Фз о прокуратуре ст 27: Статья 27. Полномочия прокурора \ КонсультантПлюс

Федеральный закон от 7 марта 2017 г. N 27-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации»

Свежий номер

РГ-Неделя

Родина

Тематические приложения

Союз

Свежий номер

10.03.2017 00:00

Поделиться

Федеральный закон от 7 марта 2017 г. N 27-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации»

Дата подписания: 07.03.2017Опубликован: 10.03.2017

Принят Государственной Думой 22 февраля 2017 года

Одобрен Советом Федерации 1 марта 2017 года

Внести в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 17 ноября 1995 года N 168-ФЗ) (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 8, ст. 366; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 47, ст. 4472; 1999, N 7, ст. 878; 2007, N 24, ст. 2830; 2009, N 29, ст. 3608; 2010, N 27, ст. 3416; 2011, N 1, ст. 16; 2014, N 52, ст. 7538) следующие изменения:

1) в статье 6:

а) пункт 2 изложить в следующей редакции:

«2. Статистическая и иная информация, документы (в том числе электронные документы, подписанные электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации), справки и другие материалы или их копии, необходимые при осуществлении возложенных на органы прокуратуры функций, представляются по требованию прокурора безвозмездно в течение пяти рабочих дней с момента поступления требования прокурора руководителю или иному уполномоченному представителю органа (организации), а в ходе проведения проверок исполнения законов — в течение двух рабочих дней с момента предъявления требования прокурора. В требовании прокурора могут быть установлены более длительные сроки.

В случае, если проверяемый орган (организация) в течение срока, установленного в соответствии с первым предложением абзаца первого настоящего пункта для представления запрашиваемых статистической и иной информации, документов и материалов или их копий, уведомляет прокурора в письменной форме с изложением объективных причин о невозможности представления указанных информации, документов, материалов или их копий в установленный срок, прокурор принимает решение об установлении нового срока для их представления. «;

б) дополнить пунктом 21 следующего содержания:

«21. При наличии угрозы причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, безопасности государства, при наличии чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера необходимые информация, документы и материалы или их копии представляются в течение суток с момента поступления требования прокурора.»;

в) дополнить пунктом 22 следующего содержания:

«22. Сроки представления информации, документов и материалов или их копий, указанные в пунктах 2 и 21 настоящей статьи, не распространяются на случаи исполнения требований прокурора, вытекающих из его полномочий, предусмотренных статьями 30 и 33 настоящего Федерального закона.»;

г) дополнить пунктом 23 следующего содержания:

«23. Прокурор не вправе требовать у органа (организации):

информацию, документы и материалы или их копии в рамках проведения проверки, не обусловленные целями указанной проверки и (или) не относящиеся к предмету указанной проверки;

информацию, документы и материалы или их копии, которые передавались органам прокуратуры в связи с ранее проведенной проверкой либо которые официально опубликованы в средствах массовой информации или размещены на официальном сайте органа (официальном сайте организации, создание которого предусмотрено ее учредительными документами) (далее — официальный сайт органа (организации) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом. «;

д) дополнить пунктом 24 следующего содержания:

«24. В случаях, предусмотренных абзацем третьим пункта 23 настоящей статьи, орган (организация) указывает в ответе на требование прокурора сведения о проверке, в рамках которой передавались такие информация, документы и материалы, и актуальность таких информации, документов и материалов на момент требования или сведения о средствах массовой информации либо об официальном сайте органа (организации) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в которых опубликованы (размещены) соответствующие актуальные на момент требования информация, документы и материалы.»;

е) дополнить пунктом 25 следующего содержания:

«25. Проверяемый орган (организация) обязан представить указанные в абзаце третьем пункта 23 настоящей статьи информацию, документы и материалы или их копии при получении требования прокурора, связанного:

с необходимостью проведения исследования, испытания, специальной экспертизы для получения дополнительной информации, которая может повлиять на выводы проводимой проверки;

с наличием угрозы причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, безопасности государства, с наличием чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. «;

2) в статье 21:

а) пункт 2 изложить в следующей редакции:

«2. При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки.»;

б) дополнить пунктом 3 следующего содержания:

«3. Решение о проведении проверки принимается прокурором или его заместителем и доводится до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемого органа (организации) не позднее дня начала проверки. В решении о проведении проверки в обязательном порядке указываются цели, основания и предмет проверки.

В случае, если в ходе указанной проверки получены сведения, указывающие на наличие в деятельности проверяемого органа (организации) иных нарушений законов, требующих принятия мер прокурором, подтвердить или опровергнуть которые невозможно без проведения проверки, прокурор или его заместитель принимает мотивированное решение о расширении предмета указанной проверки или решение о проведении новой проверки и доводит принятое решение до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемого органа (организации) не позднее дня его принятия.

Типовая форма решения о проведении проверки и типовая форма мотивированного решения о расширении предмета указанной проверки утверждаются Генеральным прокурором Российской Федерации.»;

в) дополнить пунктом 4 следующего содержания:

«4. Срок проведения проверки не должен превышать 30 календарных дней со дня начала проверки. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения прокурором дополнительных проверочных мероприятий в рамках указанной проверки, по решению прокурора или его заместителя срок проведения проверки может быть продлен. Срок проведения проверки может быть продлен не более чем на 30 календарных дней. При необходимости решение о последующем продлении на срок, не превышающий 30 календарных дней, может быть принято только Генеральным прокурором Российской Федерации или уполномоченным им заместителем Генерального прокурора Российской Федерации.»;

г) дополнить пунктом 5 следующего содержания:

«5. Срок проведения проверки в отношении органа (организации), осуществляющего свою деятельность на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству, обособленному структурному подразделению, региональному отделению органа (организации). «;

д) дополнить пунктом 6 следующего содержания:

«6. Проведение проверки по решению прокурора или его заместителя может быть неоднократно приостановлено:

при необходимости проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз для получения дополнительной информации, которая может повлиять на выводы проверки, если срок их проведения выходит за пределы срока проведения указанной проверки;

если действия (бездействие) проверяемого органа (организации), препятствующие проведению указанной проверки, приводят к невозможности завершения указанной проверки в пределах срока ее проведения;

в случае непредставления истребованных информации, документов и материалов или их копий в пределах установленных для их представления сроков, что приводит к невозможности завершения указанной проверки в пределах срока ее проведения.»;

е) дополнить пунктом 7 следующего содержания:

«7. Общий срок приостановлений прокурором или его заместителем проведения проверки не может превышать шесть месяцев. В случае невозможности в течение данных шести месяцев завершить указанные в пункте 6 настоящей статьи мероприятия либо получить необходимые информацию, документы и материалы или их копии срок приостановления проверки может быть продлен по решению Генерального прокурора Российской Федерации или уполномоченного им заместителя Генерального прокурора Российской Федерации, но не более чем на шесть месяцев.»;

ж) дополнить пунктом 8 следующего содержания:

«8. Проведение проверки возобновляется решением прокурора или его заместителя в случае прекращения оснований, установленных пунктом 6 настоящей статьи.»;

з) дополнить пунктом 9 следующего содержания:

«9. В срок проведения проверки не включается срок:

на который указанная проверка была приостановлена;

между датой окончания сроков для представления необходимых информации, документов и материалов или их копий, установленных абзацем первым пункта 2 и пунктом 21 статьи 6 настоящего Федерального закона, и датой их представления;

установленный абзацем вторым пункта 2 статьи 6 настоящего Федерального закона. «;

и) дополнить пунктом 10 следующего содержания:

«10. В случае приостановления проверки документы и материалы, изъятые у проверяемого органа (организации), возвращаются проверяемому органу (организации), за исключением случаев, если указанные документы и материалы необходимы:

для решения вопроса об уголовном преследовании;

для проведения исследований, испытаний, специальных экспертиз, результаты проведения которых могут повлиять на выводы проводимой проверки.»;

к) дополнить пунктом 11 следующего содержания:

«11. Руководитель или иной уполномоченный представитель проверяемого органа (организации) уведомляется о продлении (приостановлении, возобновлении) срока проведения проверки в течение двух дней со дня принятия решения о продлении (приостановлении, возобновлении) срока проведения указанной проверки.»;

л) дополнить пунктом 12 следующего содержания:

«12. Проведение повторной проверки в связи с теми же фактами, которым по итогам ранее проведенной проверки уже была дана или должна была быть дана правовая оценка, допускается в следующих исключительных случаях:

по новым или вновь открывшимся обстоятельствам;

по истечении установленного статьей 24 настоящего Федерального закона срока устранения нарушений закона, выявленных в ходе первоначальной прокурорской проверки. «;

м) дополнить пунктом 13 следующего содержания:

«13. К участию в проведении проверки могут привлекаться представители иных государственных органов в целях осуществления ими экспертно-аналитических функций.»;

н) дополнить пунктом 14 следующего содержания:

«14. Если в ходе проверки нарушений закона не выявлено, в десятидневный срок со дня ее завершения составляется акт по установленной Генеральным прокурором Российской Федерации форме, копия которого направляется руководителю или иному уполномоченному представителю проверяемого органа (организации).»;

о) дополнить пунктом 15 следующего содержания:

«15. Действия (бездействие) и решения прокурора, связанные с проведением проверки, могут быть обжалованы в установленном законом порядке.»;

3) в абзаце третьем пункта 1 статьи 22 слова «, материалов, статистических и иных сведений» заменить словами «и материалов или их копий, статистических и иных сведений в сроки и порядке, которые установлены пунктами 2, 21, 23, 24, 25 статьи 6 настоящего Федерального закона»;

4) пункт 2 статьи 26 дополнить предложением следующего содержания: «Проведение прокурором проверки соблюдения прав и свобод человека и гражданина осуществляется с учетом положений пунктов 2 — 15 статьи 21 настоящего Федерального закона. «.

Президент Российской Федерации В. Путин

Российская газета — Федеральный выпуск: №50(7216)

Поделиться

Комментарии Российской Газеты

Утвержден новый порядок проведения прокурорских проверок

  • Постановление Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2023 года № 579 «Об особенностях порядка предоставления обеспечения заявок на участие в закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд участниками таких закупок, являющимися иностранными лицами»
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2023 года № 528 «Об утверждении особенностей приема на обучение по образовательным программам высшего образования, имеющим государственную аккредитацию, программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) в 2023 году»

Карта сайта | Совет муниципальных образований Пензенской области. Официальный сайт.

Мероприятия

Стартует ежегодный конкурс среди студентов ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет» на лучшую конкурсную работу на тему: «Молодежные инициативы в муниципальных социальных программах»

Итоги ежегодного конкурса среди учащихся 10-11-х классов общеобразовательных учреждений Пензенской области на лучший реферат

Начинается прием заявок на участие в премии «Экспортер года Пензенской области»

Полезные ссылки

Карта сайта

  • Об ассоциации
    • История создания
    • Учредительные документы
    • Структура Совета
  • Новости
    • Федеральные новости
    • Новости ОКМО
    • Новости ВСМС
    • Новости СМОПО
    • Новости МО
    • Новости региона
    • Новости ВАРМСУ
    • Фотогалерея
    • Новости ВАРМСУ
  • Мероприятия
    • Съезды
    • Заседания правления
    • Заседания рабочих органов
    • Подготовка кадров
    • Конкурсы
  • Муниципальные образования Пензенской области
    • Муниципальные образования Пензенской области
    • Карта Пензенской области
  • Важная информация
    • Обмен опытом
    • Инициативы и гранты
    • Сайты ОГВ
    • Сообщения
    • Полезные ссылки
  • Правовая база
    • Федеральное законодательство
    • Законодательство Пензенской области
    • Обзор изменений в законодательстве
    • Судебная практика
    • Архивная база протестов
    • Правовые новости
  • Вам отвечают
  • Контакты
    • Контакты
    • Исполнительная дирекция

Руководство о роли прокуроров

Поскольку в Уставе Организации Объединенных Наций народы мира подтверждают, среди прочего, свою решимость создать условия, при которых может поддерживаться правосудие, и провозглашают одной из своих целей достижение международного сотрудничество в поощрении и поощрении соблюдения прав человека и основных свобод без различия расы, пола, языка или религии,

Принимая во внимание, что Всеобщая декларация прав человека закрепляет принципы равенства перед законом, презумпцию невиновности и право на справедливое и публичное слушание дела независимым и беспристрастным судом,

Принимая во внимание, что часто все еще существует разрыв между видением, лежащим в основе этих принципов, и реальной ситуацией,

Принимая во внимание, что организация и отправление правосудия в каждой стране должны основываться на этих принципах и усилиях, предпринимаемых для их полного воплощения в жизнь,

Принимая во внимание, что прокуроры играют решающую роль в отправлении правосудия, и правила, касающиеся выполнения их важных обязанностей, должны способствовать уважению и соблюдению ими вышеупомянутых принципов, тем самым способствуя справедливому и беспристрастному уголовному правосудию и эффективной защите граждан против преступности,

Принимая во внимание, что необходимо обеспечить, чтобы прокуроры обладали профессиональной квалификацией, необходимой для выполнения их функций, посредством совершенствования методов найма и юридической и профессиональной подготовки, а также путем предоставления всех необходимых средств для надлежащего выполнения их роли в борьбе с преступности, особенно в ее новых формах и измерениях,

Принимая во внимание, что Генеральная Ассамблея в своей резолюции 34/169 от 17 декабря 1979 года приняла Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка по рекомендации Пятого Конгресса Организации Объединенных Наций по предотвращению преступности и обращения с правонарушителями,

Принимая во внимание, что в резолюции 16 Шестого Конгресса Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями Комитет по предупреждению преступности и борьбе с ней был призван включить в число своих приоритетов разработку руководящих принципов, касающихся независимости судей и отбор, профессиональная подготовка и статус судей и прокуроров,

Принимая во внимание, что Седьмой Конгресс Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями принял Основные принципы независимости судебных органов, впоследствии одобренные Генеральной Ассамблеей в ее резолюциях 40 /32 из 29Ноябрь 1985 г. и 40/146 от 13 декабря 1985 г.,

Принимая во внимание, что Декларация основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотребления властью рекомендует принять меры на международном и национальном уровнях для улучшения доступа к правосудию и справедливого обращения, реституции , компенсация и помощь жертвам преступлений,

Принимая во внимание, что в резолюции 7 Седьмого Конгресса Комитет был призван рассмотреть необходимость руководящих принципов, касающихся, в частности, отбора, профессиональной подготовки и статуса прокуроров, их предполагаемых задач и поведение, средства повышения их вклада в бесперебойное функционирование системы уголовного правосудия и их сотрудничества с полицией, объем их дискреционных полномочий и их роль в уголовном судопроизводстве, а также представление докладов об этом будущим конгрессам Организации Объединенных Наций,

Изложенные ниже Руководящие принципы, которые были сформулированы, чтобы помочь государствам-членам в выполнении их задач по обеспечению и продвижению эффективности, беспристрастности и справедливости прокуроров в уголовном судопроизводстве, должны соблюдаться и учитываться правительствами в рамках их национальных законодательством и практикой и должны быть доведены до сведения прокуроров, а также других лиц, таких как судьи, адвокаты, представители исполнительной и законодательной власти и общественности в целом. Настоящие Руководящие принципы были сформулированы главным образом для прокуроров, но они в равной степени применимы и к прокурорам, назначаемым на разовой основе.

Квалификация, отбор и обучение

1. Прокурорами должны быть добросовестные и способные лица, имеющие соответствующую подготовку и квалификацию.

2. Государства должны обеспечить, чтобы:

  1. Критерии отбора прокуроров включали в себя гарантии против назначения на основе предвзятости или предубеждения, исключая любую дискриминацию лица по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений. , национальное, социальное или этническое происхождение, имущественное положение, рождение, экономическое или иное положение, за исключением того, что требование о том, чтобы кандидат на должность прокурора был гражданином соответствующей страны, не считается дискриминацией;
  2. Прокуроры имеют надлежащее образование и подготовку и должны быть осведомлены об идеалах и этических обязанностях своей должности, о конституционной и законодательной защите прав подозреваемого и потерпевшего, а также о правах человека и основных свободах, признанных национальными и международными закон.

Статус и условия службы

3. Прокуроры, как основные представители отправления правосудия, всегда должны поддерживать честь и достоинство своей профессии.

4. Государства должны обеспечить, чтобы прокуроры могли выполнять свои профессиональные функции без запугивания, создания препятствий, преследования, неправомерного вмешательства или неоправданного привлечения к гражданской, уголовной или иной ответственности.

5. Прокуроры и члены их семей находятся под физической защитой властей, когда их личная безопасность находится под угрозой в результате выполнения прокурорских функций.

6. Разумные условия службы прокуроров, адекватное вознаграждение и, в соответствующих случаях, срок пребывания в должности, пенсия и возраст выхода на пенсию устанавливаются законом или опубликованными правилами или положениями.

7. Повышение в должности прокуроров, где бы ни существовала такая система, должно основываться на объективных факторах, в частности на профессиональной квалификации, способностях, добросовестности и опыте, и решаться в соответствии со справедливыми и беспристрастными процедурами.

Свобода выражения мнений и объединений

8. Прокуроры, как и другие граждане, имеют право на свободу выражения мнений, убеждений, объединений и собраний. В частности, они имеют право принимать участие в публичном обсуждении вопросов, касающихся закона, отправления правосудия и поощрения и защиты прав человека, а также вступать в местные, национальные или международные организации или создавать их и посещать их собрания без ущерба для себя. профессиональный ущерб по причине их законных действий или их членства в законной организации. При осуществлении этих прав прокуроры всегда должны вести себя в соответствии с законом и общепризнанными стандартами и этическими нормами своей профессии.

9. Прокуроры могут свободно создавать и вступать в профессиональные ассоциации или другие организации для представления своих интересов, содействия их профессиональной подготовке и защиты своего статуса.

Роль в уголовном судопроизводстве

10. Прокуратура строго отделена от судебных функций.

11. Прокуроры играют активную роль в уголовном судопроизводстве, в том числе в возбуждении уголовного дела, а в случаях, предусмотренных законом или в соответствии с местной практикой, в расследовании преступлений, надзоре за законностью этих расследований, надзоре за исполнением судебных решений. решения и выполнение других функций в качестве представителей общественных интересов.

12. Прокуроры должны в соответствии с законом выполнять свои обязанности справедливо, последовательно и оперативно, уважать и защищать человеческое достоинство и защищать права человека, тем самым способствуя обеспечению надлежащего судебного разбирательства и бесперебойного функционирования системы уголовного правосудия.

13. При исполнении своих обязанностей прокуроры обязаны:

  1. выполнять свои функции беспристрастно и избегать любой политической, социальной, религиозной, расовой, культурной, половой или любой другой дискриминации;
  2. Защищать общественные интересы, действовать объективно, должным образом учитывать положение подозреваемого и потерпевшего и обращать внимание на все относящиеся к делу обстоятельства, независимо от того, благоприятствуют они подозреваемому или нет;
  3. Хранить в тайне свои дела, если только исполнение служебных обязанностей или нужды правосудия не требуют иного;
  4. Принимать во внимание мнения и опасения потерпевших, когда затрагиваются их личные интересы, и обеспечивать, чтобы потерпевшие были проинформированы об их правах в соответствии с Декларацией основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотребления властью.

14. Прокуроры не должны возбуждать или продолжать уголовное преследование или прилагать все усилия для приостановления судебного разбирательства, когда беспристрастное расследование показывает, что обвинение является необоснованным.

15. Прокуроры должны уделять должное внимание судебному преследованию за преступления, совершенные государственными должностными лицами, в частности за коррупцию, злоупотребление властью, серьезные нарушения прав человека и другие преступления, признанные международным правом, и, если это разрешено законом или соответствует местной практике, расследования подобных правонарушений.

16. Когда прокуроры получают доказательства против подозреваемых, которые, как они знают или считают на разумных основаниях, были получены с применением незаконных методов, которые представляют собой грубое нарушение прав человека подозреваемого, особенно с применением пыток или жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения наказания или других нарушений прав человека, они должны отказаться от использования таких доказательств против кого-либо, кроме тех, кто применил такие методы, или сообщить об этом Суду и принять все необходимые меры для обеспечения того, чтобы лица, ответственные за использование таких методов, были привлечены к ответственности. к правосудию.

Дискреционные функции

17. В странах, где прокуроры наделены дискреционными функциями, закон или опубликованные правила или положения должны содержать руководящие принципы для повышения справедливости и последовательности подхода при принятии решений в процессе судебного преследования, включая возбуждение судебного преследования или отказ от него.

Альтернативы судебному преследованию

18. В соответствии с национальным законодательством прокуроры должным образом рассматривают возможность отказа от судебного преследования, условного или безусловного прекращения производства по уголовному делу или изъятия уголовных дел из официальной системы правосудия при полном соблюдении прав подозреваемого(ых) ) и жертва(ы). С этой целью государствам следует всесторонне изучить возможность принятия схем замены наказания не только для уменьшения чрезмерной судебной нагрузки, но и для того, чтобы избежать стигматизации досудебного содержания под стражей, предъявления обвинения и осуждения, а также возможных неблагоприятных последствий тюремного заключения.

19. В странах, где прокуроры наделены дискреционными функциями в отношении принятия решения о привлечении к уголовной ответственности несовершеннолетнего, особое внимание должно уделяться характеру и тяжести правонарушения, защите общества, личности и биографии несовершеннолетнего. . Принимая такое решение, прокуроры должны, в частности, учитывать имеющиеся альтернативы судебному преследованию в соответствии с соответствующими законами и процедурами в области ювенальной юстиции. Прокуроры прилагают все усилия для привлечения несовершеннолетних к уголовной ответственности только в той мере, в какой это абсолютно необходимо.

Отношения с другими государственными органами или учреждениями

20. В целях обеспечения справедливости и эффективности судебного преследования прокуроры должны стремиться к сотрудничеству с полицией, судами, адвокатурой, общественными защитниками и другими государственными органами или учреждениями.

Дисциплинарное производство

21. Дисциплинарные проступки прокуроров основываются на законе или правовых актах. Жалобы на прокуроров, в которых утверждается, что их действия явно выходят за рамки профессиональных стандартов, должны рассматриваться оперативно и справедливо в соответствии с надлежащими процедурами. Прокуроры имеют право на справедливое судебное разбирательство. Решение подлежит независимому пересмотру.

22. Дисциплинарное производство в отношении прокуроров должно гарантировать объективную оценку и решение. Они определяются в соответствии с законом, кодексом профессионального поведения и другими установленными стандартами и этическими нормами, а также в свете настоящих Рекомендаций.

Соблюдение Инструкции

23. Прокуроры обязаны соблюдать настоящую Инструкцию. Они также должны в меру своих возможностей предотвращать любые их нарушения и активно пресекать их.

24. Прокуроры, у которых есть основания полагать, что нарушение настоящего Руководства имело место или должно произойти, должны сообщить об этом вышестоящим органам и, при необходимости, другим соответствующим органам или органам, наделенным полномочиями по пересмотру или исправлению положения.

Обращения Каляпина к Генеральному прокурору Российской Федерации Чайке и Председателю Следственного комитета Российской Федерации Бастрыкину в связи с публичными заявлениями Главы Чеченской Республики Кадырова

Генеральному прокурору Российской федерации
Yu.Y.Chayka

Уважаемый Yury Yakovlevich,

5 декабря 2014 года в 19:25 на веб-странице главы Чечен Р.А. В социальных сетях появилась запись встречи, которую Р.А.Кадыров провел с «министрами, начальниками и руководителями районных и начальников областных УВД» в связи с вооруженным нападением группы лиц на здания и сооружения в Грозном, что произошло накануне.

В этой записи Глава Чеченской Республики, в частности, отмечает: «Я официально заявляю, что времена, когда была поговорка, что родители не могут отвечать за поступки своих детей, прошли. В Чечне будут! Если отец увидит, что его сын избрал путь террора и ваххабизма, пусть приведет сына к властям или остановит любым другим способом, пока он не успел пролить кровь… Если боевик в Чечне совершит убийство милиционера или любого другого лица, семья этого боевика будет немедленно выслана из Чечни без права возвращения, а их дом снесен вместе с фундаментом».

Эти слова Р.А.Кадырова процитированы, в частности, в прямом эфире телеканала «Россия 24» (данный материал здесь, новость с отрывками Главы Чеченской Республики здесь).

Согласно статье 49 Конституции Российской Федерации «каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, установленном федеральным законом, и установлена ​​вступившим в законную силу решением суда» .

В статье 5 УК РФ указано, что «лицо подлежит уголовной ответственности только за те общественно опасные деяния (бездействие) и наступившие общественно опасные последствия, в связи с которыми установлена ​​его вина» . При этом запрещается «строгая ответственность», то есть уголовная ответственность за безвинное причинение вреда».

Это означает, что родственники боевика, «совершившего убийство сотрудника милиции или иного лица», могут быть привлечены к уголовной ответственности и понести должное наказание только в случае вынесения судом обвинительного приговора, устанавливающего вину стадия вовлечения в совершенное преступление.

Привлечение к уголовной ответственности только по факту родства с преступником законодательством Российской Федерации не допускается.

В отношении иных видов ответственности родственников преступника, кроме уголовной, законодательством Российской Федерации предусмотрена только одна возможность – она предусмотрена Федеральным законом от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму». .

В статье 18 настоящего Закона указано, что «возмещение вреда, в том числе морального, причиненного в результате террористического акта, осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о гражданском судопроизводстве, за счет лица, совершившего террористический акт, а также за счет средств его близких родственников, родственников и связанных лиц», однако оно осуществляется только при наличии «достаточных оснований полагать, что деньги, ценности и иное имущество приобретены ими». в результате террористической деятельности и (или) представляют собой доходы от такого имущества».

Других юридических обязательств у родственников лиц, признанных судом преступниками, просто нет.

Более того, произвольные ограничения прав граждан, установленные органами власти без законодательной нормы, также являются незаконными по действующей Конституции Российской Федерации, поскольку права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным закона (ст. 55 Конституции).

Меры, предложенные Главой Чеченской Республики Р.А.Кадыровым в официальном заявлении, такие как «выдворение за пределы Чечни без права возвращения» и снос домов «вместе с фундаментом», не только выходят за пределы закона, но прямо противоречат ему.

Совершение таких действий явилось бы окончательным нарушением конституционных прав граждан – в данном случае права на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства (ст. 27 Конституции), права на частную жизнь собственность (ст. 35 Конституции) право на жилище (ст. 40 Конституции).

Само собой разумеется, что данные действия подлежат соответствующей квалификации в соответствии с УК РФ.
 
Хочу отметить, что по информации различных правозащитных организаций практика сноса домовладений и совершения иных противоправных действий в отношении родственников лиц, во многих случаях только подозреваемых в причастности к деятельности незаконных вооруженных формирований, не является редкостью в Чеченской Республике .

Например, только с лета 2008 г. по март 2009 г. сотрудниками ПЦ «Мемориал» зарегистрировано 26 случаев поджогов домов родственников боевиков..

В том же 2009 году о такой практике рассказала руководитель Московского отделения Хьюман Райтс Вотч Татьяна Локшина. Представители Хьюман Райтс Вотч на тот момент насчитали около 20 случаев поджогов домов родственников боевиков в разных районах Чеченской Республики.

Вот что рассказала Татьяна Локшина о типичных случаях поджогов: «Чаще всего это происходит ночью. На нескольких автомобилях заезжают вооруженные люди в камуфляже. Люди, скорее всего, связанные с МВД, выгоняют людей из дома на улицу или выгоняют во второй дом, находящийся в этом же домовладении, что довольно типично для Чечни, – и запирают там.

В дальнейшем они неторопливо передвигают мебель, разбрасывают легковоспламеняющиеся предметы, обливают бензином, поджигают и, как правило, сразу не уходят. Ждут полчаса и больше — чтобы убедиться, что пожар развился и от дома ничего или мало не осталось».

И хотя после 2009 года случаев поджогов домов родственников предполагаемых боевиков стало меньше, они все же случаются.

Например, «22 апреля 2012 года в районе населенного пункта Герзель-Аул Гудермесского района Чеченской Республики в результате рейда спецназа республиканских силовых структур убиты двое боевиков – Бантаев Ахмед, 19 г.р.90 лет, уроженец с. Комсомольское Гудермесского района, и Бислан Алхазов, 1988 г.р., уроженец с. Кошкельды Гудермесского района. Также в ходе облавы были убиты двое сотрудников Гудермесского РОВД – начальник уголовного розыска подполковник Аслан Джамалдаев и младший лейтенант Ахмад Адалаев.

Через два дня после рейда вооруженные люди в камуфляжной форме пришли в село Комсомольское, выгнали родственников Бантаевых из их дома, расположенного недалеко от школы в центре села, и сожгли его. Семье Бантаевых не разрешили ничего забрать из дома, даже документы. На месте поджога была замечена пожарная машина, однако неизвестно, как она туда попала. По словам местных жителей, силовики вызвали его, чтобы огонь не перекинулся на соседний дом. Пожарная команда получила приказ облить водой только его. Дом и имущество семьи Бантаевых были полностью уничтожены огнем. Дом принадлежал дедушке и бабушке убитого боевика Ахмеда Бантаева.

На восточной окраине поселка по улице Олимпийской стоял дом родителей Ахмеда; там жили постояльцы. Их тоже выгнали из дома, ничего не брали с собой, а дом сожгли (сайт «Мемориал»)».

Действия в отношении родственников лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений, не ограничиваются уничтожением домовладений.

Нередки случаи полного исчезновения родственников, их незаконное задержание и применение силы. Юристы, работающие с «Комитетом против пыток» и Мобильной совместной группой (СМГ), работающей в Чеченской Республике, ведут довольно много таких дел.

Например, в сентябре 2013 года Мурад Сулумбекович Амриев обратился в СМГ и сообщил, что 25 августа 2013 года он был задержан и доставлен в здание РОВД г. Грозного. Там его двое суток держали в наручниках: избивали, пытали электричеством, подвешивали к потолку, унижали. Он также рассказал, что одним из его похитителей был высокопоставленный сотрудник УВД по Чеченской Республике Магомед Дашаев.

М.С.Амриев пояснил, что Дашаев уже организовал его задержание в 2010 году. Сотрудник милиции подозревал старшего брата М.С.Амриева в покушении на его убийство в 2008 году. Брат Амриева давно переехал из Чечни в Германию и сейчас находится вне досягаемости местные полицейские. По словам М.С.Амриева, он не располагал требуемой от него информацией о покушении, но был вынужден под пытками подписать некоторые документы.

Через два дня, вечером 27 августа, Дашаев со своими людьми отвез избитого М.С.Амриева домой к его родителям. В квартиру семьи Амриевых вошли около 15 человек. Переговоры начались. Главным требованием Дашаева было возвращение в Чечню старшего брата М.С.Амриева. Однако, опасаясь за безопасность эмигрировавшего родственника, семья Амриевых не могла гарантировать его возвращение. Семье Амриевых сказали, что, если его старший брат не вернется в Чечню, вся ответственность за покушение перейдет на Мурада.

В связи с этим правозащитники направили сообщение о преступлении в областной Следственный комитет. Следственный комитет провел ряд доследственных проверок, 6 ноября 2014 года был вынесен очередной отказ в возбуждении уголовного дела (веб-сайт Комитета против пыток).

В 2009 году правозащитники получили многочисленные обращения от людей, рассказывающих о разрушении домовладений и похищении их родственников.
  
В частности, 7 декабря 2009 г.Раиса Саидахмедовна Турлуева обратилась в СМГ и пояснила, что 21 октября 2009 года на территории домовладения № 117 по улице Ганчаева поселка Гойты Урус-Мартановского района Чеченской Республики произошла перестрелка между сотрудниками правоохранительных органов и тремя лицами, принадлежащими к незаконной имели место вооруженные группы. В ходе указанной выше перестрелки и последующего пожара сгорели жилые помещения домовладения Турлуевой Р.С.

Материалы, собранные юристами СМГ, позволили им сделать вывод о том, что члены незаконных вооруженных формирований не могли совершить поджог домовладения.

Подтверждено:

– объяснениями Турлуевой Р.С., Садулаевой Л.В., Яхыевой М.А., Ибрагимовой Е.А., которые указывают на то, что поджог дома произошел после того, как двое боевиков были убиты, а третий скрылся. Заявитель и свидетели утверждают, что дом был окружен вооруженными группами и не мог быть подожжен третьими лицами.

– видеозапись пресс-службы МВД РФ по Чеченской Республике от 21 октября 2009 г.где видно, что по завершении активной фазы тушения возгорания в домашнем хозяйстве не было (данная видеозапись размещена на сайте МВД РФ по Чеченской Республике).

19 декабря 2009 года Ачхой-Мартановским межрайонным следственным отделом Следственного комитета Российской Федерации прокуратурой по Чеченской Республике возбуждено уголовное дело №73054, однако версия о поджоге в должной мере не проверена.

В день описываемого боя (21 октября 2009 г.) сын Турлуевой Р.С. Ибрагимов Саид-Салех Абдулганиевич, 1990 г.р., был задержан сотрудниками полка милиции специального назначения Управления вневедомственной охраны Министерства Интерьер по Чеченской республике по охране нефтяных месторождений Чечни («нефтяной полк»). Несколько дней С.-С.А.Ибрагимов якобы содержался в помещении полка.

Юристы СМГ установили, что 21 октября 2009 г.С.-С.А.Ибрагимов был задержан и доставлен офицерами нефтяного полка в административное здание полка, расположенное в Грозном. Аднан Абдуллаевич Ибрагимов (дядя Саид-Салеха) был доставлен в это же помещение, он видел С.-С.А.Ибрагимова и разговаривал с ним. По словам А.А.Ибрагимова, в это время в помещении находилось много офицеров нефтяного полка, которые высказывали свои претензии к С.-С.А.Ибрагимову и угрожали убить его в качестве кровной мести в связи с гибелью их сослуживца во время перестрелки на место жительства С.-С.А.Ибрагимова. После допроса А. А.Ибрагимова отпустили, а его племянника С.-С.А.Ибрагимова оставили на территории полка.

28 декабря 2009 года по факту исчезновения Ибрагимова возбуждено уголовное дело №66102. Расследование этого дела неоднократно приостанавливалось и возобновлялось. Судьба, постигшая С.-С.А.Ибрагимова, неизвестна, как и личности его похитителей.

В настоящее время по делу «Турлуева против России» Европейский суд по правам человека вынес решение, которое устанавливает нарушение Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод в отношении заявителя (веб-сайт Комитет против пыток).

Не во всех случаях противоправных действий в отношении родственников лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений, потерпевшие обращаются в правоохранительные органы, считая это бесперспективным. И такое отношение граждан нельзя назвать беспочвенным, поскольку расследования по жалобам тех, кто все же решился обратиться за помощью в органы государственной власти, как правило, не приносят никакого результата.

В частности, о неэффективности расследований дел о похищениях людей в Чеченской Республике неоднократно заявлял «Комитет против пыток» (см. Отчет о состоянии расследования уголовных дел, возбужденных по фактам пыток и исчезновений людей в Чеченской Республике, составленный с использованием материалов Объединенной Мобильной Группы российских правозащитных организаций в Чеченской Республике).

Летом 2014 года произошел первый случай выдворения родственников преступника с территории Чеченской Республики, вызвавший большой общественный резонанс. По сообщениям СМИ, жители поселка Гой-Чу единогласно приняли решение о депортации из республики всех членов семьи Хусейна Дахтаева, совершившего нашумевшее убийство сотрудника МВД Ахмеда Допаева на возвышении. переезд в Ленинском районе г. Грозного.

Таким образом, принимая во внимание вышеуказанные противоправные действия в отношении родственников лиц, подозреваемых в совершении преступлений (или преступников), можно обоснованно предположить, что официальное заявление главы Чеченской Республики обязательно будет выполнено.

Однако установить закон и защитить права гражданина с помощью мер, не соответствующих Конституции России и иным нормам российского законодательства, невозможно.

На мой взгляд, предусмотренных законом полномочий, которыми располагают государственные органы Чечни, вполне достаточно для решения нынешних проблем и задач, в том числе борьбы с преступностью. Предложение осуществить меры, противоречащие закону, может только усугубить ситуацию.

Более того, я считаю, что подобные заявления и лозунги, произносимые главой субъекта Российской Федерации, создают опасный прецедент произвольного нарушения основного закона страны – Конституции России, которую Рамзан Кадыров дал присягу защищать («Клянусь при осуществлении полномочий Главы Чеченской Республики уважать и защищать права и свободы человека и гражданина, защищать права многонационального народа Чеченской Республики и верно служить ему, соблюдая и защиты Конституции Чеченской Республики и законов Чеченской Республики» – цитата из текста его присяги на верность).

Принимая во внимание вышеизложенное, а также тот факт, что указанное заявление Р.А.Кадыров сделал официально и данное заявление было передано в эфир центрального телеканала как такового,

прошу Вас:

Организовать проверку , на основании чего оценить законность заявлений Главы Чеченской Республики Р.А.Кадырова, принять соответствующие меры прокурорского реагирования, а в случае выявления состава преступления направить материалы в Следственный комитет Российской Федерации. Федерации для проведения процессуальной проверки и решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

И.А.Каляпин

В аналогичном обращении к Председателю Следственного комитета А.И.Бастрыкину А.И.Каляпин указал на то, что, по его мнению, заявления Главы Чеченской Республики содержат подстрекательства властей к совершению преступление, предусмотренное статьей 286 УК РФ («превышение должностных полномочий»). В связи с этим Каляпин просил Бастрыкина организовать процессуальную проверку по статьям 144-145 УПК РФ для решения вопроса о возбуждении уголовного дела при наличии для этого достаточных оснований.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *