Грамматическое толкование на страже интересов ответчика
Возник в моей практике один любопытный вопрос, над которым, признаться, пришлось поломать голову некоторое время.
Ситуация сама по себе ничем примечательным не характеризуется. Обычное дорожно-транспортное происшествие двух самых обычных граждан, оформленное составлением евро протокола и сопровождающееся прямым возмещением убытков со стороны страховой компании в пользу потерпевшего.
Вот только спустя несколько месяцев после такой выплаты виновная в дорожном происшествии сторона получила иск страховой компании в порядке регресса, мотивированный тем, что в момент наступления страхового случая истек строк действия диагностической карты транспортного средства виновника.
Иск основан на положениях пп. «и» п. 1 ст. 14 Федерального закона от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», применение которой вызвало неоднозначные эмоции как у судьи, так и участников спора.
А виной тому – полное отсутствие судебной практики, доступной для анализа и изучения, сформировавшейся по поводу данной нормы.
Ранее аналогичные положения содержались в пп. «ж» п. 76 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденных постановлением Правительства РФ от 07 мая 2003 года № 263, в настоящее время отмененных, но практики применения которых в интересующей нас части также не нашлось.
Судом было предложено в целях устранения двусмысленности нормы предоставить судебную практику, но ее обнаружить не удалось.
Выход был найден совершенно случайно, для чего мы воспользовались грамматическим толкованием нормы пп. «и» п. 1 ст. 14 Федерального закона от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Напомню ее содержание: «К страховщику, осуществившему страховое возмещение, переходит право требования потерпевшего к лицу, причинившему вред, в размере осуществленного потерпевшему страхового возмещения, если на момент наступления страхового случая истек срок действия диагностической карты, содержащей сведения о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств, легкового такси, автобуса или грузового автомобиля, предназначенного и оборудованного для перевозок пассажиров, с числом мест для сидения более чем восемь (кроме места для водителя), специализированного транспортного средства, предназначенного и оборудованного для перевозок опасных грузов».
Проблема собственно возникла о возможности применения указанной нормы в случае ДТП с участием самых обычных транспортных средств, которые не используются в деятельности по перевозке пассажиров и грузов. По крайней мере очевидность такого решения не лежит на поверхности, если читать норму буквально.
Для защиты интереса доверителя было решено обратиться к законодательству, регламентирующему порядок выдачи и оформления диагностических карт транспортных средств, что и позволило сформировать правильную правовую позицию.
Соответствующее основание для предъявления регрессного требования страховщиком введено в ст. 14 Федерального закона от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» и кроме того в п. «б.» ч. 2 ст. 29 Федерального закона от 01 июля 2011 года № 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». При этом содержание данной нормы первоначально имело следующее содержание: «Страховщик имеет право предъявить регрессное требование к причинившему вред лицу в размере произведенной страховщиком страховой выплаты, если на момент наступления страхового случая истек срок действия талона технического осмотра или талона о прохождении государственного технического осмотра легкового такси, автобуса или грузового автомобиля, предназначенного и оборудованного для перевозок людей, с числом мест для сидения более чем восемь (кроме места для водителя), специализированного транспортного средства, предназначенного и оборудованного для перевозок опасных грузов».
В последствии п. «а» ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 28 июля 2012 года № 130-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в абзаце восьмом пункта 1 Федерального закона от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» слова «талона технического осмотра или талона о прохождении государственного технического осмотра» заменены словами «диагностической карты, содержащей сведения о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств».
Согласно понятию, данному в п. 2 ст. 1 Федерального закона от 01 июля 2011 года № 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» диагностическая карта – документ, оформленный по результатам проведения технического осмотра транспортного средства (в том числе его частей, предметов его дополнительного оборудования), содержащий сведения о соответствии или несоответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств и в случае, если содержит сведения о соответствии обязательным требованиям безопасности транспортных средств, подтверждающий допуск транспортного средства к участию в дорожном движении на территории Российской Федерации и в соответствии с международными договорами Российской Федерации также за ее пределами.
В ч. 7 ст. 17 данного закона установлено, что техническое диагностирование осуществляется техническими экспертами, ответственными за его проведение и принимающими решение о выдаче диагностической карты, содержащей сведения о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств. А ч. 1 ст. 19 данного закона предусматривает, что диагностическая карта содержит заключение о соответствии или несоответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств.
В соответствии с п. «е» п. 3 ст. 15 Федерального закона от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» для заключения договора обязательного страхования страхователь представляет страховщику диагностическую карту, содержащую сведения о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств.
Из совокупности указанных норм следует, что использованный в пп. «и» п. 1 ст. 14 Федерального закона от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» оборот «содержащей сведения о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств» относится к характеристике диагностической карты, оформляемой при техническом диагностировании транспортных средств, а использованное в нем словосочетание «транспортных средств» не относится к перечислению транспортных средств, истечение срока действия диагностической карты которых на момент наступления страхового случая является основанием для предъявления регрессного требования, такое перечисление следует далее.
Соответственно их этого следует, что установленное пп. «и» п. 1 ст. 14 Федерального закона от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» основание для регресса распространяется только в отношении прямо указанных в данных нормах категорий транспортных средств: легковое такси, автобус или грузовой автомобиль, предназначенный и оборудованный для перевозок людей, с числом мест для сидения более чем восемь (кроме места для водителя), специализированное транспортное средство, предназначенное и оборудованное для перевозок опасных грузов.
А поскольку автомобиль, которым управлял доверитель на момент ДТП, ни к одной из данных категорий транспортных средств не относился, а иные основания для регресса применительно к рассматриваемому ДТП отсутствовали, то в удовлетворении иска суд отказал.
Законодательство по ОСАГО
Нормативные правовые документы, регулирующие отношения в сфере обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО)
Законы:
Глава 48 «Страхование» Гражданского Кодекса РФ.
Закон РФ от 27 ноября 1992 года № 4015-I «Об организации страхового дела в Российской Федерации».
Федеральный закон от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».
Федеральный конституционный закон от 21.03.2014 № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя».
Федеральный закон от 02.04.2014 № 37-ФЗ «Об особенностях функционирования финансовой системы Республики Крым и города федерального значения Севастополя на переходный период».
Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации:
Правила обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденные постановлением Правительства РФ № 263 от 07 мая 2003 года.
Постановление Правительства Российской Федерации от 14 сентября 2005 года № 567 «Об обмене информацией при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств».
Распоряжения Правительства РФ № 337-р от 19 марта 2008 года «О национальном бюро «Зеленая карта» + Уведомление Правительства Российской Федерации в адрес Европейской экономической комиссии ООН и Совета бюро в отношении членства Российского Союза Автостраховщиков в Совете Бюро.
Постановление Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 № 1007 «О признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».
Постановление Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 № 1008 «О признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».
Ведомственные и иные нормативные акты:
Приказ Министерства транспорта РФ, Министерства юстиции РФ, Министерство внутренних дел РФ, Министерство здравоохранения и социального развития РФ от 17 октября 2006 года № 124/315/817/714 «Об утверждении Условий и порядка профессиональной аттестации экспертов-техников, осуществляющих независимую техническую экспертизу транспортных средств, в том числе требований к экспертам-техникам».
Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 1 апреля 2011 года №155 «Об утверждении формы бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии».
Приложение № 2 к Приказу Министерства финансов Российской Федерации от 01.07.2009 № 67н (форма страхового полиса, разрешенная к использованию по 31.03.2015 года включительно).
Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 1 апреля 2011 г. № 154 «Об утверждении формы справки о дорожно-транспортном происшествии».
Акты Центрального Банка Российской Федерации:
«Указание Банка России от 19 сентября 2014 № 3384-У «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств».
Указание Банка России от 20 марта 2015 № 3604-У «О внесении изменений в Указание Банка России от 19 сентября 2014 № 3384-У «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств».
Положение Банка России от 19 сентября 2014 года № 431-П «О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств».
Название статьи (используйте стиль: название статьи)
%PDF-1.7 % 1 0 объект >>>]/ON[67 0 R]/Order[]/RBGroups[]>>/OCGs[67 0 R 110 0 R]>>/Pages 2 0 R/Type/Catalog/ViewerPreferences 65 0 R>> эндообъект 109 0 объект >/Шрифт>>>/Поля 114 0 R>> эндообъект 64 0 объект >поток Microsoft® Word 2016application/pdf
Страхование транспортных средств. Страховка ОСАГО Код ОКПД 2 Страховка ОСАГО
Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЭС 2008) — ОКПД 2
Принят и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) от 31 января 2014 г. № 14-й.
Код 65.12 ОКПД 2 представляет собой группу, содержащую следующие коды:
65.
65.12.11. Услуги по страхованию от несчастных случаев.
65.12.11.000. Услуги по страхованию от несчастных случаев.
65.12.12. Услуги медицинского страхования.
65.12.12.000. Услуги медицинского страхования.
65.12.2. Услуги автострахования.
65.12.21. Услуги по страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
65.12.21.000. Услуги по страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
65.12.29. Другие услуги по автострахованию.
65.12.29.000. Другие услуги по автострахованию.
65.12.3. Страховые услуги на морском, воздушном, космическом и других видах транспорта.
65.12.31. Услуги по страхованию железнодорожного подвижного состава.
65.12.31.000. Услуги по страхованию железнодорожного подвижного состава.
65.12.32. Услуги по страхованию гражданской ответственности владельцев воздушных и космических транспортных средств.
65.12.32.000. Услуги по страхованию гражданской ответственности владельцев воздушных и космических транспортных средств.
65.12.33. Прочие услуги по страхованию воздушных и космических транспортных средств.
65.12.33.000. Прочие услуги по страхованию воздушных и космических транспортных средств.
65.12.34. Услуги по страхованию гражданской ответственности судовладельцев.
65.12.34.000. Услуги по страхованию гражданской ответственности судовладельцев.
65.12.35. Другие услуги по страхованию судов.
65.12.35.000. Другие услуги по страхованию судов.
65.12.36. Услуги по страхованию грузов.
65.12.36.000. Услуги по страхованию грузов.
65.12.4. Услуги по страхованию имущества от ущерба, причиненного пожаром и другим ущербом.
65.12.41.000. Услуги по страхованию имущества от ущерба, причиненного пожаром.
65.12.49. Услуги по страхованию имущества от других повреждений.
65.12.49.000. Услуги по страхованию имущества от других повреждений.
65.12.5. Услуги по страхованию гражданской ответственности.
12/65/50. Услуги по страхованию гражданской ответственности.
65.12.50.000. Услуги по страхованию гражданской ответственности.
65.12.6. Страхование кредитов и поручительства.
65.12.61. Услуги кредитного страхования.
65.12.61.000. Услуги кредитного страхования.
65.12.62. Услуги по страхованию поручительства.
65.12.62.000. Услуги по страхованию поручительства.
65.12.7. Командировочные и экстренные услуги, судебные издержки и различные услуги по страхованию финансовых потерь.
65.12.71. Страхование путешествий и экстренные службы.
65.12.71.000. Страхование путешествий и экстренные службы.
65.12.72. Судебные расходы на страховые услуги.
65.12.72.000. Судебные расходы на страховые услуги.
65.12.73. Услуги страхования от различных финансовых потерь.
65.12.73.000. Услуги страхования от различных финансовых потерь.
65.12.9. Страховые услуги, кроме страхования жизни.
65.12.90. Страховые услуги, кроме страхования жизни.
65.12.90.000. Страховые услуги, кроме страхования жизни.
Подробную расшифровку отдельных кодовых обозначений можно найти на соответствующей странице полного классификатора ОК 034-2014 на сайте ОКПД2.ру, в частности см.
20.03.2020
В целях принятия неотложных мер по противодействию распространению вируса COVID-19 Минфином России и ФАС России направлены письма с разъяснением возможности применения пункта 9 части 1 Искусство. 93 Закона № 44-ФЗ. Так, по данным Минфина России, распространение нового коронавируса…
Коронавирус и госзакупки
19 марта 2020
В связи с обострением не только во всем мире, но и в стране ситуация, связанная с распространением COVID-19вирус или коронавирус, хотелось бы поговорить о том, как это повлияет на госзакупки.Многие организации, в том числе госорганы. ..
Закупки в рамках подготовки к общероссийскому голосованию будут осуществляться без применения Закона № 44- ФЗ
09.03.2020
В январе 2020 года в послании Федеральному Собранию Президент России Владимир Путин предложил ряд изменений в Конституцию РФ. Предлагаемые изменения затрагивают главы о федеративном устройстве страны, президенте, Федеральном Собрании, правах…
Правительство Российской Федерации вносит изменения в ряд постановлений по 44-ФЗ
02.03.2020
21.02.2020 Постановление Правительства Российской Федерации от 19 февраля 2020 г. № № 180, которым внесены изменения в ряд нормативных актов. Внесены изменения: в Правила ведения реестра договоров, утв.0007
Письмом от 11.02.2020 № 24-01-08/9109, Министерство разъяснило использование ИПК в графиках мелких закупок. Приказом Минфина России от 10.04.2019 N 55н утвержден Порядок формирования идентификационного кода закупки (далее — Порядок), который весит. ..
Порядок определения НКЦ для работы в сфере градостроительства утвержден
11.02.2020
Ранее мы сообщали, что Минстроем России подготовлен проект приказа, устанавливающий порядок определения начальной (максимальной) цены договора при осуществлении закупок в сфере градостроительства (далее – Порядок). 04.02.2020 на официальном…
В рамках подготовки к очередным изменениям в 44-ФЗ
21.01.2020
На этот раз они не такие глобальные, как изменения, вносимые Федеральным законом от 27 декабря 2019 г. № 449-ФЗ, но направлены на развитие российского рынка радиоэлектронной продукции. В размещенном проекте предусмотрено в части 1 статьи 93 Федерального закона…
Случаи, когда возможно установление дополнительных требований по Постановлению № 99, расширенных работами по техническому обслуживанию медицинской техники
20 января 2020
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2019 г.