262 статья гпк рф с комментариями: последние изменения и поправки, судебная практика

Глава 27 ГПК РФ. Гражданский процессуальный кодекс с комментариями в действующей редакции

ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

Гражданский кодекс часть 1

Глава 1. ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Глава 2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ И ОБЯЗАННОСТЕЙ, ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ И ЗАЩИТА ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ

Глава 3. ГРАЖДАНЕ (ФИЗИЧЕСКИЕ ЛИЦА)

Глава 4. ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА

Глава 5. УЧАСТИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ В ОТНОШЕНИЯХ, РЕГУЛИРУЕМЫХ ГРАЖДАНСКИМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ

Глава 6. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Глава 7. ЦЕННЫЕ БУМАГИ

Глава 8. НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ БЛАГА И ИХ ЗАЩИТА

Глава 9. СДЕЛКИ

Глава 9.1. РЕШЕНИЯ СОБРАНИЙ

Глава 10. ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО. ДОВЕРЕННОСТЬ

Глава 11. ИСЧИСЛЕНИЕ СРОКОВ

Глава 12. ИСКОВАЯ ДАВНОСТЬ

Глава 13. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Глава 14. ПРИОБРЕТЕНИЕ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ

Глава 15. ПРЕКРАЩЕНИЕ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ

Глава 16. ОБЩАЯ СОБСТВЕННОСТЬ

Глава 17. ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ И ДРУГИЕ ВЕЩНЫЕ ПРАВА НА ЗЕМЛЮ

Глава 18. ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ И ДРУГИЕ ВЕЩНЫЕ ПРАВА НА ЖИЛЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ

Глава 19. ПРАВО ХОЗЯЙСТВЕННОГО ВЕДЕНИЯ, ПРАВО ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Глава 20. ЗАЩИТА ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ И ДРУГИХ ВЕЩНЫХ ПРАВ

Глава 21. ПОНЯТИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

Глава 22. ИСПОЛНЕНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ

Глава 23. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИСПОЛНЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ

Глава 24. ПЕРЕМЕНА ЛИЦ В ОБЯЗАТЕЛЬСТВЕ

Глава 25. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ

Глава 26. ПРЕКРАЩЕНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ

Глава 27. ПОНЯТИЕ И УСЛОВИЯ ДОГОВОРА

Глава 28. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ДОГОВОРА

Глава 29. ИЗМЕНЕНИЕ И РАСТОРЖЕНИЕ ДОГОВОРА

Гражданский кодекс часть 2

Глава 30. КУПЛЯ-ПРОДАЖА

Глава 31. МЕНА

Глава 32. ДАРЕНИЕ

Глава 33. РЕНТА И ПОЖИЗНЕННОЕ СОДЕРЖАНИЕ С ИЖДИВЕНИЕМ

Глава 34. АРЕНДА

Глава 35. НАЕМ ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ

Глава 36. БЕЗВОЗМЕЗДНОЕ ПОЛЬЗОВАНИЕ

Глава 37. ПОДРЯД

Глава 38. ВЫПОЛНЕНИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ, ОПЫТНО-КОНСТРУКТОРСКИХ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ РАБОТ

Глава 39. ВОЗМЕЗДНОЕ ОКАЗАНИЕ УСЛУГ

Глава 40. ПЕРЕВОЗКА

Глава 41. ТРАНСПОРТНАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ

Глава 42. ЗАЕМ И КРЕДИТ

Глава 43. ФИНАНСИРОВАНИЕ ПОД УСТУПКУ ДЕНЕЖНОГО ТРЕБОВАНИЯ

Глава 44. БАНКОВСКИЙ ВКЛАД

Глава 45. БАНКОВСКИЙ СЧЕТ

Глава 46. РАСЧЕТЫ

Глава 47. ХРАНЕНИЕ

Глава 47.1. УСЛОВНОЕ ДЕПОНИРОВАНИЕ (ЭСКРОУ)

Глава 48. СТРАХОВАНИЕ

Глава 49. ПОРУЧЕНИЕ

Глава 50. ДЕЙСТВИЯ В ЧУЖОМ ИНТЕРЕСЕ БЕЗ ПОРУЧЕНИЯ

Глава 51. КОМИССИЯ

Глава 52. АГЕНТИРОВАНИЕ

Глава 53. ДОВЕРИТЕЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВОМ

Глава 54. КОММЕРЧЕСКАЯ КОНЦЕССИЯ

Глава 55. ПРОСТОЕ ТОВАРИЩЕСТВО

Глава 56. ПУБЛИЧНОЕ ОБЕЩАНИЕ НАГРАДЫ

Глава 57. ПУБЛИЧНЫЙ КОНКУРС

Глава 58. ПРОВЕДЕНИЕ ИГР И ПАРИ

Глава 59. ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ВСЛЕДСТВИЕ ПРИЧИНЕНИЯ ВРЕДА

Глава 60. ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ВСЛЕДСТВИЕ НЕОСНОВАТЕЛЬНОГО ОБОГАЩЕНИЯ

Гражданский кодекс часть 3

Глава 61. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О НАСЛЕДОВАНИИ

Глава 62. НАСЛЕДОВАНИЕ ПО ЗАВЕЩАНИЮ

Глава 63. НАСЛЕДОВАНИЕ ПО ЗАКОНУ

Глава 64. ПРИОБРЕТЕНИЕ НАСЛЕДСТВА

Глава 65. НАСЛЕДОВАНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ИМУЩЕСТВА

Глава 66. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Глава 67. ПРАВО, ПОДЛЕЖАЩЕЕ ПРИМЕНЕНИЮ ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ЛИЦ

Глава 68. ПРАВО, ПОДЛЕЖАЩЕЕ ПРИМЕНЕНИЮ К ИМУЩЕСТВЕННЫМ И ЛИЧНЫМ НЕИМУЩЕСТВЕННЫМ ОТНОШЕНИЯМ

Гражданский кодекс часть 4

Глава 69. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Глава 70. АВТОРСКОЕ ПРАВО

Глава 71. ПРАВА, СМЕЖНЫЕ С АВТОРСКИМИ

Глава 72. ПАТЕНТНОЕ ПРАВО

Глава 73. ПРАВО НА СЕЛЕКЦИОННОЕ ДОСТИЖЕНИЕ

Глава 74. ПРАВО НА ТОПОЛОГИИ ИНТЕГРАЛЬНЫХ МИКРОСХЕМ

Глава 75. ПРАВО НА СЕКРЕТ ПРОИЗВОДСТВА (НОУ-ХАУ)

Глава 76. ПРАВА НА СРЕДСТВА ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ, ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ И ПРЕДПРИЯТИЙ

Глава 77. ПРАВО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОСТАВЕ ЕДИНОЙ ТЕХНОЛОГИИ

Статья 262. Дела, рассматриваемые судом в порядке особого производства

Статья 263. Порядок рассмотрения и разрешения дел, рассматриваемых судом в порядке особого производства

Проблемы определения вида судопроизводства при рассмотрении в судах общей юрисдикции гражданских дел о защите от диффамации

Кобзаренко Елена Михайловна

ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия», город Саратов

Эффективность защиты прав и законных интересов лиц, обратившихся в суд с требованиями о защите от диффамации, зависит, в числе прочих причин, от правильности выбора вида производства.

Под видом производства принято понимать «определяемый характером и спецификой подлежащего защите материального права или охраняемого законом интереса процессуальный порядок возбуждения, рассмотрения, разрешения определенных групп гражданских дел». [1, с.30] С этой дефиницией возможно согласиться лишь отчасти, поскольку в определении ничего не сказано о том, каким образом группируются гражданские дела. Исследуя вопрос о порядке судопроизводства при рассмотрении гражданских дел о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц в судах общей юрисдикции, прежде всего, необходимо выяснить, если ли у нас основания считать, что такие требования должны быть рассмотрены именно в порядке искового производства.

Следует согласиться с О.В. Исаенкова, которая сформулировала ряд обязательных признаков, присущих исковому производству: « наличие спора о цивильном праве, который призван разрешить суд; равенство субъектов спора; предметом защиты выступает нарушенное или оспоренное право или охраняемый законом интерес;  возбуждается исключительно подачей в суд особого процессуального документа – искового заявления, отвечающего требованиям ст.

131 ГПК РФ».[2, с.60]

Имея возможность соотнести названные характерные черты и гражданско-правовое требование о защите от диффамации, можно заключить, что в нем имеются все необходимые для отнесения к исковому производству элементы. Однако этот вывод справедлив лишь в случае, если инициатору обращения в суд известен нарушитель его прав.

Исследуя особый порядок рассмотрения гражданских дел судами общей юрисдикции, прежде всего, следует обратиться к положениям части 1 статье 262 ГПК ПФ, которая содержит исчерпывающий перечень гражданских дел, рассматриваемых в порядке особого производства. Однако законодатель предусмотрел возможность его расширения в случае принятия федерального закона, которым к рассмотрению в порядке особого производства будут отнесены и другие дела. Об этом в части 2 статьи 262 ГПК РФ имеется соответствующее указание.

1 октября 2013 года вступил в законную силу Федеральный закон от 02.07.2013 N 142-ФЗ «О внесении изменений в подраздел 3 раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», которым, в том числе, были внесены изменения в главу 8 ГК РФ «Нематериальные блага и их защита». Затронули они и порядок судопроизводства по спорам о диффамации. Впервые законодатель предусмотрел новый способ правовой защиты нематериальных благ — возможность обращения в суд с заявлением о признании распространенных сведений не соответствующими действительности в порядке особого производства (пункт 8 статьи 152 ГК РФ). До этого момента такие споры рассматривались исключительно в порядке искового судопроизводства, с участием сторон. При этом на инициатора иска о защите от диффамации, возлагалась обязанность указать в исковом заявлении сведения об ответчике. В случае анонимного распространения порочащих сведений, истец, по существу, лишался судебной защиты, поскольку объективно не мог исполнить требования п.3 ч.2. ст.131 ГПК РФ. Существовала ситуация, при которой факт нарушения прав и законных интересов потенциального истца имел место, а способ защиты нарушенного права в законодательстве отсутствовал. Устранение пробела в законодательстве было ожидаемо. Можно с уверенностью сказать, что такая модернизация закона явилась актуальным ответом на появление новых средств и способов передачи и распространения информации с использованием всемирной сети Интернет.

Анализ норм процессуального законодательства в совокупности с материально-правовыми нормами, регулирующими защиту от диффамации, позволяет сделать вывод о существовании пробела в процессуальном законодательства, который нуждается в восполнении.

Часть 3 статьи 263 ГПК РФ в действующей в настоящее время редакции гласит: «В случае, если при подаче заявления или рассмотрении дела в порядке особого производства устанавливается наличие спора о праве, суд выносит определение об оставлении заявления без рассмотрения, в котором разъясняет заявителю и другим заинтересованным лицам их право разрешить спор в порядке искового производства».

Содержание этой процессуальной нормы не коррелируется с нормой материального права, предусмотренной частью 8 статьи 152 ГК РФ о том, что в случае невозможности установления лица, распространившего порочащие честь, достоинство или деловую репутацию сведения, гражданин или юридическое лицо, в отношении которых эти сведения были распространены, вправе обратиться в суд с соответствующим заявлением в порядке особого производства. Отметим, что невозможность установления ответчика, распространившего диффамационные сведения, не изменяет сути спора о праве гражданском. Перед нами очевидная коллизия норм права.

Принимая во внимание, что обе нормы имеют равную юридическую силу, воспользоваться в данной ситуация общетеоретическим правилом устранения коллизий норм права, в соответствии с которым применению подлежит нормативный акт большей юридической силы, невозможно. В таком случае следует сопоставить время введения в действия конкурирующих норм. По общему правилу, коллизия равных по юридической силе актов разрешается в пользу изданного позже.

1 октября 2013 года вступил в законную силу Федеральный закон от 02.07.2013 N 142-ФЗ «О внесении изменений в подраздел 3 раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации». С этого момента статья 152 ГК РФ стала применяться в новой редакции. Статья 263 ГПК РФ действует в настоящее время в редакции Федерального закона от 28.11.2018 года № 451″О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который вступил в законную силу со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции. Однако изменения, внесенные этим федеральным законом, применительно к статье 263 ГПК РФ коснулись лишь исключения из текста статьи слова «подведомственность», никаких иных изменений по сравнению с первоначальной редакцией, действующей с 01.02.2003 года – момента введения в действие ГПК РФ, это процессуальная норма не претерпела.

Таким образом, коллизия, казалось бы, разрешена в пользу нормы ГК РФ, но, по меньшей мере, один дискуссионный вопрос всё-таки остается. Может ли Гражданский кодекс РФ регулировать вопросы процесса? Ведь речь идет о сугубо процессуальном вопросе, о том, возможно ли обращение в суд с заявлением в порядке особого производства, при наличии спора о праве гражданском?

По предметно-отраслевому признаку и нормы гражданского права, и нормы гражданского процессуального права являются специальными нормами права. Уже по этой причине между ними не может быть конкуренции как между общими и специальными нормами права.

Представляется очевидным, что нормы гражданского права такой функции не выполняют. Безусловно, правы И.Н. Сенякин и Н.И. Сухова, которые считают, что правовые коллизии «в какой-то мере неизбежными и естественными». [3,c.302] Выявленные противоречия норм гражданского и гражданского процессуального права являются скорее ошибкой юридической техники. Законодатель, предусмотрев саму возможность обращения в суд в порядке особого производства с требованием о диффамации, не предусмотрел такую возможность в процессуальной норме.

В связи с этим, в целях совершенствования действующего законодательства, предлагается часть 3 статьи 263 ГПК РФ изложить в новой редакции следующего содержания: «В случае, если при подаче заявления или рассмотрения дела в порядке особого производства устанавливается наличие спора о праве, суд выносит определение об оставлении заявления без рассмотрения, в котором разъясняет заявителю и другим заинтересованным лицам их право разрешить спор в порядке искового производства. Заявление в соответствии с частью 8 ст. 152 ГК РФ, до момента установления ответчика, рассматривается судом по правилам особого производства».


Список литературы

  1. Гражданский процесс: Учебник. Изд.2-е, перераб. и доп. / Под ред. М.К. Треушникова. М., 2007. С. 832.
  2. Исаенкова О.В. Место искового производства в системе видов гражданского производства //Юридический аналитический журнал. 2005 №3-4. С. 59-69
  3. Сенякин И.Н., Сухова Н.И. Юридические коллизии как причина неисполнимости норм права.// Юридическая техника. 2017 г. №11. С. 302-307

К вопросу о процессуальном порядке защиты чести, достоинства и деловой репутации в случаях, когда невозможно установить лицо, распространившее информацию

Пробелы в законодательстве Российской Федерации Выпуск №2 — 2022

Нурбалаева Аминат Магомедовна Ухумаалиева Аминат Маратовна

Подробнее об авторах

Нурбалаева Аминат Магомедовна кандидат юридических наук, доцент кафедры «Арбитражный, гражданский и административный процесс»
Северо-Кавказский институт (филиал) ВГУЮ (РПА Минюста России)
Махачкала, Россия Ухумаалиева Аминат Маратовна
Северо-Кавказский институт (филиал) ВГУЮ (РПА Минюста России)
Махачкала, Россия

Чтобы прочитать статью полностью, пожалуйста, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь

Реферат:

Цель исследования. В статье рассматривается пробел в гражданском процессуальном законодательстве относительно перечня категорий дел, рассматриваемых в порядке особого производства, а также предлагается внести изменения в действующее законодательство. Целью данной статьи является исследование процессуальных норм защиты чести, достоинства и деловой репутации в случаях, когда личность, широко распространившая информацию, не может быть установлена. Результаты. Предлагается внести изменения в действующее законодательство и дополнить перечень ст. 262 ГПК РФ вводится новая категория дел, рассматриваемых в порядке особого производства о признании сведений порочащими и недостоверными при невозможности установить лицо, распространившее сведения.

Образец цитирования:

Нурбалаева А.М., Ухумаалиева А.М., (2022), К ВОПРОСУ О ПРОЦЕССУАЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ЗАЩИТЫ ЧЕСТИ, ДОСТОИНСТВА И ДЕЛОВОЙ РЕПУТАЦИИ В СЛУЧАЯХ, КОГДА НЕВОЗМОЖНО ОПРЕДЕЛИТЬ ЛИЦА, РАСПРОСТРАНЯЮЩЕГО ИНФОРМАЦИЮ. Пробелы в российском законодательстве, 2 => 95-97.

Референс-лист:

О Верховном Суде Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 5 февраля 2014 г. N 3-ФКЗ // СЗ РФ. — 10.02.2014. — № 6. — Ст. 550.
Гражданского кодекса Российской Федерации. Часть 1 от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. — № 32. — Ст. 3301.
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ // СЗ РФ. — 18.11.2002. — № 46. — Ст. 4532.
О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц: постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 февраля 2005 г. № 3/ / Вестник Верховного Суда Российской Федерации. — № 4. — 2005.
Боннэр А.Т. Доказательная сила информации, полученной из сети Интернет // Право. — 2007. — № 12.
Чикурова Е.В. Защита чести, достоинства и деловой репутации при использовании сети Интернет // Новая наука: современное состояние и пути развития. 2017. Т. 3. № 3. С. 164-168.

Ключевые слова:

специальная продукция, средства массовой информации, честь, достоинство, деловая репутация.



5.1.4. УГОЛОВНОЕ ПРАВО Страницы: 262-265 Выпуск №21250

Некоторые размышления о предупреждении преступлений против

Аккаева Халимат Алиевна

Федина Любовь Михайловна

профилактика свобода честь достоинство личности детерминанты преступления

Подробнее

5. Философские науки, Общественные науки Политология Страницы: 134-139 Выпуск №2418

«КЛЕВЕТА»: ПРОБЛЕМЫ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ

Хмелевский Сергей Васильевич

сан. ложная информация клевета наказание правоприменительная практика

Подробнее

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНАХ Страницы: 213-218 DOI: 10. 33693/2223-0092-2020-10-2-213-218 Выпуск №16644

Правовая, морально-этическая сторона правонарушения, порочащего честь работника уголовно-исполнительной системы

Кочкина Оксана Владимировна

Марчук Ольга Алексеевна

честь достоинство значения личные качества персонал

Показать больше

5.1.3. ЧАСТНОЕ ПРАВО (ГРАЖДАНСКОЕ) Страницы: 217-223 DOI: 10.33693/2541-8025-2022-18-3-217-223 Выпуск №21250

Усыновление как приоритетная форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей: новое в правовом регулировании и перспективы развития

Летова Наталья Викторовна

усыновление ребенка приоритетная форма устройства ребенка ребенок, оставшийся без попечения родителей форма обучения защита прав усыновленного ребенка

Подробнее

4. УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ Страницы: 271-275 Выпуск №19964

Использование средств массовой информации для осуществления оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел

Боровиков Валерий Борисович

Боровикова Виктория Валерьевна

3 средства массовой информации оперативно-розыскная деятельность взаимодействие уголовное право

Show more

17. ECONOMIC CRIMINAL LAW Pages: 197-200 Issue №10621

ECONOMIC SECURITY OF ENTERPRISE: INTERNAL AND EXTERNAL THREATS

Kovtun Yuriy A.

Rudov Denis Nikolaevich

Lakeeva Ekaterina Vitalievna

Vinokurov E. A.

Шевцов Р. М.

экономическая безопасность предприятия угрозы экономической безопасности предприятия конфиденциальная информация деловая репутация коммерческий шпионаж

Подробнее

8. Уголовное право и криминология; Уголовно-исполнительное право Страницы: 317-319 Вопрос №11986

К ВОПРОСУ О ПРОБЛЕМАХ УВАЖЕНИЯ ДОСТОИНСТВА ПРЕСТУПНОСТИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ

Анфиногенов Василий Александрович

наказание тюремное заключение публичная политика тюремная система честь

Подробнее

13. ДРУГОЕ Страницы: 336-340 Выпуск №4748

Развитие отечественного уголовного законодательства о клевете до начала ХХ века

Джафарова Афгана Алигусейновна

клевета клевета честь достоинство ложное обвинение

Подробнее

8. Судебная, прокурорская, правозащитная и правоохранительная деятельность Страницы: 210-213 Выпуск №4088

Деятельность органов прокуратуры и совершенствование нормативно-правовой базы по предупреждению распространения экстремистских материалов

Липатова Жанна Николаевна

экстремизм противодействие экстремизму экстремистские преступления экстремистские материалы гражданско-процессуальное право

Подробнее

3. УГОЛОВНЫЕ, КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ, АДМИНИСТРАТИВНЫЕ И ИНЫЕ МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ Страницы: 157-161 Выпуск №21729

Информационная война как часть геополитического конфликта СМИ Интернет противодействие преступлениям против России преступления в интернете

Показать больше

Сведения о Верховном Суде — Верховный Суд Российской Федерации

Сведения о Верховном Суде Российской Федерации

1. Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным и административным делам, по делам о разрешении экономических споров и иным делам, отнесенным к ведению судов, созданных в Российской Федерации в соответствии с Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации».

2. Верховный Суд Российской Федерации осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов, созданных в соответствии с Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации», путем рассмотрения гражданских , уголовных и административных дел, дел о разрешении хозяйственных споров и других дел, подведомственных указанным судам, в качестве суда надзорной инстанции, а также в качестве суда апелляционной и кассационной инстанций в пределах своей компетенции.

3. Верховный Суд Российской Федерации рассматривает дела, отнесенные к его ведению, в качестве суда первой инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

4. В целях обеспечения единообразного применения законодательства Российской Федерации Верховный Суд Российской Федерации дает судам разъяснения по вопросам судебной практики.

5. Полномочия, порядок образования и деятельности Верховного Суда Российской Федерации определяются Федеральным конституционным законом «О Верховном Суде Российской Федерации».

№ 1-FKZ, 31 декабря ST , 1996
Федеральный конституционный закон
О судебной системе Российской федерации
Статья 19. Верховный суд Российской федерации

История Верховный Суд Российской Федерации

До Октябрьской революции 1917 года Правительственный Сенат, созданный Петром Великим, выполнял не только функции центрального органа исполнительной власти, но и являлся высшим судебным органом при российских императорах.

После того как вооруженный мятеж провозгласил власть Советов, существовавшая до 1917 года судебная система перестала функционировать. О необходимости создания единого высшего судебного органа впервые заговорили на IV съезде советской судебной власти, состоявшемся в 1922 году. РСФСР) принял постановление о Временном составе Верховного Суда РСФСР. Об этом стало известно 10 января.0171 th , 1923 г., в Приказе № 1 Верховного суда.

Верховный Суд РСФСР осуществлял судебный надзор за всеми судами других республик.

27 октября -го -го года 1960 года Верховный Совет РСФСР принял закон «О Судебной системе РСФСР». По закону Верховный суд наделялся правом законодательной инициативы. Судьи избирались Верховным Советом РСФСР сроком на 5 лет. Верховный суд состоял из главного судьи, заместителей главного судьи, судей и присяжных. В его состав входили судебные коллегии по гражданским и уголовным делам, Президиум и Пленум Верховного Суда РСФСР. Этот суд имел право пересматривать решения всех других судов. Как суд первой инстанции он имел особую компетенцию рассматривать дела исключительной государственной важности.

В 1990-е годы Российская Федерация пережила период коренной перестройки своей политической, экономической и социальной сфер. Была выдвинута и начала реализовываться идея проведения масштабной судебной реформы в стране.

Распад СССР сильно изменил место и роль Верховного суда России. Изменились и приоритеты судебной системы. Права и свободы человека объявлялись высшей ценностью. Принятие, соблюдение и защита прав и свобод гражданина стало главной обязанностью государства.

Изменился и статус обладателя судебной власти, судьи.

 

Верховный Суд Российской Федерации Сегодня

Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным, экономическим спорам и другим делам. Он осуществляет судебный надзор и разъясняет различные вопросы судебной практики.

В качестве суда первой инстанции ГКРЧ рассматривает административные дела об оспаривании нормативных или ненормативных актов или действий Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и другие высшие органы государственной власти. Он также разрешает экономические споры между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, между высшими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В качестве суда второй (апелляционной) инстанции Верховный Суд Российской Федерации проверяет законность и обоснованность еще не вступивших в законную силу решений верховных судов субъектов Российской Федерации по административным, гражданским и уголовным делам случаи. Также пересматриваются решения окружных (флотских) военных судов, принятые ими как судами первой инстанции, по делам военных. При этом ГКРЧ пересматривает собственные решения первой инстанции в качестве суда апелляционной инстанции.

ГКРЧ в качестве суда третьей (кассационной) инстанции рассматривает решения президиумов верховных судов субъектов Российской Федерации и президиумов окружных (флотских) военных судов, принятые ими в качестве апелляционных судов.

Наконец, ГКРЧ как надзорный суд вправе отменить или изменить вступившие в законную силу судебные акты, в том числе свои собственные, если будет установлено, что указанные акты:

1) нарушают права и свободы человека и гражданина, гарантированные Конституцией Российской Федерации, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации;

2) нарушать права и законные интересы общества или иные публичные интересы;

3) нарушают единообразие толкования и применения норм права.

Верховный Суд Российской Федерации может возобновить рассмотрение дела в связи с новыми или вновь открывшимися обстоятельствами.

Роль Верховного Суда Российской Федерации как высшего судебного органа выражается в его способности давать разъяснения по вопросам судебной практики в целях обеспечения единообразного толкования и применения судами норм права.

Верховный Суд Российской Федерации как высший судебный орган вправе выступать с правовыми инициативами в пределах своей компетенции. На основе анализа и обобщения судебной практики Верховный Суд Российской Федерации разрабатывает и вносит законопроекты в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.

Согласно действующему законодательству законопроекты, вносящие изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации, могут быть внесены в Государственную Думу только при наличии заключения Верховного Суда Российской Федерации.

Верховный Суд Российской Федерации также может решать вопросы международных договоров Российской Федерации в пределах своей компетенции.

 

Состав Верховного Суда Российской Федерации

В состав Верховного Суда Российской Федерации входят следующие органы:

1) Пленум Верховного Суда Российской Федерации;

2) Президиум Верховного Суда Российской Федерации;

3) Апелляционная палата;

4) Судебная коллегия по административным делам;

5) Судебная палата по гражданским делам;

6) Судебная палата по уголовным делам;

7) Судебная палата по экономическим спорам;

8) Судебная палата по делам военных;

9) Дисциплинарная палата.

Федеральным конституционным законом «О Верховном Суде Российской Федерации» количество судей суда определено в количестве 170 человек. Старшими судьями суда являются Председатель Верховного Суда Российской Федерации, первый заместитель Председателя и шесть других заместителей Председателя, возглавляющих судебные коллегии Верховного Суда Российской Федерации, кроме Апелляционной палаты, имеющей своего председателя.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации состоит из всех судей Верховного Суда под председательством Председателя. Пленарное заседание дает разъяснения судам по вопросам судебной практики, решает вопросы использования права законодательной инициативы и решает иные сложные вопросы осуществления правосудия и функционирования судебной системы Российской Федерации.

По приглашению Председателя ГКРЧ, Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, Генерального прокурора Российской Федерации, Министра юстиции Российской Федерации, их заместителей, судей Конституционного Суда Российской Федерации Российской Федерации, судьи других судов и иные лица могут присутствовать на заседаниях Пленума и высказывать свое мнение по обсуждаемым вопросам.

Постановления Пленума принимаются большинством голосов, если на заседании присутствует не менее двух третей действующих судей Верховного Суда Российской Федерации. Постановления подписываются Председателем Верховного Суда Российской Федерации и секретарем Пленума Верховного Суда Российской Федерации.

Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации являются формой реализации конституционного права суда на разъяснение вопросов судебной практики и в этом качестве учитываются другими судами при осуществлении правосудия.

В соответствии с частью 2 статьи 125 Конституции Российской Федерации Пленум ГКРЧ вправе обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации с запросами о проверке конституционности федеральных законов и иных нормативных актов, международных договоров Российской Федерации, еще не вступивших в силу.

Пленарное заседание утверждает состав Судебных коллегий ГКРЧ, избирает судей Апелляционной и Дисциплинарной палат, а также секретаря Пленума.

Президиум Верховного Суда Российской Федерации является высшей судебной инстанцией в России. В состав Президиума входят Председатель Верховного суда Российской Федерации, заместители Председателя Верховного суда и ряд судей ГКРЧ, назначаемых в состав Президиума суда Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президент Российской Федерации по представлению Председателя ГКРЧ.

В качестве суда надзорной инстанции Президиум Верховного Суда Российской Федерации проверяет вступившие в законную силу судебные акты нижестоящих судов и решает отдельные вопросы судебной практики. На него также возложена координация деятельности Судебных коллегий и аппарата ГКРЧ и выполнение иных функций, предусмотренных федеральными законами.

Президиум Верховного Суда Российской Федерации проводит заседания по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц. Его заседания являются законными, если присутствует большинство его членов.

Апелляционная палата Верховного Суда Российской Федерации состоит из Председателя Апелляционной палаты, заместителя Председателя Апелляционной палаты и десяти других членов. Они избираются Пленумом ГКРЧ сроком на пять лет. Апелляционная палата ГКРЧ рассматривает жалобы на решения ГКРЧ, принятые в первой инстанции. Он также рассматривает дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам и выполняет иные функции, предусмотренные федеральными законами.

Другие судебные коллегии ГКРЧ состоят из судей ГКРЧ под председательством заместителей председателя суда. Судейские коллегии формируются внутри судебных палат исходя из распределения дел и специализации судей. Главный судья ГКРЧ назначает глав судейских коллегий, которые председательствуют в них сроком на три года.

Судебные коллегии ГКРЧ рассматривают дела в качестве судов первой, апелляционной или кассационной инстанций, обобщают судебную практику и выполняют иные функции, предусмотренные федеральными законами.

Председатель Верховного Суда Российской Федерации назначается на шестилетний срок Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации, если имеется положительное заключение Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации.

Помимо выполнения функций судьи Верховного Суда Российской Федерации, председатель Верховного суда выполняет множество организационных и административных функций, например:

— решает вопросы, отнесенные к его компетенции, по организации деятельности Верховного Суда Российской Федерации, системы судов общей юрисдикции и системы арбитражных судов;

— организует изучение и обобщение судебной практики и анализ судебной статистики;

— созывает Пленум и Президиум Верховного Суда Российской Федерации и председательствует на их заседаниях;

— распределяет обязанности между заместителями Председателя Верховного Суда Российской Федерации;

— представляет кандидатуры на назначение федеральными судьями Президенту Российской Федерации;

— обращается в Высшую квалификационную коллегию судей Российской Федерации по вопросам аттестации судей ГКРЧ, председателей и заместителей председателей большинства других судов, приостановления или прекращения их полномочий;

 — представляет Верховный Суд Российской Федерации в отношениях с государственными органами, международными и межправительственными организациями;

— взаимодействует с Правительством Российской Федерации при разработке проекта федерального бюджета в части финансирования судов;

— осуществляет общее руководство аппаратом ГКРЧ, назначает и освобождает от должности сотрудников аппарата.

Председатель Правительства Российской Федерации имеет право присутствовать на заседаниях Совета Федерации и Государственной Думы, заседаниях их комитетов и комиссий, а также на заседаниях Правительства Российской Федерации.

Аппарат Верховного Суда Российской Федерации формируется в целях организационного, информационного, документального, финансового и материально-технического обеспечения Верховного Суда Российской Федерации в целях обеспечения полного и независимого управление юстиции.

Сотрудники, работающие в управлениях и отделах Верховного Суда Российской Федерации, являются федеральными государственными служащими. У них есть классные чины и другие специальные звания; их права, обязанности и условия службы устанавливаются законами и иными правовыми актами о федеральной государственной гражданской службе.

Научно-консультативный совет создан при Верховном Суде Российской Федерации. Основной целью совета является выработка научно обоснованных рекомендаций по актуальным вопросам судебной практики, а также предложений по совершенствованию законодательства. Совет служит для содействия верховенству закона в отправлении правосудия.

Состав Научно-консультативного совета утверждается Пленумом Верховного Суда Российской Федерации по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации, председательствующего в совете. В состав совета входят высококвалифицированные судьи, представители правоохранительных органов, известные ученые-правоведы и практики.

«Вестник Верховного Суда Российской Федерации» — официальное издание Верховного Суда Российской Федерации. В нем публикуются сведения о работе Пленума ГКРЧ, наиболее важные постановления Президиума ГКРЧ, а также решения нижестоящих судов, которые могут иметь значение для разработки судебной практики, статьи и обзоры по текущей вопросы толкования и применения права.

 

Верховный Суд Российской Федерации и международное право

На рубеже веков значительно возросло значение международного права как инструмента международного сотрудничества между членами мирового сообщества. В соответствии с Конституцией Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законом, применяются правила международного договора.

После распада Советского Союза все его республики стали независимыми и суверенными государствами. Универсальная правовая среда и судебная практика, существовавшие на территории бывшего Советского Союза и поддерживаемые Верховным судом, были нарушены. Но связи, существовавшие между судами разных республик, сохранились благодаря материальному и процессуальному законодательству, выработанному на основе советских норм, а также благодаря тому, что этим странам пришлось столкнуться со схожими проблемами после провозглашения независимости и суверенитета.

Летом 1992 года в Москве состоялась встреча председателей Верховного суда стран Содружества Независимых Государств. В своем вступительном слове Председатель Верховного Суда Российской Федерации выразил надежду, что встреча поможет решить общие проблемы, стоящие перед судами на постсоветском пространстве. Подчеркнуто, что сотрудничество судов стран СНГ должно строиться на договоренности об обмене информацией и совместной борьбе с организованной преступностью. Выражено общее стремление к расширению сотрудничества и развитию отношений равноправного партнерства в целях обеспечения защиты прав и законных интересов граждан при соблюдении норм и принципов международного права.

Инициативу Верховного Суда РСФСР поддержали все участники собрания. Председатели предложили руководителям своих стран подписать договор (конвенцию) между государствами-участниками СНГ об оказании правовой помощи и обеспечении соблюдения правоотношений по гражданским и уголовным делам.

22 января 1993 г. государствами-участниками СНГ подписана Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 9№ 0176 в Минске, что стало правовой основой для международного сотрудничества судов и правоохранительных органов. Ближе к этому времени теми же субъектами в Киеве было подписано Соглашение о порядке разрешения споров, касающихся предпринимательской деятельности .

С 1990-х годов стало обычной практикой, когда граждане напрямую обращаются за международной защитой своих прав и свобод. Обязанности, взятые на себя Российской Федерацией, когда она стала членом Совета Европы и приняла юрисдикцию Европейского суда по правам человека, требовали не только достижения соответствия между российским законодательством и Европейской конвенцией о правах человека, но и формировать судебную практику в соответствии с последним.

В этих целях 10 октября 2003 года Пленумом Верховного Суда Российской Федерации принято Определение № 5 «О применении общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации судов общей юрисдикции».

Верховный Суд Российской Федерации поддерживает постоянные партнерские отношения с высшими судами других стран, международными организациями и институтами правосудия, способствуя тем самым интеграции российской судебной системы в мировое правовое пространство.

Официальные визиты делегаций Верховного Суда и участие судей в международных конференциях и семинарах способствуют обмену судебным опытом и успешной реализации судебной реформы.

По состоянию на 2010 г. Верховный Суд Российской Федерации является участником более 30 соглашений о сотрудничестве с высшими судами иностранных государств, а также Протокола о намерениях о сотрудничестве Верховных судов стран БРИК ( Бразилии, России, Индии и Китая). Ежегодно проводятся встречи по вопросам сотрудничества судебных органов в рамках Шанхайской организации сотрудничества.

 

Здание Верховного Суда

В настоящее время Верховный Суд Российской Федерации находится в Москве на Поварской улице.

Здание украшено Государственными Флагами Российской Федерации. Каждый зал суда внутри здания также украшен Государственным Флагом Российской Федерации и изображением Государственного Герба.

Территория комплекса здания Верховного суда исторически сложилась в середине XVIII века. Первоначально на Поварской улице располагался 3-х этажный особняк капитана артиллерии Блудова, который погиб в пожаре 1812 года и позже был реконструирован. После смерти следующего владельца, гвардии полковника В. Казакова, в особняке, согласно его последней воле, был открыт приют для обедневших дворян и девиц.

В 1949 году здание было передано Верховному Суду СССР, а в 1957 году за ним была построена 5-этажная пристройка. Современный вид здание обрело в 2006 году, после проведения ремонтных работ и строительства второго линия зданий была завершена.

Широкие лестницы первых этажей теперь украшены мрамором и гранитом, стены покрыты гобеленами ручной работы с судебной символикой.

В здании имеется все необходимое для работы суда: залы Пленума и Президиума, 12 залов судебных заседаний, кабинеты судей и работников суда, актовый зал, помещения для приема граждан, столовые и др.

Зал пленарных заседаний оснащен комплексом современных систем, в том числе системой видеоконференцсвязи, системой электронного голосования, аппаратурой аудио- и видеозаписи, оборудованием для синхронного перевода и др. Такие же системы установлены в зале заседаний Президиум и в конференц-зале.

Залы судебных заседаний также оборудованы системами видеоконференцсвязи, способными связываться с большинством судов субъектов Российской Федерации, а также с изоляторами ряда регионов.

Верховный Суд Российской Федерации имеет большую библиотеку, в которой имеется не только специальная юридическая литература, но и русская и зарубежная классика. Доступ в просторный читальный зал открыт не только для судей и сотрудников, но и для студентов и аспирантов вузов.


Заключительное слово

Созданный в 1923 году Верховный Суд Российской Федерации всегда следовал своей высокой миссии. Сегодня, сохраняя и приумножая лучшие традиции отечественного правосудия, Верховный Суд способствует совершенствованию судопроизводства, обеспечивает более широкий доступ к правосудию и развивает демократические принципы.

Верховный Суд Российской Федерации играет важную роль посредством пересмотра дел, уже рассмотренных нижестоящими судами. Суд обеспечивает наличие единой судебной практики, тем самым создавая универсальную правовую среду внутри страны. Верховный суд принимает непосредственное участие в управлении кадровой политикой судов и обеспечивает подлинную независимость судей.

Верховный суд поддерживает постоянные отношения со средствами массовой информации. Журналисты посещают судебные заседания и имеют доступ к информационным ресурсам суда, тем самым информируя широкую общественность о его деятельности. Регулярные встречи Председателя Верховного суда Российской Федерации с представителями гражданского общества и СМИ служат гарантией гласности судебных разбирательств и открытости судебной системы.

Верховный Суд Российской Федерации был важнейшим инициатором судебной реформы в стране. В результате судебная власть по праву занимает достойное место среди других ветвей власти. Сегодня национальная система правосудия отвечает всем современным международным требованиям, делая Россию частью мирового правового пространства, укрепляя авторитет судов и завоевывая доверие народа.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *