164 ук рф: Статья 164. Хищение предметов, имеющих особую ценность — Оренбург

Содержание

Объективная сторона преступления, предусмотренного ст. 164 УК РФ 2023

Бакрадзе А.А., доцент кафедры уголовного права и криминологии Академии экономической безопасности МВД России, кандидат юридических наук.

Статья посвящена объективной стороне преступления, предусмотренного ст. 164 УК РФ.

Автор, используя следственно-судебную практику, материалы собственного исследования, раскрывает содержание объективной стороны рассматриваемого преступления. При этом он вносит обоснованные предложения по квалификации рассматриваемого деяния и отграничению его от смежных преступлений.

С объективной стороны преступление, предусмотренное ст. 164 УК РФ, может быть совершено любым способом хищения: тайно, открыто, путем обмана, злоупотребления доверием, насилия и т.д. <1>. Оно имеет материальный состав и признается оконченным с момента причинения ущерба собственнику или иному владельцу ценностей. Исключение составляет хищение культурных ценностей путем нападения с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, или угрозой его применения.

В этом случае преступление будет считаться оконченным с момента нападения.

<1> См.: Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть: Учебник: / Под ред. Л.В. Иногамовой-Хегай, А.И. Рарога, А.И. Чучаева. Издание испр. и доп. М.: КОНТРАКТ; ИНФРА-М, 2009. С. 214 — 215; Клебанов Л. Хищение культурных ценностей // Законность. 2009. N 3.

С субъективной стороны рассматриваемое преступление совершается с прямым умыслом. Причем особая ценность похищенных предметов или документов также должна быть осознана виновным. Корыстный мотив выступает обязательным признаком субъективной стороны, так же как и цель — незаконная нажива. Некоторые авторы считают неудачным включение корыстного мотива в определение хищения, поскольку по своему характеру подобного рода посягательства могут совершаться не из корыстных побуждений, а по иным мотивам, например сострадания, восстановления справедливости, возврата долга и т.д. <2>.

<2> См., например: Кочои С. Квалификация хищений глазами практиков // Российская юстиция. 1999. N 4. С. 73; Селезнев М. Умысел как форма вины // Российская юстиция. 1997. N 3. С. 54.

Хищение особо ценных предметов образует квалифицированный состав, если оно совершено группой лиц по предварительному сговору или организованной группой (п. «а» ч. 2) либо повлекло уничтожение, порчу или разрушение предметов или документов, на которые было направлено посягательство (п. «в» ч. 2). В качестве квалифицирующих признаков ч. 2 ст. 164 УК предусматривает один общий для многих составов преступлений признак (п. «а» ч. 2) и один специфически узкий (п. «в» ч. 2).

Уничтожение предмета или документа означает прекращение их физического существования <3> (например, сгорание), либо они не могут быть использованы по своему назначению, либо могут, но утрачивают свою особую ценность для науки, истории и культуры <4>.

<3> См.: Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Под ред. А.И. Чучаева. С. 453; Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть: Учебник / Под ред. Л.В. Иногамовой-Хегай, А.И. Рарога, А.И. Чучаева. Изд. испр. и доп. С. 215.
<4> См.: Братанов В.В. Квалифицирующие признаки и отграничение хищения предметов, имеющих особую ценность, от смежных преступлений // Российский следователь. 2007. N 14.

Под разрушением предмета преступления следует понимать причинение ему такого вреда, при котором предмет перестает существовать как единое целое, но сохраняются его отдельные фрагменты <5>.

<5> См.: Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Под ред. А.И. Чучаева. С. 453; Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть: Учебник / Под ред. Л.В. Иногамовой-Хегай, А.И. Рарога, А.И. Чучаева. Изд. испр. и доп. С. 215.

Порча предмета или документа означает причинение ему такого вреда, который требует серьезных усилий по реставрации или ремонту <6>.

<6> См.: Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Под ред. А.И. Чучаева. С. 453; Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть: Учебник / Под ред. Л.В. Иногамовой-Хегай, А.И. Рарога, А.И. Чучаева. Изд. испр. и доп. С. 215.

Существующие в науке разъяснения не позволяют провести четкую грань между уничтожением и разрушением, и в большей степени между разрушением и порчей.

Разрушить согласно словарю русского языка означает, «ломая, уничтожая, превратить в развалины» <7>, т.е. фактически значение этого слова тождественно понятию «уничтожить». Поэтому целесообразно исключить этот термин из статьи <8>.

<7> Ожегов С.И. Словарь русского языка. 15-е изд., стер. М.: Рус. яз., 1984. С. 582.
<8> См. также: Братанов В.В. Указ. соч.

Не соответствует лексическому значению этого слова понимание разрушения как такого изменения свойств предметов или документов, при котором они становятся частично непригодными для целевого использования, и рассмотрение порчи как разновидности разрушения <9>.

<9> См.: Российское уголовное право. Особенная часть / Под ред. М.И. Журавлева и С.И. Никулина. М.: Спарк, 1998. С. 155.

«Порча» в русском языке означает «приводить в негодность, портить, т.е. делать плохим» <10>. Порча — синоним термина «повреждение», который употребляется при описании составов, предусмотренных ст. 167 и ст. 168 УК. Термин «повреждение» является более распространенным по сравнению с «порчей». В словаре С.И. Ожегова в качестве значений слова «повредить», «повреждение» называются «испортить (поломать, поранить, порча)». Поэтому под порчей следует понимать причинение восстановимого вреда, частичную утрату предметами или документами своих качеств. Эти качества могут быть восстановлены путем реставрации или ремонта, затраты на которые меньше ценности указанных предметов или документов <11>. В этой связи в ст. 164 УК «порчу» целесообразно заменить на «повреждение» <12>.

<10> Ожегов С.И. Указ. соч. С. 501.
<11> См.: Безверхов А. Г. Имущественные преступления. Самара, 2002. С. 235.
<12> См., например: Ткачев Ю.Ю. Хищение предметов, имеющих особую ценность: Дис. … канд. юрид. наук. Краснодар, 2007. С. 12.

Анализируемый квалифицирующий признак имеет место только тогда, когда уничтожение, порча или разрушение наступили в результате хищения, а не являются самостоятельным деянием. Поэтому необходимо установить причинную связь между хищением и причинением вреда в виде уничтожения, порчи или разрушения. Этот вред может быть причинен в процессе хищения или после совершения хищения (небрежное хранение, неаккуратные перевозка, перенос и т.д.). Примером в этом случае может служить ограбление Русского музея в Санкт-Петербурге. Неизвестными были похищены рисунки Перова. В результате перестрелки между грабителями и охраной музея и совершенно варварского способа хищения пострадали некоторые ценные произведения искусства <13>.

<13> См.: Братанов В.В. Указ. соч.

Сравнительно недавно произошла серия хищений из Центрального государственного архива.

Были похищены документы, относящиеся к XV — XVIII вв. На большинстве похищенных документов стояли личные подписи государственных деятелей тех лет. Преступники просто вырывали документы из подшивок, что привело к утрате множества ценных экземпляров <14>.

<14> См.: Там же.

Субъективное отношение к этим дополнительным последствиям может быть как умышленное, так и неосторожное. Преступники, естественно, не желают уничтожения или повреждения предметов, имеющих особую ценность, так как совершают преступление с корыстной целью.

Следует отметить, что законодатель обоснованно усилил ответственность за хищение указанных предметов группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, так как эти обстоятельства весьма характерны для данного преступления.

Согласно ч. 2 ст. 35 УК преступление считается совершенным группой лиц по предварительному сговору, если в нем участвуют лица, заранее договорившиеся о совместном совершении преступления.

Этот вид соучастия предполагает сговор между исполнителем и непосредственно участвующими в совершении преступления, то есть лицами, выполняющими деяния, предусмотренные объективной стороной хищения предметов, имеющих особую ценность.

Между соучастниками возможно разделение ролей, что имеет место при сложном соучастии в составе преступной группы. При этом не обязательно, чтобы каждый из соучастников непосредственно выполнял полностью действия (или часть действий), предусмотренные диспозицией ст. 164 УК. Подстрекательство к хищению указанных предметов, пособничество в нем и даже его организация не могут квалифицироваться по признаку совершения хищения по предварительному сговору группой лиц, если они не участвуют в выполнении объективной стороны хищения предметов, имеющих особую ценность.

Согласно ч. 3 ст. 35 УК преступление признается совершенным организованной группой, если оно выполнено устойчивой группой лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений.

Обязательным признаком данного вида соучастия является устойчивость, выражающаяся в сплоченности членов группы, распределении ролей, целенаправленности действий группы на совершение преступлений, их планировании, четкой организации, наличии жесткой дисциплины. Применительно к рассматриваемому составу такой вид соучастия характерен для совершения неоднократных, многоэпизодных преступлений, когда хищение предметов, имеющих особую ценность, совершается систематически на протяжении длительного времени.

В преступную группу могут входить как одни общие субъекты (при краже, мошенничестве, грабеже и разбое), одни специальные субъекты (при присвоении и растрате), так и субъекты в смешанном виде. Данная форма соучастия наиболее опасна, поскольку общий размер вреда, наносимого собственникам, в этом случае значительно возрастает. При раскрытии подобных преступлений органы следствия, дознания сталкиваются со значительными сложностями. Так, в начале 90-х годов был совершен ряд краж из запасников Русского музея в г.

Санкт-Петербурге. Следствием было установлено, что кражи совершала младший научный сотрудник Т. Кароль. Она передавала украденное контрабандисту М. Поташинскому. Кароль рассказала, что именно Поташинский предложил ей вынести несколько рисунков для копирования. Суд приговорил Поташинского к 8 годам лишения свободы, Кароль осуждена на 6 лет условно с испытательным сроком 5 лет. По новому УК РФ мера наказания для Кароль и Поташинского была бы строже. Им было бы предъявлено обвинение по п. «а» и «б» ч. 2 ст. 164 УК РФ, предусматривающим лишение свободы на срок от 8 до 15 лет с конфискацией имущества за хищение культурных ценностей, совершенное неоднократно группой лиц по предварительному сговору <15>.

<15> См.: Там же.

Хищения предметов, имеющих особую ценность, нередко приносят преступникам значительную криминальную прибыль. Для извлечения таких прибылей и создаются преступные сообщества (организации). Если хищение указанных предметов совершено преступным сообществом, то имеет место квалификация по совокупности ст. 164 и ст. 210 (организация преступного сообщества, преступной организации) УК РФ. Организованная группа может, например, иметь место при наличии сговора между работниками учреждений культуры и скупщиками культурных ценностей.

Законодатель в большинстве статей (ст. ст. 158, 163, 165, 166 УК РФ), предусматривающих ответственность за корыстные посягательства на чужую собственность, совершение преступлений группой по предварительному сговору относит к квалифицирующим признакам, а совершение преступления организованной группой — к особо квалифицирующим обстоятельствам. В уголовном законе необходимо предусмотреть дифференцированную ответственность за хищение культурных ценностей группой лиц по предварительному сговору и организованной группой.

Итак, объективная сторона ст. 164 УК РФ в своей квалифицированной части должна быть дополнена частью третьей, в которую необходимо включить признак «совершение деяния организованной группой». Это позволит повысить результативность данного состава.

Хищение ценных предметов. Действия адвоката

УК РФ за хищение предметов, имеющих особую ценность, предусматривает уголовную ответственность, наступающую по статье 164.

Для того, чтобы правонарушителя можно было судить именно по статье 164, следственным органам необходимо провести детальный анализ, изучить все имеющиеся данные по факту совершенного противоправного деяния. Если лицо, совершило кражу особо ценных предметов, однако в силу неосведомленности, неграмотности, не знало о значимости и ценности данных предметов, правонарушение будет квалифицировано по иной статье УК. Именно в этом направлении будет работать адвокат по кражам, который сможет выстроить грамотную линию защиты своего клиента и доказать его невиновность.  Не стоит объяснять, почему очень важно воспользоваться услугами адвоката, который подойдет к рассмотрению вопроса о составе преступления, расследовании, допросе и иных обстоятельствах со всей ответственностью.

Санкции по части 1 статьи 164 УК РФ за хищение предметов, имеющих особую ценность, — начиная принудительными работами и заканчивая лишением свободы  (максимальный срок – 10 лет). Какое наказание последует за совершенным правонарушением, во многом будет зависеть именно от работы адвоката. Сторона защиты следует все от нее зависящее, чтобы по максимуму оправдать своего подопечного, предоставить в суд сведения, смягчающие ответственность. 

Если кража предметов, имеющих особую ценность:

  • организовано двумя и более лицами;
  • было совершено с предварительным сговором;
  • привело к утрате предметом своих основных функций и свойств;
  • привело к безвозвратной порче предмета, его частичному разрушению либо уничтожению, вышеперечисленные деяния будут относиться к квалифицированному составу, что предполагает достаточно суровое наказание вплоть до лишения свободы сроком до 15 лет, в довесок – ограничение свободы и внушительный штраф.

Кража предметов, имеющих особую ценность: правовая характеристика

Данное правонарушение относится к особой категории краж предметов, имеющих особую ценность,  в котором состав преступления отличается от составов, характерных для иных схожих по определению статей УК РФ.

Предметом преступления выступают материальные ценности, предметы, для которых характерна культурная (пластинки с записями великих исполнителей, раритетные музыкальные инструменты), историческая (оригиналы документов, рукописи писателей, поэтов) либо художественная ценность (полотна великих художников).

Объективная сторона – кража ценных предметов. Субъектом преступления будет являться лицо, которое на момент совершения противоправного деяния достигло 16 лет, полностью дееспособное, вменяемое.

Субъективная сторона выражена в виде умышленной вины. Цель – в данном случае всегда корыстная – совершить кражу не принадлежащего виновному лицу предмета. Чтобы ответственность в отношении лица наступила именно по статье 164 УК РФ, человек должен полностью осознавать смысл совершаемых им деяний, то есть реально понимать культурно-историческую значимость предметов. Преступное деяние не будет содержать состава преступления – хищение предметов, имеющих особую ценность – если виновное лицо не знало и даже не подозревало о значимости и ценности похищаемого имущества. В случае неведения действия субъекта будут квалифицироваться в зависимости от цели, умысла, мотива  по иным статьям УК.

Адвокатская помощь по статье 164 УК РФ – важная составляющая благополучного исхода уголовного преследования

Услуги адвоката стоят недешево, но, когда на кону стоит освобождение от уголовной ответственности или высока вероятность назначения минимально возможного, предусмотренного санкциями статьи 164 УК РФ наказания, обязательно стоит обратиться за помощью к адвокату. 164 статья Уголовного Кодекса – специфична, поэтому у правозащитника всегда есть возможность доказать невиновность своего подопечного. Объективная сторона правонарушения дает четкое определение данной статье – поэтому, адвокат по кражам сможет не просто выстроить грамотную профессиональную защиту, а доказать в суде невиновность своего клиента. Сделать это в рамках самозащиты – сложно, но в силах адвоката по кражам, владеющего не только необходимыми знаниями и опытом, но и способного предоставить неопровержимые факты и данные, подтверждающие, к примеру, что подозреваемый не имел представления о ценности украденных вещей, не понимал их особое культурное, историческое, художественное значение.

Особенности квалификации преступлений, предусмотренных статьей 165 УК РФ

Пробелы в законодательстве РФ Выпуск №5 — 2020

Дгамалова Бика Б. Радченко Владимир Валерьевич

Подробнее об авторах

Дгамалова Бика Б. кандидат юридических наук, доктор педагогических наук, доцент, Заслуженный юрист Республики Дагестан
Северо-Кавказский институт (филиал) РГЮЖ (РЮА Минюста России) Радченко Владимир Валерьевич магистрант
Северо-Кавказский институт (филиал) РГЮЖ (РЮА Минюста России)

Чтобы прочитать статью полностью, пожалуйста, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь

Реферат:

Законодательством Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства на всей территории Евразийского экономического союза, в пределах этой территории осуществляется свободное перемещение товаров, услуг и финансовых ресурсов, а также программа поддержки конкуренции и осуществляется свободная экономическая деятельность. Эти положения и их правовое обеспечение, закрепленные в Конституции Российской Федерации, Таможенном кодексе ЕАЭС, Уголовном кодексе Российской Федерации, отражают значимость экономических отношений в обществе и, следовательно, способствуют определению решений законодателя при установлении правовых норм. средства их защиты. Основной целью исследования является углубленное изучение уголовно-правовой характеристики преступлений, предусмотренных ст. 165 УК РФ и с учетом современных тенденций уголовной политики, необходимость разработки рекомендаций и предложений по совершенствованию законодательства в этой сфере в целях более эффективного применения уголовно-правовой нормы, предусматривающей ответственность за причинение имущественного вреда без подчеркнуты признаки кражи. В данной статье автор провел исследование уголовно-правовой нормы, предусматривающей ответственность за причинение имущественного вреда путем обмана и злоупотребления доверием, рассмотрел квалифицирующие обстоятельства данной статьи и предложил конкретные меры по ужесточению ответственности за данное преступление.

Образец цитирования:

Дгамалова Б.Б., Радченко В.В., (2020), ОСОБЕННОСТИ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ СТАТЬЕЙ 165 УК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Пробелы в российском законодательстве, 5 => 326-329.

Референс-лист:

Бабушкина Е.А. Спорные вопросы определение предмета преступления, предусмотренного ул. 165 УК РФ/ Сборник ВНПК: Правовые проблемы укрепления российской государственности — 2017. — С. 23-25.
Бойцов А.И. Преступления против собственности. СПб.: Юрид. центр пресс, 2002. — 726 с.
Гаухман Л. Соотношение крупного размера и крупного уничтожения по УК РФ // Закон. — 2001. — № 1. Электронный ресурс: СПС КонсультантПлюс.
Елисеев С.А. Преступления против собственности: курс лекций. — Томск: Изд-во Дом Томского гос. ун-та, 2018. – 192 с.
Иванцов Н.В., Прыгунова Е.В. Вопросы квалификации преступлений собственности, совершаемых путем обмана или злоупотребления доверием/ Марийский юридический встник. — 2017.- № 1. — С. 54-60.
Логинова Н.Г. Мотивы имущественных преступлений несовершеннолетних // Вестник Томского государственного университета. — Право. — 2014. — № 1 (11). — С. 56-62.
Лопашенко Н. А. Посягатель на собственность : монография. – М.: Норма, ИНФРА М, 2012. – 393 с.
Ляпунов Ю.И. Дискуссионные проблемы объектов преступления против собственности // Уголовное право. — 2004. — № 3, 4. — С. 43-46, 29-32.
Никифорова А.А. Уголовно-правовое противодействие преступлениям в сфере внешнеэкономической деятельности/ Теория и практика реализации/ Нижегородская академия МВД РФ. — 2020. — 430 с.
Толстая М.В. Субъективная сторона преступления, ул. 165 УК РФ/ Вестник казанского юридического института МВД России. — 2018. — № 1. — С. 55-61.

Ключевые слова:

преступление, уничтожение, ответственность, наказание, норма, законодательство.



11. УГОЛОВНОЕ ПРАВО И КРИМИНОЛОГИЯ; УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО 12.00.08 Страницы: 243-246 Выпуск №17214

Правовое регулирование наказаний за преступления, совершенные должностными лицами в сфере экономической деятельности Дербишев Джамиля Г.

коррупция наказание должностные лица преступления антикоррупционная экспертиза

Подробнее

2. Теория и история права и государства; История права и государственных учений Страниц: 125-127 Выпуск №11986

Некоторые вопросы отечественного уголовного права во второй половине XVIII — начале XIX века

Лосева Светлана Николаевна

преступление уголовное право наказание виды уголовных наказаний

Подробнее

11. МОЛОДЫЕ УЧЕНЫЕ В РЕШЕНИИ АКТУАЛЬНЫХ УГОЛОВНО-ПРАВОВЫХ ПРОБЛЕМ Страницы: 227-229 Выпуск №17728

Уголовно-правовое обеспечение процедуры совершения нотариальных действий

Ахмедханова Самира Тельхатовна

Гамзаев Хамза Пашаевич

Бахшалиев Эйнулла Фазил оглы

нотариус злоупотреблять избыток официальный орган

Показать еще

9. УГОЛОВНОЕ ПРАВО И КРИМИНОЛОГИЯ; УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО 12.00.08 Страницы: 227-230 Выпуск №18348

К вопросу об эффективности мер наказания за взяточничество

Донская (Кавелина) Ольга Геннадьевна

Москалева Елена Николаевна

орган государственной власти взяточничество должностные лица коррупция наказание

Подробнее

3. УГОЛОВНЫЕ, КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ, АДМИНИСТРАТИВНЫЕ И ИНЫЕ МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ Страниц: 209-212 Выпуск №21729

Проблемы квалификации преступлений, совершаемых в состоянии алкогольного опьянения

Напсоков Артур Ризуанович

алкогольное опьянение преступление пьянство оказывать воздействие физиологическая интоксикация

Показать больше

13. ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО; ЗАКОН О ПРИРОДНЫХ РЕСУРСАХ; ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО; АГРАРНОЕ ПРАВО 12.00.06 Страницы: 280-284 Выпуск №19146

НЕКОТОРЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Жочкина Ирина Николаевна

Пугачев Олег Васильевич

страхование риск среда относящийся к окружающей среде правоотношения

Подробнее

6. Криминология Страницы: 163-166 Выпуск №11188

К КРИМИНОЛОГИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКЕ СОВРЕМЕННОЙ ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ В РОССИИ

Белоцерковский Сергей Дмитриевич

преступность организованная преступность борьба с организованной преступностью криминология уголовное право

Показать больше

5. Криминал; Уголовно-исполнительное право Страницы: 205-207 Выпуск №8598

Некоторые вопросы применения судебного штрафа

Полуэктов Андрей Георгиевич

преступление уголовная ответственность освобождение от уголовной ответственности иная мера уголовно-правового характера судебный штраф

Подробнее

4. УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ, КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ, АДМИНИСТРАТИВНЫЕ И ИНЫЕ МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ Страницы: 230-233 Выпуск №21338

Рецидив: детерминанты и меры профилактики

Кумышева Марина Кадировна

Рецидивизм преступность административный надзор уголовная политика судимость

Показать больше

13. ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО; ЗАКОН О ПРИРОДНЫХ РЕСУРСАХ; ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО; АГРАРНОЕ ПРАВО 12.00.06 Страницы: 285-290 Выпуск №19146

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВЫСОКОГО СТАНДАРТА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ В РОССИИ: ИНСТИТУЦИОНАЛЬНО-ПРАВОВЫЕ ФАКТОРЫ

Павликов С.Г.

Батталова Линара М.

Стандарт фактор экологическое благополучие среда население

Показать больше

Борьба с коррупцией в Китае — глобальные новости соответствия

Мини ВандеПол*, Саймон Хуэй* и Вивиан Ву* (Baker McKenzie China)

1.      Домашний взяточничество (частное публичному)

70 90 6 Подкуп 1.1 9 0   Правовая база государственных должностных лиц регулируется Уголовным кодексом КНР («Уголовный кодекс»).

1.2      Определение взяточничества

В соответствии со статьями 389, 390, 390А и 393 Уголовного кодекса «взяточничество» означает предоставление денег или имущества действующему или бывшему государственному должностному лицу либо лицу, связанному с государственным должностным лицом (т. близкого родственника или любого другого лица, близко связанного с действующим или бывшим государственным должностным лицом) с целью получения незаконных выгод..

1.3      Определение государственного должностного лица

Уголовный кодекс содержит широкое определение государственного должностного лица. «Государственное должностное лицо» означает персонал, проходящий государственную службу в государственных органах, а также:

  • Персонал, проходящий государственную службу в государственных корпорациях, предприятиях, учреждениях и общественных организациях
  • Персонал, прикомандированный к негосударственным корпорациям, предприятиям, учреждениям и общественным организациям государственными корпорациями, предприятиями и учреждениями
  • Прочий рабочий персонал, нанятый на государственную службу в соответствии с законом

1.4      Последствия взяточничества

Уголовный кодекс устанавливает наказания, описанные ниже, для физических и юридических лиц, совершающих взяточничество.

(a) Для причастных лиц

Лица, признанные виновными во взяточничестве, подлежат:

  • Вплоть до пожизненного лишения свободы;
  • Конфискация имущества или уголовный штраф.

Взяткополучатели также могут быть привлечены к ответственности. Государственное должностное лицо, получившее взятку в крупном размере, может быть приговорено к тюремному заключению или к смертной казни.

Лица, признанные виновными в даче взяток бывшим публичным должностным лицам и лицам, связанным с государственными должностными лицами, подлежат:

  • Лишение свободы на срок до 10 лет
  • Уголовный штраф

Взяткополучатель, который является бывшим государственным должностным лицом или связан с государственным должностным лицом и использует такие отношения или влияние для получения взяток, подлежит следующему:

  • Лишение свободы до 15 лет
  • Конфискация имущества или уголовный штраф

(b) Для компании/юридического лица, вовлеченного при условии соблюдения следующих условий:

  • Уголовный штраф, наложенный на компанию
  • Лишение свободы до пяти лет и уголовный штраф для должностных лиц за дачу взятки должностным лицам
  • Лишение свободы на срок до трех лет и уголовный штраф для должностных лиц, ответственных за дачу взятки бывшим должностным лицам или лицам, связанным с государственными должностными лицами

1.

5      Пожертвования на политические цели

Прямого эквивалента понятия «пожертвования на политические цели» в Уголовном кодексе нет.

1.6      Ограничение представительских расходов (подарки, проезд, питание, развлечения и др.)

Несмотря на то, что Уголовный кодекс не устанавливает ни количественных, ни качественных ограничений представительских расходов, существует пороговая сумма для привлечения к ответственности за служебный подкуп, т.к. следующим образом: 30 000 юаней для отдельных взяткодателей; 200 000 юаней для корпоративных взяткодателей; и 30 000 юаней для взяткополучателей. Однако в центральном правительстве КНР существует внутренний регламент, изданный в 1995, применимый к должностным лицам центральных партийных и правительственных органов, в котором содержится следующая ссылка на ограничение подарков:

(a) Государственные должностные лица должны передать подарок правительству, если стоимость подарка превышает 200 юаней на человека. за раз.

(b) Если совокупная стоимость всех подарков, полученных государственными должностными лицами, превышает 600 юаней на человека в год, государственное должностное лицо должно передать такие подарки правительству.

Другими словами, если лицо или компания предоставляет государственному должностному лицу центрального партийного и правительственного органа подарок или подарки, общая стоимость которых превышает указанные выше ограничения, подарок(и) может быть сочтен «нарушающим государственного регулирования» в соответствии с 1995 внутреннего распорядка.

По нашему опыту, из-за инфляции 200 юаней больше не считаются значительным подарком в КНР. В результате упомянутое выше внутреннее положение 1995 года соблюдалось лишь в общих чертах. Можно ли считать представительские расходы взяточничеством, необходимо будет определять в каждом конкретном случае с учетом всех фактов и обстоятельств, связанных с делом, и применяя 1.6(a) и 1.6(b), упомянутые выше. На практике большинство транснациональных корпораций в Китае устанавливают пороговую сумму в размере от 200 до 500 юаней (примерно от 30 до 73 долларов США) за подарки или развлечения в виде еды на одного человека. Многие компании также предусматривают ограничение частоты; например, нельзя дарить подарки одному и тому же человеку более трех-четырех раз в год. Некоторые отраслевые ассоциации установили правила сравнительного анализа подарков, угощений и развлечений для рассмотрения членами, чтобы уравнять правила игры.

2.      Домашний взяточничество (от частного к частному)

2.1      Правовая база

Частное взяточничество регулируется Уголовным кодексом и Законом КНР о борьбе с недобросовестной конкуренцией (AUCL).

2.2      Определение частного подкупа

В соответствии со статьей 164 Уголовного кодекса «частный подкуп» означает предоставление денег или имущества любому работнику компании, предприятия или иного лица с целью получения неправомерных интересов и выгод.

В соответствии со статьей 8 ВКП под «частным подкупом» понимается дача денег или имущества, либо тайные и неучтенные откаты контрагенту или его сотруднику, либо использование иных средств для подкупа контрагента или его сотрудника для продажи или покупка товаров. Временные положения о запрещении коммерческого подкупа также описывают формы частного подкупа в соответствии с AUCL, которые включают любые деньги или имущество, предоставленные деловому контрагенту или его сотруднику для продвижения по службе, рекламы, спонсорства, научных исследований, труда, консультаций, комиссии, возмещения расходов. , или любые другие преимущества, такие как поездки или визиты.

2.3      Последствия частного подкупа

2.3.1      В соответствии с Уголовным законодательством КНР

Уголовный кодекс устанавливает наказания для физических лиц и компаний/юридических лиц, совершающих частный подкуп, когда сумма взятки относительно велика. Наказания следующие:

(a) Для причастных лиц

  • До 10 лет лишения свободы
  • Уголовный штраф

(б) Для компании / юридического лица

  • Уголовный штраф для юридического лица
  • Лишение свободы на срок до 10 лет и уголовный штраф для лиц, непосредственно исполняющих обязанности, и иных лиц, непосредственно виновных в совершении преступления.
2.3.2      В соответствии с AUCL

AUCL устанавливает административные наказания для бизнес-операторов, совершающих частный подкуп в обстоятельствах, когда нарушения не являются уголовными преступлениями. Штрафы следующие:

  • Административный штраф до 200 000 юаней
  • Конфискация незаконных доходов

2.

4       Ограничение, применимое к представительским расходам (подарки, проезд, питание, развлечения и т. д.)

Хотя Уголовный кодекс не устанавливает количественных или качественных ограничений представительских расходов, существует пороговая сумма для судебного преследования за частный подкуп, поскольку следующим образом: 60 000 юаней для индивидуальных взяткодателей; 200 000 юаней для корпоративных взяткодателей; и 60 000 юаней для взяткополучателей.

Вопрос о том, могут ли представительские расходы считаться частным подкупом, должен определяться в каждом конкретном случае с учетом всех фактов и обстоятельств, связанных с делом, и с применением упомянутых статей 1.6(a) и 1.6(b). выше.

В сфере здравоохранения пожертвование может рассматриваться как частный подкуп, если оно сделано ненадлежащим образом для покупки или продажи товаров. Административные меры по приему пожертвований на общественное благосостояние организациями здравоохранения (для пробной реализации) («Новые правила пожертвований»), обнародованные в 2015 г. , содержат конкретные рекомендации в отношении пожертвований организациям здравоохранения и планирования семьи на некоммерческие цели общественного благосостояния, такие как обучение, академический или исследовательский. Новые правила пожертвований запрещают пожертвования этим организациям, если они используются в каких-либо незаконных или коммерческих целях, либо в качестве коммерческого подкупа или стимула для покупки товаров.

3.      Коррупция иностранных публичных должностных лиц

3.1      Правовая база

Коррупция иностранных публичных должностных лиц регулируется Уголовным кодексом.

3.2      Определение коррупции иностранных должностных лиц

В соответствии со статьей 164 Уголовного кодекса под коррупцией иностранных должностных лиц понимается передача денег или имущества должностному лицу иностранного государства или должностным лицам международных общественных организаций с целью получения неправомерных коммерческие интересы.

3.

3      Определение иностранного публичного должностного лица

Для целей данного преступления «иностранное публичное должностное лицо» означает любое из следующего:

  • Иностранное государственное должностное лицо
  • Должностное лицо международной общественной организации.

3.4     Последствия коррупции иностранных публичных должностных лиц

(a) Для причастных лиц

  • До 10 лет лишения свободы
  • Уголовный штраф

(b) Для юридического лица

  • Уголовный штраф для юридического лица
  • Лишение свободы на срок до 10 лет и уголовный штраф для лиц, непосредственно исполняющих обязанности, и иных лиц, непосредственно виновных в совершении преступления

3.5     Ограничение представительских расходов (подарки, проезд, питание, развлечения и др.)

Хотя Уголовный кодекс не устанавливает ни количественных, ни качественных ограничений представительских расходов, существует пороговая сумма для судебного преследования за дачу взятки иностранным государственные должностные лица, а именно: 10 000 юаней для индивидуальных взяткодателей; и 200 000 юаней для корпоративных взяткодателей.

Вопрос о том, могут ли представительские расходы считаться взяточничеством, необходимо определять в каждом конкретном случае с учетом всех фактов и обстоятельств, связанных с делом, и с применением 1.6(a) и 1.6(b), упомянутых выше. .

4.      Плата за упрощение формальностей

Прямого эквивалента понятия «плата за упрощение формальностей» в Уголовном кодексе не существует. Плата за упрощение формальностей может рассматриваться как взятка.

5.      Комплаенс-программы

5.1     Значение комплаенс-программы для смягчения/устранения уголовной ответственности юридических лиц

Уголовный кодекс и AUCL специально не признают программу комплаенса в качестве инструмента смягчения или устранения ответственности юридических лиц. Однако, если юридическое лицо может доказать, что оно осуществляло надлежащий контроль над своими сотрудниками с помощью программы комплаенс или любыми другими способами, компания может добиться снисхождения или снизить риск ответственности, связанный с коррупционным поведением своих сотрудников.

5.2     Отсутствие программы комплаенс как преступление

Уголовный кодекс и ВКЗП не признают отсутствие программы комплаенс уголовным или административным правонарушением.

5.3     Элементы программы соблюдения

(a) Правовая база

Уголовный кодекс и AUCL не признают и не регулируют элементы программы соблюдения.

(b) Рекомендуемая практика

Хотя наличие программы комплаенса не обеспечивает юридической защиты от взяточничества, юридическим лицам рекомендуется внедрить надежную программу комплаенса для предотвращения внутренней коррупции и взяточничества. Также полезно провести четкую границу между ответственностью юридических лиц и индивидуальной ответственностью работников, чтобы снизить потенциальные юридические риски юридического лица.

6. Регулирующий орган, уполномоченный преследовать в судебном порядке коррупцию

Бюро общественной безопасности (PSB) уполномочено расследовать взяточничество в отношении негосударственных должностных лиц. Прокуратура обладает юрисдикцией по расследованию и уголовному преследованию взяточничества в отношении государственных должностных лиц или частного взяточничества. Управление промышленности и торговли имеет право проводить расследования и наказывать компании за частное взяточничество.


Baker McKenzie
14th Floor, Hutchison House
10 Harcourt Road, Central Hong Kong,
SAR China

Mini VandePol

Мини ВандеПол является председателем Глобальной группы по соблюдению нормативных требований и расследований. Компания Mini, базирующаяся в Гонконге и имеющая более чем 26-летний опыт работы, является доверенным советником совета директоров, юридического, исполнительного и операционного персонала наиболее значительных глобальных клиентов фирмы, помогая им создавать и улучшать свои программы управления рисками и достоверно расследовать нарушения. поддерживать твердую приверженность культуре соблюдения. Mini возглавляет глобальную команду из 9 человек.00+ членов команды по расследованию и контролю соблюдения нормативных требований, а ее рабочие обязанности сосредоточены на расследованиях по борьбе со взяточничеством и коррупцией, а также на снижении рисков в Китае, Индии и других частях Азии в различных отраслях, включая секторы ITC и здравоохранения. Мини регулярно выступал перед правоохранительными органами в Азии, а также перед Министерством юстиции США и Комиссией по ценным бумагам и биржам в связи с расследованиями коррупции. Кроме того, в рамках своей глобальной информационно-пропагандистской деятельности Мини является сопредседателем Целевой группы по борьбе с коррупцией B20..

[электронная почта защищена]

Тел.: +852 2846 2562

Baker McKenzie
Unit 1601, Jin Mao Tower 88 Century Avenue,
Pudong Shanghai 200121,
PRC China

Саймон Хуэй

Саймон Хуэй возглавляет отдел проверки и расследований фирмы в Шанхае. Обладая более чем 20-летним опытом работы, его ключевые области практики включают соблюдение нормативных требований, разрешение нормативных и коммерческих споров. Саймон обладает обширным опытом решения вопросов нормативно-правового соответствия, включая вопросы борьбы со взяточничеством/коррупцией и недобросовестной конкуренцией. Он проводил сложные внутренние расследования для различных транснациональных компаний в различных отраслях, включая фармацевтику, медико-биологические науки, автомобилестроение, аутсорсинг и средства массовой информации. Саймон имеет большой опыт работы с регулирующими органами Китая, включая местное и государственное управление промышленности и торговли (AIC), Министерство торговли и Народную прокуратуру. Он также проводил комплексную проверку / оценку рисков и проводил обучение для многонациональных компаний, уделяя особое внимание борьбе со взяточничеством / коррупцией, а также вопросам антимонопольного законодательства. Саймон допущен к практике в Гонконге, Англии и Уэльсе. Он свободно говорит на английском, китайском и кантонском диалектах..

[электронная почта защищена]

Тел.: +86 21 6105 5996

Baker & McKenzie LLP – представительство в Пекине
Suite 3401,
China World Office 2 China World Trade Center
1 Jianguomenwai Dajie Beijing 100004,
PRC China

Вивиан Ву

Вивиан Ву возглавляет отдел контроля и расследований фирмы в Пекине, и ее практика сосредоточена на вопросах корпоративного регулирования и соответствия, таких как борьба с коррупцией, антимонопольное законодательство и защита окружающей среды. Она имеет большой опыт в проведении расследований, оценке рисков и обучении комплаенсу.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *