О защите конкуренции. Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 29.12.2022)
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ЗАЩИТЕ КОНКУРЕНЦИИ
Принят
Государственной Думой
8 июля 2006 года
Одобрен
Советом Федерации
14 июля 2006 года
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ |
Статья 1. Предмет и цели настоящего Федерального закона |
Статья 2. Антимонопольное законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о защите конкуренции |
Статья 3. Сфера применения настоящего Федерального закона |
Статья 4. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе |
Статья 5. Доминирующее положение |
Статья 6. |
Статья 7. Монопольно низкая цена товара |
Статья 8. Согласованные действия хозяйствующих субъектов |
Статья 9. Группа лиц |
Статья 9.1. Система внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства |
Глава 2. МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ |
Статья 10. Запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением |
Статья 11. Запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения хозяйствующих субъектов |
Статья 11.1. Запрет на согласованные действия хозяйствующих субъектов, ограничивающие конкуренцию |
Статья 12. Допустимость соглашений |
Статья 13. Допустимость действий (бездействия), соглашений, согласованных действий, сделок, иных действий |
Статья 14. Утратила силу. — Федеральный закон от 05.10.2015 N 275-ФЗ. |
Глава 2.1. НЕДОБРОСОВЕСТНАЯ КОНКУРЕНЦИЯ |
Статья 14.1. Запрет на недобросовестную конкуренцию путем дискредитации |
Статья 14.2. Запрет на недобросовестную конкуренцию путем введения в заблуждение |
Статья 14.3. Запрет на недобросовестную конкуренцию путем некорректного сравнения |
Статья 14.4. Запрет на недобросовестную конкуренцию, связанную с приобретением и использованием исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации товаров, работ или услуг |
Статья 14. 5. Запрет на недобросовестную конкуренцию, связанную с использованием результатов интеллектуальной деятельности |
Статья 14.6. Запрет на недобросовестную конкуренцию, связанную с созданием смешения |
Статья 14.7. Запрет на недобросовестную конкуренцию, связанную с незаконным получением, использованием, разглашением информации, составляющей коммерческую или иную охраняемую законом тайну |
Статья 14.8. Запрет на иные формы недобросовестной конкуренции |
Глава 3. ЗАПРЕТ НА ОГРАНИЧИВАЮЩИЕ КОНКУРЕНЦИЮ АКТЫ, ДЕЙСТВИЯ (БЕЗДЕЙСТВИЕ), СОГЛАШЕНИЯ, СОГЛАСОВАННЫЕ ДЕЙСТВИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ, ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, ИНЫХ ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ФУНКЦИИ УКАЗАННЫХ ОРГАНОВ ОРГАНОВ ИЛИ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОРГАНИЗАЦИЙ, УЧАСТВУЮЩИХ В ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ, А ТАКЖЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ, ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ |
Статья 15. Запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации |
Статья 16. Запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации |
Глава 4. АНТИМОНОПОЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ТОРГАМ, ЗАПРОСУ КОТИРОВОК ЦЕН НА ТОВАРЫ, ЗАПРОСУ ПРЕДЛОЖЕНИЙ, ОСОБЕННОСТИ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРОВ С ФИНАНСОВЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ, ПОРЯДКА ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРОВ В ОТНОШЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА, ПОРЯДКА РАССМОТРЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНЫМ ОРГАНОМ ЖАЛОБ НА НАРУШЕНИЕ ПРОЦЕДУРЫ ТОРГОВ И ПОРЯДКА ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРОВ, ПОРЯДКА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ ОБЪЕКТА КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА |
Статья 17. Антимонопольные требования к торгам, запросу котировок цен на товары, запросу предложений |
Статья 17.1. Особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества |
Статья 18. Особенности заключения договоров с финансовыми организациями |
Статья 18.1. Порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, порядка осуществления мероприятий при реализации проекта по строительству объекта капитального строительства |
Глава 5. ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРЕФЕРЕНЦИЙ |
Статья 19. Государственные или муниципальные преференции |
Статья 20. Порядок предоставления государственной или муниципальной преференции |
Статья 21. Последствия нарушения требований настоящего Федерального закона при предоставлении и (или) использовании государственной или муниципальной преференции |
Глава 6. ФУНКЦИИ И ПОЛНОМОЧИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ОРГАНА |
Статья 22. Функции антимонопольного органа |
Статья 23. Полномочия антимонопольного органа |
Статья 24. Права работников антимонопольного органа при осуществлении контроля за соблюдением антимонопольного законодательства |
Статья 25. Обязанность представления информации в антимонопольный орган |
Статья 25. 1. Проведение проверок антимонопольным органом |
Статья 25.2. Доступ должностных лиц антимонопольного органа на территорию или в помещение для проведения проверки |
Статья 25.3. Осмотр |
Статья 25.4. Истребование документов и информации при проведении проверки |
Статья 25.4-1. Получение объяснений антимонопольным органом при проведении проверок |
Статья 25.5. Общие требования, предъявляемые к протоколу, составленному при проведении действий по осуществлению антимонопольного контроля |
Статья 25.6. Оформление результатов проверки |
Статья 25.7. Предостережение о недопустимости нарушения антимонопольного законодательства |
Статья 26. Обязанность антимонопольного органа по соблюдению коммерческой, служебной, иной охраняемой законом тайны |
Глава 7. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОНЦЕНТРАЦИЕЙ |
Статья 26.1. Сделки, иные действия, подлежащие государственному контролю |
Статья 27. Создание и реорганизация коммерческих организаций, заключение соглашений между хозяйствующими субъектами-конкурентами о совместной деятельности с предварительного согласия антимонопольного органа |
Статья 28. Сделки с акциями (долями), имуществом коммерческих организаций, правами в отношении коммерческих организаций с предварительного согласия антимонопольного органа |
Статья 29. Сделки с акциями (долями), активами финансовых организаций и правами в отношении финансовых организаций с предварительного согласия антимонопольного органа |
Статья 30. Утратила силу. — Федеральный закон от 28.12.2013 N 423-ФЗ. |
Статья 31. Особенности государственного контроля за экономической концентрацией, осуществляемой группой лиц |
Статья 32. Лица, представляющие в антимонопольный орган ходатайства и уведомления об осуществлении сделок, иных действий, подлежащих государственному контролю, а также документы и сведения |
Статья 33. Принятие антимонопольным органом решения по результатам рассмотрения ходатайства, выдача антимонопольным органом предписания лицу, представившему уведомление |
Статья 34. Последствия нарушения порядка получения предварительного согласия антимонопольного органа на осуществление сделок, иных действий, а также порядка представления в антимонопольный орган уведомлений об осуществлении сделок, иных действий, подлежащих государственному контролю |
Статья 35. Государственный контроль за ограничивающими конкуренцию соглашениями хозяйствующих субъектов |
Глава 7.1. АНТИМОНОПОЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОЗДАНИЮ УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
Статья 35.1. Запрет на создание унитарных предприятий и осуществление их деятельности на конкурентных рынках |
Статья 35.2. Направление запроса о выдаче заключения антимонопольного органа о соответствии создания унитарного предприятия либо изменения видов его деятельности антимонопольному законодательству |
Статья 35.3. Порядок рассмотрения антимонопольным органом запроса о выдаче заключения о соответствии создания унитарного предприятия либо изменения видов его деятельности антимонопольному законодательству |
Статья 35. 4. Последствия нарушения запрета на создание унитарных предприятий и осуществление их деятельности на конкурентных рынках |
Глава 8. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА |
Статья 36. Обязательность исполнения решений и предписаний антимонопольного органа |
Статья 37. Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства |
Статья 38. Принудительное разделение или выделение коммерческих организаций, а также некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность, приносящую им доход |
Глава 9. РАССМОТРЕНИЕ ДЕЛ О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА |
Статья 39. Основания для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства, место рассмотрения дела, а также последствия выявления признаков административного правонарушения при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства |
Статья 39. 1. Предупреждение о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства |
Статья 40. Комиссия по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства |
Статья 41. Акты, принимаемые комиссией |
Статья 41.1. Сроки давности рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства |
Статья 42. Лица, участвующие в деле о нарушении антимонопольного законодательства |
Статья 42.1. Иные лица, участвующие в рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства |
Статья 42.2. Отводы членов комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства |
Статья 43. Права и обязанности лиц, участвующих в деле о нарушении антимонопольного законодательства |
Статья 44. Рассмотрение заявления, материалов и возбуждение дела о нарушении антимонопольного законодательства |
Статья 44.1. Порядок подачи хозяйствующим субъектом заявления о заключении им ограничивающего конкуренцию соглашения или об осуществлении им ограничивающих конкуренцию согласованных действий в целях смягчения административной ответственности или освобождения от административной ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях |
Статья 45. Рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства |
Статья 45.1. Доказательства и доказывание по делу о нарушении антимонопольного законодательства |
Статья 45. 2. Порядок доступа лиц, участвующих в деле о нарушении антимонопольного законодательства, к материалам дела, содержащим коммерческую тайну |
Статья 46. Перерыв в заседании комиссии |
Статья 47. Отложение и приостановление рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства |
Статья 47.1. Объединение или выделение дел о нарушении антимонопольного законодательства |
Статья 48. Прекращение рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства |
Статья 48.1. Заключение об обстоятельствах дела |
Статья 49. Принятие комиссией решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства |
Статья 50. Предписание по делу о нарушении антимонопольного законодательства |
Статья 51. Исполнение предписания по делу о нарушении антимонопольного законодательства. Последствия неисполнения предписания о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного от монополистической деятельности или недобросовестной конкуренции |
Статья 51.1. Разъяснение решения и (или) предписания по делу о нарушении антимонопольного законодательства. Исправление описки, опечатки и арифметической ошибки |
Статья 51.2. Пересмотр решения и (или) предписания по делу о нарушении антимонопольного законодательства по новым и (или) вновь открывшимся обстоятельствам |
Статья 52. Порядок обжалования решений и предписаний антимонопольного органа |
Глава 10. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ВСТУПЛЕНИЕ В СИЛУ НАСТОЯЩЕГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА |
Статья 53. Заключительные положения |
Статья 54. Вступление в силу настоящего Федерального закона |
Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 — для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 — для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области
Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»
Принят
Государственной Думой
8 июля 2006 года
Одобрен
Советом Федерации
14 июля 2006 года
(в ред. Федеральных законов от 01.12.2007 «№ 318-ФЗ», от 29.04.2008 «№ 58-ФЗ», от 30.06.2008 «№ 108-ФЗ», от 08.11.2008 «№ 195-ФЗ», от 17.07.2009 «№ 164-ФЗ», от 17.07.2009 «№ 173-ФЗ», от 27.12.2009 «№ 374-ФЗ», от 27.12.2009 «№ 379-ФЗ», от 05. 04.2010 «№ 40-ФЗ», от 08.05.2010 «№ 83-ФЗ», от 29.11.2010 «№ 313-ФЗ», от 01.03.2011 «№ 22-ФЗ», от 27.06.2011 «№ 162-ФЗ» (ред. 06.12.2011), от 01.07.2011 «№ 169-ФЗ», от 11.07.2011 «№ 200-ФЗ», от 18.07.2011 «№ 242-ФЗ», от 21.11.2011 «№ 327-ФЗ», от 06.12.2011 «№ 401-ФЗ», от 28.07.2012 «№ 145-ФЗ», от 30.12.2012 «№ 318-ФЗ», от 02.07.2013 «№ 144-ФЗ», от 02.07.2013 «№ 185-ФЗ», от 23.07.2013 «№ 251-ФЗ», от 02.11.2013 «№ 294-ФЗ», от 21.12.2013 «№ 375-ФЗ», от 28.12.2013 «№ 396-ФЗ», от 28.12.2013 «№ 423-ФЗ», от 04.06.2014 «№ 143-ФЗ», от 21.07.2014 «№ 265-ФЗ», от 29.06.2015 «№ 156-ФЗ», от 13.07.2015 «№ 213-ФЗ», от 13.07.2015 «№ 216-ФЗ», от 13.07.2015 «№ 224-ФЗ», от 13.07.2015 «№ 250-ФЗ», от 05.10.2015 «№ 275-ФЗ», от 03.07.2016 «№ 264-ФЗ», от 29.07.2017 № 279-ФЗ, от 19.02.2018 № 17-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным «законом» от 18.07.2009 № 181-ФЗ)
Статья 14.7. Запрет на недобросовестную конкуренцию, связанную с незаконным получением, использованием, разглашением информации, составляющей коммерческую или иную охраняемую законом тайну
Не допускается недобросовестная конкуренция, связанная с незаконным получением, использованием или разглашением информации, составляющей коммерческую или иную охраняемую законом тайну, в том числе:
1) получение и использование указанной информации, обладателем которой является другой хозяйствующий субъект-конкурент, без согласия лица, имеющего право ею распоряжаться;
2) использование или разглашение указанной информации, обладателем которой является другой хозяйствующий субъект-конкурент, вследствие нарушения условий договора с лицом, имеющим право ею распоряжаться;
3) использование или разглашение указанной информации, обладателем которой является другой хозяйствующий субъект-конкурент и которая получена от лица, имеющего или имевшего доступ к указанной информации вследствие выполнения служебных обязанностей, если не истек установленный законом или договором срок ее неразглашения.
Статья 25. Обязанность представления информации в антимонопольный орган
1. Коммерческие организации и некоммерческие организации (их должностные лица), федеральные органы исполнительной власти (их должностные лица), органы государственной власти субъектов Российской Федерации (их должностные лица), органы местного самоуправления (их должностные лица), иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации (их должностные лица), а также государственные внебюджетные фонды (их должностные лица), физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, обязаны представлять в антимонопольный орган (его должностным лицам) по его мотивированному требованию в установленный срок необходимые антимонопольному органу в соответствии с возложенными на него полномочиями документы, объяснения, информацию соответственно в письменной и устной форме (в том числе информацию, составляющую коммерческую, служебную, иную охраняемую законом «тайну»), включая акты, договоры, справки, деловую корреспонденцию, иные документы и материалы, выполненные в форме цифровой записи или в форме записи на электронных носителях.
2. Центральный банк Российской Федерации обязан представлять в федеральный антимонопольный орган по письменному запросу этого органа принятые Центральным банком Российской Федерации нормативные акты, а также информацию (за исключением информации, составляющей банковскую тайну), необходимую для проведения федеральным антимонопольным органом анализа состояния конкуренции на рынке услуг, оказываемых поднадзорными Центральному банку Российской Федерации финансовыми организациями, и осуществления контроля за состоянием конкуренции.
3. Информация, составляющая коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, представляется в антимонопольный орган в соответствии с требованиями, установленными федеральными законами.
Статья 25.6. Оформление результатов проверки
1. По результатам проверки составляется акт проверки в двух экземплярах, один из которых вручается или направляется по почте заказным письмом с уведомлением о вручении проверяемому лицу или его представителю.
2. Форма акта утверждается федеральным антимонопольным органом.
3. Результаты проверки, содержащие информацию, составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, оформляются с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Статья 26. Обязанность антимонопольного органа по соблюдению коммерческой, служебной, иной охраняемой законом тайны
1. Информация, составляющая коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну и полученная антимонопольным органом при осуществлении своих полномочий, не подлежит разглашению, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
2. За разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, работники антимонопольного органа несут гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность.
3. Вред, причиненный физическому или юридическому лицу в результате разглашения антимонопольным органом либо его должностными лицами информации, составляющей коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации.
Статья 43. Права и обязанности лиц, участвующих в деле о нарушении антимонопольного законодательства
1. С момента возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства лица, участвующие в деле, имеют право знакомиться с материалами дела, делать выписки из них, представлять доказательства и знакомиться с доказательствами, задавать вопросы другим лицам, участвующим в деле, заявлять ходатайства, давать пояснения в письменной или устной форме комиссии, приводить свои доводы по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, знакомиться с ходатайствами других лиц, участвующих в деле, возражать против ходатайств, доводов других лиц, участвующих в деле.
2. Лица, участвующие в деле, при рассмотрении дела имеют право в письменной форме, а также с помощью средств аудиозаписи фиксировать ход его рассмотрения. В случае, если при рассмотрении дела оглашается информация, составляющая охраняемую законом тайну, председатель комиссии вправе принять решение о запрете ведения лицами, участвующими в деле, аудиозаписи, фиксирующей ход рассмотрения дела.
3. Фотосъемка, видеозапись рассмотрения дела, трансляция по радио и телевидению рассмотрения дела допускаются с разрешения председателя комиссии.
4. Лица, участвующие в деле, обязаны пользоваться добросовестно своими правами при рассмотрении дела.
Статья 44. Рассмотрение заявления, материалов и возбуждение дела о нарушении антимонопольного законодательства
[…]
6. В ходе рассмотрения заявления или материалов антимонопольный орган вправе запрашивать у коммерческих организаций и некоммерческих организаций, их должностных лиц, федеральных органов исполнительной власти, их должностных лиц, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, их должностных лиц, органов местного самоуправления, их должностных лиц, иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, их должностных лиц, а также государственных внебюджетных фондов, их должностных лиц, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне, банковской тайне, коммерческой тайне или об иной охраняемой законом тайне документы, сведения, пояснения в письменной или устной форме, связанные с обстоятельствами, изложенными в заявлении или материалах.
[…]
Статья 45. Рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства
[…]
3.1. Рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства осуществляется в открытом заседании. Рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в закрытом заседании допускается в случае, если рассмотрение указанного дела в открытом заседании может привести к разглашению государственной тайны, либо в случае необходимости сохранения коммерческой, служебной или иной охраняемой законом тайны, в том числе при удовлетворении ходатайства лица, участвующего в деле о нарушении антимонопольного законодательства и ссылающегося на такую необходимость. Особенности рассмотрения в закрытом заседании дела о нарушении антимонопольного законодательства, в материалах которого содержатся сведения, составляющие государственную тайну, устанавливаются федеральным антимонопольным органом по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обеспечения безопасности. О рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства в закрытом заседании комиссия выносит определение.
3.2. При рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства в закрытом заседании присутствуют лица, участвующие в деле, их представители, в необходимых случаях по решению комиссии присутствуют эксперты, переводчики, а также лица, располагающие сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах.
3.3. Материалы дела о нарушении антимонопольного законодательства, содержащие сведения, составляющие государственную, коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну, формируются и хранятся в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в отдельном томе.
3.4. Разглашение лицами, участвующими в деле, их представителями, экспертами, переводчиками сведений, составляющих государственную, коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну, влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
[…]
Статья 45.2. Порядок доступа лиц, участвующих в деле о нарушении антимонопольного законодательства, к материалам дела, содержащим коммерческую тайну
1. Лица, участвующие в деле о нарушении антимонопольного законодательства, вправе знакомиться с заявлениями, возражениями, пояснениями и иными материалами, представленными по инициативе лица, участвующего в деле, для подтверждения наличия или отсутствия факта нарушения антимонопольного законодательства, за исключением имеющихся в материалах дела заявлений об освобождении от административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные «частями 1» и «3 статьи 14.32» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и (или) об освобождении от уголовной ответственности за уголовные преступления, предусмотренные «статьей 178» Уголовного кодекса Российской Федерации.
2. В отношении заявлений, возражений, пояснений и иных материалов, представленных по инициативе лица, участвующего в деле, в письменной или устной форме по вопросам, возникающим в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, не может быть установлен режим коммерческой тайны.
3. Сведения, документы, которые представлены по запросу или иному требованию антимонопольного органа, в отношении которых установлен режим коммерческой тайны и которые являются материалами дела о нарушении антимонопольного законодательства, могут быть представлены для ознакомления лицам, участвующим в деле, под расписку с согласия обладателя таких сведений, документов.
4. Согласие обладателя информации, составляющей коммерческую тайну, на ознакомление лиц, участвующих в деле, с такой информацией представляется в комиссию в письменной форме в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и приобщается к материалам дела.
5. Расписка лиц, участвующих в деле, в неразглашении информации, составляющей коммерческую тайну и ставшей им известной в результате рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, представляется в комиссию до ознакомления с материалами дела о нарушении антимонопольного законодательства и приобщается к материалам дела.
тайна антимонопольного контроля, служебная тайна, коммерческая тайна
Судебная практика защиты конкуренции Акты об интеллектуальной собственности
Конкуренция является основным фактором, способным обеспечить экономический рост, и ее государственные вопросы приобретают все большее значение в условиях развития цифровых технологий и повышения роли инноваций, на что указывает Протокол Президиума ФАС России в Стратегию развития конкуренции и антимонопольного регулирования в Российской Федерации на период до 2030 года.
С 2016 года в Законе N 135-ФЗ введен ряд «новых» составов (статьи 14.1-14.7) недобросовестной конкуренции, вносимых так называемым «четвертым антимонопольным пакетом», и изучение особенностей их применения судом г. Права интеллектуальной собственности (далее ЗИС) имеют большое практическое значение.
1. Дискредитация — распространение заведомо ложных, недостоверных или искаженных сведений, способных причинить хозяйствующему субъекту убытки и (или) нанести ущерб его деловой репутации (статья 14. 1 Закона № 135-ФЗ).
Согласно п. 9.1 письма ФАС России N ИА =/74666/15 актом недобросовестной конкуренции может быть признано только такое распространение этой информации, которое может дать лицу, распространившему информацию, преимущество перед конкурентами и причинение им вреда.
Например, по делу № С01-1278/2020 и антимонопольный орган, и суд признали нарушением направление писем контрагентам конкурента с сообщением о том, что использование конкурентом обозначения «ИЗ ТУРАКОВО» на все продукты питания незаконны. Основанием для такого решения суда было наличие у конкурента действующего исключительного права на соответствующий товарный знак. Хотя он и был аннулирован, но оказался незаконным (решение Роспатента о признании недействительным предоставления правовой охраны было успешно обжаловано).
В другом случае лицо распространило информацию о неправомерности использования конкурентом Наименования Происхождения Товара, ошибочно полагая, что пользователем Наименования Происхождения Товара может быть только одно лицо, в то время как обе компании внесены в реестр.
2. Вводящие в заблуждение , в том числе качество, количество, потребительские свойства товара, предлагаемого для реализации, и иные его характеристики (статья 14.2 Закона № 135-ФЗ).
Согласно п. 9.2 письма ФАС России N ИА/74666/15 статья распространяется на случаи введения в заблуждение любых лиц (потребителей, контрагентов, конкурентов), когда введение в заблуждение является следствием распространения не негативной информации, как в порочащей, так и положительной (не соответствующей действительности), а ее содержание касается деятельности самого дистрибьютора и (или) его продукции. При этом перечень обстоятельств, относительно которых потребитель может быть введен в заблуждение, является открытым.
Примером введения в заблуждение являются действия комбината по делу № С01-986/2021, в котором, производя и реализуя водку «100 лет Чебоксарская», вводя потребителя в заблуждение относительно места производства товара, изготовленного в Ядрине, формируя ложное впечатление о производителе с целью повлиять на решение покупателя о покупке товара.
Наоборот, если нет. С01-454/2018 наличие состава преступления не установлено в ст. 14.2, хотя заявитель предполагал обратное, указывая на то, что участник такого конкурса ввел в заблуждение организатора конкурса, ссылаясь на охрану предлагаемой к поставке продукции патентным правом. По мнению заявителя, это заключалось в подаче патентной формы, содержащей ложную информацию.
Однако суд отметил, что форма патента определяет состояние объекта техники охраны промышленной собственности и предназначена для предъявления организациям (органам), решающим вопросы реализации объекта в стране и за рубежом. Следовательно, это указывает на то, что продукт не содержит признаков нарушения патентных прав. Не гарантирует, что данный продукт изготовлен на основе патента, исключительное право на которое принадлежит третьему лицу.
При этом сама патентная форма является внутренним документом в рамках взаимоотношений между продавцом и покупателем, что исключает возможность введения в заблуждение как организатора торгов, так и иных лиц.
3. Недобросовестное приобретение и использование исключительного права на индивидуализацию средства (ст. 14.4 Закона N 135-ФЗ).
Недобросовестное приобретение исключительного права чаще всего встречается при регистрации средств индивидуализации и значительно реже при приобретении по договору об отчуждении исключительного права.
В отношении данного состава обязательным является установление факта недобросовестности, приобретения исключительного права и использования объекта в целом.
В соответствии с разъяснениями ФАС России для признания таких действий недобросовестными суд устанавливает совокупность обстоятельств: использование обозначения иными лицами до даты подачи ответчиком конкурирующего заявления о регистрации и тот факт, что ответчику известно об этом факте; намерение причинить истцу вред, вытеснить его с товарного рынка или получить необоснованные преимущества; причинение (вероятность причинения) истцу вреда путем подачи требований о прекращении применяемого обозначения.
При этом недобросовестное приобретение должно быть установлено в период, предшествующий подаче заявления о регистрации, а последующее поведение может лишь подтвердить или опровергнуть это.
Примером недобросовестного приобретения регистрации и использования товарного знака является дело «Торнадо». Патентообладатель изобретения (будущий владелец товарного знака) предоставил пользователю право использования его изобретения, в результате чего он произвел продукт, в котором воплощено это изобретение, под названием «ТОРНАДО» (присваивается по взаимному согласию). Однако патентообладатель зарегистрировал это обозначение как товарный знак на себя и начал собственное производство культиваторов «Торнадо», предъявив конкуренту соответствующие претензии.
Суд признал, что целью действий было не только получение возможности, не вкладывая средств в производство и продвижение продукции, направить все усилия пользователя на результат развития и популяризации бренда ТОРНАДО, но и вытеснение прежнего партнер по совместному производству с продуктового рынка.
4. Продажа, обмен или иное введение товаров, если при этом были незаконно использованы результаты интеллектуальной деятельности (статья 14.5 Закона № 135-ФЗ).
Примерами таких действий являются продажа товаров, произведенных с использованием ноу-хау, исключительное право на которые принадлежит конкуренту и которые изъяты из его владения, либо продажа товаров в упаковке, сходной с упаковкой до степени смешения разработан конкурентом.
5 Действия (бездействие), которые могут вызвать смешение с деятельностью конкурирующего хозяйствующего субъекта либо с товарами или услугами, выпускаемыми им на рынок (статья 14.6 Закона № 135-ФЗ).
К таким действиям, в том числе, относятся незаконное использование обозначения, идентичного средству индивидуализации или сходного с ним до степени смешения, а также копирование или имитация внешнего вида товара, его упаковки, этикетки, наименования, цветового решения, фирменного личность.
Например, по делу № С01-760/2021 использование цветовой гаммы, имитирующей общий стиль АЗС заявителя, а также изображений, сходных до степени смешения с товарными знаками, на которые имеет права заявитель — N 39Таким нарушением было признано N 1296, N 340214, N 340215.
Согласно п. 9.6 письма ФАС России № ИА/74666/15 копирование (имитация) внешнего вида товара или его частей не может быть признано незаконным, если такое копирование обусловлено исключительно их практическим использованием .
Например, по делу № С01-760/2021 суды не установили нарушения ст. 14.6, так как наличие общего сходства между отдельными элементами упаковки герметиков было обусловлено функциональными особенностями товаров данной категории и сложившимися на данном рынке обычаями оформления продукции. Суды отметили, что использование цветов для упаковки герметиков является традиционным, поскольку цвета ассоциируются со строительными материалами.
6. Недобросовестная конкуренция, связанная с незаконным получением, использованием или разглашением сведений, составляющих коммерческую или иную охраняемую законом тайну (статья 14. 7 Закона № 135-ФЗ).
Например, использование бывшими работниками и руководством в работе нового юридического лица сведений, составляющих коммерческую тайну юридического лица-прежнего работодателя и секретов его производства, в целях производства и реализации продукции, сходной до степени смешения с конкурента.
7. Иные формы недобросовестной конкуренции ( ст. 14.8 N 135-ФЗ).
Суд по интеллектуальным правам неоднократно указывал, что определяющим фактором для признания конкретных действий недобросовестными является не их конкретное упоминание в Законе № 135-ФЗ, а их попадание в состав недобросовестной конкуренции в контексте п. 9 ст. . 4 и ст. 10. bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20.03.1883.
Перечень форм недобросовестной конкуренции является открытым, что соответствует правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, отметившего, что это расширяет объем судебного усмотрения в сфере пресечения недобросовестной конкуренции и связано с разнообразными формы и методы недобросовестной конкуренции, не все из которых могут прямо противоречить законодательству или деловому обороту.
Довольно редко действия в отношении интеллектуальной собственности или ее использования, прямо не подпадающие под составы, установленные Законом N 135-ФЗ, признаются недобросовестной конкуренцией. Например, согласно статье 169Постановления Верховного Суда Российской Федерации от 23 апреля 2019 г. N 10 недобросовестной конкуренцией, выходящей за рамки квалификации, установленной Законом N 135-ФЗ, является недобросовестная конкуренция, связанная только с приобретением исключительного права на средство индивидуализации (если это не распространяется на использование).
Таким образом, практика Суда по интеллектуальным правам в отношении защиты конкуренции достаточно обширна; использование результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации конкурентов может дать существенные преимущества, при этом Законом предусмотрена целая система инструментов для пресечения таких нарушений.
ЕСА — Защита от недобросовестной конкуренции
Агентство40757 просмотров 64 лайков
Рыночная экономика допускает и поощряет конкуренцию между промышленными и коммерческими организациями. Поскольку конкуренты стремятся к победе, у них иногда может возникнуть соблазн использовать злонамеренные средства для получения несправедливого преимущества, например, совершить прямую атаку на конкурента или ввести общественность в заблуждение в ущерб конкуренту.
Саморегулирование через ассоциации организаций может играть важную роль, устанавливая кодекс поведения или методы контроля, однако оно часто не соблюдается участниками или не соблюдается судебными органами.
В 1900 году на Брюссельской дипломатической конференции по пересмотру Парижской конвенции в Конвенцию была добавлена статья 10-бис, призванная предотвратить недобросовестную конкуренцию.
Что такое недобросовестная конкуренция?
Как правило, любое действие или практика, осуществляемые в ходе производственной или коммерческой деятельности, противоречащие добросовестной практике, представляют собой акт недобросовестной конкуренции; решающим критерием является «вопреки честной практике». В Бельгии и Люксембурге добросовестная практика иногда называется «честной торговой практикой», в Швейцарии и Испании — «принципом добросовестности», а в Италии — «профессиональной корректностью».
Нелегко найти четкое и универсальное определение того, что представляет собой действие, противоречащее честной практике. Стандарты «честности» и «справедливости» могут различаться от страны к стране, чтобы отражать экономические, социологические и моральные концепции данного общества. Следовательно, понятие «честность» должно толковаться судебными органами соответствующей страны. Следует также принимать во внимание концепции добросовестной практики, установленные международной торговлей, особенно в случаях конкуренции между организациями в разных странах.
Можно дать широкое толкование «действию или практике, противоречащей честной практике». Например, бездействие также может рассматриваться как акт недобросовестной конкуренции. Типовые положения ВОИС о защите от недобросовестной конкуренции определяют «неисправление или дополнение информации об испытаниях продукта, опубликованной в журнале для потребителей, что создает ложное впечатление о качестве продукта, предлагаемого на рынке, или непредоставление достаточной информации». относительно правильной работы продукта или возможных побочных эффектов продукта», как акт недобросовестной конкуренции.
ВОИС также заявляет, что несоблюдение добросовестной практики должно возникать «в ходе производственной или коммерческой деятельности». В широком смысле это можно понимать как деятельность организаций, предоставляющих товары или услуги, особенно продажу или покупку таких продуктов или услуг, а также деятельность таких специалистов, как врачи или юристы.
Защита от недобросовестной конкуренции является постоянно развивающимся понятием, которое должно адаптироваться к развитию торговли и развитию новых принципов и обязательств для участников делового рынка. Первоначально предназначенная для защиты «добросовестного бизнесмена», сфера защиты от недобросовестной конкуренции теперь расширена за счет защиты клиента. В настоящее время законы о недобросовестной конкуренции направлены на обеспечение честной конкуренции в интересах всех заинтересованных сторон.
Поведение, классифицируемое как недобросовестная конкуренция
Для предотвращения недобросовестной практики определенные действия ограничены законом. В статье 10-бис Парижской конвенции недобросовестная деловая практика классифицируется по трем широким категориям:
Действия, вызывающие путаницу
Действие или практика в ходе производственной или коммерческой деятельности, которые вызывают или могут вызвать путаницу в отношении чужого предприятия или его деятельности, в частности, продуктов или услуг, предлагаемых другими такое предприятие представляет собой акт недобросовестной конкуренции.
Даже вероятность смешения, имеющая пагубные последствия, сравнимые с фактической путаницей, представляет собой акт недобросовестной конкуренции, и это значительно расширяет объем охраны. Например, товарный знак, независимо от того, зарегистрирован он или нет, или внешний вид продукта могут привести к путанице. Внешний вид товара включает упаковку, форму или другие нефункциональные характерные признаки товара.
Действия, вводящие в заблуждение
Действия, вводящие в заблуждение, могут создать ложное впечатление о продукте или услуге конкурента, что приведет к тому, что потребитель, действующий на основе ложной информации, понесет финансовый ущерб. Действия, вводящие в заблуждение, могут принимать форму заявления, содержащего неверные указания или утверждения о предприятии, его продуктах или услугах. Например, вводящие в заблуждение заявления о процессе производства продукта могут относиться к безопасности продукта и создавать ложное впечатление.
Действия, наносящие ущерб деловой репутации или деловой репутации
Уменьшение отличительного характера, внешнего вида, стоимости или репутации продукта может нанести ущерб деловой репутации или репутации другого лица. Например, любое действие, ослабляющее действие товарного знака, считается несправедливым, поскольку оно может разрушить оригинальность и отличительный характер товарного знака.