов беспилотных авиационных систем из третьих стран

    • Правила простого доступа: Беспилотные авиационные системы (Регламент (ЕС) 2019 г./947 и Регламент (ЕС) 2019/945)

     

    U-пространство

    Регламент Комиссии (ЕС) 2021/664 от 22 апреля 2021 г. о нормативно-правовой базе для U-space

    Апелляционный совет

    Регламент Комиссии (ЕС) № 104/2004 от 22 января 2004 г.0108

    Пошлины и сборы

    Исполнительный регламент Комиссии (ЕС) 2019/2153 от 16 декабря 2019 г. – Сборы и сборы

    Штрафы и пени

    Исполнительный регламент Комиссии (ЕС) № 646/2012 от 16 июля 2012 г. – Штрафы и пени

    • Правила простого доступа:  Штрафы и пени (Постановление (ЕС) № 646/2012)

    Отчет о происшествиях

    Регламент (ЕС) № 376/2014 Европейского парламента и Совета от 3 апреля 2014 года – Отчеты о происшествиях

    Инспекции по стандартизации

    Комиссия по внедрению правила (ЕС) № 628/2013 от 28 июня 2013 г.

    Оставить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *