Иски о защите чести и достоинства Смоленск
Дистанционная консультация? Не проблема:+7 (903) 649-93-93 (viber | whatsapp)
Защита чести, достоинства и деловой репутации
Честь и достоинство – одно из важнейших неимущественных право каждого человека. Если Ваша честь и достоинство были опорочены, то их следует восстановить посредством судебного опровержения порочащих сведений.
Каким же образом могут быть опорочены честь и достоинство?
Судебная защита чести и достоинства в Смоленске возможна в случае если лицо или компания занимаются распространением ложных, порочащих сведений путем:
- публикации в СМИ
- трансляции по телевидению и радио
- публичных выступлений
- в сети интернет
- сообщают группе лиц в устной форме
Обращаясь в суд с иском о защите чести и достоинства, важно помнить о том, что дело можно выиграть лишь в том случае, если вы сможете доказать, что:
— что ложная информация была действительно распространена (достаточно сложно при устном сообщении)
— порочащий характер распространенных сведений
— несоответствие данных фактов действительному положению вещей
Только при совокупности вышеуказанных факторов можно выиграть суд по защите чести и достоинства.
В то же время Вашему оппоненту придется доказывать (ст. 152 ГК РФ), что распространенные им сведения правдивы.
Нередко иски о защите чести и достоинства предъявляют к ненадлежащим ответчикам. Поэтому прежде, чем обвинять человека или какую-либо организацию в распространении порочащих и неправдивых сведений, необходимо получить консультацию адвоката по защите чести и достоинства. Чаще всего, ответчиками должны быть авторы и лица, которые распространили данную информацию, организации, в которых работают эти люди (в тех случаях, если сведения влияют на профессиональную деятельность) и т.д.
По делам о защите чести и достоинства истец вправе требовать от виновного лица, публикацию опровержения, возмещения причиненного ущерба и компенсацию морального вреда (ст. 151 ГК РФ).
Большой опыт ведения судебных спор по данной категории дел помогает нашим юристам по защите чести, достоинства и деловой репутации оказывать квалифицированную помощь в самые короткие сроки.
Что входит в защиту по делам чести достоинства и деловой репутации?
- анализ ситуации и оценка перспектив дела
- проведение переговоров с автором или распространителем ложной информации
- подготовка претензии по факту распространения порочащих сведений
- составление соглашения о размещении опровержения, компенсации понесенных убытков и морального вреда
- подготовка искового заявления о понуждении в размещении опровержении и о компенсации морального вреда
- сбор доказательной базы, представление интересов доверителя в суде
- помощь в реальном исполнении судебного решения
Ваши честь, достоинство и репутация будут восстановлены!
Почему Коллегия юристов №1
- Более 12 лет на рынке юридических услуг
- Более 15 опытных сотрудников в штате
- Собственный офис в историческом центре города
- Мы подходим к решению проблемы комплексно
Возникли какие-либо вопросы? Звоните сейчас: +7 (4812) 63-93-93 , +7 (903) 649-93-93 (viber)
Наша Коллегия
Фасад
Внутри офиса
Внутри офиса
Внутри офиса
Старший судебный юрист
Старший судебный юрист
Юрист, арбитражный управляющий
Старший юрисконсульт
Юрисконсульт
Юрисконсульт
Младший юрисконсульт
Помощник юрисконсульта
Младший юрисконсульт
Младший юрисконсульт
Помощник юрисконсульта
Младший юрисконсульт
Помощник юрисконсульта
Иски о защите чести и достоинства в гражданских правоотношениях
Защита чести и достоинства
Гражданин вправе требовать по суду опровержения сведений, порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию, если их распространитель не докажет, что данные сведения соответствуют действительности <*>.
Реализация гражданином или юридическим лицом права на обращение к редакции СМИ с требованием опровергнуть опубликованные сведения или опубликовать ответ не препятствует реализации права обратиться в суд с требованием о защите чести, достоинства и деловой репутации.
Под деловой репутацией гражданина, не являющегося ИП, понимается общественная оценка его деловых и профессиональных качеств при выполнении трудовых, служебных и общественных обязанностей <*>.
Под деловой репутацией юридического лица и ИП понимается оценка их хозяйственной (экономической) деятельности как участников хозяйственных (экономических) правоотношений. Практически идентичное определение содержит п. 1 постановления Пленума ВХС N 16.
Под распространением сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию гражданина либо деловую репутацию юридического лица, следует понимать опубликование таких сведений в печати, сообщение по радио, телевидению, с использованием других СМИ или технических средств (световые табло, интернет и т. п.), изложение в служебных характеристиках, публичных выступлениях, в листовках, обращениях в адрес должностных лиц, демонстрацию (вывешивание) в публичных местах плакатов, лозунгов, а также сообщение в иной, в том числе устной, форме хотя бы одному лицу. Сообщение сведений лишь лицу, которого они касаются, не может признаваться их распространением <*>.
Порочащими являются не соответствующие действительности сведения, которые умаляют честь, достоинство или деловую репутацию гражданина либо деловую репутацию юридического лица в общественном мнении или мнении отдельных граждан, юридических лиц с точки зрения соблюдения законов, норм морали, обычаев. Это, например, сведения о нечестности, невыполнении профессионального долга, недостойном поведении в трудовом коллективе, семье; сведения, порочащие производственно-хозяйственную и общественную деятельность, и т.д.
Сведения, порочащие гражданина или юридическое лицо, признаются не соответствующими действительности, если с достоверностью не установлено иное (презумпция добропорядочности).
В то же время не могут признаваться обоснованными требования об опровержении сведений, содержащих соответствующую действительности критику недостатков в работе, поведения в общественном месте, коллективе, быту <*>.
Исковые требования об опровержении сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию, может заявить лицо, сведения о котором распространены, а также его родственники, если такие сведения прямо или косвенно порочат их честь, достоинство или деловую репутацию. Защита чести, достоинства и деловой репутации гражданина допускается и после его смерти по требованию заинтересованных лиц (члены семьи, родственники и т.д.).
Если порочащие сведения распространялись о несовершеннолетнем либо о лице, признанном в установленном порядке недееспособным, иск о защите их чести и достоинства вправе предъявить законные представители (родители, усыновители или попечители).
В случае распространения сведений, порочащих деловую репутацию юридического лица, иск вправе предъявить его орган. Если распространение порочащих сведений затрагивает интересы структурного подразделения, то право на защиту реализует орган юридического лица, частью которого является данное подразделение <*>.
Ответчиками по спорам о защите чести, достоинства или деловой репутации гражданина либо деловой репутации юридического лица могут быть физические или юридические лица, распространившие сведения.
Если иск содержит требование об опровержении сведений, распространенных в печати, других СМИ (по радио, телевидению и т.д.), в качестве ответчика привлекается юридическое лицо, которое выполняет функции редакции СМИ. При опубликовании или ином распространении сведений без обозначения имени автора орган СМИ в соответствии с ч. 2 ст. 39 Закона о СМИ по требованию суда обязан назвать источник информации и имя лица, предоставившего эти сведения.
Если автор использовал в публикации сведения, полученные из официального источника, суд должен обсудить вопрос о привлечении к участию в деле в качестве ответчика юридического или должностного лица, предоставившего данные сведения. Если сведения публиковались без указания имени автора (например, в редакционной статье), ответчиком по делу будет юридическое лицо, выполняющее функции редакции СМИ.
В случае воспроизведения сведений, затрагивающих честь, достоинство или деловую репутацию истца, несколькими СМИ все их можно привлечь к участию в деле в качестве ответчиков.
Опровержение следует опубликовать:
1) в СМИ с периодичностью выпуска не реже раза в неделю — не позднее чем
в 10-дневный срок со дня поступления требования об опровержении (ответе) или его текста;
2) в других СМИ — при очередном выпуске.
В опровержении (ответе) необходимо указать, какие сведения не соответствовали действительности, когда и как их распространило СМИ. СМИ не вправе редактировать текст решения либо давать комментарий к нему, по содержанию оспаривающий решение.
По искам об опровержении порочащих сведений, изложенных в характеристиках и иных официальных документах, ответчиками признаются лица, их подписавшие, и юридическое лицо, от имени которого выдавалась характеристика.
Если установить лицо, распространившее сведения, невозможно, граждане вправе обратиться в суд с заявлением об установлении факта несоответствия действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую
репутацию <*>.
В силу ст. 153 ГК ответчик обязан доказать, что распространенные сведения соответствовали действительности. Истец должен доказать лишь сам факт распространения порочащих его сведений. При этом он вправе представить доказательства несоответствия их действительности.
Гражданин, в отношении которого были распространены сведения, порочащие его честь, достоинство или деловую репутацию, вправе, наряду с опровержением таких сведений, требовать возмещения убытков и морального вреда.
Дела о защите деловой репутации подведомственны общим судам, в случае если одной из сторон выступает гражданин, не являющийся ИП, а также в случае, предусмотренном ч. 2 ст. 38 ГПК, т.е. при предъявлении ИП связанных между собой требований о защите его деловой репутации как гражданина и как участника хозяйственных (экономических) отношений.
Заявление о защите чести и достоинства должно соответствовать требованиям ст. 243 ГПК. Госпошлина взимается по ставкам для требований неимущественного характера. По требованиям о возмещении материального вреда (убытков), причиненного распространением порочащих сведений, госпошлина уплачивается по ставкам для исковых заявлений имущественного характера <*>.
На требования, вытекающие из нарушения личных неимущественных прав и других нематериальных благ, кроме случаев, предусмотренных законодательными актами, исковая давность не распространяется <*>.
Возмещение морального вреда при защите чести и достоинства
Право гражданина взыскивать в судебном порядке материальную компенсацию морального вреда закрепляет ст. 60 Конституции.
Гражданин, о котором были распространены сведения, порочащие его честь, достоинство или деловую репутацию, вправе, наряду с опровержением таких сведений, требовать возмещения убытков и морального вреда, причиненных их распространением <*>.
Под моральным вредом следует понимать испытываемые гражданином физические и (или) нравственные страдания <*>.
Физические страдания — это физическая боль, функциональное расстройство организма, изменения в эмоционально-волевой сфере, иные отклонения от обычного состояния здоровья, которые стали последствием действий (бездействия), посягающих на нематериальные блага или имущественные права гражданина.
Нравственные страдания, как правило, выражаются в ощущениях страха, стыда, унижения, а равно в иных неблагоприятных для человека в психологическом аспекте переживаниях, связанных с утратой близких, потерей работы, раскрытием врачебной тайны, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, с ограничением или лишением каких-либо прав и т.д. <*>.
Граждане имеют право на компенсацию морального вреда, причиненного госорганами, органами местного управления и самоуправления, а также их должностными лицами в случае нарушения неимущественных прав в результате незаконных действий (бездействия) этих органов и лиц в результате издания не соответствующих законодательству актов <*>, нарушения прав и свобод граждан при рассмотрении их обращений <*>.
Процессуальное правопреемство по требованиям о компенсации морального вреда не допускается <*>.
Юридическое лицо, в отношении которого были распространены сведения, порочащие деловую репутацию, не вправе требовать возмещения морального вреда <*>.
По заявлению потерпевшего и в его интересах суд может возложить на лиц, совместно причинивших вред, долевую ответственность по возмещению морального вреда <*>.
В заявлении о компенсации морального вреда истец должен указать, кто, при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействием) причинил ему физические или нравственные страдания, в чем они выражаются, в какой денежной сумме он оценивает их компенсацию.
Во всех случаях при определении размера компенсации морального вреда суды должны учитывать требования разумности и справедливости <*>. Чтобы обеспечить их соблюдение, в каждом конкретном случае суд должен учитывать степень нравственных и физических страданий потерпевшего, исходя из тяжести (значимости) последствий и их общественной оценки. В зависимости от характера спорного правоотношения принимаются во внимание обстоятельства причинения морального вреда, возраст потерпевшего, состояние его здоровья, условия жизни, материальное положение, иные индивидуальные особенности.
В случае смерти потерпевшего размер компенсации морального вреда лицам, имеющим право на его возмещение, определяется в зависимости от степени родства с погибшим, от нахождения на иждивении, характера взаимоотношений с ним, от других конкретных обстоятельств, имеющих значение для оценки степени нравственных переживаний.
При определении размера компенсации морального вреда учитывается степень вины, когда это основание для его возмещения. Если возникновению или увеличению морального вреда содействовала неосторожность потерпевшего, то в силу ст. 952 ГК размер компенсации определяется с учетом степени его вины.
Суд вправе также учесть имущественное (финансовое) положение причинителя
вреда <*>.
Если не соответствующие действительности порочащие сведения были распространены в СМИ, суд, определяя размер компенсации морального вреда, вправе учесть характер и содержание публикации, степень распространения недостоверных сведений и другие заслуживающие внимания обстоятельства.
Требование о компенсации морального вреда можно заявить совместно с требованием о защите чести, достоинства или деловой репутации, в том числе в ходе рассмотрения дела в судебном заседании, а можно самостоятельно (в частности, после добровольного опровержения сведений СМИ)<*>.
Иск о компенсации морального вреда суд может рассмотреть как самостоятельно, так и совместно с требованиями имущественного характера, в том числе в производстве по уголовному делу. Размер компенсации морального вреда не зависит от размера возмещения материального ущерба <*>.
На требования об опровержении сведений, порочащих честь и достоинство гражданина, а также на требования гражданина о компенсации морального вреда срок исковой давности не распространяется <*>.
Исковая давность применяется, если законодательные акты предусматривают компенсацию морального вреда в сфере нарушения имущественных прав граждан <*>.
Жизнь и достоинство человека
Католическая церковь провозглашает, что человеческая жизнь священна и что достоинство человеческой личности является основой нравственного видения общества. Эта вера лежит в основе всех принципов нашего социального учения. В нашем обществе человеческая жизнь подвергается прямой атаке со стороны абортов и эвтаназии. Ценность человеческой жизни находится под угрозой из-за клонирования, исследования эмбриональных стволовых клеток и применения смертной казни. Намеренное нацеливание на мирных жителей во время войны или террористических атак всегда неправильно. Католическое учение также призывает нас работать, чтобы избежать войны. Государства должны защищать право на жизнь, находя все более эффективные способы предотвращения конфликтов и их разрешения мирными средствами. Мы верим, что каждый человек драгоценен, что люди важнее вещей, и что мерилом каждого учреждения является то, угрожает ли оно жизни и достоинству человека или укрепляет его.
Традиция
«Мир существует для всех, потому что все мы родились с одинаковым достоинством. Различия в цвете кожи, религии, талантах, месте рождения или проживания и многие другие не могут использоваться для оправдания привилегий одних над правами всех. Как сообщество, мы обязаны обеспечить, чтобы каждый человек жил достойно и имел достаточные возможности для своего целостного развития». (Папа Франциск, Brothers and Sisters to Us [Fratelli Tutti], № 118)
«Достоинство других следует уважать при любых обстоятельствах не потому, что это достоинство является чем-то, что мы изобрели или вообразили, а потому, что люди обладают внутренней ценностью, превосходящей ценность материальных объектов и случайных ситуаций. Это требует, чтобы к ним относились по-разному. То, что каждый человек обладает неотъемлемым достоинством, — это истина, соответствующая человеческой природе вне всякого культурного изменения. По этой причине человеческие существа обладают одним и тем же неприкосновенным достоинством во все времена истории, и никто не может считать себя уполномоченным в конкретных ситуациях отрицать это убеждение или действовать против него». (Папа Франциск, Братья и сестры нам [Fratelli Tutti], нет. 213)
«Наша защита невинных нерожденных, например, должна быть ясной, твердой и страстной, ибо на кону стоит достоинство человеческой жизни, которая всегда священна и требует любви к каждому человеку, независимо от его или стадии ее развития. Однако в равной степени священна жизнь бедняков, уже рожденных, обездоленных, брошенных и обездоленных, уязвимых немощных и пожилых людей, подвергшихся тайной эвтаназии, жертв торговли людьми, новых форм рабства и всех форм отказ. [84] Мы не можем придерживаться идеала святости, игнорирующего несправедливость в мире, где одни упиваются, тратят деньги и живут только последними потребительскими товарами, в то время как другие смотрят на это издалека, проживая всю свою жизнь в крайней нищете». (Папа Франциск, Радуйтесь и радуйтесь [Gaudete et Exsultate], no. 101)
«Люди тоже являются созданиями этого мира, имеющими право на жизнь и счастье и наделенными уникальным достоинством. Поэтому мы не можем не учитывать влияние на жизнь людей ухудшения состояния окружающей среды, современных моделей развития и культуры одноразового использования». (Папа Франциск, О заботе о нашем общем доме [Laudato Si’], № 43).
Когда мы не признаем частью реальности ценность бедного человека, человеческого эмбриона, человека с инвалидностью – вот лишь несколько примеров – становится трудно услышать крик самой природы; все связано. (Папа Франциск, Об уходе за нашим общим домом [Laudato Si’], no. 117)
Подобно тому, как заповедь «Не убий» устанавливает четкий предел для сохранения ценности человеческой жизни, сегодня мы также должны сказать «не убий» экономике исключения и неравенства. Такая экономия убивает. Как может быть, что это не новость, когда пожилой бездомный умирает от облучения, а новость, когда фондовый рынок теряет два пункта? Это случай исключения. Можем ли мы продолжать стоять в стороне, когда еда выбрасывается, а люди голодают? Это случай неравенства. Сегодня все подчиняется законам конкуренции и выживания сильнейших, где сильные питаются бессильными. Как следствие, массы людей оказываются исключенными и маргинализированными: без работы, без возможностей, без каких-либо средств бегства. Люди сами по себе считаются потребительским товаром, который нужно использовать, а затем выбросить. Мы создали культуру «выбросить», которая теперь распространяется. Это уже не просто эксплуатация и угнетение, а нечто новое. Исключение, в конечном счете, связано с тем, что значит быть частью общества, в котором мы живем; исключенные больше не являются изнанкой общества, его маргиналами или бесправными — они больше даже не являются его частью. Исключенные — это не «эксплуатируемые», а изгои, «остатки». (Папа Франциск, Радость Евангелия [Evangelii Gaudium], no. 153)
Достоинство личности и требования справедливости требуют, особенно сегодня, чтобы экономический выбор не приводил к чрезмерному и морально неприемлемому увеличению неравенства в богатстве. (Папа Бенедикт XVI, Милосердие в истине [ Caritas in Veritate ], № 32)
Человеческие личности по воле Бога; на них запечатлен образ Божий. Их достоинство исходит не от работы, которую они выполняют, а от личности, которой они являются. (Святого Иоанна Павла II, В сотый год [ Centesimus annus] , нет. 11)
Основой всех представлений Церкви о моральных аспектах экономической жизни является ее видение трансцендентной ценности — святости — человеческих существ. Достоинство человеческой личности, реализованное в сообществе с другими, является критерием, по которому должны измеряться все стороны экономической жизни.
Таким образом, все люди являются целями, которым служат институты, составляющие экономику, а не средством эксплуатации для более узко определенных целей. Человеческая личность должна уважаться с благоговением, которое является религиозным. Когда мы общаемся друг с другом, мы должны делать это с чувством благоговения, которое возникает в присутствии чего-то святого и священного. Ибо таковы и люди: мы созданы по образу Божию (Быт. 1:27). (Конференция католических епископов США, Экономическая справедливость для всех, №. 28)
Каждый человек, именно по причине тайны Слова Божия, ставшего плотью (ср. Ин 1, 14), вверен материнской заботе Церкви. Поэтому всякая угроза человеческому достоинству и жизни обязательно должна ощущаться в самом сердце Церкви; это не может не затронуть ее в самой сердцевине ее веры в Искупительное Воплощение Сына Божия и занять ее миссией возвещения Евангелия жизни всему миру и всякой твари (ср. Мк. 16, 15). (Святого Иоанна Павла II, Евангелие жизни [ Evangelium vitae ] , no. 3)
В явном виде заповедь «Не убий» носит резко негативный характер: она указывает крайний предел, который никогда не может быть превышен. Однако неявно это поощряет позитивное отношение абсолютного уважения к жизни; она ведет к продвижению жизни и прогрессу на пути любви, которая дает, получает и служит. (Св. Иоанн Павел II, Евангелие жизни [Evangelium vitae], № 54)
Это учение основано на одном основном принципе: отдельные люди являются основой, причиной и концом любого социального института. Это необходимо, ибо люди по своей природе существа общественные. (Св. Иоанн XXIII, Мать и Учитель [ Mater et Magistra ] , № 219)
Существует также греховное неравенство, затрагивающее миллионы мужчин и женщин. Они находятся в открытом противоречии с Евангелием: их равное достоинство как личностей требует, чтобы мы стремились к более справедливым и гуманным условиям. Чрезмерное экономическое и социальное неравенство между отдельными людьми и народами одной человеческой расы является источником скандала и препятствует социальной справедливости, равенству, человеческому достоинству, а также социальному и международному миру. ( Катехизис Католической церкви, нет. 1938)
Все, что оскорбляет человеческое достоинство, например, нечеловеческие условия жизни, произвольное заключение, депортация, рабство, проституция, продажа женщин и детей; а также позорные условия труда, когда с мужчинами обращаются как с простым инструментом для получения прибыли, а не как со свободными и ответственными людьми; все эти и подобные им вещи действительно являются гнусностями. Они отравляют человеческое общество, но причиняют больше вреда тем, кто их практикует, чем тем, кто страдает от вреда. (Второй Ватиканский Собор, Церковь в современном мире [ Gaudium et Spes ], №. 27)
Защита женственности и человеческого достоинства в политике расширения прав и возможностей женщин и гендерного равенства
Е.П. Архиепископ Бернардито Ауза
Апостольский нунций, Постоянный наблюдатель от Святого Престола
На параллельном мероприятии
«Защита женственности и человеческого достоинства в
Политика расширения прав и возможностей женщин и гендерного равенства»
Организация Объединенных Наций, Нью-Йорк, 19 марта 2019 года
Ваши превосходительства, уважаемые участники дискуссии, дорогие друзья,
Я очень рада приветствовать вас на сегодняшнем дневном мероприятии, посвященном защите женственности и человеческого достоинства в деле улучшения положения женщин и гендерного равенства.
В течение этих недель 63-й сессии Комиссии по положению женщин (КПЖ) мы сосредоточились на системах социальной защиты, доступе к государственным услугам и устойчивой инфраструктуре. В частности, мы изучали политику и практику в отношении неоплачиваемого ухода и работы по дому, образования, здравоохранения, жилья, энергии, воды, санитарии, которые могут повлиять на положение женщин и девочек в обществе.
Это важные практические соображения.
Но все они зависят от предварительного рассмотрения: нашего понимания того, что значит быть женщиной или девушкой. Если наша антропологическая отправная точка неверна, это, очевидно, повлияет на предлагаемые решения.
Читая подготовительные документы и проекты предлагаемого итогового документа для этой 63-й сессии, например, трудно не заметить огромное внимание, уделяемое экономическому развитию женщин.

Возьмем один пример: несмотря на то, что делается правильный акцент на признании и оценке неоплачиваемого труда по уходу и домашнему труду, выполняемого женщинами, в то же время в документах этот труд любви упоминается почти исключительно как «бремя». Поэтому они считают, что международное сообщество должно работать над «сокращением» и «перераспределением», чтобы повысить производительность труда женщин вне дома за счет участия в рыночной экономике. Здесь действует неявная антропология, отдающая приоритет вкладу женщины на рынок труда, а не работе по уходу, как будто работа вне дома и то, что она может дать, должна быть самой важной ценностью женщины; как будто расширение экономических прав и возможностей в конкуренции с мужчинами является наиболее важным показателем прогресса и равенства женщин.

Мы должны задаться вопросом, действительно ли такие идеи уважительны к женщинам как к женщинам, действительно ли они охватывают то, чего женщины больше всего желают, или они пытаются сделать женщин более конкурентоспособными в соответствии с мужскими способами упорядочения жизни, общества и экономических реалий. Женщина — это больше, чем женщина homo economicus.
Сегодняшнее мероприятие называется «Защита женственности и человеческого достоинства в политике расширения прав и возможностей женщин и гендерного равенства сегодня». Смысл названия в том, чтобы подчеркнуть, что, думая о социальной защите, доступе к государственным услугам и устойчивой инфраструктуре, важно не жертвовать достоинством и самобытностью женщины в процессе.
Истинное уважение к женщине начинается с принятия и даже почитания ее во всех аспектах ее человечности. Это включает в себя создание социальных условий для того, чтобы она могла жить свободно и полноценно, без дискриминации, в соответствии с ее женской гениальностью, особой мудростью, которой она обладает в заботе о внутреннем достоинстве каждого, в взращивании жизни и любви и в развитии даров других.

Одним из наиболее важных контекстов, в которых необходимо признавать, поощрять и защищать полное достоинство женщин, является брак, материнство и семейная жизнь. Женщины не могут процветать, когда они являются жертвами предубеждений — и одна из самых распространенных форм дискриминации в отношении женщин сегодня происходит в отношении реализации материнского значения их женственности.
Уникальная ценность и достоинство материнства в некоторых обществах и некоторых версиях феминизма недостаточно защищены, оценены и развиты, в результате чего женщины в культурном и правовом отношении вынуждены выбирать между своим интеллектуальным и профессиональным развитием и своим личным ростом в качестве жен и матери. Важный вклад женщин в развитие общества благодаря их преданности своему браку и воспитанию следующего поколения не получает должного уважения.

Такая критика исходит не из подлинного признания женщины в ее тотальности и ее подлинного равенства, взаимодополняемости и взаимности с мужчиной. Скорее, это часто проистекает из редуктивного представления о женственности, которое жертвует существенными аспектами женской идентичности, чтобы позволить ей, как кажется, лучше конкурировать с мужчинами на мужском игровом поле. Такие ошибочные антропологии, определяющие равенство как идентичность с мужчиной во всем, мешают женщинам быть в полной мере самими собой, что обедняет как женщин, так и все общество.
Вот почему крайне важно, чтобы все, кто стремится продвигать дело равенства, достоинства и прав женщин, кто стремится к их всестороннему улучшению, отстаивают и гарантируют, чтобы социальная защита, доступ к государственным услугам и устойчивая инфраструктура были адаптированы к этому.

Всеобщая декларация прав человека подтверждает, что «материнство и детство имеют право на особую заботу и помощь» и что «семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства». Таким образом, социальная защита должна предоставляться особым образом женщинам как женам и матерям, которые работают неполный рабочий день или полный рабочий день или которые предпочитают заботиться о своей семье в качестве основного занятия.
Человечество обязано своим выживанием тому выбору, который женщины делают не только для того, чтобы приветствовать детей, но и для того, чтобы воспитать их добродетельными и подлинными людьми: матери дают детям доверие и безопасность, необходимые им для развития их личности и позитивных социальных связей.

Нам нужно больше, чем просто слова, осуждающие все формы несправедливой дискриминации в отношении женщин. Нам нужно нечто большее, чем социальная защита, доступ к государственным услугам и устойчивая инфраструктура, которые позволят женщинам работать вне дома или даже удовлетворять потребности своих семей, не разрывая материнства и женственности. Что требуется, так это эффективная и разумная кампания по улучшению положения женщин, сосредоточенная на всех сферах женской природы и жизни и начинающаяся с всеобщего признания их достоинства.
Мы должны помочь женщинам, мужчинам и детям лучше оценить все величие женщины, которое включает в себя не только дары, которые она разделяет с мужчиной, но и уникальные дары, относящиеся к ее женственности, такие как ее способность к материнству. понимается не просто как репродуктивный акт, а как духовный, образовательный, аффективный и культурный образ жизни.

Как писал Папа Иоанн Павел II в своем апостольском наставлении 1988 года «О достоинстве женщины», «мать принимает и любит как личность ребенка, которого она носит в своем чреве. Этот уникальный контакт с новым человеческим существом, развивающимся в ней, порождает такое отношение к людям — не только к собственному ребенку, но и ко всякому человеку, — которое глубоко характеризует личность женщины».
Женщина — это тот, кто рождается с пространством для другого. По своей природе она способна заботиться о людях на их самых уязвимых начальных стадиях, что формирует в ней особую чуткость к самым слабым и беззащитным. Поэтому она, естественно, заботится о внутренней ценности каждого человека, независимо от того, молод он или стар, богат или беден, силен или уязвим, здоров или болен, разыскиваем или нежелан, экономически продуктивный или недееспособный, влиятельный или незначительный.
Вот почему, защищая женственность женщины и полное человеческое достоинство, мы поддерживаем, возможно, величайшую социальную защиту из всех — саму женщину.
