последние изменения и поправки, судебная практика
СТ 16 ГПК РФ
1. Мировой судья, а также судья не может рассматривать дело и подлежит отводу, если он:
1) при предыдущем рассмотрении данного дела участвовал в нем в качестве прокурора, помощника судьи, секретаря судебного заседания, представителя, свидетеля, эксперта, специалиста, переводчика;
1.1) являлся судебным примирителем по данному делу;
2) является родственником или свойственником кого-либо из лиц, участвующих в деле, либо их представителей;
3) лично, прямо или косвенно заинтересован в исходе дела либо имеются иные обстоятельства, вызывающие сомнение в его объективности и беспристрастности.
2. В состав суда, рассматривающего дело, не могут входить лица, состоящие в родстве между собой.
3. Наличие информации о внепроцессуальном обращении, поступившем судье по гражданскому делу, находящемуся в его производстве, само по себе не может рассматриваться в качестве основания для отвода судьи.
Комментируемая статья устанавливает основания для отвода судьи. К их числу отнесены:
Бесплатная юридическая консультация по телефонам:
8 (499) 938-53-84 (Москва и МО)
8 (812) 467-95-33 (Санкт-Петербург и ЛО)
8 (800) 301-79-07 (Регионы РФ)
— участие судьи при предыдущем рассмотрении данного дела в качестве прокурора, секретаря судебного заседания, представителя, свидетеля, эксперта, специалиста, переводчика;
— родственная связь или свойство судьи с кем-либо из лиц, участвующих в деле, либо с их представителями;
— родство судей, входящих в состав суда;
— личная, прямая или косвенная заинтересованность в исходе дела;
— иные обстоятельства, вызывающие сомнение в объективности и беспристрастности судьи.
Согласно п. 2 ст. 3 Закона РФ «О статусе судей в РФ» в случае возникновения конфликта интересов судья, участвующий в производстве по делу, обязан заявить самоотвод или поставить в известность участников процесса о сложившейся ситуации <1>.
———————————
<1> Российская газета. 1992. N 170.
Под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) судьи влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью судьи и правами и законными интересами граждан, организаций, общества, муниципального образования, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества, муниципального образования, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации.
Комментируемая статья, как отмечено выше, устанавливает, что в состав суда, рассматривающего дело, не могут входить судьи, состоящие в родстве между собой. Надо полагать, что в состав суда не могут входить и лица, состоящие в свойстве между собой. Родство означает биологическое происхождение от одного или обоих предков. Свойство означает правовую связь супругов, тестя, тещи, свекра, свекрови. К числу таких лиц необходимо отнести и отчима, мачеху, падчерицу, пасынка.
Отметим, что определение суда об отказе в удовлетворении ходатайства об отводе обжалованию в апелляционном, кассационном порядке не подлежит, такое определение не препятствует дальнейшему движению дела.
Отказывая в принятии к рассмотрению жалобы гражданина И.С.И. на нарушение его конституционных прав ч. 1 ст. 16, ст. 20 и п. 1 ч. 2 ст. 364 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Конституционный Суд РФ в Определении от 18 декабря 2007 г. N 888-О-О указал, что «отсутствие в статьях 16 и 20 ГПК Российской Федерации указания на возможность обжалования определения судьи об отказе в удовлетворении отвода, вопреки утверждению заявителя, не приводит к неправомерному ограничению конституционного права на судебную защиту, поскольку лицо, участвующее в деле, не лишено права включить возражения относительно данных определений в кассационную жалобу на решение суда, принятое по результатам рассмотрения дела по существу» <1>.
———————————
<1> Определение Конституционного Суда РФ от 18 декабря 2007 г. N 888-О-О.
Согласно п. 43 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 июня 2012 г. N 13 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции», определения, обжалование которых не предусмотрено ГПК РФ и которые не исключают возможность дальнейшего движения дела исходя из положений ч. 3 ст. 331 ГПК РФ, не могут быть обжалованы отдельно от решения суда первой инстанции. К таким определениям относятся, в частности, определения о принятии иска (заявления) к производству суда первой инстанции, о подготовке дела к судебному разбирательству, об отказе в удовлетворении ходатайства об отводе судьи, об истребовании доказательств, об объединении дел в одно производство, о выделении требования в отдельное производство, об отложении судебного разбирательства. Вместе с тем возражения относительно указанных определений суда первой инстанции могут быть включены в апелляционные жалобу, представление <1>.
———————————
<1> Бюллетень Верховного Суда РФ. 2012. N 9.
Наличие информации о внепроцессуальном обращении, поступившем судье по гражданскому делу, находящемуся в его производстве, само по себе не может рассматриваться в качестве основания для отвода судьи.
Ст. 16 ГПК РФ. Основания для отвода судьи
1. Мировой судья, а также судья не может рассматривать дело и подлежит отводу, если он:
1) при предыдущем рассмотрении данного дела участвовал в нем в качестве прокурора, секретаря судебного заседания, представителя, свидетеля, эксперта, специалиста, переводчика;
2) является родственником или свойственником кого-либо из лиц, участвующих в деле, либо их представителей;
3) лично, прямо или косвенно заинтересован в исходе дела либо имеются иные обстоятельства, вызывающие сомнение в его объективности и беспристрастности.
2. В состав суда, рассматривающего дело, не могут входить лица, состоящие в родстве между собой.
3. Наличие информации о внепроцессуальном обращении, поступившем судье по гражданскому делу, находящемуся в его производстве, само по себе не может рассматриваться в качестве основания для отвода судьи.
< Статья 15. Порядок разрешения вопросов судом в коллегиальном составе
Статья 17. Недопустимость повторного участия судьи в рассмотрении дела >
1. Институт отвода заинтересованных в исходе дела судьи, а также прокурора, секретаря судебного заседания, переводчика, специалиста, эксперта является гарантией объективности исследования обстоятельств дела.
2. По смыслу комментируемой статьи судья не может принимать участия в рассмотрении дела при наличии оснований для признания его истцом, ответчиком или их законным представителем по делу, а также если он допрошен в качестве свидетеля по делу или фактически является таковым.
3. Судьей в гражданском процессе является профессиональный судья суда общей юрисдикции, рассматривающий гражданское дело единолично, в том числе мировой судья либо член коллегиального состава суда. Соответственно под понятием «судья», использованном в комментируемой статье ГПК РФ, понимается председатель, заместитель председателя, члены любого суда общей юрисдикции и (или) мировой судья по должности, то есть судьи, осуществляющие свои обязанности на профессиональной основе.
4. Судья не имеет права не только разрешать, но и рассматривать дело:
а) если ему исследуемым правонарушением причинен моральный, физический и (или) имущественный вред, вне зависимости от того, заявлены ли им лично или нет исковые требования;
б) если он в силу закона должен нести материальную ответственность за ущерб, причиненный ответчиком, вне зависимости от того, был ли он привлечен в качестве соответчика;
в) если он является очевидцем правонарушения или вызывался в качестве свидетеля, специалиста, эксперта, переводчика по гражданскому делу, даже если в деле отсутствует протокол судебного заседания с записью его показаний, составленное от его имени заключение эксперта, протокол процессуального действия, иной материал, где отмечено, что он принимал в нем участие как специалист, эксперт, переводчик;
г) если он участвовал в данном гражданском деле в качестве прокурора, законного представителя, представителя истца или ответчика;
д) если он является родственником истца и в тех случаях, когда последний умер;
е) если он является родственником кого-либо из лиц, которые по данному гражданскому делу могут быть истцами, могут быть привлечены в качестве ответчиков или согласно закону обязаны представлять права истца или ответчика.
5. Судья считается заинтересованным лицом и тогда, когда на его права и обязанности или права и обязанности его родственника может повлиять решение суда (например, если он или его родственник является наследником по закону при споре о наследстве между другими наследниками) .
———————————
См.: О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 июня 2008 г. N 11 // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2008. N 9.
6. Степень родства (свойства), о которой идет речь в п. 2 ч. 1 настоящей статьи, законом не определена. Фактическим основанием отвода может служить любая степень родства. Судебной практике известны случаи отмены судебного решения, когда, к примеру, лицо, имеющее самостоятельный интерес в деле, являлось двоюродной племянницей супруга (троюродным братом ) члена состава суда (иного лица, которому может быть заявлен отвод).
———————————
По аналогии с толкованием ранее действовавших гражданских процессуальных норм. См.: Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за второй квартал 1996 года // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1997. N 3. С. 11.
По аналогии с толкованием ранее действовавших гражданских процессуальных норм. См.: Определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от 27 февраля 1997 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1997. N 9. С. 17.
7. Под упомянутыми в названных статьях родственными отношениями, исключающими участие члена состава суда в рассмотрении дела, следует понимать не только наличие близкого родства, но и родства более дальних степеней (двоюродные братья, сестры и др.).
8. Говоря об отношениях свойства, законодатель понимает родителей и родственников супруга судьи, его отчима, мачехи и т.п.
9. К «иным обстоятельствам», вызывающими сомнение в объективности и беспристрастности члена состава суда, могут быть отнесены служебная зависимость, подотчетность или подконтрольность судьи и лиц, перечисленных в комментируемой статье, любые иные аналогичные обстоятельства.
10. Согласно ч. 3 ст. 3 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» судья вправе совмещать работу в должности судьи с такой оплачиваемой работой, как преподавательская, научная и иная творческая деятельность, если таковая не финансируется исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации. Соответственно работая над диссертацией, судья будет подотчетен и подконтролен членам кафедры, к которой он прикреплен как соискатель (аспирант), находится в служебной зависимости от начальника аспирантуры, если он заочно обучается в таковой, занимаясь творческой — литературной деятельностью, он зависим от главного редактора, директора и других представителей руководства издательства, в котором публикуются его работы, и т.п.
11. В ходе судебного разбирательства председательствующий и судьи обязаны воздерживаться от высказывания любых оценок и выводов по существу рассматриваемого дела вплоть до удаления суда в совещательную комнату для постановления решения (определения), исключив любые проявления предвзятости и необъективности.
12. Перечисленные в настоящей статье и ст. 17 ГПК РФ обстоятельства являются основаниями для устранения судьи из процесса и, следовательно, для передачи дела другому судье, поскольку иное препятствовало бы реализации конституционного права граждан на защиту их прав и законных интересов независимым и беспристрастным судом. Невозможность передачи дела другому судье в случаях устранения судьи из процесса означала бы, по существу, отказ в правосудии .
———————————
По аналогии с толкованием ранее действовавших уголовно-процессуальных норм. См.: По делу о проверке конституционности статьи 44 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР и статьи 123 Гражданского процессуального кодекса РСФСР в связи с жалобами ряда граждан: Постановление Конституционного Суда РФ от 16 марта 1998 г. // Собр. законодательства. 1998. N 12. Ст. 1459.
13. См. также комментарии к ст. 18, 20, 51, 273 ГПК РФ.
Гаагская конвенция о вручении за границей
Гаагская конвенция о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским и торговым делам
Заявление об ограничении ответственности: Информация, содержащаяся в данном циркуляре, касается правовых требований конкретных иностранных государств. только для общей информации и может быть не совсем точным в конкретном случае. вопросы, связанные с толкованием конкретных иностранных законов, должны быть адресованы иностранному адвокату или иностранному центральному органу по Конвенции.
Enforce:
Anguilla 3 , Antigua And Barbuda, Argentina 7 , Aruba 5 , Bahamas, Barbados, Belarus, Belgium, Belize 1 , Bermuda 3 , Botswana, British Virgin Islands 3 , Болгария 7,13 , Канада, Каймановы острова 3 , Китай 2, 7 , Кипр, Чехия 2, 7 , Дания, Джибути (ранее Афарс и Иссас) 4 1 900 Египет 7 , Эстония, Фолклендские острова и зависимые территории 3 , Fiji 1,3 , Finland, France (Including French Overseas Departments), French Polynesia 4 , Germany 7, 8, 9 , Gibraltar 3 , Greece 10 , Guernsey 3 , Гонконг Сар 3 , Ирландия, Остров Мэн 3 , Израиль, Италия, Япония, Джерси 3 , Кирибати (ранее Острова Гилберта и острова Центральной и Южной линии) 1, 3 , Корея, Республика (Южная Корея) 7,14 , Латвия, Литва 7 , Люксембург 11 , Макао Сар 6 , Малави, Мексика, Монтсеррат 3
1 Эта страна обрела независимость. Никаких заявлений о продолжении действия Конвенции сделано не было. Мы запросили помощь Гаагской конференции по международному частному праву в выяснении у этих стран, применяют ли они Конвенцию.
2 В соответствии со статьей 34(1) Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении договоров США считают, что в случае распада страны, являющейся стороной многостороннего договора или конвенции, правопреемник государство (государства) наследуют договорные обязательства бывшего правительства в соответствии со статьей 34 Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении договоров. Однако на практике депозитарии обычно ожидают уведомления о правопреемстве, чтобы подтвердить, что новый субъект выполняет свои договорные обязательства. Многие новые независимые государства, возможно, в настоящее время не осуществляют такие конвенции, поскольку они могут выполнять функции, изложенные в Конвенции. Мы продолжаем работать с этими правительствами и депозитариями, чтобы получить подтверждение того, что соответствующее государство-правопреемник соблюдает договорные обязательства.
3 Действие Конвенции было распространено на эту территорию, владение или другую юрисдикцию Соединенного Королевства.
4 Действие Конвенции было распространено на эту территорию, владение или иную юрисдикцию Франции.
5 Действие Конвенции было распространено на эту территорию, владение или другую юрисдикцию Нидерландов.
6 Конвенция была распространена на эту территорию, владение или другую юрисдикцию Португалии.
7 Аргентина, Китай, Чехия, Египет, Германия, Греция, Латвия, Литва, Люксембург, Норвегия, Польша, Республика Южная Корея, Словакия, Шри-Ланка, Швейцария, Турция, Украина и Венесуэла уведомили Гаагскую конференцию по международному частному праву о присоединении, ратификации или впоследствии о том, что они возражают против вручения в соответствии с подпунктом а статьи 10 Конвенции по почтовым каналам.
8 Положение Гаагской конвенции о вручении документов центральным органом является исключительным методом вручения процессуальных документов в Федеративной Республике Германии.
9 19 ноября 1992 г. Федеративная Республика Германия уведомила депозитария Конвенции о том, что, несмотря на положения первого абзаца статьи 15, немецкий судья может вынести решение, даже если не было получено никакого свидетельства о вручении или доставке. получен, если выполнены все следующие условия: документ был передан одним из способов, предусмотренных Конвенцией; со дня передачи документа истек срок не менее шести месяцев, который судья считает достаточным в данном конкретном случае; никакого сертификата получено не было, даже несмотря на то, что были предприняты все разумные усилия для его получения через компетентные органы запрашиваемого государства. Кроме того, Германия сообщила, что ходатайство о судебной помощи в соответствии со статьей 16 не будет рассматриваться, если оно подано по истечении одного года после истечения срока, который не был соблюден.
10 23 ноября 1989 г. Греция сообщила правительству-депозитарию Конвенции, что судьи Греции могут выносить решения, если выполняются все условия статьи 15, параграфов 2(a), (b) и (c) Конвенция выполняется, даже если не было получено никакого сертификата об обслуживании или доставке.
11 Люксембург сообщил об отзыве своего заявления против вручения по почтовым каналам в соответствии со статьей 10(а) Конвенции в ноте правительству Нидерландов от 2 июня 19 г.78.
12 С 28 июня 1978 г. Соединенные Штаты не будут взимать плату за вручение судебных документов, которые они получают от любого государства-участника Конвенции, которое не взимает плату за вручение документов, отправленных из США для службы в соответствии с Конвенцией. 31 марта 1994 г. правительство Соединенных Штатов заявило, что действие Конвенции будет также распространено на Содружество Северных Марианских островов.
13 В соответствии со статьей 28, второй абзац, Конвенция вступает в силу для Республики Болгарии при отсутствии каких-либо возражений со стороны государства, ратифицировавшего Конвенцию, до сдачи на хранение документа о присоединении, с уведомлением в Министерство Министерства иностранных дел Нидерландов в течение шести месяцев после даты, когда министерство уведомило его о присоединении. По практическим причинам этот шестимесячный период будет длиться с 31 января 2000 г. по 31 июля 2000 г. Республика Болгария возражает против использования каналов передачи для обслуживания, упомянутого в статье 10 Конвенции. Республика Болгария требует, чтобы документ, который должен быть вручен, был написан или сопровождался переводом на болгарский язык. Республика Болгария определяет окружные суды как органы, компетентные заполнять свидетельство (статья 6, параграфы 1 и 2).
14 Ратифицированная Конвенция 13 января 2000 г.; в соответствии со статьей 28, второй абзац, Конвенция вступит в силу для Республики Корея при отсутствии каких-либо возражений со стороны государства, ратифицировавшего Конвенцию, до сдачи на хранение документа о присоединении, уведомленного об этом в Министерстве иностранных дел Республики Корея. Нидерландов в течение шести месяцев после даты, когда Министерство уведомило его о присоединении. По практическим причинам этот шестимесячный период будет длиться с 31 января 2000 г. по 31 июля 2000 г. В соответствии со статьей 10 Республика Корея возражает против следующего:
- свобода отправки судебных документов по почте напрямую лицам за границу,
- свобода судебных приставов, должностных лиц или других компетентных лиц государства происхождения вручать судебные документы непосредственно через судебных должностных лиц или других компетентных лиц государства назначения,
- свобода любого лица, заинтересованного в судебном разбирательстве, вручать судебные документы непосредственно через судебных должностных лиц, должностных лиц или других компетентных лиц государства назначения.
XX съезд КПК и Новое видение Китая мирового порядка — Клуб «Валдай»
Дипломатия и политика
Столкнувшись с меняющимся миром, руководство КНР считает, что ключевыми направлениями будущего развития китайской дипломатии являются следующие:
Во-первых, отношения между великими державами. Эти связи напрямую влияют на стабильность мирового порядка, а также являются важнейшим направлением дипломатии Пекина. В настоящее время Китай больше всего обеспокоен стабилизацией китайско-американских отношений. Соединенные Штаты рассматривают Китай как своего единственного долгосрочного системного конкурента. В свою очередь Пекин принимает все более жесткие меры в ответ на стратегическую конкуренцию Вашингтона. Действительно, политическая элита Китая по-прежнему надеется максимально стабилизировать двусторонние отношения, чтобы создать благоприятную среду для будущего развития своей страны. В то же время Китай считает свое партнерство с Россией образцом отношений великих держав и выступает за дальнейшее углубление и развитие стратегического сотрудничества между нашими двумя странами. Особо стоит отметить, что для Пекина стратегическое сотрудничество с Москвой играет решающую роль в реализации инициативы «Один пояс, один путь».
Во-вторых, отношения с соседними странами. По сравнению с предыдущими китайскими лидерами, Си Цзиньпин больше всего сосредоточен на периферийной дипломатии Китая. Пекин считает построение добрососедских отношений главным приоритетом китайской дипломатии. В регионе наиболее важным потенциальным риском является ядерная проблема Корейского полуострова. Пекин надеется на максимальную стабильность в отношениях между Пхеньяном, Сеулом и Вашингтоном, поскольку это напрямую влияет на безопасность северо-восточного региона Китая. При этом китайское руководство выступает за развитие стабильных и предсказуемых двусторонних отношений с крупными соседними странами, такими как Япония и Индия, чтобы минимизировать негативное влияние индо-тихоокеанской стратегии США на периферийную безопасность Китая.
В-третьих, концепция «сообщества с единой судьбой человечества» является наиболее важным видением Си Цзиньпином будущего мирового порядка. Пекин открыто выступает за замену «универсальных ценностей» Запада общечеловеческими ценностями развития и безопасности. КНР также поддерживает дальнейшее продвижение экономической глобализации и экономической диверсификации. В то же время Си Цзиньпин уделяет больше внимания зеленому и низкоуглеродному развитию. В отчете 20 th съезде КТК лидер неоднократно подчеркивал вопросы экологии как ключевой приоритет.
В сфере безопасности Китай выступает за создание прозрачной и устойчивой архитектуры, особенно в Восточной Азии, а также выступает против концепции игры с нулевой суммой. Главная цель, несомненно, состоит в том, чтобы уменьшить влияние системы альянсов во главе с США.
Китайско-российское сотрудничество в эпоху перемен
Украинский кризис является символом дальнейшего ускорения изменений в международных отношениях. В этот сложный период стабильность внутренней политики Китая, укрепленная в 20 9 г.0013-й -й съезд КПК открыл новые возможности для будущего развития китайско-российских отношений. В то же время совпадение взглядов Пекина и Москвы по ряду международных вопросов также обеспечивает укрепление отношений между нашими двумя странами. Следует отметить, что для китайско-российского сотрудничества в эпоху перемен особенно важно сотрудничество по следующим направлениям:
Во-первых, содействие построению многополярного мира является важной сферой, где Китай и Россия могут осуществлять внешнеполитическое взаимодействие. В Стратегии национальной безопасности администрации Байдена Россия и Китай определены как главные угрозы американской гегемонии. Соединенные Штаты также позиционируют следующее десятилетие как критическое для соперничества великих держав. Поэтому совместное построение многополярного мира и предотвращение дальнейшего давления США на стратегически важные районы вокруг Китая и России посредством «натовизации» Индо-Тихоокеанского региона станет важным направлением будущего сотрудничества между Пекином и Москвой.
Во-вторых, Пекин и Москва являются наиболее важными силами в поддержании стабильности в Евразии. С ростом популизма и гегемонизма стратегическая стабильность в регионе сталкивается с серьезными проблемами. Две страны могут совместно поддерживать региональную стабильность в рамках ШОС, а также используя потенциал БРИКС. В то же время прочные трехсторонние отношения между Китаем, Россией и Индией имеют позитивное значение для всего евразийского региона. Россия поддерживает хорошие двусторонние отношения с Индией со времен холодной войны. Несмотря на территориальные споры между Индией и Китаем, обе стороны считают приоритетом внутреннее развитие. Эффективное расширение трехстороннего сотрудничества принесет Евразийскому региону большие геополитические и геоэкономические выгоды.
В-третьих, сотрудничество в новых областях. Пекин и Москва считают, что изменение климата окажет важное влияние на будущее международной политики. В этом процессе следует продолжить сотрудничество в сфере традиционной энергетики, а также ускорить расширение совместных исследований и разработок, в том числе с использованием нетрадиционных и возобновляемых источников энергии. Кроме того, в октябре 2019 года правительство России приняло государственную стратегию развития искусственного интеллекта до 2030 года; Китай также предпринимает новый раунд промышленной модернизации. Таким образом, перед лицом давления со стороны США в интересах Китая и России углублять сотрудничество в сфере высоких технологий для повышения собственной безопасности.