25 8 коап рф: КоАП РФ Статья 25.8. Специалист \ КонсультантПлюс

Содержание

последние изменения и поправки, судебная практика

СТ 25.8 КоАП РФ

1. В качестве специалиста для участия в производстве по делу об административном правонарушении может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее познаниями, необходимыми для оказания содействия в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств, а также в применении технических средств.

2. Специалист обязан:

1) явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении;

2) участвовать в проведении действий, требующих специальных познаний, в целях обнаружения, закрепления и изъятия доказательств, давать пояснения по поводу совершаемых им действий;

3) удостоверить своей подписью факт совершения указанных действий, их содержание и результаты.

3. Специалист предупреждается об административной ответственности за дачу заведомо ложных пояснений.

4. Специалист вправе:

1) знакомиться с материалами дела об административном правонарушении, относящимися к предмету действий, совершаемых с его участием;

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:

8 (499) 938-53-84 (Москва и МО)

8 (812) 467-95-33 (Санкт-Петербург и ЛО)

8 (800) 301-79-07 (Регионы РФ)

2) с разрешения судьи, должностного лица, лица, председательствующего в заседании коллегиального органа, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, задавать вопросы, относящиеся к предмету соответствующих действий, лицу, в отношении которого ведется производство по делу, потерпевшему и свидетелям;

3) делать заявления и замечания по поводу совершаемых им действий. Заявления и замечания подлежат занесению в протокол.

5. За отказ или за уклонение от исполнения обязанностей, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, специалист несет административную ответственность, предусмотренную настоящим Кодексом.

1. Законодатель не определяет понятия «специальные познания», «специальные знания». В юридической литературе под этими терминами обычно понимают систему теоретических знаний и практических навыков в области конкретной науки, техники, искусства или ремесла, приобретаемых путем специальной подготовки или профессионального опыта. Не относятся к специальным общеизвестные знания.

В правоприменительной практике специальные знания используются как в процессуальной, так и в непроцессуальной формах (консультативная и справочная деятельность сведущих лиц, производство ими предварительных исследований материальных объектов и т.п.). Под процессуальной формой понимается как назначение и производство экспертиз, так и привлечение специалиста к участию в следственных и судебных действиях.

В отличие от эксперта, имеющего дело с уже собранными доказательствами, в результате изучения которых он получает новые, ранее неизвестные фактические данные, специалист может содействовать обнаружению, закреплению и изъятию доказательств. Он должен обращать внимание судьи, органа и должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, на соответствующие обстоятельства и тем самым оказывать им необходимую научно-техническую помощь, способствовать полному и всестороннему выяснению обстоятельств дела.

2. Лицо, привлеченное в качестве специалиста, должно отвечать трем условиям: быть совершеннолетним; обладать необходимыми специальными знаниями и навыками; быть незаинтересованным в исходе дела. Специалист может привлекаться на любой стадии производства по делу.

3. По смыслу комментируемой статьи специалиста могут привлекать как те субъекты административной юрисдикции, которые не обладают специальными знаниями, так и те, которые по своему статусу такими знаниями должны обладать. К первой группе субъектов следует отнести судей (ст. 23.1 КоАП РФ), комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (ст. 23.2 КоАП РФ), административные комиссии и иные коллегиальные органы, создаваемые в соответствии с законами субъектов РФ (ст. 22.1 КоАП РФ).

Однако по большинству составов правонарушений субъекты административной юрисдикции сами являются специалистами в данной области. Это объясняется спецификой большинства административных правонарушений: выявить признаки их состава, обнаружить, закрепить и изъять доказательства возможно только в ходе реализации такими должностными лицами своих правоохранительных, надзорных полномочий (например, без специальных знаний должностных лиц Государственной противопожарной службы МЧС России невозможно выявить правонарушение в сфере пожарной безопасности, правильно и полно описать его существо, указать, какие правила, нормы и инструкции нарушены). Но если профессиональные знания соответствующих должностных лиц недостаточны, закон допускает возможность привлечения ими других специалистов, обладающих необходимыми знаниями.

4. Специалист обязан: явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении; участвовать в проведении действий, требующих специальных знаний, в целях обнаружения, закрепления и изъятия доказательств, давать пояснения по поводу совершаемых им действий; удостоверить своей подписью факт совершения указанных действий, их содержание и результаты. За отказ или уклонение от исполнения этих обязанностей специалист несет административную ответственность. Думается, что такая ответственность оправданна лишь в отношении сотрудников специализированных учреждений (в частности, экспертных). Любые иные специалисты не должны привлекаться к участию в производстве по делу об административном правонарушении без их согласия. Очевидно, установление подобной ответственности противоречит положениям ст. 37 Конституции РФ о недопустимости принудительного труда (тем более что многие современные методики обнаружения, закрепления и изъятия доказательств основаны на методах и средствах, неблагоприятно влияющих на здоровье человека).

Законодатель не предоставил также права специалисту отказаться от участия в производстве по делу, если работа, для исполнения которой он привлечен, и вопросы, на которые ему надо будет ответить, выходят за пределы его специальных знаний или если предоставленных ему материалов недостаточно (как это сделано для эксперта в ст. 25.9 КоАП РФ).

5. Привлечение специалиста к участию в производстве по делу — право, а не обязанность судьи, органа и должностного лица (за исключением случаев медицинского освидетельствования на состояние опьянения). Закон не оговаривает права других участников производства привлекать специалиста, однако лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевший, защитник и представитель могут заявлять ходатайства, в том числе о привлечении и заслушивании специалиста.

Ст. 25.8 КОАП РФ. Специалист


1. В качестве специалиста для участия в производстве по делу об административном правонарушении может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее познаниями, необходимыми для оказания содействия в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств, а также в применении технических средств.

2. Специалист обязан:

1) явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении;

2) участвовать в проведении действий, требующих специальных познаний, в целях обнаружения, закрепления и изъятия доказательств, давать пояснения по поводу совершаемых им действий;

3) удостоверить своей подписью факт совершения указанных действий, их содержание и результаты.

3. Специалист предупреждается об административной ответственности за дачу заведомо ложных пояснений.

4. Специалист вправе:

1) знакомиться с материалами дела об административном правонарушении, относящимися к предмету действий, совершаемых с его участием;

2) с разрешения судьи, должностного лица, лица, председательствующего в заседании коллегиального органа, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, задавать вопросы, относящиеся к предмету соответствующих действий, лицу, в отношении которого ведется производство по делу, потерпевшему и свидетелям;

3) делать заявления и замечания по поводу совершаемых им действий. Заявления и замечания подлежат занесению в протокол.

5. За отказ или за уклонение от исполнения обязанностей, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, специалист несет административную ответственность, предусмотренную настоящим Кодексом.

См. все связанные документы >>>

< Статья 25.7. Понятой

Статья 25.9. Эксперт >

Комментируемая ст. 25.8 КоАП РФ определяет правовой статус понятого по делу об административном правонарушении.

Специалистом является такой участник производства по делам об административных правонарушениях, который обладает познаниями, необходимыми для оказания содействия в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств, а также в применении технических средств.

Участие в производстве по делу об административном правонарушении является обязанностью специалиста. За отказ или уклонение от исполнения обязанностей, предусмотренных комментируемой статьей, специалист несет административную ответственность.

Специалист под расписку предупреждается об административной ответственности за дачу заведомо ложных пояснений. Если специалисты не были об этом предупреждены, это является нарушением, влекущим невозможность использования доказательств, обнаруженных, закрепленных и изъятых с участием специалиста.

Специалисту возмещаются расходы, понесенные им в связи с явкой в суд, орган, к должностному лицу, в производстве которых находится дело об административном правонарушении. Труд специалиста оплачивается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Специалистом может быть только не заинтересованное в исходе дела лицо.

Задайте вопрос юристу:

+7 (499) 703-46-71 — для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 — для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Законы России | Законы о контроле над табаком

  • РЕЗЮМЕ
  • ЗАКОНЫ
  • ДЛЯ НЕКУРЯЩИХ
  • РЕКЛАМА, ПРОДВИЖЕНИЕ И СПОНСОРСТВО
  • УПАКОВКА И МАРКИРОВКА
  • СОДЕРЖИМОЕ СИГАРЕТЫ
  • ОГРАНИЧЕНИЯ ПРОДАЖИ
  • ЭЛЕКТРОННЫЕ СИГАРЕТЫ

Развернуть все

Трудовой кодекс РФ от 30.

12.2001 № 197-ФЗ (с изменениями)

Официальный сайт

Английский

Язык оригинала

14 января 2002 г.

КОММЕНТАРИИ: Трудовой кодекс Российской Федерации, Закон № 197-ФЗ от 30 декабря 2001 г., дает определение «рабочее место». Закон № 87-ФЗ, основной закон о борьбе против табака, запрещает курение на рабочих местах, кроме как в специально отведенном для этого месте, однако, в отличие от Трудового кодекса, Закон № 87-ФЗ не содержит определения «рабочего места».

В закон несколько раз вносились поправки, последний раз в ноябре 2009 года..

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (с изменениями)

Официальный сайт

01.07.2002

ФЗ от 30 декабря 2001 г. устанавливает ряд нарушений режима бездымной среды на транспортных средствах (в том числе железнодорожном и водном), устанавливает меры ответственности за такие нарушения и определяет должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях.

Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений (утверждены приказом Минюста от 03.11.2005 № 205)

Официальный сайт

03 ноября 2005 г. Приказ № 205 от 3 ноября 2005 г. касается курения в исправительных учреждениях, ограничивая курение только в специально отведенных местах.

Настоящее Положение вступило в силу по истечении 10 дней после его официального опубликования в «Российской газете». Дата публикации неизвестна, но это произошло в течение 10 дней после принятия закона.

Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (с изменениями)

Официальный сайт

Английский язык

Язык оригинала

01.07.2006

КОММЕНТАРИИ: Федеральный закон от 38 марта-ФЗ 13, 2006 г. о рекламе (с поправками) содержит соответствующие положения, регулирующие рекламу, стимулирование продажи и спонсорство табачных изделий.

Английская версия содержит изменения до 9 февраля 2007 г. Русская версия содержит изменения до 27 декабря 2009 г. . Ниже также загружены отдельные изменения в соответствии с Федеральным законом от 21.10.2013 № 274-ФЗ. Язык

26 декабря 2009 г.

КОММЕНТАРИИ: Технический регламент на табачные изделия, Федеральный закон № 268-ФЗ, носит всеобъемлющий характер и охватывает целый ряд тем, включая, но не ограничиваясь: определения ряда ключевых терминов; ингредиенты; упаковка и маркировка; и соблюдение и правоприменение.

Требования предупреждения о вреде для здоровья для бездымных табачных изделий остаются в силе; однако требования к курительным табачным изделиям были заменены на содержащиеся в Техническом регламенте Евразийской экономической комиссии на табачные изделия (ТР ТС 035/2015).

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 5 мая 2012 г. № 490Н «Об утверждении предупреждающих надписей об опасности курения, сопровождаемых иллюстрациями»

Английский

Язык оригинала

11 мая 2013 г.

КОММЕНТАРИИ: Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 5 мая 2012 г. № 490Н «Об утверждении предупреждающих надписей об опасности курения, сопровождаемых Иллюстрации» предписывает размещать графические предупреждения о вреде для здоровья на всех пачках сигарет.

Федеральный закон от 23.02.2013 № 15-ФЗ

Английский

Язык оригинала

01.06.2013

КОММЕНТАРИИ: Федеральный закон от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан». «Влияние вторичного табачного дыма и последствия потребления табака» является основным законом, регулирующим создание мест, свободных от табачного дыма, а также рекламу, стимулирование продажи и спонсорство табачных изделий. Большинство положений вступило в силу 1 июня 2013 г. Остальные положения вступили в силу 1 июня 2014 г.

Федеральный закон от 21 октября 2013 г. № 274-ФЗ

Английский язык

Язык оригинала

15 ноября 2013 г.

КОММЕНТАРИИ: Федеральный закон от 21 октября 2013 г. № 274-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации» об административных правонарушениях и в Федеральный закон «О рекламе» внесены изменения на основании Федерального закона от 23 февраля 2013 г. № 15-ФЗ о контроле над табаком. Поправки устанавливают санкции за нарушение положений о местах, свободных от табачного дыма, и о рекламе, стимулировании продажи и спонсорстве табачных изделий. Закон вносит поправки в Федеральный закон «О рекламе», чтобы отразить запрет на рекламу и стимулирование продажи табачных изделий, содержащийся в Федеральном законе № 15-ФЗ.

Положение № 1214 «Об утверждении Положения о мониторинге и оценке эффективности мер, направленных на предотвращение воздействия табачного дыма из окружающей среды и снижение потребления табака»

Язык оригинала

23 декабря 2013 г. федеральные агентства, ответственные за мониторинг и оценку соблюдения и эффективности законов о борьбе против табака.

Постановление от 18 марта 2014 г. № 200 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об охране здоровья граждан от воздействия вторичного табачного дыма и Последствия потребления табака»

Английский

Исходный язык

18. 03.2014

КОММЕНТАРИИ: Постановление № 200 содержит изменения в некоторые законодательные акты, необходимые для введения в действие Федерального закона от 23 февраля 2013 г. № 15-ФЗ.

Письмо № 01/6906-14-25 О применении положений Федерального закона «Об охране здоровья населения от воздействия вторичного табачного дыма в учреждениях общественного питания»

Английский

Язык оригинала

18 июня 2014 г.

КОММЕНТАРИИ: Письмо № 01/6906-14-25 о применении положений Федерального закона «Об охране здоровья населения от воздействия вторичного табачного дыма в учреждениях общественного питания» от июня 2014 г. направлено на уточнение о введении запрета на курение в заведениях общественного питания, в частности на открытых площадках, считающихся частью помещений, и в передвижных заведениях общественного питания.

Приказ Минздрава от 12.05.2014 № 214н «Об утверждении требований к знаку, запрещающему курение, и требований к правилам его размещения»

Английский

Язык оригинала

06. 08.2014

КОММЕНТАРИИ: Приказом Минздрава № 214н утверждены требования к знакам «Не курить» и установлены правила их размещения.

Технический регламент Евразийской экономической комиссии на табачные изделия

Официальный сайт

Английский

Язык оригинала

09 января 2015 г. Совет экономической комиссии и регулирует, среди прочего, упаковку и маркировку курительных табачных изделий. Они требуют, чтобы стороны размещали графические предупреждения о вреде для здоровья на 50% лицевой и оборотной сторон табачных упаковок, а заявление о компонентах и ​​выделениях — на 17% боковой стороны упаковки. Технический регламент не требует принятия посредством имплементирующего законодательства, а крайним сроком соблюдения большинства положений является 15 ноября 2017 года. Регламент распространяется на всех членов Евразийского экономического союза.

Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии № 53 «О переходных положениях технического регламента Таможенный союз «Технический регламент на табачную продукцию» (ТР ТС 035/2014)

Официальный сайт

Английский

Язык оригинала

12 мая 2015 г.

КОММЕНТАРИИ: Решением № 53 предусмотрены переходные положения по реализации « Технический регламент на табачную продукцию» от 12 ноября 2014 г. № 107. Окончательный срок введения в действие большей части регламента – 15 ноября 2017 г.

Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 17.03.2016 № 18

Официальный сайт

Английский

Язык оригинала

17.03.2016

КОММЕНТАРИИ: Решение Евразийской экономической комиссии № 18 пункт 27 Технического регламента на табачные изделия и регламентирует формат и расположение графических и текстовых предупреждений, а также используемых изображений на упаковке табачных изделий. Необходимые предупреждения и изображения должны появиться на всех упаковках табачных изделий для розничной продажи до 15 ноября 2017 года. Решение распространяется на всех членов Евразийского экономического союза, членом которого является Россия.

Федеральный закон от 31.07.2020 № 303-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам охраны здоровья граждан от последствий потребления никотинсодержащих продуктов»

Английский

Язык оригинала

31. 07.2020

КОММЕНТАРИИ: Федеральный закон № 303 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам охраны здоровья граждан от последствий потребления никотинсодержащих продуктов», внесены изменения в Закон № 15-ФЗ распространив ограничения на табак на электронные сигареты. Закон регулирует как никотинсодержащие, так и безникотиновые жидкости для электронных сигарет.

Насколько нам известно, все представленные здесь законы действуют с 17 мая 2022 года, если не указано иное.

Здесь размещается модальный основной текст.

В России возбуждено 85 уголовных дел за «дискредитацию» российских вооруженных сил, заявляют правозащитники

Российские власти пошли на очередную атаку на права человека. Например, в Российской Федерации возбуждено 85 уголовных дел по статье 207.3 УК РФ, предусматривающей уголовную ответственность за так называемую «дискредитацию» действий российских военных. Кроме того, российскими судами вынесено более трех тысяч постановлений о наложении штрафа, то есть административного взыскания по аналогичной ст. 20.3.3 КоАП РФ. Об этом говорилось, в частности, в ходе очередных дебатов в формате «Разговоров о солидарности», организованных Центром гражданских свобод (ЦГС) и Международной Хельсинкской ассоциацией.

«Сегодня правозащитники из Украины, России и других стран обсудили в формате «Переговоров солидарности» способы противостоять очередной атаке на права человека в Российской Федерации. Военная агрессия против Украины привела к усилению политических репрессий в России. Путинский режим создал набор инструментов для преследования россиян, протестующих против этой войны»

, — подчеркнул член экспертного совета ЦХЛ Михаил Савва.

Таким образом, по подсчетам российских правозащитников, в РФ уже возбуждено 85 дел по ст. 207.3 УК «Распространение заведомо ложных сведений о применении Вооруженных Сил Российской Федерации или осуществлении ими своих полномочий органами государственной власти Российской Федерации» . Двадцать семь обвиняемых находятся в предварительном заключении. В условиях современной России это фактически означает, что эти люди получат наказание в виде лишения свободы. По этой статье вынесено семь приговоров, по одному делу человек осужден на 7 лет лишения свободы , а остальные шестеро подсудимых осуждены к штрафу или приговорены к условному лишению свободы . По 24 делам возбуждены уголовные дела в отношении лиц, находящихся за пределами Российской Федерации.

За что сегодня в России сажают в тюрьму?

Дело Алексея Горинова – яркий пример того, за что сажают по этой статье УК в современной России. Так, 8 июля 2022 года Мещанский районный суд Москвы приговорил муниципального депутата Красносельского района Москвы Алексея Горинова к к семи годам колонии строгого режима . Горинова обвинили в том, что выступил против организации увеселительных мероприятий в районе из-за войны на Украине на заседании райсовета 15 марта того же года. Затем Горинов сказал: « О каком досуге и развлечениях может идти речь, когда боевые действия ведутся на территории соседнего суверенного государства, когда эта страна ведет агрессивную войну?» Уголовное дело было возбуждено в конце апреля, а приговор вынесен уже в начале июля. Эти даты представляют собой сильно ускоренное расследование и судебное разбирательство, что подтверждает политическую мотивацию уголовного преследования Горинова.

Важной особенностью применения статьи 207.3 является то, что следственные органы и суд фактически вынуждают подсудимого доказывать свою невиновность. Например, следователь указывает в обвинительном заключении, что хотя подсудимый имел доступ к официальной информации на сайте Минобороны РФ, «однако подсудимый разместил на своей странице в Facebook заведомо ложную информацию под видом достоверной информации. ». Следователи в своих обвинительных актах не объясняют, почему текст подсудимого является заведомо ложным, то есть насколько он противоречит действительности. Для утверждения «познания лжи» достаточно, чтобы информация, распространенная ответчиком, не соответствует информации, распространенной Минобороны России . Следовательно, утверждения следователя считаются верными без доказательств . Именно слабость позиции обвинения заставляет следователей и суды принуждать подсудимых к согласию на рассмотрение таких дел в особом порядке, то есть

без исследования доказательств в суде .

За какие действия сегодня в России штрафуют?

Правозащитники также подсчитали, что суды вынесли более трех тысяч решений по статье 20.3.3 КоАП. Административный штраф выписывался, например, за изготовление надписи «Нет войне» на заднем стекле автомобиля . В России на три дня штрафуют и за плакат с неточной цитатой из выступления Владимира Путина: «Война принесла столько горя, что забыть невозможно. Не может быть прощения тем, кто снова замышляет агрессивные войны». Наличие плаката с надписью «*** *****» (расшифровка следователем как «Нет войне») также является основанием для штрафа. Штрафуют в дни России и за исполнение песни Владимира Высоцкого «Воины группы армий «Центр» идут по Украине». Отметим, что средний размер штрафа по этой статье составляет 34 000 рублей.

Правозащитники подчеркивают, что наказание по статье КоАП готовит почву для более строгого уголовного наказания. Повторное нарушение статьи 20.3.3 КоАП в течение года может быть наказано по новой статье 280. 3 УК «Публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации». Российской Федерации и ее гражданами в целях поддержания международного мира и безопасности, или осуществление органами государственной власти Российской Федерации своих полномочий в этих целях». Эта статья была внесена в УК РФ в начале марта этого года, она предусматривает лишение свободы на срок от 3 до 5 лет.

Хотя статья 280.3 требует применения второго нарушения, т. е. должно пройти какое-то время, эта статья уже применяется. Одно из первых в России уголовных дел по статье 280.3 возбуждено в Амурской области в отношении жителя Благовещенска. По данным полиции, после оштрафованного в марте 2022 года по статье «Дискредитация» военнослужащих (ч. 1 ст. 20.3.3 КоАП) гражданин разместил в социальных сетях 10 постов с критикой войны в Украине с 1 апреля 2022 г. и 6 мая.

Наконец, отметим, что международная солидарность правозащитников уже дает о себе знать. Украинские эксперты и документаторы военных преступлений, совершенных российскими военными, участвуют в правовой защите в судах россиян, не побоявшихся выступить против российской агрессии.

Украинские СМИ активно показывают миру последние преступления путинского режима, в том числе совершенные против граждан России. Европейские правозащитники находятся в постоянном контакте с международными организациями, мотивируя их на действия против нарушений прав человека в Российской Федерации. Надеемся, что докладчики Московского механизма ОБСЕ, готовящие доклад о нарушениях прав человека в Российской Федерации, будут тверды в оценке политических репрессий против сторонников мира в России.

Подчеркнем, что все вышеизложенные факты свидетельствуют о политико-репрессивной направленности этих статей УК РФ.

Справочная информация

Статья 207.3 Уголовного кодекса Российской Федерации (РФ) «Публичное распространение заведомо ложных сведений об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации или осуществлении ими своих полномочий Органы государственной власти Российской Федерации» , статья 280. 3 УК «Публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности или осуществление органами государственной власти Российской Федерации своих полномочий в этих целях» и статьи 20.3.3 КоАП РФ «Публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного Мир и безопасность, или осуществление органами государственной власти Российской Федерации своих полномочий в этих целях», , а также правоприменительная практика по указанным статьям выступают в качестве новых опасных инструментов нарушения прав человека в России .

Статья 207.3. был внесен в Уголовный кодекс Российской Федерации 4 марта 2022 года. В этот же день КоАП Российской Федерации был дополнен статьей 20.3.3. Очевидно, что эти две статьи составляют единую систему ограничений свободы слова.

Также ясно, что появление новых статей в УК и КоАП связано с началом широкомасштабной военной агрессии Российской Федерации против Украины. Максимальное наказание по этой статье УК – до 15 лет лишения свободы. При таком максимальном сроке преступление, предусмотренное настоящей статьей, квалифицируется как особо тяжкое. Это важно, поскольку в российской правоприменительной практике само по себе обвинение по особо тяжкой статье является достаточным основанием для содержания лица под стражей до суда и вынесения приговора без каких-либо иных оснований.

Статья КоАП РФ предусматривает штраф для физических лиц до 100 000 рублей, для должностных лиц — до 300 000 рублей, для юридических лиц — до 1 млн рублей. Это очень большие суммы для России. Среднемесячная зарплата в России в мае 2022 года составляла 62 500 рублей. Максимальный штраф для гражданина — это лишение человека средств к существованию почти на два месяца.

Основной причиной введения статьи 207.3 является стремление российских властей особенно строго наказывать именно тех, кто распространяет информацию о войне на Украине, противоречащую официальной линии. Дело в том, что еще до появления статьи 207.3 уже действовали статьи 207.1 и 207.2 УК, предусматривающие наказание за распространение недостоверной общественно значимой информации. По статьям 207.1 и 207.2 власти могли привлечь к ответственности граждан России за предоставление альтернативной информации о войне. Однако санкции по этим статьям гораздо мягче, они не превышают 5 лет лишения свободы.

Статьи 207.3 и 280.3 УК и статья 20.3.3 КоАП носят политически мотивированный характер . Под политическими мотивами уголовного преследования мы понимаем общественно неприемлемые действия или бездействие правоохранительных органов и судов или иных представителей власти, которые направлены на достижение хотя бы одной из следующих целей:

а) усиление или сохранение власти за властью;

b) принудительное прекращение или изменение характера любой общественной деятельности.

Такое понимание политической мотивации уголовного преследования основано на позиции Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ).

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *