Образец доверенности по кас рф образец: Образец доверенности на ведение административного дела

Содержание

Административное исковое заявление — образец и бланк

Административное исковое заявление — что это такое и чем оно отличается от обычного иска? Объясняем, как составить, оформить, куда и как подать административный иск.

Что такое административное исковое заявление в суд?

Это документ, который необходим для того, чтобы суд начал рассматривать ваше административное дело.

Административное исковое заявление еще называют административным иском. Эти термины равнозначны, так что дальше мы будем использовать и тот, и другой.

Административный иск применяют только в административном судопроизводстве. Его осуществляют суды общей юрисдикции. Делают они это по специальным правилам, которые установлены Кодексом административного судопроизводства (далее – КАС РФ). 

Что такое административные дела?

Административные дела возникают из административных и других публичных правоотношений (ст. 1 КАС РФ). Это дела о защите прав, свобод и законных интересов граждан, а также прав и законных интересов организаций, которые кто-то нарушил или не признает, то есть оспаривает.

Также к административным относятся дела, когда в отношении гражданина или компании реализуют отдельные административные властные требования, и суд контролирует, чтобы при этом не нарушались их права и свободы. Это, к примеру, следующие дела:

  • о госпитализации гражданина в различные медучреждения, включая психиатрическую и противотуберкулезную лечебницу, если он не согласен лечиться,
  • о принудительном психиатрическом освидетельствовании человека,
  • о взыскании денег с граждан в счет уплаты обязательных платежей и санкций,
  • о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, которые не являются юрлицами,
  • об исключении сведений о некоммерческой организации из госреестра.

Стороны административного иска

Это стороны самого административного дела — административный истец и административный ответчик (ст. 38 КАС РФ).

Административный истец – это тот, кто сам подает иск в защиту своих прав, свобод и интересов, или тот, в чьих интересах подан административный иск.

Административными истцами могут быть граждане, компании, а также общественные объединения и религиозные организации – в том числе те, что не являются юрлицами. Также подавать административные иски имеют право органы госвласти, другие госорганы, органы местного самоуправления, органы и организации, которые имеют отдельные государственные или другие публичные полномочия, должностные лица – но только в случаях, предусмотренных в КАС РФ.

Административный ответчик – это тот, кому вы предъявляете требование по спору. Если иск подает административный истец, который осуществляет контрольные или другие публичные функции, ответчиком будет лицо, которому адресован иск.

Административными ответчиками могут выступать, например, органы госвласти, другие госорганы, муниципальные органы, должностные лица, госслужащие и муниципальные служащие. Административными ответчиками могут быть и граждане – но лишь в случаях, которые прописаны в КАС РФ.

Требования к административному исковому заявлению

Административное исковое заявление (образец) составляют по правилам, предусмотренным КАС РФ. Он устанавливает требования:

  • к форме и содержанию административного искового заявления,
  • к перечню документов, которые нужно приложить к административному иску.

Эти вопросы мы детально осветим ниже. Также расскажем, как подать административное исковое заявление в суд, какой суд выбрать и сколько ждать результата по делу. 

В чем особенности административного иска?

Итак, мы уже выяснили, что административный иск применяется только в административном процессе и подается в суды общей юрисдикции по правилам КАС РФ. А также отметили, что он имеет свою специфику по форме, содержанию и списку документов, которые надо подать в суд вместе с ним.

Собственно, в этом и состоит разница между исковым и административно исковым заявлением. Дальше рассмотрим все тонкости подготовки и подачи административного иска.

В каких случаях подается административное исковое заявление?

Назовем несколько ситуаций, когда вам нужно подавать административный иск (ч. 2 ст. 1 КАС РФ):

  • вы оспариваете нормативный правовой акт,
  • вы оспариваете акты, которые содержат разъяснения законодательства и обладают нормативными свойствами,
  • вы оспариваете решения, действия, бездействие органов госвласти, других госорганов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих,
  • вы оспариваете решения, действия (бездействие) некоммерческих организаций, которые наделены отдельными госполномочиями или другими публичными полномочиями (в том числе саморегулируемых организаций),
  • вы просите присудить вам компенсацию за нарушение условий содержания под стражей или в исправительном учреждении,
  • вы просите защитить ваши избирательные права или право на участие в референдуме,
  • вы претендуете на компенсацию за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок (это относится только к деятельности судов общей юрисдикции).

Кроме того, вы можете подготовить, например:

  • административное исковое заявление об оспаривании кадастровой стоимости,
  • административное исковое заявление на постановление судебного пристава,
  • административное исковое заявление на бездействие судебного пристава.

Важно! Иногда подать в суд надо не административный иск, а другое обращение. Так, административные дела о вынесении судебного приказа суды рассматривают не по административному иску, а по заявлению (глава 11.1 КАС РФ).

Содержание административного искового заявления

КАС РФ определяет перечень сведений, которые включаются в административный иск (ч. 2 ст. 125). Этот перечень общий.

При этом в КАС РФ для отдельных категорий дел приведены специальные (дополнительные) перечни сведений, которые надо привести в административном иске.

Перед его составлением проверьте — имеются ли в КАС РФ специальные требования к содержанию административного иска, который вы планируете подать. Если да, руководствуйтесь ими, а если нет – ориентируйтесь на перечень информации, который указан в ч. 2 ст. 125 КАС РФ.

Общие требования к содержанию административного иска

Как мы уже объяснили, общие требования к административному иску прописаны в части 2 статьи 125 КАС РФ. Административное исковое заявление должно содержать:

1) наименование суда, в который вы подаете административный иск,

2) сведения об административном истце.

Вы как истец – гражданин должны указать:

  • свои ФИО,
  • место жительства или место пребывания,
  • дату и место своего рождения,
  • сведения о высшем юридическом образовании (если вы намерены лично вести административное дело, по которому КАС РФ обязывает иметь представителя),
  • номера телефонов, факсов, адрес электронной почты.

Если административный иск подает ваш представитель, дополнительно пропишите:

  • его ФИО,
  • адрес для направления ему судебных повесток и других судебных извещений,
  • сведения о его высшем юридическом образовании,
  • номера телефонов, факсов, адрес электронной почты.

3) информацию об административном ответчике.

Ее перечень зависит от вида ответчика.

Если им является орган, организация или должностное лицо, укажите:

  • наименование и место нахождения административного ответчика,
  • номера телефонов, факсов, адрес электронной почты (если известны).

Для административного ответчика — компании и индивидуального предпринимателя также понадобятся сведения об их госрегистрации (если известны).

Для административного ответчика – гражданина приводят:

  • его ФИО,
  • место жительства или место пребывания,
  • дату и место его рождения (если известны),
  • номера телефонов, факсов, адреса электронной почты (если известны).

4) сведения о том, какие ваши права, свободы и законные интересы нарушены, или о причинах, которые могут повлечь их нарушение.

Если вы подаете административный иск в интересах другого лица, эта информация приводится в отношении него, а не вас.

5) требования к административному ответчику, а также основания и доводы, на которых вы основываете свои требования.

О том, какие требования можно прописать в административном исковом заявлении, мы расскажем ниже. 

6) сведения о выполнении досудебного порядка урегулирования спора (это требуется, только если он предусмотрен федеральным законом для вашего спора),

7) сведения о действиях, направленных на примирение, которые предпринимали вы, или ответчик, или вы оба (только для ситуации, когда такие действия предпринимались),

8) сведения о подаче жалобы в порядке подчиненности и результатах ее рассмотрения (только для случая, когда вы подавали жалобу),

9) другие сведения — в случаях, когда их нужно указывать согласно положениям КАС РФ, которые определяют особенности производства по отдельным категориям административных дел,

10) перечень документов, которые вы прилагаете к административному иску.

В административном иске нужно привести доказательства, которые вам известны и которые суд может использовать при разрешении дела, а также можно изложить свои ходатайства.

Важно! Не забудьте поставить в административном иске дату и свою подпись. Если за вас расписывается представитель, его полномочия на подписание иска должны значиться в доверенности (ст. 56 КАС РФ). При нарушении этих требований к подписи, вероятно, суд оставит административный иск без рассмотрения – об этом мы подробно расскажем ниже. 

Специальные (дополнительные) требования к содержанию административного иска

Они предусматриваются в отдельных главах раздела IV КАС РФ.

Так, специальный перечень сведений, которые надо указать в административном иске о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок, приведен в ч. 2 ст. 252 КАС РФ. Содержание этого иска отличается от общих требований, которые мы перечислили выше.

То же самое можно сказать об административном иске, в котором вы оспариваете решения, действия, бездействие органа госвласти, органа местного самоуправления, другого органа, организации, которые наделены отдельными государственными или публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (образец административного искового заявления об оспаривании решения). О содержании такого административного иска смотрите ч. 2 ст. 220 КАС РФ.

Какие требования можно включить в административное исковое заявление?

Их примерный перечень приведен в ст. 124 КАС РФ. Он состоит из 6 пунктов. В административном иске вы можете требовать:

  • признать недействующим нормативный правовой акт, который принял ответчик (полностью или частично),
  • признать незаконным решение ответчика (полностью или частично), совершенное им действие или допущенное бездействие,
  • обязать ответчика принять решение по конкретному вопросу или совершить определенные действия для того, чтобы устранить нарушения ваших прав, свобод и законных интересов,
  • обязать ответчика воздержаться от совершения определенных действий,
  • установить, есть ли полномочия на решение конкретного вопроса у органа госвласти, или муниципального органа, или другого органа, или организации, которая имеет публичные полномочия, или должностного лица,
  • присудить компенсацию за нарушение ответчиком прав в сфере административных и других публичных правоотношений (учтите: такое требование можно заявить только в случаях, прямо предусмотренных КАС РФ).

Помимо этих, вы можете включить в административный иск другие требования. Для них установлен единственный критерий: они должны быть направлены на защиту прав, свобод и законных интересов в сфере публичных правоотношений.

Какие документы надо приложить к административному исковому заявлению (образец 2022)?

КАС РФ называет следующие обязательные документы, которые надо представить в суд вместе с административным иском (ст. 126):

1) уведомление о вручении или другие документы, которые подтверждают вручение административному ответчику копий административного иска и приложенных к нему документов (в том числе при подаче иска в электронном виде),

2) квитанция об уплате госпошлины.

Важно! Размер пошлины для граждан и компаний, которые намерены подать административный иск, смотрите в п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ, правила ее уплаты – в ст. 333.20, льготы – в ст. 333.36 того же Кодекса.

3) документы об обстоятельствах, на которых вы основываете свои требования (если вы освобождены от доказывания каких-либо из этих обстоятельств, представлять документы не нужно),

4) документ о вашем высшем юридическом образовании или ученой степени по юридической специальности (если вы намерены лично вести административное дело, по которому КАС РФ предусматривает обязательное участие представителя),

5) доверенность или другие документы о полномочиях вашего представителя, а также документ о его высшем юридическом образовании или ученой степени по юридической специальности (если административный иск подает представитель),

6) документы о соблюдении вами досудебного порядка урегулирования спора (если он прописан в федеральном законе) или документы со сведениями о жалобе, которую вы подавали в порядке подчиненности, и результатах ее рассмотрения (при условии, что вы подавали жалобу),

7) документы, подтверждающие совершение вами, или ответчиком, или вами обоими действий, направленных на примирение (если такие действия предпринимались и задокументированы).

Кроме перечисленных, могут потребоваться другие документы. Их список смотрите в КАС РФ для вашей категории административного дела.

Например, к административному иску об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости надо дополнительно приложить документы, перечисленные в ч. 2 ст. 246 КАС РФ.

В какой суд подается административное исковое заявление?

Как мы уже писали, административные дела рассматривают суды общей юрисдикции. Так что составить и подать административное исковое заявление в арбитражный суд нельзя.

Выясняем, в какой суд идти

Определить, куда подается административное исковое заявление в вашем случае, помогут положения главы 2 КАС РФ. Проверьте — возможно, ваше дело подсудно:

  • мировым судьям (ст. 17.1 КАС РФ),
  • военным судам (ст. 18 КАС РФ),
  • верховному суду республики, краевому, областному суду, суду города федерального значения, суду автономной области и суду автономного округа (ст. 20 КАС РФ),
  • Верховному Суду РФ (ст. 21 КАС РФ).

Если это так, обращайтесь с административным иском в соответствующий суд.

Если в указанных нормах КАС РФ ваше дело не упоминается, подавать административный иск надо в районный суд (ст. 19 КАС РФ).

Определяемся с конкретным судом для обращения

Следующий важный момент – выяснить, в какой конкретно суд сдавать документы.

Общее правило (ч. 1 ст. 22 КАС РФ) гласит, что:

  • административный иск к органу госвласти, другому госоргану, органу местного самоуправления, избирательной комиссии, комиссии референдума, организации с государственными или другими публичными полномочиями подается в суд по месту их нахождения,
  • административный иск к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему подается по месту нахождения органа, в котором эти лица исполняют свои обязанности.

Но из него есть исключения — они предусмотрены в статьях 22, 23 КАС РФ. Например, административный иск об оспаривании решения Федеральной службы судебных приставов (далее — ФССП), которое принято в автоматическом режиме, надо подать в суд:

  • по месту совершения исполнительных действий или применения мер принудительного исполнения либо
  • по месту ведения исполнительного производства, по которому принято оспариваемое решение.

Кроме того, в некоторых случаях административный истец может сам выбрать, в какой суд обращаться (ст. 24 КАС РФ).

Так, гражданин может заявить административный иск об оспаривании решений, действий, бездействия органов госвласти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих в суд по своему месту жительства.  Правда, это правило не применяют к постановлениям ФССП и результатам деятельности судебных приставов-исполнителей.

Срок подачи административного искового заявления

КАС РФ не указывает, в какой срок надо обратиться в суд с административным иском, в общих положениях. Специальные сроки подачи административных исков установлены для отдельных категорий административных дел – смотрите их в разделе IV КАС РФ.

Например, дела об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости рассматриваются по правилам Главы 25 КАС РФ.

Административное исковое заявление об оспаривании кадастровой стоимости надо успеть подать в суд, пока не прошло 5 лет с даты внесения в госкадастр недвижимости оспариваемых результатов. При этом обязательно, чтобы на момент обращения в суд в кадастр не внесли новые результаты определения кадастровой стоимости или сведения, которые связаны с изменением характеристик объекта и скорректировали его кадастровую стоимость.

В Главе 21 КАС РФ написано, как оспаривать нормативные правовые акты. Административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим разрешается подать в течение всего срока, пока он действует (ст. 208 КАС РФ).

Если срок подачи административного иска прошел

Бывает, что срок для обращения в суд вы пропустили. Знайте: в некоторых случаях суд может его восстановить (ст. 95 КАС РФ).

Для этого нужно подать в суд административный иск вместе с необходимыми документами, а также дополнительно приложить к нему заявление о восстановлении пропущенного срока.

В заявлении опишите вашу ситуацию и укажите причины, по которым не успели вовремя обратиться в суд. Приложите документы, которые говорят об уважительности этих причин.

Суд рассмотрит заявление и оценит причины, из-за которых вы не подали административный иск в положенный срок. Если они уважительные, срок вам восстановят, если нет – откажут в этом. Уважительность причин суд выясняет с учетом всех обстоятельств и нюансов дела, ориентируясь на разъяснения Пленума  Верховного Суда РФ по этому вопросу.

Важно! Если вы пропустили срок для подачи административного иска, суд не имеет права отказаться принять его только по этой причине. Такие разъяснения приведены в п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2022 N 21 «О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации».

Обратим внимание на еще один важный момент: в некоторых ситуациях восстановить пропущенный срок обращения в суд не получится независимо от причин его пропуска. Это ситуации, прямо указанные в КАС РФ. Например, нельзя восстановить пропущенный срок для подачи иска о защите избирательных прав и права на участие в референдуме (ст. 240 КАС РФ).

Порядок подачи административного искового заявления в суд

Он зависит от способа оформления административного иска (ч. 2 ст. 45 КАС РФ).

Оформить его можно:

1) в бумажном виде (то есть в форме обычного документа) или

2) в электронном виде, в том числе в форме электронного документа.

Подаем бумажный иск

Такой иск можно подать непосредственно в суд самому или через своего представителя, который имеет на это полномочия.

Также есть вариант отправить административный иск по почте. Тогда лучше выбрать заказное, ценное или другое аналогичное письмо. Причина в том, что при отправке подобных писем у вас будет подтверждение его содержания и получения судом: опись вложения в письмо и уведомление о вручении.

Подаем иск в электронном виде

Для его подачи можно использовать, например (ч. 2.1 ст. 45 КАС РФ):

  • единый портал государственных и муниципальных услуг (https://www.gosuslugi.ru/),
  • специальную информсистему – это ГАС «Правосудие» (https://ej. sudrf.ru/).

Сейчас действуют Порядок подачи документов в электронном виде в федеральные суды общей юрисдикции и Порядок подачи мировым судьям документов в электронном виде. Оба документа утверждены Приказами Судебного департамента при Верховном Суде РФ (Приказы от 27.12.2016 N 251 и от 11.09.2017 N 168 соответственно).

В них написано, что для подачи электронных документов надо найти на интернет-портале ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) официальный сайт нужного суда, перейти на него, выбрать раздел «Подача процессуальных документов в электронном виде». Документы в электронном виде подаются через личный кабинет пользователя на сайте суда.

Для составления и отправки документов вам понадобится электронная подпись. По общему правилу, она может быть простой. Но в случаях, которые оговорены в КАС РФ, придется использовать другую — усиленную квалифицированную. Например, когда в административный иск вы включили ходатайство о применении мер предварительной защиты по нему (ч. 9 ст. 125 КАС РФ).

Административное исковое заявление оставлено без движения – что делать?

Допустим, вы подали административный иск и сопутствующие документы, но получили определение об оставлении административного искового заявления без движения. В подобном определении пишут, по каким основаниям суд принял такое решение, а также указывают разумный срок для устранения недостатков бумаг (ст. 130 КАС РФ).

Ознакомьтесь с определением и проверьте, обоснованно ли суд оставил ваш административный иск без движения. Это возможно только в случаях, строго определенных в КАС РФ. А именно – когда вы нарушили требования:

  • к форме административного искового заявления (ст. 125 КАС РФ),
  • к содержанию административного искового заявления (ст. 125 КАС РФ),
  • к пакету документов, которые надо подать вместе с административным иском (ст. 126 КАС РФ).

Если ваш административный иск оставили без движения по другим причинам, можете подать частную жалобу на определение суда.

Когда определение законное, устраните недостатки административного иска или приложенных к нему документов в разумный срок, который дал вам суд. Например, может понадобиться подать уточненное административное исковое заявление (КАС РФ) — образец.

Если вы все исправите в положенный срок, суд примет ваш административный иск, — тогда считается, что вы подали его в день первоначального обращения в суд.

В противном случае административный иск считается неподанным — суд вернет его вам со всеми приложенными к нему документами (ст. 129 КАС РФ).

Срок рассмотрения административного искового заявления

Он зависит от суда, который рассматривает дело.

Верховный Суд РФ разрешает административный спор в течение 3 месяцев со дня поступления административного иска в суд. Другим судам дается на это всего 2 месяца.

В эти сроки включается подготовка дела к судебному разбирательству и не включается срок, на который административный иск оставили без движения (ст. 141 КАС РФ).

Если дело сложное, срок его рассмотрения могут продлить, но не больше чем на 1 месяц.

Оставление административного искового заявления без рассмотрения

Рассмотрение дела не всегда заканчивается итоговым решением суда. В некоторых случаях (например, если вы не выполнили обязательный досудебный порядок или попросту не подписали административный иск), суд может оставить административный иск без рассмотрения.

Основания для этого перечислены в ст. 196 КАС РФ. Их перечень открытый. Так что суд может оставить ваш иск без рассмотрения и в других ситуациях, которые упоминаются в КАС РФ.

Суд выносит определение, которым заканчивается производство по административному делу. В определении суд:

  • указывает обстоятельства, послужившие основанием для оставления административного иска без рассмотрения,
  • приводит способ их устранения,
  • разрешает вопросы о возможности возврата госпошлины и о распределении судебных расходов между сторонами.

Вы можете подать на определение суда об оставлении административного иска без рассмотрения частную жалобу. Другой вариант – согласиться с мнением суда, устранить все недочеты, на которые он указал, и вновь подать административный иск в общем порядке (ст. 197 КАС РФ).

КС не посчитал требование о юробразовании представителя в административном судопроизводстве неконституционным

По мнению одного из экспертов «АГ», определение Конституционного Суда в очередной раз подтверждает его ранее сформированные правовые позиции относительно требований, предъявляемых к представителям в административном судопроизводстве. Другой согласился с выводами Суда, но отметил, что конституционность положений КАС РФ не исключает дискуссии об их целесообразности.

Конституционный Суд вынес Определение № 1663-О/2020 по жалобе двух граждан на неконституционность ч. 1 ст. 55 и п. 3 ч. 1 ст. 196 КАС РФ, согласно которым представителями по административным делам в судах должны быть лица, имеющие высшее юридическое образование.

Ранее суд общей юрисдикции оставил без рассмотрения административный иск Ивана Буланова, подписанный его представителем Сергеем Ивентьевым, мотивируя это тем, что данный документ подан лицом, не имеющим высшего юридического образования. Впоследствии апелляция поддержала решение первой инстанции.

В жалобе в Конституционный Суд оба гражданина указали на неконституционность ч. 1 ст. 55 КАС РФ, согласно которой представителями в суде по административным делам могут быть адвокаты и иные лица, обладающие полной дееспособностью, не состоящие под опекой или попечительством и имеющие высшее юридическое образование либо ученую степень по юридической специальности. Заявители также оспорили содержание п. 3 ч. 1 ст. 196 этого Кодекса, предусматривающего, что суд оставляет административный иск без рассмотрения, если он не подписан или подписан и подан в суд лицом, не имеющим полномочий на его подписание и (или) подачу в суд, либо лицом, должностное положение которого не указано.

По мнению обоих заявителей, оспариваемые нормы необоснованно ограничивают право граждан на судебную защиту и свободу труда, поскольку не допускают участия лиц, прошедших курсы профессиональной переподготовки, в качестве представителей в суде по административным делам. 

Конституционный Суд не нашел основания для рассмотрения жалобы по существу. Со ссылкой на свое Постановление от 16 июля 2004 г. № 15-П Суд отметил, что конституционное право на судебную защиту и принципы состязательности и равноправия сторон не предполагают выбор по своему усмотрению любых способов и процедур судебной защиты, а право вести свои дела в суде через самостоятельно выбранного представителя не означает безусловное право выбирать в качестве такового любое лицо и не предполагает возможность участия в судопроизводстве любого лица в качестве представителя.

КС также указал, что установление критериев квалифицированной юридической помощи и обусловленных ими особенностей и условий допуска тех или иных лиц в качестве защитников или представителей в конкретных видах судопроизводства является прерогативой законодателя. При этом особенности процедур судебной защиты применительно к отдельным видам судопроизводства и категориям дел определяются исходя из Конституции и федеральных законов.

Применительно к административному судопроизводству таким федеральным законом является КАС РФ. Соответственно, предусмотренное этим Кодексом требование о наличии соответствующего высшего юридического образования, будучи направленным на обеспечение конституционного права каждого на квалифицированную юридическую помощь, имеет целью наиболее полное обеспечение защиты прав стороны в административном судопроизводстве и не может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан.

Адвокат АП Ставропольского края Нарине Айрапетян отметила, что определение Конституционного Суда в очередной раз подтверждает ранее сформированные правовые позиции относительно требований, предъявляемых к представителям.

«После введения КАС в действие Верховным Судом РФ был дан ряд разъяснений, в том числе по вопросу необходимости наличия у представителя высшего юридического образования. В свою очередь, сами требования к представителям установлены в ч. 1 ст. 55 КАС РФ и заключаются в необходимости наличия полной дееспособности, отсутствия опекунов и попечителей, наличия высшего юридического образования, подтвержденного соответствующим документом. При этом уровень высшего образования (бакалавр, магистр, специалист, кандидат наук) значения не имеет», – пояснила она.

По словам эксперта, в соответствии с ч. 1 и 3 ст. 58 КАС РФ суд обязан проверить полномочия представителей, подтверждающие полномочия документы, их копии при необходимости приобщаются к материалам административного дела, либо сведения о них заносятся в протокол судебного заседания. «Полномочия адвокатов и прокуроров дополнительного подтверждения не требуют, хотя на практике в первое время возникали некоторые проблемы с правоприменением. У адвокатов часто также требовали подтверждения полномочий, игнорируя Закон об адвокатуре, в соответствии с которым к претендентам на статус адвоката предъявляются ряд требований, среди которых в частности наличие высшего юридического образования», – отметила адвокат.

Она заключила, что законодательством совершенно определенно установлены требования к представителям, которые в рассматриваемом случае не были соблюдены. «Одновременно с этим, по моему глубокому убеждению, требования к представителям должны быть установлены тогда, когда их участие в процессе является обязательным. В ситуации же, когда заявитель может представлять свои интересы лично, установление требований к представителям считаю излишним. Цель, преследуемая законодателем и заключающаяся в обеспечении безусловной гарантии надлежащего исполнения обязательств со стороны представителя, является мнимой. Если у лица, обжалующего, например, то или иное действие(бездействие) органа, не имеется представителя, то он, следуя логике законодателя, и вовсе лишен возможности на равноправный, состязательный судебный процесс», – полагает Нарине Айрапетян.

Юрист юридической фирмы «Борениус» Артем Берлин отметил, что Конституционный Суд повторил правовую позицию о том, что образовательный ценз для представителя в административном судопроизводстве установлен федеральным законодателем в развитие конституционного права на квалифицированную юридическую помощь.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *