Статья 131 УК РФ. Изнасилование. Актуально в 2021 и 2022. Последняя редакция
Оглавление
- Часть 1 статьи 131 УК РФ
- Часть 2 статьи 131 УК РФ
- Часть 3 статьи 131 УК РФ
- Часть 4 статьи 131 УК РФ
- Часть 5 статьи 131 УК РФ
- Комментарии к статье
(в ред. Федерального закона от 27.07.2009 N 215-ФЗ)
Ч.1 статьи 131 УК РФ
1. Изнасилование, то есть половое сношение с применением насилия или с угрозой его применения к потерпевшей или к другим лицам либо с использованием беспомощного состояния потерпевшей, —наказывается лишением свободы на срок от трех до шести лет.
Ч.2 статьи 131 УК РФ
2. Изнасилование:а) совершенное группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
б) соединенное с угрозой убийством или причинением тяжкого вреда здоровью, а также совершенное с особой жестокостью по отношению к потерпевшей или к другим лицам;
в) повлекшее заражение потерпевшей венерическим заболеванием, —
наказывается лишением свободы на срок от четырех до десяти лет с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.
(в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 377-ФЗ)
Ч.3 статьи 131 УК РФ
3. Изнасилование:а) несовершеннолетней;
б) повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью потерпевшей, заражение ее ВИЧ-инфекцией или иные тяжкие последствия, —
наказывается лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двадцати лет или без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет.
(в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 377-ФЗ)
Ч.4 статьи 131 УК РФ
4. Изнасилование:а) повлекшее по неосторожности смерть потерпевшей;
б) потерпевшей, не достигшей четырнадцатилетнего возраста, —
наказывается лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двадцати лет или без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет.
(в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 377-ФЗ)
Ч.5 статьи 131 УК РФ
5. Деяния, предусмотренные пунктом «а» части третьей и пунктом «б» части четвертой настоящей статьи, если они:а) совершены лицом, имеющим судимость за ранее совершенное преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего;
б) совершены в отношении двух или более несовершеннолетних;
в) сопряжены с совершением другого тяжкого или особо тяжкого преступления против личности, за исключением случаев, предусмотренных пунктом «к» части второй статьи 105 настоящего Кодекса, —
наказываются лишением свободы на срок от пятнадцати до двадцати лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двадцати лет либо пожизненным лишением свободы.
(часть 5 в ред. Федерального закона от 28.01.2022 N 3-ФЗ)
Примечание. К преступлениям, предусмотренным пунктом «б» части четвертой настоящей статьи, а также пунктом «б» части четвертой статьи 132 настоящего Кодекса, относятся также деяния, подпадающие под признаки преступлений, предусмотренных частями третьей — пятой статьи 134 и частями второй — четвертой статьи 135 настоящего Кодекса, совершенные в отношении лица, не достигшего двенадцатилетнего возраста, поскольку такое лицо в силу возраста находится в беспомощном состоянии, то есть не может понимать характер и значение совершаемых с ним действий.
(примечание введено Федеральным законом от 29.02.2012 N 14-ФЗ)
Статья 131 УК РФ — Изнасилование
1. Изнасилование, то есть половое сношение с применением насилия или с угрозой его применения к потерпевшей или к другим лицам либо с использованием беспомощного состояния потерпевшей, —
наказывается лишением свободы на срок от трех до шести лет.
2. Изнасилование:
а) совершенное группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
б) соединенное с угрозой убийством или причинением тяжкого вреда здоровью, а также совершенное с особой жестокостью по отношению к потерпевшей или к другим лицам;
в) повлекшее заражение потерпевшей венерическим заболеванием, —
наказывается лишением свободы на срок от четырех до десяти лет с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.
3. Изнасилование:
а) несовершеннолетней;
б) повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью потерпевшей, заражение ее ВИЧ-инфекцией или иные тяжкие последствия, —
наказывается лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двадцати лет или без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет.
4. Изнасилование:
а) повлекшее по неосторожности смерть потерпевшей;
б) потерпевшей, не достигшей четырнадцатилетнего возраста, —
наказывается лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двадцати лет или без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет.
5. Деяние, предусмотренное пунктом «б» части четвертой настоящей статьи, совершенное лицом, имеющим судимость за ранее совершенное преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, —
наказывается лишением свободы на срок от пятнадцати до двадцати лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двадцати лет либо пожизненным лишением свободы.
Примечание. К преступлениям, предусмотренным пунктом «б» части четвертой настоящей статьи, а также пунктом «б» части четвертой статьи 132 настоящего Кодекса, относятся также деяния, подпадающие под признаки преступлений, предусмотренных частями третьей — пятой статьи 134 и частями второй — четвертой статьи 135 настоящего Кодекса, совершенные в отношении лица, не достигшего двенадцатилетнего возраста, поскольку такое лицо в силу возраста находится в беспомощном состоянии, то есть не может понимать характер и значение совершаемых с ним действий.
-
Статья 73 УК РФ
Условное осуждение
Примечание. Для целей настоящей статьи, а также статей 79, 80, 82 и 97 УК РФ к преступлениям против половой неприкосновенности несовершеннолетних, не достигших четырнадцатилетнего возраста, относятся преступления, предусмотренные статьями 131 — 135, 240, 241, 242.1 и 242.2 УК РФ, совершенные в отношении несовершеннолетних, не достигших четырнадцатилетнего возраста. Открыть статью
Понятие и виды насильственных преступлений против собственности в теории уголовного права России Пожалуйста, помогите Google Translate улучшить качество для вашего языка здесь
Пробелы в российском законодательстве Выпуск №1 — 2014Буркина О.А.
Подробнее об авторах
Буркина О. А.
канд. юрид. наук, доцент, доцент кафедр государственно-правовых дисциплин
Пермское отделение Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Чтобы прочитать статью полностью, пожалуйста, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь
Abstract:
В статье рассматриваются различные точки зрения на понятие «насилие» и его виды, принятые в юридической научной литературе. В российском уголовном законодательстве отсутствует определение такого оценочного понятия, как «насилие», что создает угрозу непоследовательного его толкования при применении Уголовного закона. Кроме того, это негативно отражается на справедливом наказании лиц, совершивших преступные действия. Традиционное разделение насилия на две формы по способу воздействия на потерпевшего — физическое и психическое — вполне обосновано в уголовном праве и позволяет эффективно работать правоохранительным органам.
Образец цитирования:
Буркина О.., (2014), ПОНЯТИЕ И ВИДЫ НАСИЛЬСТВЕННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ ИМУЩЕСТВА В ТЕОРИИ УГОЛОВНОГО ПРАВА В РОССИИ ПОМОГИТЕ GOOGLE TRANSLATE УЛУЧШИТЬ КАЧЕСТВО ДЛЯ ВАШЕГО ЯЗЫКА ЗДЕСЬ. Пробелы в российском законодательстве, 1 => 122-131.
Список литературы:
Алдер Г. НЛП в действии. — СПб. (Москва-Харьков-Минск), 2002. — С. 16.
Антонян Ю.М. Насили. Человек. Общество. — М., 2001. — С. 16.
Анцупл А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. — М., 2002. — С. 14.
Архив Верещагинского районного суда Пермской области за 2005 г. — Уголовное дело № 1-69.
Архив Октябрьского районного суда г. Омска за 1999 г. — Уголовное дело № 720.
Архив Октябрьского районного суда г. Омска за 2000 г. — Уголовное дело № 1-1061.
Архив Орджоникидзевского районного суда г. Разрешение за 2006 г. — Уголовное дело № 1-307.
Архив Орджоникидзевского районного суда г. Разрешение за 2006 г. — Уголовное дело № 1-05.
Архив Советского районного суда г. Омска за 1998 г. — Уголовное дело № 1-962.
Бавсун М.В. Методологические основы уголовно-правового воздействия.

Большой толковый словарь русского языка. — СПб., 2000. — С. 599.
Большой юридический словарь. — М., 1999. — С. 397.
Бойцов А.И. Преступления против собственности. — СПб., 2002. — С. 431.
Брокгауз Ф.А., Эфрон И.А. Энциклопедический словарь. — СПб., 1897. — Т. 40. — С. 638.
Бюл. П. И. Техника врачебного гипноза. — Л., 1955. — С. 56.
Буркина О.А. Уголовная ответственность за посягательство на собственность с применением насилия: дис. канд. юрид. наук. — Омск, 2008. С. — 46.
Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. — 2003. — № 2. — С. 5.
Векленко В.В. Квалификация хищений: монография. — Омск, 2001. — С. 106-107.
Гаухман Л.Д. Проблемы уголовно-правовой борьбы с насильными преступлениями в СССР. — Саратов, 1981. — С. 59.
Гаухман Л.Д. Насилие как средство совершения преступления. — М., 1974. — С. 75-76.
Гегель Г.Ф. Философия права. — М., 1990. — С. 106, 141.
Гуськов В.С. Терминологический словарь психиатра.

Даль В. Толковый словарь: в 4 т. — М., 1989. — Т. 2. — С. 468.
Кобзева Е.В. Оценочные признаки в уголовном законе. – Саратов, 2004. – С. 3.
Конституция Российской Федерации // Кодексы и законы Российской Федерации. — СПб., 2002. — С. 447.
Котельникова Е.А. Насилие личные посягательства на половую свободу и половую непричастность: уголовно-правовая характеристика и проблемы квалификации. Пермь, 2009 г.. С. 47-50.
Назаретян А.П. Агрессия, нравственный и кризис в развитии мировой культуры. — М., 1996. — С. 21.
Насилие и его влияние на здоровье: (Доклад о ситуации в мире. Всемирная организация здравоохранения). — Женева-Москва, 2003. — С. 5.
Никитин Е.В. Корыстно-насил личные преступления против собственности : дис.. канд. юрид. наук. – Омск, 2002. – С. 25.
Об утверждении Правил определения степени тяжести вреда, причинного здоровья человека : Постановление Правительства РФ от 17.

Об утверждении Медицинских критериев определения степени тяжести вреда, причиненного здоровья ю человека: Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 24 апреля 2008 г. N 194н // СПС Консультант плюс
Ожегов С.И. Словарь русского языка. — М., 1989. — С. 390.
Райков В.Л. Неосознаваемые проявления психики в глубоком гипнозе // Вопросы философии. — 1978. — № 4. — С. 114.
Расторопов С.В., Табаков С.Н. Классификация насиль государственных преступлений в уголовном праве России и ее значение для проведения сравнительного анализа // Черные дыры в российском законодателе. — 2005. — № 1. — С. 205.
Седых Л.В. Преступления, совершаемые с применением гипноза: особенности квалификации и предупреждения. М., 2013. — С. 16-19.
Сердюк Л.В. Психическое насилие как предмет уголовно-правовой оценки следователем: учебное пособие. — Волгоград, 1981. — С. 15.
Симонов В.И., Шумихин В.

Симонов В. И., Шумихин В. Г. Квалификация насиль личных посягателей на собственность : учебное пособие. — М., 1993. — С. 17.
Симонов В.И. Уголовно-правовая характеристика физического насилия: автореф. дис. канд. юрид. наук. — Свердловск, 1972. — С. 12.
Словарь по уголовному праву / отв. красный. А. В. Наумов. — М., 1997. — С. 245-247.
Токарчук Р.Е. Насилие хищения: социальная природа норма и вопросы совершенства уголовной ответственности. М., 2012. С. 226.
Токарчук Р.Е. Подходы к пониманию насилия в уголовном праве // Подходы к решению проблемы законодательства и правоприменения. — Омск, 2004. — Вып. 11. — С. 62.
Уголовное уложение 1903 г. — СПб., 1904. — С. 630.
Уголовный кодекс РСФСР 1922 года. — С. 133.
Уголовное дело № 1455 за 2004 г. (Ленинский районный суд г. Перми).
Шарапов Р.Д. Физическое насилие в уголовном праве.

Шарапов Р. Д. Теоретические основы квалификации насильных преступлений: монография. — Тюмень, 2005. — С. 8.
Шулов В.И. Терроризм. Социально-философский анализ: автореф. дис.. канд. юрид. наук. — Пермь, 2004. — С. 11. 9.0009 Шумихин В.Г. Нормативные правила квалификации преступлений. — Пермь, 2004. — С. 43.
Шумихин В.Г. Нормативные правила квалификации преступлений (изд. 2-е, перераб.). Пермь, 2009. С. 81-85.
Шумихин В.Г., Буркина О.А., Котельникова Е.А. Квалификация насиль личных посягателей ств на жизнь , здоровья и свободы человека. Пермь, 2012. С.7-26.
Щерба С. Рецензия на монографию Л. В. Сердюка Насилие: уголовно-правовое и криминологическое исследование // Уголовное право. — 2003. — № 2. — С. 142.
Щербина В.В. Ответственность за вымогательство: (социально-правовые аспекты): автореф. дис.. канд. юрид. наук. — Ростов н/Д, 1999. — С. 14.
Щепельков В.Ф. Хищение с применением насилия: всегда ли это разбой или грабеж //Уголовное право.

Буркина О.А., Манылова Н.Е. Некоторые вопросы правоприменения ул. 290, 291, 291.1 УК РФ // Бизнес в законе. — 2013. — №1.
Буркина О.А., Шумихин В.Г. Проблемы квалификации насиль государственного побега из места лишения свободы, из-под ареста или из-под стражи // Пробы в российском законодателе стве. — 2012. — №5.
Ключевые слова:
насилие, принуждение, воздействие, физическое и психическое насилие, виды.
5. Криминология Страницы: 166-169 Выпуск №3636
ПОНЯТИЕ «ПОЛИТИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ» В ПОЛИТОЛОГИИ И УГОЛОВНОМ ПРАВЕ
Залысин Игорь Юрьевич
насилие политическое насилие физическое принуждение Уголовный кодекс
Подробнее
9. УГОЛОВНОЕ ПРАВО И КРИМИНОЛОГИЯ; УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО 12. 00.08 Страницы: 211-214 Выпуск №18348
Применение нормы о физическом или психическом принуждении и некоторые пути повышения эффективности ее реализации
Серегина Елена Владимировна
Гайденко Елена Н.
психическое принуждение крайняя необходимость форс-мажор насилие принуждение
Подробнее
5. Уголовное право Страницы: 149-153 Выпуск №3884
История развития законодательства Республики Таджикистан об ответственности за преступления сексуального характера
Рауфов Фарух Халилович
преступления содомия лесбиянство насилие наказаны
Подробнее
7. Уголовное право, Уголовно-исполнительное право, Криминология Страницы: 163-166 Выпуск №4088
К ВОПРОСУ О КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ СТАТЬЕЙ 179 УГОЛОВНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Редькин Владимир Владимирович Александрович
преступления экономика принуждение сделка корпус
Подробнее
7. Уголовный процесс Страницы: 133-134 Выпуск №11481
ПРИМЕНЕНИЕ ОСНОВ КОНФЛИКТОЛОГИИ В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ
Харзинова Виолетта Мухаметдиновна
правовой конфликт типы соглашений управление конфликтами предупреждение заведение
Подробнее
10. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО, АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС (12.00.14) Страницы: 201-208 Выпуск №18132
Проблемы использования методов убеждения и принуждения в управленческой деятельности убеждение метод принуждение управленческая деятельность государственно-властные функции
Подробнее
10. Уголовное право и криминология; Уголовно-исполнительное право Страницы: 144-147 Выпуск №15984
Проблемы эффективности превентивного воздействия уголовных наказаний
Серёгина Елена Владимировна
Кутовой Иван Васильевич
уголовное наказание эффективность влияние отлично лишение специального
Подробнее
3. Уголовное право и криминология; Уголовно-исполнительное право Страницы: 111-114 Выпуск №4395
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ МАССОВЫХ беспорядков ПО ЗАКОНУ РОССИИ И РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Кажкеева Багытгуль С.
масса беспорядки насилие физический психический
Подробнее
5. Уголовное право Страницы: 130-132 Выпуск №3884
УГОЛОВНО-ПРАВОВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ПО МЕХАНИЗМУ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
Маликов Борис Зуфарович
Салимова Айгуль Мухаметшарифовна
3 принуждение наказание уголовная ответственность Кара поправка
Подробнее
7. УГОЛОВНОЕ ПРАВО, УГОЛОВНОЕ ПРАВО, КРИМИНОЛОГИЯ (12.00.08) Страницы: 192-195 Выпуск №18617
Криминологическая характеристика личности рецидивистов, совершивших насильственные преступления против личности
Сысоев Артур Игоревич
преступник личность насилие жестокое преступление рецидивизм преступления против личности
Подробнее
Традиционные христианские ценности и репродуктивные права женщин в современной России. Возможен ли консенсус?
В последнее время в России нарушаются права на аборт. На протяжении десятилетий российские женщины могли сделать аборт по выбору до 12-й недели беременности; между 12 и 22 неделями для аборта требовались медицинские или социальные основания.
В середине 2011 года группа парламентариев объединилась с активистами Русской православной церкви и заявила о своем желании запретить аборты, а также была принята новая редакция закона о здравоохранении с ограничительными поправками: обязательный период ожидания, отказ от врачей по соображениям совести и ограничение социальных показаний к прерыванию беременности на поздних сроках.
Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что ограничение законодательных изменений, основанных на «традиционных» ценностях, может значительно ограничить репродуктивный выбор женщин (например, доступ к аборту), нарушив права женщин на контроль над своим телом и своей жизнью.
ДО НЕДАВНЕГО ЗАКОНА РОССИИ гарантировала женщине свободу в отношении репродукции и репродуктивного здоровья. Однако это право медленно, но неуклонно подрывается. Силы, стоящие за этой тенденцией, активно стремятся кардинально изменить действующее законодательство.
В мае 2006 года в своем ежегодном послании Федеральному собранию президент Владимир Путин сделал страстное заявление о тяжелой демографической ситуации в России. Он назвал сокращение населения России возможной угрозой национальной безопасности и самой острой проблемой, стоящей сейчас перед страной. При общем коэффициенте рождаемости, который оценивается примерно в 1,3–1,4, и быстро растущем стареющем населении демографические тенденции в России аналогичны тенденциям в других европейских странах. Однако, в отличие от других европейских стран, в России гораздо выше смертность, особенно среди мужского населения. В России примерно 45% мужчин, достигших 15-летнего возраста в 2009 г.предполагается, что они не доживут до 60 лет. Непосредственным следствием этих тревожных тенденций стало сокращение численности населения: к 2009 г. население России сократилось до 143 млн человек1 по сравнению со 148,6 млн человек в 1993 г., т. е. потеря 5,6 млн человек.
Другие демографические, социально-экономические показатели и показатели репродуктивного здоровья для России следующие:
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении (2011 г.): 75,61 для женщин, 64,04 для мужчин2;
Доля населения моложе 15 лет (2010 г.): 15 083;
Население с доходом ниже черты бедности в размере 1 доллара США в день: 13,3% населения живет ниже прожиточного минимума (первый квартал 2012 г.)4;
Расходы на здравоохранение на душу населения в год (2010 г.
): 9984 долл. США;
Основные этнические группы (2010 г.): русские (80,9%), татары (3,87%), украинцы (1,41%), башкиры (1,15%), чуваши (1,05%), чеченцы (1,04%), другие (< 1%;10,58%)5;
Основные религии (2010 г.): православные (41%), атеисты (12,9%).%), мусульмане (6,5%), кроме православных (4,1%)6;
Основные языки (2010 г.): русский (99,41%), многие коренные и малочисленные группы (< 50 000 человек), помимо русского, используют свои этнические языки7;
Отношение шансов материнской смертности (на 100 000 живорождений; 2010 г.) = 34 [95% доверительный интервал = 26, 42]8; и
Частота абортов (2008 г.): 32,2 на 1000; (2010 г.): 28,1 на 1000,9
Многие эксперты связывают убыль населения с разрушительными социально-экономическими условиями, сопровождавшими переход от социализма к рыночной экономике. Другое и значительно более популярное объяснение связывает низкий уровень рождаемости с наследием советской политики, которая изменила «нормативную потребность населения иметь детей». Ориентируясь на моральные обязательства членов российского общества, а не на их экономические трудности, эта интерпретация поддерживала государственную политику, направленную на укрепление семейных ценностей для повышения рождаемости. Консервативные эксперты утверждают, что повторное включение «нормативной потребности в детях» в репродуктивные стратегии женщин и вознаграждение женщин за выполнение своих моральных и социальных обязанностей усилит значение семьи как ценного социального института и изменит демографическую динамику независимо от материального положения людей. Сторонники этого аргумента заявляют, что новые политические предложения и попытки правительства изменить текущую демографическую динамику существенно недооценивают фундаментальные изменения в моделях рождаемости и брака, происходящие в современном российском обществе.
Российские феминистские активистки называют гендерное неравенство главной причиной убыли населения. Эти активисты по-прежнему скептически относятся к нынешним попыткам правительства решить демографическую ситуацию. Вместо этого они подчеркивают важность политики, которая способствует более равноправным родительским ролям и совершенствованию системы ухода за детьми. Однако мнения российских феминисток редко признаются в России.
В 2007 году, после обращения президента Путина к нации, российское правительство приняло новую высокоприоритетную «Демографическую политику Российской Федерации — до 2025 года». Это было направлено на создание стимулов для женщин иметь больше детей. Политика включала денежные поощрения за второго ребенка и за каждого ребенка после этого. Эта политика была почти исключительно построена вокруг единовременной денежной меры — «материнского капитала» в размере 365 000 российских рублей (13 000 долларов США) с ежегодной поправкой на инфляцию, выплачиваемого женщинам, родившим второго или последующих детей. , ребенок. Несмотря на эти новые правительственные стимулы для повышения рождаемости, результаты оказались не такими обнадеживающими, как ожидалось. Показатели рождаемости остаются низкими, среди российских женщин отмечается высокий уровень абортов. Численность медленно уменьшается, но по-прежнему составляет почти 1 миллион в год.
На протяжении многих десятилетий закон об абортах в Советском Союзе, в том числе и в России, был очень либеральным. Россиянки могли сделать аборт до 12-й недели беременности. Между 12 и 22 неделями аборт можно было сделать только по медицинским или так называемым социальным показаниям, как это определено Минздравом. Впервые в 2003 году правительство резко ограничило количество допустимых оснований. Например, он отменил право на аборт во втором триместре по причинам социальной уязвимости (т.е., когда родители безработные или заключенные или имеют ограниченные финансовые возможности). В 2007 году правительство делало акцент на моральных ценностях и пронаталистском подходе и продолжало нападать на права на аборт по медицинским и социальным причинам, хотя на практике доля абортов, сделанных по этим причинам, никогда не превышала двух-трех процентов всех абортов. .
В прошлом некоторые консервативные политики в Государственной Думе (российском парламенте) нередко выступали спонсорами законопроекта, еще больше ограничивающего права женщин на аборт. Несколько раз предлагалось, чтобы замужние женщины требовали прямого разрешения от своих мужей. Кроме того, было предложено полностью запретить аборты, за исключением ситуаций, угрожающих жизни. Было даже предложение признать, что жизнь человека начинается с момента зачатия и поэтому аборт следует рассматривать как убийство. Ни одно из этих предложений не было принято и даже не поставлено на голосование. Все они были отклонены комитетом Думы по здравоохранению. Однако в 2010–2011 годах ситуация изменилась. Под эгидой Комитета Государственной Думы по делам женщин, семьи и детей создана рабочая группа по изучению ограничений на аборты. Глава этого комитета вместе с группой парламентариев объединилась с клерикальными группами, выступающими против абортов, полового воспитания и контроля над рождаемостью. Большинство из них связаны с Русской православной церковью, имеющей большое политическое влияние в современной России. В течение 18 месяцев рабочая группа сосредоточилась на мерах по ограничению доступа женщин к абортам.
Это включало отмену существующих прав женщины и передачу их ее законным опекунам (то есть ее мужу и правительству). С момента своего создания отдельные члены рабочей группы, выступая на христианских мероприятиях, публично выражали желание полностью запретить аборты в России.
В середине 2011 года Дума начала обсуждение пересмотренного закона о здравоохранении. Дмитрий Медведев, бывший президент (2008–2012 гг.), выразил полную поддержку предлагаемому новому закону, который должен был быть принят к концу 2011 г. Дебаты об абортах были сосредоточены на предложениях против выбора. Недоброжелатели указывали, что антивыборные меры никак не помогут решить насущные проблемы России. Сторонники антилиберальных мер обычно выдают себя за защитников традиционных христианских ценностей. Хотя они, как правило, без колебаний обвиняют женщин, желающих сделать аборт, в убийцах, в их риторике отсутствуют какие-либо упоминания о сексуальном насилии. В предложениях не признается и даже не обсуждается высокий уровень изнасилований в России и его последствия. Тот факт, что случаи изнасилований в России никогда серьезно не изучались, свидетельствует о характере проблемы. Отметим также, что правительство ничего не делает для того, чтобы российские врачи выполняли рекомендации Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по абортам, несмотря на доступ к современным методам и оборудованию. В рамках проекта «Стратегическая оценка качества медицинской помощи в службах абортов и контрацепции» в 2009 году проведено исследованиеВОЗ, Минздравсоцразвития России (МЗСР) и неправительственные партнеры, такие как Российская ассоциация населения и развития (РАНР). В ходе оценки был сделан вывод о том, что российские врачи часто допускают ошибки, приводящие к совершенно ненужным осложнениям, при выполнении установленных процедур аборта и не обладают знаниями о консультировании по вопросам контрацепции. К сожалению, результаты опроса не были официально одобрены Минздравсоцразвития и не использовались для разработки дальнейших планов по улучшению обеспечения контрацепцией и услуг по прерыванию беременности.
Наоборот, вызывает озабоченность то, что авторы законодательных поправок в новый закон о здравоохранении не предусмотрели меры по предотвращению нежелательной беременности или контрацепции. Многочисленные участники законопроекта, особенно из церкви, категорически против любых современных методов контрацепции, включая все формы гормональной контрацепции, экстренную контрацепцию и внутриматочные спирали. Тщательные, хорошо проведенные исследования показали, что предоставление информации о противозачаточных средствах и доступ к ним — лучший способ уменьшить число незапланированных беременностей и абортов. Американский колледж акушеров и гинекологов (в 2009 г.) обнаружили, что сокращение числа незапланированных беременностей явно способствует снижению как уровня небезопасных абортов, так и общего уровня абортов.10 Несмотря на это, поддерживая свои предложения так называемыми фактами, выступающие против выбора могут предоставлять средствам массовой информации вводящие в заблуждение данные и заявления. , тогда как мнения настоящих экспертов, взгляды которых могут идти вразрез с мышлением правительства, не публикуются в подконтрольных государству СМИ.
Консерваторы, выступающие за лишение женщин их прав, заявляют, что это повысит уровень рождаемости, игнорируя то, что демографы могут доказать, что достижение этой цели путем ограничения абортов невозможно. Например, в 2009 г., исследование, проведенное Институтом Гуттмахера в 197 странах, показало, что ограничение доступа к легальным абортам не уменьшает число женщин, пытающихся прервать нежелательную беременность.11 Уровень абортов примерно одинаков при сравнении регионов мира, независимо от законодательства. В странах, где аборт строго ограничен, он часто стоит женщинам здоровья и жизни. Данные демографов, проводивших исследования в Румынии, показывают, что ограничение абортов не увеличивает рождаемость и не способствует общему здоровью населения.
Существует высокий риск того, что плохие примеры из России могут негативно повлиять на соседние страны. Антивыборные предложения уже были отмечены на Украине и в странах Центральной Азии. Это может привести к изменениям в законах об абортах; изменения, вдохновленные примером России, основанным на сомнительных моральных и религиозных обоснованиях, а не на рациональном мышлении, основанном на надежных научных знаниях.
Члены ранее упомянутой рабочей группы вместе с влиятельными церковными группами и чиновниками Минздравсоцразвития выступили категорически против предложений Комитета Госдумы по здравоохранению. Им удалось заставить главу комитета Ольгу Борзову дважды изменить позицию Комитета по здравоохранению, чтобы удовлетворить требования этих лоббистов. Три встречи, проведенные с должностными лицами Русской православной церкви, привели к включению в законопроект ряда ограничительных изменений (например, ко всем прерываниям беременности должен применяться период ожидания, обязательна консультация психолога, возражения врача, основанные на по совести будет допустимо).
Группа неправительственных партнеров, выступающих за выбор, подготовила альтернативный набор предложений по поправкам, основанных на фактических данных. Они были направлены на решение реальных, а не воображаемых проблем, чтобы помочь женщинам, а не атаковать их. Сторонники права женщин на выбор хотели разоблачить ложь, распространяемую теми, кто хотел ограничить репродуктивные права женщин, и убедить правительство не принимать поправки, направленные против выбора. Общественная кампания была организована массовыми активистами, выступающими за выбор, и феминистскими группами, возглавляемыми коалицией сторонников выбора «Rowan Bunch». Они мобилизовали опыт и человеческие ресурсы, чтобы противостоять нападению на права женщин. Предложенные ими альтернативные поправки были отклонены.
Предложенные поправки, ограничивающие право на аборт, были проголосованы в ноябре 2011 года. Они были приняты при подавляющей поддержке представителей Думы. Новый Федеральный закон «Об охране здоровья граждан Российской Федерации» вступил в силу в январе 2012 года. Статья 56 устанавливает обязательный период ожидания перед выполнением аборта: 48-часовой период ожидания требуется в период с 4 по 7 или с 11 по 2012 год. 12-я неделя беременности, а между 8-й и 11-й неделями требуется 7-дневный период ожидания. Считается, что период ожидания начинается с даты направления женщины в медицинское учреждение и до самого прерывания беременности.
Согласно Руководству по абортам, разработанному Международной федерацией планирования семьи12, ошибочно полагать, что женщинам требуется время после консультации, чтобы принять обоснованное решение о прерывании беременности. На самом деле обязательные отсрочки предназначены для предотвращения абортов, а не для решения проблем со здоровьем. В общем, женщина, обратившаяся с просьбой об аборте, уже приняла решение. Дальнейшие задержки являются препятствиями для женщин, поскольку они могут повлечь за собой увеличение расходов, трудности с поездкой и медицинские риски.13
Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что психологическое консультирование, связанное с абортом, используется для принуждения женщин к продолжению беременности до срока против их воли. Например, в 2009 г. Министерством спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации Федеральным агентством по делам молодежи было опубликовано Руководство по психологическому консультированию перед абортом .14 В этой публикации аборт трактуется как « убийство живого ребенка». Женщина, желающая сделать аборт, оценивается здесь как «заблуждающаяся и заблуждающаяся», тогда как беременность и деторождение трактуются как удел женщины. Авторы методических указаний рекомендуют психологам показывать пациентам графические фильмы об абортах. В 2010 г. МЗСР выпустило официальное письмо с рекомендацией этой публикации женским медицинским учреждениям.15 Возможно, было бы полезно, если бы недавно опубликованный и основанный на фактических данных документ Руководство ВОЗ по безопасному аборту: обновления и рекомендации 2012 г. было выпущено ранее. В этой публикации рекомендуется, чтобы женщины, принявшие решение сделать аборт до обращения за медицинской помощью, не подвергались обязательному консультированию16.
Это могло повлиять на решение российских парламентариев.
Хотя новые нормы закона негативно сказываются на женщинах, желающих сделать аборт, женщины из сельской местности сталкиваются с особенно тяжелыми обстоятельствами. Фонд Генриха Белля сообщил:
Введение обязательного периода ожидания все же наносит существенный вред, особенно женщинам, проживающим в малых городах и сельской местности, так как дополнительное посещение врача означает для них выезд в другой или более крупный город, а также работающим женщинам, которые не могут легко получить свободное от работы время, чтобы посетить врача несколько раз в разные дни. Между тем доступ в женские консультации на практике весьма ограничен из-за их недостаточного количества: даже в таких столицах, как Москва и Санкт-Петербург, в некоторых районах женщинам приходится записываться на прием к гинекологу за 2–4 недели. Учитывая, что, хотя дополнительные 2 или 7 дней ожидания, требуемые новым законом, могут показаться относительно невинными, они неизбежно превратятся в недели, если не в месяцы.
17
Помимо введенных в начале 2012 г. ограничений на аборт по желанию, Правительство РФ издало приказ, ограничивающий допустимые социальные основания для аборта на поздних сроках с четырех (при лишении или ограничении родительских прав женщины; при наличии у женщины лишение свободы в результате совершения преступления; если беременность наступила в результате изнасилования; если она состояла в браке с полностью или частично инвалидом, или если она была разведена или ее муж умер во время беременности)18 только к одному ( а именно, если беременность наступила в результате преступления, предусмотренного статьей 131 УК РФ, т. е. изнасилования)19.Даже инцест не признается социальным основанием для прерывания беременности на поздних сроках.
Еще одно новое законодательное ограничение на аборт допускает отказ врача по соображениям совести. Врач может отказаться от проведения искусственного прерывания беременности при условии, что он направит свой отказ в письменной форме соответствующему руководителю, например, руководителю соответствующего медицинского учреждения. Затем для данного случая может быть назначен подходящий альтернативный врач.
Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что предлагаемые законодательные изменения значительно ограничат доступ женщин к аборту, могут предотвратить преждевременное прерывание беременности и, вероятно, приведут к увеличению числа случаев криминального аборта. Даже при прежних, менее строгих законах на их долю приходилось до пяти процентов материнской смертности в России. Изменения в законодательстве поставят под угрозу автономию женщин. Ограничения станут серьезным препятствием для прав женщин на контроль над своим телом и своей жизнью. В отличие, например, от Европейского Союза, который реально поддерживает семьи и законы, способствующие гендерному равенству и равноправию, вряд ли демографическая ситуация в России волшебным образом изменится, учитывая преобладающую ограничительную политику.
В задачи РАПД, лидера в области сексуального и репродуктивного здоровья и прав в России, входит мониторинг состояния абортов в России. Мы с нетерпением ждем выхода нового Приказа (Порядка) Минздрава, потому что он должен включать недавно утвержденные Рекомендации ВОЗ по абортам .16 Это может помочь повлиять на предоставление абортов в России, но не быть в состоянии противостоять недавно обнародованным законодательным барьерам.
1. Федеральная служба государственной статистики. Демография. Доступно по адресу: http://www.gks.ru. Дата обращения 28 марта 2013 г.
2. Федеральная служба государственной статистики. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении. Доступно по адресу: http://www.gks.ru. Дата обращения 28 марта 2013 г.
3. Федеральная служба государственной статистики. Распределение населения по возрастным группам. Доступно по адресу: http://www.gks.ru. По состоянию на 28 марта 2013 г.
4. Всемирная организация здравоохранения. Профиль страны для Российской Федерации. 2012. Режим доступа: http://www.who.int/countries/rus/en. По состоянию на 28 марта 2013 г.
5. Перепись А-Р. Государственный комитет по переписи населения 2010. Основные этнические группы. Режим доступа: http://www.perepis-2010.ru/search.php. Дата обращения 11 марта 2013 г.
6. Итоги переписи: окончательные итоги Всероссийской переписи населения 2010 года. Режим доступа: http://www.perepis-2010.ru/results_of_the_census/results-inform.php. По состоянию на 11 марта 2013 г.
7. Перепись AR. Госкомитет по переписи населения 2010. Основные языки. Режим доступа: http://www.perepis-2010.ru/search.php. По состоянию на 11 марта 2012 г.
8. Тенденции материнской смертности: с 1990 по 2008 год: оценки, подготовленные ВОЗ, ЮНИСЕФ, ЮНФПА и Всемирным банком . Женева, Швейцария: Всемирная организация здравоохранения; 2010.
9. Федеральная служба государственной статистики. Население. Показатели здоровья матери и ребенка, показатели деятельности службы охраны здоровья детей и материнства. Доступно по адресу: http://www.gks.ru. По состоянию на 28 марта 2013 г.
10. Американский колледж акушеров и гинекологов. Мнение Комитета ACOG № 427: Мизопростол для послеабортного ухода. Акушерство Гинекол . 2009; 113 (2 пт. 1): 465–468. [PubMed]
11. Сингх С., Даррох Дж. Э., Эшфорд Л. С., Власофф М. Добавление: затраты и выгоды от инвестиций в планирование семьи и здоровье матерей и новорожденных . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Институт Гуттмахера; 2009.
12. Международная федерация планирования семьи. Доступ к безопасному аборту: инструмент для оценки правовых и других препятствий. 2009 г. Доступно по адресу: http://www.ippf.org/resource/Access-Safe-Abortion-tool-assessing-obstacles. По состоянию на 11 мая 2013 г.
13. Центр репродуктивных прав. Доступ к аборту: обязательная отсрочка и предвзятые информационные требования. 2010. Доступно по адресу: http://www.crlp.org/pub_fac_medabor2.html. По состоянию на 11 мая 2013 г.
14. Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации, Федеральное агентство по делам молодежи. Руководство по психологическому консультированию перед абортом. Доступно по адресу: http://www.coi.su/docs/docs/metod_consult.pdf. По состоянию на 11 мая 2013 г.
15. Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Письмо [на русском языке]. 3 октября 2010 г. (15–0.10.2–9162). Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=526414. По состоянию на 11 мая 2013 г.
16. Всемирная организация здравоохранения. Безопасный аборт: техническое и политическое руководство для систем здравоохранения . Женева, Швейцария: Всемирная организация здравоохранения; Август 2012 г. [PubMed]
17. Фонд Генриха Белля (Московское представительство) Ограничение репродуктивных прав в России, 2011–2012 гг.: популистская политика в ущерб здоровью и благополучию женщин. 2012. Режим доступа: http://genderpage.ru/?p=588. По состоянию на 20 апреля 2013 г.
18. Правительство Российской Федерации. Приказ о социальном показании к искусственному прерыванию беременности.