Разъяснение 44-ФЗ об увеличении цены контракта на 10 процентов: изменение, более, уменьшение
44 ФЗМаксим Кончиков07.1к.
Содержание
- Возможность изменения цены
- Алгоритм
- Дополнительное соглашение
Возможность изменения цены
Процесс исполнения контрактных обязательств в сфере государственных закупок не всегда укладывается в установленные данным документом рамки. И хотя юридически-правовая база опирается на точные и фактические цифры, которые должны соблюдаться подрядчиками и поставщиками, жизнь и непредвиденные обстоятельства часто вносят свою лепту в ход реализации конкретной закупочной процедуры.
Таким образом, многолетний накопленный опыт позволил законодательно закрепить возможность изменения цены заключенного контракта на 10 процентов по 44-ФЗ. Данные правки были приняты по инициативе бюджетного департамента, после рассмотрения им открытого письма-обращения «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», датированного 5 апреля 2013 года.
Аккумулируя внесенные изменения и практический опыт использования новых правил, можно заключить, что цена контракта в большинстве случаев остается «твердой» и заранее утвержденной, а обе стороны договора соглашаются с ее положением.
Однако существует ряд условий, в результате наступления которых можно добиться уменьшения или увеличения стоимости работ или поставок без необходимости расторжения текущего контракта.
Вот эти условия:
- возможность изменения цены контракта указана в условиях самого контракта. Некоторые заказчики проявляют лояльность и предусматривают специальные ценовые коридоры при составлении плана-графика и прочей закупочной документации, отражая данный пункт и в тексте проекта контракта;
- изменились действующие тарифы, в результате чего исполнение контракта по старым ценам становится нецелесообразно. К регулируемым тарифам относят цены на энергоносители, коммунальные услуги и прочие расходные материалы, которые требуются для исполнения контракта;
- уменьшилось государственное финансирование заказчика.
К этому пункту относится уменьшение цены контракта ввиду снижения поступления средств выделяемых по гранту, в результате которых сокращается и объем требующихся к поставке товаров или работ;
- цена контракта выходит за максимальные значения указанные в Постановлении Правительства №1186, в результате чего исполнение обязательств становится невозможным.
При этом изменение существенных условий контракта при его исполнении допускается в случае, если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов.
Зачастую инициатором повышения цен выступает поставщик или подрядчик, а уменьшения — заказчик. В любом случае требуется предварительное согласование с контрагентом, которое также часто отражается на пропорциональном снижении или увеличении объема работ или товаров.
Внесение ценовых изменений в соглашение между заказчиком и поставщиком может осуществляться только по обоюдному решению сторон. Одностороннее расторжение контракта или внесение в него изменений возможно исключительно в судебном порядке.
Например, если в результате вышеперечисленных условий оказывается, что текущий предмет контракта невозможен к исполнению, может быть снижен только объем, или увеличена его стоимость. Уменьшение цены контракта более чем на 10 процентов по 44-ФЗ возможно только в случае урезания финансирования организации заказчика, в результате которого требуемый объем также пропорционально снижается, выходя за рамки, предусмотренные корректировочным ценовым коридором. Более подробно об этом изложено в статье 95 федерального закона №44-ФЗ.
Если при исполнении контракта, заключенного в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, выделены дополнительные бюджетные ассигнования и увеличение дополнительного объема и цены контракта превышает 10 процентов, заказчику необходимо заключить новый контракт.
(письмо Минфина России от 25.10.2017 № 24-03-08/70200 «Об увеличении объема работы (услуги) и цены контракта более чем на 10%»)
Алгоритм
Итак, если исполнитель контракта обнаружил что не в состоянии выполнить обязательства на текущих условиях, он должен следовать этому алгоритму:
- Направить письмо в адрес заказчика с подробным изложением причин, расчетами и просьбой увеличить цену.
- Заказчик рассматривает письмо исполнителя и создает специальный запрос в вышестоящий контрольный орган.
- Орган власти принимает решение о созыве комиссии, которая и выносит окончательный аргумент в сложившейся ситуации.
Контрольным органом для муниципальных заказчиков является городская администрация, а для государственных — Правительство РФ.
Проверяющая комиссия проводит аналитическую работу по проверке поступивших данных и расчетов с фактическим положением дел на рынке. Проверяются тарифные планы в регионе действия условий контракта, соответствие стоимости номенклатуры товаров и услуг правительственным нормам и рыночным реалиям, а также рассматриваются аргументы в пользу изменения цены.
В случае урезания бюджета и невозможности проведения закупочной процедуры в полном объеме, заявление в контрольный орган должен направлять лично заказчик. К нему прикладывается акт о снижении бюджета и расчеты на уменьшение цены контракта. В остальном процедура идентична, а окончательное решение также будет принято комиссией.
Если контракт подписан с единственным поставщиком, то изменение цены в сторону уменьшения допустимо без уменьшения объема поставок товаров.
Если уменьшение цены планируется в процедуре с единственным поставщиком, решение принимается непосредственно заказчиком, а в контрольный орган направляется соответствующее извещение, не позднее, чем за 1 рабочий день. При этом с исполнителем заключается дополнительное соглашение, которое может быть оспорено контрольным органом в течение 3 рабочих дней с момента получения извещения.
Дополнительное соглашение
Уменьшение или увеличение цены контракта на 10 процентов по 44-ФЗ возможно также путем заключения с исполнителем дополнительного соглашения. Так, заказчик, которому потребовалось сократить или напротив, добавить дополнительный объем в предмет контракта, может при помощи данного документа расширить действующий договор с исполнителем в результате обоюдного согласия сторон с новыми условиями.
Согласно правилам, требуется разработать соглашение, которое опирается на дополнительные позиции и расчеты, произведенные не только заказчиком, но и исполнителем.
В результате документ будет содержать следующую информацию:
- полные юридические реквизиты каждой стороны;
- предмет соглашения, включая пункты текущего контракта затронутые изменениями;
- основания для принятия соглашения со ссылкой на соответствующие законы;
- дата и подписи обоих сторон.
Образец дополнительного соглашения об изменении цены не более чем на 10% контракта по 44-ФЗ
После составления документа, его требуется опубликовать в ЕИС в течение 3 дней после подписания. В этот же срок после публикации его положения считаются вступившими в законную силу.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Поделиться:Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Документы — Правительство России
Варианты поиска по сайтуЗакрыть
Следующая новость
Предыдущая новость
- Маленький размер шрифта
- Нормальный размер шрифта
- Большой размер шрифта
- Включить/выключить отображение изображений Вкл Выкл
Правительство России
- Демография
- Здоровье
- Образование
- Культура
- Государство
- Занятость и труд
- Технологическое развитие
- Экономика.
Регулирование
- Финансы
- Социальные услуги
- Экология
- Жильё и города
- Транспорт и связь
- Энергетика
- Промышленность
- Сельское хозяйство
- Региональное развитие
- Дальний Восток
- Россия и мир
- Безопасность
- Право и юстиция
- Избранные документы со справками к ним
- Поиск по всем документам
Вид документа
Постановление Правительства Российской ФедерацииРаспоряжение Правительства Российской ФедерацииРаспоряжение Президента Российской ФедерацииУказ Президента Российской ФедерацииФедеральный законФедеральный конституционный законКодексНомер
Заголовок или текст документа
Дата подписания
14 октября, пятница
Постановление Правительства Российской Федерации от 14.

О внесении на ратификацию Протокола о внесении изменения в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о торгово-экономическом сотрудничестве в области поставок нефти и нефтепродуктов в Республику Казахстан от 9 декабря 2010 г.
Постановление Правительства Российской Федерации от 14.10.2022 г. № 1833
О внесении изменений в Правила возврата должнику исполнительского сбора
Постановление Правительства Российской Федерации от 14.

О внесении изменений в Положение о системе государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства
Постановление Правительства Российской Федерации от 14.10.2022 г. № 1834
О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2020 г. № 1798
13 октября, четверг
Постановление Правительства Российской Федерации от 13.10.2022 г. № 1813
О передаче в 2022 году в собственность Российской Федерации средств государственной корпорации — Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства
Постановление Правительства Российской Федерации от 13.

О внесении изменений в Положение о Министерстве просвещения Российской Федерации
Постановление Правительства Российской Федерации от 13.10.2022 г. № 1810
О внесении изменений в Положение о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и признании утратившим силу абзаца пятого подпункта 17 пункта 2 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 мая 2012 г. № 413
Постановление Правительства Российской Федерации от 13.

О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Охрана окружающей среды»
Постановление Правительства Российской Федерации от 13.10.2022 г. № 1824
О внесении изменений в Правила формирования и актуализации перечня видов технологий, признаваемых современными технологиями в целях заключения специальных инвестиционных контрактов
Постановление Правительства Российской Федерации от 13.

О признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации
Постановление Правительства Российской Федерации от 13.10.2022 г. № 1823
О внесении изменений в Правила предоставления субсидии из федерального бюджета автономной некоммерческой организации «Цифровые технологии производительности» в целях внедрения сервисов по повышению производительности труда Цифровой экосистемы производительности на предприятиях — участниках национального проекта «Производительность труда»
Постановление Правительства Российской Федерации от 13.

О внесении изменений в Правила предоставления субсидий из федерального бюджета акционерному обществу «ДОМ.РФ» в виде вкладов в имущество, не увеличивающих его уставный капитал, в целях финансового обеспечения (возмещения) затрат специализированных обществ проектного финансирования по выплате процентного (купонного) дохода по облигациям
Постановление Правительства Российской Федерации от 13.10.2022 г. № 1816
Об установлении случаев принятия Правительством Российской Федерации решений о проведении строительного контроля федеральными органами исполнительной власти или подведомственными им государственными (бюджетными или автономными) учреждениями, указанными в части 2-1 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации
Постановление Правительства Российской Федерации от 13.

О внесении изменений в Правила предоставления субсидий из федерального бюджета организациям народных художественных промыслов на поддержку производства и реализации изделий народных художественных промыслов
Постановление Правительства Российской Федерации от 13.10.2022 г. № 1814
О внесении изменений в перечень технологического оборудования (в том числе комплектующих и запасных частей к нему), аналоги которого не производятся в Российской Федерации, ввоз которого на территорию Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость
Постановление Правительства Российской Федерации от 13.

О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 25 июня 2015 г. № 628
Постановление Правительства Российской Федерации от 13.10.2022 г. № 1821
О внесении изменений в пункт 11 Правил предоставления из федерального бюджета грантов в форме субсидий некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, на государственную поддержку развития образования
Постановление Правительства Российской Федерации от 13.

Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации
12 октября, среда
Постановление Правительства Российской Федерации от 12.10.2022 г. № 1808
О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 октября 2022 г. № 723
Постановление Правительства Российской Федерации от 12.10.2022 г. № 1809
О внесении изменения в особенности внесения изменений в проектную документацию и (или) результаты инженерных изысканий, получившие положительное заключение государственной экспертизы, в том числе в связи с заменой строительных ресурсов на аналоги, особенности и случаи проведения государственной экспертизы проектной документации
1
Показать еще
Десять основных советов по составлению контрактов и ведению переговоров о повышении цен
Цена контракта является ключевой коммерческой деталью, которая должна быть согласована между сторонами. Последние пару лет научили всех нас тому, как факторы, находящиеся вне чьего-либо контроля, могут серьезно повлиять на цены на товары, коммунальные услуги, цепочки поставок и выполнение самих контрактов. Чтобы смягчить это, контракты должны содержать механизмы для обработки изменений цен. Здесь мы рассмотрим 10 основных вопросов, которые следует учитывать, чтобы защитить себя от повышения договорных цен.
Периодические прайс-листы
Многим производителям или поставщикам нужна гибкость прайс-листа, который не входит в контракт и может периодически обновляться. Это должно быть четко указано в договоре, чтобы оно четко являлось частью соглашения. Хотя это привлекательно для поставщиков, это создает неопределенность для клиентов. Клиенты должны убедиться, что в контракте предусмотрены адекватные меры защиты, чтобы смягчить это, например, минимальный срок, в течение которого не вступит в силу повышение цен, или право на расторжение, если контракт станет невыгодным для клиента.
Индексированный обзор цен
Распространенным способом снижения риска неустойчивого роста цен является включение статьи об индексированном повышении цен. Этот тип оговорки предусматривает, что цена будет увеличиваться, как правило, ежегодно, в соответствии с изменением согласованного индекса. Индекс должен регулярно публиковаться независимой третьей стороной, такой как Управление национальной статистики.
Одно из преимуществ статьи об индексированном увеличении цен заключается в том, что она снижает потребность в длительных переговорах или спорах о цене, поскольку увеличение явно связано с поддающимся проверке внешним источником. Однако выбор индекса все еще может быть предметом переговоров, поскольку различные индексы будут затронуты по-разному.
Выберите правильный индекс
В дополнение к очевидным индексам, таким как индекс потребительских цен (ИПЦ), подумайте, не будет ли другой индекс более подходящим или благоприятным для вашего контракта. Например, индекс среднего недельного дохода в настоящее время примерно на 4% выше, чем индекс потребительских цен. Поскольку этот индекс относится к заработной плате, он может быть благоприятным для поставщиков, предоставляющих услуги, связанные с персоналом, такие как консультационные услуги.
Существует также множество других отраслевых индексов, таких как индексы цен производителей. Хотя они могут более точно соответствовать изменениям в конкретной отрасли, существует риск того, что они могут не публиковаться в долгосрочной перспективе. Контракт должен включать запасной вариант в этом случае с такой формулировкой, как «или такой другой индекс эквивалентной стоимости, который может время от времени заменять его».
Предел повышения цены
Контракт может разрешать повышение цены до определенного предела, обычно выражаемого в виде фиксированного процента. Это обеспечивает обеим сторонам определенную степень уверенности. Это привлекательно для клиентов, поскольку они видят максимальную цену и могут учитывать ее в своих прогнозах. Однако это может не обеспечить поставщикам достаточную защиту, если изменения производственных затрат превысят установленный предел. Кроме того, если повышение цены ограничено, скажем, 3%, все еще существует вероятность длительных переговоров или споров в этом диапазоне. Поставщики захотят, чтобы такие пункты были «только вверх».
Крышка для всех оснований
Поскольку вышеперечисленные варианты предполагают определенный уровень неопределенности, возможное решение состоит в том, чтобы включить пункт о повышении цены, который будет применяться к более высокому из согласованного индекса или индексов и фиксированного процента. Например, государственная пенсия в Великобритании индексируется с учетом наибольшего прироста среднего заработка, индекса потребительских цен или 2,5%.
Увеличение материала
Волатильность цепочки поставок может быть частично устранена с помощью статьи о существенном увеличении. Это означает, что в случае увеличения производственных затрат на согласованный процент цена может быть обновлена, чтобы справедливо отразить это.
Если контракт содержит пункт об индексированном увеличении цены или верхний предел (или и то, и другое), он может выходить за рамки этих положений. Это защищает поставщиков в случае увеличения их фактических затрат, превышающих уровень инфляции, например, в случае нехватки определенного компонента. Этот тип оговорки также может быть связан с некоторыми непредсказуемыми факторами, от которых сторона может пожелать защититься, например, с расходами на фрахт или таможенными пошлинами.
Согласовать заранее, если возможно
В случае коммерческой целесообразности стороны могут договориться о ценах заранее на срок действия договора. Контракт может содержать график, в котором устанавливаются цены на несколько лет. В этом случае сторонам может быть уместно пересмотреть цены или условия контракта по истечении этого периода. Этот метод не всегда возможен, но может быть особенно полезен, если в контракте указан минимальный объем заказа. Таким образом, поставщик имеет минимальный уровень гарантированных заказов, а покупатель уверен в цене.
Проверка связанных контрактов
Любой согласованный пункт о пересмотре цены должен быть надлежащим образом отражен во всех связанных контрактах. Например, если вы являетесь покупателем по контракту, который позволяет поставщику повышать цены до 5%, вы должны иметь возможность передать это своим будущим клиентам, чтобы защитить свою прибыль. Точно так же, если вы заключаете субподряд по какой-либо части контракта, вы должны быть в состоянии возместить любое увеличение цен.
Прекращение для удобства
Контракт может содержать все вышеперечисленные положения, но непредсказуемое событие все же может повлиять на цепочки поставок, цены и контракты. В крайнем случае вы можете расторгнуть договор, который становится коммерчески невыгодным. Период уведомления должен давать достаточно времени для принятия альтернативных мер, но не должен быть настолько продолжительным, чтобы, если повышение цен должно быть поглощено в течение периода уведомления, это нанесло ущерб бизнесу. Также позаботьтесь о том, чтобы период уведомления в контрактах с ключевыми клиентами совпадал с контрактами на поставку, чтобы вы не были привязаны к одному без другого.
Обзор более широких статей
В дополнение к способам борьбы с повышением цен, изложенным выше, также важно учитывать более широкие условия ваших коммерческих контрактов и то, как они могут помочь вам в случае повышения цен.
Например, в трансграничные контракты важно включить положение о колебаниях валютных курсов, которое регулирует порядок рассмотрения существенных изменений обменных курсов. Кроме того, обратите внимание, что в других странах действуют разные подходы к повышению цен в контрактах. Например, во Франции положения, позволяющие одной стороне в одностороннем порядке повышать цены, часто являются недействительными и не имеющими исковой силы.
В договоре также должно быть четко указано, какая сторона несет ответственность за все сопутствующие расходы, такие как НДС, таможня, доставка. Таким образом, если один из этих элементов существенно пострадает, сторонам будет ясно, кто несет эти расходы.
Оговорки о форс-мажоре также могут быть полезны, когда обстоятельства, не зависящие от сторон, влияют на цену или способность стороны выполнить контракт. Тем не менее, если в договоре предусмотрена надлежащая защита указанными выше способами, сторонам не следует полагаться на форс-мажор в случае повышения цен.
Могу ли я использовать пункт о повышении цены в моем контракте на строительство?
Из-за воздействия COVID-19, нанесшего ущерб цепочке спроса и предложения, цены на строительные материалы резко выросли, а в некоторых случаях это привело к мучительно длительным срокам поставки материалов. Подрядчики, имеющие опыт и опыт в установлении фиксированной платы или гарантированной максимальной цены (GMP), с подозрением относятся к таким предложениям без какой-либо подушки безопасности, чтобы поглотить риск такого резкого повышения цен. В результате многие подрядчики изо всех сил пытались включить оговорки о повышении цен в свои стандартные контракты на строительство. Эти положения о повышении цен дают подрядчикам подушку безопасности, необходимую им для продвижения проекта.
Что такое пункт о повышении цен?
Пункт о повышении цен позволяет подрядчику навязывать владельцу повышение цен на материалы после подписания контракта, тем самым перекладывая риск покрытия повышения цен с подрядчика на собственника.
Эти оговорки обычно используются при наличии паушальной суммы/фиксированного вознаграждения или контракта GMP, особенно когда продолжительность строительного проекта является длительной и сложной, так что может быть корректировка цены, которую должен заплатить владелец, если происходит резкое повышение цен на материалы или рабочую силу. В этих пунктах нет необходимости, если у вас есть контракт на время и материалы, потому что владелец уже берет на себя риск необходимости платить более высокие цены из-за колебаний рынка во время строительного проекта.
Как вести переговоры по таким пунктам?
Подрядчики могут столкнуться с некоторыми трудностями при включении таких пунктов в контракт с единовременной выплатой/фиксированной оплатой или GMP, если владелец настаивает на том, что он или она хочет, чтобы цена была гарантирована даже в случае чрезмерного увеличения материальных или трудовых затрат. Эти владельцы будут особенно сопротивляться пункту об эскалации, который полностью перекладывает риск повышения цены на владельца. Тем не менее, большинство владельцев осознают влияние пандемии на строительную отрасль и могут захотеть работать с подрядчиком, чтобы компенсировать это повышение цен. Кроме того, у подрядчика, который просвещает и информирует своего владельца о нестабильной экономике, нехватке материалов и необходимости такого пункта, будет больше шансов включить его в контракт.
Один из способов сделать эскалацию более приемлемой для собственника — это позволить подрядчику взять на себя повышение цены до определенного процента, как это обычно происходит в более стабильной экономике с фиксированной комиссией или контрактом GMP, а затем владелец платит за любое увеличение сверх этого процента. Другой метод заключается в том, чтобы владелец и подрядчик просто разделили разницу в повышении цены. Владелец также может захотеть компенсировать пункт о повышении, включив пункт о деэскалации, чтобы владелец мог получить выгоду от любого снижения цены. Еще одно соображение заключается в том, чтобы иметь максимальное процентное увеличение, которое заплатит владелец, чтобы владелец знал, что существует предел повышения цены.
Как лучше всего использовать пункт об эскалации?
В случае существенного повышения цены подрядчик должен уведомить владельца и предоставить доказательства повышения цены, подтвержденные датами и ценами из первоначального и текущего предложения. Подрядчик должен подготовить заказ на изменение цены, используя формулу, указанную в пункте о эскалации, чтобы он или она могли увидеть влияние повышения цены на его или ее бюджет проекта. Это поможет владельцу принять обоснованное решение о том, закупать ли материалы или, возможно, рассмотреть возможность замены материалов по более низкой цене. В любом случае подрядчик должен попросить владельца подписать заказ на изменение до заказа более дорогих материалов, чтобы не возникало сомнений в том, что владелец согласился заплатить более высокую цену. Это улучшит ситуацию перед судьей или арбитром, если владелец откажется платить за повышение цены.
Какие еще соображения следует учитывать при использовании этих пунктов?
Будьте готовы к тому, что владелец потребует от вас заказать материалы заранее, чтобы снизить цены. Владелец захочет убедиться, что подрядчик усердно опережает рынок и защищает владельца от непомерного повышения цен. Будьте готовы к тому, что эти пункты будут использоваться только для определенных материалов. Владелец может захотеть большей стабильности в ценообразовании проекта, ограничив пункт о эскалации только для материалов, которые в настоящее время колеблются в экономике, а не для всех материалов, которые будут использоваться для проекта. Будьте готовы с надежно составленным пунктом.