ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС | Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС
Урегулированная правовыми нормами деятельность уполномоченных органов государственной власти и должностных лиц по созданию закона. В РФ З. п. регулируется Конституцией РФ, регламентами и иными актами палат ФС РФ, нормативными актами Президента РФ, Правительства РФ, принятыми в пределах их компетенции. Конституция РФ определила три главных участника З. п. Ими являются Президент РФ, СФ и ГД. Все они участвуют в З. п. лишь в той мере, в какой это предписано Конституцией РФ (ч. 1, 3 и 4 ст. 105, ст. 106, ч. 2 ст. 107, ст. 108).
З. п. состоит из пяти основных стадий.
Первая стадия З. п. – внесение законопроекта в ГД. В соответствии со ст. 104 Конституции РФ законопроекты вносятся в ГД субъектами права законодательной инициативы: Президентом РФ, СФ, сенаторами РФ, депутатами ГД, Правительством РФ, законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ по вопросам их ведения. Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, др. законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ.
Вторая стадия З. п. – рассмотрение законопроекта ГД. Рассмотрение законопроектов ГД осуществляется, как правило, в трех чтениях. По результатам рассмотрения ГД может принять следующие решения: одобрить законопроект в качестве федерального конституционного закона, принять законопроект в качестве федерального закона, отклонить законопроект. Одобренные ГД федеральные конституционные законы и принятые ГД федеральные законы в обязательном порядке в течение 5 дней передаются на рассмотрение СФ.
На третьей стадии З. п. одобренный ГД федеральный конституционный закон, принятый ГД федеральный закон рассматривает СФ. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа сенаторов РФ и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов ГД. После одобрения СФ федерального конституционного закона он считается принятым и подлежит подписанию Президентом РФ. Федеральные законы одобряются СФ. Если СФ в предусмотренный Конституцией РФ 14-дневный срок не рассмотрел принятый ГД федеральный закон на заседании палаты, он в соответствии с ч. 4 ст. 105 Конституции РФ считается одобренным СФ и направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. Исключение из общего правила составляют федеральные законы, подлежащие обязательному рассмотрению СФ в соответствии со ст. 106 Конституции РФ. Их рассмотрение в СФ с учетом п. 1 Постановления Конституционного Суда РФ от 23 марта 1995 «По делу о толковании части 4 статьи 105 и статьи 106 Конституции Российской Федерации» должно начаться не позднее 14 дней после их передачи в СФ. Палата имеет право отклонить федеральный конституционный закон, федеральный закон.
Четвертая стадия З. п. – подписание Президентом РФ принятых федерального конституционного закона и федерального закона – осуществляется в соответствии с Конституцией РФ. Ст. 107 Конституции РФ предусматривает, что принятый ГД и одобренный СФ федеральный закон в течение 5 дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. В течение 14 дней он подписывает федеральный закон и обнародует его.
Согласно ч. 3 ст. 107 Конституции РФ если Президент РФ в течение четырнадцати дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то ГД и СФ в установленном Конституцией РФ порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа сенаторов РФ и депутатов ГД, он подлежит подписанию Президентом РФ в течение семи дней и обнародованию. Если Президент РФ в течение указанного срока обратится в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности федерального закона, срок для подписания такого закона приостанавливается на время рассмотрения запроса Конституционным Судом РФ. Если Конституционный Суд РФ подтвердит конституционность федерального закона, Президент РФ подписывает его в трехдневный срок с момента вынесения Конституционным Судом РФ соответствующего решения. Если Конституционный Суд РФ не подтвердит конституционности федерального закона, Президент РФ возвращает его в ГД без подписания.
В соответствии с ч. 2 ст. 108 Конституции РФ принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию. Если Президент Российской Федерации в течение указанного срока обратится в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности федерального конституционного закона, срок для подписания такого закона приостанавливается на время рассмотрения запроса Конституционным Судом РФ. Если Конституционный Суд РФ подтвердит конституционность федерального конституционного закона, Президент РФ подписывает его в трехдневный срок с момента вынесения Конституционным Судом РФ соответствующего решения. Если Конституционный Суд РФ не подтвердит конституционности федерального конституционного закона, Президент РФ возвращает его в ГД без подписания.
Официальное опубликование и вступление в силу федерального конституционного закона, федерального закона, подписанных Президентом РФ, является пятой стадией З. п. После подписания Президентом РФ законы должны быть обнародованы в порядке, установленном Федеральным законом от 14 июня 1994 «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания». Официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона считается первая публикация его текста в «Парламентской газете», «Российской газете», «Собрании законодательства Российской Федерации» или первое размещение (опубликование) на «Официальном Интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru). Подписанный Президентом РФ закон может быть опубликован также в др. печатных изданиях, обнародован по телевидению, радио, передан по каналам связи. Федеральные конституционные законы, федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими законами не установлен др. порядок вступления их в силу.
Дополнительные стадии З. п. связаны с рассмотрением отклоненных СФ федерального конституционного закона, федерального закона и отклоненного федерального закона Президентом РФ. В случае отклонения СФ федерального закона ГД может принять одно из следующих решений: снять федеральный закон с дальнейшего рассмотрения в связи с отклонением его СФ; создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий; принять федеральный закон в ранее принятой ГД редакции. Согласительная комиссия может создаваться как по инициативе СФ, поддержанной ГД, так и по инициативе ГД, поддержанной СФ. Согласительная комиссия создается на паритетных началах из представителей СФ и ГД и рассматривает лишь те положения федерального конституционного закона, федерального закона, по которым возникли разногласия между СФ и ГД. Одобренный ГД федеральный конституционный закон, принятый ГД федеральный закон в редакции согласительной комиссии в течение 5 дней направляются на рассмотрение СФ. Если при повторном рассмотрении федерального закона, отклоненного СФ, ГД не приняла его в редакции согласительной комиссии или выразила свое несогласие с решением СФ об отклонении федерального закона, он ставится на голосование в ранее принятой редакции. Решение о принятии федерального закона в ранее принятой редакции принимается большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов ГД. Принятый ГД федеральный закон в течение 5 дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. Если решение о принятии федерального закона, отклоненного СФ, в ранее принятой ГД редакции не набрало необходимого для принятия числа голосов, то федеральный закон считается отклоненным и дальнейшему рассмотрению не подлежит. Особенностью рассмотрения федеральных законов, отклоненных Президентом РФ, является возможность создания ГД по предложению Президента РФ либо по согласованию с ним специальной комиссии для преодоления возникших разногласий с предложением СФ направить своих представителей для работы в такой комиссии. По окончании работы специальная комиссия представляет на повторное рассмотрение ГД федеральный закон в согласованной редакции. Если при повторном рассмотрении ГД федерального закона, отклоненного Президентом РФ, он принят в новой редакции, порядок его рассмотрения в СФ определен как вновь принятого. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа сенаторов РФ и депутатов ГД, он подлежит подписанию Президентом РФ в течение 7 дней и обнародованию.
Таким образом, число стадий З. п. может изменяться (варьироваться) в зависимости от характера принимаемого закона и позиции по нему каждой из палат ФС РФ и Президента РФ.
Глава 15. Повторное рассмотрение федеральных законов, отклоненных Президентом Российской Федерации
Статья 133
Если Президент Российской Федерации в течение 14 дней со дня поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума вновь рассматривает данный федеральный закон.
Статья 134
1. Федеральный закон, отклоненный Президентом Российской Федерации, передается Советом Государственной Думы в ответственный комитет, который в течение 10 дней рассматривает мотивы решения Президента Российской Федерации об отклонении федерального закона, принятого Государственной Думой.
2. По итогам рассмотрения ответственный комитет вносит на рассмотрение Государственной Думы проект постановления Государственной Думы, в котором может предложить Государственной Думе одно из следующих решений:
а) согласиться с решением Президента Российской Федерации об отклонении федерального закона и снять его с дальнейшего рассмотрения Государственной Думой;
б) принять федеральный закон в редакции Президента Российской Федерации;
в) создать по предложению либо с предварительного согласия Президента Российской Федерации специальную комиссию для выработки согласованного текста федерального закона по отклоненному Президентом Российской Федерации федеральному закону с учетом предложений Президента Российской Федерации;
г) одобрить федеральный закон в ранее принятой редакции.
3. Совет Государственной Думы после получения от ответственного комитета одного из проектов постановления Государственной Думы, предусмотренных частью второй настоящей статьи, включает во внеочередном порядке вопрос о повторном рассмотрении федерального закона, отклоненного Президентом Российской Федерации, в проект порядка работы Государственной Думы на очередное заседание.
4. О дате и времени повторного рассмотрения федерального закона, отклоненного Президентом Российской Федерации, не позднее чем за три дня до его рассмотрения на заседании Государственной Думы сообщается Президенту Российской Федерации.
Статья 1341
1. Повторное рассмотрение федерального закона, отклоненного Президентом Российской Федерации, начинается с выступления полномочного представителя Президента Российской Федерации в Государственной Думе либо иного официального представителя Президента Российской Федерации. Затем выступает представитель ответственного комитета и по предложению ответственного комитета принимается одно из решений, предусмотренных частью второй статьи 134 настоящего Регламента.
2. Если палата принимает решение о проведении обсуждения перед голосованием, то в обсуждении участвуют представители фракций. Заключительное слово предоставляется представителю ответственного комитета.
Статья 1342
1. Постановление Государственной Думы о согласии с решением Президента Российской Федерации об отклонении федерального закона и снятии его с дальнейшего рассмотрения Государственной Думой принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.
2. Если Государственная Дума по предложению ответственного комитета не согласилась с решением Президента Российской Федерации об отклонении федерального закона и не сняла его с дальнейшего рассмотрения Государственной Думой, то председательствующим на заседании Государственной Думы на голосование палаты ставится вопрос об одобрении федерального закона в ранее принятой Государственной Думой редакции.
Статья 1343
1. Решение о принятии федерального закона в редакции Президента Российской Федерации принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.
2. Принятый федеральный закон в редакции Президента Российской Федерации в течение пяти дней направляется в Совет Федерации.
3. В случае, если Государственная Дума не согласилась с предложением ответственного комитета принять федеральный закон в редакции Президента Российской Федерации, председательствующим на заседании Государственной Думы на голосование палаты ставится вопрос об одобрении федерального закона в ранее принятой Государственной Думой редакции.
Статья 1344
1. Если Президент Российской Федерации отклонил федеральный закон и не предложил Государственной Думе создать специальную комиссию, то ответственный комитет может запросить у Президента Российской Федерации предварительное согласие на создание специальной комиссии.
2. Если Президент Российской Федерации предложил Государственной Думе создать специальную комиссию либо дал предварительное согласие на ее создание, ответственный комитет вносит на рассмотрение палаты проект постановления Государственной Думы о создании специальной комиссии.
3. Если Президент Российской Федерации не предложил Государственной Думе создать специальную комиссию и не дал предварительного согласия на ее создание, ответственный комитет вносит на рассмотрение палаты проект постановления Государственной Думы, в котором предлагает Государственной Думе одно из решений, предусмотренных пунктами «а» и «г» части второй статьи 134 настоящего Регламента.
Статья 135
1. Если Государственная Дума согласилась с предложением ответственного комитета о создании специальной комиссии, палата большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы принимает постановление Государственной Думы о создании специальной комиссии, об избрании в ее состав депутатов Государственной Думы и сопредседателя специальной комиссии от Государственной Думы. Указанное постановление направляется Президенту Российской Федерации и в Совет Федерации.
2. Сопредседатель специальной комиссии и другие ее члены образуют депутацию Государственной Думы в специальной комиссии. Депутат Государственной Думы, избранный в состав специальной комиссии, обязан присутствовать на ее заседаниях. О невозможности присутствовать на заседании специальной комиссии по уважительной причине депутат Государственной Думы заблаговременно информирует сопредседателя специальной комиссии от Государственной Думы.
3. Депутаты Государственной Думы, не входящие в состав специальной комиссии, вправе присутствовать на ее заседаниях и участвовать в обсуждении федерального закона с правом совещательного голоса.
4. Организационное, информационное и документационное обеспечение деятельности депутации Государственной Думы в составе специальной комиссии осуществляет аппарат ответственного комитета во взаимодействии с другими структурными подразделениями Аппарата Государственной Думы. Депутация Государственной Думы в специальной комиссии вправе при необходимости привлекать гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы в Правовом управлении Аппарата Государственной Думы, в аппарате ответственного комитета или в других структурных подразделениях Аппарата Государственной Думы, и работников структурных подразделений Аппарата Государственной Думы для содействия в выработке согласованного текста федерального закона, а также приглашать ученых и специалистов в качестве экспертов.
5. В случае, если Государственная Дума не согласилась с предложением ответственного комитета создать специальную комиссию, ответственный комитет вносит на рассмотрение палаты проект постановления Государственной Думы, в котором предлагает Государственной Думе одно из решений, предусмотренных пунктами «а» и «г» части второй статьи 134 настоящего Регламента.
Статья 1351
1. При принятии решения специальная комиссия действует по принципу «одна сторона — один голос», при этом члены специальной комиссии от Государственной Думы принимают решение большинством голосов от их общего числа. Решение специальной комиссии считается принятым, если по каждому предложению Президента Российской Федерации стороны пришли к единому мнению. До подписания заключительных протокола и сопоставительной таблицы федеральный закон в редакции специальной комиссии направляется сопредседателем специальной комиссии от Государственной Думы в Правовое управление Аппарата Государственной Думы для проведения правовой и лингвистической экспертиз в соответствии с требованиями статьи 112 настоящего Регламента.
2. По окончании работы специальной комиссии сопредседателем специальной комиссии от Государственной Думы на повторное рассмотрение Государственной Думы вносятся федеральный закон в редакции специальной комиссии, завизированный сопредседателями специальной комиссии, заключение по нему Правового управления Аппарата Государственной Думы, решение специальной комиссии и сопоставительная таблица, содержащая текст федерального закона, к которому имеется поправка специальной комиссии, текст поправки, новую редакцию текста федерального закона с учетом поправки специальной комиссии, краткую мотивировку решения специальной комиссии.
3. Если сторонами не преодолено разногласие хотя бы по одному предложению Президента Российской Федерации, специальная комиссия принимает решение о прекращении дальнейшей работы, которое подписывается сопредседателями специальной комиссии и направляется в ответственный комитет. Ответственный комитет информирует Государственную Думу об итогах работы специальной комиссии и вносит на рассмотрение палаты проект постановления Государственной Думы, в котором предлагает Государственной Думе одно из решений, предусмотренных пунктами «а» и «г» части второй статьи 134 настоящего Регламента.
4. Если установленный срок деятельности специальной комиссии истек, а выработка согласованного текста федерального закона не завершена, то по решению специальной комиссии сопредседатель специальной комиссии от Государственной Думы вносит на рассмотрение палаты проект постановления Государственной Думы о продлении срока работы в составе специальной комиссии депутации Государственной Думы. Если указанный проект постановления Государственной Думы не был внесен или соответствующее постановление не было принято Государственной Думой, деятельность специальной комиссии прекращается и ответственный комитет вносит на рассмотрение палаты проект постановления Государственной Думы о признании утратившим силу постановления Государственной Думы о создании специальной комиссии и о принятии Государственной Думой одного из решений, предусмотренных пунктами «а» и «г» части второй статьи 134 настоящего Регламента.
Статья 1352
1. При рассмотрении федерального закона в редакции специальной комиссии с докладом выступает сопредседатель специальной комиссии от Государственной Думы. Затем может выступить полномочный представитель Президента Российской Федерации в Государственной Думе либо иной официальный представитель Президента Российской Федерации.
2. Федеральный закон в редакции специальной комиссии считается принятым, если за него проголосовало большинство от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятие федерального закона в редакции специальной комиссии оформляется постановлением Государственной Думы.
3. В случае отклонения федерального закона в редакции специальной комиссии председательствующим на заседании Государственной Думы на голосование палаты ставится вопрос об одобрении федерального закона в ранее принятой Государственной Думой редакции.
Статья 1353
1. Решение об одобрении федерального закона в ранее принятой Государственной Думой редакции принимается большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Данное решение оформляется постановлением Государственной Думы.
2. Одобренный в ранее принятой Государственной Думой редакции федеральный закон в течение пяти дней направляется Председателем Государственной Думы в Совет Федерации.
3. Если предложение об одобрении федерального закона в ранее принятой Государственной Думой редакции не набрало необходимого для его принятия числа голосов, то федеральный закон считается отклоненным и дальнейшему рассмотрению не подлежит. Результат голосования оформляется постановлением Государственной Думы.
Федерального закона № 254-ФЗ о внесении изменений в некоторые законодательные акты.
- Страна/территория
- Российская Федерация
- Тип документа
- Законодательство
- Дата
- 2016
- Источник
- ФАО, ФАОЛЕКС
- Тема
- Окружающая среда, вода
- Ключевое слово
- Защищенная область Биосферные заповедники Бизнес/промышленность/корпорации Утилизация отходов Качество пресной воды/загрязнение пресной воды Контроль загрязнения
- Географический район
- Арктика, АЗИЯ И ТИХИЙ ОКЕАН, Черное море, Каспийское море, СНГ (Содружество Независимых Государств), Восточная Европа, Европа, ЕВРОПА И ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ, Северная часть Тихого океана, Северо-Западная часть Тихого океана
- Примечания о вступлении в силу
- Настоящий Федеральный закон вступает в силу через девяносто дней после дня его официального опубликования.
- Реферат
Настоящий Федеральный закон предусматривает возможность организации биосферных полигонов на территории природных заповедников. Настоящим Федеральным законом вводится понятие накопленного вреда окружающей среде — вред окружающей среде, возникший в результате прошлой хозяйственной и иной деятельности, обязанность по устранению которого не исполнена или исполнена не в полном объеме; объекты накопленного ущерба окружающей среде — территории и акватории, на которых выявлен накопленный ущерб окружающей среде, объекты капитального строительства и полигоны размещения отходов, являющиеся источниками накопленного ущерба окружающей среде.
- Полный текст
- Русский
- Веб-сайт
- www.pnp.ru
- Изменения
Федеральный закон № 33-ФЗ об особо охраняемых природных территориях.
Законодательство | Российская Федерация | 1995
Ключевое слово: Охраняемая территория, Основное законодательство, Биосферные резерваты, Культурное наследие, Сохранение экосистемы, Образование, Ответственность/компенсация
Источник: ФАО, ФАОЛЕКС
Федеральный закон № 7-ФЗ об охране окружающей среды.
Законодательство | Российская Федерация | 2002
Ключевое слово: Защита окружающей среды, Рамочный закон, ОВОС, Экологический аудит, Катастрофы, Экологические стандарты, Охраняемая территория, Биоразнообразие, Культурное наследие, Мониторинг, Инспекция, Исследования, Образование, Сохранение экосистемы, Разрешение споров, Управление отходами, Коренные народы, Качество пресной воды/загрязнение пресной воды , Устойчивое развитие, Борьба с загрязнением
Источник: ФАО, ФАОЛЕКС
Федеральный закон № 415-ФЗ о внесении изменений в Лесной кодекс (№ 200 – ФЗ).
- Страна/территория
- Российская Федерация
- Тип документа
- Законодательство
- Дата
- 2013
- Источник
- ФАО, ФАОЛЕКС
- Тема
- Лесное хозяйство
- Ключевое слово
- Лесные породы Древесина Добыча/заготовка древесины Маркировка/идентификация Экспроприация Транспорт/хранение Постановка на учет Сбор данных/отчетность Доступ к информации Нарушения/наказания Судебное/административное производство Управление лесным хозяйством/сохранение лесов
- Географический район
- Арктика, АЗИЯ И ТИХИЙ ОКЕАН, Черное море, Каспийское море, СНГ (Содружество Независимых Государств), Восточная Европа, Европа, ЕВРОПА И ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ, Северная часть Тихого океана, Северо-Западная часть Тихого океана
- Примечания о вступлении в силу
- Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 февраля 2014 года.
- Реферат
Поправки направлены на борьбу с незаконными рубками. Лесопользователи несут ответственность за учет древесины, вывозимой из лесных участков. При этом древесина, заготовленная гражданами для собственных (личных, индивидуальных), подлежит учету уполномоченными государственными органами. Кроме того, древесина ценных лесных пород (дуб, бук, ясень) обязательно должна маркироваться отдельно, поштучно. Данные о маркировке передаются в единую государственную автоматизированную информационную систему учета древесины и операций с ней. Для перевозки древесины требуется дополнительный сопроводительный документ. В нем указываются сведения и данные о собственнике, грузоотправителе, грузополучателе, лесовозе, его объем, породный (тип) и ассортиментный состав, пункты отправления и назначения, номер декларации лесоперевозок (при наличии). При перевозке автомобильным транспортом также должен быть указан государственный номерной знак транспортного средства.