Статья 313 Уголовного кодекса РФ в новой редакции с Комментариями и последними поправками на 2023 год
Новая редакция Ст. 313 УК РФ
1. Побег из места лишения свободы, из-под ареста или из-под стражи, совершенный лицом, отбывающим наказание или находящимся в предварительном заключении, —
наказывается принудительными работами на срок до четырех лет либо лишением свободы на тот же срок.
2. То же деяние, совершенное группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, —
наказывается принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок.
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия, а равно с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия, —
наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок до восьми лет.
Комментарий к Статье 313 УК РФ
1. Объектом преступного посягательства являются общественные отношения, обеспечивающие обязательность процессуальных актов в части применения наказания или иных принудительных мер.
2. Объективная сторона составов преступления выражается в действии и заключается либо в незаконном оставлении территории места лишения свободы (ареста), либо в неправомерном самоосвобождении из-под стражи, либо отклонении от установленного маршрута передвижения. Причем любая форма побега по своей сути есть деятельность осужденного, направленная на то, чтобы соответствующие лица и органы утратили хотя бы на время возможность осуществления контроля за ним, т.е. самоосвобождение из-под такого контроля. Представляется, что именно незаконность оставления места заключения или самовольность освобождения из-под стражи отличают данный состав преступления от уклонения от отбывания наказания в виде лишения свободы.
В качестве побега может рассматриваться и самовольное оставление больницы, находящейся за пределами тюрьмы или колонии, в которую осужденный был помещен для медицинского обслуживания или лечения. Однако это верно лишь для тех случаев, когда осужденный продолжает оставаться под надзором специально уполномоченных на то лиц.
3. Важным является выяснение понятий «место лишения свободы», «нахождение под стражей» и «нахождение под арестом». Ознакомление со ст. 73 и 74 УИК позволяет заключить, что местом лишения свободы является исправительное учреждение, к которому закон относит исправительные колонии (с различным режимом), воспитательные колонии, тюрьмы, лечебные исправительные учреждения, и признает, что в отношении осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, функции исправительных учреждений выполняют следственные изоляторы. Ошибочно было бы относить к местам лишения свободы дисциплинарные воинские части. Содержание в дисциплинарной воинской части является самостоятельным видом уголовного наказания, отличным как от ареста, так и от лишения свободы. Вместе с тем побег из дисциплинарной воинской части является преступным деянием. Думается, что законодатель потому и не упомянул о нем в ст. 313, что его совершение рассматривается как посягательство на иной основной объект — установленный порядок несения воинской службы. В ч. 2 ст. 337 предусматривается УО за самовольное оставление части или места службы продолжительностью свыше двух суток, но не более десяти суток, совершенное военнослужащим, отбывающим наказание в дисциплинарной воинской части. Если данное деяние продолжалось свыше одного месяца, то нет никаких препятствий для применения ч. 4 ст. 337, поскольку, отбывая наказание в дисциплинарной части, субъект рассматривается как проходящий военную службу. Если подобные действия совершены с целью уклонения от военной службы, то деяние может квалифицироваться как дезертирство (ст. 338).
3.1. Нахождение под арестом по смыслу коммент. статьи есть нахождение в месте отбывания наказания в виде ареста, которое согласно ч. 1 ст. 68 УИК отбывается осужденными в арестных домах.
3.2. Нахождение под стражей есть такое состояние несвободы гражданина, которое обеспечивается специально уполномоченными на то лицами, осуществляющими за заключенными под стражу надзор и препятствующими их общению без специального на то разрешения с лицами, находящимися на воле. Побег из-под стражи может произойти в зале суда, при конвоировании (этапировании) заключенного, при содержании в следственном изоляторе или в других местах. Понятие «побег из-под стражи» законодатель связывает не с оставлением какого-либо места, а с самоосвобождением гражданина из-под контроля лиц, обязанных осуществлять за ним надзор и его охрану. Причем не имеет значения, должным ли образом выполнялась данная обязанность.
4. Преступление окончено (составами) в момент оставления виновным соответствующего места или выхода его из-под контроля соответствующих уполномоченных лиц. Оставление же соответствующего места констатируется лишь тогда, когда лицо миновало его территорию, преодолело последнее заградительное сооружение или иной элемент охраны.
Затруднения вызывает определение момента окончания побегов осужденных, пользующихся правом бесконвойного передвижения и находящихся за пределами колонии на законных основаниях. Побег в подобных ситуациях следует считать оконченным с момента выхода осужденного за пределы маршрута передвижения, если субъект преодолел реальную (или определяемую мысленно) линию контроля (охраны). С этого момента не может быть и речи о добровольном отказе от совершения преступления.
5. Как все длящиеся преступления, побег из мест лишения свободы фактически завершается вследствие действия самого виновного, направленного к прекращению преступления, или наступления событий, препятствующих его совершению (например, вмешательство органов власти).
6. В качестве субъектов преступного посягательства законодатель называет лиц, отбывающих наказание или находящихся в предварительном заключении.
7. Понятие «предварительное заключение» охватывает собой все формы законного содержания под стражей до вступления приговора в законную силу, а именно: содержание под стражей обвиняемых и подозреваемых в порядке меры пресечения; содержание под стражей подозреваемого, задержанного в порядке статье 91 УПК.
8. Отнесение деяния, предусмотренного коммент. статьей, к преступлениям против правосудия исключает квалификацию по данной статье действий лиц, находящихся в местах лишения свободы или под стражей без законных на то оснований.
9. Совершение побега является преступлением с прямым умыслом. Содержание его охватывает осознание лицом своего уголовно-правового положения или обязанности подвергаться мерам процессуального принуждения, факта преодоления реальной или воображаемой линии охраны, незаконности данного факта, желание тем самым вернуть утраченные в связи с лишением свободы возможности распоряжаться собой.
10. К квалифицированному составу преступления относится то же деяние, совершенное: а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой. К особо квалифицированному — деяние, совершенное: а) с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия; б) с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия.
11. Определение понятий «совершение преступления по предварительному сговору группой лиц», «совершение преступления организованной группой» дается в ст. 35. Однако в качестве членов группы должны рассматриваться лишь лица, отбывающие наказание либо находящиеся в предварительном заключении. Действия иных лиц в соответствии с указаниями ч. 3 и 4 ст. 34 должны оцениваться как соучастие в преступлении со ссылкой на ст. 33.
12. Содержание признака «применение насилия, опасного для жизни или здоровья», а равно угрозы применения такого насилия аналогично содержанию этого понятия в других составах преступлений. Специфику следует искать в назначении насилия или угрозы, а также круге лиц, к которым они применяются. Насилие (угроза) есть средство преодоления препятствий на пути к оставлению места лишения свободы, ареста или избавления от стражи, и применяться оно может ко всем, кто препятствует или может воспрепятствовать побегу, в том числе и к другим осужденным. За пределами коммент. состава преступления находится не только убийство, но и умышленное причинение тяжкого вреда здоровью. Требует дополнительной квалификации и захват заложников.
13. Понятие «применение оружия или предметов, используемых в качестве оружия» также употребляется для описания других составов преступлений. Содержание этого понятия не должно выходить за рамки сознательного использования поражающих свойств оружия или иных предметов. Именно в этом смысле понятие «применение оружия» раскрывается в ряде законодательных актов. Так, в Законе о милиции (ч. 1 — 2 ст. 15, ч. 1 ст. 16) понятие «применение оружия» наполнено именно этим смыслом и отличается как от использования оружия, не связанного с причинением вреда здоровью человека, так и от обнажения оружия.
14. Простой и квалифицированный побег отнесен законодателем к категории преступлений средней тяжести, а особо квалифицированный — к категории тяжких преступлений.
Другой комментарий к Ст. 313 Уголовного кодекса Российской Федерации
1. Объективная сторона заключается в самовольном оставлении места лишения свободы, места содержания под арестом или под стражей.
Места лишения свободы перечислены в ч. 1 ст. 56 УК РФ. Функции исправительных учреждений выполняют также следственные изоляторы в отношении осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, и осужденных на срок не свыше шести месяцев, оставленных в следственных изоляторах с их согласия.
Осужденные, отбывающие лишение свободы в колониях-поселениях, с разрешения администрации исправительного учреждения могут передвигаться без надзора вне колонии-поселения, но в пределах территории соответствующего административно-территориального образования. Самовольное оставление указанной территории также является побегом.
Уголовное наказание в виде ареста отбывается в арестных домах, а примененное к военнослужащим — на гауптвахте.
Местами содержания под стражей являются следственные изоляторы, изоляторы временного содержания.
Лицо пребывает под стражей, также находясь в транспортном средстве, используемом для этапирования подозреваемых, обвиняемых, осужденных; в пересылочном пункте; в кабинете дознавателя, следователя, прокурора, в зале суда; будучи где-либо под конвоем.
Побег является длящимся преступлением. Юридически оно окончено (имеет место состав преступления) в момент оставления осужденным территории исправительного учреждения или арестного дома, выхода лица, находящегося под стражей, из-под контроля. Фактическое завершение преступления связано с задержанием преступника, совершившего побег, явкой его с повинной либо изменением законодательства, устраняющим обязанность отбыть наказание за совершенное деяние или содержаться под стражей.
2. Субъектом преступления выступает лицо, отбывающее наказание в виде лишения свободы или ареста, а также находящееся в предварительном заключении.
3. Квалифицирующим признаком является совершение преступления группой лиц по предварительному сговору или организованной группой. Первую образуют лица, обладающие признаками специального субъекта. Вторую — как общие, так и специальные субъекты преступления; действия (бездействие) каждого из них квалифицируются как деяние исполнителя.
4. Насилие, опасное для жизни или здоровья, как особо квалифицирующий признак состава преступления, предполагает причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью, а также совершение действий, не влекущих названных последствий, но создающих опасность для жизни или здоровья (например, удушение). Причинение тяжкого вреда здоровью или смерти требует квалификации содеянного по совокупности преступлений, предусмотренных ст. 313 и ст. ст. 111 или 105 УК РФ соответственно.
Угроза применения насилия, опасного для жизни или здоровья, не предполагает привлечения виновного к ответственности дополнительно по ст. 119 УК РФ.
Под применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия, понимается их употребление для физического или психического воздействия на потерпевшего, а также иные действия, свидетельствующие о намерении применить насилие посредством указанных предметов.
Прокурор разъясняет — Прокуратура Челябинской области
Прокурор разъясняет
- 18 декабря 2015, 11:07
Уголовная ответственность по делам о побеге из мест лишения свободы, из-под стражи или ареста
Текст
Поделиться
Разъясняет начальник апелляционного отдела уголовно-судебного управления Дмитрий Александрович Тимофеев
Статьей 313 УК РФ предусмотрена ответственность за побег из мест лишения свободы, из-под ареста и из-под стражи.
Часть первая данной статьи предусматривает уголовную ответственность за указанные действия, совершенные лицом, отбывающим наказание или находящимся в предварительном заключении и предусматривает одним из видов наказания лишение свободы до 4 лет.
Часть вторая предусматривает более строгую ответственность за совершение преступления группой лиц по предварительному сговору или организованной группой – до пяти лет лишения свободы.
Часть третья предусматривает ответственность, если применяется насилие, опасное для жизни и здоровья, либо угроза применения такого насилия, а равно с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия, санкция предусматривает наказание в виде лишения свободы сроком до 8 лет.
Данное преступление посягает на нормальную деятельность органов по исполнению судебного акта.
Субъектом преступления может быть лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающие наказание; лица, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу.
Субъектом преступления не могут быть лица, совершившие побег из изолятора временного содержания, в которые они были водворены в порядке административного задержания, также лицо, которое незаконно осуждено к лишению свободы, или которому незаконно избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.
Объективная сторона преступления заключается в самовольном оставлении осужденным или лицом, находящимся под стражей, мест лишения Минюста РФ, иных учреждений.
Самовольным признается оставление мест лишения свободы, салона машины во время перевозки подсудимого из следственного изолятора в суд, помещения суда и т.п. без соответствующего разрешения. При этом для самовольного оставления места содержания под стражей у лица нет законных оснований.
Местом лишения свободы являются колонии-поселения, лечебные исправительные учреждения, исправительные и воспитательные колонии, тюрьмы. К местам предварительного заключения относятся: следственные изоляторы, изоляторы временного содержания, пересылочные пункты, транспортные средства для этапирования лиц и др.
Побег может быть совершен из помещения суда, кабинета следователя и т.д. Побегом будет самовольное оставление места работы, расположенного за пределами охраняемой территории, лицом, которому разрешено передвижение без конвоя. Незаконное оставление помещения для свидания, находящегося за пределами колонии, тоже является побегом.
Преступление окончено с момента оставления мест лишения свободы или предварительного заключения. При побеге из-под стражи преступление окончено с момента выхода лица из-под контроля охраняющих лиц.
Уголовная ответственность по делам о побеге из мест лишения свободы, из-под стражи или ареста
Разъясняет начальник апелляционного отдела уголовно-судебного управления Дмитрий Александрович Тимофеев
Статьей 313 УК РФ предусмотрена ответственность за побег из мест лишения свободы, из-под ареста и из-под стражи.
Часть первая данной статьи предусматривает уголовную ответственность за указанные действия, совершенные лицом, отбывающим наказание или находящимся в предварительном заключении и предусматривает одним из видов наказания лишение свободы до 4 лет.
Часть вторая предусматривает более строгую ответственность за совершение преступления группой лиц по предварительному сговору или организованной группой – до пяти лет лишения свободы.
Часть третья предусматривает ответственность, если применяется насилие, опасное для жизни и здоровья, либо угроза применения такого насилия, а равно с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия, санкция предусматривает наказание в виде лишения свободы сроком до 8 лет.
Данное преступление посягает на нормальную деятельность органов по исполнению судебного акта.
Субъектом преступления может быть лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающие наказание; лица, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу.
Субъектом преступления не могут быть лица, совершившие побег из изолятора временного содержания, в которые они были водворены в порядке административного задержания, также лицо, которое незаконно осуждено к лишению свободы, или которому незаконно избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.
Объективная сторона преступления заключается в самовольном оставлении осужденным или лицом, находящимся под стражей, мест лишения Минюста РФ, иных учреждений.
Самовольным признается оставление мест лишения свободы, салона машины во время перевозки подсудимого из следственного изолятора в суд, помещения суда и т.п. без соответствующего разрешения. При этом для самовольного оставления места содержания под стражей у лица нет законных оснований.
Местом лишения свободы являются колонии-поселения, лечебные исправительные учреждения, исправительные и воспитательные колонии, тюрьмы. К местам предварительного заключения относятся: следственные изоляторы, изоляторы временного содержания, пересылочные пункты, транспортные средства для этапирования лиц и др.
Побег может быть совершен из помещения суда, кабинета следователя и т.д. Побегом будет самовольное оставление места работы, расположенного за пределами охраняемой территории, лицом, которому разрешено передвижение без конвоя.
Преступление окончено с момента оставления мест лишения свободы или предварительного заключения. При побеге из-под стражи преступление окончено с момента выхода лица из-под контроля охраняющих лиц.
Украина: Что делать с подражательным правосудием России
Александр Бастрыкин, глава Следственного комитета России , , сообщил правительственной газете «Российская газета», что против граждан Украины начато более 1300 уголовных расследований. Он также предложил создать международный трибунал, поддержанный такими странами, как Иран, Сирия и Боливия, традиционными союзниками России, согласно сообщению Би-би-си от 25 июля. закона, совершенного Россией в последнее время, с юридической точки зрения это заявление трудно воспринимать всерьез», — говорит Сергей Васильев, российско-голландский эксперт по международному уголовному праву из Амстердамского университета. «Это заявление может иметь смысл только в том случае, если оно помещено в контекст идеологического закона. Конечная цель состоит в том, чтобы противопоставить российский квазизаконнический нарратив о преступлении и наказании многочисленным усилиям и инициативам по привлечению к ответственности предполагаемых военных преступников, предпринимаемым Западом и Украиной».
После российской агрессии 24 февраля Украина проявила удивительно быструю и проницательную юридическую атаку против российских военных преступлений, как сообщает «Justice Info», а также оказала военное сопротивление на местах. Международный уголовный суд и многие западные государства начали расследование военных преступлений. Украина заявляет, что возбудила более 21 000 дел и уже проводит первые судебные процессы над военными преступниками в отношении пленных российских солдат.
«Все отрицать и обвинять другую сторону»
Наталья Секретарева, юрист российской общественной организации «Мемориал защиты прав человека», говорит, что Москва может рассматривать эти заявления и возможные судебные преследования как «необходимые для поддержания нарратива, который государство продвигает уже восемь лет». «Это показывает, как власти часто реагируют на заявления о нарушениях», — сказала она в интервью «Justice Info». «Они все отрицают и обвиняют другую сторону. Адвокаты, работающие с жертвами пыток, могут подтвердить, сколько раз полиция заявляла, что человек выпадал из окна или наносил себе телесные повреждения».
Amnesty International также отреагировала на российские новости, раскритиковав «отсутствие прозрачности» и «наглое пренебрежение международными правами на справедливый суд и международное гуманитарное право» со стороны властей Москвы. «В Женевских конвенциях четко указано, что военнопленные, в том числе военнослужащие, защищены от судебного преследования за участие в боевых действиях», — заявил Денис Кривошеев, заместитель директора Amnesty International по Восточной Европе и Центральной Азии, в пресс-релизе от 25 июля. «Если людям предъявляются обвинения в предполагаемых преступлениях против человечности, должны быть достаточные доказательства в поддержку такого утверждения. Российские власти не предоставили никаких доказательств в поддержку этих обвинений. Вместо этого они распространяли дезинформацию, обвиняя украинские силы в таких действиях, как разрушение Мариупольского театра, гражданского здания, разрушенного преднамеренной атакой России».
Нет в российском уголовном праве «преступлений против человечности»
Васильев считает, что ссылки в западных докладах на «преступления против человечности» могут быть ошибочными, поскольку эти преступления не инкорпорированы в российское уголовное право. «Бастрыкин якобы сказал, что речь идет о «преступлениях против мира и безопасности человечества» — но это явно относится ко всей главе 34 УК РФ, в которой 10 статей, в том числе касающихся агрессивной войны, применения запрещенных средств и методов. войны (зачаточное положение о военных преступлениях), реабилитацию нацизма, геноцид, наемничество, нападения на персонал, пользующийся международной защитой, и акты международного терроризма», — поясняет он. «В Уголовном кодексе нет положения о преступлениях против человечности как отдельной категории — это один из серьезных пробелов в доместикации МПУ [международного уголовного права] в России. Таким образом, можно ожидать, что указанные обвинения касаются любого из вышеупомянутых преступлений, но преступления против человечности не входят в их число».
Секретарева согласна. «Российский Уголовный кодекс не кодифицирует преступления против человечности, так что, наверное, власти никого в этом обвинять не будут», — говорит она. «Но опять же довольно сложно предсказать, что произойдет, потому что не очень понятно, какова правовая основа действий российских властей».
Она также говорит, что, насколько ей известно, Россия пока не представила никаких доказательств. «Я не уверен, что это когда-либо произойдет. Например, мы понятия не имеем, на каком основании судья Верховного суда Назарова объявила «Азов» террористической организацией», — говорит она, имея в виду батальон «Азов» — неоднозначное подразделение, включенное в состав украинской армии и сыгравшее ключевую роль в обороне Мариуполя. «Кроме того, только власти имеют доступ к тому, что происходит на оккупированной территории. Так что, даже если бы кто-то хотел получить доступ к каким-то данным, скажем, по Мариуполю, он бы не смог. Говорят, что Следственный комитет допрашивает граждан Украины, прибывающих в Россию из зон конфликтов».
Око за око?
Васильев рассматривает действия России как часть попытки Кремля «сплести альтернативную реальность с самодельным повествованием о жертве». Он отмечает, что Москва использовала обвинения в «геноциде» украинцев в отношении русскоязычных на востоке как оправдание своей агрессии. Москва также заявила, что ей необходимо «денацифицировать» Украину. Но учитывая украинское и западное наступление на российские военные преступления, контрнаступление Москвы было медленным, и теперь «российские правоохранительные органы медленно догоняют в выполнении этой идеологической функции».
«Это не просто око за око, это аспект более широкого предприятия, требующего владения концептуальным аппаратом и риторической мощью ICL, посредством чего Россия пытается бросить вызов западной монополии на проект», — говорит он. «Однако с точки зрения доставки это заявление выглядит как попугай и служит ответом на ловкое использование Украиной уголовного права в качестве оружия. Обратите внимание на навязчивую идею количественной оценки, которая отслеживает сообщения Генпрокуратуры Украины: она упоминает (впечатляющее) количество дел и обвиняемых только для того, чтобы намекнуть на масштаб учений и намерение вести статистику впредь».
И Васильев, и Amnesty International также отмечают, что новость последовала за делом в начале июня, когда сепаратистский «суд» в оккупированном Россией Донецке на востоке Украины приговорил к смертной казни двух захваченных граждан Великобритании и гражданина Марокко за то, что они были «наемниками». «Я рассматриваю это как часть континуума аналогичных заявлений и усилий России за последние месяцы — своего рода продолжение идеи международного трибунала в Донецке для суда над защитниками «Азовстали» [в Мариуполе]; и недавние приговоры и смертные приговоры «ДНР» троице британских и марокканских «наемников», которые на самом деле являются военнослужащими ВСУ и не могут быть привлечены к уголовной ответственности за участие в боевых действиях», — говорит Васильев. .
Бастрыкин и внутренняя борьба за власть
Неясно, говорит Секретарева, являются ли люди, которым, по словам России, предъявлены обвинения или которые она планирует привлечь к ответственности, военнопленные [военнопленные] или украинцы, все еще находящиеся в Украине. «Я бы сказала, возможно, и то, и другое», — говорит она. «Если судебные процессы будут проходить в «ДНР» или «ЛНР» [поддерживаемых Россией сепаратистских государствах на востоке Украины], никто не будет иметь доступа к процессу. Если они произойдут в России, это может быть то же самое».
Васильев также считает, что в игру вступают российские внутриполитические соображения. «Бастрыкин, глава Следственного комитета, является видным и влиятельным «силовиком» (силовиком из спецслужб) в режиме, который долгое время находился на службе. Как и все остальные в высшем эшелоне, он оказывается в эпицентре тайной борьбы за власть между элитами, борющимися за влияние и внимание», — говорит он. «Возглавление международного уголовного права от имени России и организация судебных преследований украинских «международных преступников» — это для него способ еще раз продемонстрировать свою лояльность линии партии войны и ее лидеру. Он использует полномочия, доступные в сфере, находящейся под его контролем, чтобы укрепить свой общественный авторитет и закрепить свое положение в нынешнем политическом созвездии и в любом режиме, который может прийти после него».
Рекомендуем к прочтению
Государственная Дума принимает более суровые наказания за государственную измену
Russia Monitor – это обзор наиболее важных событий, связанных с внутренней и внешней безопасностью России, а также ее внешней политикой.
Дата: 29 июля 2022 г. Автор: Гжегож Кучиньски
Поправки к Уголовному кодексу России еще больше погружают страну в атмосферу страха, давая режиму инструменты для преследования журналистов и ученых мужей.
Государственная Дума, нижняя палата российского парламента, 6 июля приняла ряд поправок о государственной измене и шпионаже в Уголовный кодекс РФ. Они расширяют существующее в России определение государственной измены и шпионажа. Государственная измена наказывается лишением свободы на срок от 10 до 20 лет по статье 275 УК РФ. Закон расширит существующее в России определение шпионажа, внося поправки в статью 276 Уголовного кодекса, которая также наказывается лишением свободы на срок до 20 лет. Новый закон предусматривает тюремное заключение для тех, кто признан виновным в распространении «ложной информации». После внесения поправок российское законодательство будет предусматривать следующие наказания за такие призывы: до восьми лет за участие в деятельности иностранных организаций, до семи лет лишения свободы за онлайн-действия, направленные на подрыв безопасности России, и до четырех лет лишения свободы за выставление нацистской символики. В статью 275.1 УК РФ добавлен новый закон, предусматривающий уголовную ответственность за любые «тайные» контакты не только с иностранными спецслужбами, но и вообще с любой иностранной или международной организацией, действующей в интересах иностранной разведки. Новое законодательство распространяется на «сбор разведывательных данных для передачи иностранному противнику любой информации, которая может быть использована против Российской Федерации и ее безопасности».
