П 5 ст 5 фз об ооо: Статья 5. Филиалы и представительства общества \ КонсультантПлюс

Содержание

Федеральный закон от 08.02.1998 г. № 14-ФЗ • Президент России

 

 

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

 

Об обществах с ограниченной ответственностью

 

Принят Государственной Думой                               14 января 1998 года

Одобрен Советом Федерации                                    28 января 1998 года

 

(В редакции федеральных законов от 11.07.1998 № 96-ФЗ, от 31.12.1998 № 193-ФЗ, от 21.03.2002 № 31-ФЗ, от 29.12.2004 № 192-ФЗ, от 27.07.2006 № 138-ФЗ, от 18.12.2006 № 231-ФЗ, от 29.04.2008 № 58-ФЗ, от 22.12.2008 № 272-ФЗ, от 30.12.2008 № 312-ФЗ, от 19.07.2009 № 205-ФЗ, от 02.08.2009 № 217-ФЗ, от 27.12.2009 № 352-ФЗ, от 27.07.2010 № 227-ФЗ, от 28.12.2010 № 401-ФЗ, от 28.12.2010 № 409-ФЗ, от 11.07.2011 № 200-ФЗ, от 18.07.2011 № 228-ФЗ, от 06.12.2011 № 405-ФЗ, от 29.12.2012 № 282-ФЗ, от 23.07.2013 № 210-ФЗ, от 21.12.2013 № 379-ФЗ, от 05.05.2014 № 129-ФЗ, от 30.03.2015 № 67-ФЗ, от 06.04.2015 № 82-ФЗ, от 29.
06.2015 № 209-ФЗ, от 29.06.2015 № 210-ФЗ, от 29.12.2015 № 391-ФЗ, от 29.12.2015 № 409-ФЗ, от 03.07.2016 № 343-ФЗ, от 03.07.2016 № 360-ФЗ, от 28.12.2016 № 488-ФЗ, от 29.07.2017 № 233-ФЗ, от 31.12.2017 № 481-ФЗ, от 31.12.2017 № 486-ФЗ, от 23.04.2018 № 87-ФЗ, от 04.11.2019 № 356-ФЗ, от 31.07.2020 № 252-ФЗ, от 22.12.2020 № 447-ФЗ, от 01.07.2021 № 267-ФЗ, от 02.07.2021 № 354-ФЗ)
(С учетом федеральных законов от 21.12.2001 № 178-ФЗ, от 27.10.2008 № 175-ФЗ, от 07.04.2020 № 115-ФЗ, от 31.07.2020 № 297-ФЗ, от 24.02.2021 № 17-ФЗ, от 25.02.2022 № 25-ФЗ, от 14.07.2022 № 320-ФЗ)

 

ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом

 

1. Настоящий Федеральный закон определяет в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации правовое положение общества с ограниченной ответственностью, права и обязанности его участников, порядок создания, реорганизации и ликвидации общества.

2. Особенности правового положения, порядка создания, реорганизации и ликвидации обществ с ограниченной ответственностью в сферах банковской, страховой, частной охранной и инвестиционной деятельности, а также в области производства сельскохозяйственной продукции, ипотечных агентов и специализированных обществ определяются федеральными законами.  (В редакции федеральных законов от 22.12.2008 № 272-ФЗ; от 21.12.2013 № 379-ФЗ)

3. Отношения, связанные с совершением иностранными инвесторами или группой лиц, в которую входит иностранный инвестор, сделок с долями, составляющими уставный капитал общества с ограниченной ответственностью, имеющего стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, и установлением контроля иностранных инвесторов или группы лиц, в которую входит иностранный инвестор, над такими обществами, регулируются в соответствии с положениями Федерального закона «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства». (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 29.04.2008 № 58-ФЗ)

 

Статья 2. Основные положения об обществах с ограниченной ответственностью

 

1. Обществом с ограниченной ответственностью (далее — общество) признается созданное одним или несколькими лицами хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на доли; участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им долей в уставном капитале общества.

Участники общества, не полностью оплатившие доли, несут солидарную ответственность по обязательствам общества в пределах стоимости неоплаченной части принадлежащих им долей в уставном капитале общества.

(Пункт в редакции Федерального закона от 30.12.2008 № 312-ФЗ)

2. Общество имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Общество может иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных федеральными законами, если это не противоречит предмету и целям деятельности, определенно ограниченным уставом общества.

Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется федеральным законом, общество может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Если условиями предоставления специального разрешения (лицензии) на осуществление определенного вида деятельности предусмотрено требование осуществлять такую деятельность как исключительную, общество в течение срока действия специального разрешения (лицензии) вправе осуществлять только виды деятельности, предусмотренные специальным разрешением (лицензией), и сопутствующие виды деятельности.

3. Общество считается созданным как юридическое лицо с момента его государственной регистрации в порядке, установленном федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц.

Общество создается без ограничения срока, если иное не установлено его уставом.

4. Общество вправе в установленном порядке открывать банковские счета на территории Российской Федерации и за ее пределами.

5. Общество вправе иметь печать, штампы и бланки со своим наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства индивидуализации. Федеральным законом может быть предусмотрена обязанность общества использовать печать.

Сведения о наличии печати должны содержаться в уставе общества.

(Пункт в редакции Федерального закона от 06.04.2015 № 82-ФЗ)

 

Статья 3. Ответственность общества

 

1. Общество несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

2. Общество не отвечает по обязательствам своих участников.

3. В случае несостоятельности (банкротства) общества по вине его участников или по вине других лиц, которые имеют право давать обязательные для общества указания либо иным образом имеют возможность определять его действия, на указанных участников или других лиц в случае недостаточности имущества общества может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам.

31. Исключение общества из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, установленном федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц для недействующих юридических лиц, влечет последствия, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации для отказа основного должника от исполнения обязательства. В данном случае, если неисполнение обязательств общества (в том числе вследствие причинения вреда) обусловлено тем, что лица, указанные в пунктах 1 — 3 статьи 531 Гражданского кодекса Российской Федерации, действовали недобросовестно или неразумно, по заявлению кредитора на таких лиц может быть возложена субсидиарная ответственность по обязательствам этого общества.  (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 28.12.2016 № 488-ФЗ)

4. Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования не несут ответственности по обязательствам общества, равно как и общество не несет ответственности по обязательствам Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

 

Статья 4. Фирменное наименование общества и его место нахождения

 

1. Общество должно иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Общество вправе иметь также полное и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках.

Полное фирменное наименование общества на русском языке должно содержать полное наименование общества и слова «с ограниченной ответственностью». Сокращенное фирменное наименование общества на русском языке должно содержать полное или сокращенное наименование общества и слова «с ограниченной ответственностью» или аббревиатуру ООО.

Фирменное наименование общества на русском языке и на языках народов Российской Федерации может содержать иноязычные заимствования в русской транскрипции или в транскрипциях языков народов Российской Федерации, за исключением терминов и аббревиатур, отражающих организационно-правовую форму общества. (В редакции Федерального закона от 18.12.2006 № 231-ФЗ)

Иные требования к фирменному наименованию общества устанавливаются Гражданским кодексом Российской Федерации. (Дополнение абзацем — Федеральный закон от 18.12.2006 № 231-ФЗ)

2. Место нахождения общества определяется местом его государственной регистрации. (В редакции Федерального закона от 21.03.2002 № 31-ФЗ)

3. (Пункт исключен — Федеральный закон от 21.03.2002 № 31-ФЗ)

 

Статья 5. Филиалы и представительства общества

 

1. Общество может создавать филиалы и открывать представительства по решению общего собрания участников общества, принятому большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов участников общества, если необходимость большего числа голосов для принятия такого решения не предусмотрена уставом общества.

Создание обществом филиалов и открытие представительств на территории Российской Федерации осуществляются с соблюдением требований настоящего Федерального закона и иных федеральных законов, а за пределами территории Российской Федерации также в соответствии с законодательством иностранного государства, на территории которого создаются филиалы или открываются представительства, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

2. Филиалом общества является его обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения общества и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.

3. Представительством общества является его обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения общества, представляющее интересы общества и осуществляющее их защиту.

4. Филиал и представительство общества не являются юридическими лицами и действуют на основании утвержденных обществом положений. Филиал и представительство наделяются имуществом создавшим их обществом.

Руководители филиалов и представительств общества назначаются обществом и действуют на основании его доверенности.

Филиалы и представительства общества осуществляют свою деятельность от имени создавшего их общества. Ответственность за деятельность филиала и представительства общества несет создавшее их общество.

5. Филиалы и представительства общества должны быть указаны в едином государственном реестре юридических лиц. (В редакции Федерального закона от 29.06.2015 № 209-ФЗ)

 

Статья 6. Дочерние и зависимые общества

 

1. Общество может иметь дочерние и зависимые хозяйственные общества с правами юридического лица, созданные на территории Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, а за пределами территории Российской Федерации также в соответствии с законодательством иностранного государства, на территории которого создано дочернее или зависимое хозяйственное общество, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

2. Общество признается дочерним, если другое (основное) хозяйственное общество или товарищество в силу преобладающего участия в его уставном капитале, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом.

3. Дочернее общество не отвечает по долгам основного хозяйственного общества (товарищества).

Основное хозяйственное общество (товарищество), которое имеет право давать дочернему обществу обязательные для него указания, отвечает солидарно с дочерним обществом по сделкам, заключенным последним во исполнение таких указаний.

В случае несостоятельности (банкротства) дочернего общества по вине основного хозяйственного общества (товарищества) последнее несет при недостаточности имущества дочернего общества субсидиарную ответственность по его долгам.

Участники дочернего общества вправе требовать возмещения основным обществом (товариществом) убытков, причиненных по его вине дочернему обществу.

4. Общество признается зависимым, если другое (преобладающее, участвующее) хозяйственное общество имеет более двадцати процентов уставного капитала первого общества.

Общество, которое приобрело более двадцати процентов голосующих акций акционерного общества или более двадцати процентов уставного капитала другого общества с ограниченной ответственностью, обязано незамедлительно опубликовать сведения об этом в органе печати, в котором публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц.

 

Статья 7. Участники общества

 

1. Участниками общества могут быть граждане и юридические лица.

Федеральным законом может быть запрещено или ограничено участие отдельных категорий граждан в обществах.

2. Государственные органы и органы местного самоуправления не вправе выступать участниками обществ, если иное не установлено федеральным законом.

Общество может быть учреждено одним лицом, которое становится его единственным участником. Общество может впоследствии стать обществом с одним участником.

Общество не может иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица.

Положения настоящего Федерального закона распространяются на общества с одним участником постольку, поскольку настоящим Федеральным законом не предусмотрено иное и поскольку это не противоречит существу соответствующих отношений.

3. Число участников общества не должно быть более пятидесяти.

В случае, если число участников общества превысит установленный настоящим пунктом предел, общество в течение года должно преобразоваться в открытое акционерное общество или в производственный кооператив. Если в течение указанного срока общество не будет преобразовано и число участников общества не уменьшится до установленного настоящим пунктом предела, оно подлежит ликвидации в судебном порядке по требованию органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц, либо иных государственных органов или органов местного самоуправления, которым право на предъявление такого требования предоставлено федеральным законом.

 

Статья 8. Права участников общества

 

1. Участники общества вправе:

участвовать в управлении делами общества в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и уставом общества; (В редакции Федерального закона от 30.12.2008 № 312-ФЗ)

получать информацию о деятельности общества и знакомиться с его бухгалтерскими книгами и иной документацией в установленном его уставом порядке; (В редакции Федерального закона от 30.12.2008 № 312-ФЗ)

принимать участие в распределении прибыли;

продать или осуществить отчуждение иным образом своей доли или части доли в уставном капитале общества одному или нескольким участникам данного общества либо другому лицу в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и уставом общества; (В редакции Федерального закона от 30.12.2008 № 312-ФЗ)

выйти из общества путем отчуждения своей доли обществу, если такая возможность предусмотрена уставом общества, или потребовать приобретения обществом доли в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом; (В редакции Федерального закона от 30. 12.2008 № 312-ФЗ)

получить в случае ликвидации общества часть имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами, или его стоимость.

Участники общества имеют также другие права, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

2. Помимо прав, предусмотренных настоящим Федеральным законом, устав общества может предусматривать иные права (дополнительные права) участника (участников) общества. Указанные права могут быть предусмотрены уставом общества при его учреждении или предоставлены участнику (участникам) общества по решению общего собрания участников общества, принятому всеми участниками общества единогласно.

Дополнительные права, предоставленные определенному участнику общества, в случае отчуждения его доли или части доли к приобретателю доли или части доли не переходят. (В редакции Федерального закона от 30.12.2008 № 312-ФЗ)

Прекращение или ограничение дополнительных прав, предоставленных всем участникам общества, осуществляется по решению общего собрания участников общества, принятому всеми участниками общества единогласно. Прекращение или ограничение дополнительных прав, предоставленных определенному участнику общества, осуществляется по решению общего собрания участников общества, принятому большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов участников общества, при условии, если участник общества, которому принадлежат такие дополнительные права, голосовал за принятие такого решения или дал письменное согласие.

Участник общества, которому предоставлены дополнительные права, может отказаться от осуществления принадлежащих ему дополнительных прав, направив письменное уведомление об этом обществу. С момента получения обществом указанного уведомления дополнительные права участника общества прекращаются.

3. Учредители (участники) общества вправе заключить договор об осуществлении прав участников общества, по которому они обязуются осуществлять определенным образом свои права и (или) воздерживаться (отказываться) от осуществления указанных прав, в том числе голосовать определенным образом на общем собрании участников общества, согласовывать вариант голосования с другими участниками, продавать долю или часть доли по определенной данным договором цене и (или) при наступлении определенных обстоятельств либо воздерживаться (отказываться) от отчуждения доли или части доли до наступления определенных обстоятельств, а также осуществлять согласованно иные действия, связанные с управлением обществом, с созданием, деятельностью, реорганизацией и ликвидацией общества. Такой договор заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами. (В редакции федеральных законов от 19.07.2009 № 205-ФЗ; от 29.06.2015 № 210-ФЗ)

Участники общества, заключившие договор, указанный в абзаце первом настоящего пункта, обязаны уведомить общество о факте его заключения не позднее 15 дней со дня его заключения. По соглашению сторон такого договора уведомление обществу может быть направлено одной из его сторон. В случае неисполнения данной обязанности участники общества, не являющиеся сторонами указанного договора, вправе требовать возмещения причиненных им убытков. (Дополнение абзацем — Федеральный закон от 29.06.2015 № 210-ФЗ)

(Дополнение пунктом — Федеральный закон от 30.12.2008 № 312-ФЗ) 

4. Если настоящим Федеральным законом предусмотрена судебная защита прав участников общества, такая защита может осуществляться третейским судом в случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом. (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 29. 12.2015 № 409-ФЗ)

 

Статья 9. Обязанности участников общества

 

1. Участники общества обязаны:

оплачивать доли в уставном капитале общества в порядке, в размерах и в сроки, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом и договором об учреждении общества; (В редакции Федерального закона от 30.12.2008 № 312-ФЗ)

не разглашать информацию о деятельности общества, в отношении которой установлено требование об обеспечении ее конфиденциальности. (В редакции Федерального закона от 11.07.2011 № 200-ФЗ)

Участники общества несут и другие обязанности, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

2. Помимо обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом, устав общества может предусматривать иные обязанности (дополнительные обязанности) участника (участников) общества. Указанные обя

Недостоверные сведения о юридическом лице могут привести к исключению из ЕГРЮЛ | ФНС России

Дата публикации: 24.12.2020 05:16

В соответствии с п. 1 ст. 4 Закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон №129-ФЗ) в Российской Федерации ведется Единый государственный реестр юридических лиц (далее — ЕГРЮЛ), содержащий соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, иные сведения о юридических лицах, и соответствующие документы.

Государственный реестр является федеральным информационным ресурсом.

В силу п. 1 ст. 6 Закона № 129-ФЗ содержащиеся в государственном реестре сведения и документы являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений, доступ к которым ограничен в соответствии с абз. 2 настоящего пункта.

Состав сведений, включенных в ЕГРЮЛ, определен п.1 ст. 5               

Закона №129-ФЗ и включает в себя, в том числе, сведения об адресе юридического лица в пределах места нахождения юридического лица.

В соответствии п. 4.2 ст. 9 Закона №129-ФЗ в случае возникновения обоснованных сомнений в достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ (в том числе и об адресе места нахождения юридического лица), регистрирующий орган вправе провести проверку их достоверности.

Порядок проведения проверки достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, утвержден Приказом ФНС России от 11.02.2016 №ММВ-7-14/72@ «Об утверждении оснований, условий и способов проведения указанных в пункте 4.2 статьи 9 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» мероприятий, порядка использования результатов этих мероприятий, формы письменного возражения относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего внесения сведений в Единый государственный реестр юридических лиц, формы заявления физического лица о недостоверности сведений о нем в Едином государственном реестре юридических лиц» (далее — Приказ №ММВ-7-14/72@).

В случае, если по результатам проверки регистрирующим органом установлена недостоверность содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице, проверяемому лицу (а также его учредителям и (или) участникам и лицу, имеющему право действовать без доверенности от имени указанного юридического лица) направляется уведомление о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений (п. 6 ст. 11 Закона №129-ФЗ, п. 18 Приказа № ММВ-7-14/72@).

В свою очередь, юридическое лицо обязано в течение 30 дней с момента направления данного уведомления сообщить в регистрирующий орган соответствующие сведения или представить документы, свидетельствующие о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности.

Если юридическим лицом данная обязанность не будет исполнена в указанный срок, регистрирующий орган внесет в ЕГРЮЛ запись о недостоверности содержащихся в реестре сведений о нем.

Согласно подпункту «б» пункта 5 статьи 21.1 Федерального закона №129-ФЗ наличие в ЕГРЮЛ сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи является одним из случаев применения порядка исключения юридического лица из ЕГРЮЛ, установленного указанной статьей. Информация о принятом решении, порядке и сроках направления заявления, адресе регистрирующего органа публикуются в печатной версии журнала «Вестник государственной регистрации», а также на сайте www. vestnik-gosreg.ru

Таким образом, наличие в ЕГРЮЛ сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи является основанием для принятия регистрирующим органом решения об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ.

Поделиться:

Вот что такое статья 5 НАТО и как она применяется к вторжению России в Украину

Вашингтон Си-Эн-Эн —

Неспровоцированное вторжение России в Украину вызвало бурные дебаты о том, как должно выглядеть вмешательство США.

Официальные лица США ясно дали понять, что американские войска не будут вступать в прямые боевые действия с российскими войсками, а члены НАТО отвергли призывы к созданию бесполетной зоны на Украине, предупредив, что это может привести к «полномасштабной войне».

в Европе.»

Однако ситуация может быстро измениться, , если нападение Москвы на Украину распространится на страну-члена НАТО и вызовет реакцию, основанную на принципе статьи 5 альянса.

Но что такое статья 5 и как она применима к продолжающейся войне в Украине?

Вот что вам нужно знать:

Статья 5 гласит, что нападение на одного члена НАТО является нападением на всех членов. Это краеугольный камень альянса, состоящего из 30 участников, с момента его основания в 19 году.49 как противовес Советскому Союзу.

Принцип направлен на сдерживание потенциальных противников от нападения на членов НАТО. Статья 5 гарантирует, что ресурсы всего альянса могут быть использованы для защиты любого отдельного государства-члена. Это имеет решающее значение для многих малых стран, которые были бы беззащитны без своих союзников. Исландия, например, не имеет постоянной армии.

Поскольку США являются крупнейшим и самым могущественным членом НАТО, любое государство в альянсе фактически находится под защитой США.

Согласно веб-сайту НАТО, статья 5 конкретно гласит:

« Стороны соглашаются, что вооруженное нападение на одного или нескольких из них в Европе или Северной Америке считается нападением на них всех, и, следовательно, они соглашаются, что, если такое вооруженное нападение произойдет, каждая из них, осуществляя право индивидуальной или коллективной самообороны, признанной статьей 51 Устава Организации Объединенных Наций, будет оказывать помощь Стороне или Сторонам, подвергшимся такому нападению, путем немедленного принятия индивидуально и совместно с другими Сторонами таких действий, которые она сочтет необходимыми, включая применение вооруженных сил для восстановления и поддержания безопасности в районе Северной Атлантики .

Пожарные тушат пожар в здании после взрывов в городе Чугуев на востоке Украины 24 февраля 2022 года, когда российские вооруженные силы пытаются вторгнуться в Украину с нескольких направлений, используя ракетные системы и вертолеты для атаки украинских позиций на юге, Об этом сообщили в пограничной службе. — Российские сухопутные войска в четверг пересекли территорию Украины с нескольких направлений, сообщила пограничная служба Украины через несколько часов после того, как президент Владимир Путин объявил о начале крупного наступления. Российские танки и другая тяжелая техника пересекли границу в нескольких северных регионах, а также с аннексированного Кремлем полуострова Крым на юге, сообщает агентство. (Фото Ариса Мессиниса/AFP) (Фото Ариса Мессиниса/AFP через Getty Images)

Арис Мессинис/AFP/Getty Images

Что такое НАТО и почему оно не ввело бесполетную зону в Украине?

Любое такое вооруженное нападение и все меры, принятые в результате его, должны быть немедленно доведены до сведения Совета Безопасности.

Такие меры должны быть прекращены, когда Совет Безопасности примет меры, необходимые для восстановления и поддержания международного мира и безопасности ».

Во время холодной войны главной заботой был Советский Союз, но в последние годы агрессивные действия России в Восточной Европе оказались в центре внимания.

Статья 5 применялась только один раз: после терактов 11 сентября 2001 года в США.

Но принцип статьи 5 НАТО выходит за рамки нападений на родину. Североатлантический союз также несколько раз принимал меры коллективной обороны, включая развертывание ракет Patriot в 2012 году на сирийско-турецкой границе и усиление своих сил в Эстонии, Латвии, Литве и Польше после аннексии Крыма Россией в 2014 году.

Союзники по НАТО также присоединились к США для боевых действий в Афганистане, Ираке и Сирии.

Поскольку Украина не является членом НАТО, США не обязаны защищать страну так, как это было бы в случае нападения на страну-члена НАТО.

Но многие из соседей Украины являются членами НАТО, и если российская атака распространится на одну из этих стран, статья 5 может спровоцировать прямое вмешательство США и других членов НАТО.

Формулировка статьи 5 определяет, что «вооруженное нападение» на страну-члена — это то, что вызывает коллективные действия.

Но то, что представляет собой «вооруженное нападение», зависит от членов НАТО, и агрессивная позиция России уже вызвала обеспокоенность по поводу готовности страны потенциально соблазнить ответ НАТО.

Например, сенатор-демократ Марк Уорнер из Вирджинии недавно сообщил The Washington Post , что российская кибератака на Украину может привести к последствиям, выходящим за предполагаемые «географические границы», и затронуть членов НАТО.

Президент России Владимир Путин прибывает на заседание Совета безопасности по видеосвязи в Москве, 25 февраля 2022 года.

Алексей Никольский/Sputnik/AFP/Getty Images

Путин против всей концепции международного права

«В конечном итоге это может попасть в Польшу, Румынию или страны Балтии и нанести ущерб, который приведет к закрытию больниц, и, возможно, там будут американские войска. Если бы американские войска попали в аварию грузовика из-за выключенного света, вы могли бы очень близко подойти к статье 5», — Уорнер, Сенатский комитет по разведке председатель, сообщил выход.

Нападение России на Запорожскую АЭС — крупнейшую в Европе — вызвало аналогичную обеспокоенность. Хотя местные власти заявили, что «уровень радиации не изменился» в этом районе, что, если бы произошла утечка радиации, которая распространилась на страну-члена НАТО?

«Это вопрос, который должен решить альянс», — заявил ранее в этом месяце CNN представитель Пентагона Джон Кирби. «В частности, я хотел бы просто напомнить, что статья 5 ясно дает понять, что вооруженное нападение на союзника по НАТО приводит в действие статью 5… Но как это интерпретировать — это действительно должен определить альянс НАТО».

US Государственный секретарь Энтони Блинкен подтвердил приверженность США и их союзников статье 5 НАТО, заявив: «Если где-либо, на территории НАТО, в отношении стран НАТО, произойдет какая-либо агрессия, мы, Соединенные Штаты, все наши союзники и партнеры примет меры для защиты каждого сантиметра территории НАТО. Это так же ясно и прямолинейно».

Комментарии высокопоставленного американского дипломата перекликаются с обещанием президента Джо Байдена во время его выступления перед Союзом «защищать каждый дюйм территории стран НАТО со всей силой нашей коллективной мощи».

Джереми Херб из CNN внес свой вклад в этот отчет.

Что такое Статья 5 договора НАТО?

Во вторник две ракеты с украинского театра военных действий поразили Польшу, члена НАТО, вызвав безумие по поводу механизма взаимной защиты западного альянса, известного как Статья 5.

Статья 5 Североатлантического договора, основополагающего документа НАТО, гласит, что любое нападение на члена НАТО в Европе или Северной Америке «должно считаться нападением на них всех».

Как только член применяет принцип коллективной самообороны в соответствии с договором, НАТО может встать на защиту «такими действиями, которые она сочтет необходимыми, включая применение вооруженной силы, для восстановления и поддержания безопасности в районе Северной Атлантики. ”

Но это не означает, что любое нападение на члена НАТО автоматически вызывает состояние войны.

«Это не спусковой механизм. Это не означает, что завтра каждая страна НАТО ответит полноценным военным вторжением в Россию», — сказал Джоэл Рубин, бывший заместитель помощника госсекретаря.

Дипломатический характер ссылки на статью 5 является преднамеренным. Это дает альянсу необходимую паузу и дипломатический инструментарий для ответа на агрессию на своих условиях.

«Если подумать, если [это спусковой механизм], вы дали России полный контроль над полем боя. Они решают, когда будет война. Они решают, будем ли мы вмешиваться. Нет. У нас есть контроль. У нас есть свобода действий в отношении наших действий», — сказал Рубин.

«Статья пять — невероятно мощный дипломатический инструмент. Таким образом, он дает варианты ответа на польском языке. Вот что он делает. Это дает варианты. Он не предъявляет требований», — сказал Рубин.

Агентство Reuters сообщило поздно вечером во вторник, что члены НАТО должны встретиться в среду в соответствии со статьей 4 для расследования инцидента.

Выводы этой встречи могут подготовить почву для официального применения статьи 5.

Рассматриваемый ракетный удар был нанесен на фоне обстрела российской энергетической инфраструктуры Украины.

В то время как польские официальные лица не сразу подтвердили, что ракеты упали на их территорию, официальные лица США заявили, что, возможно, заблудшие ракеты убили двух человек на польской стороне границы.

Премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий во вторник созвал свой кабинет безопасности для изучения взрывов у границы с Украиной.

Польские власти и власти НАТО в среду подтвердили, что ракеты, приземлившиеся в Польше, были частью системы ПВО Украины, которая была активирована для отражения российского обстрела.

Предполагается, что ракеты были запущены Россией в среду в рамках атаки на украинскую инфраструктуру.

Учитывая нападение на ее территорию, Польше сначала придется расследовать, почему российские ракеты пролетели над Украиной.

«Вполне возможно, что били по Украине, как могли. Российские военные — они не всегда точны», — сказал Рубин.

Но нападение также может быть прямой провокацией или попыткой России прощупать почву для проверки решимости НАТО.

«Первый шаг — выяснить, почему это произошло, и выяснить, является ли это начальным залпом или проверкой, а затем откалибровать реакцию на это», — сказал Рубин.

Независимо от того, был ли ракетный удар ошибкой, нападением или проверкой, он может стать вторым применением статьи 5 в истории НАТО.

Первое произошло 12 января 2001 года, когда тогдашний генеральный секретарь НАТО Джордж Робертсон сообщил Организации Объединенных Наций, что союзники по НАТО придут на защиту Соединенных Штатов после терактов 11 сентября.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *