223-ФЗ: ВС РФ нашел ограничение конкуренции в положениях АО «ДГК» и Группы РусГидро
Законодательство Новости
54321
5 (1 голос)
Предполагаемое время чтения3 минут
0
Примененный заказчиком и организатором торгов подход к формированию условий проведения закупки, в том числе порядок определения цены: на первом этапе – исходя из общего объема поставки угля одним лотом для всех электростанций заказчика и усредненной цены за единицу товара; на втором этапе – с разделением на несколько лотов, каждый из которых представляет самостоятельную поставку угля с индивидуализированными физико-химическими свойствами для нужд отдельной электростанции, и с указанием начальной (минимальной) цены за каждый лот с возможностью ее превышения – по сути, свидетельствует об искусственном укрупнении объекта закупки на первом этапе, что само по себе является способом ограничения участия в конкурентной процедуре с целью допуска к ней только крупных хозяйствующих субъектов на соответствующем рынке либо субъектов, которым заведомо известно о последующем дроблении объекта закупки на втором этапе.

В Хабаровское УФАС России поступила жалоба Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края на действия АО «РусГидро Снабжение» и АО «ДГК» при организации и проведении открытого двухэтапного конкурса без предварительного квалификационного отбора участников на право заключения договора на поставку бурого и каменного угля для нужд электростанций филиалов АО «ДГК» (извещение № 31806588223) в связи с признанием победителями конкурса участников, подавших заявки с превышением начальной (максимальной) цены контракта, и заключением с ними договоров.
Приказом Хабаровского УФАС России на основании жалобы возбуждено дело по признакам нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Решением антимонопольного органа от 21.05.2020 по указанному делу АО «ДГК» и АО «РусГидро Снабжение» признаны нарушившими часть 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции путем создания АО «Русский уголь», АО «Ургалуголь» преимущественных условий участия в конкурсе.
На основании решения вынесены предписания от 21.05.2020, на АО «ДГК» возложена обязанность внести изменения в положение о закупке. АО «РусГидро Снабжение» предписано совершить действия по внесению аналогичных изменений в Единое Положение о закупке продукции для нужд Группы РусГидро; обществам указано провести кадровую работу в целях недопущения превышения начальной (максимальной) цены контракта при проведении закупочных процедур.
Разрешая дело, суды изучили содержание Положения о закупке продукции для нужд АО «ДГК», утвержденного Советом директоров АО «ДГК», извещение и документацию о закупке по первому и второму этапам конкурса, протоколы, составленные в ходе проведения конкурсных процедур, материалы антимонопольного дела и установленные по нему обстоятельства. Оценив имеющиеся доказательства, руководствуясь статьями 2–4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», статьями 4, 17 Закона о защите конкуренции, суды пришли к выводу о наличии в действиях заказчика и организатора торгов вмененного нарушения.
Суды учли, что конкурсная документация по первому и второму этапам конкурса содержала неполную, противоречивую информацию, которая не давала возможным претендентам на участие в конкурсе однозначного представления относительно условий заключения контракта в части цены. Такие условия окончательно сформировались ко второму этапу конкурса, по которому конкурсная документация в разделе 4 «Основные сведения о закупке»
Требования, изложенные в предписаниях антимонопольного органа, признаны судами обоснованными и исполнимыми.
В конкурсной документации указано на возможность подачи заявок с превышением начальной (максимальной) цены контракта и что такие заявки не будут отклоняться, однако дальнейшая судьба таких заявок и правовые последствия превышения ценового предложения не урегулированы, что создает дополнительную неясность для возможных участников конкурса и непосредственно влияет на их заинтересованность в подаче заявок.
Требование антимонопольного органа внести изменения в положения о закупках, которыми руководствуются АО «РусГидро Снабжение» и АО «ДГК», в части уточнения случаев, когда по результатам закупочной процедуры контракт может быть заключен с ценой, превышающей начальную (максимальную) цену, призвано устранить данную неясность и создать более прозрачные условия для участников закупок.
Примененный заказчиком и организатором торгов подход к формированию условий проведения закупки, в том числе порядок определения цены: на первом этапе – исходя из общего объема поставки угля одним лотом для всех электростанций АО «ДГК» и усредненной цены за единицу товара; на втором этапе – с разделением на несколько лотов, каждый из которых представляет самостоятельную поставку угля с индивидуализированными физико-химическими свойствами для нужд отдельной электростанции, и с указанием начальной (минимальной) цены за каждый лот с возможностью ее превышения – по сути, свидетельствует об искусственном укрупнении объекта закупки на первом этапе, что само по себе является способом ограничения участия в конкурентной процедуре с целью допуска к ней только крупных хозяйствующих субъектов на соответствующем рынке либо субъектов, которым заведомо известно о последующем дроблении объекта закупки на втором этапе.
Документ: Определение ВС РФ от 04 августа 2021 года №303-ЭС21-4726 по делу №А73-10579/2020
Прокомментировать
Метки 223 ФЗ Практика
О защите конкуренции. Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 11.06.2022)
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ЗАЩИТЕ КОНКУРЕНЦИИ
Принят
Государственной Думой
8 июля 2006 года
Одобрен
14 июля 2006 года
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ |
Статья 1. Предмет и цели настоящего Федерального закона |
Статья 2. Антимонопольное законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о защите конкуренции |
Статья 3. Сфера применения настоящего Федерального закона |
Статья 4. |
Статья 5. Доминирующее положение |
Статья 6. Монопольно высокая цена товара |
Статья 8. Согласованные действия хозяйствующих субъектов |
Статья 9. Группа лиц |
Статья 9.1. Система внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства |
Глава 2. МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ |
Статья 10. Запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением |
Статья 11. |
Статья 11.1. Запрет на согласованные действия хозяйствующих субъектов, ограничивающие конкуренцию |
Статья 12. Допустимость соглашений |
Статья 13. Допустимость действий (бездействия), соглашений, согласованных действий, сделок, иных действий |
Статья 14. Утратила силу. — Федеральный закон от 05.10.2015 N 275-ФЗ. |
Глава 2.1. НЕДОБРОСОВЕСТНАЯ КОНКУРЕНЦИЯ |
Статья 14.1. Запрет на недобросовестную конкуренцию путем дискредитации |
Статья 14.2. Запрет на недобросовестную конкуренцию путем введения в заблуждение |
Статья 14. |
Статья 14.4. Запрет на недобросовестную конкуренцию, связанную с приобретением и использованием исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации товаров, работ или услуг |
Статья 14.5. Запрет на недобросовестную конкуренцию, связанную с использованием результатов интеллектуальной деятельности |
Статья 14.6. Запрет на недобросовестную конкуренцию, связанную с созданием смешения |
Статья 14.7. Запрет на недобросовестную конкуренцию, связанную с незаконным получением, использованием, разглашением информации, составляющей коммерческую или иную охраняемую законом тайну |
Статья 14. |
Глава 3. ЗАПРЕТ НА ОГРАНИЧИВАЮЩИЕ КОНКУРЕНЦИЮ АКТЫ, ДЕЙСТВИЯ (БЕЗДЕЙСТВИЕ), СОГЛАШЕНИЯ, СОГЛАСОВАННЫЕ ДЕЙСТВИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ, ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, ИНЫХ ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ФУНКЦИИ УКАЗАННЫХ ОРГАНОВ ОРГАНОВ ИЛИ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОРГАНИЗАЦИЙ, УЧАСТВУЮЩИХ В ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ, А ТАКЖЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ, ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ |
Статья 15. Запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации |
Статья 16. |
Глава 4. АНТИМОНОПОЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ТОРГАМ, ЗАПРОСУ КОТИРОВОК ЦЕН НА ТОВАРЫ, ЗАПРОСУ ПРЕДЛОЖЕНИЙ, ОСОБЕННОСТИ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРОВ С ФИНАНСОВЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ, ПОРЯДКА ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРОВ В ОТНОШЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА, ПОРЯДКА РАССМОТРЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНЫМ ОРГАНОМ ЖАЛОБ НА НАРУШЕНИЕ ПРОЦЕДУРЫ ТОРГОВ И ПОРЯДКА ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРОВ, ПОРЯДКА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ ОБЪЕКТА КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА |
Статья 17. Антимонопольные требования к торгам, запросу котировок цен на товары, запросу предложений |
Статья 17. |
Статья 18. Особенности заключения договоров с финансовыми организациями |
Статья 18.1. Порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, порядка осуществления мероприятий при реализации проекта по строительству объекта капитального строительства |
Глава 5. ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРЕФЕРЕНЦИЙ |
Статья 19. Государственные или муниципальные преференции |
Статья 20. Порядок предоставления государственной или муниципальной преференции |
Статья 21. Последствия нарушения требований настоящего Федерального закона при предоставлении и (или) использовании государственной или муниципальной преференции |
Глава 6. |
Статья 22. Функции антимонопольного органа |
Статья 23. Полномочия антимонопольного органа |
Статья 24. Права работников антимонопольного органа при осуществлении контроля за соблюдением антимонопольного законодательства |
Статья 25. Обязанность представления информации в антимонопольный орган |
Статья 25.1. Проведение проверок антимонопольным органом |
Статья 25.2. Доступ должностных лиц антимонопольного органа на территорию или в помещение для проведения проверки |
Статья 25.3. Осмотр |
Статья 25. |
Статья 25.5. Общие требования, предъявляемые к протоколу, составленному при проведении действий по осуществлению антимонопольного контроля |
Статья 25.6. Оформление результатов проверки |
Статья 25.7. Предостережение о недопустимости нарушения антимонопольного законодательства |
Статья 26. Обязанность антимонопольного органа по соблюдению коммерческой, служебной, иной охраняемой законом тайны |
Глава 7. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОНЦЕНТРАЦИЕЙ |
Статья 26.1. Сделки, иные действия, подлежащие государственному контролю |
Статья 27. |
Статья 28. Сделки с акциями (долями), имуществом коммерческих организаций, правами в отношении коммерческих организаций с предварительного согласия антимонопольного органа |
Статья 29. Сделки с акциями (долями), активами финансовых организаций и правами в отношении финансовых организаций с предварительного согласия антимонопольного органа |
Статья 30. Утратила силу. — Федеральный закон от 28.12.2013 N 423-ФЗ. |
Статья 31. Особенности государственного контроля за экономической концентрацией, осуществляемой группой лиц |
Статья 32. |
Статья 33. Принятие антимонопольным органом решения по результатам рассмотрения ходатайства, выдача антимонопольным органом предписания лицу, представившему уведомление |
Статья 34. Последствия нарушения порядка получения предварительного согласия антимонопольного органа на осуществление сделок, иных действий, а также порядка представления в антимонопольный орган уведомлений об осуществлении сделок, иных действий, подлежащих государственному контролю |
Статья 35. Государственный контроль за ограничивающими конкуренцию соглашениями хозяйствующих субъектов |
Глава 7.1. АНТИМОНОПОЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОЗДАНИЮ УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
Статья 35. |
Статья 35.2. Направление запроса о выдаче заключения антимонопольного органа о соответствии создания унитарного предприятия либо изменения видов его деятельности антимонопольному законодательству |
Статья 35.3. Порядок рассмотрения антимонопольным органом запроса о выдаче заключения о соответствии создания унитарного предприятия либо изменения видов его деятельности антимонопольному законодательству |
Статья 35.4. Последствия нарушения запрета на создание унитарных предприятий и осуществление их деятельности на конкурентных рынках |
Глава 8. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА |
Статья 36. |
Статья 37. Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства |
Статья 38. Принудительное разделение или выделение коммерческих организаций, а также некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность, приносящую им доход |
Глава 9. РАССМОТРЕНИЕ ДЕЛ О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА |
Статья 39. Основания для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства, место рассмотрения дела, а также последствия выявления признаков административного правонарушения при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства |
Статья 39.1. Предупреждение о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства |
Статья 40. |
Статья 41. Акты, принимаемые комиссией |
Статья 41.1. Сроки давности рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства |
Статья 42. Лица, участвующие в деле о нарушении антимонопольного законодательства |
Статья 42.1. Иные лица, участвующие в рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства |
Статья 42.2. Отводы членов комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства |
Статья 43. Права и обязанности лиц, участвующих в деле о нарушении антимонопольного законодательства |
Статья 44. |
Статья 45. Рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства |
Статья 45.1. Доказательства и доказывание по делу о нарушении антимонопольного законодательства |
Статья 45.2. Порядок доступа лиц, участвующих в деле о нарушении антимонопольного законодательства, к материалам дела, содержащим коммерческую тайну |
Статья 46. Перерыв в заседании комиссии |
Статья 47. Отложение и приостановление рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства |
Статья 47.1. Объединение или выделение дел о нарушении антимонопольного законодательства |
Статья 48. |
Статья 48.1. Заключение об обстоятельствах дела |
Статья 49. Принятие комиссией решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства |
Статья 50. Предписание по делу о нарушении антимонопольного законодательства |
Статья 51. Исполнение предписания по делу о нарушении антимонопольного законодательства. Последствия неисполнения предписания о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного от монополистической деятельности или недобросовестной конкуренции |
Статья 51.1. Разъяснение решения и (или) предписания по делу о нарушении антимонопольного законодательства. Исправление описки, опечатки и арифметической ошибки |
Статья 51. |
Статья 52. Порядок обжалования решений и предписаний антимонопольного органа |
Глава 10. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ВСТУПЛЕНИЕ В СИЛУ НАСТОЯЩЕГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА |
Статья 53. Заключительные положения |
Статья 54. Вступление в силу настоящего Федерального закона |
Задайте вопрос юристу:
+7 (499) 703-46-71 — для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 — для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области
Контроль за слияниями в России — Блог Антимонопольного поверенного — 4 февраля 2022 г.

Авторы : Герман Захаров и Дмитрий Домнин Юридическая фирма. German поддерживает клиентов по широкому спектру антимонопольных вопросов: согласование сделок по контролю за концентрациями с Федеральной антимонопольной службой Российской Федерации (ФАС России), расследования картелей, консультирование по дистрибьюторским соглашениям, анализ соответствия коммерческих соглашений антимонопольным требованиям. Герман представляет компании во время внезапных проверок, проводимых ФАС России и ее территориальными подразделениями, а также в суде.
Дмитрий Домнин является старшим юристом антимонопольной практики и практики прямых иностранных инвестиций Юридической фирмы АЛРУД. Дмитрий консультирует по широкому кругу антимонопольных вопросов. Его опыт включает получение разрешений на осуществление контроля за слияниями в рамках глобальных сделок M&A/JV. Кроме того, Дмитрий представляет интересы клиентов при прохождении госбезопасностью сделок, связанных с иностранными инвестициями в России, в том числе инвестициями в стратегические отрасли. Дмитрий имеет опыт сопровождения клиентов в антимонопольных делах, в частности делах о злоупотреблении доминирующим положением. Дмитрий также имеет опыт подготовки и проведения утренних рейдов. Дмитрий консультирует клиентов по различным вопросам, связанным с антимонопольными рисками вертикальных соглашений, включая риски по законодательству Евразийского экономического союза.
1. Законодательство и уполномоченный орган
Режим контроля за концентрациями в Российской Федерации установлен Федеральным законом от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (« Закон о конкуренции »). Подробная информация о процедуре контроля за слияниями и необходимых документах содержится в различных нормативных актах, изданных российским антимонопольным органом, Федеральной антимонопольной службой (« ФАС России »). Например, Приказ ФАС России от 17 апреля 2008 г. № 129 «Об утверждении формы представления в антимонопольный орган сведений при подаче заявлений, уведомлений в соответствии со статьями 27 – 31 Закона о конкуренции». Кроме того, в 2021 году ФАС России опубликовала разъяснения по правилам контроля за концентрациями (« Руководство по слиянию ”) [1] . Хотя этот документ носит необязательный характер, заявителям все же рекомендуется ознакомиться с Руководством по слияниям при анализе предлагаемых сделок и подготовке документов.
Помимо правил контроля за концентрациями, важным также является анализ планируемой сделки с точки зрения режима иностранных инвестиций, который установлен двумя основными законами – Федеральным законом от 29 апреля 2008 г. № 57-ФЗ «О порядке О вложении иностранных инвестиций в организации, имеющие стратегическое значение для обороны страны и безопасности государства» и Федеральный закон от 9 июля № 160-ФЗ., 1999 г. «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации». В 2008 г. был создан специальный орган для рассмотрения вопросов контроля со стороны иностранных инвесторов: Правительственная комиссия по контролю за иностранными инвестициями под председательством Председателя Правительства Российской Федерации. В процессе рассмотрения таких сделок ФАС России выступает в качестве вспомогательного органа, анализируя представленные заявителями документы и оказывая аналитическую поддержку Правительственной комиссии.
Операции в банковском и финансовом секторах также могут потребовать отдельного разрешения регулирующих органов от Центрального банка России в зависимости от структуры сделки.
2 Операции, подпадающие под действие Правил контроля за слияниями
Все запланированные транзакции должны быть проанализированы с учетом как (1) инициирующих событий, так и (2) порогов подачи. Подача заявления о контроле за слиянием требуется, если транзакция соответствует критериям инициирующего события (2.1 ниже) и превышает порог подачи (2.2 ниже).
2.1 Порождающие события (виды сделок, подлежащие проверке в соответствии с Законом о конкуренции)
- Приобретение акций российского акционерного общества или долей участия в уставном капитале российского общества с ограниченной ответственностью.
Данная группа инициирующих событий относится к нескольким видам сделок в зависимости от количества приобретаемых голосующих акций (долей участия). В частности, следующие транзакции инициируют процедуру контроля за слияниями:
- Прямое приобретение более 25% акций российского АО покупателем, не владеющим голосующими акциями приобретаемого объекта или владеющим не более 25%. Например, покупатель намеревается приобрести 30% акций компании у единственного акционера.
- Прямое приобретение приобретателем более 50% акций российского АО, если он уже владеет не менее 25% и не более 50% акций. Ссылаясь на ранее описанный пример, покупатель приобрел 30% и через год решил увеличить свою долю, приобретя еще 30% (всего 60%).
- Прямое приобретение приобретателем более 75% голосующих акций российского АО, если он уже владеет не менее 50% и не более 75%. Например, покупатель решил еще раз увеличить свою долю путем приобретения 30% акций в дополнение к уже имеющимся у него 60% (всего 90%).
Эти ступенчатые пороги акций относятся к любому поэтапному увеличению доли в российской компании. Для приобретения 100% акций в рамках одной сделки требуется только одна заявка.
Тот же принцип распространяется и на российские общества с ограниченной ответственностью, но проценты непосредственно приобретенных долей отличаются: подача инициируется в случае приобретения более 1/3, 50% или 2/3 долей участия в уставном капитале российского общества с ограниченной ответственностью.
Косвенные приобретения (включая сделки между иностранными компаниями с российским нексусом) оцениваются в соответствии с правилами, описанными в пункте (C) ниже.
- Приобретение основных производственных фондов, расположенных на территории России, и (или) нематериальных активов, находящихся на территории России, если их стоимость превышает 20% стоимости всех основных производственных и нематериальных активов передающей организации. В соответствии с Руководством по слиянию стоимость активов должна рассчитываться по последнему доступному балансу продающей компании.
На практике это правило обычно применяется к сделкам, которые структурированы как прямое приобретение российских активов, связанных с конкретным бизнесом продающей компании. компания без образования отдельного юридического лица. Например, если приобретатель намеревается приобрести российские заводы и товарные знаки для производства определенного продукта, а по последнему имеющемуся балансу продавца стоимость этих активов составляет 30% от стоимости всех основных и нематериальных активов передающего компании, транзакция соответствует критериям для этого инициирующего события.
- Приобретение прав, позволяющих приобретателю контролировать хозяйственную деятельность приобретаемого общества, либо приобретение прав на осуществление функций в исполнительном органе приобретаемого общества. Под целевой компанией здесь понимается (1) российское юридическое лицо или (2) иностранная компания, поставляющая в Россию продукцию на сумму более 1 млрд рублей (примерно 13,46 млн долларов США) в течение года, предшествующего дате закрытия планируемой сделки.
к инициирующим событиям, описанным в пункте (А) выше, в этом случае Закон о конкуренции не устанавливает каких-либо количественных порогов для приобретаемых акций (долей участия), а необходимость получения разрешения на контроль за слияниями зависит от объема приобретаемых прав. Как правило, подача заявления о контроле за слиянием на этом основании требуется, если приобретение прав приводит к получению возможности активно контролировать решения целевой компании. Закон о конкуренции и Руководство по слияниям предоставляют примеры того, что может считаться приобретением прав: прямая/косвенная покупка более 50% [2] голосующих акций приобретаемого общества и (или) приобретение прямо/косвенно права на назначение генерального директора и (или) более 50% состава коллегиального исполнительного органа приобретаемого общества. Кроме того, договорные отношения могут предоставлять покупателю право давать обязательные инструкции российской стороне, например, что все условия хозяйственной деятельности должны определяться конкретным физическим/юридическим лицом.
В качестве иллюстрации того, как это работает, если американская компания желает приобрести 85% голосующих акций британской компании, а у британской компании есть дочерняя компания в России, которая контролируется через несколько холдинговых компаний-посредников, это приобретение соответствует критериям описываемого триггерного события, так как в результате реализации сделки американская компания получит права контролировать хозяйственную деятельность российской дочерней компании через цепочку юридических лиц.
Стоит отметить, что описанное в данном пункте правило может трактоваться достаточно широко в зависимости от структуры конкретной сделки и поэтому каждый случай следует анализировать индивидуально.
- Заключение договора о создании совместного предприятия между конкурентами, связанного с ведением бизнеса на российском рынке.
- Учреждение российского юридического лица, если его уставный капитал оплачен акциями и (или) имуществом другого российского лица и по результатам сделки вновь созданное лицо получает права, предусмотренные пунктами (А)-(В) выше, в отношении лица, акции которых были переданы.
- Реорганизация российских компаний в форме присоединения или присоединения.
2.2 Пороги подачи
Каждый из вышеперечисленных типов транзакций может привести к обязательной подаче заявления о контроле за слияниями в случае соблюдения порогов подачи (ниже). Пороги подачи заявок, предусмотренные Законом о конкуренции, можно разделить на два типа:
- Общие пороги, применимые к любым типам инициирующих событий: (1) общая стоимость активов сторон сделки (приобретатель и цель, участников соглашения о СП, участников реорганизации и т. д.) вместе с их группами превышает 7 млрд руб. (примерно 9 долл.4,2 млн) или (2) совокупный мировой оборот участников сделки вместе с их группами превышает 10 млрд рублей (примерно 134,6 млн долларов США).
- Дополнительный порог — стоимость активов целевой компании (вместе с ее группой) превышает 400 млн рублей (примерно 5,4 млн долларов США). Этот порог применяется вместе с одним из общих порогов, описанных выше, для инициирующих событий (A), (B) и (C), описанных в пункте 2.
1. Есть два важных примечания к этому порогу, которые следует учитывать при анализе транзакции. Во-первых, если продавец теряет контроль над целевой компанией, стоимость активов продавца и его группы не должна добавляться к стоимости активов целевой компании для целей анализа. Во-вторых, ФАС России разработала и предложила законопроект, направленный на увеличение этого порога до 800 млн рублей (примерно 10,8 млн долларов США). Мы рассчитываем, что этот законопроект будет принят в ближайшее время.
Приведенные выше цифры основаны на применимом финансовом году. Обратите внимание, что существуют специальные пороги для финансовых организаций, которые предусмотрены постановлениями Правительства в отличие от Закона о конкуренции.
3. Процедура подачи заявки
Если сделка удовлетворяет триггерным и пороговым значениям, стороны должны подать заявку на слияние в антимонопольный орган, который должен подтвердить сделку до ее завершения. Например, в случае сделки с акциями разрешение должно быть получено до даты передачи акций приобретателю.
После подачи заявления о присоединении у ФАС России есть 30 календарных дней на его рассмотрение (I этап). Как правило, если объединяемые организации не имеют дублирования, сделка должна быть одобрена в рамках Этапа I, даже если ФАС России может продолжить свое расследование, чтобы проанализировать затронутые рынки. В случае совпадения ФАС России имеет право продлить расследование еще на два месяца для проведения углубленного анализа заявленной сделки и связанных с ней рынков (Этап II).
В исключительных случаях, когда антимонопольный орган установит, что сделка может ограничить конкуренцию, ФАС России вправе отсрочить согласование до выполнения сторонами определенных предварительных условий в срок, не превышающий девяти месяцев. Такой вариант редко используется на практике.
Что касается документов, которые должны быть представлены в антимонопольный орган, Законом о конкуренции предусмотрен исчерпывающий перечень. Этот закон требует от сторон представления ряда официальных документов, таких как нотариально заверенные (и апостилированные для иностранных компаний) копии учредительных документов приобретателя и приобретаемой компании и нотариально заверенные переводы на русский язык документов, подготовленных на иностранных языках. Подготовка таких документов может занять много времени и должна учитываться при любом планировании слияния. Непредоставление необходимых документов может привести к возврату заявки как неполной в течение 10 дней с даты подачи.
ФАС России также имеет широкие полномочия по запросу дополнительной информации от заявителя и от третьих лиц (например, орган может запрашивать информацию об объеме продаж у других участников рынка для расчета доли рынка и коэффициента концентрации).
4. Окончание производства по делу и ответственность
После рассмотрения сделки ФАС России вправе (1) дать безусловное разрешение, (2) дать условное разрешение (с учетом мер защиты) или (3) запретить сделка. Решение доставляется заявителю и публикуется на официальном сайте ФАС России.
ФАС России имеет право принимать любые необходимые меры для смягчения опасений по поводу конкуренции. Обычно власти разрабатывают поведенческие меры, в то время как структурные меры (например, отчуждение акций/активов) применяются довольно редко. Средства правовой защиты обычно выдаются вместе с решением о клиринге и применяются после закрытия сделки. В редких случаях ФАС России выносит средства правовой защиты в виде предварительных условий, соблюдение которых является ключевым условием для выдачи разрешения.
Несоблюдение российских правил контроля за слияниями может привести к нескольким последствиям. Во-первых, наложение административного штрафа на лицо, ответственное за подачу заявления, в размере до 500 000 рублей (примерно 6 540 долларов США) для юридических лиц и до 20 000 рублей (примерно 261 доллар США) для его руководства. Во-вторых, ФАС России может обратиться в суд с иском о признании сделки, заключенной без получения необходимого разрешения на присоединение, недействительной. Обычно суды предоставляют такое средство правовой защиты только в том случае, если ФАС России докажет, что сделка может привести к ограничению конкуренции. Наконец, существуют и репутационные риски, поскольку ФАС России регулярно публикует на своем официальном сайте информацию о сделках, совершенных с нарушением Закона о конкуренции.
[1] Разъяснения ФАС России № 19 «Об особенностях осуществления государственного антимонопольного контроля за экономической концентрацией» от 11 июня 2021 года. Доступно на английском языке на официальном сайте ФАС России по ссылке: http:// en.fas.gov.ru/documents/documentdetails.html?id=15367
[2] В этом пункте прямое приобретение акций относится к иностранным целям только потому, что прямое приобретение голосующих акций российских организаций должно анализироваться в соответствии с пунктом (А).
Законодательный акт страны, в соответствии с которым подача/утверждение Образец статей
(i) Никакое согласие или одобрение или подача документов или регистрация в каком-либо государственном органе или любой третьей стороне не требуется, чтобы Служба безопасности или любой из своих дочерних компаний в связи с исполнением, доставкой или исполнением в качестве Обеспечения настоящего Соглашения или для завершения Слияния, за исключением (A) подачи заявок и уведомлений, в зависимости от обстоятельств, с одобрением определенных федеральных банковских органов и органов штата, (B) подача документов в SEC и государственные органы по ценным бумагам, а также (C) подача свидетельств о слиянии в OSS и DSS в соответствии с OGCL и DGCL.
На дату настоящего документа Служба безопасности не знает ни одной причины, по которой утверждения, изложенные в Разделе 7.01(b), не будут получены без наложения условий, ограничений или требований типа, описанного в Разделе 7.01(b).
Все Согласия, которые необходимо получить от любого Государственного органа или сделать с ним для завершения сделок, предусмотренных настоящим Соглашением, должны быть получены или даны.
За исключением случаев, описанных в Разделе 4.4(c) Графика раскрытия информации о компании, никакое заявление, подача или регистрация, уведомление или разрешение, согласие или одобрение какого-либо суда, федерального, государственного, местного или иностранного правительства или регулирующий орган (включая фондовую биржу или другой саморегулируемый орган) или орган (каждый из которых именуется «Государственный орган») необходим для исполнения и доставки настоящего Соглашения Компанией или совершения Компанией транзакций, предусмотренных настоящим Соглашением, неспособность получить, сделать или предоставить, что в совокупности имело бы Существенные неблагоприятные последствия для Компании («Требуемые Компанией официальные утверждения»), при этом понимается, что ссылки в настоящем Соглашении на «получение» таких Требуемых Компанией официальных разрешений означают делать такие заявления, регистрировать или регистрировать, направлять такие уведомления, получать такие разрешения, согласия или одобрения и истечение таких периодов ожидания, которые необходимы для предотвращения ИД нарушение закона.
Применимое законодательство и нормативные акты могут требовать от держателей и бенефициарных владельцев Акций, включая держателей и бенефициарных владельцев АДА, соблюдения требований к отчетности и получения разрешений регулирующих органов в определенных обстоятельствах. Держатели и бенефициарные владельцы АДА несут единоличную ответственность за определение и соблюдение таких требований к отчетности и получение таких разрешений. Каждый Держатель и каждый Бенефициарный владелец настоящим соглашаются принимать такое решение, подавать такие отчеты и получать такие утверждения в объеме и в форме, требуемых применимыми законами и правилами, действующими время от времени. Ни Депозитарий, Кастодиан, Компания или любой из их соответствующих агентов или аффилированных лиц не обязаны предпринимать какие-либо действия от имени Держателей или Бенефициарных владельцев для определения или удовлетворения таких требований к отчетности или получения таких разрешений регулирующих органов в соответствии с применимыми законами и правилами.
Все согласия, подача и регистрация во всех регулирующих органах, а также уведомления, необходимые для завершения слияния, должны быть получены или сделаны и должны иметь полную юридическую силу, а все периоды ожидания, требуемые законом, истекли. . Никакое Согласие, полученное от какого-либо Регулирующего органа, которое необходимо для совершения сделок, предусмотренных настоящим документом, не должно быть обусловлено или ограничено таким образом (включая требования, касающиеся привлечения дополнительного капитала или отчуждения Активов), которые, по разумному суждению Совета директоров, любой из Сторон может оказать существенное неблагоприятное влияние на экономические или деловые выгоды сделок, предусмотренных настоящим Соглашением, что, если бы такое условие или требование было известно, такая Сторона, по ее разумному суждению, не заключила бы настоящее Соглашение.
Время от времени Компания будет предпринимать все действия, которые могут быть необходимы для получения и поддержания в силе любых и всех разрешений, согласий и одобрений государственных органов и органов власти, а также документации по законодательству о ценных бумагах в соответствии с федеральным законодательством США и законодательством штата (в том числе без ограничение заявление о регистрации в отношении варрантов и варрантных ценных бумаг в соответствии с Законом о ценных бумагах 1933 года с поправками), которое может быть или стать необходимым в связи с выпуском, продажей, передачей и доставкой варрантных ценных бумаг, выпущенных при осуществлении Варранты, выпуск, продажа, передача и доставка Варрантов или по истечении периода, в течение которого Варранты могут быть исполнены.
В случае отказа в одобрении игр право на выкуп HLV автоматически прекращается и считается недействительным. Каждая сторона должна прилагать добросовестные, коммерчески разумные усилия для своевременного получения Требуемых разрешений на проведение игр, которые она должна получить для сделки с правом выкупа HLV, а другая сторона должна прилагать добросовестные, коммерчески разумные усилия, чтобы помочь такой стороне в ее усилия по своевременному получению таких Требуемых разрешений на азартные игры. В случае возникновения спора между Сторонами относительно того, применялись ли добросовестные, коммерчески разумные усилия в течение Периода регулирования, такой спор подлежит разрешению в порядке, установленном в разделе 6 настоящего Соглашения, и такой вопрос передается на рассмотрение в арбитраж в в порядке, установленном Разделом 6 настоящего Положения, в течение 20 (двадцати) дней после истечения Периода регулирования. Каждая Сторона без каких-либо существенных невозмещаемых расходов для такой Стороны соглашается разумно сотрудничать с другой Стороной и прилагать коммерчески разумные усилия для предоставления Поддерживающей информации для утверждения регулирующими органами, которая разумно запрашивается другой Стороной, в усилиях такой Стороны по получению любых необходимых разрешений регулирующих органов.
(включая, при необходимости, Необходимые игровые разрешения).
Ни исполнение и вручение настоящего Соглашения Компанией, ни завершение или выполнение Компанией любой из транзакций, предусмотренных настоящим Соглашением, не будут: (a) с уведомлением или без него, составлять, создавать или привести к нарушению или нарушению, невыполнению, потере выгоды или права или ускорению выполнения любого обязательства, требуемого в соответствии с любым Законом, Приказом, контрактом или Разрешением, стороной которого является Компания или которым она связана, или любым из ее активы подлежат, или любое положение организационных документов Компании, действующих на Дату закрытия, (b) приводит к наложению залога, требования или обременения на любые активы, принадлежащие Компании; (c) требовать какого-либо Согласия по любому договору или организационному документу, стороной которого является Компания или которым она связана; или (d) требовать какого-либо Разрешения в соответствии с любым Законом или Распоряжением, кроме (i) требуемых документов, если таковые имеются, в SEC и (ii) уведомлений или других документов в государственные или федеральные регулирующие органы после Закрытия, которые необходимы или удобны и не делают не требовать одобрения агентства в качестве условия действительности сделок, предусмотренных настоящим Соглашением; или (e) инициировать любые права преимущественной покупки, преимущественной покупки или аналогичные права в отношении любой из Акций.
Настоящее Соглашение применяется к территории, на которой применяется Договор об учреждении Европейского Сообщества на условиях, изложенных в этом Договоре, с одной стороны, и к территории Мексиканских Соединенных Штатов, с другой.
Освобожденное от налогообложения финансирование (т. е. сертификаты участия — COPS) Продажа Уполномоченным пользователем или иная передача Пользовательских продуктов, которые были приобретены Авторизованным пользователем с использованием третьих лиц, освобожденное от налогов финансирование не может осуществляться до тех пор, пока такие Пользовательские продукты не будут или стать, годным к употреблению. В случае, если Подрядчик желает получить права собственности на Пользовательские продукты, продажа или иная передача должны осуществляться по справедливой рыночной стоимости, определенной на момент такой продажи или иной передачи, и должны осуществляться в соответствии с отдельным письменным соглашением в форму, приемлемую для Авторизованного пользователя, которая соответствует условиям настоящего параграфа.