17 видов разрешенного использования земельных участков: 1.3. Градостроительный регламент

Содержание

Особенности изменения вида разрешенного использования земельных участков, находящихся в государственной собственности

Вид разрешенного использования земельного участка является одной из его характеристик как объекта недвижимости и устанавливает цели, в соответствии с которыми можно использовать участок (например, садоводство, ведение личного подсобного хозяйства, индивидуальное жилищное строительство и др.). Все возможные виды разрешенного использования перечислены в классификаторе, утвержденном приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 №540.

Разрешенное использование земельных участков согласно Градостроительному кодексу Российской Федерации (далее – ГрК РФ) делится на основное, условно разрешенное и вспомогательное. При этом вспомогательные виды разрешенного использования допустимы только в качестве дополнительных по отношению к основным и условно разрешенным видам использования и осуществляются совместно с ними.

В соответствии с пунктом 3 статьи 36 ГрК РФ действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования.

В соответствии с пунктом 3 статьи 37 ГрК РФ изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

В соответствии пунктом 4 статьи 37 ГрК РФ основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.

В соответствии с пунктом 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.

Изменение разрешенного использования любого земельного участка осуществляется с использованием процедуры кадастрового учета изменений этого объекта недвижимости при условии уже состоявшегося изменения его фактического использования с соблюдением установленных требований.

Из вышесказанного следует, что изменение вида разрешенного использования земельных участков, находящихся в государственной собственности, возможно в случае, если вид разрешенного использования соответствует Правилам землепользования и застройки муниципального образования и фактическому использованию земельного участка.

При этом, обращаем внимание, что внесение изменений в заключенный по результатам аукциона договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в части изменения видов разрешенного использования такого земельного участка не допускается (пункт 17 статьи 39.8 Земельного кодекса Российской Федерации).

Также следует обратить внимание на то, что в результате изменения вида разрешенного использования земельного участка может измениться его кадастровая стоимость, что повлияет на размер земельного налога. Если вы считаете, что кадастровая стоимость земельного участка оказалась завышенной, её можно оспорить.

Некоторые аспекты реализации градостроительных правомочий правообладателей земельных участков и объектов незавершенного строительства

Правовой режим земельного участка и объем правомочий правообладателя в сфере градостроительства по поводу принадлежащего ему земельного участка предопределяется уже на этапах, предшествующих постановке на кадастровый учет земельного участка. Стадия формирования земельного участка, хотя и не являющаяся по сути видом градостроительной деятельности, способна в значительной мере предопределить дальнейший характер градостроительных правоотношений. в частности, на этапе утверждения уполномоченным органом схемы расположения земельного участка, выполнения в отношении такого земельного участка кадастровых работ, что зачастую недооценивается будущими землепользователями.

В рамках указанных процедур для образуемого земельного участка, по общему правилу, в виде решения собственника об образовании земельного участка,  осуществляется также выбор соответствующего вида разрешенного использования земельного участка из перечня основных для соответствующей территориальной зоны, в пределах которой образуется земельный участок. Так, например, статьей 11.10 ЗК РФ установлено, что в решении об утверждении схемы в отношении каждого из образуемых в соответствии с ней земельных участков наряду с площадью, местоположением, кадастровым номером (при наличии) и категорией земель обязательно указываются либо территориальная зона, в границах которой они образуются, либо виды их разрешенного использования (подпункт 4 пункта 14 названной статьи). Правообладатель земельного участка, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и унитарных предприятий, вправе выбирать любой из предусмотренных градостроительным регламентом основных видов разрешённого использования без дополнительных разрешений и согласований (п. 4 ст. 37 ГрК РФ). Из чего также следует, что законодательство не запрещает правообладателю участка выбрать несколько основных видов разрешенного использования земельных участков, что осуществляется путём внесения в сведения единого государственного реестра прав соответствующих сведений о нескольких видах на основании заявления правообладателя.

В связи с чем соответствующие правовые решения правообладателей земельных участков, либо распорядителей земель, с учетом требований правил землепользования и застройки, имеют вполне определенные правовые последствия для правового (в первую очередь в части градостроительства) режима земельного участка, предопределяют дальнейшее содержание прав и свобод правообладателя в сфере градостроительных отношений. Выбранный, по общему правилу из перечня основных, вид разрешенного использования земельного участка способен значительно повлиять на параметры будущей застройки земельного участка, или реконструкции уже существующих зданий, поскольку для различных видов разрешенного использования одного и того же земельного участка в правилах землепользования и застройки устанавливаются различные значения минимальных отступов от границ земельного участка в целях возможного строительства, значения минимальной и максимальной площади застройки, иные параметры предопределяющие параметры будущего строительства.

Необходимо также учитывать, что для каждого земельного участка возможность выбора разрешенного использования из перечня основных видов ограничена также и его параметрами, для которых градостроительными регламентом устанавливаются предельные минимальные (максимальные) значения (например, площадь земельного участка меньше предусмотренного градостроительным регламентом минимального размера участка для запрашиваемого вида). В силу пункта 1 статьи 11.9 ЗК РФ, поскольку предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых, в силу законодательства о градостроительной деятельности, устанавливаются градостроительные регламенты, определяются этими градостроительными регламентами. Так, в одном из дел по обжалованию собственником земельного участка отказа органа кадастрового учета в изменении в сведениях единого государственного реестра прав вида разрешенного использования земельного участка, арбитражный суд, отклоняя требования заявителя пришел к выводу о невозможности выбора указанного заявителем вида разрешенного использования из предусмотренного градостроительного регламента перечня, поскольку площадь земельного участка меньше предельного минимального размера для указанного заявителем вида[1].

Круг субъектов управомоченных на изменение по своему усмотрению вида разрешенного использования земельных участков, указанных как «правообладатели» в п. 4 ст. 37 ГрК РФ, в процессе законодательного регулирования претерпел определенные изменения. Ранее действовавшими положениями п. 3. ст. 20 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости»[2] допускалось внесение в единый государственный реестр изменений о виде разрешенного использования земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования или аренды (если соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет) правообладателями таких земельных участков.

В практике неоднократно возникал вопрос о правомочиях арендатора публичного земельного участка на изменение вида разрешенного использования земельного участка. Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 25.06.2013 № 1756/13[3] сформировал подход, согласно которому арендатор не вправе изменять договор в одностороннем порядке и не может обязать арендодателя изменить вид разрешенного использования арендованного земельного участка по своему выбору. Воля арендатора как обладателя обязательственного права на использование земельного участка иным образом, нежели установлено в договоре, посредством изменения вида разрешенного использования земельного участка не является абсолютной и не может ущемлять права собственника земельного участка. Равным образом арендодатель не имеет права в одностороннем порядке изменять вид разрешенного использования переданного в аренду земельного участка в рамках действующего договора аренды. Арендодатель связан установленным законом порядком предоставления земельных участков для тех или иных целей использования. В связи с чем недопустимо обращение с требованием об изменении вид разрешенного использования земельного участка с целью обхода процедур, предусмотренных земельным законодательством для предоставления земельных участков для целей строительства объектов недвижимости, в том числе процедуры торгов.

Федеральным законом от 23.06.2014 № 171-ФЗ[4] ЗК РФ был дополнен главой V.1, в которой пунктом 17 ст. 39.8 ЗК РФ было дополнительно установлено, что внесение изменений в заключенный по результатам аукциона или в случае признания аукциона несостоявшимся с лицами, указанными в пункте 13, 14 или 20 статьи 39.12 настоящего Кодекса, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в части изменения разрешенного использования такого земельного участка не допускается, а указанные выше законоположения (ФЗ «О государственном кадастре недвижимости») утратили силу[5].

Соответствующий подход еще раз был подтвержден высшей судебной инстанцией. Со ссылкой на ст. 209 ГК РФ Верховный суд Российской Федерации указал, что собственник земельного участка, находящегося в частной собственности, может выбирать основные и вспомогательные виды разрешенного использования самостоятельно без дополнительных разрешений и согласований с органами местного самоуправления. Арендатор земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, не вправе требовать изменения вида разрешенного использования такого участка и внесения соответствующих изменений в договор аренды, заключенный по результатам торгов. Самостоятельное изменение арендатором земельного участка его вида разрешенного использования на иной из числа видов, предусмотренных градостроительным регламентом, не допускается в том случае, когда участок предоставлялся в аренду для определенного вида использования[6].

В целом произошедшая трансформация понятия «правообладатель земельного участка», указанного в ст. п. 4 ст. 37 ГрК РФ применительно к полномочиям по изменению вид разрешенного использования, представляется наиболее верной с позиции вещных отношений.

Вместе с тем действующее законодательство не запрещает заинтересованному лицу, хотя еще и не являющемуся правообладателем земельного участка, эффективно воздействовать на деятельность участников перечисленных отношений, уже на стадии оформления прав на земельный участок с целью предоставления для себя «оптимального» вида разрешенного использования с точки зрения будущего объема градостроительных правомочий. В. С. Кононов также указывает, что на выбор вида разрешенного использования оказывает влияние субъект, который будет правообладателем участка[7]. Так, в рамках одного из дел, Заельцовским районным судом г. Новосибирска было признано незаконным решение органа местного самоуправления об утверждении схемы границ земельного участка в части установления вида разрешенного использования земельного участка, как части процедуры предоставления заявителю земельного участка. Заявителем, собственником объекта капитального строительства, расположенного на спорном земельном участке было указано на нарушение органом местного самоуправления его прав выбранным видом разрешенного использования, поскольку такой вид необоснованно возлагает на заявителя дополнительные обязанности в виде необходимости прохождения дополнительных процедур получения разрешения на условно-разрешенный вид использования, а также необоснованно повышенной ставки арендной платы за предоставляемый земельный участок[8].

Выбор вида разрешенного использования земельного участка с учетом его особенностей, в определенном смысле предопределяет экономическую эффективность использования земельного участка, а также предопределяет возможность (законность) возведения на земельном участке объектов капитального строительства. В силу п. 1 ст. 222 ГК РФ несоответствие возводимого объекта капитального строительства разрешенному использованию земельного участка является одним из критериев для признания его самовольной постройкой.

Верховным Судом Российской Федерации в указанном ранее Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка, также был сформулирован ряд следующих позиций о дальнейшей возможности использования земельного участка по определенному назначению, в том числе — для законного возведения на таком земельном участке недвижимости зависимости от вида разрешенного использования[9]. В соответствии с положениями ч. 2, 3 ст. 37 ГрК РФ применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Таким образом, постройка будет считаться созданной на земельном участке, не отведенном для этих целей, если она возведена с нарушением правил целевого использования земли (ст. 7 ЗК РФ) либо вопреки правилам градостроительного зонирования (ст. ст. 35 — 40 ГрК РФ, ст. 85 ЗК РФ, правила землепользования и застройки конкретного населенного пункта, определяющие вид разрешенного использования земельного участка в пределах границ территориальной зоны, где находится самовольная постройка).

Так, по одному из дел истцом, как собственником смежного земельного участка были заявлены требования о сносе возведенного ответчиком ограждения, а также самовольной постройки со ссылкой на нарушение предельных параметров застройки земельного участка предусмотренных градостроительным регламентом для содержащегося в сведениях единого государственного реестра недвижимости вида разрешенного использования земельного участка, а именно: превышение максимальной площади застройки земельного участка и несоблюдение требований по минимальным отступам от границ земельного участка в связи с возведением ответчиком спорной постройки на своём земельном участке[10]. Суд, отказывая в удовлетворении требования о сносе самовольной постройки также учел, что к моменту рассмотрения спора ответчиком для принадлежащего ему земельного участка был дополнительно выбран такой вид разрешенного использования, предельные параметры застройки для которого и отступ от границ позволяли размещать спорное строение на земельном участке ответчика.

Данный аспект не является единственным значимым для собственника земельного участка. Проверка возможности установления того или иного вида разрешенного использования на соответствие правилам землепользования и застройки происходит практически сразу же после подачи межевого плана в орган кадастрового учета (которым в настоящее время является Управление Росреестра), на этапе проверки межевого плана и постановки на кадастровый учет земельного участка. Куда более отдаленное по времени, но более экономически существенное воздействие на собственника могут оказать налоговые последствия выбора того или иного вида разрешенного использования земельного участка.

Выбранный вид разрешенного использования, в силу установленного порядка определения кадастровой стоимости вновь образуемого земельного участка, предопределяет конкретный размер его кадастровой стоимости[11]. Значимость кадастровой стоимости земельного участка в том, что она, в силу п. 1 ст. 390 Налогового Кодекса РФ[12]  является базой для исчисления земельного налога, а также, с определенных пор, базой для расчета штрафа, как меры ответственности по ряду административных правонарушений в области землепользования.[13]. В отношении государственных и муниципальных земельных участков, передаваемых в аренду без торгов, согласно положениям пункта 3 статьи 39.7 ЗК РФ порядок определения размера арендной платы за такие земельные участки, устанавливается соответственно органом государственной власти или местного самоуправления. Из анализа таких правовых актов изданных законодательными органами власти субъектов Томской и Новосибирской областей следует, что в качестве базы для расчета арендной платы за такие земельные участки применяется кадастровая стоимость таких земельных участков.[14]

Одной из проблем правоприменения на данной стадии является то, что группы и виды разрешенного использования земельных участков в актах градостроительного законодательства, из которых на этапе формирования земельного участка осуществляет выбор собственник (распорядитель) земельного участка, по своему содержанию и наименованию не имеют точного соответствия тем группам и видам разрешенного использования, к которым относит такой земельный участок орган кадастрового учета на стадии постановки земельного участка на кадастровый учет и определения его кадастровой стоимости в соответствие с Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков»[15].

Более того, сами акты градостроительного законодательства, поскольку такое правовое регулирование осуществляется как на федеральном, региональном и муниципальном уровне, не имеют единого и точного соответствия между собою по группам и видам разрешенного использования, в том числе по причине несоответствия установленных на муниципальном уровне видов разрешенного использования группам регионального, а установленных на региональном уровне группам — федеральному классификатору видов разрешенного использования.

Так, в силу п. 2 ст. 7 ЗК РФ виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

При этом, в силу п. 11 ст. 34 ФЗ от 23.06.2014 № 171-ФЗ разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения классификатора видов разрешенного использования, признается действительным вне зависимости от его соответствия классификатору.

Поскольку правила землепользования и застройки, исходя из ряда законодательно установленных сроков и ограничений[16], были приняты органами местного самоуправления в отношении соответствующих территорий ранее утверждения в 2014 году Минэкономразвития РФ соответствующего классификатора, то в силу вышеуказанных законоположений, собственники земельных участков вынуждены руководствоваться при выборе соответствующего вида разрешенного использования не классификатором, а набором видов разрешенного использования из градостроительного регламента правил землепользования и застройки. При этом, в силу п. 12 вышеуказанного ФЗ от 23.06.2014 № 171-ФЗ до 1 января 2020 года орган местного самоуправления поселения, городского округа обязаны были внести изменения в правила землепользования и застройки в части приведения установленных градостроительным регламентом видов разрешенного использования земельных участков в соответствие с видами разрешенного использования, предусмотренными классификатором.

Однако, вышеуказанное требование о приведении до 01 января 2020 года видов разрешенного использования и групп в правилах землепользования и застройки в соответствие с группами видов разрешенного использования из классификатора описываемой проблемы не разрешит.

Дело в том, что орган кадастрового учета, как уже указывалось, при постановке образуемого земельного участка на кадастровый учет, определяет кадастровую стоимость земельного участка, за исключением ряда случаев, не в соответствие группами видов разрешенного использования из классификатора, и не в соответствие с группами видов разрешенного использования из соответствующего регламента правил землепользования и застройки, а в соответствие с группами видов разрешенного использования указанных в соответствующих нормативных актах государственной кадастровой оценки, отличающихся структурно и содержательно как от устанавливаемых на муниципальном уровне правил землепользования и застройки так и от федерального классификатора.

Так, в отношении территории муниципальных образований г. Томск и г. Новосибирск в настоящее время действуют акты об определении результатов кадастровой стоимости земельных участков, а также средних удельных показателей земель по кварталам, утвержденные еще до вступления в силу вышеуказанного классификатора[17]. Сами же результаты государственной кадастровой оценки получены еще в соответствии с ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»[18]. Виды разрешенного использования земель населенных пунктов (всего 17 групп), в таких актах об утверждении кадастровой стоимости были определены еще в соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 15.02.2007 № 39[19].

Из чего можно сделать вывод, что выявленное несоответствие будет иметь место и далее, в любом случае, до проведения новой сплошной массовой оценки в порядке установленном ФЗ «О государственной кадастровой оценке»[20] и с учетом группировки видов разрешенного использования в соответствие с федеральным классификатором. Однако же проведение очередной массовой кадастровой оценки сдерживается в настоящее время запретом на проведение государственной кадастровой оценки в соответствии с ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и необходимостью образования специализированных государственных бюджетных учреждений, в порядке, установленном ФЗ «О государственной кадастровой оценке».

Выявленная на практике нестыковка положений градостроительного и земельного законодательства создаёт существенную правовую неопределенность и риски собственников земельных участков в вопросе выбора того или иного вида разрешенного использования земельного участка.

В связи с чем в настоящее время не имеется прозрачных правовых критериев, с помощью которых правообладателю можно было бы самостоятельно, не прибегая к дополнительным процедурам, на этапе формирования земельного участка достоверно точно определить его кадастровую стоимость, ввиду чего процедура определения кадастровой стоимости, из-за отсутствия единообразного понятийного аппарата (различного перечня и содержания групп видов разрешенного использования в различных нормативных актах) реализуется органом кадастрового учета по собственному усмотрению, исходя из внутриведомственного толкования тех или иных правовых понятий.

Попытка решить указанную проблему предпринята в Федеральном законе от 23.06.2014 № 171-ФЗ, согласно части 13 статьи 34 которого, по заявлению правообладателя земельного участка об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков уполномоченные на установление или изменение видов разрешенного использования орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение одного месяца со дня поступления такого заявления обязаны принять решение об установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка, указанным в заявлении, и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором. Данное решение является основанием для внесения изменений в сведения единого государственного реестра недвижимости о разрешенном использовании земельного участка.

Можно сделать вывод, что содержание правомочий правообладателя, собственно как и правовой режим земельного участка в достаточно значительной степени обуславливается выбором правообладателем по своему усмотрению того или иного альтернативного вида разрешенного использования земельного участка, предусмотренного градостроительным регламентом. Правовые последствия такого выбора не ограничиваются исключительно градостроительными правоотношениями, предопределяя в том числе и налоговые последствия принимаемых правообладателем решений о выборе вида разрешенного использования.

Наиболее определенную законодательную регламентацию в гражданском обороте объект незавершенного строительства получил с введением с 1 января 2005 г. ФЗ от 30.12.2004 № 213-ФЗ[21] в пункт 1 статьи 130 ГК РФ упоминания его как недвижимой вещи. Юридическая техника такого упоминания очевидно указывает на его отличие от зданий и сооружений.

Предопределенное гражданским законодательством отличие в статусе объекта незавершенного строительства от других недвижимых вещей, проявляется в земельном законодательстве в существенных, по сравнению с собственниками зданий и сооружений, ограничениях прав собственника такой недвижимости[22]. Соответствующий подход следует также из судебной практики[23].

Если рассматривать объект незавершенного строительства с точки зрения не земельных, а градостроительных отношений, то согласно п. 10 ст. 1 ГрК РФ объекты, строительство которых не завершено (объекты незавершённого строительства) как и здания, строения, сооружения имеют равный правовой статус, поскольку отнесены к объектам капитального строительства .

Вместе с тем в градостроительных отношениях такое равенство носит сугубо формальный характер. На практике содержание градостроительных правомочий собственника объекта незавершенного строительства также представляется значительно ограниченным по сравнению с аналогичными правомочиями собственников зданий и сооружений. Если применительно к зданию и сооружению возможность их использования не вызывает сомнений, то в отношении объекта незавершенного строительства вряд ли можно говорить о реальном содержании правомочии по его использованию и извлечению полезных свойств в процессе эксплуатации. Тем более, что этап эксплуатации объекта капитального строительства следует только после завершения его строительством.

Фактически единственным возможным правомочием и целью собственника объекта незавершенного строительства является завершение строительством такого объекта и получения разрешения на ввод его в эксплуатацию.

В силу ст. 51 ГрК РФ для завершения строительства требуется получение разрешения на строительство, которое исходя из законодательного определения является документом, подтверждающим соответствие принятых проектных решений действующим градостроительным регламентам.

Как уже указывалось, градостроительные регламенты являются наиболее «подвижными» градостроительными документами, изменения в которые могут быть внесены в любой момент времени в соответствие с установленной в ГрК РФ процедурой. Внесение соответствующих изменений в работе муниципальных властей – стандартная практика.

В результате чего часто складывается ситуация, когда соответствующие изменения правил землепользования и застройки изменяют правовой режим земельного участка настолько, что получение разрешения на завершение строительства объекта незавершенного строительства в ранее запроектированных параметрах оказывается невозможным, что приводит к существенному ограничению (изменению) объема полномочий землепользователя и собственника недвижимости на ней. В процессе строительства объекта капитального строительства, который может занимать достаточно длительный срок, в градостроительный регламент и документацию по планировке территории могут быть внесены изменения, в результате которых размещение объекта, начатого строительством, будет исключено.

Управленческая деятельность органов власти в некоторых случаях способна привести и вовсе к невозможности завершить начатое строительство. Верховный Суд Российской Федерации, например, прямо указывает, что утвержденные в установленном порядке градостроительные и иные ограничения в использовании территории населенного пункта могут препятствовать размещению (строительству) на земельном участке определенного объекта капитального строительства (статьи 36, 37 Градостроительного кодекса)[24].

В данной связи у собственника объекта незавершенного строительства, как застройщика, возникают существенные правовые риски, которые в практике разрешения споров относятся на его счет. Суды, разрешая споры, исходят из того, что владелец объекта незавершенного строительства, приобретая права и обязанности арендатора по договору аренды, мог и должен был оценить возможность освоения земельного участка в соответствии с целью его представления в аренду[25].

В этой связи существенное значение с точки зрения правовой определенности и гарантии реализации собственником незавершенного строительством объекта права на завершение строительства приобретают градостроительный план земельного участка, а также действующее разрешение на строительство (ст. 51 ГрК РФ)[26].

Градостроительный план земельного участка является основанием для архитектурно-строительного проектирования (абз. 1 п. 6 ст. 48 ГрК РФ), получения разрешения на строительство (абз. 2 п. 7 ст. 51 ГрК РФ), прохождения экспертизы проектной документации (п. 5.2 ст. 49 ГрК РФ), а в дальнейшем — получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (пп. 2 п. 3 ст. 55 ГрК РФ).

Значение градостроительного плана земельного участка можно охарактеризовать как средство фиксации на определенное время (с момента получения разрешения на строительство до момента получения разрешения на ввод объекта капитального строительства) требований изменяющихся документов градостроительного зонирования и документации по планировке и межеванию территории.

При поступлении заявления застройщика (собственника объекта незавершенного строительством) о выдаче разрешения на строительство уполномоченный орган инициирует проверку проектной документации на соответствие определённым требованиям (п. 1 ст. 55 ГрК РФ). Актуальная  редакция п.1 ст. 51 ГрК РФ указывает на необходимость проверки проектной документации на соответствие требованиям градостроительного регламента, и документации по планировке и межеванию территории, установленным на дату выдачи градостроительного плана земельного участка, а также необходимость проверки допустимости размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с установленным видами разрешенного использования, иными ограничениями. Аналогичный принцип заложен и на этапе экспертизы проектной документации, В силу п. 5.2. ст. 49 ГрК РФ в течение полутора лет с момента выдачи градостроительного плана земельного участка в рамках экспертизы проектной документации объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, осуществляется оценка ее соответствия требованиям технических регламентов, действовавших на дату выдачи градостроительного плана.

В силу ст. 55 ГрК РФ разрешение на ввод характеризуется как документ, подтверждающий соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана, а не действующим в момент окончания строительства правилам землепользования и застройки, но вместе с тем и разрешенному использованию земельного участка.

Вместе с тем риски изменения правил землепользования и застройки в части видов разрешенного использования не снимаются и получением градостроительного плана, а сохраняются до стадии получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Данный вывод следует из оснований для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, содержащихся в пункте 6 ст. 55 ГрК РФ. Федеральным законом от 03.07.2016 № 373-ФЗ указанный пункт был дополнен абзацем 5 — несоответствие объекта капитального строительства разрешённому использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации на дату выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Дополнительное введенное основание создаёт непреодолимые и неконтролируемые риски, так как несоответствие на «дату обращения за разрешением на ввод в эксплуатацию» означает, что изменение вида разрешенного использования или появление зон с особыми условиями использования в период действия разрешения на строительство может привести к тому, что объект не сможет быть введён в эксплуатацию.

В этой связи даже возводимый на законных основаниях объект незавершенного строительства может оказаться в статусе самовольной постройки. Согласно п. 30 Постановления Пленумов ВС РФ, ВАС РФ № 10/22 самовольной постройкой может быть не только объект капитального строительства, строительство которого завершено, но и объект незавершенного строительства.[27]

При этом стоит отметить, что вектор законодательного развития института самовольной постройки и соответствующих изменений в редакцию ст. 222 ГК РФ[28], а также судебной практики[29] указывает, что каждый раз происходит увеличение количества формальных признаков, при наличии хотя бы одного из них объект капитального строительства утрачивает легальный статус. Если ранее, до 2015 года формулировка ст. 222 ГК РФ в части градостроительных нарушений содержала такие признаки самовольной постройки как «созданной без получения на это необходимых разрешений», «с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил», то редакция ст. 222 ГК РФ с 2018 года дополнена также указанием на вид разрешенного использования как на критерий – «разрешённое использование которого не допускает строительства на нём данного объекта». Ранее содержащееся оценочное понятие «с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил» заменено также на формальный признак – «с нарушением градостроительных и строительных норм и правил».

Можно констатировать, что наличие записи в едином государственном реестре о праве собственности на объект незавершенного строительства, как на недвижимую вещь, не предоставляет собственнику такого объекта каких-либо гарантий в градостроительной деятельности. Такими инструментами правовой определенности выступает градостроительный план земельного участка и действующее разрешение на строительство как средства фиксации градостроительных требований, предъявляемых на этапе завершения строительства.

 


[1] Решение Арбитражного суда Красноярского Края от 30.01.2019 по делу № А33-29188/2018 

[2] Федеральный закон от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»: (ред. от 24.07.2008г.)  

[3] Постановление Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 25.06.2013 № 1756/13 по делу № А35-765/2012 

[4] Федеральный закон от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» 

[5] Федеральный закон от 03.07.2016 № 361-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» 

[6] Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 14.11.2018) 

[7] Кононов В. С. Правовое регулирование и порядок изменения правового режима разрешенного использования земельного участка. С. 2 

[8] Решение Заельцовского районного суда г. Новосибирска от 17.03.2020, дело № 2а-840/2020 

[9] Обзор судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.03.2014) 

[10] Решение Заельцовского районного суда г. Новосибирска от 12.04.2018, дело № 2-14/2018

[11] Приказ Минэкономразвития России от 24.09.2018 № 514 «Об утверждении Порядка определения кадастровой стоимости объектов недвижимости при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости» 

[12] Налоговый Кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ 

[13] ч. 10 п. 1 ст. 3.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ. Конкретные составы предусмотрены ст. 7.1. Самовольное занятие земельного участка, Ст. 8.8. Использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению 

[14] Постановление Правительства Новосибирской области от 10.06.2015 № 218-п «Об установлении Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Новосибирской области и предоставленные в аренду без торгов» ; Решение Совета депутатов г. Новосибирска от 24.06.2015 № 1404 «Об утверждении коэффициентов, применяемых для определения годового размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные в границах города Новосибирска, и признании утратившими силу отдельных решений Совета депутатов города Новосибирска» ; Закон Томской области от 09.07.2015 № 100-ОЗ «О земельных отношениях в Томской области» ; Решение Думы Города Томска от 05.07.2011 № 171 «О ставках арендной платы за земельные участки, расположенные на территории муниципального образования «Город Томск», в случаях ее расчета от кадастровой стоимости земельного участка» 

[15] Приказ Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков» (Зарегистрировано в Минюсте России 08.09.2014 № 33995) 

[16] Например, в силу п. 14 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» при отсутствии правил землепользования и застройки не допускалось предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности; Часть 3 статьи 51 Градостроительного Кодекса РФ,  согласно которой устанавливался запрет, за исключением ряда случаев, на выдачу разрешений на строительство при отсутствии правил землепользования и застройки введена в действие с 1 января 2010 года  — ст. 3 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» 

[17] Постановление администрации Города Томска от 26.11.2014 № 1240 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных в границах муниципального образования «Город Томск» ; Постановление Правительства Новосибирской области от 29.11.2011 № 535-п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Новосибирской области и среднего уровня кадастровой стоимости земель населенных пунктов по муниципальным районам и городским округам Новосибирской области» 

[18] Федеральный закон от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» 

[19] Приказ Минэкономразвития РФ от 15.02.2007 № 39 «Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 02.05.2007 № 9370) 

[20] Федеральный закон от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» 

[21] Федеральный закон от 30.12.2004 № 213-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации» 

[22] Федеральный закон от 12.12.2011 № 427-ФЗ «О внесении изменений в статьи 2 и 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» 

[23] Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.12.2008 № 8985/08 ; Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.11.2010 № 7454/10 ; Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 № 14880/10 

[24] Определение Верховного Суда Российской Федерации от 23.01.2018 № 308-ЭС17-20912 по делу № А32-42516/2016 

[25] Определение Верховного Суда Российской Федерации от 14.01.2019 № 309-КГ18-22578 по делу № А60-53733/2017 [; Определение Верховного Суда Российской Федерации от 15.01.2020 № 306-ЭС19-25004 по делу № А57-27476/2018; Определение Верховного Суда Российской Федерации от 24.11.2017 № 310-ЭС17-17252 по делу № А09-9524/2016; Определение Верховного Суда Российской Федерации от 07.08.2017 № 309-КГ17-9544 по делу № А07-8412/2016; Определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.07.2014 № ВАС-8620/14 по делу № А76-7629/2013

[26] Согласно п.п. 19, 21 ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство может быть выдано на срок до 10 лет и по общему правилу п. 21 ст. 51 ГрК РФ сохраняется при переходе права на земельный участок и объекты капитального строительства.

[27] Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» 

[28] Федеральный закон от 30.06.2006 № 93-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощённом порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества»; Федеральный закон от 13.07.2015 № 258-ФЗ «О внесении изменений в статью 222 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и Федеральный закон «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»; Федеральный закон от 03.08.2018 № 339-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и статью 22 Федерального закона «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»  

[29] Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2018) утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.12.2018 ; Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 (2017) утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.04.2017; Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2016) утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016

Виды разрешенного использования земельных участков классифицированы

Управление Росреестра по Чувашской Республике разъясняет…

24 декабря текущего года вступает в силу приказ Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540, которым утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков.

До издания указанного приказа определение видов разрешенного использования земельных участков осуществлялось на основании разрозненных классификаторов, разработанных для целей кадастровой оценки, ведения кадастрового учета, градостроительных и других целей. В связи с чем, земельному участку, предназначенному, например, для строительства индивидуального жилого дома, могли присвоить такие виды разрешенного использования как: «для индивидуального жилищного строительства», «для строительства жилого дома», «для размещения индивидуального жилого дома», «для малоэтажной застройки», «для строительства дома» или даже «для строительства жилья».

Несмотря на кажущуюся созвучность приведенных вариантов видов разрешенного использования, наименование отдельных из них не всегда позволяло однозначно определить действительно ли на таком земельном участке разрешено строительство индивидуального жилого дома, что могло доставить определенные проблемы его собственнику. Кроме того это вызывало трудности и при обработке сведений о земельных участках для целей принятия управленческих решений.

Существовавшие недочеты призван устранить утвержденный классификатор, который упорядочивает все многообразие видов использования земельных участков вне зависимости от их принадлежности к той или иной категории земель путем уточнения их наименований и деления на группы и подгруппы с присвоением специального кода (числового обозначения).

Так, например, в соответствии с классификатором все земельные участки, предназначенные для застройки жилыми домами, имеют укрупненный вид разрешенного использования «Жилая застройка» и обозначаются кодом 2.0. При этом документ уточняет, что к жилой застройке относятся здания (помещения в них), предназначенные для проживания человека, за исключением гостиниц, домов отдыха, санаториев, домов ребенка, домов престарелых, больниц, вахтовых помещений, служебных жилых помещений на производственных объектах, на которых ведется непрерывное производство, режимных учреждений (казармы, караульные помещения, места лишения свободы, содержания под стражей).

В свою очередь указанная группа делится на следующие подгруппы: малоэтажная жилая застройка (код 2.1), приусадебный участок личного подсобного хозяйства (код 2.2), бокированная жилая застройка (код 2.3), передвижное жилье (код 2.4), среднеэтажная жилая застройка (код 2.5), многоэтажная жилая застройка (код 2.6), обслуживание жилой застройки (код 2.7).

Приведенное в классификаторе видов разрешенного использования земельных участков описание каждой подгруппы позволяет определить, что может быть размещено на земельном участке и для чего он может быть использован. Например, если участок предоставлен с видом разрешенного использования «приусадебный участок личного подсобного хозяйства», то на таком земельном участке возможно размещение жилого дома, не предназначенного для раздела на квартиры, пригодного для постоянного проживания, и высотой не больше трех этажей, возможно производство сельскохозяйственной продукции и содержание сельскохозяйственных животных, а также размещение гаража и иных вспомогательных сооружений.

С 24.12.2014 разрешенное использование земельных участков будет устанавливаться только в соответствии с классификатором. Что касается видов разрешенного использования, установленных до дня утверждения классификатора, они признаются действительным вне зависимости от их соответствия указанному классификатору. Между тем, правообладатели земельных участков могут привести вид разрешенного использования своего земельного участка в соответствие с классификатором, обратившись с соответствующим заявлением в уполномоченный на то орган государственной власти или орган местного самоуправления. Такое право предусмотрено изменениями, внесенными в Земельный кодекс Федеральным законом от 23.06.2014 № 171-ФЗ, вступающим в силу 01.03.2015.

После принятия органом власти решения об установления соответствия между видом разрешенного использования земельного участка заявителя и классификатором, обновленные сведения будут внесены в государственный кадастр недвижимости.

В связи с утверждением классификатора органы местного самоуправления ждет большая работа. И это связано не только с возможным обращением граждан с заявлением об установлении соответствия вида разрешенного использования земельного участка классификатору, но и с тем, что в срок до 2020 года необходимо внести изменения во все утвержденные правила землепользования и застройки в части уточнения наименования видов разрешенного использования земельных участков в составе градостроительных регламентов.

Источник

Виды, классификация разрешенного использования земельного участка

Категория земель по целевому назначению Код Наименование ВРИ земельного участка Описание ВРИ земельного участка
1 2 3 4
Земли сельскохозяйственного назначения 1.0 Сельскохозяйственное использование Ведение сельского хозяйства. Содержание данного вида разрешенного использования включает в себя содержание ВРИ с кодами 1.1 — 1.18, в том числе размещение зданий и сооружений, используемых для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции.
1.1 Растениеводство Осуществление хозяйственной деятельности, связанной с выращиванием сельскохозяйственных культур. Содержание данного ВРИ включает в себя содержание видов разрешенного использования с кодами 1.2 — 1.6.
1.2 Выращивание зерновых и иных сельско-хозяйственных культур Осуществление хозяйственной деятельности на сельскохозяйственных угодьях, связанной с производством: зерновых, бобовых, кормовых, технических, масличных, эфиромасличных, иных сельско-хозяйственных культур.
1.3 Овощеводство Осуществление хозяйственной деятельности на сельскохозяйственных угодьях, связанной с производством: картофеля, листовых, плодовых, луковичных и бахчевых сельско-хозяйственных культур, в том числе с использованием теплиц.
1.4 Выращивание тонизирующих, лекарственных, цветочных культур Осуществление хозяйственной деятельности, в том числе на сельскохозяйственных угодьях, связанной с производством: чая, лекарственных культур, цветочных культур.
1.5 Садоводство Осуществление хозяйственной деятельности, в том числе на сельскохозяйственных угодьях, связанной с выращиванием многолетних плодовых и ягодных культур, винограда, иных многолетних культур.
1.6 Выращивание льна и конопли Осуществление хозяйственной деятельности, в том числе на сельскохозяйственных угодьях, связанной с выращиванием льна, конопли.
1.7 Животноводство Осуществление хозяйственной деятельности, связанной с производством продукции животноводства, в том числе сенокошение, выпас сельскохозяйственных животных, разведение племенных животных, производство и использование племенной продукции (материала), размещение зданий, сооружений, используемых для содержания и разведения сельскохозяйственных животных, производства, хранения и первичной переработки сельско-хозяйственной продукции. Содержание данного вида разрешенного использования включает в себя содержание ВРИ с кодами 1.8 — 1.11.
1.8 Скотоводство Осуществление хозяйственной деятельности, в том числе на сельскохозяйственных угодьях, связанной с разведением сельскохозяйственных животных: крупного рогатого скота, овец, коз, лошадей, верблюдов, оленей, сенокошение, выпас сельскохозяйственных животных, производство кормов, размещение зданий, сооружений, используемых для содержания и разведения сельско-хозяйственных животных, разведение племенных животных, производство и использование племенной продукции (материала).
1.9 Звероводство Осуществление хозяйственной деятельности связанной с разведением в неволе ценных пушных зверей, размещение зданий, сооружений, используемых для содержания и разведения животных, производства, хранения и первичной переработки продукции: разведение племенных животных, производство и использование племенной продукции (материала).
1.10 Птицеводство Осуществление хозяйственной деятельности связанной с разведением домашних пород птиц, в том числе водоплавающих, размещение зданий, сооружений, используемых для содержания и разведения животных, производство, хранения и первичной переработки продукции птицеводства, разведение племенных животных, производство и использование племенной продукции (материала).
1.11 Свиноводство Осуществление хозяйственной деятельности связанной с разведением свиней, размещение зданий, сооружений, используемых для содержания и разведения животных, производства, хранения и первичной переработки продукции, разведение племенных животных, производство и использование племенной продукции (материала).
1.12 Пчеловодство Осуществление хозяйственной деятельности, в том числе на сельскохозяйственных угодьях по разведению, содержанию и использованию пчел и иных полезных насекомых, размещение ульев, иных объектов и оборудования, необходимого для пчеловодства и разведениях иных полезных насекомых, размещение сооружений, используемых для хранения и первичной переработки продукции пчеловодства.
1.13 Рыбоводство Осуществление хозяйственной деятельности связанной с разведением и (или) содержанием, выращиванием объектов рыбоводства (аквакультуры), размещение зданий, сооружений, оборудования, необходимых для осуществления рыбоводства (аквакультуры).
1.14 Научное обеспечение сельского хозяйства Осуществление научной и селекционной работы, ведения сельского хозяйства для получения ценных, с научной точки зрения, образцов растительного и животного мира, размещение коллекций генетических ресурсов растений.
1.15 Хранение и переработка сельскохозяйственной продукции Размещение зданий, сооружений, используемых для производства, хранения, первичной и глубокой переработки сельскохозяйственной продукции.
1.16 Ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках Производство сельскохозяйственной продукции без права возведения объектов капитального строительства.
1.17 Питомники Выращивание и реализация подроста деревьев и кустарников, используемых в сельском хозяйстве, а также иных сельскохозяйственных культур для получения рассады и семян, размещение сооружений, необходимых для указанных видов сельскохозяйственного производства.
1.18 Обеспечение
сельскохозяйственного производства
Размещение машинно-транспортных и ремонтных станций, ангаров и гаражей для сельскохозяйственной техники, амбаров, водонапорных башен, трансформаторных станций, иного технического оборудования, используемого для ведения сельского хозяйства.

Изменение вида разрешенного использования: теория и практика применения

 

 

Изменение вида разрешенного использования:

теория и практика применения

 

Актуальным является вопрос изменения вида разрешенного использования земельного участка, предоставленного не в целях строительства.

Начальник отдела по контролю (надзору) в сфере саморегулируемых организаций и правового обеспечения Управления Росреестра по Курской области И.Н. Додонова рассказывает о нюансах данной процедуры.

 

Согласно п. 2 ст. 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (п. 2 ст. 36 Конституции РФ).

Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий (часть 2 статьи 7 Земельного кодекса РФ). В силу норм статей 30, 32 и 37 Градостроительного кодекса РФ вид разрешенного использования земельного участка представляет собой конкретную деятельность, осуществляемую землепользователем на предоставленном ему земельном участке, основанную на градостроительном зонировании территории.

Согласно п. 3 ст.37 Градостроительного кодекса РФ изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

В случаях, если до 01.03.2015 земельный участок предоставлялся в соответствии со ст. 34 Земельного кодекса РФ не для целей строительства, то согласно действующему на тот момент решению Курского городского собрания от 12.02.2009 №91-4-РС «Об утверждении Положения о порядке предоставления земельных участков, для целей, не связанных со строительством, на территории муниципального образования «Город  Курск» был предусмотрен запрет на изменение разрешенного использования земельного участка под строительство объекта капитального строительства (пункт 2.2).

Предоставить земельный участок в соответствии со статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, но не позднее 1 января 2018 года возможно в случае, если до дня вступления в силу Федерального закона №171-ФЗ от 23.06.2014 «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон от 23.06.2014 № 171-ФЗ)  (то есть до 1 марта 2015 года) органом государственной власти или органом местного самоуправления утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории в целях его предоставления для целей, не связанных со строительством и (или) с эксплуатацией зданий, сооружений,

Схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее — схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера (п. 1 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ).

Например, пунктом 6 ст. 11.10 ЗК РФ предусмотрена подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования путем раздела земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного гражданину или юридическому лицу на праве аренды или безвозмездного пользования.

После 01.03.2015 внесение изменений в заключенный по результатам аукциона или в случае признания аукциона несостоявшимся, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в части изменения видов разрешенного использования  земельного участка не допускается (п. 17 ст. 39.8 Земельного кодекса РФ).

При решении вопроса о возможности изменения вида разрешенного использования земельного участка должен учитываться установленный порядок предоставления земельных участков для тех или иных целей использования.

Если предоставление земельных участков осуществляется с определенной целью, не связанной со строительством, то есть под определенным условием, то это условие не может быть изменено и арендатор обязан использовать земельный участок исключительно в целях, в которых он предоставлялся (определение ВАС РФ от 24.04.2013 по делу №ВАС-1756/13).

Изменения в классификаторе видов разрешенного использования земельных участков

8 апреля вступил в силу приказ Минэкономразвития России от 04.02.2019 № 44 «О внесении изменений в классификатор видов разрешенного использования земельных участков, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 г. № 540» (далее – Приказ).

 

Документ разработан в целях уточнения и детализации видов разрешенного использования земельных участков, устранения сложностей при определении видов разрешенного использования земельных участков для градостроительных регламентов территориальных зон при осуществлении градостроительного зонирования, при выборе вида разрешенного использования конкретного земельного участка.

 

В соответствии с Приказом использование земельных участков для индивидуального жилищного строительства (ИЖС) предполагает размещение жилого дома — отдельно стоящего здания с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более 20 метров, состоящего из комнат и помещений вспомогательного использования, используемых для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, не предназначенного для раздела на самостоятельные объекты недвижимости, а также выращивания сельскохозяйственных культур и размещение индивидуальных гаражей, хозяйственных построек.

 

Из классификатора видов разрешенного использования земельных участков Приказом убрали некоторые уточнения. В частности для земель, предназначенных для ведения садоводства с выращиванием сельскохозяйственных культур для собственных нужд, больше не содержатся уточнения — «плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных декоративных», что не накладывает ограничений или запрет на их выращивание.

 

Также, добавлены отдельные коды видов разрешенного использования для размещения зданий, обеспечивающих коммунальные услуги, домов престарелых, детских домов, общежитий, музеев и т. д., в частности:

— предоставление коммунальных услуг;

— административные здания организаций, обеспечивающих предоставление коммунальных услуг;

— дома социального обслуживания;

— оказание социальной помощи населению;

— оказание услуг связи;

— общежития;

— медицинские организации особого назначения.

 

Приказ уточняет характеристики жилого дома и расширяет возможности использования земельных участков. Расширение перечня видов разрешенного использования земельных участков в свою очередь позволяет собственнику выбрать вид, наиболее соответствующий фактическому использованию, что может положительно отразиться на величине кадастровой стоимости и минимизирует риски наложения штрафов за нецелевое использование участка.

Смена вида разрешенного использования при разделении участка, часть которого обременена…

В соответствии с ч. 2 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Закон о кадастре) кадастровый учет в связи с изменением вида разрешенного использования земельного участка осуществляется, если иное не установлено Законом о кадастре, на основании заявления о государственном кадастровом учете изменений, форма которого утверждена Приказом Минэкономразвития РФ от 30.09.2011 № 529 «Об утверждении форм заявлений о государственном кадастровом учете недвижимого имущества», и необходимых для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

Согласно ч. 1, ч. 3 ст. 20 Закона о кадастре с заявлениями об учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости, лица, обладающие на праве аренды (если соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет), постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, или их представители, действующие в силу полномочий, основанных на нотариально удостоверенной доверенности.

В соответствии с п. 70 Приказа Минэкономразвития РФ от 04.02.2010 № 42 «Об утверждении порядка ведения государственного кадастра недвижимости» сведения о видах разрешенного использования земельного участка вносятся в государственный кадастр недвижимости на основании градостроительного регламента либо на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления.

Согласно ст. 30 Градостроительного кодекса РФ градостроительные регламенты содержатся в правилах землепользования и застройки.

В соответствии с п. 4 ст. 17 Правил землепользования и застройки в городе Кемерово, утвержденных постановлением Кемеровского городского Совета народных депутатов от 24.11.2006 № 75 (далее – Правила) основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования, при условии соблюдения технических регламентов.

Учитывая изложенное, для внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости, Вам необходимо обратиться с заявлением и представить соответствующие документы в филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Кемеровской области (ул. Тухачевского, 21).

Также сообщаем, что пункт 5 ст. 17 Правил определяет, что предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 20 настоящих Правил, путем проведения публичных слушаний.

По вопросу организации и проведения процедуры публичных слушаний на предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка Вы вправе обратиться с заявлением в Комиссию по подготовке правил землепользования и застройки в городе Кемерово с приложением документов, предусмотренных пунктом 3.1.1 постановления администрации города Кемерово от 31.12.2009 № 109 «Об утверждении административного регламента предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства и разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в администрации города Кемерово».

Землепользование и зонирование | Город Декейтер, Джорджия,

Декейтер разделен на районы землепользования, которые в общих чертах определяют порядок использования земли в городе, и на районы зонирования, которые регулируют плотность, интенсивность и тип застройки, которая может происходить на конкретном участке. . Город разделен на следующие категории землепользования:

RL : Жилой район с низкой плотностью застройки
RM : Жилой сектор средней плотности
I : Офис
C : Коммерческий и жилой с высокой плотностью

Категории землепользования, установленные на комплексной карте землепользования, реализуются районами зонирования внутри каждой категории.В пределах каждой категории землепользования разрешены следующие районы зонирования:

.
RL
Низкая плотность
Жилой
RM
Средняя плотность
Жилой
I
Учреждения
C
Коммерческий и
High Density
Жилой
Р-85

Односемейный
Жилой район

RS-17
Отдельная семья
Жилой район
Институциональное PO
Профессиональный офис
Район
Р-60

Односемейный
Жилой район

РМ-18

Многосемейный
Жилой район

NMU
Район смешанного типа
Район использования
R-50

Односемейный
Жилой район

RM-22
Многосемейный
Жилой район

C-1
Местный коммерческий
Район

RM-43
Многосемейный
Жилой район

C-2
Коммерческий сектор
Район
C-3
Heavy Commercial
District

MU
Многофункциональный район

Поправки к комплексной карте землепользования или карте зонирования могут быть инициированы городской комиссией, комиссией по планированию или владельцем собственности.Запросы на изменение комплексной карты землепользования и / или карты зонирования должны рассматриваться городской комиссией с рекомендацией Комиссии по планированию на общественных слушаниях.

Изменение целевого землепользования

  • Комплексный план землепользования может быть изменен независимо от района зонирования, в котором находится объект недвижимости.
  • Чтобы запросить изменение землепользования собственности, свяжитесь с Отделом планирования и зонирования, чтобы провести предварительную конференцию с администратором зонирования и заполнить заявку на внесение поправок в план землепользования.

Изменение зонирования

  • Карта зонирования может быть изменена без поправки к Комплексному плану землепользования, если предложенная поправка разрешит использование, которое разрешено в существующей категории землепользования этой собственности.
  • Если предлагаемая поправка к карте зонирования разрешает использование, которое не разрешено в рамках категории землепользования рассматриваемой собственности, то заявитель должен получить соответствующую поправку к Комплексному плану землепользования одновременно с подачей заявки на зонирование. поправка карты.
  • Чтобы запросить изменение зонирования собственности, свяжитесь с Отделом планирования и зонирования, чтобы провести предварительную конференцию с администратором зонирования и заполнить заявку на внесение поправок в карту зонирования.

Разрешение на условное использование

  • Условное использование в каждом районе зонирования, обозначенное буквой «C» в таблице разрешенного использования, — это использование, которое может быть подходящим в конкретном районе зонирования, но из-за повышенного потенциала несовместимости со смежными видами использования требует индивидуального рассмотрения и утверждения. Городской комиссией по рекомендации Плановой комиссии.
  • Условное использование может быть одобрено с условиями для смягчения воздействия на близлежащую собственность, и такие условия будут требоваться от нынешних и всех последующих владельцев. Никакие существенные изменения в разрешении на условное использование не могут быть внесены без одобрения городской комиссии.
  • Чтобы запросить изменение зонирования собственности, свяжитесь с Отделом планирования и зонирования, чтобы провести предварительную конференцию с администратором зонирования и заполнить заявление об условном разрешении на использование.

Формы землепользования и сборы

Общие Дата исправления
Заявка на рассмотрение землепользования 30.08.21
Требования к оформлению типов II, II-A и III 15.03.19
Требования к подаче на рассмотрение после принятия решения 15.03.19
Сертификация ландшафтной установки 01.09.13
Земельные участки / приспособления Дата исправления
Корректировка линии границы — Позволяет скорректировать линии участка, соответствующие требованиям зонирования. 28.02.13
Развитие кластера 11.10.18
Определение законного лота — процесс, используемый для определения того, является ли земельный участок законным для строительства 10.11.16
Реконфигурация лота — Используется для корректировки границ существующих законодательно несоответствующих лотов для создания лотов меньше текущего минимального размера лота в лесных, сельскохозяйственных и городских районах владения 11.10.18
Переделка плиты 08.10.19
Жилая застройка (признана недействительной)
Короткая площадка — процесс разделения земли на девять или менее городских участков и четыре или менее сельских участков 22.05.19
Подразделение 22.05.19
Обзор плана участка / коммерческий Дата исправления
60-дневный обзор разработки 13.08.19
Обвязка плана участка 15.03.19
Коммерческий питомник 08.10.19
Производство марихуаны разрешает руководство и требования к представлению 05.12.19
Отклонение от шума — см. Исполнение норм
Подписать разрешение 03.10.16
Тип I обзор 17.12.20
Тип II обзор 17.12.20
Винодельня и дегустационный зал с мероприятиями 11.10.18
Средства беспроводной связи
— Проверка типа I совместного размещения
— Проверка объекта типа II
— Разрешение на условное использование, проверка типа III


11.10.18
22.05.19
22.05.19

Прочие процессы землепользования Дата исправления
Только адрес — Указывает адрес собственности, для которой еще не выданы другие разрешения на строительство. 16.01.20
Апелляция и ходатайство о повторном рассмотрении — процесс, используемый для обжалования решения о землепользовании 01.09.11
Разрешение на ущелье Колумбия
— См. Также: www.gorgecommission.org/handbooks.cfm

14.08.19

Условное использование 15.03.19
Разработка смешанного использования
— Рекомендации — Часть 1 (10 МБ), Часть 2 (7 МБ), Часть 3 (10 МБ)
15.03.19
Использование не по назначению 03.10.16
Планируемое развитие установки 15.03.19
После рассмотрения решения 15.03.19
Конференция перед подачей заявки — Процесс представления кандидатом предложения о развитии персоналу и получения информации о процессе рассмотрения и утверждения заявки
— Отказ от прав — используется для отказа от процесса конференции перед подачей заявки только для относительно простых заявок
30.08.21
11.10.18
Школьная модульная 25.07.18
Отказ от прав на канализацию — Новые строения и земельные участки в городских районах должны подключаться к общественной канализационной системе, если отказ от канализации не утвержден. 13.04.12
Аналогичное применение 03.10.16
Временное пользование 08.10.19

Отклонение — Предоставляет помощь владельцам собственности, когда применение Кодекса округа Кларк может вызвать трудности из-за необычных обстоятельств земли.

— Дисперсия шума — см. Обеспечение соблюдения норм

13.08.19
Изменение зоны — используется для изменения обозначения зонирования земельного участка, когда владелец собственности хочет установить использование, которое не разрешено в рамках существующего зонирования. 22.05.19
Требования к общественным слушаниям Дата исправления
Заявитель вывесил знак землепользования
— Технические характеристики знака (ZIP 1.2 МБ)

01.09.11
14.08.18

Совещание по рассмотрению вопросов добрососедства — административные указания 01.06.16
Окружающая среда Дата исправления
Археологический обзор — Используется для определения наличия культурных ресурсов на участке 20.08.14
JARPA
— Информация и инструкции JARPA

SEPA — Проверка в соответствии с Законом о государственной экологической политике для обеспечения того, чтобы правительственные органы рассмотрели воздействие предложения на окружающую среду
— Запланированное действие SEPA
— Контрольный список SEPA (Word) (PDF)

03.10.16
02.10.12
12.03.18
Береговая линия — Используется для рассмотрения предложения по развитию, которое может повлиять на прибрежные зоны местного и общегосударственного значения
— Исключение для жилой береговой линии — Используется для небольших жилых застроек, для которых не требуется разрешение на существенное развитие береговой линии
— Исключение для нежилой береговой линии

22.05.19
01.04.19
01.04.19

Изменение существующего дома Дата исправления
Принадлежность жилого помещения
— Городской
— Сельский

13.09.19
13.09.19
Садовый сарай, беседка, игровые сооружения 06.05.15
Домашний бизнес
— Незначительный
— Большой
11.10.18
13.08.19
Частный питомник 08.03.12

Зонирование — город Лейквуд

Постановление о зонировании

Постановление о зонировании Лейквуда (раздел 17 муниципального кодекса Лейквуда) регулирует землепользование и застройку на всей территории города Лейквуд.Постановление о зонировании было изменено 12 декабря 2016 г. и вступило в силу 30 января 2017 г.

Постановление о зонировании Лейквуда реализует видение будущего города, изложенное во всеобъемлющем плане. Постановление о зонировании призвано упростить процесс освоения земель при одновременном уравновешивании изменений в схемах землепользования и технологических достижений.

Скачать полный текст Постановления о зонировании или отдельные статьи

Сводные ведомости района зоны

Сводные таблицы районов зоны

дают краткий обзор намерений, стандартов застройки и землепользования для каждого района зоны.

Сводные ведомости района зоны

Посмотреть карту зонирования города

Чтобы просмотреть зонирование собственности, перейдите на карту зонирования, начните с ввода числовой части адреса собственности, а затем выберите полный адрес из всплывающего списка. Когда карта приведет вас к адресу, нажмите на дополнительную информацию, чтобы увидеть зонирование и другую информацию об объекте.

Карта зонирования

Советы по поиску при использовании карты зонирования выше:
Введите номер адреса (т.е.е. для 445 S Allison Pkwy, просто введите 445), вы увидите список выбора адресов, выберите или щелкните свой интересующий адрес, и карта увеличится до вашего выбора. Вы также можете ввести полный адрес, но не используйте знаки препинания и соблюдайте стандарты почтовых адресов, например, полный адрес должен быть набран как (480 S Allison Pkwy), затем нажмите кнопку поиска. Также доступен поиск по названию улицы, просто введите название улицы в адресное окно и нажмите «Поиск», например (Allison) или (445 S Allison), чтобы выполнить поиск по всем адресам для этого основного адреса.

Письмо о подтверждении зонирования

Запросить письменное письмо с подтверждением района зоны, землепользования, известных нарушений, разрешений на специальное использование или несоответствующего использования, которое влияет на конкретную собственность.

Форма подтверждения зонирования

.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *