Градостроительный кодекс российской федерации от 29 декабря 2019 г n 190 фз: ГрК РФ Статья 29.1. Нормативы градостроительного проектирования \ КонсультантПлюс

Нормативная база — РОР «Союз «СРО «РОСК»

Федеральные законы

  • Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 года № 190-ФЗ
  • Федеральный закон от 29 декабря 2004 года  N 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации»
  • Федеральный закон от 01.12.2007 N 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях»
  • Федеральный закон от 27.11.2002 г. N 156-ФЗ «Об объединениях работодателей»
  • Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»
  • Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 года № 51-ФЗ (Часть первая)
  • Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»
  • Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)

Постановления Правительства РФ

  • Постановление Правительства РФ от 27. 06.2020 №938 «Об утверждении Положения об отдельных условиях предоставления займов членам саморегулируемых организаций и порядке осуществления контроля за использованием средств, предоставленных по таким займам»
     Скачать | 396,99 Кб | Размещен:24.07.2020 10:08.
  • Постановление Правительства РФ от 25.10.2019 г. №1365 «О подготовке и об аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики»
     Скачать | 663,28 Кб | Размещен:30.10.2019 10:41.
  • Постановление Правительства РФ от 15 мая 2017 г. № 570 «Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом»
     

     Скачать | 241,3 Кб | Размещен:18. 05.2017 09:30.
  • Постановление Правительства РФ от 11 мая 2017 г. № 559 «Об утверждении минимальных требований к членам саморегулируемой организации, выполняющим инженерные изыскания, осуществляющим подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт особо опасных, технически сложных и уникальных объектов»
     Скачать | 563,94 Кб | Размещен:17.05.2017 09:20.
  • Постановление Правительства РФ от 29 сентября 2008 г. № 724 «Об утверждении порядка Ведения государственного реестра Саморегулируемых организаций»
     Скачать | 54,5 Кб | Размещен:17.12.2013 10:06.

Акты федеральных органов власти

  • Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от от 30.06.2022 № 529/пр «О переносе сроков прохождения независимой оценки квалификации физического лица, претендующего на осуществление профессиональной деятельности по организации выполнения работ по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства»  
     Скачать | 78,16 Кб | Размещен:08.
    08.2022 11:16.
  • Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 06.11.2020 N 672/пр «Об утверждении перечня направлений подготовки, специальностей в области строительства, получение высшего образования по которым необходимо для специалистов по организации инженерных изысканий, специалистов по организации архитектурно-строительного проектирования, специалистов по организации строительства»  
     Скачать | 434,5 Кб | Размещен:11.01.2021 13:04.
  • Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 21.07.2021г. № 500/пр «О внесении изменений в Методику составления сметы контракта, предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, утвержденную приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 23 декабря 2019 г.
    № 841/пр»
     (вступает в силу 24 августа 2021 года) 
     Скачать | 717,58 Кб | Размещен:18.08.2021 09:32.
  • Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 23.12.2019г. № 841/пр «Об утверждении Порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок в сфере градостроительной деятельности (за исключением территориального планирования) и Методики составления сметы контракта, предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства» 
     

     Скачать | 766,17 Кб | Размещен:04.06.2020 12:58.
  • Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 10. 04.2017 № 700/пр „Об утверждении Порядка уведомления саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания, саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, членом указанной саморегулируемой организации о фактическом совокупном размере обязательств соответственно по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, договорам подряда на подготовку проектной документации, договорам строительного подряда, заключенным таким лицом в течение отчетного года с использованием конкурентных способов заключения договоров“ 
    (вступил в силу с 1 июля 2017 года) 
     Скачать | 317,73 Кб | Размещен:14.06.2017 09:09.
  • Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 10.04.2017 № 699/пр „Об утверждении Методики расчета значений показателей, используемых для оценки тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения обязательных требований, оценки вероятности их несоблюдения членом саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства при выполнении инженерных изысканий, подготовке проектной документации, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте особо опасных, технически сложных и уникальных объектов“ (вступил в силу с 1 июля 2017 года) 
     Скачать | 546 Кб | Размещен:19.
    05.2017 08:39.
  • Приказ Министерства экономического развития РФ от 14.10.2020г. № 678 „Об утверждении требований к обеспечению саморегулируемыми организациями доступа к документам и информации, подлежащим обязательному размещению на официальных сайтах саморегулируемых организаций, а также требований к технологическим, программным, лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами таких саморегулируемых организаций“ (вступил в силу с 1 января 2021 года)
     Скачать | 346,86 Кб | Размещен:26.11.2020 10:05.
  • Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 6 апреля 2012 г. N 233 „Об утверждении областей аттестации (проверки знаний) руководителей и специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору“
     Скачать | 100,01 Кб | Размещен:17.12.2013 09:37.

 

 

Комментарий к Градостроительному кодексу Российской Федерации от 29 декабря 2004 г.

N 190-ФЗ

Список сокращений
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Кодексе
Статья 2. Основные принципы законодательства о градостроительной деятельности
Статья 3. Законодательство о градостроительной деятельности
Статья 4. Отношения, регулируемые законодательством о градостроительной деятельности
Статья 5. Субъекты градостроительных отношений
Глава 2. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности
Статья 6. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области градостроительной деятельности
Статья 6.1. Передача осуществления полномочий Российской Федерации в области градостроительной деятельности
Статья 7. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области градостроительной деятельности

Статья 8. Полномочия органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности
Статья 8.1. Контроль за соблюдением органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности
Статья 8.2. Перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации
Глава 2.1. Ценообразование и сметное нормирование в области градостроительной деятельности, федеральный реестр сметных нормативов
Статья 8.3. Ценообразование и сметное нормирование в области градостроительной деятельности
Статья 8.4. Федеральный реестр сметных нормативов
Глава 3. Территориальное планирование
Статья 9. Общие положения о документах территориального планирования
Статья 10. Содержание документов территориального планирования Российской Федерации
Статья 11. Подготовка и утверждение схем территориального планирования Российской Федерации
Статья 12. Порядок согласования проекта схемы территориального планирования Российской Федерации
Статья 13. Утратила силу
Статья 14. Содержание документов территориального планирования субъектов Российской Федерации
Статья 15. Подготовка и утверждение схем территориального планирования субъектов Российской Федерации
Статья 16. Порядок согласования проекта схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации
Статья 17. Утратила силу
Статья 18. Документы территориального планирования муниципальных образований
Статья 19. Содержание схемы территориального планирования муниципального района
Статья 20. Подготовка и утверждение схемы территориального планирования муниципального района
Статья 21. Особенности согласования проекта схемы территориального планирования муниципального района
Статья 22. Утратила силу
Статья 23. Содержание генерального плана поселения и генерального плана городского округа
Статья 24. Подготовка и утверждение генерального плана поселения, генерального плана городского округа
Статья 25. Особенности согласования проекта генерального плана поселения, проекта генерального плана городского округа
Статья 26. Реализация документов территориального планирования
Статья 27. Совместная подготовка проектов документов территориального планирования федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления
Статья 28. Публичные слушания по проектам генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов
Статья 29. Утратила силу
Глава 3.1. Нормативы градостроительного проектирования
Статья 29.1. Нормативы градостроительного проектирования
Статья 29.2. Содержание нормативов градостроительного проектирования
Статья 29.3. Подготовка и утверждение региональных нормативов градостроительного проектирования
Статья 29.4. Подготовка и утверждение местных нормативов градостроительного проектирования
Глава 4. Градостроительное зонирование
Статья 30. Правила землепользования и застройки
Статья 31. Порядок подготовки проекта правил землепользования и застройки
Статья 32. Порядок утверждения правил землепользования и застройки
Статья 33. Порядок внесения изменений в правила землепользования и застройки
Статья 34. Порядок установления территориальных зон
Статья 35. Виды и состав территориальных зон
Статья 36. Градостроительный регламент
Статья 37. Виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства
Статья 38. Предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства
Статья 39. Порядок предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства
Статья 40. Отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства
Глава 5. Планировка территории
Статья 41. Назначение, виды документации по планировке территории
Статья 41. 1. Общие требования к документации по планировке территории
Статья 41.2. Инженерные изыскания для подготовки документации по планировке территории
Статья 42. Проект планировки территории
Статья 43. Проект межевания территории
Статья 44. Градостроительные планы земельных участков
Статья 45. Подготовка и утверждение документации по планировке территории
Статья 46. Особенности подготовки документации по планировке территории применительно к территории поселения, территории городского округа
Статья 46.1. Развитие застроенных территорий
Статья 46.2. Договор о развитии застроенной территории
Статья 46.3. Порядок организации и проведения аукциона на право заключить договор о развитии застроенной территории
Статья 46.4. Договор о комплексном освоении территории
Статья 46.5. Договор об освоении территории в целях строительства жилья экономического класса
Статья 46.6. Договор о комплексном освоении территории в целях строительства жилья экономического класса
Статья 46. 7. Порядок организации и проведения аукциона на право заключения договора об освоении территории в целях строительства жилья экономического класса, договора о комплексном освоении территории в целях строительства жилья экономического класса
Статья 46.8. Требования к участникам аукциона на право заключения договора об освоении территории в целях строительства жилья экономического класса, договора о комплексном освоении территории в целях строительства жилья экономического класса
Статья 46.9. Комплексное развитие территории по инициативе правообладателей земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества
Статья 46.10. Комплексное развитие территории по инициативе органа местного самоуправления
Статья 46.11. Порядок организации и проведения аукциона на право заключения договора о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления
Глава 6. Архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкция объектов капитального строительства
Статья 47. Инженерные изыскания для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства
Статья 48. Архитектурно-строительное проектирование
Статья 48.1. Особо опасные, технически сложные и уникальные объекты
Статья 48.2. Проектная документация повторного использования и модифицированная проектная документация
Статья 49. Экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий, государственная экологическая экспертиза проектной документации объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, на землях особо охраняемых природных территорий, на Байкальской природной территории
Статья 49.1. Аттестация физических лиц на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий
Статья 50. Аккредитация юридических лиц на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий
Статья 50.1. Единый государственный реестр заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства
Статья 51. Разрешение на строительство
Статья 52. Осуществление строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства
Статья 53. Строительный контроль
Статья 54. Государственный строительный надзор
Статья 55. Выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию
Глава 6.1. Саморегулирование в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства
Статья 55.1. Основные цели саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства и содержание их деятельности
Статья 55. 2. Приобретение саморегулируемой организацией в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства права выдачи свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, прекращение такого права
Статья 55.3. Виды саморегулируемых организаций, имеющих право выдачи свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства
Статья 55.4. Требования к некоммерческой организации, необходимые для приобретения статуса саморегулируемой организации
Статья 55.5. Документы саморегулируемой организации, имеющей право выдачи свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства
Статья 55.5-1. Специалисты по организации инженерных изысканий, специалисты по организации архитектурно-строительного проектирования, специалисты по организации строительства
Статья 55. 6. Прием в члены саморегулируемой организации
Статья 55.7. Прекращение членства в саморегулируемой организации
Статья 55.8. Право члена саморегулируемой организации выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства
Статья 55.9. Обеспечение саморегулируемой организацией доступа к информации о своей деятельности и деятельности своих членов
Статья 55.10. Исключительная компетенция общего собрания членов саморегулируемой организации
Статья 55.11. Постоянно действующий коллегиальный орган управления саморегулируемой организации
Статья 55.12. Исполнительный орган саморегулируемой организации
Статья 55.13. Контроль саморегулируемой организацией за деятельностью своих членов
Статья 55.14. Рассмотрение саморегулируемой организацией жалоб на действия своих членов и обращений
Статья 55.15. Применение саморегулируемой организацией мер дисциплинарного воздействия в отношении членов саморегулируемой организации
Статья 55. 16. Компенсационные фонды саморегулируемой организации
Статья 55.16-1. Размещение средств компенсационного фонда возмещения вреда и компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств саморегулируемой организации в кредитных организациях, инвестирование средств компенсационного фонда возмещения вреда саморегулируемой организации
Статья 55.17. Ведение реестра членов саморегулируемой организации
Статья 55.18. Ведение государственного реестра саморегулируемых организаций
Статья 55.19. Государственный надзор за деятельностью саморегулируемых организаций
Статья 55.20. Национальные объединения саморегулируемых организаций
Статья 55.21. Всероссийский съезд саморегулируемых организаций
Статья 55.21-1. Полномочия президента Национального объединения саморегулируемых организаций
Статья 55.22. Совет Национального объединения саморегулируемых организаций
Статья 55.23. Государственный контроль за деятельностью национальных объединений саморегулируемых организаций
Глава 6. 2. Эксплуатация зданий, сооружений
Статья 55.24. Требования законодательства Российской Федерации к эксплуатации зданий, сооружений
Статья 55.25. Обязанности лица, ответственного за эксплуатацию здания, сооружения
Статья 55.26. Приостановление и прекращение эксплуатации зданий, сооружений
Глава 6.3. Освоение территорий в целях строительства и эксплуатации наемных домов
Статья 55.27. Договор об освоении территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома социального использования, договор об освоении территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома коммерческого использования
Статья 55.28. Порядок организации и проведения аукционов на право заключения договора об освоении территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома коммерческого использования, договора об освоении территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома социального использования
Статья 55.29. Требования к участникам аукционов на право заключения договора об освоении территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома коммерческого использования, договора об освоении территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома социального использования
Глава 7. Информационное обеспечение градостроительной деятельности
Статья 56. Информационные системы обеспечения градостроительной деятельности
Статья 57. Порядок ведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности и предоставления сведений информационных систем обеспечения градостроительной деятельности
Статья 57.1. Федеральная государственная информационная система территориального планирования
Статья 57.2. Федеральная государственная информационная система ценообразования в строительстве
Статья 57.3. Градостроительный план земельного участка
Глава 8. Ответственность за нарушение законодательства о градостроительной деятельности
Статья 58. Ответственность за нарушение законодательства о градостроительной деятельности
Статья 59. Возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц при осуществлении территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории
Статья 60. Возмещение вреда, причиненного вследствие разрушения, повреждения объекта капитального строительства, нарушения требований безопасности при строительстве объекта капитального строительства, требований к обеспечению безопасной эксплуатации здания, сооружения
Статья 60.1. Возмещение ущерба, причиненного вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения членом саморегулируемой организации обязательств по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договору строительного подряда, заключенным с использованием конкурентных способов заключения договора
Статья 61. Компенсация вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу физических лиц
Статья 62. Расследование случаев причинения вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц в результате нарушения законодательства о градостроительной деятельности
Глава 9. Особенности осуществления градостроительной деятельности в субъектах Российской Федерации — городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе
Статья 63. Особенности осуществления градостроительной деятельности в субъектах Российской Федерации — городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе

Свобода и ответственность как социально-антропологические факторы формирования городского пространства

Реферат

Актуальность исследования, представленного в статье, связана с необходимостью определения социально-антропологических факторов формирования современного городского пространства. Цель исследования — определить возможности использования социальной активности людей как проявления их свободы и ответственности за формирование пространства города. К пространственным характеристикам города относятся структура города, типы входящих в него пространств, иерархия городских пространств и подпространств и их связи. Способы освоения городского пространства в первую очередь определяются способами производства и общественными отношениями, сложной системой социальных связей и влиянием различных социальных групп, ролью государства и бизнеса. В результате исследования можно сделать вывод, что развитие социальной активности горожан, направленной на формирование городского пространства, позволяет эффективно реализовывать идеи горожан, удовлетворять их потребности и в определенной мере производить новые смыслы культурного пространства города. Важно определить социальную деятельность в рамках диалектики свободы и ответственности, что позволяет жителям стать реальными участниками развития городского пространства. Возможность свободного участия в создании городских пространств, разработка и внедрение современных социальных технологий такого участия (общественные слушания, опросы, городские интернет-порталы и др.) способствуют формированию чувства сопричастности и ответственности за город .

Ключевые слова: городское пространство, свобода и ответственность, право на город, социальная активность

Введение

Исследование формирования пространства города обычно включает анализ факторов этого формирования, исторических условий, культурной специфики и экономических последствий. При изучении городского пространства основное внимание уделяется пространственным характеристикам города как культурного феномена. Изучение культурного пространства города часто предполагает междисциплинарность. В организации городского пространства фиксируется история города, его потребности, стратегии развития. Уникальный образ города, образованный соотношением его улиц, площадей, набережных и архитектуры, есть, по выражению Лотмана, место проживания человека и культурное пространство как особая семиотическая система (Лотман, 19).84). Исследователями городского пространства являются историки, философы, антропологи, социологи, культурологи (У. Эко, Р. Барт, А. Лефевр, Ю. М. Лотман, В. Н. Топоров, В. Г. Ильин, Е. Смоленская и др.). Значительный вклад в изучение городского пространства внесли представители социологии города, в рамках которой вопросы градостроительства были связаны с социальными трансформациями. Возникновение социологии города соотносится с периодом значительных социальных трансформаций начала, поскольку «социальные проблемы — это в основном проблемы города» (Парк, 2002, с. 4). Разработка городских проблем связана с идеями М. Вебера, Г. Зиммеля, Ф. Тённиса и др. Проблема городской социологии становится центральной для представителей Чикагской школы (Р. Парк, Э. Берджесс, Л. Вирт) (Стрельникова, 2012).

Ориентируясь на пространственные характеристики, исследователи выделяют структуру города, типы входящих в него пространств, иерархию городских пространств и подпространств и их связи (Бикбов А., 2002). А. Бикбов отмечает, что «усилия по соединению в одном месте разнородных элементов, которые в своей совокупности соизмеримы с социальным статусом их потребителей, материализуют пространство стилей, т. е. привязывают распределение социальных свойств к местам в физическом пространстве» (Бикбов, 2002, с. 147).

Актуальность темы культурного пространства города обусловлена ​​необходимостью определения социально-антропологических факторов формирования современного городского пространства. Важно выявить роль социальной активности горожан, их возможности свободного волеизъявления по развитию городской среды, анализ способности горожан брать на себя или разделять ответственность за формирование культурного пространства города. .

Постановка задачи

В представленном исследовании ставится проблема роли социальной активности горожан в формировании городского пространства. Важно определить социальную деятельность в рамках диалектики свободы и ответственности, что позволяет жителям стать реальными участниками развития городского пространства. Этот фактор можно рассматривать в контексте такого известного социального понятия, как «право на город». Необходимо не только определить теоретико-методологические основы развития городского пространства, но и выявить их потенциал в практике учета общественного мнения для решения вопросов градостроительной деятельности и благоустройства городской среды.

Исследовательские вопросы

Пространственная структура города связана с его историей, особой осью хронологии и временными пластами. Исследователи отмечают: «Устойчивость города во времени не только позволяет выстроить его особую топографию — благодаря ей формируется городская среда, очень трудно поддающаяся описанию, но вполне осязаемое настроение, присущее конкретному городу, его атмосфера, его характер» (Ромашко, 2002, с. 97).

Город как пространство для создания смыслов

Городская топография может быть наделена особыми метафизическими чертами, метафорически определенными и связанными с особым онтологическим статусом города. С точки зрения метафизики города город – это явление, «обладающее определенными онтологическими структурами и ценностными значениями и занимающее особое место в символическом пространстве культуры» (Гурин, 2003). В этом представлении город является и целостным символом, результатом формирования архетипического сознания, и предметом (а не только местом) «производства смыслов, создания и функционирования символов» (Гурин, 2003). Эти смыслы и символы не нагромождены хаотично в городском пространстве, а включены в определенную иерархическую структуризацию, каждый уровень этой городской структуры вырабатывает свою систему смыслов и символов, которая находит свое отражение в системе градостроительства и архитектуре: «Каждый большой город имеет три архитектурно-символических уровня: небесный, земной, подземный (подземелья и катакомбы)… Задается строгая вертикаль, выделено и подчеркнуто трансцендентное начало» (Гурин, 2003).

Концепция «Право на город»

Одним из самых дискуссионных вопросов является вопрос о факторах формирования городского пространства. Ряд фундаментальных работ посвящен вопросам влияния на формирование городского пространства; одной из самых популярных является концепция «право на город». Согласно идеям книги Анри Лефевра «Право на город» (опубликована в 1968 г.), «каждый из жителей имеет «право на город» и может его отстоять», эта работа усилила интерес к этой теме (Вершинина , 2018). Известный теоретик неомарксизма определяет роль потребления, общественных отношений, функций бизнеса и власти и т. д. в организации городского пространства. Дэвид Харви, развивая идеи концепции права на город, в своей статье «Право на город» акцентирует внимание на «фрагментации» современных городов: «Мы живем в разделенных городах. Во-первых, так называемые «глобальные» города социально расколоты между финансовой элитой и огромными массами низкооплачиваемых работников сферы обслуживания, смешивающихся с маргиналами и безработными» (Harvey, 2008, с. 80).

Харви считает, что все горожане являются «архитекторами городского будущего», потому что с помощью повседневных практик «мы предпринимаем политические, интеллектуальные и экономические усилия, мы строим город». (Харви, 2008, стр. 82). В рамках этого общего градостроительного планирования необходимо найти эффективные способы реализации «права на отличие». Реализуя эти задачи, горожане одновременно выражают свои свободные права на формирование нужного им городского пространства и берут на себя ответственность за судьбу своего города.

Идея производства пространства тесно связана с концепцией права на город. Этой проблеме посвящена известная работа Лефевра «Производство пространства» (Lefebvre, 2015). Лефевр рассматривает пространство как продукт становления общества, прежде всего развития производства и общественных отношений. Он определяет город как особый тип социального пространства, образованного «проецированием всех аспектов, элементов и моментов социальной практики по отдельности «на местность»» (Лефевр, 2015). В результате такой проекции город предстает как особый тип социального пространства – это «обустроенное, декорированное пространство, наполненное разнообразной социальной активностью на протяжении определенной исторической эпохи» (Лефевр, 2015). В настоящее время обостряется проблема отчуждения субъекта от социального пространства города; она должна решаться через реализацию «права на город» как единства социальной свободы и ответственности.

Цель исследования

Цель исследования — определить возможности использования социальной активности людей как проявления их свободы и ответственности за формирование пространства города.

Пространство города в данном случае предстает как специфическая система, включающая иерархию городских пространств и входящих в нее подпространств. Генезис городского пространства связан с историей города, его включением в отечественную и мировую историю. Способы освоения городского пространства в первую очередь определяются способами производства и общественными отношениями, сложной системой социальных связей и влиянием различных социальных групп, ролью государства и бизнеса.

В настоящее время вырабатываются определенные социальные практики воздействия на формирование городской среды, задачами которых является формирование комфортного, безопасного городского пространства, в соответствии с потребностями и интересами горожан (McGill, 2020). Однако такие попытки не будут успешными без их методологического обоснования и выявления социально-антропологических параметров развития городского пространства.

Методы исследования

В задачи представленной работы входит поиск теоретико-методологических подходов к определению социально-антропологических факторов развития городского пространства и анализ существующих практик социальной деятельности, направленной на формирование и развитие городской среды. Реализация этих задач возможна при использовании комплексного подхода. Это позволит на основе рассмотрения фундаментальных научно-философских понятий (право на город, метафизика города и др.) и выявления специфики современных социальных технологий освоения городского пространства определить наиболее актуальные факторы формирования современного города.

В рамках междисциплинарного подхода возможно использование данных из разных научных областей: философии, социологии, культурологии, политологии и др. Представленная работа основана на обобщении результатов аналогичных исследований по данной теме, анализ нормативно-правовых документов, связанных с развитием городских пространств и др. Социально-философский анализ необходим для понимания сущности социально-антропологических факторов развития городского пространства как отражения диалектики свободы и ответственности.

Выводы

Свобода и ответственность горожан могут стать действенным социально-антропологическим фактором формирования пространства города при условии административного и законодательного закрепления практик гражданского воздействия на развитие городской среды.

В исследовании рассматриваются возможности использования социальной активности для развития городского пространства в России на примере анализа практики организации общественных обсуждений, общественных слушаний по вопросам строительства, с учетом результатов опросов, совещаний и др. ( Иванова, Бернюкевич, 2015). Градостроительный кодекс Российской Федерации вносит разъяснения по этим вопросам. Например, Федеральный закон от 29 декабря2017 г. N 455-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесена легитимация новой формы организации общественных обсуждений – «вынесение проекта на общественное обсуждение, а материалы к нему на официальном сайте уполномоченного органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (О внесении изменений в Градостроительный кодекс…, 2017). Процедуры общественных обсуждений и общественных слушаний разделены и разъяснены в законе. Следует отметить, что существуют различия между процедурами проведения общественных обсуждений и общественных слушаний. Публичные обсуждения предполагают обязательное использование информационных систем и сети Интернет. В процедуре общественных слушаний обязателен этап проведения собрания или собраний участников, а в процедуре общественных обсуждений он отсутствует (Пашнина, 2018).

Публичные обсуждения и общественные слушания (в том числе на этапе собрания) эффективны в большей степени из-за социальной подоплеки и факта выражения общественного мнения в виде замечаний и рекомендаций. Например, голосование по вопросам, обсуждаемым на общественных слушаниях, не предусмотрено. В протокол общественных обсуждений или общественных слушаний, подготовленный и оформленный организатором общественных обсуждений, общественных слушаний, должны быть включены: «все предложения и замечания участников общественных обсуждений или общественных слушаний с разбивкой на предложения и замечания граждан, являющихся участниками публичных обсуждений или публичных слушаний и постоянно проживающих на территории, где проводятся публичные обсуждения или публичные слушания, а также предложения и замечания других участников публичных обсуждений или публичных слушаний» (Статья 5.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, 2004 г.). Обычно в судебных актах указывается, что общественные слушания являются элементом градостроительной деятельности и их результаты должны учитываться компетентным органом при принятии решения. Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации, общественные слушания «не являются формой осуществления власти населением. Тем не менее они предоставляют всем, кого может затронуть предлагаемое решение, полномочия на принятие которого принадлежат компетентным органам и должностным лицам, возможность участвовать в его обсуждении…» (По жалобе гражданина…, 2010). Публичные слушания обеспечивают открытость в принятии управленческих решений.

Одной из форм выражения социальной активности горожан являются интернет-порталы и интернет-площадки, созданные для получения мнения горожан по актуальным вопросам, связанным с развитием городов. Примером таких ресурсов является платформа «Активный гражданин» — система электронных опросов, запущенная по инициативе Правительства Москвы 21 мая 2014 г. Опросы «Активного гражданина» делятся на три категории: общегородские, отраслевые и региональные. . За активное участие в опросах доступны бонусные баллы; их можно обменять на награды.

В настоящее время одним из самых обсуждаемых вопросов является проблема реновации и гуманизации общественных пространств города. Исследователи отмечают, что решить эту задачу можно только при синтезе архитектурно-градостроительного и эргономическо-дизайнерского подходов к совершенствованию формирования общественных пространств. Учет антропологического фактора в рамках архитектурно-градостроительного подхода предусматривает «органическое включение общественного пространства в городскую среду, формирование функциональной структуры пространства с помощью архитектурных объемов, включение при необходимости дополнительных объекты, отражающие особенности их исторического развития и «дух места» (Вотинов, 2015).

Заключение

Развитие социальной активности горожан, направленной на формирование городского пространства, позволяет эффективно реализовывать идеи горожан, удовлетворять их потребности и в определенной мере продуцировать новые смыслы культурного пространства города. Социальные практики формирования городской среды позволяют преодолеть сложившееся «отчуждение» между жителями и городом как продуктом деятельности власти и бизнеса. Возможность свободного участия в создании городских пространств, разработка и внедрение современных социальных технологий такого участия (общественные слушания, опросы, городские интернет-порталы и др.) способствуют формированию чувства сопричастности и ответственности за город .

В то же время можно выделить ряд проблем, связанных с внедрением подобных городских практик. Во-первых, это недостаточный охват населения вышеуказанными технологиями активного участия в благоустройстве городской среды. Во-вторых, вопросы правомерности и учета результатов опросов, общественных обсуждений и общественных слушаний в реальном принятии решений по развитию города (например, строительству тех или иных объектов). В-третьих, возможность учета мнения граждан вовсе не исключает лоббирования интересов отдельных групп населения, скрытой коррупции и т. п.

Однако анализ подобных практик активного участия горожан позволяет сделать вывод, что в их рамках могут решаться как конкретные вопросы развития городской среды, так и направления перспективного совершенствования социокультурного пространства города. город можно узнать.

Ссылки

  • Бикбов А. (2002). Москва/Париж: пространственные структуры и телесные схемы. Логос: Журнал философии и прагматики культуры, 3–4 (34), 145–168.

  • Гражданский кодекс Российской Федерации Статья 5.1. «Градостроительный кодекс Российской Федерации». От 29 декабря 2004 г., №. 190-ФЗ. (с изменениями от 31 июля 2020 г.). http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_51040/fc77c7117187684ab0cb02c7ee53952df0de55be/ Дата обращения 20.10.2020

  • Гурин С.П. (2003). Образ города в культуре: метафизический и мистический аспекты. http://www.comk.ru/HTML/gurin_doc.htm

  • Харви, Д. (2008). Право на город. Логос, 3(66), 80–94.

  • Иванова З.И., Бернюкевич Т.В. (2015). Градостроительная политика и общественные слушания в Российской Федерации. Вестник Забайкальского государственного университета, 25-9, 52–60.

  • Лефевр, Х. (2015). Производство космоса. Штрайке Пресс.

  • Лотман Ю.В. М. (1984). Символы Петербурга и проблемы семиотики города. В кн.: Семиотика города и городская культура. Петербург. Труды по знаковым системам, XVIII. Ученые записки Тартуского государственного университета, 664, 30–45.

  • Макгилл, Р. (2020). Устойчивость городов – перспектива управления городским хозяйством. Журнал городского управления, 9 (3), 372–381.

  • О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации. Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. №. 455-ФЗ. (2017). http://base.garant.ru/71848734/1cafb24d049dcd1e7707a22d98e9858f

  • На жалобу гражданки Андроновой Ольги Олеговны о нарушении ею конституционно-правовых норм статьи 39и 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьи 13 Закона Санкт-Петербурга «О градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге», статей 7 и 8 Закона Санкт-Петербурга. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 15 июля 2010 г. N 931-О-О. (2010). https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/1695953/ Дата обращения 20.10.2020

  • Парк, Р. (2002 г.). Город как социальная лаборатория. Социологическое обозрение, 2(3), 3–12.

  • Пашнина В. (2018). О некоторых особенностях применения Федерального закона от 29 декабря 2017 г. № 455-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». 21.08.2018. (2018). https://itpgrad.ru/node/2807 Дата обращения 20.10.2020

  • Ромашко С. (2002). Памятник-сувенир-свидетельство: временная ось мегаполиса. Логос: Журнал философии и прагматики культуры, 3-4(34), 97–108.

  • Ши-Кунг, Л. (2020). Свидетельства городской пространственной самоорганизации. Журнал городского управления, 24. https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S2226585620303241

  • Стрельникова А. В. (2012). Социология города: пространственные практики и жизненные траектории. Трован.

  • Вершинина И. А. (2018). Анри Лефевр: От «Права на город» к «Городской революции». Вестник Московского университета. сер. 18. Социология и политология, 24–2, 48–60.

  • Вотинов М.А. (2015). Реновация и гуманизация пространств в городской среде. Монография. ХНУХ им. А.Н. Бекетова.

Информация об авторских правах


Эта работа находится под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Об этой статье

Использование государственно-частного партнерства для реализации инновационной городской политики и формирования адаптивной территории

Развитие производительных сил и региональная экономика

Экономическая летопись-XXI

Экономический вестник-ХХI: Том 186, Выпуск 11-12, Страницы: 124-133

Информация для цитирования:
Вертакова Ю., Бабич Т., Лебеденко О. (2020). Использование государственно-частного партнерства для реализации инновационной городской политики и формирования адаптивной территории. Экономическая летопись-XXI, 186(11-12), 124-133. doi: https://doi.org/10.21003/ea.V186-14

Полный текст Скачать PDF


Юлия Вертакова
Д.т.н. д.э.н., профессор, зав.,
Кафедра региональной экономики и управления,
Юго-Западный государственный университет
305040, г. Курск, ул. 50 лет Октября, 94
[email protected]
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-1685-2625

Татьяна 63 Бабич 90
к.э.н., доцент,
Кафедра региональной экономики и управления,
Юго-Западный государственный университет
, Российская Федерация, 305040, г. Курск, ул. 50 лет Октября, 94
[email protected]
ORCID ID: https:// orcid.org/0000-0002-6598-9054

Ольга Лебеденко
Аспирант,
Факультет региональной экономики и управления,
Юго-Западный государственный университет
Российская Федерация, 305040, г. Курск, ул. 50 лет Октября, 94
[email protected]
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7102-294X

Использование государственно-частного партнерства для реализации инновационной городской политики и формирования адаптивной территории

Аннотация. В статье обосновано использование государственно-частного партнерства (ГЧП) для реализации инновационной градостроительной политики и создания адаптивной территории, направленной на реализацию современных реалий развития в условиях технологической и социальной трансформации экономики. Авторы статьи провели сравнительный анализ особенностей реализации градостроительной политики в отдельных странах, что позволило определить ее основные инновационные направления в современных условиях и сформировать концептуальную основу реализации инновационной градостроительной политики на основе ГЧП, отличительной чертой которой является комплексный учет факторов, влияющих на градостроительную деятельность, а также ориентация инновационных проектов на реализацию адаптивного территориального подхода, отвечающего современным требованиям и дающего наибольший синергетический эффект при его реализация. Проведен сравнительный анализ использования государственно-частного партнерства в градостроительной деятельности в отдельных странах мира. В результате обоснована методика экспертного анализа соответствия проекта ГЧП целям и принципам адаптивного территориального подхода, основанная на использовании выявленных приоритетов территориального развития, порядок оценки вклада субъектов ГЧП в решение задач градостроительства и расчет коэффициента соответствия. Предлагаемая методика позволяет комплексно оценивать результаты реализации проектов ГЧП как на стадии завершения, так и на стадии эксплуатации проекта.

Ключевые слова: Социально-экономическое развитие; Экономическая политика; Инновационное пространственное развитие; Государственно-частное партнерство; ГЧП; Adaptive Territory

JEL Классификация: O20; О38; О57

Благодарности и финансирование: Работа выполнена при поддержке гранта Президента Российской Федерации для государственной поддержки ведущих научных школ Российской Федерации НШ-2702. 2020.6 «Концептуальные основы новой парадигмы экономического развития». в эпоху технологических и социальных преобразований».

Пожертвование: Авторы внесли одинаковый вклад в эту работу.

DOI: https://doi.org/10.21003/ea.V186-14

Список литературы

  1. ). Генезис государственно-частных инновационных экосистем: предвзятость и проблемы. Технологическое прогнозирование и социальные изменения, 162, 120378.
    https://doi.org/10.1016/j.techfore.2020.120378
  2. Бодрунов С.Д. (2017). Новое индустриальное общество второго поколения: к ноосферной цивилизации. Журнал Уральского государственного экономического университета, 73(5), 5-19.
    https://cyberleninka.ru/article/n/new-industrial-society-of-the-second-generation-towards-the-noospheric-civilisation
  3. Бодрунов С. и Плотников В. (2017). Влияние институциональных структур на технологическое развитие экономической системы [Презентация доклада]. Материалы 30-й конференции Международной ассоциации управления бизнес-информацией, IBIMA 2017 – Vision 2020: Устойчивое экономическое развитие, управление инновациями и глобальный рост, Мадрид.
    https://istina.msu.ru/publications/article/203131889
  4. Калленс, К., Верхоест, К., и Бун, Дж. (2021). Совокупное влияние закупок и сотрудничества на инновации в государственно-частном партнерстве: качественный сравнительный анализ 24 инфраструктурных проектов. Обзор государственного управления.
    https://doi.org/10.1080/14719037.2020.1867228
  5. Черкос, Ф. Д., и Джа, К. Н. (2021). Факторы внедрения государственно-частного партнерства в дорожном секторе на новых и неопытных рынках. Journal of Construction Engineering and Management, 147(3), 04020186.
    https://doi.org/10.1061/%28ASCE%29CO.1943-7862.0002004
  6. Данчиков Е.А., Гурева М.А., Положенцева Ю.С., Черненко Е.М., Варавенко В.Е. (2017). Проблемы развития экономики России в современном мире. Международный журнал прикладного бизнеса и экономических исследований, 15(23), 83-90.
    https://www.researchgate.net/publication/322558364_Problems_of_the_development_of_Russian_economy_in_the_modern_world
  7. Галочкина О. А., Кошелева Т. Н., Грозовская Е. В. и Змиевский Д. В. (2021). Формирование многофункционального транспортного кластера на основе развития государственно-частного (кооперативного) партнерства. Исследования в области систем, решений и управления, 316, 825-833.
    https://doi.org/10.1007/978-3-030-57831-2_89
  8. Калар Б., Примц К., Эркер Р. С., Доминко М. и Огоревц М. (2021). Практика экономики замкнутого цикла на инновационной и консервативной стадиях эволюции фирмы. Ресурсы, сохранение и переработка, 164, 105112.
    https://www.x-mol.com/paper/1298329230827032576
  9. Кузнецов Б. и Буданов И. (2003). Рост, конкурентоспособность и устойчивость: технологические изменения в российской медной промышленности технологические изменения и экологический императив. Вызовы медной промышленности (на рус.).
  10. Макаров И. и Плотников В. (2018). Государственно-частное партнерство как финансовый инструмент модернизации транспортной инфраструктуры. MATEC Web of Conferences, 170, 05012.
    https://doi.org/10.1051/matecconf/201817005012
  11. Плотников В. А. (2018, 11-13 января). Высокотехнологичный сектор российской экономики: состояние и особенности развития [Докладная презентация]. Международная конференция по устойчивой глобализации, Кочи.
  12. Розенкевич, М., Хелман, Дж., Холева, М., Моласи, М., и Краузе-Юэттлер, Г. (2020). Анализ и оценка восходящих моделей, разработанных в Центральной Европе для расширения открытых инноваций и передачи технологий в передовом производстве. В Scholz S.G., Howlett R.J., Setchi R. (Eds.), Sustainable Design and Manufacturing 2020 (стр. 119).-128). Спрингер, Сингапур.
    https://doi.org/10.1007/978-981-15-8131-1_11
  13. Сантос-Вижанде, М.Л., Лопес-Санчес, Х.А., Паскуаль-Фернандес, П., и Радд, Х.М. (2021 г. ). Управление инновациями в сфере услуг в современной экономике: взгляд на взаимодействие между инновационной культурой фирм и факторами успеха на уровне проектов. Технологическое прогнозирование и социальные изменения, 165, 120562.
    https://doi.org/10.1016/j.techfore.2020.120562
  14. Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации. (2004, 29 декабря). Градостроительный кодекс Российской Федерации № 190-ФЗ.
    http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_51040 (на русс.)
  15. Вертакова Ю.В., Полянин А.В., Головина Т.А. (2018). Развитие социальных инвестиций в региональном индикативном планировании: Возможности «социальных связей» в государственно-частном партнерстве. Журнал европейских исследований, 0 (специальный выпуск 2), 1001–1012.
    https://ideas.repec.org/a/ers/journl/vxxiy2018ispecial2p1001-1012.html
  16. Вертакова Ю. и Бабич Т. (2017, январь). Основные подходы к осуществлению технического перевооружения промышленных предприятий в ходе реализации государственной экономической политики [Докладная презентация]. 30-я конференция Международной ассоциации управления бизнес-информацией, IBIMA 2017 – Vision 2020: Устойчивое экономическое развитие, управление инновациями и глобальный рост, Мадрид.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *