Статья 99 ФЗ № 299-ФЗ. Размер удержания из заработной платы и иных доходов должника и порядок его исчисления
Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»:
Статья 99 ФЗ № 299-ФЗ. Размер удержания из заработной платы и иных доходов должника и порядок его исчисления
1. Размер удержания из заработной платы и иных доходов должника, в том числе из вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности, исчисляется из суммы, оставшейся после удержания налогов.
2. При исполнении исполнительного документа (нескольких исполнительных документов) с должника-гражданина может быть удержано не более пятидесяти процентов заработной платы и иных доходов. Удержания производятся до исполнения в полном объеме содержащихся в исполнительном документе требований.
3. Ограничение размера удержания из заработной платы и иных доходов должника-гражданина, установленное частью 2 настоящей статьи, не применяется при взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, возмещении вреда, причиненного здоровью, возмещении вреда в связи со смертью кормильца и возмещении ущерба, причиненного преступлением. В этих случаях размер удержания из заработной платы и иных доходов должника-гражданина не может превышать семидесяти процентов.
4. Ограничения размеров удержания из заработной платы и иных доходов должника-гражданина, установленные частями 1 — 3 настоящей статьи, не применяются при обращении взыскания на денежные средства, находящиеся на счетах должника, на которые работодателем производится зачисление заработной платы, за исключением суммы последнего периодического платежа.
Вернуться к оглавлению документа: Закон об исполнительном производстве N 229-ФЗ
Комментарии к статье 99 закона об исполнительном производстве N 229-ФЗ
В пп. 56, 57 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» содержатся следующие разъяснения:
В случае обращения взыскания на суммы пенсий, зарплат должника на его счете не подлежит удержанию лишь процент суммы последнего зачисленного на счет платежа
Согласно частям 2, 3 статьи 99 Закона об исполнительном производстве при исполнении исполнительного документа (нескольких исполнительных документов) с должника-гражданина может быть удержано не более пятидесяти процентов заработной платы и иных доходов; указанное ограничение размера удержания из заработной платы и иных доходов должника-гражданина не применяется при взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, возмещении вреда, причиненного здоровью, возмещении вреда в связи со смертью кормильца и возмещении ущерба, причиненного преступлением. В этих случаях размер удержания из заработной платы и иных доходов должника-гражданина не может превышать семидесяти процентов.
В случае обращения взыскания на суммы пенсионных выплат, суммы выплачиваемой работнику заработной платы или иные доходы должника, перечисляемые на его счет, следует иметь в виду, что от удержания освобождается лишь соответствующий процент суммы последнего зачисленного на счет платежа (часть 4 статьи 99 Закона об исполнительном производстве).
Удержания производятся из пенсий, пособий и выплат кроме пособия по безработице
Правила, регулирующие размер удержания из заработной платы и иных доходов должника-гражданина и порядок его исчисления, предусмотренные статьей 99 Закона об исполнительном производстве, распространяются на те виды страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию (пенсии, пособия и выплаты), на которые в порядке исключения может быть обращено взыскание (пункт 9 части 1 статьи 101 названного Закона).
Пособие по безработице законодательством не отнесено к виду обеспечения по обязательному социальному страхованию, поэтому на такое пособие может быть обращено взыскание по исполнительному документу.
logos-pravo.ru
Статья 99 закона об исполнительном производстве
Статья 99 определяет порядок взыскания денежных средств с граждан-должников во время исполнения судебных постановлений. Статья предусматривает размеры удерживаемых сумм для отдельных обстоятельств и при наличии ограничивающих факторов.
Общие положения статьи 99 ФЗ 229
Статья 99 “Размер удержания из заработной платы и иных доходов должника и порядок его исчисления” федерального закона № 229-ФЗ “Об исполнительном производстве” состоит из 4 статей, которая предусматривает особенности вычета для отдельных обстоятельств.
Пункт 1 статьи 99 устанавливает требование, которое предусматривает осуществление удержаний только после вычета налогов из зарплаты должника или других его доходов. К доходам неплательщика также причисляются и вознаграждения за интеллектуальную деятельность.
О ФЗ 442 в новой редакции 2018 года смотрите тут:
Пункт 2 статьи 99 определяет предельный размер удержания из доходов гражданина во время выполнения требований исполнительного документа. Лимит вычета составляет пятьдесят процентов от всех видов дохода должника и осуществляется он только после того, как неплательщик осуществит все предусмотренные в соответствии с исполнительным актом действия.
Пункт 3 статьи 99 предусматривает перечень ограничений при удержании денег из доходов должника-гражданина. Взыскание устанавливается в размере 70%, вместо установленных 50% в пункте 2 настоящей статьи, при следующих обстоятельствах:
- выплата алиментов;
- возмещения вреда, нанесённого здоровью;
- осуществление компенсационных выплат по случаю утраты кормильца;
- компенсация ущерба, нанесённого вследствие совершения преступления.
Пункт 4 статьи 99 ограничивает распространение положений пунктов 1-3 настоящей статьи о взыскании денежных средств с активного счёта гражданина-неплательщика, на который осуществляется начисление заработной платы работодателем, за исключением последнего периодического зачисления.
Ознакомьтесь также с полезной информацией: ФЗ №99 О лицензировании отдельных видов деятельности. Ссылка здесь:
Последние изменения
Последние изменения статьи 99 ФЗ “Об исполнительном производстве” состоялись 3 декабря 2011 года с принятием законодательства о поправках № 389-ФЗ. В ходе редактирования был введён пункт 4, который предусматривает ограничение удержаний с активных счетов должника.
В ходе последних изменений законодательства 31 декабря 2017 года поправки статьи 99 не затронули.
Комментарии и разъяснения к статье 99
Комментарии к статье 99, предусматривающей порядок расчёта удержаний из доходов граждан-должников в соответствии с законодательством Российской Федерации “Об исполнительном производстве”, составленные профессиональными юристами, разъясняют положения статьи с целью исключения их двусмысленного понимания и приводят ссылки на другие законодательные акты, которые подтверждают установленный порядок взыскания и дают более развернутые ответы.
Для ознакомления с комментариями, рекомендуется скачать документ по ссылке.
Скачать 229 ФЗ «Об исполнительном производстве»
Федеральный закон № 229-ФЗ “Об исполнительном производстве” был принят Государственной Думой 14 сентября 2007 года и одобрен Советом Федерации 19 сентября того же года. Законодательство было подписано президентом Российской Федерации и вступило в силу 2 октября 2007 года.
ФЗ-229 определяет задачу исполнительного производства, которая заключается в своевременном и правильном исполнении судебных актов, а также других предписаний должностных лиц и исполнительных органов власти.
Выполнение предусмотренной задачи преследует достижения ряда целей, которые защищают законные права, свободы и интересы граждан Российской Федерации, а также общественных организаций и объединений, включая исполнение обязанностей в соответствии с международным договором РФ.
Законодательство состоит из 19 глав следующего содержания:
- Глава 1 (ст. 1-11) описывает общие положения, определяет сферу действия закона, его принципы и ряд общих требований к исполнению судебных актов;
- Глава 2 (ст. 12-14) перечисляет виды исполнительных документов и приводит ряд требований к их содержанию и оформлению;
- Глава 3 (ст. 15-23) устанавливает временные сроки по осуществлению исполнительного производства;
- Глава 4 (ст. 24-29) предусматривает порядок доставки и вручения исполнительных извещений и вызовов;
- Глава 5 (ст. 30-47) определяет особенности осуществления исполнительного производства;
Глава 6 (ст. 48-63) перечисляет перечень лиц, которые участвуют в исполнительном производстве, а приводит также их права и обязанности; - Глава 7 (ст. 64-68) определяет исполнительные действия и меры для принудительного исполнения установленных судом требований;
- Глава 8 (ст. 69-88.1) описывает порядок обращения взысканий на имущество должника;
- Глава 9 (ст. 89-93) предусматривает возможность и порядок продажи имущества неплательщика на торгах;
- Глава 10 (ст. 94-97) устанавливает особенности взыскания долгом за счёт имущества, если неплательщиком является организация;
- Глава 11 (ст. 98-102) определяет правила взыскания денежных средств с гражданина-должника;
- Глава 12 (ст. 103-104) описывает особенности взыскания штрафов, которые были назначены за совершения уголовного преступления;
- Глава 12.1 (ст. 104.1-104.5) устанавливает порядок исполнения судебных актов для иностранных государств;
- Глава 13 (ст. 105-109.3) устанавливает правила по исполнению неимущественных требований;
- Глава 14 (ст. 110-111) предусматривает порядок выполнения требований взыскателей;
- Глава 15 (ст. 112-115) определяет ответственность за нарушения положений настоящего законодательства;
- Глава 16 (ст. 116-117) описывает порядок возмещения расходов на исполнительное производство;
- Глава 17 (ст. 118-121) устанавливает меры по обеспечению защиты взыскателей, должников и исполнителей;
- Глава 18 (ст. 122-128) предусматривает правила и сроки для обжалования судебных постановлений, а также действий приставов и других должностных лиц;
- Глава 19 (ст. 129-130) содержит заключительные положения законодательства о вступлении его в силу и об отмене других законов.
Для подробного ознакомления с Федеральным законом № 229-ФЗ от 02.10.2007 “Об исполнительном производстве” рекомендуется скачать документ с последними изменениями по ссылке ниже.
также прочтите про последние изменения в Федеральном законе №103. Ссылка здесь:
Скачать ФЗ-229
Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста
Задать свой вопрос можно в форму ниже, в окошко онлайн-консультанта справа внизу экрана или позвоните по номерам (круглосуточно и без выходных):п. 2 99 закон «Об исполнительном производстве»
Вы что-то не то нашлиСтатья 99. Размер удержания из заработной платы и иных доходов должника и порядок его исчисления
1. Размер удержания из заработной платы и иных доходов должника, в том числе из вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности, исчисляется из суммы, оставшейся после удержания налогов.
2. При исполнении исполнительного документа (нескольких исполнительных документов) с должника-гражданина может быть удержано не более пятидесяти процентов заработной платы и иных доходов. Удержания производятся до исполнения в полном объеме содержащихся в исполнительном документе требований.
3. Ограничение размера удержания из заработной платы и иных доходов должника-гражданина, установленное частью 2 настоящей статьи, не применяется при взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, возмещении вреда, причиненного здоровью, возмещении вреда в связи со смертью кормильца и возмещении ущерба, причиненного преступлением. В этих случаях размер удержания из заработной платы и иных доходов должника-гражданина не может превышать семидесяти процентов.
4. Ограничения размеров удержания из заработной платы и иных доходов должника-гражданина, установленные частями 1 — 3 настоящей статьи, не применяются при обращении взыскания на денежные средства, находящиеся на счетах должника, на которые работодателем производится зачисление заработной платы, за исключением суммы последнего периодического платежа.
ГПК РФ: Статья 446. Имущество, на которое не может быть обращено взыскание по исполнительным документам
КонсультантПлюс: примечание.
О видах доходов, на которые не может быть обращено взыскание, см. также статью 101 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ.
1. Взыскание по исполнительным документам не может быть обращено на следующее имущество, принадлежащее гражданину-должнику на праве собственности:
жилое помещение (его части), если для гражданина-должника и членов его семьи, совместно проживающих в принадлежащем помещении, оно является единственным пригодным для постоянного проживания помещением, за исключением указанного в настоящем абзаце имущества, если оно является предметом ипотеки и на него в соответствии с законодательством об ипотеке может быть обращено взыскание;
(в ред. Федерального закона от 29.12.2004 N 194-ФЗ)
земельные участки, на которых расположены объекты, указанные в абзаце втором настоящей части, за исключением указанного в настоящем абзаце имущества, если оно является предметом ипотеки и на него в соответствии с законодательством об ипотеке может быть обращено взыскание;
(в ред. Федеральных законов от 29.12.2004 N 194-ФЗ, от 02.10.2007 N 225-ФЗ)
предметы обычной домашней обстановки и обихода, вещи индивидуального пользования (одежда, обувь и другие), за исключением драгоценностей и других предметов роскоши;
имущество, необходимое для профессиональных занятий гражданина-должника, за исключением предметов, стоимость которых превышает сто установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда;
используемые для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, племенной, молочный и рабочий скот, олени, кролики, птица, пчелы, корма, необходимые для их содержания до выгона на пастбища (выезда на пасеку), а также хозяйственные строения и сооружения, необходимые для их содержания;
(в ред. Федерального закона от 02.10.2007 N 225-ФЗ)
семена, необходимые для очередного посева;
продукты питания и деньги на общую сумму не менее установленной величины прожиточного минимума самого гражданина-должника и лиц, находящихся на его иждивении;
(в ред. Федерального закона от 02.10.2007 N 225-ФЗ)
топливо, необходимое семье гражданина-должника для приготовления своей ежедневной пищи и отопления в течение отопительного сезона своего жилого помещения;
средства транспорта и другое не
otvet.mail.ru
О проблемах исполнения требований статей 99 и 101 Федерального закона «Об исполнительном производстве» — Практикующему юристу
Хабарова Мария, Советник Правового департамента Ассоциации российских банков.
В Ассоциацию российских банков обратилась Федеральная служба судебных приставов с письмом от 7 июля 2017 года № 00011/17/62781-ДА «Об исполнении исполнительных документов», в котором содержится просьба довести до сведения кредитных организаций – членов АРБ информацию о необходимости соблюдения требований ст. ст. 99 и 101 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»
ФССП России отмечается, что банки не всегда исполняют обязанности по отслеживанию целевого назначения поступивших на счета должников денежных средств социального характера, имея фактическую возможность идентифицировать такие денежные поступления.
На протяжении многих лет вопрос о необходимости создания правового механизма, обеспечивающего соблюдение режима платежей социального характера, активно обсуждался на площадке АРБ, в т. ч. при работе над второй частью Гражданского кодекса Российской Федерации, в рамках которой предлагалось ввести такой институт, как специальный счет для социальных выплат (счет социальных выплат/ социальный счет).
Но механизм до сих пор не создан, а вся ответственность за допущение ошибок (возникающих, как правило, из-за фактической сложности разделения соответствующих потоков денежных средств) при списании со счетов должников денежных средств, являющихся социальными выплатами и обладающими иммунитетом от взыскания, возлагается на банки.
Представляется, что результатом разрешения данной проблемы, для решения которой банковское сообщество уже в течение долгого времени предлагает оптимальные пути, будет не только минимизация допускаемых при списании ошибок, но и недопущение увеличения стоимости оказываемых гражданам услуг.
Необходимо всегда помнить, что установление для банков обязанностей, связанных с увеличением трудовых и/или технических затрат, всегда влечет за собой увеличение стоимости банковских продуктов. В итоге за всё приходится платить клиентам банков, в т. ч. гражданам.
Николай Акинин, главный юрисконсульт Отдела правовой защиты Управления правового обеспечения Юридического департамента АО ЮниКредит Банк.
Затронутый ФССП вопрос действительно важен и актуален.
В банковской практике нередко возникают описанные моменты, когда сотрудники операционных подразделений при исполнении обращения взыскания отслеживают «происхождение» поступивших на счет должника денежных средств именно с тем, чтобы не допустить нарушения статьи 99, а также статьи 101 Закона об исполнительном производстве.
При возникновении сомнений или затруднений коллеги обращаются к юристам за консультацией.
Если кредитная организация столкнулась со случаем нарушения статьи 99, т.е. по недосмотру взыскали более пятидесяти процентов последнего периодического платежа, то это обычно «исправляется» несписанием денежных средств в следующем месяце, чтобы «компенсировать» предыдущее избыточное списание.
Елена Куличева, независимый эксперт.
ФССП России обратила внимание банков на необходимость соблюдения положений статей 99 и 101 Федерального закона от 02.10.2007г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон об исполнительном производстве).
ФССП России подчеркивает, что банки имеют возможность идентифицировать поступающие на счет должника платежи социального характера (письмо от 07.07.2017г. за № 00011/17/62781-ДА).
Несмотря на неоднократные обсуждения вопрос погашения задолженности за счет доходов граждан, на которые в силу закона не может быть обращено взыскание по исполнительным документам, продолжает быть актуальным.
Отсутствие правового механизма, обеспечивающего гарантированный законодательством Российской Федерации иммунитет указанных выплат от взысканий по исполнительным документам, приводит к нарушениям законных прав граждан.
Активное обсуждение и предложения банков по урегулированию данной проблемы были даны еще в 2015 году. Проблема обсуждалась на разных уровнях, в том числе с участием представителей Верховного суда РФ, ФССП России, Банка России, депутатов, представителей различных министерств и ведомств. И если ранее ФССП России поддерживало предложения по законодательному урегулированию данной проблемы, то сегодня заняло несколько иную позицию, переложив всю ответственность за списания денежных средств со счета должника, на которые в силу норм закона взыскание обращено быть не может, на банки.
Социальные выплаты, предусмотренные законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации, коллективным договором, а также заработная плата перечисляются отправителями платежей на указанный работником счет в банке. На данный банковский счет гражданина, наравне с социальными выплатами и заработной платой поступают иные, в т. ч. периодические платежи (перечисления третьих лиц и пр.).
Перечень доходов по статье 101 Закона об исполнительном производстве, на которые не может быть обращено взыскание, состоит из различных категорий выплат социального характера (пособий, единовременных компенсационных выплат, денежных сумм, выплачиваемых в возмещение вреда, сумм страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию и пр.). При поступлении на счет получателя данные средства учитываются не отдельно, а в общей массе имеющихся на счете денежных средств, т.е. обезличиваются.
Для недопущения ущемления прав граждан и в целях исполнения требований ст. ст. 99, 101 Закона при обращении взыскания на денежные средства должника-гражданина в настоящее время банки вынуждены проводить анализ всех поступлений на счет должника в ручном режиме, что с развитием зарплатных проектов и перехода на безналичные расчеты без автоматизации практически невозможно.
Так же следует учитывать развивающийся электронный документооборот банков с ФССП России, не предполагающий обработку исполнительного документа в ручном режиме.
В этой ситуации, в целях недопущения ущемления прав граждан и исполнения требований закона, со всей остротой встает вопрос о разделении потоков денежных средств, поступающих на счет физического лица в зависимости от источника выплат.
Решить данный вопрос исключительно за счет автоматизации процесса не представляется возможным. Во-первых, с учетом различных источников выплат и не конкретизированных законом категорий выплат, данный путь решения вопроса влечет колоссальную нагрузку на операционную работу банка и не исключает ручного труда, что сразу же увеличивает операционные риски и не позволяет исполнять исполнительные документы незамедлительного, как того требует закон. Во-вторых, с учетом объема проводимых операций (оборота), потребуется не только соответствующее программное обеспечение (требующее постоянного совершенствования), но и соответствующая техника, что приведет к удорожанию стоимости банковских услуг. Так же нельзя исключить человеческий фактор, а наличие спорных ситуаций и задержка исполнения судебных решений приведет к росту судебных споров.
Оптимальное решение указанной проблемы, на мой взгляд, — внесение изменений в часть вторую Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающих введение нового вида банковского счета физического лица — счета социальных выплат для учета средств, на которые в соответствии с законодательством Российской Федерации не может быть обращено взыскание (счета социальных выплат).
Выделение потока денежных средств, поступающих на счет получателя в качестве социальных выплат; установление специального режима счета социальных выплат, предусматривающего ограниченный перечень допустимых по счету операций, исключит направление целевых выплат на погашение требований взыскателей. Таким образом, возможно обеспечить:
- самостоятельное распоряжение владельцем счета денежными средствами;
использование средств социальных выплат по их прямому назначению, призванному удовлетворить потребности получателя с помощью мер государственной поддержки;
прозрачность использования бюджетных средств, выделяемых на цели социального характера.
Режим данного счета должен быть определен исключительно для безналичного зачисления поступающих денежных средств «социального» характера (заработная плата, пенсии, пособия и иные выплаты социального характера) только со счетов юридических лиц и государственных органов, осуществляющих выплаты социального характера (исчерпывающий перечень операций по счету). В назначении платежа (при зачислении средств на данный счет) должно быть в формализованном виде указано, что денежные средства являются заработной платой, пенсией или иными социальными выплатами. Так же средства социальных выплат должны быть исключены из конкурсной массы в случае признания физического лица-владельца счета банкротом.
Данный подход позволит производить исполнение исполнительного документа в соответствии с требованиями Закона, ориентируясь только на конкретный номер счета должника.
Кроме того, при предоставлении в службу судебных приставов информации о наличии счетов должника судебный пристав – исполнитель также будет располагать информацией о природе денежных средств, поступающих на счет должника, что позволит избежать споров между банками и ФССП России при исполнении исполнительных документов.
Ольга Ценова, Начальник Юридического отдела ОАО «ЮГ-Инвестбанк».
Вопрос реализации положений статьи 99 и 101 Закона об исполнительном производстве при обращении взыскания на денежные средства клиентов, находящиеся на счетах в банках очень актуален, прежде всего для наших клиентов.
Однако его практическая реализация кредитными организациями вызывает большие трудности. Во-первых, в связи с неинформативностью поступающих в банк постановлений судебных приставов-исполнителей, которые зачастую не содержат информации о существе взыскания (например, алиментные), что не позволяет банку применить положения статей 99 и 101. Во-вторых, учитывая многие оговорки закона (например, при алиментных удержаниях удержанию подлежит минимум не 50%, а уже 70% и иные) операции по списанию переходят в ручной режим, что входит в противоречие с трендом крупных банков к автоматизации операций.
Хабарова Мария, Советник Правового департамента Ассоциации российских банков.
В связи с внесением в Государственную Думу Российской Федерации проекта федерального закона № 221778-7 «О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации», целью которого является создание специального социального банковского счета, предназначенного только для зачисления денежных средств, на которые не может быть обращено взыскание, Ассоциацией совместно с банками – членами АРБ был рассмотрен данный законопроект. Соответствующее заключение было направлено в адреса Госдумы и Банка России.
Хабарова Мария, Советник Правового департамента Ассоциации российских банков.
Банком России были поддержаны предложения банковского сообщества, изложенные АРБ в Заключении от 7 ноября 2017 года № А-02/5-484 по итогам рассмотрения проекта федерального закона «О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации» № 221778-7.».
arb.ru